Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей 1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных
на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей
и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО. Основные виды методической деятельности:  самообразование,  методическое исследование,  описание и обобщение передового опыта,  создание методической продукции,  обучение педагогических кадров, методическое руководство,  методическая помощь,  методическая коррекция. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования
– целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого
потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие
более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. 2. Методическая служба учреждений дополнительного образования Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации,
личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба
учреждений дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город. Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали
обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому. В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической
деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности. Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.
Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев. К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает
возможности методической службы. Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации? Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты: • максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга; • ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности; •
обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения; • организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов. Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб, которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий
и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников. Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования: • районный (окружной, городской) методический кабинет; • методический отдел в структуре органов управления образованием; • информационно-методический городской, районный центр (кабинет); • научно-методический городской (районный) методический
центр (кабинет); • учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д. У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования,
инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений.
В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.). Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции: • методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций; • методический кабинет
ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации; • третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности. Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных
о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе. В настоящее время задачей информационно-методического кабинета становится аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений. Научно-методический центр (кабинет) создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах.
Ее особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте. Учебно-методический отдел (кабинет) создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция — дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам. В последние годы организуются курсы подготовки экспертов аттестационных
комиссий, и оказывается методическая помощь педагогам, защищающимся на первую и высшую категории. Рассмотренные нами модели методических служб могут быть реализованы в районных, городских, региональных масштабах. Все они имеют право на существование в зависимости от конкретных условий и потребностей региона и, естественно, не заканчивают собой ряд существующих моделей. В дополнительном образовании создана взаимосвязанная многоуровневая система методических служб:
1. Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ 2. Областные центры развития системы дополнительного образования детей 3. Городские, районные, окружные методические службы 4. Методические службы учреждений дополнительного образования детей. Для общей координации работы и выполнения научно-методических функций на федеральном уровне создан
Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными
учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находится на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех рангов. 3. Обновления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей. Учреждение дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идет по пути развития
и обновления. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г.) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической по следующим причинам. Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных
и воспитательных проблем; Во-вторых, становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения. Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует
необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Чтобы определить причины обновления деятельности методической службы, остановимся на наиболее актуальных идеях развития дополнительного образования детей. Очевидно, что в основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников системы дополнительного образования детей. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители активизировали
методическую деятельность, а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами. В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как
организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования. Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением
акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения — с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей — такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех
граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. Педагоги, как правило, выбирают определенную технологию развивающего образования (или ее элементы), осваивают и реализуют ее на практике. В учреждениях дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий
для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс. Поддержка и развитие детского творчества — одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей
и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения. Педагог имеет возможность развивать на занятиях все психические функции ребенка. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребенка. Поэтому диагностика реальных возможностей учащихся представляет собой обширное
поле деятельности. В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей. Реализация такого подхода к работе требует детальной проработки методического обеспечения деятельности
всех служб учреждения. Мы обозначили наиболее актуальные идеи обновления деятельности учреждения дополнительного образования детей, решение которых позволит усовершенствовать методическую службу. Обновление деятельности методической службы мы рассматриваем с таких качественных позиций, как: • изменение работы с педагогическими кадрами на основе системного осмысления образовательной практики и спроса на дополнительное образование; • творческая переработка накопленного педагогического опыта; • совершенствование
сложившегося опыта работы на основе введения инноваций. На основе проведенного нами анализа деятельности ряда учреждений можно отметить следующие сильные стороны в развитии деятельности методической службы: 1. Ведение методической деятельности на разных уровнях: — учреждение, структурные подразделения, педагоги; — регион, город, округ, учреждение. 2. Соответствие содержания методических разработок современным требованиям научно-методического обеспечения.
3. Введение во многих учреждениях новых информационных услуг и видов методической продукции, качественный рост фондов методических кабинетов, авторского вклада педагогов. 4. Активная реализация «внешней» методической функции, превращение многих учреждений дополнительного образования детей в окружные и городские информационно-методические и консультационные центры. 5. Разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров,
а именно: обучение через семинары, лекции и другие виды, практическая работа с педагогами через методические объединения, мастер-классы, творческие группы, педагогические лаборатории и мастерские. 6. Организация конкурсов разного уровня с целью активизации методической деятельности педагогов. 7. Обеспечение учебного процесса в большинстве учреждений дополнительного образования программными материалами; наличие разнообразных программ, например долгосрочных, одногодичных, для мальчиков и девочек,
для смешанного состава, для разного возраста и уровня усвоения; соответствие содержания программ приоритетным идеям дополнительного образования. Методическая служба сохранена практически во всех учреждениях дополнительного образования детей. Даже там, где она в свое время была упразднена, педагогические коллективы вынуждены были ее возродить, так как ликвидация методической службы приводила к значительному снижению уровня профессионального потенциала педагогов. В деятельности методической службы учреждений дополнительного
образования детей можно отметить слабые стороны. 1. Недостаточная координация методической деятельности учреждений дополнительного образования детей органами управлениями образованием, районными, окружными учебно-методическими центрами и др. 2. Недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа. 3. Недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста
в вузах. 4. Формальный подход к возможностям повышения квалификации; невнимание к личным запросам и потребностям педагогов и методистов. 5. Поверхностный характер обобщения педагогического опыта, научно-методического обеспечения образовательного процесса, воспитательной деятельности. 6. Низкая эффективность системы отслеживания влияния методической службы учреждения на состояние и результативность образовательного процесса. 7. Недостаточный уровень экспертизы программного и методического
обеспечения образовательного процесса. 8. Низкая оплата труда, несмотря на то, что условия работы методистов значительно сложнее, их зарплата приравнена к зарплате педагогов (с 8-го по 14-й разряд), а нагрузка составляет 36 ч/нед. 9. Необоснованный выбор методологических подходов к разработке нормативного и дидактического обеспечения образовательного процесса. Подобное состояние методической службы обусловлено ее слабой организацией, изменением содержания и методов обучения, дефицитом кадров, колоссальным объемом работы,
отсутствием четкого распределения обязанностей между методистами и педагогами. Таким образом, современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность организации деятельности методической службы, которая сегодня должна: • обеспечить развитие учреждений дополнительного образования детей; • развить
творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выделить в нем главное и довести до сотрудников; • решить задачи по разработке и внедрению новых технологий образования; • добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях; • разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей; • организовать проведение опытно-экспериментальной
работы. Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно: • отсутствие жесткой регламентации его работы; • значительное расширение источников информации; • модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильности применения профессиональных качеств. Для педагога с творческим подходом к работе — это благо, а для остальных — проблема.
Следовательно, правомерно ставить вопрос об усилении деятельности методической службы, так как в большинстве случаев сам педагог с такими проблемами справиться не сможет. Целевое назначение и задачи методической службы Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной
деятельности, методисты по направлениям деятельности, заведующие структурными подразделениями, педагоги. Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы. В небольших по объемам деятельности учреждениях основную методическую работу выполняют высококвалифицированные педагоги или в штатном расписании есть один методист, который решает все вопросы, связанные с программно-методическим обеспечением деятельности.
В многопрофильных учреждениях распространены следующие модели методических служб: • в каждом структурном подразделении (учебном отделе) вводится должность методист по профилю деятельности; • создается методический кабинет с четко выраженной структурой и штатным расписанием, в состав его входят руководитель кабинета, методисты по направлениям деятельности и педагоги-психологи; • в учреждении, сориентированном на широкую программно-методическую и научно-исследовательскую работу, вводится должность заместителя директора
по научно-методической работе, создается новое звено — информационно-методический кабинет, а в каждом структурном подразделении есть методист по профилю деятельности. Любая модель методической службы должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам
педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества. В соответствии с этим определяются следующие задачи методической службы: 1. Исследование образовательных потребностей социума. 2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
3. Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей. 4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания. 5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта. 6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации. 7. Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной
деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации. 8. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности. 9. Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Направления и содержание деятельности методической службы Направления и содержание деятельности методической службы охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования. Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей продиктованы современной ситуацией в образовании: 1.
Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей). 2. Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования). 3. Внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.
4. Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования. 5. Руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов. 6. Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики. 7. Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем. 8. Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.
9. Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования. 10. Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п. Содержание деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования детей определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений.
Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополнительному образованию, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства и может включать в себя: • развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами; • программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей; •
разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.; • создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность); • представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности,
отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов; • осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей; • создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию; • разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей; • составление сценариев конкурсов и критериев их оценки. Содержание деятельности методической службы формируется на основе следующих источников: • законов
Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и регионов России, определяющих цели и задачи всей методической работы; • программ развития региона, учреждения, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих обновить традиционное содержание методической службы образовательного учреждения; • новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих
научный уровень методической службы; • инноваций, нововведений, новшеств, во всей полноте раскрывающих содержание методической работы; • диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития учащихся данного учреждения, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов; • использования информации о массовом и передовом опыте методической службы, помогающей избавляться от ошибок, в учреждениях дополнительного
образования детей и общеобразовательных школах города, региона, республики; • максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы. Другими словами, основными источниками деятельности методической службы должны стать наука, практический опыт и творчество педагогических работников. Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного
процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. 4. Методологические подходы в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей. Значение методологии в методической деятельности методиста УДОД. Методология:  совокупность приемов и методов исследования, применяемых в науке; &
#61692; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;  учение о научном методе познания;  наука о логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания;  методология наук: учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В понимании методологической проблематики существуют различные подходы.
Применительно к исследовательской практике особенно актуально соединить широкое и узкое понимание методологии - как учение о методе научного познания, так и учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания. Подходы: Системный, Личностно-ориентированный, Проектный,
Ресурсный, Проблемный. Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением, что сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы в дополнительном образовании детей? Подумайте, в чем причина такой ситуации? 2. Познакомьтесь с работой методической службы учреждения дополнительного образования детей, опишите модель ее организации. 3. Определите проблемные зоны в развитии методической службы учреждений дополнительного
образования детей. 4. Определите современные задачи методической службы учреждений дополнительного образования детей на основе анализа образовательной ситуации. 5. Определите направления и содержание деятельности методической службы учреждений дополнительного образования. 6. Опишите способы реализации методологических подходов в методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Основные функции методической службы 1.
ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В работах педагогов, посвященных организации деятельности методических служб учреждений дополнительного образования детей, принято использовать функциональный подход. Функция (лат. functio - совершение, исполнение) – деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит, вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого.
В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функциях какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явлении как функции другого явления (например, о преступности как функции экономического положения). Особую роль понятие функции играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с
понятием структуры; примером может служить структурно-функциональный анализ в педагогике. Количество и содержание функций (ролей в системе дополнительного образования) методической службы в подходах разных различно. Так, Буйлова, Кочнева выделяют следующие функции методической службы: Информационная функция методической службы Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности
учреждения дополнительного образования детей. В современных условиях возрастает потребность руководителей учреждений, методистов и педагогов в информации. Руководители методической службы должны иметь информацию о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать воздействие. Это ведущее требование при формировании системы информационного обеспечения. Для учреждений дополнительного образования, где система информационного обеспечения отсутствует, целью
будет организация простейшего информационного обеспечения; там же, где такая система функционирует, целью будет ее модернизация с использованием современной электронной техники. К отбору информации важно предъявлять следующие требования: • актуальность; • насыщенность; • предельная конкретность; • объективность. Информация может быть разделена на два блока: Внешняя информация Внутренняя информация 1. директивные и нормативные документы;
2. общественно-политическая информация (пресса) и т.п.; 3. научно-педагогическая информация и т.п. о работе с педагогическими кадрами; о качестве преподавания; о внешних связях учреждения; о качестве обучения по программам; о состоянии программно-методического обеспечения; о материально-технической базе Условно информацию можно разделить на две группы: • Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой
срок (день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы); • Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения). Для создания целостной системы информационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей необходимо определить содержание информации, ее объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни потребления (административно-управленческий — директор,
заместители директора, руководители структурных подразделений; педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования). Далее определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться (информационный банк и т.д.). Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки. При наличии соответствующей материально-технической базы идеальным вариантом
было бы создание АИС (автоматизированной информационной системы) как в самом учреждении дополнительного образования детей, так и на уровне округа, города, региона. Аналитическая функция методической службы Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу
исследуемой системы в новое состояние. При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:  индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;  полноты и интегрального анализа информации;  открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;  непрерывности и динамичности получения
анализа информации и действенности его использования;  экономичности используемой информации. Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить результаты его работы Этапы осуществления проблемно-ориентированного анализа.
1. Педагогический анализ информации — это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс. Основные этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:  определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);  структурно-
функциональное описание предмета анализа;  анализ причинно-следственных связей (явление — причина — условие — результат);  установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов. В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:  является ли результат на выходе положительным; если нет, то почему;  какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов;  что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного
процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели. Схема проблемно-ориентированного анализа Условия Направление анализа Реализация этой схемы предусматривает три этапа анализа: 1. анализ результатов; 2. анализ учебно-воспитательного процесса; 3. анализ условий. Анализ результатов. Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных
и качественных показателей; учесть изменения в социальном заказе и на основании этого сформировать образ желаемого результата, сравнить его с имеющимся и сделать соответствующие выводы. Анализ учебно-воспитательного процесса. Необходимо понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым. На выходе этого этапа должны быть сделаны следующие выводы двух типов:  отсутствие на сегодняшний день необходимых мер (например, требуется создание
методических рекомендаций по освоению новых образовательных, досуговых, оздоровительных и т.д. программ);  что делается не так, как нужно (например, в некоторых программах оставляет желать лучшего содержание, в отдельных случаях методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня ЗУН (знания, умения, навыки), между определенными программами должны быть установлены необходимые, но в данный момент отсутствующие связи). Анализ условий.
Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться на пути изменения содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса (например, желание руководства ввести новые направления деятельности может сталкиваться с отсутствием нужных преподавателей, соответствующего программно-методического обеспечения и материально-технической базы). Кроме того, причиной выявленных недостатков может стать недостаточная квалификация некоторых педагогов, нежелание отдельных работников осваивать новые технологии,
низкая информированность о новых программах и методиках, слабая заинтересованность педагогов в конечных результатах своего труда и повышении квалификации. По признаку «субъект анализа» – можно выделить следующие уровни: I уровень. Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог (управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования. II уровень.
Анализ методической деятельности педагога ведет специалист — более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля. III уровень. Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих
группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п. IV уровень. Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации. Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности как отдельных педагогов, так и педколлектива
в целом способствует выявлению проблем, характерных для большинства педагогов, и выбору актуальной методической темы для данного педколлектива. В условиях повышения самостоятельности каждого участника образовательного процесса важное место в практике деятельности методической службы занимают вопросы формирования умения проводить анализ и самоанализ учебного занятия и воспитательного мероприятия Планово-прогностическая функция методической службы
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования. Назовем следующие объекты прогнозирования:  социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции
изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;  будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;  ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых
нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;  последствия конкретных управленческих решений;  результативность опытно-экспериментальной работы. Однако следует отметить, что прогностические изыскания в практике работы образовательных учреждений находятся пока еще на стадии становления. Педагогическая практика нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность самой процессуальной стороны разработки прогнозов, а также ведущие
методы и приемы получения опережающей информации о состоянии образовательного учреждения как системы. Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день). Планирование методической деятельности учреждения дополнительного образования
детей помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели. План, как правило, состоит из трех частей: 
анализа итогов работы;  целей и задач на новый период;  системы мероприятий по достижению намеченных целей. При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:  четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;  учет уровня и состояния методической службы учреждения;  выбор путей и средств деятельности. При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться
следующими принципами, отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:  принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);  принцип оптимальности (учет реальных возможностей);  принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);  принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);  принцип
учета специфики учреждения и педагогического коллектива. Процесс планирования состоит из следующих этапов: I этап — анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований. II этап — постановка целей и задач. Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный
срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности. III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение. IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных. V этап — утверждение плана на педагогическом совете.
Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы. Проектировочная функция методической службы Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности
учреждения дополнительного образования, которое включает:  программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов (Устава и т.д.);  программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций  нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;  методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный,
исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;  технологии осуществления процедур инновационной деятельности  наиболее продуктивные методы и приемы обучения. Построение образа будущего учреждения дополнительного образования детей начинается с определения того контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей (образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.) которого оно будет работать.
Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, т.е. та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит. Затем следует обратиться к результатам проблемно-ориентированного анализа и выделить те проблемы, которые потребуется решить. В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленного учреждения дополнительного образования детей, содержащее следующие компоненты:  структуру
учреждения дополнительного образования детей;  новый учебный план;  образовательные программы (авторские, экспериментальные, модифицированные);  организацию учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);  характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;  характеристики нового содержания, структуры, организации,
образовательной, досуговой, методической и т.д. работы. Разработанный концептуальный проект будет представлять собой будущее состояние учреждения дополнительного образования детей. Организационно-координационная функция методической службы Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу
повысить свой профессиональный уровень. Основные направления организационно-координационной функции:  создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);  рациональное распределение функционала между организаторами методической работы  научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;  организация
системы повышения квалификации педагогических работников;  организация конференций, семинаров и т.п.;  организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;  координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности работников учреждения дополнительного образования детей и привлекаемых представителей сторонних организаций (НИИ, вузов, др.
);  координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;  организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы. Обучающая функция методической службы Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение
педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности. Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов. Самообразование — самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов). Консультации (индивидуальные или групповые).
Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей, специалистами окружного и городского методцентра, ИПК (института повышения квалификации). Консультанты должны владеть определенными знаниями передового опыта, достижений науки, техники, искусства, механизмом применения их на практике. Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-
ориентированных научных разработок. В основе этих форм лежат данные проблемного анализа собственной деятельности педагога, процесса и условий апробации новых программ, содержания, методик и т.п. Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов. Курсы, организованные на разных уровнях, подразделяются на: Формы курсового обучения: • секционные курсы по общим вопросам дополнительного образования; • практические
курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО; • методические объединения по профилям; • практическая стажировка по профилям и профессиям. Курсы информационно более насыщены, семинары и практикумы целенаправленны в силу активной роли участников. Для получения результата важно оптимальное сочетание всех форм работы по повышению квалификации. Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива учреждения дополнительного
образования детей осуществляется в рамках деятельности методической службы на основании анализа результатов работы учреждения дополнительного образования в целом (образовательного процесса, передового педагогического опыта и т.п.). Необходимое условие осуществления обучающей функции — организация работы на диагностической основе: изучая затруднения педагогов, руководители курсов должны сформировать группы для различного общения по содержанию, объемам, сложности, формам занятий.
Контрольно-диагностическая функция методической службы Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Содержание педагогической диагностики включает:  оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;  регулирование
и коррекцию процесса или явления. Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета и т.п.); методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.); психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.). Учреждение дополнительного образования детей со своей стороны должно осуществлять постоянный контроль методической работы на диагностической основе.
Контроль является хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей методической работы. В практике образовательных учреждений используется, как правило, режим непосредственного контролирования, поэтому контроль зачастую приобретает неконструктивный характер и приводит к демотивации педагогов. Следует отметить и его субъективность, поскольку контролирующий (методист, руководитель структурного подразделения, завуч) оценивает работу педагога (занятия, формы работы) с позиции собственного опыта
преподавания. Изучение качества работы педагога, качества знаний и умений его учеников должно проводиться внутри учреждения на основе разработанных методической службой программ управления качеством. В таблице приводится сравнительный анализ различных форм контроля. Сравнение различных форм контроля Объект наблюдения Профессиональная деятельность педагога Режим прямого контролирования
Режим совместного аналитического исследования Предмет анализа Формы учебно-методической работы педагога: занятие, работа в методобъединениях, участие в работе педсоветов, конференциях, семинарах и т.д. Эффект, который производит деятельность педагога в учебном процессе или (что лучше?) педагогическое воздействие на обучающихся, а также эффективность этого воздействия для реализации целей обучения и воспитания. Отличительные особенности
Оценивающий характер по выработанным общепринятым педагогическим критериям, результатом чего является соответствие или несоответствие им деятельности педагога Характер совместного аналитического исследования педагога и методиста, в ходе которого выявляются и решаются профессиональные проблемы педагога Подход к оценке работы педагога Субъективный Объективный Второй подход (Кульневич,
Иванченко) Смысл системы методической службы определяется тем набором функций, т.е. широкого или узкого круга обязанностей, видов и направлений деятельности, которые действительно могут обеспечиваться методистами. Очевидно, что этот круг не может расширяться бесконечно: погоня за количеством всегда отрицательно сказывается на качестве. Поэтому сегодня речь идет о выборе приоритетных функций. Оптимальный (разумный) выбор можно обеспечить, используя и приведенные в предыдущей главе положения
о самоорганизуемой системе методической службы. Чтобы облегчить процесс выбора, некоторые функции мы сопроводили синерг
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |