Реферат по предмету "Педагогика"


О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в школе

О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в школе Игум. Георгий (Шестун) В отечественной педагогике хорошо осознают, что приобщение к наследию традиции не может осуществляться сугубо знаниевым путем. Необходима не информация о прошлом, а освоение живых образцов действия, идеалов, завещанных отцами. На первый план выходит проблема духовно-нравственного воспитания. Этой проблеме в последнее время посвящено множество научных исследований, кандидатских и

докторских, конференций в различных регионах России (провести современный анализ). Категория "духовно-нравственное воспитание" прочно вошла в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, нашла отражение в программных документах образования, как на федеральном (Программа воспитания), так и на региональном уровне (Новосибирск, Тверь, Курск, Белгород, Нижний Новгород, Кемерово и др.).

В большинстве современные подходы к духовно-нравственному воспитанию в той или иной мере учитывают необходимость взаимодействия с православной традицией. Тем не менее, разработка понятия духовно-нравственного воспитания требует более отчетливого понимания характера и содержания взаимодействия школы и Церкви. Главной особенностью православного образования является его онтологичность.

Категория духовно-нравственного становления человека, предложенная автором данного исследования еще в монографии "Православная педагогика" (1998 год), наилучшим образом проводит разграничение деятельностного и онтологического планов в сложном и многокомпонентом процессе духовно-нравственного воспитания, которое в православной традиции может осуществляться только в меру полноты учета Богоданной свободы воспитанника. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание

условий для духовно-нравственного становления человека. Данная категория и данный подход нашли благожелательный прием и отклик в педагогическом сообществе. Категория духовно-нравственного становления воспринята в научных докладах, конференциях, программных документах. Категория становления в педагогике широко применяется как в отношении систем (становление системы образования, системы деятельности, педагогической системы школы и пр.), так и в отношении личности

и ее качеств (становление личности, профессионализма, личностных качеств и пр.). Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления человека представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста. В православной традиции этот источник – Бог, создавший мир, человека, даровав ему свободу.

Самовольное (анархическое, не принимавшее к исполнению заповедь послушания божественной воле) распоряжение свободой породило в человеке грех и смерть. В Боговоплощении человеческая природа усыновляется Богу – источником духовно-нравственного становления человека становится энергия Богоусыновления, Божественная благодать. В таком понимании духовно-нравственное становление в православной традиции приобретает характер уникальности. Его невозможно свести к чему-то общему, уравнять с духовно-

нравственным становлением, например, в традиции гуманистической, где в качестве источника становления рассматривают автократическую волю человека или практически сводят становление к развитию, понимаемому как раскрытие заложенных изначально в природе человека задатков и способностей. Парадоксально, но в такой школе, свободной от влияния Церкви и ее традиции, дети вовсе не воспитываются в подлинной свободе, ибо одна из важнейших сил полноты

свободного бытия человека – духовная сила – в ней оказывается искусственно отстраняемой и заглушенной. В период атеизма мы встречаемся с наиболее приземленной формой, лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня элементарной причинности, – с натурализмом. Натурализм осуществляет поиск движущих сил роста личности в природе, причем природу человека трактует в категориях сочетания биологических и социальных механизмов.

Натурализм абсолютизирует роль научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к психологизму. В пределах натуралистического принципа, строго говоря, о духовно-нравственном становлении и духовно-нравственном воспитании говорить не приходится. Натуралистический подход ограничивает горизонт возможностей человека интеллектуальным развитием, направляя его на трансформацию внешней природы, собственной биологической природы и социальных условий.

С точки зрения православной традиции такой горизонт слишком узок. Человек свободно призван выйти за пределы самого себя. Идеал совершенствования состоит в приобретении человеком иного качества – Богочеловеческого. Этот переход в инобытие, трансформацию через небытие, в человеческом естестве проявляемое как смерть, схватывает категория становления. Понятие духовно-нравственного становления имеет онтологическое

измерение, в силу чего его проблематика органически сочетает в себе моменты педагогические, философские, богословские. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.