Министерство образования Республики Башкортостан Белорецкий педагогический колледж ПЦК Иностранных языков Реферат Личностно-ориентированный подход в обучении ИЯ Выполнила студентка 3 курса группы В Специальность 0303 Тюнегова Ольга Руководитель Мухаметгалина А. Г. Оценка
Белорецк 2005 Оглавление Введение Глава I. Теоретический анализ личностно-ориетированного подхода в обучении ИЯ. 1.1 Постановка целей обучения на основе личностно-ориентированного подхода. 1.2 Применение личностно-ориентированного подхода во всех сферах педагогической направленности. 1.3 Влияние личностно-ориентированного подхода на технологию обучения. Заключение Список литературы. Введение. Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-
политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последние десятилетия. При личностно-ориентированном подходе может быть достигнут путь к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности школьника, где он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения. Под личностно-ориентированным подходом понимается способность и готовность осуществления иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка.
Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социо-культурный составляющий иноязычной коммуникативной компетенции. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При личностно-ориентированном подходе использование адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются
многообразие обучающей и воспитывающей среды, част с выходом за пределы урока и школы. Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализация всех сфер жизни нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. Проблема Необходимость показать значимость личностно-ориентированного подхода. Задачи исследования 1. Понять сущность применения личностно-ориентированного подхода.
2. Изучить предпосылки, в связи с его применением. 3. Выявит условия, направленные на личные интересы школьников. 4. Поэтапное его применение категорично на уроках ИЯ. 5. Разрабатываются пути по укреплению этого подхода на практике, который включает все аспекты е функционирования. Объект исследования метод, направленный на овладение
ИЯ, что является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества. Предмет методы, средства развития этого подхода. Гипотеза Если использовать личностно-ориентированный подход на практике, то можно достичь результатов, как в процессе обучения, так и в воспитании. Глава I. Теоретический анализ личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ. Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим,
экономическим социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе
е коммуникативных коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нм. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному
сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования образовательные
и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и примытехнологии обучения и на весь учебно-воспитательный процесс в целом взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное
общение с носителями языка в заданных стандартомпрограммой пределах. Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Покажем их с помощью схемы. Схема 1 Общекультурная компетенция Компенсаторная
Страноведческая компетенция Учебная Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страныстран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение е представить средствами иностранного языка, включение школьника в диалог культур.
Вс это повышает требования к уровню обученности учащихся по иностранному языку. В настоящее время в документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, то ест реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду достижение так называемого порогового уровня
во владении иностранным языком, принятого Советом Европы. Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе. Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает
личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность между тремя ступенями школы, а также между школой и ВУЗом, позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы.
Применительно к содержанию обучения личностно-ориетированный подход проявляется в следующих основных направлениях 1. Компонентный состава содержания обучения, хотя и соответствует выделенному ранее дидактиками В. В. Краевский, И. Я. Леренер, М. Н. Скаткин, но акценты в интересах развития свободной активной личности падают на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. Даже в предметах основах наук знаниевая составляющая при личностно-ориентированном подходе должна быть
интегрирована в деятельностную составляющую содержания обучения. Вот как соотносятся компоненты содержания обучения иностранным языкам с указанной педагогической моделью содержания образования. Схема 2. 2. При отборе иноязычного содержания обучения в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы с учетом разных возрастных групп в начальной, основной, старшей школе. Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового
материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета. 3. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
4. Последнее достигается и благодаря проблемной подаче материала с помощью, например, учебников этих основных носителей содержания обучения, а не в сообщении готовых знаний, в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении грамматического материала, в том, что темы зачастую формулируются в виде проблем, а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии
самонаблюдении, самоотчета, которая способствует развитию личности, е самосознания, самооценки. 5. При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы. Которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций. Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания
обучения, к его методической организации. Как влияет личностно-ориентированный подход на выбор приемовтехнологий обучения Этому вопросу посвящается сейчас много интересных публикаций. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как обучение в сотрудничестве
и метод проектов последний, как известно, может включать обучение в сотрудничестве. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется групповая работа над разными текстами, которая позволяет, с одной стороны, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции, например, при изучающем чтении
чтение с полным пониманием одному вполголоса читать текст, другому выделять незнакомые слова, третьему искать их значение в словаре, четвертому перевести предложение, вызывающее трудности для понимания, и т. д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции школьников в группе могут меняться, так же и состав групп, но важно, чтобы осуществлялись взаимодействие,
взаимопомощь. Такая работа при правильной е организации может способствовать развитию речевой инициативы, совершенствовать учебные и коммуникативные умения. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Она достаточно хорошо описана. Однако важно подчеркнуть. Что проектная методика имеет большую практическую направленность направленность на создание реального
речевого и часто неречевогоматериального продукта позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности трудовую. Эстетическую стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить е другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника его интеллектуальную сферу, его типологические
особенности и черты характера целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства, эмоции. При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления
школы. Затрагивающей по сути, все аспекты е функционирования. Как создается законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы Разработана и одобрена Национальная доктрина образования. Доработан и принят Закон об образовании. Разработаны три варианта проектов Базисного учебного плана, к достоинствам которых следует отнести
А Во всех трех закреплено начало обучения иностранным языкам со II класса начальной школы, то есть в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками. Б Во всех вариантах Базисного учебного плана на изучение иностранного языка в основной школе отводится 3 часа в неделю, то есть допустимый минимум часов для такого деятельностного учебного предмета, как иностранный язык. В И, наконец, во всех трх вариантах плана изучение иностранного языка на старшем этапе признается
обязательным. Более того, как уже отмечалось, выделяются два возможных уровня обученности общеобразовательный и профильный, хотя в определении количества часов в Базисных учебных планах нет единства. Одна из задач проходящего сейчас широкомасштабного эксперимента это выбрать из трх вариантов Базисного учебного плана тот, который будет признан лучшим, в наибольшей степени отвечающим потребностям современной практики.
На это нацелен предусмотренный во всех вариантах базисного учебного плана национально региональный компонент, который позволяет учитывать региональные условия обучения в разных регионах страны, дает возможность включить в содержание обучения материалы о непосредственном окружении школьников их малой Родине, например е истории, литературе, искусстве. Кроме того, во всех вариантах проектов Базисного учебного плана выделен школьный компонент, из которого
по желанию учащихся и по решению педагогического совета школы могут дополняться часы на тот или иной учебный предмет, а также ученический компонент, предусматривающий дополнительные индивидуальные или групповые занятия по выбору учащихся. В документах по модернизации школы четко выделены три приоритетных направления образования в современном постиндустриальном информационном обществе информатизация образования, обучение иностранным языкам, овладение социально-экономическими знаниями.
Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. Хочется надеяться, что будет учтено ещ одно важное следствие этих процессов необходимость предоставить школьникам возможность изучить не один, а два иностранных языка, так как XXI век, по признанию ЮНЕСКО век полиглотов. Приходится все время это повторять, чтобы быть услышанным
законодателями. Ведь на практике обучение второму иностранному языку во многих регионах страны уже давно ведется, и необходимо законодательно это закрепить. Заключение. В связи с постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспечении его соответствия вызовам
XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества государства. Вся документация по обновлению школы опирается на личностно-ориентированную парадигму образования, законодательно закрепляет его вариативность, учет возможностей и потребностей учащихся, возможность выбора ими образовательных услуг, предоставляемых государством, у учащихся появляется возможность изучать не один, а два иностранных языка. Базой будет служить личностно-ориентированный подход как в обучении,
так и в воспитании. Библиография. 1. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М. Высшая школа. АМКОРО-ИНТЕРНЕШНЛ. 1991 2. Краевский В. В. Содержание образования вперед к прошлому. М 2001. С. 15 3. Е. С. Полат, в том числе Новые педагогические технологии в системе образования
М. Владос, 2001. 4. Бим И. Л. Языковой плюрализм веление времени Преподаватель. 2001 1 5. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам Иностранные языки в школе. 2001 4.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |