О значении первых впечатлений детства А.А. Борисова Впечатление - это образ, след, отражение оставляемое в психике человека предметами и явлениями внешнего мира. В долговременную память они включаются как понятийные, так и эмоциональные моменты, отражающие различное отношение субъекта к тем или иным сведениям. Поскольку в данной статье речь пойдёт о первых впечатлениях детства, то соответственно внимание автора
будет обращено на их эмоциональные моменты, так как понятия в онтогенезе появляются значительно позже, чем эмотивный тон ощущений. О значимости окружающих ребёнка предметов явлений в первые годы его жизни сказано достаточно как в педагогике, так и в психологии. Однако, многое из того что сказано по этому поводу либо незаслуженно забыто, либо используется в урезанном виде. Взять хотя бы великого педагога К.Д. Ушин-ского.
Главный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания имеет знаменательный подзаголовок: «Опыт педагогической антропологии». Эта главная мысль всей книги. Из всех наук о человеке педагог должен знать всё, что касается воспитания. По приложимости к педагогике и необходимости для неё психология, по мысли Ушинского, занимает первое место. В настоящей статье я попытаюсь обратить внимание на очень известную
цитату Константина Дмитриевича, чтобы показать, как односторонне используется педагогами мысль, заложенная в ней: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить её мыслить иначе» [6]. Эта цитата, как правило, приводится в доказательство необходимости применения наглядности в обучении. Я же хочу обратить на неё внимание применительно к формированию личности ребёнка.
Воспринимаемые ребёнком формы краски и звуки, испытываемые от них переживания, не только помогают усваивать знания. Они точно так же действуют на формирование личности ребёнка! Что же за формы, звуки и краски воспринимают дети в наших школах, если ощущения от неё таково, что по данным В.Б. Ольшанского, у подавляющего большинства учащихся портится настроение, когда они приходят в школу? (Опыты поставлены методом неоконченных предложений.
У меня всегда портится настроение, когда я прихожу в школу, оканчивали дети). [4] И настроение портится не от того, что в школе надо усваивать знания, а от того, что кроме уроков в ней бывают перемены, когда она превращается почти что в действующий вулкан, от которого в разные стороны, не помня себя, разбегаются шольники из всех классных комнат по сигналу оглушительного звонка. Ольшанский приводит в доказательство письмо ученика 3-го класса
Дениса в «Учительскую газету», в котором мальчик пишет, что в первую очередь школа учит бояться и ненавидеть, и только во вторую очередь - читать, писать и считать. Эту мысль третьеклассник подтверждает примерами из личного опыта, когда подростки и старшие школьники заставляют младших умываться в унитазах. Принимая экзамены у студентов-заочников, я знакомила их с письмом Дениса и спрашивала, располагают ли они подобными фактами?
Утвердительных ответов было большинство. Младшие школьники ходят в туалет во время урока, когда уверены, что там их не ожидают более старшие для издевательств. Общеизвестным среди психологов является факт, что фрустрация порождает агрессию. Так что «деды» в Армию не падают с небес, они приходят в неё из наших школ, в которых, к сожалению, мало мастеров. По данным Р.Л.Кричевского [3] только около 16% учащихся признают авторитетными большинство
учителей. По мнению же почти 75% учащихся только единицы среди всех учителей заслуживают уважения. Более чем для 60% детей воспоминания о школе неприятные. См. табл. №1,2. Таблица № 1 Данные Р.Л. Кричевского по опросу учителей и учащихся Вопрос: «Есть ли в Вашей школе педагоги, которых Вы особенно уважаете, которые являются для Вас авторитетом?» (в % к числу опрошенных) мнения Варианты учителей учащихся
Большинство 2,6 4,4 Многие 26,7 11,5 Единицы 53,8 65,2 Таких нет 7,7 9,5 Итого 90,8 90,6 Таблица № 2 Данные Р.Л. Кричевского по опросу учащихся в % к числу опрошенных Вопрос: Справедливо ли учитель разрешает возникающие конфликты? Всегда справедливо 3,3 Большей частью справедливо 2,9
Несправедливо 15,4 Всё основано на симпатиях и антипатиях к ученику 45,2 Итого 92,9 В связи с этим хочу обратить внимание читателей на исследования психологов, касающиеся воспоминаний о ранних событиях детства, с тем как они связаны с процессом формирования личности. Этими вопросами занимались: Фрейд, Эббинсгауз, Штерн. В советской психологии: Рубинштейн, Блонский, Большунов.
По мысли В.Л. Рубинштейна, воспоминание - это представление, отнесённое к более или менее точно определённому моменту в истории нашей жизни. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания [5]. Особый интерес у названных исследователей представлял вопрос о том, что помнится больше и дольше всего (приятное или неприятное). В контексте данной статьи это уточнение является особенно важным, т.к. только
что приведённая мысль Рубинштейна свидетельствует о неразрывной связи впечатлений детства со всем процессом формирования личности. З. Фрейд считал, что человек удерживает в памяти всё приятное и стремится забыть неприятное. Эксперименты П.П. Блонского доказывают обратное: дольше всего помнится неприятное. Среди испытуемых Блонского в 2 раза больше тех, чьи воспоминания детства были неприятными [1]. См. табл. № 3. Таблица № 3 Данные П.П. Блонского о самых ранних воспоминаниях детства в % к числу опрошенных.
(Понятие «амбивалентное» П.П. Блонский не использовал). Неприятное 64 Приятное 19 Новое и прочее 17 В отличие от Блонского Рубинштейн считал, что приятное и неприятное в воспоминаниях о событиях ранней жизни встречаются в одинаковой мере. Кто же всё-таки более прав? Кропотливое исследование по этому вопросу провёл Я.В. Большунов, занимавшийся проблемами памяти всю свою жизнь [2].
Под его руководством выполнено исследование о самых ранних воспоминаниях детства А. Фальк, которая получила данные достоверно совпавшие с данными П.П. Блонского. Сама же исследовательница была на стороне С.Л. Рубинштейна. Результаты своего исследования она объясняла тем, что её испытуемые были военного или предвоенного года рождения и потому в памяти их сохранились в большей степени безрадостные события
военных лет, в условиях которых протекало детство этих людей. Чтобы разрешить это сомнение под руководством Большунова было проведено ещё одно аналогичное исследование (150 воспоминаний людей, родившихся после Победы (исследователь Т. Лазарева). См. табл. № 4. Таблица № 4 Данные Я.В. Большунова о самых ранних воспоминаниях детства в % к числу опрошенных.
Неприятное 60,6 Приятное 32,6 Амбивалентное 6,6 Полученные результаты снова совпали с результатами П.П. Блонского. (см. таблицы). Разница заключалась лишь в том, что если испытуемые А. Фальк помнили первый день войны, свист бомб, затемнённые окна, то испытуемые Т. Лазаревой помнили, как они разбивали носы, падали в колодец, брили опасной отцовской бритвой то место, где должна вырасти борода. Итак, как по данным результатов исследования
П.П. Блонского, так и по результатам исследований Я.В. Большунова неприятное запоминается чаще и помнится дольше. Поскольку со времени исследований, выполненных под руководством Большунова прошли более 30 лет (выросло новое поколение) мне представился интересным вопрос о том, произошли ли какие изменения в динамике самых ранних воспоминаний, попрежнему ли неприятное запоминается чаще,
чем приятное и амбивалентное. Чтобы ответить на поставленный вопрос мною было проведено исследование, аналогичное исследованиям Большунова. Моими испытуемыми были студенты педагогического факультета Ярославского госуниверситета (отделение начальных классов). В опытах приняло участие 58 человек. Все испытуемые получали одинаковую инструкцию: постараться вспомнить самое первое событие в Вашей жизни, с которого Вы стали помнить себя.
Сколько Вам было лет? Кто из близких людей может подтвердить это. Результаты моих экспериментов согласуются как с данными Блонско-го, так и с данными Большунова по главному вопросу. Неприятные воспоминания в моём исследовании преобладают. Однако относительно приятных воспоминаний, то мои данные почти совпадают с данными
Блонского (разница = 1 %). По сравнению с данными Большунова у моих испытуемых приятных воспоминаний меньше на 14,6%. Что касается амбивалентных воспоминаний, то их в моём исследовании получилось больше, чем у Блонского на 11% и больше, чем у Большунова на 21,4%. См. табл. № 5. Таблица № 5 Данные А.А. Борисовой о самых ранних воспоминаниях детства в % к числу опрошенных. Неприятное 54 Приятное 18 Амбивалентное 28 Цифры показывают, что динамика самых ранних воспоминаний
детства имеет место: сократилось число неприятных воспоминаний на 10% по сравнению с данными Блонского на 6,6% по сравнению с данными Большунова. Значительно прибавилось амбивалентных воспоминаний. Считаю важным отметить, что неприятные воспоминания в моём исследовании в подавляющем большинстве связаны с пребыванием ребёнка в детском саду, в отличие от неприятных воспоминаний в исследованиях
Блонского и Большунова. Примеры: «Исп. 3 года .… Меня первый раз привели в детский сад. Мне очень не понравилась каша, которую заставляли есть насильно. Я всё время ощущала отсутствие мамы». «Исп. 3,5 года. Мы с одной девочкой не хотели спать в детском саду и ушли в туалет. Когда вышли из него, воспитательница «стукнула нас лбами.
Мне было очень больно». «Исп. 2,5 г .… За мной в детский сад пришла моя тётя. Я обрадовалась, что пойду домой. Но она сказала, что я должна остаться в круглосутке. Я очень долго плакала». Другие отрицательные воспоминания подобны тем, что описаны у Блонского и Большунова. Примеры: «Исп. 3 г. Я потерялась на вокзале. Для нас с мамой - это самый страшный день. «Исп. до 1 года.
Её мама не помнит точно сколько девочке было месяцев .… Лежу в коляске. Мама отошла разговаривать со знакомой. Вдруг на коляску кладёт лапы огромная собака и мордой уставилась на меня. Испуг, который я испытала, не забуду никогда». Большая часть положительных воспоминаний так или иначе связаны с семьёй, с положительным психологическим климатом в ней.
Примеры: «Исп. 4г. Военный городок Видяево. Каждое воскресенье с папой мы в Доме офицеров… Всегда развлечения. Чаще кино». «Исп. 4,5 г. Папин день рождения. Ему подарили кожаные перчатки. Я их надела и пыталась удержать на руках. Папа взял меня на руки, а мама нас сфотографировала. Эту смешную фотографию храню». «Исп. 3 г .… Помню прогулку на моторной лодке с родителями.
Ловили раков. Потом был «пир» на берегу». Пример амбивалентного воспоминания: «Исп. около 4-х лет. Первый раз у бабушки в деревне. Меня посадили на корову. И интересно, и страшновато». Итак, исследования трёх авторов Блонского, Большунова, Борисовой, проведённые в разные годы, с испытуемыми разных поколений говорят о том, что неприятное в раннем детстве запоминается чаще, чем приятное и амбивалентное.
Скорее всего этот факт связан с инстинктом самосохранения. Воспоминание, относящееся к возрасту до 1 года красноречиво говорит об этом. Кроме того, все неприятные воспоминания относятся к возрасту до 3 -3,5 лет, почти все приятные - к возрасту от 4-5 лет. Это также может свидетельствовать в пользу гипотезы, говорящей о связи неприятных воспоминаний с инстинктом самосохранения. Что касается мнения
З. Фрейда, что запоминается больше и раньше приятное, а неприятное «вытесняется», то следует заметить, что вытеснение рассматривается Фрейдом как один из механизмов психологической защиты человека. Следовательно, даже приняв точку зрения З. Фрейда, рассматриваемая мною проблема не станет менее актуальной, так как давно установлено тем же Фрейдом, что когда много неприятного вытеснено, человек заболевает неврозом. А неврозы являются главными «поставщиками» таких заболеваний как гипертония, экзема, спастические
состояния, бесонница и пр. Не располагая исследованиями, о которых идёт речь в статье, великий чешский педагог Ян Амос Коменский призывал всех, кто занимается воспитанием детей, беречь от вредных впечатлений глаза и уши маленьких детей. Именно поэтому первому этапу познавательной деятельности ребёнка (упражнение внешних чувств) по Коменскому, должен соответствовать определённый тип школы, которую он назвал материнской (курсив мой А.Б.). Простая истина: кто же, как не мать, лучше всего сможет исполнить завет великого
педагога, в настоящее время стала непростой. Количество беспризорных детей при живых родителях исчисляется сотнями тысяч. Наш известный современник В.А. Сухомлинский на личном опыте доказал, как благотворно действует на младших школьников атмосфера добра и любви, царившая в его «школе радости». Поэтому он и убеждал, что учебные здания для младших школьников должны строиться отдельно! Современная концепция больших школьных комплексов (комбинатов) ведёт к анонимности как учителей, так
и школьников. Эта концепция ошибочна. При такой анонимности создаётся благоприятная почва для господства «железных кнопок» (фильм «Чучело») и «Куколок» (фильм «Куколка»), от которых страдают самые воспитанные ученики, как Лена Бессольцева, и плачут самые добросовестные учителя (кл. рук. в фильме «Куколка»). В итоге изложенного материала следует: Хотя со времени исследования самых ранних воспоминаний детства П.П.Блонским (30-е годы 20-го столетия) прошло немало времени, отрицательные воспоминания остаются преобладающими.
Тенденция к их снижению очень незначительна: 64% (по исследованию Блонского), 60,6% (по исследованиям Большунова 54% (по исследованиям Борисовой). Если учесть, что эмоциональная память возникает раньше других её видов и обладает наибольшей устойчивостью, то к значимости этой проблемы должно быть более ответственное отношение как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Ограждение ребёнка от отрицательных воздействий диктуется его
потребностью быть защищённым от опасных для него воздействий, быть понятым, поддержанным, вдохновлённым. К сожалению, эта потребность в большинстве детских садов (более половины негативных воспоминаний в исследовании автора связаны с детским садом) и школ подвергается каждодневному испытанию. Необходимо возродить в теории и практике воспитания принцип ограждения детей от всех дурных влияний, предложенный в России П.Ф. Лесгаф-том и создать соответствующие возможности для его реализации.
Воспитательные задачи в каждом классе должны решаться самостоятельно, а не как сопутствующие учебным. Их должны решать специально подготовленные для этого люди - профессионалы-наставники. Для их подготовки желательно было ввести особый институт воспитателей-наставников и позаботиться о более высокой оплате воспитательной работы. Список литературы 1. Блонский П.П. Память и мышление. Государственное социально-экономическое издательство.
Москва - 1935 - Ленинград. 2. Большунов Я.В. Память и процесс её воспроизведения. Докт. дисс. Рукопись. 3. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства. М 1985. 4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителя. М 1994. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 1946. 6. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.6 Изд. АПН РСФСР 1948,
С.266.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |