План-конспект урока по дисциплине «экономика отрасли» Группа: Дата: Тема учебного занятия: «Инвестиционная деятельность предприятия». Цели учебного занятия: Дидактическая: изучить понятие и сущность инвестиций, их основные виды, рассмотреть взаимосвязь инвестиций и накоплений, проанализировать субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Воспитательная: стимулировать формирование аккуратности и социальной коммуникации (студенты должны
осознавать и проявлять аккуратность и точность в расчетах, уметь работать сообща). Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию любопытности, внимания, навыков логического мышления и умения анализировать, обобщать материал, вырабатывать умение пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии. Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядные методы (показ),
практические методы (упражнение). Средства обучения: знаковые системы (учебники, учебные пособия, опорные конспекты), калькулятор. Тип занятия: комбинированный урок Вид занятия: лекция Определение начальных условий, т.е. какими представлениями обучающиеся уже обладают по изученной теме, какие нормы и смыслы и убеждения у них уже сформулированы. Студенты уже понимают значение инвестиций в экономике, сталкивались с данным понятий в жизни.
Они имеют представление о сферах деятельности, в которых могут быть вложены инвестиции. Поэтому цель – углубить знания по этой теме, разобраться в экономических терминах. Содержательное наполнение В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности. Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных
проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль. Инвестиции (от лат. investire — облачать) — вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят. Классификация инвестиций
Для целей планирования и анализа инвестиции могут быть классифицированы по ряду направлений, что дает возможность глубже понять сущность инвестиций. Наиболее распространенной является следующая классификация: 1. По объектам инвестирования: • финансовые; • реальные; • инвестиции в нематериальные активы. Финансовые инвестиции — это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты.
Реальные инвестиции — вложение капитала в производство на его создание и развитие. Инвестиции в нематериальные ценности — это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение лицензий на использование новых технологий. 2. По продолжительности инвестирования: • краткосрочные (до 1 года); • долгосрочные. Основными инструментами краткосрочного инвестирования являются банковские депозиты, векселя, сертификаты
и высоколиквидные ценные бумаги. Долгосрочные инвестиции (на продолжительный период времени) — это инвестиции в реальный сектор. К ним относятся долгосрочные финансовые инвестиции, например в акции дочерних предприятий, в уставный капитал других фирм. 3. По формам воспроизводства в реальном секторе: • на создание объекта предпринимательской деятельности; • на расширение производства; • на реконструкцию, техническое перевооружение. В зависимости от конечных результатов: • на рост объемов производства; • на повышение качества производимой
продукции; • на экономию ресурсов (в конечном счете на снижение себестоимости); • на увеличение количества рабочих мест. 5. По формам собственности: • частные; • государственные. Частные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных
финансовых источников. 6. По источникам финансирования: • собственные (амортизация, прибыль); • заемные (кредиты); • привлеченные (посредством эмиссии акций). Взаимосвязь инвестиций и накоплений Накопление - это процесс формирования финансовых ресурсов используемых на цели расширенного воспроизводства. Накопления - это результат выгодных инвестиций. В то же время накопления предшествуют инвестициям, так как служат их источником.
В результате долгосрочной стратегии развития предприятия реализуется взаимосвязь инвестиций и накоплений. Капитал, полученный в результате предпринимательской деятельности, должен быть направлен в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие аккумулирование капитала. Эти фонды служат источником финансирования капитальных вложений и отражают процесс использования накопленного капитала. Одновременно новые инвестиции создают предпосылки накопления капитала в будущем, когда отдача
превысит вложения. Производительный оборот капитала создает нормальные условия для расширенного воспроизводства. Инвестиции, обеспечивающие динамичное развитие предприятия, возможны при следующих обстоятельствах: • расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых ресурсов в целях завоевания большей доли рынка, повышения конкурентоспособности. • приобретение новых предприятий Инвестиционная деятельность Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий
и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего, речь идет о реальных и финансовых инвестициях. В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два принятие решения об
инвестировании осуществление и эксплуатация инвестиций. Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три формирование целей инвестирования определение направления инвестирования выбор конкретных объектов инвестирования В процессе принятия решений об инвестировании ставятся и определяются
различные цели. В качестве исходных выступают формальные цели, которые в дальнейшем служат в качестве критерия отбора объектов инвестирования. Формальные цели возникают из стратегических целевых установок инвестора. Задание для домашней работы. Обозначить, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры. Ход урока Этап урока Время, мин Деятельность педагога Деятельность обучающихся Организационный момент 2
Приветствует студентов («Здравствуйте!») Проверка отсутствующих и готовность к занятию. Приветствуют педагога. Ответственный отмечает отсутствующих. Постановка целей и задач 3 Сообщает темы, цели и задачи («Наше занятие посвящено теме «Инвестиционная деятельность предприятия». Сегодня нам предстоит изучить понятие инвестиций, их функции, определить основные виды инвестиций, проанализировать взаимосвязь инвестиций и накоплений.»).
Студенты осмысливают предстоящий ход урока, осознают важность предстоящего занятия, вспоминают основные понятия, пройденные на предыдущих уроках по теме «Экономические индексы». Проверка усвоения знаний и сформированности умений при выполнение домашнего задания 6 Проверяет домашнее задание, задает вопросы по пройденному материалу. (На прошлом уроке мы с вами закончили тему «Оборотные средства», вспомним что такое оборотные средства, источники формирования оборотных средств?
Дома вы рассчитывали показатели оборачиваемости оборотных средств. Какие формулы вы применяли? Какие данные у вас были? Какой ответ вы получили? Какой вывод можно сделать?») Студенты отвечают на вопросы педагога («Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают
процесс воспроизводства… В процессе кругооборота оборотных средств источники их формирования, как правило, не различаются. Структура источников формирования оборотных средств охватывает: • собственные источники; • заемные источники; • дополнительно привлеченные источники») Введение нового материала 40 Начинает объяснять новый материал, организует восприятие и осмысление данного материала, заостряет внимание на отдельных моментах, организует связь с ранее пройденным материалом,
задает вопросы, на которые учащиеся уже могут ответить («Мы рассмотрели понятие инвестиций, и для того, чтобы перейти к вопросу взаимосвязи инвестиций и накоплений вспомним, что такое накопления Таким образом, проанализировав эти понятия, мы видим, что накопления являются результатом и одновременно источником инвестиций»). Студенты внимательно слушают и записывают за педагогом основной материал, отвечают на вопросы, поставленные педагогам («Накопления – это »).
Закрепление знаний и способов деятельности 15 Педагог предлагает студентам подумать («Кто, на ваш взгляд, может быть субъектами инвестиционной деятельности»). Студенты отвечают на поставленный вопрос. Повторение 6 Педагог систематизирует и обобщает полученный материал («Итак еще раз вспомним, что инвестиции – это…Инвестиции классифицируются по следующим факторам…взаимосвязь инвестиций и накоплений проявляется в то, что…»).
Студенты осмысливают еще раз полученный материал, включают полученные новые знание в ранее изученный материал Информация о домашнем задании и инструктаж 4 Дает домашнее задание («Запишите задание на дом:, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры»). Студенты осознают цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. Этап подведения итогов 3 Педагог подводит итоги. Студенты осмысливают пройденное занятие, самостоятельно
подводят итоги своей работы. Заключительный этап 1 Педагог сообщает тему следующего занятия и его форму. («Следующее занятие будет практическим по теме: Экономические индексы»). Студенты осмысливают следующее занятие Список рекомендуемой литературы 1. Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 2. Семенова А.Л. Экономика -СПб. учебник для вузов:
Питер,2007 384с. 3. Волков О.И Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. 2006, 280с. 4. Экономика предприятия: учебник / под ред. Семенова В.М М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |