Реферат по предмету "Педагогика"


Организация общения в условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы

«Организация общения в условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы» План 1. Содержание и структура педагогического общения….2. Особенности педагогического общения в вузе… 3. Стили и модели общения преподавателя высшей школы…4. Список используемой литературы…1. Содержание и структура педагогического общения. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических

трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Человеческие взаимоотношения, в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель – студент», а межличностный

контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Основные формы педагогической деятельности протекают в

условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента.

В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Общение выступает в трех аспектах: • как средство решения учебных задач; • как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса; • как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание; • как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности. Итак, преподаватель вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют

система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя. Этапы педагогического общения: 1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения

с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно: • педагогическим целям и задачам; • общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; • творческой индивидуальности самого педагога; • индивидуальным особенностям студентов; • предлагаемой системе методов обучения и воспитания. 2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

Важнейшими элементами этого этапа являются: • конкретизация спланированной модели общения; • уточнение условий и структуры предстоящего общения; • осуществление изначальной стадии непосредственного общения. 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней: • становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия

студентами; • разработка психологически обоснованной партитуры лекции; • создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий; • управление познавательной деятельностью студентов; • единство делового и личностного аспектов; • целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. 2. Особенности педагогического общения в вузе Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания,

изменением их форм. Основная функция вуза – формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1. взаимоотношения ведомый – ведущий; 2. взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Основные требования к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно сформулировать следующим образом: • взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса; • формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;

• ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия; • использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы. Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов: • увлеченности наукой, предметом; • стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического

чувства. 3. Стили и модели общения преподавателя высшей школы. Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.

Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:  включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;  создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;  совместная научно-исследовательская работа &

#61485; совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;  участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»). Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия

ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение: • особенности коммуникативных возможностей педагога; • достигнутый уровень взаимоотношений; • творческая индивидуальность педагога; • особенности студенческого коллектива. Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические особенности.

Оптимальный стиль общения – это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения. Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения. 3. Общение – дистанция. 4. Общение – устрашение. 5. Общение – заигрывание. 6. Общение – превосходство. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций

учителей, предложенная М. Таленом. МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение

согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается

послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности.

Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

МОДЕЛЬ 7 – «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы емц известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога. Список используемой литературы 1.

Дьяченко М. И Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – Минск, 1981. 2. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979. 3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ под ред. Булановой – Топорковой М. В.– Ростов н/Д, 2002. 4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности

к л



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.