Реферат по предмету "Педагогика"


Организация самостоятельной внеаудиторной работы студента по педагогике (психологии)

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студента по педагогике (психологии)» СОДЕРЖАНИЕ Введение … 1. Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов … 2. Практикум. Лабораторно-практические занятия …………. 3. Подготовка к семинару … 4. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен) … 5. Подготовка к исследовательской работе … 19 Заключение … 22

Список использованной литературы … 25 ВВЕДЕНИЕ Чем самостоятель¬ней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразовани¬ем, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конк¬ретной, но становящейся со временем все более тонкой и де¬ликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, что¬бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при¬носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного

овла¬дения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения сту¬дентов. Оценивание результатов самостоятельной работы студен¬тов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить «зачет» по педагогике или психологии, успешно под¬готовиться к экзамену. Активизация познавательной деятельности учащейся мо¬лодежи во многом зависит от инициативной позиции

препода¬вателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой по¬зиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обо¬снованию своих взглядов, способность к самооценке своей пре¬подавательской деятельности. Содержательной стороной активизации учебного процес¬са является подбор материала, составление заданий, конст¬руирование образовательных и педагогических задач на ос¬нове проблемного обучения с учетом индивидуальных

особен¬ностей каждого студента. Активизация учебного процесса начинается с диагности¬рования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит преж¬де всего о создании положительно-эмоционального отноше¬ния у студента к предмету, к себе и к своей деятельности. Далее, на втором этапе, преподаватель создает усло¬вия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной

самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. На третьем этапе преподаватель стремится создать ус¬ловия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро¬ванных интересов. При этом преподаватель проводит инди¬видуально-дифференцированную работу с учащимся с уче¬том его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Учебно-познавательная деятельность – многоуровневая си¬стема, включающая активные формы регуляции и преобразо¬вания разных систем: теоретических и методических. Особен¬но продуктивна может быть совместная деятельность препо¬давателя и студента (студент – студент; преподаватель – пре¬подаватель). 1. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как

передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие.

Отсюда и новые требования к подготовке учителей. Высшее педагогическое образование ответственно за появление нового учителя, обретшего позицию субъекта собственного преобразования, осознавшего себя, свои возможности, способного к пониманию и принятию детей, к духовному единению с ними, к поддержке их внутренних сил. Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя,

обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). С точки зрения философии, самореализация – это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев). К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать

в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации. В гуманистической педагогике особыми функциями деятельности учителя признаются терапевтическая и духоукрепляющая. Осмысление этих функций как студентами, так и преподавателями позволяет осознать важность опыта духовного

самособирания, формирования у себя высоких чувств как ведущих регуляторов профессиональной деятельности. Следовательно, встает вопрос о философском и психологическом самообразовании и студентов, и преподавателей вуза. Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения.

Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого . Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры,

что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира. Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей,

администрации вуза, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов.

Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции. Саморазвитие – процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть фасилитатором. 2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Практические занятия имеют целью закрепить знания, пе¬ренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов об¬щепедагогические понятия и основные педагогические

уме¬ния в решении практических задач и ситуаций. При этом про¬исходит и обобщение, и конкретизация, и использование прак¬тических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции зна¬ний о ребенке. Основными методами при проведении практических заня¬тий становятся:  упражнения;  конструирование педагогических ситуаций;  моделирование обобщающих схем;  поиск нужной информации;  самостоятельное пополнение

знаний. Два последних метода свидетельствуют о том, что на за¬нятии будут использованы поисковые методы, будет прове¬дено небольшое исследование. Студенты работают с науч¬ными текстами, справочной и историко-педагогической лите¬ратурой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуа¬циях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также со¬ставлять программу дальнейшего исследования. Для преподавателя важно демонстрировать образцы пси¬холого-педагогических

исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач. На лабораторно-практических занятиях студенты знако¬мятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом исполь¬зования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии. На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уров¬ни проблемности.

Студенты работают в микрогруппах са¬мостоятельно. Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педа¬гогических задач, выполнения упражнений (педтехника), ра¬боты с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, пси¬холого-педагогических игр, тренингов и выполнения творчес¬ких работ. Практические работы проходят и в форме анализа пробле¬мы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества

у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в ис¬следованиях синтетически-антропологического течения нача¬ла XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обу¬чения в начальной школе В.А. Сухомлинского) . Актуальные проблемы современного образования в кон¬тексте исторических знаний могут стать материалом для вве¬дения в современную научную дискуссию и представить воз¬можность для приращения знаний, поиска нового в уже извес¬тном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студен¬том

методики исторического обзора. Программу практических и лабораторно-практических заня¬тий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовя¬щих студентов к педагогической практике). Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются от¬дельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и система¬тизацией материалов, в том числе

и по дидактике. Общим для всех практических работ является использо¬вание индивидуальной и групповой деятельности; обязатель¬ным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии. Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется воз¬можность несколько раз проверить себя, встретившись со сту¬дентами с различным уровнем знаний. Обязательные приемы, используемые во всех видах груп¬повой деятельности: организация успеха, уверенности

в соб¬ственных силах; организация взаимной ответственности; ока¬зание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю. Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими метода¬ми. Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; исполь¬зование справочного материала; средства контроля (графи¬ки, схемы, таблицы, листы самоконтроля,

мониторинговые срезы и др.). Цели проведения практических работ заключаются в отра¬ботке умений и навыков, в систематизации и обобщении по¬лученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию «Я-концепции» и таких практи¬ческих умений, которые необходимы в профессиональной де¬ятельности преподавателя. 3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизнен¬но важный; научиться оперировать понятиями, категориями

педагогики; применять способы, приемы, методы практичес¬кой конструктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных убеждений. Студент, готовясь к зачетам, экзаме¬нам, самостоятельно проводит ряд практикумов, что позволя¬ет ему получить зачет автоматически. Представленные в прак¬тических материалах вопросы и задания составляют актуаль¬ные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками,

учебниками, спра¬вочниками, дополнительной литературой. Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику подготовиться не только к экзаменам, но и к написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, ре¬шать задачи нового класса. Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по вы¬бору к семинару,

практикуму и представить их преподавате¬лям на сессию, это поможет подготовиться к третьему вопро¬су экзаменационного билета, представляющему собой нети¬повую задачу. Семинар – вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участ¬никами заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаров студенты знакомятся зара¬нее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для

выступ¬ления на семинарах. Для приобретения широкого видения проблемы студент старает¬ся осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекоменду¬емой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие дан¬ную проблему; сверить их определения со справочниками, эн¬циклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы вы¬ступления на отдельных листах для последующего

внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообще¬ния на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультиро¬ваться с преподавателем; относиться к собранному материа¬лу, как к источнику будущих исследований. Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, за¬ложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, осо¬бенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно

решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару – предваритель¬ное ознакомление с темой, вопросами и литературой по дан¬ной теме. Современная практика предлагает широкий круг типов се¬минарских занятий. Среди них особое место занимает семи¬нар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая ин¬формация, видны убеждения студента; обсуждаются проти¬воречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения

бе¬рутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся про¬блемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, за¬слушиваются и защищаются проектные задания. После это¬го проходит «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные

аспекты, кото¬рые можно рекомендовать для включения в курсовые и дип¬ломные работы или в апробацию на практике. На сессии пре¬подаватель обобщает результаты проделанной студентом ра¬боты. Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мне¬ния студентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как «Встреча умов и мнений», «Мое мнение таково », «Каждый решает по-своему ». Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учеб¬ника, что позволит вам подготовиться

к третьему вопросу экзаменационных билетов по педагогике и научит умению рас¬суждать на проблемные темы. Семинар-исследование предполагает предварительную ра¬боту – написание реферата, доклада по итогам опытной ра¬боты. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента-дистантника с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследова¬тельского материала (схемы, таблицы, графики, диагности¬ческие методики).

Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, со¬ставляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры. Также семинар может проходить в форме семинара-зачета, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подгото¬виться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том

числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: «Что есть педагогика – наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение воспитанника; наука, изучающая закономерности развития ребенка и определяющая направления его воспитания; наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями обще¬ственно-экономического развития; наука, которая определяет

общие закономерности становления личности » Проблемный семинар готовится преподавателем достаточ¬но основательно: подбираются проблемные и контрольно-про¬верочные вопросы. Такой семинар возможен только после про¬хождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям,а так¬же используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, сло¬вари, журналы. К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ

(например «Тра¬диционные и нетрадиционные подходы к проблеме »). Многолетняя практика показала, что наибольшую эффектив¬ность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особен¬ности, а именно:  разделение студентов на группы по их желанию (с обяза¬тельным  участием студента с устойчивым интересом к данному пред¬мету);  постановка общих целей и задач для группы; 

работа в последовательности – индивидуальная, пар¬ная (чаще всего перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;  обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;  экспертный анализ;  оценка работы группы преподавателем;  проведение самооценки. 4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) Наиболее ответственным этапом в обучении студентов яв¬ляется экзаменационная сессия.

На ней студенты отчитыва¬ются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисцип¬лины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их ответ¬ственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке «зачтено» или «не зачтено».

Экза¬мен как высшая форма контроля знаний студентов оценива¬ется по пятибалльной системе. Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систе¬матические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей ра¬боты студента в период экзаменационной сессии являются по¬вторение, обобщение и систематизация всего материала, ко¬торый изучен в течение года .

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до на¬чала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо устано¬вить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена или зачета. Установив выносимые на сессию дисциплины, необходи¬мо обеспечить себя программами. В основу повторения дол¬жна быть положена только программа.

Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробе¬лам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разде¬лов программы. Повторение – процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется

снача¬ла внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на от¬дельном листе. В процессе повторения анализируются и систематизиру¬ются все знания, накопленные при изучении программного ма¬териала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочи¬танных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться толь¬ко одним конспектом, а тем более чужими записями.

Всякого рода записи и конспекты – вещи сугубо индивидуальные, по¬нятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко мож¬но впасть в очень грубые ошибки. Консультации, которые проводятся для студентов в пери¬од экзаменационной сессии, необходимо использовать для уг¬лубления знаний, для восполнения пробелов и для разреше¬ния всех возникших трудностей. Без тщательного самостоя¬тельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить

«общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата. 5. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея¬тельность, обоснование научно-методических выводов и ре¬комендаций. В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы сту¬дентов. Преподаватели или принимают предложения студен¬тов, или предлагают темы, входящие в общую

проблему на¬учной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант от¬личается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Ма¬териалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др. Подготовка к исследовательской работе интенсифици¬руется на старших курсах, когда студенты выбирают специа¬лизацию, тему курсовых и дипломной работы и начинают сбор матери¬ала

к исследованию. Совместно с руководителем состав¬ляются общая программа деятельности, план-проспект дип¬ломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литера¬туру и делает историко-теоретический обзор, выделяя тен¬денции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизирует¬ся план опытно-экспериментальной работы, создается тео¬ретическая модель исследуемого

процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплекс¬ного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского ма¬териала путем разных видов наблюдения за объектом, оп¬росов, обобщений. В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констати¬рующий,

формирующий и корректирующий этапы, по каждо¬му из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база. На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся на¬чальные срезы уровня развития, например, тех качеств, кото¬рые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования. На следующем этапе идет поиск путей совершенствова¬ния изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся.

Сту¬дент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами – Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова¬тельной школе; учебниками и учебными пособиями по пред¬мету. Совместно с учителем-экспериментатором проводит¬ся апробация рабочих материалов – программ сквозных кур¬сов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследова¬тель

может не только посетить занятия товарищей, но и оп¬робовать свои идеи, применяя комплексные методики и тех¬нологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные фор¬мы работы. Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделан¬ного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сде¬лать общие выводы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Студентам необходима разноплановая педагоги¬ческая поддержка в поиске и овладении ими приемами

и спо¬собами эффективной самостоятельной учебной работы. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонен¬ты. Овладевая все более сложными интеллектуальными дей¬ствиями, студент приходит к активной смысловой ориенти¬ровке, позволяющей ему отрабатывать собственные подхо¬ды к решению проблемы самообразования. Целевой и ис¬полнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование

действий, выбора спосо¬бов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятель¬ности. Условно выделяются две функции анализа педагогом орга¬низации деятельности по самообразованию студентов:  позитивно-творческая – соответствие собственных дей¬ствий преподавателя требованиям современной вузовской пе¬дагогики, прежде всего умение выделить разные теоретиче¬ские концепции и тенденции массового опыта;  практически-действенная – критическое осознание

при¬чин своих трудностей и неудач, приведение своих педагоги¬ческих приемов в соответствие с конкретными условиями ра¬боты – с данной группой студентов в зависимости от ее спе¬цифики. Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать тео¬ретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам со¬временности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных за¬дач.

Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включа¬ются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склон¬ностей, характера

ценностных ориентации, потребностей и мо¬тивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин¬теллектуального развития, особенностей эмоциональной и во¬левой сферы. Итак, самостоятельная работа студента – это особым обра¬зом организованная деятельность, включающая в свою струк¬туру такие компоненты, как:  уяснение цели и поставленной учебной задачи;  четкое и системное планирование самостоятельной ра¬боты;  поиск необходимой учебной

и научной информации;  освоение собственной информации и ее логическая пе¬реработка;  использование методов исследовательской, научно-ис¬следовательской работы для решения поставленных задач;  выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;  представление, обоснование и защита полученного ре¬шения;  проведение самоанализа и самоконтроля. Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у сту¬дентов интерес к получению новых знаний, нужно больше

обращать внимание на обучение их системе самообразо¬вания. Студенты должны овладеть основными и отдельны¬ми конкретными составляющими элементами труда учите¬ля: работать с научной, методической и учебной литерату¬рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в про¬цессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие воп¬росы, а также варианты одного и того же вопроса;

быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания и т.д. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М 1996. 2. Барышникова 3.А. Организация самостоятельной по¬знавательной деятельности студентов-заочников. – М 2000. 3. Барышникова 3.А. Психолого-педагогическая практика:

Учебно-методическое пособие. – М 1998. 4. Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988. 5. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М 1972. 6. Педагогическая практика. / Под ред. Коджаспировой Т.М Бориковой Л.В. – М 1998. 7. Самостоятельная работа студента. //

Педагогика в системе многоуровне¬вого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Про¬грамма и методические материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. – Волгоград: «Перемена», 1998. – С. 7-18. 8. Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. //

Начальная школа. – №11. – 96. – С. 27-28. 9. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза. // Материалы Второй межрегион. науч методич. конф. 16-17 апр. 2002 г. Воронеж, 2002. – С. 39-42.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.