«Неформалы» в среде школьной молодежи и методы работы с ними. План: I. Причины появления неформальных объединений. II. Неформальные объединения: 1. Непринятые ассоциации. 2. Подавление и жестокость. 3. В мире грез. 4. Одежда и личность. 5. Тревожная молодость. 6. Носить или не носить? 7.
Опасные приколы. III. Методы работы с «неформалами»: 1. Основные направления работы с экстремистами. 2. Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера. 3. Динамика лидерства. Замещение лидера. 4. Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой. 5. Изменение возрастного состава группы 6.
Использование «информационно-психологических операций» 7. Подрыв антисоциальных формирований изнутри. Наряду с детским воспитательным коллективом в школе, в нашем обществе активно функционируют многочисленные самодеятельные группы и так называемые «неформальные» объединения. Деятельность подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие объединения собирают под свои знамена людей добрых,
ищущих, духовно щедрых, самоотверженных. Например, студенты биофака МГУ создали дружину по охране природы, по примеру которой стали возникать дружины в других университетах и пединститутах. По месту жительства объединяются для проведения совместных игр, походов, проведения времени. К числу самодеятельных объединений относится парная и групповая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения,
неограниченного проявления инициативы и самодеятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофициальных объединений, разнообразию их содержания, форм и методов работы. Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций.
За счет их обогащаются, расширяются, демократизируются официальные государственные и общественные организации. Поэтому «неформальные» объединения по их главным признакам и характерным чертам — самодеятельному характеру и самоуправляющейся организации, правильнее назвать «самодеятельными самоуправляющимися объединениями» (ССО). К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только противоречия и естественные стимулы но и застойные явления в общественной жизни.
Коварную роль в становлении части молодых людей сыграл дефицит правды, элементы общественного лицемерия, формализм и заорганизованность в жизни общественных детских и молодежных организаций. С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях. Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность положением дел в школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привела часть подростков
и молодежи сначала просто к отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престижные, Среди них наиболее распространенными являются: самореализация, получение удовлетворения от свободного, неконтролируемого общения и разнообразной, особенно от творческой деятельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социальных проблем на
основе собственного их понимания и самодеятельности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе своих представлений об идеале человеческой красоты и красоты поведения; получение доступного эстетического и эмоционально-физиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно-массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эгоистических потребностей и интересов; совершение правонарушений и ассоциальных действий (хулиганство, употребление
алкоголя и наркотиков). Подростки, юноши и девушки хотят самостоятельности, самоуважения и уважения их личности окружающими людьми, Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в ярких, романтических формах. Они стихийно протестуют против формализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни. Они бунтуют против серой обыденности и мещанских традиций в семье.
Их привлекает наполненная событиями жизнь. Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объединений и групп, за исключением асоциальных, являются нормальным способом заполнения вакуума, замены формально-значимых, утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм, личностно-значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития. Самодеятельные самоуправляющиеся объединения по отношению к организованному педагогическому процессу
могут занимать одну из трех позиций. Первая, которую можно считать идеальной, состоит в том, что ССО существует внутри целостного учебно-воспитательного процесса. Самодеятельность детей и цели педагогического процесса переплетаются. Так, внутри детских и молодежных общественных организаций существуют ребячьи кружки по интересам, отряды следопытов, помощи пенсионерам, дружеские компании деятельность которых не регламентируется и не учитывается.
Вторая позиция — параллельное, иногда пересекающееся, как правило, мирное сосуществование. Направленность параллельных объединений является социально полезной, что создает хорошую основу для слияния официальных и неофициальных групп в единый поток целостного воспитательного процесса. Так, на школьной основе могут объединяться группы любителей музыки, новых модных танцев, коллекционеров, болельщиков футбола, почитателей актерского мастерства.
Третья позиция — противоречия, противодействия, а иногда и противоборства. Она возникает тогда, когда ССО руководствуются ошибочными или чуждыми идеологическими установками. Так некоторые группы («Дети Деточкина») в обход закона пытаются решать проблемы социальной справедливости. Другие убеждены, что уход от общества есть лучший способ борьбы с общественным лицемерием и другими негативными явлениями. НЕПРИЯТНЫЕ АССОЦИАЦИИ Первый из заданных вопросов прозву¬чал из уст крепко сложенного
молодого человека с короткой стрижкой. Суть его сводилась примерно к следующему: По¬чему классный руководитель выражает недовольство моим желанием постричь¬ся еще короче, обрить голову полно¬стью или только по бокам, оставив ко¬роткий продольный гребень? Конфликты между старшим и младшим поколением по поводу некоторых атрибу¬тов молодежной моды возникают, если: во-первых, эти атрибуты, с традиционной точки зрения, символизируют нечто не¬приятное и угрожающее,
а потому вызы¬вают у взрослых людей бессознательную неприязнь и, во-вторых, юноши и подро¬стки либо сами не понимают смысла ат¬рибутов и не могут посмотреть на них глазами старших, либо сознательно игно¬рируют чувства последних и демонстри¬руют тем самым элементарное неуваже¬ние к ним. Какое первое впечатление производит на большинство людей крепкий молодой человек, остриженный очень коротко? Либо уголовника, либо потенциального преступника, либо солдата.
А если точно известно, что он к ним не относится, то¬гда про него легко могут подумать, будто он из группировки бритоголовых, кото¬рых общество не без оснований считает неофашистами. Что объединяет все на¬званные группы людей? То, что для них насилие является либо основным видом деятельности, либо типичной особенно¬стью поведения. Как видим, обритая го¬лова в общественном сознании является визитной карточкой человека, склонного к агрессии и насилию.
Субкультура панков (тех самых, что носят гребень на голове), равно как суб¬культура хиппи, скинхедов, создавалась в знак протеста молодежи против опреде¬ленных явлений в обществе и государстве. Так, движение хиппи возникло в 60-70-х годах в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Го¬сударственной милитаристской пропаган¬де хиппи противопоставляли свой паци¬физм и анархизм. Движение панков появилось в 80-х го¬дах в Англии.
Эти молодые люди выра¬жали свой протест против засилья офи¬циальной культуры — чопорной, чистой, аккуратной. Отсюда и знаменитая склон¬ность панков, само название которых пе¬реводится как «отбросы», к нечистоплотности Скинхеды же, появившиеся в Германии и Англии в 60—70-х годах, занимались избиением и террором иностранных рабо¬чих с целью их изгнания из страны. По¬следние «заслужили» это тем, что лиша¬ли заработка коренных граждан, поскольку соглашались выполнять работу за мизер¬ную плату.
Неудивительно, что представители протестных субкультур демонстрировали свою уникальность не только через жиз¬ненную философию и поведение, но и через внешние атрибуты, словно говоря окружающим людям: «Мы не такие, как вы, мы — особенные». Подобранные сознательно или бессознательно родона¬чальниками протестных субкультур, эти символы вполне доступно «объясняли» окружающим людям, каковы убеждения их хозяев. Последние же наверняка мог¬ли четко объяснить значение каждого из своих атрибутов, чего, к сожалению,
не скажешь о многих сегодняшних нефор¬малах. «Мне нравится», «У нас так при¬нято», — вот порой все, что они могут ответить. Что касается панковского гребня, то практически любые вызываемые им ассо¬циации имеют выраженный агрессивный характер — гребень на спине ящера, во¬инственно поднятый хохолок на голове пти¬цы, украшение на шлеме древнегреческо¬го воина или европейского кирасира, бое¬вая прическа воинственного индейца-иро¬кеза и т.д. Стоит ли после этого удив¬ляться реакции взрослых людей на появ¬ление панков?
ПОДАВЛЕНИЕ И ЖЕСТОКОСТЬ С нашей стороны было бы ошибочным утверждать, будто реакция на вызываю¬щие атрибуты молодежной моды связана лишь с бессознательным восприятием за¬шифрованной в них информации. Нема¬лую роль здесь играет и та информация о конкретных субкультурах, которая содер¬жится в общественном сознании. Согласно общественным" убеждениям, вошедший в ту или иную субкультуру че¬ловек должен изначально обладать конк¬ретными психологическими качествами, определенным уровнем развития интеллек¬та,
культурой, а также определенной сте¬пенью агрессивности. При этом многое из того, что общество думает о том или ином неформальном движении, может не соответствовать нынешней реальности, по¬скольку сами движения постоянно меня¬ются, сливаются, распадаются. Тем не менее первое впечатление самое сильное, и изменить первоначальную репутацию бывает очень не просто. Итак, молодым людям из субкультуры панков, скинхедов, футбольных фанатов, рэперов общество приписывает
низкий уровень развития интеллекта, культуры поведения, склонность к фанатизму и вы¬сокую агрессивность. Справедлива ли та¬кая общественная установка? Во многом — да. На это указывают такие факторы, как характер основной деятельности носителей данных субкультур, их отноше¬ние к окружающему миру, жизненная философия и особенности внутригрупповых отношений. Начнем со скинхедов: при всем разно¬образии течений внутри самой субкульту¬ры, главное их занятие —
очистка своей территории от «инородцев» путем запу¬гивания, изгнания, физического уничто¬жения. Что касается внутригрупповых отноше¬ний, то в них царит жесткая военная дис¬циплина, а новичкам иногда устраивают испытание в виде группового избиения. Тем самым их проверяют не только на умение утерпеть боль и стоять за себя, что было бы еще приемлемо, но и на готов¬ность быть униженным покорным слугой авторитарного вождя, что является при¬знаком низкоразвитой личности.
Панки, в свою очередь, славятся в не¬формальной молодежной среде своей аг¬рессивностью, угрюмостью, замкнутостью Основной мотив их поведения — проти¬вопоставление себя традиционной культу¬ре, что, в частности, проявляется в наме¬ренной неряшливости. Согласно имеющим¬ся у нас сведениям, отношения в среде панков жесткие и подавляющие. Нович¬кам могут устраивать унизительные ис¬пытания, — например, бросить конфету в испражнения и заставить
ее достать и съесть. Футбольные фанаты давно прославили себя массовыми потасовками, учиняемыми во время и после матчей, и своей ненави¬стью к болельщикам других команд. Чаще всего подобное возможно лишь при высо¬кой внушаемости, групповой зависимости, агрессивности и низком интеллекте. Что мы можем сказать о рэперах? Не¬много. У большинства взрослых людей их вид вызывает опасения и презрение из-за внешней расхлябанности
и разболтанно¬сти. В МИРЕ ГРЕЗ Совсем иную картину демонстрируют хиппи и толкиенисты. Их объединение в одну группу весьма условно, поскольку они сильно отличаются друг от друга, од¬нако мы исходим из того, что эти суб¬культуры предъявляют своим членам бо¬лее высокие и сложные требования. Же¬лающий стать участником одного из этих движений должен быть достаточно умен, культурен, образован, должен уметь глу¬боко и самостоятельно мыслить. Жест¬кие, авторитарные, взаимоподавляющие отношения
здесь недопустимы. Уважитель¬ный же, демократический стиль общения всячески приветствуется (конечно, и здесь не всегда все так гладко, как хотелось бы). Первые хиппи, судя по всему, были неравнодушными и смелыми людьми. Их открытые выступления против военной кампании США во Вьетнаме были дале¬ко не безопасны. Основателями толкиенизма в нашей стране были студенты гуманитарных
специальностей, проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Джона Роналда Рейела Толкиена «Властелин колец». Позже движение тематически и территориально расшири¬лось, его социальная структура расслои¬лась. Толкиенисты стали появляться в различных российских городах, ролевые игры начали ставиться по мотивам произведе¬ний многих других писателей-фантастов (Роджера Желязны, Фрица Лейбера, Ника Перумова, Сапковского и др.).
Кро¬ме того, в рамках субкультуры появилось множество сословий: от «маньяков» — сильных, но часто простоватых ребят, любящих только драки на мечах (в том числе — стенка на стенку), до утончен¬ных, творческих, интеллектуальных «фи¬лософов» и «менестрелей», создающих по-своему великолепные музыкальные и ху¬дожественные произведения, часто знаю¬щих по нескольку языков, разбирающих¬ся в вопросах литературы, истории, фило¬софии и многом другом. Однако нельзя не сказать о хиппи и толкиенистах несколько горьких слов.
К сожалению, и они не избежали естествен¬ного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается *** любой долго существующей субкультуру В среде хиппи постепенно широко рас¬пространились наркомания (курение ма¬рихуаны), социальная пассивность, рас¬пущенность, анархизм, отстраненность (жизнь «на обочине цивилизации). По этой причине субкультура хиппи близка сегодня к исчезновению, поскольку при¬ток молодежи в нее крайне
слаб. Однако на смену им уже пришла психологически схожая культура так называемых «растаманов», к сожалению тоже очень нерав¬нодушных к наркотикам. В движении толкиенистов возникают группы, похожие на секты, — так назы¬ваемые «эльфятники», то есть небольшие замкнутые сообщества плохо адаптирован¬ных к жизни представителей молодежи, которые полностью замыкаются на своих фантазиях, подчиняются авторитарным лидерам, считают себя избранными. ОДЕЖДА И ЛИЧНОСТЬ Второй вопрос, прозвучавший в нашей беседе, был сформулирован
юношей так: Почему взрослые так активно прояв¬ляют недовольство, если те же спорные атрибуты надевают юноши и подрост¬ки, имеющие репутацию умных, серь¬езных и культурных людей? Разберем такой случай: на уроке лите¬ратуры изучается творчество какого-ни¬будь известного поэта-романтика — Пуш¬кина, Есенина, Байрона. Внезапно в класс заходит странно одетый ученик — пере¬тянувший голову банданой кричащей рас¬цветки, в черной куртке с шипами, потре¬панных джинсах и футболке с надписью:
«Трешь твою мать» (был в свое время такой сборник «тяжелой» музыки). Смо¬жет ли учитель после этого легко и не¬принужденно вести урок? Едва ли, по¬скольку своим костюмом, несущим мрач¬ную и агрессивную энергетику, ученик полностью или частично разрушил сло¬жившуюся в классе романтическую атмо¬сферу. Другой момент, на который следует об¬ратить серьезное внимание: влияние одеж¬ды на поведение и личность
молодого че¬ловека. Из психологии моды давно изве¬стно, что не только характер человека влияет на выбор им гардероба, но и гар¬дероб может повлиять на характер, осо¬бенно в подростковом и юношеском воз¬расте, когда происходит становление и закрепление основных личностных черт. Приведу пример: при ношении строгого костюма или военной формы у человека невольно возникает соответствующий пси¬хологический настрой — серьезный, де¬ловой, эмоционально сдержанный.
В та¬ком состоянии ему бывает легче всего думать о сложных вещах, заниматься се¬рьезной работой, учиться. Напротив, на¬девая просторную болтающуюся одежду (как у рэперов), тот же человек будет чувствовать себя расслабленным, дезор¬ганизованным, легкомысленным, сложное дело будет вызывать у него скуку и от¬вращение. Одновременно с этим почти наверняка возникнет желание попрыгать, помахать руками и ногами, подурачиться. Таким образом, постоянное ношение той или иной одежды делает для молодого человека привычным и определенный
пси¬хологический настрой, что постепенно ме¬няет его личность в соответствующем на¬правлении. В связи с этим возникает вопрос, пра¬вильно ли возмущается учитель, когда видит, что его умный, талантливый, рабо¬тящий ученик начал регулярно носить одежду, подспудно развивающую в нем негативные черты? На наш взгляд, да, правильно. ТРЕВОЖНАЯ МОЛОДОСТЬ Рассмотрим теперь наш вопрос с точки зрения возрастной психологии.
Любой взрослый человек, а педагог — особенно, отлично знает, что возраст от 12-13 до 17-18 лет — переломный для молодого человека. Его наступления взрослые ждут тревогой, а окончание встречают, хотя и не всегда, со вздохом облегчения. В этот период происходит резкое, порой ради¬кальное изменение личности человека. Собственно говоря, относительно закон¬ченная и цельная личность в это время и формируется. Чем отличается этот возрастной период от других? В первую очередь, стремитель¬ным развитием новых психологических
качеств, появлением чувства взрослости, желанием самому все попробовать, по¬знать, оценить, даже если взрослые от чего-то предостерегают. Именно поэтому ранее тихий, послушный ребенок часто становится вспыльчивым, упрямым, взрыв¬ным, не признающим старых авторитетов, склонным в большей степени слушать сво¬их друзей, чем родителей и учителей, — отсюда и резкое увеличение числа право¬нарушений, алкоголизм, наркомания. Под¬ростковый и юношеский возраст — это еще и время социального эксперименти¬рования, когда ребенок
пытается найти свою социальную группу, утвердиться в ней. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме субкультур. Общество негативно воспринимает те молодежные субкультуры, которые тор¬мозят или ограничивают личностное раз¬витие человека, прививают ему интерес к примитивной или криминальной деятель¬ности, требуют подавления в себе соци¬ально одобряемых качеств (вежливости, демократичности, трудолюбия, самостоя¬тельности) и
развития неприемлемых (лени, равнодушия, склонности к прими¬тивным развлечениям, преступных наклон¬ностей, агрессивности, фанатизма, интел¬лектуальной и культурной отсталости). Подобные группы очень легко распо¬знаются по особенностям одежды (демон¬стративной, кричащей, агрессивной, не¬опрятной), по поведению участников груп¬пы Субкультуры, способные положительно влиять на молодого человека, характери¬зуются демократичностью отношений между участниками и предоставлением им широ¬ких
возможностей для социально полезно¬го (а не антисоциального) развития. Как видим, еще одна из причин недо¬вольства взрослых некоторыми атрибута¬ми молодежной моды связана с их эле¬ментарной тревогой за своих учеников. Дурная компания может незаметно под¬толкнуть молодого человека на пагубный жизненный путь (путь преступника, ал¬коголика, наркомана или просто интеллек¬туального и морально деградирующего человека), лишить его многих возможно¬стей для социального развития (привить
уверенность в бессмысленности жизни, безволие, безынициативность, отвращение к школе, к семье, к работе), сделать пси¬хологическим рабом. Тревогу взрослых усиливает еще и тот факт, что многие субкультуры, разруши¬тельно действующие на молодого челове¬ка, имеют свойство быстро затягивать в себя, подобно болоту. Чем это объясня¬ется? Тем, что из новичков постепенно вытравливают те способности и качества, развитие которых делает ребенка взрос¬лым, как-то: чувство собственного досто¬инства, независимость, способность
к са¬мостоятельному мышлению и принятию решений, стремление к саморазвитию в широком смысле. НОСИТЬ ИЛИ НЕ НОСИТЬ? Завершающий вопрос, заданный старшеклассниками в нашей беседе, звучал так: Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями? На первый взгляд ответ прост: вести себя так, как ваши сверстники, то есть носить в школе обычную одежду, вести себя спокойно, сдержанно, доброжелатель¬но, не «выпендриваться».
В ответ на это сразу же слышится ряд возражений: «Но это же проявление трусости и слабости, предательство по отношению к друзьям и, в конце концов, — по отношению к самому себе!» Обсудим эти возражения по порядку. Действительно ли подчинение школьным нормам является проявлением слабости? На первый взгляд — да. Ведь избегая таким образом неприятностей, ученик «на¬ступает на горло собственной песне» — подавляет свое желание носить то, что ему нравится, вести себя так, как хочется.
Стоит задуматься, однако, один ли он такой и нет ли среди уважаемых им лю¬дей, в чьей внутренней силе не приходит¬ся сомневаться, тех, кто делает время от времени то же самое? Есть, более того, все они время от времени подавляют свои желания и не считают при этом, что вы¬ставляют себя слабаками. Что касается друзей, то тут возникает вопрос: почему они могут воспринять как предательство отказ товарища от ноше¬ния спорных атрибутов в школе, если бла¬годаря этому он избегает лишних неприятностей?
Либо друзья не понимают, на¬сколько своими требованиями осложняют жизнь своему товарищу, либо им это без¬различно. Во втором случае стоит заду¬маться, а нужны ли такие друзья в прин¬ципе? Мало того — нужна ли ему вооб¬ще эта субкультура, не относится ли она к тем разрушительным, деструктивным, о которых говорилось выше? Ведь кто зна¬ет, если сегодня эти люди умышленно подталкивают своего друга к конфликту с учителями, родителями, не вложат ли они завтра в его руку шприц с наркотиком со словами:
«Пробуй, или ты нам не друг и вообще — слабак, лох!»? В этом случае вполне можно попытать¬ся что-то сделать: поговорить с друзья¬ми, объяснить свою ситуацию. Если они умные люди, то поймут все правильно и снимут свои требования, если же нет На этот случай есть древняя индийская мудрость: «Дружба дурака хуже дружбы врага». Последнее возражение гласит: подчи¬нение чужим требованиям и отказ от соб¬ственных желаний в любой
ситуации есть предательство, измена самому себе. Что¬бы оценить правильность данного утвер¬ждения, необходимо задаться вопросом: каких людей принято считать изменника¬ми самим себе? Как правило, тех, кто отказался от своего главного призвания, дела всей жизни ради достижения каких-то сравнительно мелких, суетных, прими¬тивных целей. Демонстрация своей неповторимой ин¬дивидуальности через яркие внешние ат¬рибуты — личное дело и право
каждого. Однако, как нам кажется, любой уважа¬ющий себя человек на вопрос: «А мо¬жешь ли ты еще чем-нибудь, кроме одеж¬ды, продемонстрировать свою уникаль¬ность?» — должен суметь дать уверен¬ный положительный ответ. Это возмож¬но только при наличии у данного челове¬ка каких-либо ярких положительных качеств, таланта, достижений, душевных свойств. Если же таких качеств нет. то яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу: например, от¬влекая на себя все его внимание и силы и не давая возможности развивать
свои физические, интеллектуальные и духовные задатки. В результате этого юноша или подросток может превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убо¬гость и пустота будут хорошо видны всем, кроме него самого. Однако, наверное, есть молодые люди, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе и око¬ло нее любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов.
Во-первых, поскольку современные по¬рядки в большинстве школ более демо¬кратичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить те атрибу¬ты своей субкультуры, которые не «бьют в глаза», — фенечки, элементы одежды, например черные куртки металлистов, но без шипов, заклепок, цепей, кричащей сим¬волики. Во-вторых, из набора всех атрибутов, предоставляемых любой молодежной суб¬культурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около две¬рей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения).
В-третьих, людям, склонным к приня¬тию творческих решений, можно пореко¬мендовать освоение методов быстрого из¬менения внешности (например, научиться делать панковский гребень не крася и не брея волос, благодаря чему его будет лег¬ко превратить в традиционную прическу). В-четвертых, если какой-то спорный атрибут нельзя легко убрать или замаски¬ровать, то необходимо сгладить произво¬димое им неприятное впечатление мирной традиционной одеждой, спокойным доб¬рожелательным поведением.
В-пятых, необходимо помнить, что лю¬бая одежда должна элементарно подхо¬дить конкретному человеку, быть свежей и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих. Эти требования об¬щеизвестны, почти банальны, однако о них нередко забывают и начинают искать при¬чины конфликтов с окружающими совсем в другой области. ОПАСНЫЕ ПРИКОЛЫ Однако существуют и такие атрибуты молодежной моды, от которых мы сове¬товали бы отказаться
любому молодому человеку, если только он не решил твердо и надолго связать свою жизнь с опреде¬ленной субкультурой. Эти атрибуты час¬то нельзя скрыть или сделать менее бро¬сающимися в глаза. Это — ярко раскра¬шенные, не поддающиеся переделке при¬чески, проколотые губы, щеки, нос, язык, брови, специфические татуировки. Укра¬шенный подобным образом молодой че¬ловек неизбежно обрекает себя на непо¬нимание большинства окружающих. И с психологической точки зрения такое от¬ношение окружающих отчасти
оправдан¬но. Ведь за редким исключением, подоб¬ное отношение человека к собственному телу свидетельствует о его несерьезности, легкомыслии и неспособности думать о бу¬дущем. Почему это так, я объясню на примере татуировок. Часто они делаются молодыми людьми ради прикола, без осознания их смысла. Между тем искусство татуировки — это целый мир сложной многоликой символи¬ки, в котором глубоко разбираются лишь немногие специалисты.
В силу этого ди¬летантское разрисовывание себя чревато самыми разнообразными проблемами. Так, нередко татуировка выходит из моды, перестает нравиться своему хозяину, или же он внезапно узнает, что она имеет со¬вершенно неприемлемый для него смысл. В этом случае любитель украшений мо¬жет оказаться перед мучительным выбо¬ром — терпеть надоевший рисунок до конца дней или проходить через болез¬ненную процедуру вытравливания, остав¬ляющую на теле уродливый
след. Однако это еще не самая худшая из возможных неприятностей, ведь попав в КПЗ или тюрьму (а кто от этого застра¬хован?), любитель татуировок может слишком поздно узнать, что в уголовной среде его рисунок имеет опасное для его здоровья и жизни значение. Например, свидетельствует о принадлежности к пас¬сивным гомосексуалистам, с которыми в тюрьме не церемонятся, или к членам эли¬ты уголовного мира, к которой он, чужак, явно не относится, а значит, является са¬мозванцем.
Сказанное еще раз указывает на тот факт, что не всякое жизненное явление, кажущееся молодым людям забавным и безобидным, является таковым в действи¬тельности. Следовательно, не всегда пре¬достережения взрослых об опасностях, даже сильно преувеличенные и навязчи¬вые, лишены объективного смысла. Основные направления работы с экстремистами В данном направлении можно выделить: - Создание у подростков иммунитета к экстремизму с помощью контрпропагандских
мероприятий (порочение экстремистской идеологии, конкретных движений и т. о.). - Воспитание толерантности - терпимости к чужим мнениям - Быстрое правовое реагирование на все случаи агрессивного противоправного на¬саждения чужой для конкретной местности национальной (или иной) культуры. - Создание конкурентов для экстремистских организаций в деле эксплуатации (пат¬риотического воспитания молодежи) и т. п. -
Тиражирование субкультуры, размывание идеологии. - Выявление и ликвидация ресурсов экстремистских формирований в области еди¬ноборств и накачки мышц Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера Лидер - это член группы, которой спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой для группы ситуации.
Для лидера малой контактной группы характерно следующее: - Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого согласия группы - Лидер (особенно ситуативный) выдвигается на соответствующую роль в условиях, достаточно значимых для жизнедеятельности группы - Лидером может стать член группы, с личностью которого идентифицируется спе¬цифическая система групповых норм и ценностей -
Отсюда следует наличие «динамики лидерства». Динамика лидерства. Замещение лидера. Под динамикой лидерства подразумеваются всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с мас¬штабами лидерства. Применительно к малым группам можно говорить о различной степени устойчивости или динамичности, сменяемости лидеров. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам
группы. В социально опасных молодежных группировках весьма велика роль лидера в становлении группы именно в качестве агрессивной и экстремистской. Смена такого лидера на ме¬нее агрессивно настроенного обычно приводит к снижению агрессивности всей группы. Существует несколько вариантов смены лидера: - Дискредитация лидера в глазах группы, когда он теряет харизму и ореол «сосредо¬точения групповых норм и ценностей» В данном случае крайне важно, чтобы такая дискре¬дитация выглядела «случайной», а не навязанной
извне. В последнем случае возможна об¬ратная реакция группы: сплочение вокруг лидера. - Снижение авторитета лидера. Как правило, это более бесконфликтный вариант, чем дискредитация. Снижение авторитета может произойти при несоответствии лидера ка¬кой-либо значимой групповой норме (либо ценности). - Создание условий для успешной конкуренции второго (или реже, иного) значимо¬ го лица в группе. Как, правило, это вариант ползучего переворота
Подобная практика хоро¬шо известна. Кандидат в лидеры должен быть управляем и иметь достаточный авторитет в своей группе. Далее проводится PR-кампания, аналогичная той, которая ведется во время выборных кампаний. - Вытеснению лидера способствует также изменение схемы внутригрупповой ком¬муникации, то есть член группы, через которого проходят внутригрупповые коммуникационные каналы, резко повышается в статусе в иерархии группы В данном случае также важ¬но, чтобы такой член группы не выполнял функции диспетчера,
а имел возможность решать, кому и что сообщать либо не сообщать - Постановка группы в непривычные для неб условия, когда старый лидер уже ас способен справиться с новыми, более сложными задачами, вследствие чего выдвигается новый лидер (возможно ситуативный). Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой Все околовоенизированные экстремистские формирования (прежде всего, это касает¬ся скинхедов) много времени
уделяют различным контактным единоборствам и силовой подготовке. Тренировки обычно проходят в спортивных залах государственных организа¬ций, и прежде всего спортзалах учебных заведений и в подростковых клубах. Спортивные тренировки являются очень значимым атрибутом и сплачивающим фак¬тором в жизни скинхедов. Фиксировались случаи, когда, лишившись возможности подобных тренировок, периферийные группы скинов распадались.
Для выявления мест тренировок используется как публичные, так и включенные ме¬тоды работы. Публичные методы - это регулярный скрининг всех ранее выявленных мест возмож¬ных тренировок в школах, ПТУ, институтах и т. п. Поиск проводится по индикации внешней атрибутики скинхедов. Включенные методы используют выяснение в самих экстремистских группировках мест их тренировок. Изменение возрастного состава группы Изменение возрастного состава молодежной экстремистской организации
за счет раз¬бавления их взрослыми резко снижает радикализм всего формирования. Использование «информационно-психологических операций» В теории кризисных технологий существует такая форма мероприятий, как «инфор¬мационно-психологические операции». В России наиболее близко ему соответствует понятие «активные мероприятия» - это прежде всего распространение дезинформации. В работе с агрессивными, криминализированными и экстремистскими молодежными
формированиями под термином «активные мероприятия» понимаются специальные мероприятия, имеющие своей целью подрыв и ослабление их позиций среди молодежи, развал наиболее социально опасных групп, дискредитацию и удаление из них лидеров или значимых лиц, социальное перепрограммирование опасных подростковых течений. При проведении активных мероприятий могут быть использованы как публичные ме¬тоды, так и методы включенной работы. Подрыв антисоциальных формирований изнутри.
Этот метод включает тактические действия, рассчитанные на подрыв единства фор¬мирования изнутри, создание атмосферы недоверия и подозрительности, раздувание кон¬фликтных ситуаций, создание в его руководящей среде конфликта интересов. Для этого ис¬пользуются: - Политические, социальные и идеологические разногласия между различными группировками и руководящей среде формирования. - Возможное соперничество между ними. -
Корыстные устремления отдельных руководителей. - Недовольство рядовых членов лидерами и группировками вокруг них. Осуществляется разжигание противоречий с целью углубления и доведения до «точки кипения» имеющихся различий между разными группировками и создаются условия для пе¬рехода наиболее перспективных лидеров в стан оппонентов. Цель данных мероприятий - уг¬лубить имеющиеся противоречия до критического уровня и посредством этого снизить спо¬собность к сопротивлению в отношении переворота и/или раскола
формирования. Дискредитация. Для молодежной и подростковой среды это наиболее важная состав¬ляющая при развале/расколе формирования: Обычно осуществляется дискредитация лидеров и авторитетных в группировке лиц. Наиболее удобный вариант дискредитации - информация о несоответствии норм поведения лидера базовым идеологическим нормам. Информационно-психологическое воздействие. Осуществление широкой пропагандистской компании с целью распространения нега¬тивного мнения о формировании
и его лидерах. Газетные статьи, теле- и радиопередачи с негативной деятельности формирования, рассчитанные на охват широкой аудитории. Список используемой литература 1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М 1984, стр. 54-92. 2. Ковалев Н.Е Райский Б.Ф Сорокин Н.А. Введение в педагогику. – М «Просвещение», 1975, стр.
6-9. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М Гардарики, 2004, стр. 415-437. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций – М Прометей, 1992, стр. 157-163, стр. 40-53. 5. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991, стр. 10-13. 6. Основы педагогического мастерства. –
М 1989, стр. 22-24. 7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М Школа – Пресс, 2000, стр. 40-45, стр. 456-457. 8. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, стр.
17-28. 9. Самыгин С.И Столяренко Л.Д. Педагогика: Экзаменационные ответы. – Ростов н/Д Феникс, 2003, стр. 201-202, стр. 207-209. 10. Формирование профессиональной культуры учителя. Под ред. В.А. Сластенина. – М 1993, стр. 456-457. 11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд перераб. и доп. –
М Гардарики, 1999, стр. 341-354, стр. 249-254. 12. Чеботаева Н.Н. Неформальные молодежные организации. – Киров, 2003.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |