«Описание и изучение эмоциональной сферы у подростков» Содержание: 1.Введение. 2.Понятие об эмоциях и их характеристика. 3.Виды эмоций. 4.Особенности эмоциональной сферы подростков. 5.Цветовой тест как эффективный способ выявления эмоционального состояния. 6.Выявление преобладающих эмоций у учащихся 9-ого класса (в учебное время) 7.Выводы.
8.Рекомендации. 9.Заключение. 10.Список литературы. Введение Роль эмоций в межличностных отношениях подростков очень важны для того, чтобы понять развитие личности. Юношеский возраст, существенная часть которого приходиться на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения,
подготавливается и осуществляется первое самостоятельное, взрослое самоопределение – выбор профессии. Понятие об эмоциях и их характеристика. Своей целью в этой работе я ставлю изучение особенности эмоциональной сферы подростков. Так же я ставлю перед собой изучение литературы по эмоциональной «окраски» подростков, составление портрета эмоционального состояния учащегося. В процессе достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи: изучить литературу
по психологии, а также по биологии, описать “портрет” эмоциональной сферы подростка, выбрать и описать наиболее эффективные методики выявления эмоционального состояния у человека, провести тестирование в 9 классе и определить эмоциональную окраску их деятельности во время учебного процесса, сделать выводы о причинах возникновения тех или иных эмоций у девятиклассников, сформировать рекомендации по контролю за эмоциональной сферой подростка в школе. Методы, которыми я пользовалась - это проведение тестов среди
учащихся девятых классов. После обрабатывания результатов тестов, с помощью математических вычислений, делаются выводы о состоянии эмоциональной сферы у учеников 9 классов. На основе этих результатов можно подготовить рекомендации по профилактике эмоциональной сферы. Работа проводилась на базе 12 школы В.О. района в период: с января по март (теоретический этап) и с апреля по май (практический этап). Итак, теперь о самих эмоциях.
Эмоции - как процесс, есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызывать по своему желанию. Эмоциональный процесс – включает три основных компонента. Первый компонент – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме,
когда событие констатируется скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Второй компонент – это эмоции: положительная эмоция возникает тогда, событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Третий компонент - степень контроля эмоций. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль и краткие
возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. Отрицательная эмоция дезорганизует ту серьезность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранения вредных воздействий. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной,
дыхания и т.п. Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищение: сигналы боли, сильной и продолжительной деривации вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребностей, вызывающие надежду, сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство. Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляется процессы восприятия, решения задач, действия служат источником
положительных эмоций удовольствия. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможности достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобленности. Эмоции различаются по своей продолжительности: эмоциональные кратковременные состояния (волнение, аффекты и т. п.) и более продолжительные, устойчивые настроения. Виды эмоций. Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности, возникемых переживаний.
Так, выделяют следующие виды «ценных» эмоций. АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - переживание, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем. КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ - возникает на основе потребности в общении, желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, чувство симпатии, расположения, чувства уважения к кому-либо,
чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо. ГЛОРИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - связаны с потребностью в самоутверждении, в слова: стремление завоевать признание, почет, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, приятное щекотание самолюбия, чувства гордости, чувства превосходства. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе,
чувства напряжения, увлеченность, захваченность работы, любование результатами своего труда, его продуктами. ПУГНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувства спортивного азарта, решительность, спортивная злость. РОМАНТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – стремление по всему необыкновенному, таинственному, стремление к неизведанному, ожидание чего-то необычного и восприятия окружающего мира с каким - то зловеще – таинственным чувством.
ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связанные с потребностью в познавательной гармонии, стремление нечто понять, проникнуть в сущность, чувство удаления или неудоления, чувство ясности или смутности мысли, неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему, чувства радости от открытия истины. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связанные с лирическими переживаниями, жажда красоты, наслаждение красотой чего-либо или кого-либо, чувство изящного, грациозного, чувства возвышенного или величественного,
наслаждение звуками, чувство волнующего драматизма, чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически – созерцательное состояние. ГЕДОНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связаны с удовлетворением потребности в тесном и душевном комфорте, наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п чувство беззаботности, безмятежности, него (сладкая лень), чувство веселья, приятная бездумная возбужденность, сладострастие. АНИЗАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию,
стремление нечто многоканальное приобретать, накапливать, коллекционировать, радость по случаю увеличения своих накоплений, приятное чувство при обозрении своих накоплений. Фундаментальные эмоции и их комплекс. Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детермированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием – феноменологическим качеством.
Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени- до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций. К фундаментальным эмоциям относятся следующие: 1.Интерес-волнение - положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умение и творческие
стремление. В состояние интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способность развитию эмоциональных межличностных отношений. 2.Радость - максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее. 3.Удивление - появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-
либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивления. 4.Горе-страдание - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контакта с людьми, жалость к себе. 5.Гнев – при гневе кровь “кипит”, лицо начинает “гореть”, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости в себя. 6. Отвращение – часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и
иначе субъективного переживания. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо. 7.Презрение – часто желание чувствовать свое превосходство, в каком- то отношении может вести в некоторой степени презрения. Эта эмоция “холодная”, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к котором относятся презрение, поэтому она может мотивировать, например, “хладнокровное убийство”. 8.Страх – должен быль, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно.
Страх вызывает вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождается неуверенностью и дурным предчувствием. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию. 9.Стыд – мотивирует желание спрятаться, исчезнуть, он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основной комфортности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм.
Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта – эмоция часто способствует сохранения самоуважения. 10.Вина – часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно
и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. К основным эмоциям человека относятся следующие: ТРЕВОЖНОСТЬ – представляет собой комплекс фундаментальных эмоций включающих страх и такие эмоции, как горе, стыд, вину и иногда интерес – возбуждение. ДЕПРЕССИЯ – комплекс эмоций включающей горе, гнев,
отвращение, презрение, страх, вину, робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе и к другим. В депрессию включены и также аффективные факторы, как плохое физическое состояние, понижение сексуальности, повышение утомленности, являющиеся часто побочными продуктами депрессии. ЛЮБОВЬ – занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждая из них имеет неповторимые признаки, и каждый – особый комплекс
аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно, биологическое, социокультурное и личностное значение. ВРАЖДЕБНОСТЬ – взаимодействие фундаментальных эмоций гнев, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть. Особенности эмоциональной сферы у подростков.
Обсуждая проблемы творчества индивидуального стиля уже, показывает сколь тесны познавательные процессы личности, связаны с его эмоциями. Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши имеет и самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Можно считать, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физических процессах.
Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видно у женщин. У них депрессия, раздражительность, тревожность и понижение самоуважение тесно связано с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональным подъем. У мальчиков такой жесткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено. Хотя пубертатный возраст и для них труден. Пик негативных реакций как к взрослым приходится на 12,5
–13,5 года. Эмоциональные реакции и поведения подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально – типологические различия сплошь и рядом превалируют над взрослыми. Вполне нормальные подростки имеют более высокие показатель по шкалам «психопатия «, « шизофрения « и « пиромания «, чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом
болезни, для подростка статистически нормальны. На переходный возраст приходится пик распространения синдрома дисморфобии (бред физического недостатка), а после 13 –14 лет резко возрастает число личностных расстройств в частности случаев деперсонализации. Старшие школьн
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |