ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Акмуллы Факультет Исторический Кафедра права и обществознания Курс IV ОЗО (3,7) Теория и методика преподавания права и обществознания.
Курсовая работа Основные принципы преподавания права в школе. Выполнила: студентка IV курса Мельникова С. Г. Преподаватель: Абашкина Ольга Александровна старший преподаватель кафедры права и обществознания УФА 2007 Содержание. Введение….……….3 Глава I. Основные принципы преподавания права в школе… 1. Принцип единства правового обучения и воспитания……… 7 1.2.
Принцип научности и доступности правового образования………3. Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся………… 4. Принцип юридической точности правовых знаний………… …5. Принцип обеспечения межпредметных связей… …6. Принципы образования в области прав человека… 17 Глава
II. Практические примеры реализации принципов преподавания права на уроках в школе… 1. Реализация принципа связи с жизнью на уроке в 9 классе на тему: Право на образование и школа… …2. Реализация принципа историзма и межпредметных связей. Урок в 10 классе на тему: Проект М.М.Сперанского и Конституция США: сравнительный анализ….24 Заключение….…33
Список литературы… ….34 Введение Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших
юридических принципах. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, “ниже низшего предела”. Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом:
68% – ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах; 26% – вообще не слышали о том, что такие законы существуют; лишь 19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы; 5% – назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в
процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права. К сожалению, до сих пор преподавание правоведения находится не на должном уровне.
Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования, в частности, в средней школе. Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый-правовед С.С.Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде: – общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, – юридических реалий, с которыми человек сталкивается в жизни; – особого, сложного социального
образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, – такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль; – явления мирозданческого порядка – одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей. Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по данной тематике для взрослых и отсутствия популярных изданий для учащихся.
Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права. Назрела необходимость создать систему преподавания права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся
в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения. Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения.
Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости. Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других
людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая
агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений. Немаловажную роль в преподавании права на современном этапе играет соблюдение принципов преподавания права в школе. Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с
жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний. Наша курсовая работа посвящена подробному рассмотрению основных принципов преподавания права в школе. Первая глава посвящена теоретическим вопросам, вторая глава - примеры практической реализации принципов преподавания на уроках права в школе, соблюдение принипов доступности, связи с жизнью, историзма и межпредметных связей. Глава I. Основные принципы преподавания права в школе.
1.1. Принцип единства правового обучения и воспитания. Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний. Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения,
в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина.
Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное». Принцип воспитания очень близок принципу развивающего обучения, воспитания личности, личностных психологических качеств учеников. Изменения, происходящие в мире и в
России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования
должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями - "критическим" мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию,
иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает
также значительный воспитательный потенциал правовых курсов. Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения
- для поиска ответа на вопрос "Кто я, чего я хочу?". Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе.
Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития "Я" ребенка как сложноорганизованного относительно "Я" других людей. Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла - это развитие представления о себе и
Я-концепции. Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи. С одной стороны, в праве, как и в большинстве учебных курсов, задача, упражнение позволяют практиковаться в применении правила. С другой - анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон.
При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного. Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием
множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых областях философии. Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания. Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных
мыслей. Развитие речи - особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов - все это может и
должно открыться ребенку в виде возможности построения собственного действия. Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи. 1.2. Принцип научности и доступности правового образования
Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика
строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы. Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития. Тем не менее необходимо учитывать, что увлечение теоретическими аспектами права в школе нецелесообразно
в силу того, что: — в системе общего образования не ведется профессиональная подготовка юристов, а ученики постигают лишь азы или основы науки; психолого-физиологические особенности возраста учени¬ков не позволяют глубоко и основательно осознать некоторые теоретические проблемы права; — в учебном плане школы не предусмотрено выделение большого количества часов на изучение права именно с таких позиций, ибо это может привести к сокращению часов на рассмотрение других важных вопросов курса; — ученики должны четко понимать, что
изучение теории пра¬ва осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике. Они в процессе обучения осознают нужность информации. Специалисты пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить учеников с законами и призвать повиноваться им. В правовом обучении необходимо создать такие условия, при которых ученики могли бы самостоятельно прийти к мысли, что законней цель, а средство для облегчения жизни.
Опыт показал, что большинство людей, не нарушающих законы, никогда не слышали о них. Что же позволяло им не нарушать юридические правила поведения при ситуации полного незнания о них? Ответ очевиден: нравственные нормы и представления о социальной есте¬ственной справедливости людей. Понимая психологию детей, авторы констатировали , что для каждого ребенка близко и по¬нятно понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам следует помочь осознать свои права и научиться их защи¬щать.
Еще одна проблема, вызывающая затруднения в деле продвижения и распространения знаний о правах человека, заключается в недостатке необходимого материала, что становится для многих педагогов, преподающих глобальные вопросы прав человека, порой непреодолимым препятствием. Однако даже при наличии материалов возникает и другая трудность. Необходимо абстрактный юридический язык документов расшифровать, чтобы ввести его в пределы лингвистического
понимания учащихся различных возрастных групп. И зачастую эти материалы нуждаются в глубокой переработке, в адаптации для использования учащимися. Надо отметить, что особенно недостаточно материалов для средней ступени школы, что признается и ООН, и Советом Европы, и другими международными организациями, хотя именно этот возрастной уровень рассматривается как оптимальный для начала формирования основных принципов и ценностей прав человека. Однако создание и распространение даже очень хороших и доступных вспомогательных
материалов не гарантирует их использования вообще и педагогически правильного использования в частности. 1.3. Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов
и установок. «… Результаты исследования позволяют утверждать, что по крайней мере эпизодически потребность в консультации по правовым вопросам появляется у примерно четверти учащихся 8-х – 11-х классов. Это эмпирически подтверждает предположение, что уже в школьном возрасте часть молодых людей сталкивается с проблемами, требующими правового разрешения. Удается ли ребятам в таких ситуациях использовать знания, полученные на уроках права? На соответствующий вопрос анкеты положительно ответили 62% учащихся.
Среди учителей 73% отметили, что им известны случаи применения учащимися правовых знаний на практике. Естественно, подавляющее большинство таких случаев имели место с учениками старших, 8-х – 11-х классов. Мы попросили наших респондентов – и самих учащихся, и учителей – указать, в каких областях школьникам приходится применять правовые знания. Как показывают данные анкетирования, наиболее распространенными сферами применениями школьниками правовых
знаний на практике являются разрешение конфликтов между сверстниками, с учителями и родителями (32% опрошенных учащихся и 60% учителей), защита прав потребителя (25% и 60% соответственно), защита своих личных свобод, чести и достоинства (27% и 64%). Школьники применяют свои правовые знания прежде всего во взаимоотношениях со сверстниками (23% и 70%) и родителями (22% и 58%), несколько реже – с учителями и администрацией образовательных учреждений (13% и 67%).
Значительно реже опрошенным юношам и девушкам приходится решать вопросы юридического характера с сотрудниками правоохранительных органов (7% и 48%), представителями органов государственной власти и местного самоуправления (2% и 10%), отстаивать свои права при трудоустройстве (6% и 30%), заключении сделок и договоров (9% и 10%), составлять юридические документы (6% и 31%). Периодически учащиеся сталкиваются с вопросами собственности и защиты прав собственника (9% и 22%)…
… В городе Каменск-Шахтинский Ростовской области сотрудники отдела образования рассказывали, что ученица одной из школ, семья которой всегда считалась исключительно благополучной, после одного из уроков по семейному праву долго расспрашивала учителя о различных формах опеки, приемных и патронатных семьях, приютах. Спустя несколько дней девушка принесла в отдел образования заявление с просьбой забрать ее из семьи и временно поместить в приют. Оказалось, что внешне вполне «приличная» семья на протяжении
уже нескольких лет живет в условиях острого конфликта между родителями и дочерью. Девочка дважды пыталась покончить жизнь самоубийством и в момент подачи заявления находилась в крайней форме нервного истощения. Ребенка поместили в приют на полгода, к решению проблемы подключились социальный педагог, психологи, работники отдела опеки. В результате совместных усилий конфликт был разрешен, девушка вернулась в семью и сейчас благополучно учится в одном из ростовских вузов…»
Посредством такого подхода ученики осозна¬вали свою ответственность за совершаемые поступки, учились уважать права других людей и пытались решать конфликты в повседневной жизни. Для реализации этой цели были выбраны методы работы, которые отвечали следующим требованиям: — позволяли ученикам переживать ситуации реализации сво¬их прав и затруднений в пользовании правами; — заставляли детей задуматься над проблемами взаимоотно¬шений между собой, а также между гражданами и государ¬ством;
— позволяли сформулировать свое собственное мнение и сво¬бодно его высказывать; — учили общаться друг с другом, решать конфликты, возника¬ющие вследствие противоречий между правами и интереса¬ми отдельных людей в обществе. Такому подходу в области правового обучения и воспитания была адекватна антисхоластическая методика, не рассчитанная на механическое запоминание «неоспоримых истин» и четкое разделение мира на «черное» и «белое». Педагоги пытались показать обуча¬емым важность всестороннего рассмотрения явлений.
В этой связи, изучение каждой темы курса начинается с анализа ситуаций, в ходе которых ученик самостоятельно приобрета¬ет новые знания, умения и вырабатывает свою точку зрения. Обучение школьников правам человека стало выстраиваться разновариантно, пронизывая различные школьные программы. Так появилась трехступенчатая система правового обучения: на первом этапе в начальной школе закладывались исходные представления о нормах человеческого поведения.
Осмысление права осуществлялось путем изучения себя, своей семьи, друзей. Дети учились уважать друг друга, ненасильствен¬но разрешать любой конфликт. На втором этапе в средней школе обучаемые могли познакомиться с системой значимых общечеловеческих ценностей и установок правомерного пове¬дения. Школьники получали сведения о конкретных нормах права. В старшей школе в процессе общественной деятельности ученики совершенствовали готовность и умения защищать
свои права, изучая механизмы реализации и защиты прав человека. Здесь определяется гражданская позиция личности . 1.4. Принцип юридической точности правовых знаний Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито.
Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы. Большинство правовых курсов, подготовленных для шко¬лы, изначально
носили строго научный характер, а изучение правовых вопросов выстраивалось в системе научной логики. Среди специалистов появилось понятие «предметный подход» к изучению права, который объяснялся введением самостоя¬тельного учебного курса по праву в учебный план школы Некоторые методисты считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (на¬пример, законов) . Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования
правовых зна¬ний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встреча¬ется сложная юридическая речь и т. д. Использование документов может осуществляться в про¬цессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. Изучая отдельные нормы права отраслевого законодатель¬ства, целесообразно использовать в обучающем процессе извле¬чения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов.
1.5. Принцип обеспечения межпредметных связей Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.
Помимо межпредметных связей в методике преподавания используются внутрипредметные связи, которые служат углублению правовых знаний, их обобщению, систематизации, развивают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность и формируют самостоятельность мышления. Помимо этого внутрипредметные связи обеспечивают преемственность в развитии системы аксиологических знаний, оценочных умений, интеллектуальных способностей учащихся.
В практике правового обучения используются разнообразные приемы и способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, например: – объяснение нового материала с опорой на знания по другим предметам; – напоминание учителем известного материала; – припоминание изученного с помощью вопросов учителя в ходе беседы; – организация систематического повторения на основе разработанных заданий, направленных на применение знаний, умений, актуализацию ранее усвоенных знаний.
Учитель права, реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, например, написание реферата по одной из следующих тем: – Вопросы права и законности в баснях И.А. Крылова. – Вопросы государства и права в произведениях А.С. Пушкина. – Юридические мотивы в творчестве В.Д. Поленова. – Вопросы права в Библии. – Вопросы права и законности в народном фольклоре. –
Химия в криминалистике. – Биология на службе следствия. – Использование достижений физики в раскрытии преступлений. Определенных успехов добились попытки интегрировать право с литературой, политологией и экономикой. Так, появи¬лись курсы типа «Право и политика» , «Право и экономика» . Такие курсы оказались наиболее результативными именно в старшей школе, где обучаемые подготовлены к
более основа¬тельному рассмотрению общественной жизни с позиции права. Особый интерес приобретают так называемые «минимодульные» правовые курсы», рассчитанные либо на полугодовое обучение школьников основным юридическим проблемам (такие подхо¬ды обозначились нехваткой часов в учебном плане), либо на более углубленное изучение отдельных правовых вопросов, вы¬ходящих за рамки требуемого госстандарта знаний по праву. Так, например, обучаемым предлагается познакомиться с ос¬новными проблемами
права в области защиты прав потребите¬ля или историей становления права в России . 1.6. Принципы образования в области прав человека. Процесс образования в области прав человека в школах Устойчивая (в долгосрочном плане), всеобъемлющая и эффективная национальная стратегия включения образования в области прав человека в образовательные системы может включать следующие мероприятия: • учет вопросов
образования в области прав человека в национальном законодательстве, регулирующем школьное образование; • пересмотр учебных программ и учебников; • подготовку преподавателей в учебных заведениях и в ходе профессиональной деятельности, включающую обучение правам человека и методологиям образования в области прав человека; • организацию внеучебных мероприятий как на базе школ, так и в рамках семьи и общины; • разработку учебных материалов; • создание сетей оказания помощи преподавателями и другими специалистами
(из числа сотрудников правозащитных групп, профсоюзов преподавателей, неправительственных организаций или профессиональных союзов) и т.д. Конкретные формы, которые примет этот процесс в каждой стране, зависят от местных особенностей систем образования, которые значительно отличаются друг от друга, и, не в последнюю очередь, от степени свободы действий преподавателей по установлению своих собственных целей обучения и их достижению. Вместе с тем преподаватель всегда будет оставаться ключевой фигурой в осуществлении
новых начинаний. Поэтому на нем лежит большая ответственность за передачу смысла и содержания прав человека. Для этого существуют различные возможности: тематика прав человека может быть включена в существующие школьные дисциплины, такие, как история, основы гражданства и права, литература, искусство, география, языки и научные дисциплины или же она может преподаваться отдельным курсом, посвященным правам человека; образование в области прав человека может также осуществляться в менее формальной форме в школах и
за ее пределами, например в рамках занятий после уроков, клубов и молодежных форумов. В идеале культура прав человека должна пронизывать всю учебную программу (хотя на практике, в частности в средней школе, она обычно преподается урывками как часть установленной учебной программы по изучению социальных и экономических наук и гуманитарных предметов). Глава II. Практические примеры реализации принципов преподавания права на уроках в школе.
2.1. Реализация принципа связи с жизнью на уроке в 9 классе на тему: Право на образование и школа. Создание условий для формирования понимания и осознания учащимися правовой защищенности в образовательном учреждении. Задачи: 1. Актуализировать знания учащихся о праве на образование, как естественном, фундаментальном, неотчуждаемом праве человека. 2. Развивать навыки работы в группе, выработки и доказательного выражения собственного
мнения, участия в дискуссии. 3. Актуализировать ценность прав человека как основы демократической правовой культуры. Материалы к уроку: Предварительно необходимо подготовить раздаточный материал для учащихся: выдержки из Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 28, 29), Конституции России (ст. 2, 43), Закона РФ «Об образовании» (ст. 50, 51), Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ст. 9), Устава школы (раздел «Права и обязанности участников образовательного процесса»). Также необходимо подготовить карточки с заданиями. Ход урока: В начале урока, учитель задает учащимся вопрос: «Какими правами обладает каждый человек?». Учащиеся называют права человека, учитель или его помощник из класса может записывать их на доску. Затем ставится вопрос: «А какое из этих прав наиболее значимо сегодня для вас?
Почему?». Учащиеся могут называть значимость различных прав, не стоит их перебивать, главное, чтобы они сформулировали и высказали свою точку зрения. Учителю необходимо вербально поощрять высказывания учащихся, заострив их внимание на праве на образование. Затем, учителем ставится вопрос: «Какие документы (нормативно-правовые акты) гарантируют право на образование?». Учащиеся называют их, параллельно учитель на доске выстраивает схему:
Учащиеся-помощники учителя раздают одноклассникам материалы с выдержками из нормативно-правовых актов. Далее учителем ставится проблема: «Встречались ли вы с ситуациями в нашей школе, когда ваше право на образование было нарушено?». Класс разбивается на группы (5-6 человек), каждой группе предлагается в течение двух-трех минут вспомнить такие ситуации, разыграть их. Если, класс не подготовлен к самостоятельному выполнению задания, учитель может предложить на выбор
типичные ситуации, связанные с правом на образование. По истечении времени для подготовки, группы показывают свои сценки, остальные учащиеся выступают в качестве «экспертов», перед которыми ставится задача: «Определить было ли нарушено право на образование? Дать правовую оценку ситуации, опираясь на документы. Предложить эффективные методы решения ситуации». Во время анализа ситуаций, учителю стоит воздержаться
от высказывания своей точки зрения, собственное видение проблем лучше всего представить учащимся в заключение занятия. В конце урока учитель организует рефлексию: - Какие эмоции возникли у вас в ходе занятия? Как они изменялись в течение урока? - Что вы узнали на уроке? - Чему вы научились на занятии? Подводя итог урока, учитель заостряет еще раз внимание на основных проблемах, которые обсуждались на
уроке, подчеркивает, что занятия по правам человека будут продолжены в течение учебного года. Рекомендует дополнительную литературу, материалы. Карточки с ситуациями для обсуждения: 1. Выпускнику 9 класса директором школы было отказано в приеме в 10-11-й класс из-за большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. 2. В школе проводился рейд по проверке внешнего вида, всех учеников, внешний вид которых, по мнению
проверяющих, не соответствовал деловому стилю, отправляли домой переодеваться. 3. В конце учебного года администрация школы потребовала внести средства на нужды школы в размере 200 рублей. Деньги необходимо было сдать классному руководителю, только после этого он выдавал ведомости с итоговыми оценками за год. 4. В школе работает очень принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся потребовали от него ставить более высокие оценки.
Учитель отказался. Тогда школьники написали жалобу, в которой оклеветали учителя, а ему самому пригрозили физической расправой. 5. На уроке ученик не выполнял задания учителя, шумел, мешал одноклассникам, бросая в них бумажки. Учитель после нескольких обращений к ученику прекратить шуметь на уроке, вывел ученика из класса. Комментарии к карточкам: В ситуациях №№ 1, 2 было нарушено право на образование. Конституция РФ, Закон «Об образовании» гарантирует доступность образования каждому.
Отказ в приеме на обучение в 10-11-м классе, по причине большого количества удовлетворительных отметок в аттестате об окончании основной школы незаконен. Ученик, хоть и «удовлетворительно», но все же выполнил требования ГОСа, поэтому имеет право получить среднее (полное) общее образование. Удаление с урока, недопуск к урокам по причине несоответствующего внешнего вида, также нарушает право
на доступность образования. Школа обязана будет провести за собственный счет пропущенные занятия, не по вине ученика. При этом, время проведения таких уроков не должно быть дополнительным и превышать количество учебных часов в неделю. В ситуации № 3 нарушено право учащихся на информацию о своих оценках, право на своевременную оценку знаний, что тесным образом связано с правом на образование. Кроме того, в Российской Федерации гарантируется бесплатность образования.
Любые денежные средства родители могут вносить только на принципах добровольности, целевого назначения, гласной отчетности о расходовании внесенных средств. Ситуация № 4 не связана с правами человека. Учащиеся, не обладают властными полномочиями по отношению к учителю. Учащиеся нарушили нормы морали, уголовного права, но не права учителя. Вопрос в другом: готов ли учитель защитить себя законными средствами, станет ли он обращаться в правоохранительные
органы? В ситуации № 5 казалось бы нарушено право ученика на доступность образования, однако меры педагогического воздействия учителем были исчерпаны. Что делать? Удаление с урока, может быть применимо как крайняя мера педагогического воздействия на ученика. Если данная мера применяется однократно, то она не может расцениваться как нарушение прав человека. Совсем иная ситуация, если у учителя удаление с уроков, является систематической мерой. Кроме того, учителю необходимо помнить, что он несет ответственность за жизнь
и здоровье учеников во время уроков. Сможет ли педагог проследить, чем занят удаленный ученик с урока? 2.2. Реализация принципа историзма и межпредметных связей. Урок в 10 классе на тему: Проект М.М.Сперанского и Конституция США: сравнительный анализ. Цель. Знания:1)после этого занятия учащиеся смогут назвать основные положения проекта М.Сперанского и Конституции США, 2)выделить прогрессивные и слабые для
России положения этого документа, сравнив с Конституцией США. Умения: научиться сравнивать документы, выделять главное, работать в группе. Отношения: задуматься о политико-правовом положении России в начале Х1Х века и о возможном развитии России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского. Оборудование.1)Раздаточный материал для групп с извлечениями из проекта
М.Сперанского и Конституции США. 2)Портреты М.Сперанского и «отцов-основателей» США. 3)Расстановка парт для работы по группам. План урока.1)Вступительное слово учителя. 2)Объявление темы и учебных результатов. 3)Работа по группам, знакомство с документами. 4)Работа в смешанных группах – обмен информацией, заполнение таблицы. 5)Обсуждение. Опережающее домашнее задание. 1)Повторить материал по войне за независимость и образовании
США по новой истории. 2)Прочитать материал о первых реформах Александра 1. Ход урока. 1)Вступительное слово учителя. Урок начинается с вступления учителя. В 1808 году в Эрфурте состоялась встреча Наполеона и Александра 1, который взял с собой в качестве статс-секретаря М.М.Сперанского. Наполеон сразу заметил этого внешне ничем не выделявшегося человека. «Не угодно ли
вам будет, государь в шутку спросил он Александра променять этого человека на какое-нибудь королевство?». В чем же заслуги этого человека перед Россией? Вспомним в начале что же представляла из себя наша страна в начале Х1Х века. «Прощай немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые И вы им преданный народ» Так охарактеризовал поэт нашу страну в начале Х1Х века. А как бы вы охарактеризовали положение нашей страны в этот период?
Целесообразно активизировать знания учащихся о предыдущем развитии страны, что важно для последующей оценки проекта М.М.Сперанского. Вместе с тем уже тогда в России были передовые проекты по преобразованию нашей страны в направлении либерализма и конституционности. Одним из таких проектов и был проект М.М.Сперанского, о котором мы и будем говорить на занятии. 2)Объявление темы и учебных результатов. При объявление темы следует акцентировать внимание на сравнительном
аспекте: мы попытаемся оценить проект Сперанского, его прогрессивность или реакционность для России, сравнивая с одним из передовых документов того времени Конституцией США. 3)Работа по группам. Создаются 4 группы, каждая из которой изучая документы, выполняет задание и заполняет соответствующую графу таблицы. Вопросы для сравнения Проект М.М.Сперанского Конституция
США Права человека Система власти Степень реализации Первая группа:1)Перечислите основные права, закрепленные в проекте М.Сперанского? 2)Какие категории населения ими наделялись? Вторая группа:1)Перечислите основные права, закрепленные в Конституции США? 2)Какие категории населения ими наделялись?
Третья группа:1)Перечислите органы власти и их функции по проекту М.Сперанского. Четвертая группа:1)Перечислите органы власти и их функции по Конституции США. 4)Работа в смешанных группах. Образуются группы, чтобы в каждой было по одному представителю от каждой предыдущей. В ходе работы участники внутри группы заканчивают заполнение таблицы. Если какая-то группа закончит выполнение задания раньше остальных, можно предложить начать обсуждение
в группе вопросов для итогового обсуждения. 5)Обсуждение. - В чем схожесть содержания этих документов? - В чем они различаются? - Как вы думаете, почему эти документы появились в одно и то же время? - Что можно выделить в качестве прогрессивных моментов в проекте М.Сперанского? - Почему у них была разная степень реализации? -
Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.Сперанского? -Можно ли соотнести «гений» М.Сперанского с «гением» отцов-основателей США? -Можно ли назвать проект М.Сперанского гражданским подвигом? В качестве домашнего задания целесообразно предложить творческую работу на различные темы: 1)надпись на постаменте памятника М.Сперанскому. 2)нарисовать символический памятник
Сперанскому. 3)эссе «Можно ли назвать проект гражданским подвигом?» Приложение . Задание для группы 2. «Все люди равны, наделены неотъемлимыми правами, среди которых имеются права на жизнь, свободу и стремление к счастью» Из Декларации независимости. «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право людей мирно
собираться и обращаться к Правительству с петициями.» Из Конституции США.(1 поправка). «Право людей на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться…». Из Конституции США.(4 поправка). «Перечисленные в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом» Из Конституции
США.(9 поправка). «Избирательные права получают лишь белые мужчины, обладающие движимым или недвижимым имуществом, проживающие на территории США более 5 лет» Новая история.Т.2. Задание . Перечислите основные права, закрепленные в документе за населением США. Вопросы. 1)В чем схожесть содержания этих документов? 2)В чем они различаются? 3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то
же время? 4)Почему у них разная степень реализации? 5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского? Задание для группы 4. «Все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты Представителей». Конституция США, ст.1, раздел 1.«Палата представителей состоит из членов, избираемых
раз в два года народом каждого из штатов». Конституция США, ст.1, раздел 2.«В состав Сената Соединенных Штатов входят по два Сенатора от каждого Штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов». Конституция США, ст.1, раздел 3.«Исполнительная власть осуществляется
Президентом США. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего срока.» Конституция США, ст.2, раздел 1.«Судебная власть США осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом. Судьи сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным». Конституция США, ст.3, раздел 1.Задание. Перечислите органы власти и их функции.
Начертите схему управления государством по Конституции. Вопросы. 1)В чем схожесть содержания этих документов? 2)В чем они различаются? 3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время? 4)Почему у них разная степень реализации? 5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта
М.М.Сперанского? Задание для группы 1. «Население империи разделяется на 3 состояния: 1) дворянство, 2)среднее состояние, 3)рабочий народ. Основание деления – обладание теми или иными правами. Права различаемы – гражданские и политические, первые делятся на общие гражданские и особенные гражданские. Низшее состояние может пользоваться только общими гражданскими правами:
1)никто без суда не может быть наказан; 2)никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону; 3)всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону; 4)никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону. Среднее состояние имеют общие гражданские права и при наличие имущественного ценза имеют также и политические права. Высшее состояние (дворянство) обладает как общегражданскими, так и особенными правами ( свобода
от очередной службы и право владеть населенными имениями), равным образом, при наличие ценза имущественного, дворяне обладают политическими правами. Лица первых двух состояний, обладают политическими правами, участвуют в суде и законодательстве, содействуют исполнительной власти, наблюдая за нею, и в необходимых случаях привлекают ее к ответственности.» Русский биографический словарь. СПб. Задание. Перечислите основные права, закрепленные в проекте за населением
России. Вопросы. 1)В чем схожесть содержания этих документов? 2)В чем они различаются? 3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время? 4)Почему у них разная степень реализации? 5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского? Задание для группы 3. «Управление государством должно осуществляться на основе разделения
властей: законодательная власть принадлежит выборному учреждению – Государственной думе, исполнительную власть осуществляют министерства, судебная власть принадлежит Сенату. Государственный совет должен стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу.» «Должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных
крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю. Волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными,
однако высшая судебная инстанция – Сенат должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.» Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Русская история. М 1994.С.444-445. Задание. Перечислите органы власти и их функции по проекту. Начертите схему управления государством в соответствии в проектом. Вопросы. 1)В чем схожесть содержания этих документов?
2)В чем они различаются? 3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время? 4)Почему у них разная степень реализации? 5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского? Заключение. Исследования показали, что учащиеся старших классов начальной и средней школы иногда страдают от отсутствия уверенности в себе и что им в результате этого трудно общаться с
другими детьми. Трудно заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь своих собственных. Вместе с тем, даже если права человека будут преподаваться в классе со всем умением и тщательностью, это не придаст им жизни. Равно как и простое указание на существо каждой статьи Всеобщей декларации и Конвенции о правах ребенка не донесет до людей самого смысла этих статей. «Факты» и «основные принципы», как бы хорошо они ни были отобраны, отнюдь не достаточны для формирования культуры
прав человека. Для того чтобы эти документы имели не только интеллектуальную значимость, необходимо, чтобы учащиеся подходили к ним с точки зрения опыта их реальной жизни и усваивали их, опираясь на собственное понимание правосудия, свободы и справедливости. Завершая нашу работу, необходимо сделать следующие выводы: Обучение правам человека в школе должно подчинятся некоторым принципам преподавания права в школе. Основными принципами мы считаем единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь
с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний, принцип историзма и непрерывности правового образования. В настоящее время, обеспечение соблюдений этих принципов в преподавании необходимо обеспечить для повышения качества правового образования в школе, одним из путей реализации этой задачи является подготовка и переподготовка учителей права в области преподавания прав человека, интегрированных и модульных курсов,
повышение юридической грамотности преподавателей и учителей. Список литературы: 1. Балабушева Г. Активизировать процесс обучения праву// www.uchitel.com 2. Зарецкий И. А. Основные принципы и методы обучения праву в современной школе.// www.pedsovet.org 3. Кашанина Т.В Кашанин А.В. Право и экономика. — М 2000,2002. 4. Мушинский В.О. Основы правоведения. — М ЦГО. 1997 5.
Никитин А.Ф. Право и политика. — М Просвещение. 2000 6. Никитин А.Ф. Право и политика. — М 2001. 7. Основы потребительских знаний. ИИФ «Спрос». 1997. 8. Е. А. Певцова. Теория и методика обучения праву.М «Владос».2003. 9. Е. А. Певцова. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru 10. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000 11.
Методика преподавания прав человека в школе. И. Бочаров, О. Погонина, А. Суслов и др. — Пермь. 2000 12. Поляков С. А Спасская В. В.«Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее…»Практическое применение школьниками правовых знаний «Право в школе», 2004 г №3 13. Программа Центра гражданского и правового образования
АПК и ПРО РФ. Авторы: Болотина Т.В Иоффе А.Н Юшенкова О.В. 14. Программа модульного курса «Права человека». Рекомендована Минобразования РФ в качестве экспериментальной. — М 1998
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |