Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях Ким Э.Ф педагог-психолог Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург. В настоящем исследовании изучена роль родительской семьи в формировании представлений молодых людей об идеальных фигурах отца и матери. По нашему мнению, эти представления имеют значение
в процессе образования молодой семьи, поскольку, с одной стороны, они дают возможность организовать собственную семейную жизнь по сценарию, отличному от предыдущего поколения, а, с другой, нередко ведут к распаду семьи, поскольку не учитывают реальности жизнедеятельности [1, 2, 3, 4]. Цель проведённого исследования заключалась в изучении взаимосвязи между представлениями взрослых детей о себе, реальных родителях, образах идеальных родителей и особенностями семейных отношений и удовлетворённостью
ими. Решались следующие задачи: проанализировать представления молодых людей о себе, реальных родителях и образах идеальных родителей, определить особенности воспитания, используемого родителями взрослых детей, выявить удовлетворённость членов семьи отношениями между собой, проанализировать взаимосвязи изученных показателей. Всего обследовано 40 семей с детьми в возрасте от 20 до 25 лет - всего 100 человек. На момент исследования молодые люди еще не состояли в браке, то есть не имели собственной семьи.
Из 40 семей 9 семей – неполных (с одним родителем), 31 – полная (с двумя родителями). Всего было исследовано 100 человек. Гипотезы исследования: 1. Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях связаны с особенностями их семейного воспитания в родительской семье. 2. Образы идеальных родителей в представлении молодых людей более согласованы, чем образы реальных родителей.
Использованы Гиссенский личностный опросник, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), шкала удовлетворённости отношениями между собой членов семьи. Математическая обработка проводилась с использованием: t-критерия Стьюдента для независимых выборок, непараметрических критериев U Манна-Уитни и ТМФ (Точный метод Фишера), дисперсионного анализа, корреляционного анализа.
В итоге были получены следующие результаты: 1. Среднестатистический психологический автопортрет молодого человека, принявшего участие в исследовании, характеризуется положительной социальной репутацией, склонностью к властолюбию, хорошим контролем над собой, положительным фоном настроения, замкнутостью, хорошими социальными способностями. При этом девушки оценивают свою социальную репутацию выше, чем юноши. 2. Психологический портрет реальной матери с точки зрения взрослых детей включает такие характеристики,
как положительная социальная репутация, властолюбие, высокий контроль над собой, отрицательный фон настроения, замкнутость и низкие социальные способности. Отличий в портретах реальной матери у юношей и девушек не выявлено. Психологический портрет реального отца, с точки зрения взрослых детей, отличают отрицательная социальная репутация, властолюбие, высокий контроль над собой, положительный фон настроения, замкнутость и низкие
социальные способности. При этом девушки ниже, чем юноши, оценивают социальную репутацию своих отцов. Сравнение образов реальных родителей обнаружило статистические различия по шкалам социальной репутации и преобладающего настроения. Взрослые дети считают, что их матери имеют положительную социальную репутацию и сниженный фон настроения, тогда как отцы – отрицательную социальную репутацию и положительный фон настроения. 3. Статистически значимые различия в оценках реальной и идеальной матери взрослыми детьми
обнаружены по шкалам социального одобрения и преобладающего настроения. Идеальная мать оценивается, как имеющая более высокую социальную репутацию и не сниженный, а положительный фон настроения. Кроме того, идеальная мать, по сравнению с реальной, более открыта перед другими людьми. В оценках девушек идеальная мать должна также отличаться не властолюбием, а послушанием. Достоверные различия в образах реального и идеального отца, созданных взрослыми детьми, прослежены
по шкалам социальных способностей и преобладающего настроения. Идеальный отец, в отличие от реального, характеризуется не низкими, а высокими социальными способностями и еще более высоким положительным фоном настроения. Кроме того, идеальный отец должен иметь положительную, а не отрицательную социальную репутацию, а также отличается уступчивостью, а не властолюбием. В оценках девушек идеальный отец, помимо этого, отличается
большей открытостью, откровенностью и потребностью в любви. 4. Образы идеальных родителей – матери и отца, в представлениях взрослых детей имеют чрезвычайно сплочённую связь, то есть, по сути, передают представление ребёнка о просто идеальном человеке без дифференциации по полу и семейной роли. 5. Воспитательную практику родителей взрослых детей характеризует недостаточность запретов, санкций и воспитательная неуверенность. Чрезмерность требований-запретов предпочитают использовать
отцы. В то же время их основной стратегией воспитания является гипопротекция, тогда как матерей отличает гиперпротекция. Последнее могло быть связано с тем, что для матерей чаще характерна фобия утраты ребёнка. 6. Прослежена связь между особенностями воспитания родителей и самооценкой психологических свойств детьми. В семьях с гипопротекцией отца дети оценивают свой фон настроения, как сниженный. Наличие у матери фобии утраты ребенка связано у детей с низким контролем над собой.
Предпочтение матерью в ребенке женских качеств коррелирует с тем, что дети оценивают свою социальную репутацию и свои социальные способности, как низкие. 7. Выявлена связь между семейным воспитанием и образами реальных и идеальных родителей, созданными взрослыми детьми. Взрослые дети, чьи отцы используют чрезмерное число запретов, оценивают его как терпеливого и уступчивого. В семьях с гипопротекцией отца его оценивают как замкнутого и необщительного.
Предпочтение матерью в ребенке женских качеств коррелирует с тем, что ее оценивают как имеющую низкие социальные способности, а реального отца – как человека с низким контролем над собой. В семьях с гипоопекающих отцом идеальный отец представляется таким же. В семьях с гиперопекающей матерью идеальная мать представляется, как имеющая низкие социальные способности, а отец – как человек с низкой социальной репутацией.
8. 75% участников исследования скорее были удовлетворены своими семейными отношениями. При этом наблюдалась тенденция к большей удовлетворённости отношениями взрослого ребёнка с матерью, чем с отцом. Удовлетворённость отношениями с отцом была связана с большим числом показателей, чем удовлетворённость отношений с матерью. На высоком P-уровне значимости определено, что общая удовлетворённость семейными отношениями связана с удовлетворённостью взрослого ребёнка отношениями с отцом, с удовлетворённостью
ребёнка отношениями родителей, с удовлетворённостью отца собственными супружескими отношениями. 9. Чем ниже общая удовлетворённость семейными отношениями, тем чаще взрослые дети имели отрицательный фон настроения, тем ниже они оценивали социальную привлекательность матери и тем в большей степени считают её депрессивной, замкнутой и отстранённой от окружающих; тем менее общительным и социально активным оценивался отец, тем более беззаботной и легкомысленной представляется идеальная мать.
В ходе обработки полученных данных получили подтверждение ранее выдвинутые гипотезы о том, что представления взрослых детей о реальных и идеальных родителях связаны с особенностями семейного воспитания и о том, что образы идеальных родителей более согласованы, чем образы реальных родителей. Анализируя результаты можно прийти к выводу, что образы идеальных родителей – матери и отца, в представлениях взрослых детей имеют чрезвычайно сплочённую связь, то есть, по сути, передают представление ребёнка
о просто идеальном человеке без дифференциации по полу и семейной роли. В то же время реальные родители в результате своего действительного существования демонстрируют своим детям свойства, качества, особенности, обусловленные их различной природой и актуализируемые разными жизненными ситуациями. Однако дело в том, что ориентировка взрослых детей в предпочтениях свойств привязывается именно к абстрактному образу идеального человека, без учета его индивидных особенностей и социальных
требований к нему. Системная семейная терапия: от «банальных вопросов» к парадоксальным решениям Старшеклассники: от диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессионального самоопределения учащихся 7–11 классов Список литературы 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М 1996. 2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М 1996. 3. Шнейдер Л.
Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. М Воронеж, 2003. 4. Эйдемиллер Э.Г Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб 2002. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |