Московский областной комитет образования Московский областной педагогический колледж Курсовая работа Тема Игра как метод обучения грамматике и правописанию Федяева Елена Александровна Специальность 050709 Преподаватель в начальных классах Курс III, группа 431 Научный руководитель Новикова Елена Анатольевна Форма обучения очная Серпухов, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 I Теоретическое обоснование темы 1.1 Особенности развития познавательных процессов 4 младших школьников 1.2 Формы игры 6 Глава II Проектирование педагогической деятельности 2.1 Классификация игр 2.2Методический принцип 2.3Учебной игры 2.4Комбинаторные игры 2.5Аналитические игры 2.6Ассоциативные игры 2.7Контекстные игры 2.8Языковые игры 2.9Творческие задания 21
Заключение 25 Список использованной литературы 26 Приложения 27 ВВЕДЕНИЕ Игры в педагогическом процессе очень актуальны. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует отвергнуть, а что принять в окружающем мире. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимания на эффективность использования игры в процессе
обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности-учащиеся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, требующей большого напряжения сил. В то же время следует учитывать, что шестилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью,
довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное - учеба, должен быть педагогически продуманным Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более
развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот - начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и самих учеников,
родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Для детей игра прежде всего увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, атмосфера посильности знаний - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Цель моей курсовой работы - рассмотреть игру как метод обучения грамматике и правописанию,
изучить возможности ее использования на уроках русского языка. Задачами работы являются изучить литературу по данной теме отобрать и систематизировать материал проверить методику проведения игры на практике. 1.1 Особенности развития познавательных процессов младших школьников Восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Однако восприятие в 1 и начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно.
Часто дети выделяют случайные детали, существенное и важные не воспринимают. Словом, младшие школьники ещё не умеют рассматривать предметы. Следующая особенность восприятия - тесная связь его с действиями ученика. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для школьника - значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нём, произвести какое-
либо действие, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся 1 и 2 классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный облик, эмоциональное отношение. В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью.
Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Память. У младших школьников более развита наглядная образная память, чем словесно-логическая. Порой младшие школьники склоны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Осмысленное запоминание у младших школьников имеет преимущество перед механическим. Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием обучения - это возрастание роли
и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания и развитие способности сознательно управлять памятью и регулировать её проявление произвольная память . Воображение. Особенность воображения младших школьников - его опора на восприятие. Ученикам 1 и 2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование
воссоздающего воображение оно связано с представлением ранее воспринимаемого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Мышление и речь. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно ориентируется на восприятие или представление. В процессе обучения мышление интенсивно развивается.
Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предмета и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. Совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека учителя , не прерывая его и не останавливая. В речи младших школьников порой присутствуют недостатки,
отражающие особенности ближайшей языковой сферы. Внимание. Возрастная особенность - сравнительная слабость произвольного внимания. В этом возрасте значительно развито непроизвольное внимание. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы.
Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех в учебной деятельности. 1.2 ФОРМЫ ИГРЫ В сфере игровой деятельности каждая конкретная игра имеет свое место и время. Как нам различить их по формам? Если взять и подсчитать, сколько человек играют в ту или иную игру, то без особой сложности можно выделить семь известных организационных форм игровой деятельности индивидуальную,
одиночную, парную, коллективную, массовую и, наконец, планетарную форму игры. Индивидуальная форма Индивидуальная форма, по крылатому выражению Фридриха Шиллера, есть истинно человеческая игра - спонтанная самостоятельная в сетях перманентной информации от источника- преемника я этой информации к преемнику источнику не я и или наоборот. Наиболее впечатляющим примером сугубо индивидуальной игры может служить видеокомпьютерная игра в шлеме
, когда игрок забывает, что он играет, и фактически живет в виртуальном мире. Также к индивидуальным формам игры можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, также с различными предметами, например, мячом, игру на рояле, рисование, лепка, сочинение стихотворений и рассказов. Одиночная игра Одиночная игра- это деятельность одного игрока в системе имитационных людей с прямой и обратной связью от результатов достижений поставленными ими некоторой цели.
Самой наглядной имитацией одиночной игры является самостоятельное решение шахматных задач и композиции типа мат в два хода и тому подобное. К одиночной форме относятся игры с компьютером, большинство видеоигр. К ней можно отнести игры домашних животных с хозяевами, игру детей с котятами, собачками и тому подобное. К одиночной игровой форме можно отнести весьма загадочную игру одного человека с удивительными явлениями природы, как левитация, телепатия, телекинез. К одиночной игре относятся различные виды гаданий, заговоров
и отговоров и почти все процедуры колдовства. Парная игра Парная игра- это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества- одна из самых распространенных форм игровой деятельности . К парной игре относятся такие популярные игры, как шахматы, шашки, теннис, бильярд, крестики- нолики и многие другие. Групповая форма Групповая форма есть игра трех или более соперников, преследующих в
обстановке соревнования одну и ту же цель В качестве примера можно указать на целый ряд известных игр покер, преферанс, бридж, а также многочисленные телевикторины с элементами форм игры. Очевидно, что сложность групповой игры по сравнению с одиночной и парной увеличивается почти на порядок, т.к каждый игрок действует не только в обстановке противодействия сопернику, но и в условиях неопределенности ситуации игры. Коллективная игра Коллективная форма- это групповая игра в которой соревнования между
отдельными игроками заменяют команды соперников. В качестве примеров коллективной формы игровой деятельности можно привести футбол, хоккей, военные и деловые игры. Что касается искусства, то к коллективной форме можно отнести игру оркестра, спектакль и съемки кино, где на первый взгляд нет никого открытого соперничества, как в хоккее, а есть более скрытая. но не менее ожесточенная борьба в сферах талантливости и художественного мастерства.
Нетрудно заметить, что в коллективной игре наблюдается все рассмотренные формы, например парная и одиночная, возникающая, как правило, в экстремальных ситуациях. В остальном же коллективная игра -командная школа самоорганизации и взаимодействия людей охваченных единой целью, в едином порыве к победе. Массовая и планетарная формы Массовые игры- сравнительно молодое изобретение которое сейчас стало составной частью массовой культуры
всемирного общества потребления. К планетарным формам игр можно отнести игровые виды спорта в программах Олимпийских игр, чемпионат мира по футболу и так далее. Конечно же вопросом о формах проведения игры занимаются многие выдающееся педагоги и ученые, и практически каждый из них старается выявить более оптимальные формы проведения игры, но за основу взяты семь форм, о которых говорилось ранее индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая и планетарная
формы проведения игры. 2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР Есть множество способов классифицировать игры. Чаще всего объединяют в один раздел игры, имеющие общую методическую цель, развивающие определенную грань способностей. Таким образом, весьма условно классификация в принципе не может быть строгой, ведь почти все игры могли бы оказаться сразу в нескольких разделах выделены игры учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения
знаний комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, и, кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка аналитические - игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие,
причину и следствие ассоциативные - игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот - передавать информацию самыми разными способами языковые - игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового
образования являются самыми значимыми творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой - способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу. План описания игр Описание всех игр строится по сходному плану указывается возраст ребят, для которых игра предназначена
в первую очередь, желательное количество участников, необходимый реквизит, описывается ход игры, приводится ряд возможных вариантов игр и, наконец, говорится о методической цели игры, о том, чем она будет полезна играющим. 2.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке - принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить,
улучшить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Поэтому можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Процесс обсуждения, согласования, освоения сложных правил, решение возникающих при игре разногласий, обращение к кодексу правил, попытки его изменить - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которая
так не хватает не только детям, но и взрослым. Это лучший путь к развитому, гибкому мышлению, способному учесть сразу несколько точек зрения и при этом увидеть главное. Можно провести отдельные занятия, посвященные теме игры зачем люди играют, что мы называем игрой, какие игры нам нравятся и почему, как правильно описывать игру, как можно ее модифицировать, к каким последствиям приводят те или иные изменения в правилах и какие могут быть критерии хороших и плохих изменений.
Успех игры зависит, прежде всего, от атмосферы, которая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. При этом чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный перерыв
в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру. 2.3 УЧЕБНЫЕ ИГРЫ Учебными названы игры, помогающие закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят Я и не знал, что я это знаю . Если же играют в командах, то сам процесс горячего обсуждения задания, исключения неверных вариантов может дать ребятам больше, чем систематические объяснения учителя.
Особенно полезны игры, которые как бы обратны привычным заданиям не написать правильно встретившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически трудными словами, не разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, расчленить на элементы явления языка, а в этом случае
они, опираясь на свои знания, реализуют возможности, заложенные в языке. Учебных игр можно придумать множество. В принципе в форму игры можно облечь любое задание, вплоть до кто быстрее и правильнее сделает упражнение 127 . Вряд ли стоит этим злоупотреблять. Сами по себе учебные игры довольно примитивны и быстро надоедают, но в умеренных количествах, особенно при изучении скучноватого, требующего запоминания материала они незаменимы.
Кроме того, эти игры развивают быстроту мышления, критичность оценки сделанного, речевую изобретательность, приучают сосредоточенно работать в условиях цейтнота. Предлагаемые игры можно использовать при изучении различных разделов курса русского языка. Они достаточно типовые, поэтому по аналогии с ними не трудно придумать учебные игры для любого случая. ПРОВЕРКИ Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и пятиклассников, но иногда может
быть полезна даже выпускникам, не освоившим или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными. Продолжительность игры зависит от числа играющих, но минимум 15 минут на игру уйдет. Понадобятся ручки и бумага. Детям младшего школьного возраста лучше играть с ведущим. Ход игры. Задача играющих - найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному слову, например кто за 5 минут найдет и запишет больше проверок к слову ломать?
Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде. Когда отведенное время истекло, списки проверок читаются вслух. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок. Обратный вариант игры кто за 5 минут больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово дом? Далее все так же, как и в первом варианте. Варианты.
Очень полезный вариант поиск типовых проверок. Если ребята раньше не были знакомы с этим понятием, можно объяснить его перед игрой. Типовые проверки - это удобные проверки, которые подходят сразу ко многим словам, а то и ко всем словам определенного грамматического класса. Например, очень часто существительное в единственном числе удобно проверить существительным множественного вода - воды или сказка - сказок, а глагол часто можно проверить формой другого вида вставать - встать.
Игра описана в книге М. В. Панова Занимательная орфография М 1984 . В игре с типовыми проверками играющие должны за отведенное время привести как можно больше пар проверяемое слово - проверочное слово заданного типа. Например вода - воды, река - реки, нога - ноги сказка - сказок, маска - масок, пробка - пробок вставать - встать, давать - дать, бросать - бросить. Выигрывает тот, у кого будет больше пар, относящихся к заданному
типу проверок. Можно играть и по командам, только они не должны быть большими 7-8 человек . При командном варианте лучше принять более строгие правила и начислять штрафное очко за каждую неправильную проверку. Иначе в азарте ребята будут предлагать все, что придет в голову, и пользы от игры не будет. Цели. Главная цель - закрепить навык работы с проверочными словами и увеличить запас проверок, находящихся в активной памяти ребят. Особенно полезна процедура проверки списков, отбраковки неподходящих проверочных
слов. Кроме этого, игра увеличивает словарный запас, приучает к быстрой сосредоточенной работе. ЧЕПУХА Игра любима детьми младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников она слишком проста. Понадобятся ручки и листки бумаги, лучше длинные и узкие. Игра проходит по кругу, каждый должен знать, от кого он получает листок и кому передает. Если играющих много, можно образовать несколько кругов.
Обязательно нужен ведущий. Ход игры. Ведущий последовательно задает вопросы Кто? Когда? Что делал? и т. п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, затем заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке. Ведущий предлагает 5-8 вопросов, из ответов на которые должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листки и читают получившуюся
чепуху вслух, под общий хохот. Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате. Цели. Игра эта довольно популярна у ребят, но именно на уроках русского языка они начинают играть в нее более осмысленно. Можно обсудить с детьми, почему над одними полосками все долго смеются, а другие получились неудачны- ми. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное
условие - правильные синтаксические связи при смысловом абсурде употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т. д. Поэтому самый удачный момент для игры в Чепуху - начало разговора о синтаксисе. Игра позволяет освежить в памяти полученные ранее знания, обостряет синтаксическую интуицию. 2.4 КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ Игры этого типа наиболее популярны, и, скорее всего, в этом разделе вы не найдете
ни одной незнакомой игры. Комбинаторных игр множество это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, ребусы, шарады, головоломки. Они многократно описываются в самой разной учебной и методической литературе, периодических изданиях. Есть даже люди, профессией которых стало сочинение заданий такого типа для газет и журналов. В центре внимания в комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант.
Процесс игры напоминает игру в конструктор из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разнообразные модели. Иногда ставится противоположная задача по готовой модели слову определить, из каких деталей ее можно построить. Сложные комбинаторные игры особенно Палиндромы или Шарады часто требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой изобретательности. Всегда очень хорошо проходит многоборье по комбинаторным играм, сочетающее конкурсы шарад, палиндромов,
каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир по игре Почему не говорят . Один раз в четверть или в год можно устроить настоящий праздник комбинаторных игр. Другой вариант большой игры - парад головоломок, который может длиться от недели до четверти. На стене вывешиваются листы ватмана, и каждый желающий может написать на них придуманную головоломку, шараду, вопрос. Заранее выбирается жюри.
Тот, кто отгадал ту или иную головоломку, записывает решение на листке и, подписав его, отдает в жюри. Парад завершается тем, что жюри, присудив баллы всем авторам хороших заданий и всем, кто сдал правильные решения, объявляет победителей, набравших наибольшее число баллов. Можно определять победителей по номинациям ребусы, шарады, Почему не говорят и т. д. Наиболее интересны игры, построенные на разотождествлении внешнего облика
слова и его значения такие, как Почему не говорят и Этимологический словарь . Играющий смотрит на слово как бы глазами иностранца, он сознательно игнорирует включенность слова в ткань живого языка и может трактовать и членить его самым невероятным образом. Но, конечно, эти экзерсисы вызывают смех благодаря эффекту двойного видения - ведь мы ни на миг не забываем подлинного места слова в системе языка. Поскольку комбинаторные игры достаточно широко распространены,
в этот раздел включены лишь игры, во-первых, наиболее интересные, во-вторых - не вынуждающие учителя заранее готовить к ним задания. Во все предлагаемые игры ребята могут играть самостоятельно. При необходимости большое количество игр этого типа можно найти в литературе. СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР Играть можно уже с детьми младшего школьного возраста, для старшеклассников игра скучновата. Понадобятся ручки и бумага. При большом числе играющих потребуется запас времени не менее 15-20
минут. В младших классах нужен ведущий. Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например словесность. Задача играющих - за отведенное время около 5 минут составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова соль, нос, слово, сев, новость и др. Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов.
Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова. Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и сосредоточенно, расширяет словарный запас. ШАРАДЫ Разгадывать шарады могут уже дети младшего школьного возраста, составлять - семи-восъмклассники. Игру лучше проводить как длительный конкурс, чтобы ребята могли сочинять в свободное время. Ход игры. Игра достаточно широко известна, хотя сейчас и о ней многие ребята слышат впервые.
Шарада представляет собой стихотворную загадку, в которой по слогам зашифровано какое-то слово. Например Слог первый - звук испорченного крана, Для поцелуя нет второго слаще, А целое найдешь ты в ресторане, Что для крольчат открыт в зеленой чаще. Ответ капуста. Легко заметить, что понятие слог в шарадах весьма относительно, слово делится на слоги далеко не всегда правильно с фонетической точки зрения, строго соблюдается только количество слогов.
Шарады можно просто разгадывать, и с этого лучше всего начать. Играть можно по командам, начисляя очки за правильный ответ. Ведущему в этом случае понадобится довольно большой запас шарад. Но, конечно, гораздо полезнее и интереснее шарады сочинять заодно и учитель избавляется от необходимости их выискивать . Для сочинения хорошей шарады требуется время, поэтому лучше проводить игру в виде длительного
конкурса, заранее объявив день, когда будут подводиться итоги. В этот день все, кто сочинил шарады, могут предложить их для решения остальным, прочитав или вывесив в классе. Жюри или все вместе называют авторов лучших шарад. Цели. Игра в шарады может надолго стать любимым развлечением ребят. Некоторые достигают такой виртуозности, что сочиняют по нескольку очень неплохих шарад в день.
Разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворчества. Приведенные здесь шарады составлены слушательницами Летней лингвистической школы Машей и Надей Фрид . Их можно предложить ребятам для знакомства с жанром
и в качестве вдохновляющего примера. В скобках даны ответы. Хотите знать мой первый слог - Просите, чтоб козел помог. Второй мой слог словарь составил И тем навек себя прославил. А целым наградить нас надо За гениальную шараду! Медаль О первом слоге говорить не будем Второй слог очень нужен людям, хотя не для него они живут.
А целое между собой ведут. Беседа См. брошюру Летняя гуманитарная лингвистическая школа М 1996 и газету Русский язык 1995, 1 . 2.5 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически. Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического раскладывания по полочкам , которое в школе обычно называют анализом.
Аналитические игры не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность. Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия, когда требуется не только беспристрастный логический анализ, но и интуитивное видение ответа, прозрение, которое приходит в момент творческого подъема и позволяет в один миг сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути познания. Самые простые задания, предлагаемые в этих играх, можно быстро решить с помощью
одной только логики - для решения остальных нужны ассоциативное мышление, интуиция, способность мыслить раскованно, видеть неожиданные связи между явлениями. Способность к такому мышлению может развиваться. После нескольких игр ребенок, мыслящий очень зажато, ограниченно, вдруг удивит всех, составив оригинальную задачку. А это особенно важно для детей примерных и благополучных часто именно они панически боятся всего нестандартного,
не такого, как мы проходили . Когда играешь в подобные игры с группой детей, непременно находятся два-три человека, которые поражают своей способностью просто видеть ответ. Складывается впечатление, что они вообще его не обдумывают - сразу знают, что имелось в виду. Часто это даже не самые лучшие ученики, иногда и вообще записные бездельники. Может быть, успех в аналитических играх поможет и учителю, и ребятам посмотреть на себя по-новому.
Конечно, вкус к более красивым, оригинальным задачкам появляется не сразу. Требуется время, чтобы дети по нескольку раз проиграли все стереотипные, очевидные варианты и сами начали стремиться к более сложному и интересному. Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению оно должно быть, с одной стороны, свободным, незаморенным , с другой - корректным, строго дисциплинированным. Мысль о том, что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг
другу, а, наоборот, неразрывно связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной, их школьная практика, к сожалению, чаще свидетельствует о другом все правильное скучно, все интересное неправильно. Сначала они легко пренебрегают корректностью своих построений. Хорошо, если постепенно ребята на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается только то, что и правильно, и интересно. ЧТО ОБЩЕГО
Играют с удовольствием и дети, и взрослые. В командах не должно быть более 7-9 человек, а количество команд зависит от числа играющих. Времени в запасе нужно иметь минут двадцать, а при четырех и более командах - не меньше получаса. Командам необходимо иметь условия для совещаний, так чтобы участники разных команд не слышали друг друга. Ведущий проводит игру и начисляет очки. Ход игры. Играющие делятся на команды, команды расходятся по разным углам помещения.
Ведущий объявляет задание Сейчас команды получат 5 минут на обдумывание и постараются найти как можно больше разных ответов на вопрос Что у всех нас, членов команды, общего? Команды готовятся, затем по очереди предлагают свои ответы. За каждый ответ команда получает балл, при этом запрещено повторять уже звучавшие ответы и давать однотипные варианты. Например, после ответа Мы все одеты вариант
Мы все обуты не засчитывается. Команда, которая в течение минуты не смогла дать ответ, выбывает из игры. Побеждает команда, ответившая последней. Чем старше играющие, тем быстрее они переходят от ответов Мы все учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к версиям более интересным М все родились, все ходим на двух ногах или У нас у всех есть совесть. Игра проходит в быстром темпе, очень азартно и весело, и хорошо иметь запас времени, чтобы не прерывать
ее насильственно. Следует учесть, что сильные игроки способны обмениваться все новыми и новыми ответами, продолжая игру до 40-50 кругов! Во время игры обязательно возникнут дискуссии о том, считать ли те или иные варианты ответов однотипными. Чтобы это не сбивало темпа игры, лучше сразу оговорить, что последнее слово остается за ведущим и после того, как он огласил свое решение, все споры должны быть прекращены. В эту игру можно играть один-два раза, потом становится неинтересно, варианты ответов начинают переходить
из тура в тур. Тем более важно использовать игру максимально. Прекрасный момент для нее - ситуация вновь созданного коллектива, когда всем хорошо бы ближе познакомиться - игра Что общего поможет сделать это быстро и весело. Цели. Игра раскрепощает мышление, развивает способность динамично менять угол зрения, переосмысливать известные факты. Развиваются и внимание, наблюдательность, умение концентрироваться и работать быстро,
приспосабливаясь к меняющейся ситуации. Да и чувство юмора, способность посмотреть на себя с улыбкой задействуются в этой игре. 2.6 АССОЦИАТИВНЫЕ ИГРЫ Ассоциативными здесь названы игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма. Есть интересные психологические исследования о феномене творческого беспорядка - известной манере творческих людей разбрасывать вещи в самых неожиданных местах.
Так вот, некоторые психологи утверждают дело не в том, что занятые творчеством люди не могут поддерживать порядок в силу своей рассеянности. Все наоборот случайным образом расположенные предметы дают пищу ассоциативному мышлению, наталкивают на новые творческие идеи, и одаренные люди подсознательно стремятся обеспечить себя этим топливом . Возможно, так оно и есть, и наше стремление любой ценой приучить детей к порядку, режиму, систематичности снижает их творческие способности.
В таком случае детям просто необходимы ассоциативные игры. Играя в них, ребята вступают в мир намеков, сравнений, ассоциаций, мир причудливых, непредсказуемых движений человеческой психики и их не менее причудливых отражений в языке. Игры этого типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жесткого соревнования, спортивного апорта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть правильного и неправильного
, может быть только более или менее яркое, точное, образное. Поэтому проводить эти игры по крайней мере, большинство из них в командном варианте лучше не слишком часто и только после того, как они хорошо освоены. Самый важный результат ассоциативных игр - способность ребят ценить яркое, индивидуальное видение мира, умение доверять своей интуиции. Ассоциативные игры, с одной стороны, противоположны аналитическим,
с другой - дополняют их. Можно сказать, что аналитические игры развивают, прежде всего, свойства мышления, ценимые западной цивилизацией систематичность, последовательность, точность, а ассоциативные - то, что в большей степени присуще восточной культуре медитативность, созерцательность. Две стороны интеллекта, которые развивают эти игры интуиция и логика, как раз и образуют вместе свободное, точное, творческое мышление. ВЕНОК СРАВНЕНИЙ Играть можно и нужно уже с дошкольниками, впрочем, более
старшим ребятам игра не менее интересна. Количество играющих 3-10 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Ведущий нужен ребятам дошкольного возраста. Ход игры. Играющие выбирают какое-либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения.
Например, играют со словом река. Возможные варианты Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить. Задача каждого следующего игрока - привести убедительное сравнение, повторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить, выходит из игры. Побеждает ответивший последним.
Во время игры часто возникают дискуссии о том, можно ли засчитать то или иное сравнение. Обсуждение само по себе полезно. В этой игре не стоит вводить слишком жесткие ограничения в подборе сравнений. Снимать сравнения как неубедительные следует только тогда, когда игрок не может назвать сходных черт или говорит очевидную нелепицу. Варианты. На первых порах, особенно с младшими детьми, хорошо попробовать командный вариант игры, который дает возможность более робким ребятам постепенно войти в игру.
Позже они смогут отвечать самостоятельно. Для игры с дошкольниками и учащимися младших классов лучше выбирать слова, называющие предметы, А вот старшеклассники с удовольствием работают со словами, обозначающими абстрактные понятия. Использование этой группы слов расширяет сферу поиска сравнений, хотя и делает его существенно сложнее. Цели. Игра развивает ассоциативное, метафорическое мышление, ребенок начинает воспринимать предметы окружающего мира объемнее, глубже, обращает внимание на неочевидные связи между
ними. Игра активизирует способность видеть разнообразные признаки предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего развития. 2.7 КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ В этом разделе приводятся описания игр, привлекающих внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний,
к возможно более исчерпывающему пониманию предоставленной информации. Задача в играх может быть сформулирована прямо понять текст, восстановить недостающие звенья, а может быть обратной создать контекст, который будет соответствовать определенным условиям. Для того чтобы эффективно использовать контекстные игры, лучше предлагать ребятам задачи обоих типов. Стиль предлагаемых игр и их вариантов тоже совершенно разный от вдумчивой неспешной индивидуальной
работы до шумных азартных соревнований. Для всех вариантов особую ценность будет иметь разговор об игре, ее особенностях, о том, почему так трудно выполнить те или иные условия, какие языковые, речевые или даже психологические закономерности за этим кроются. Контекстные игры помогут компенсировать один из самых серьезных пробелов в сегодняшнем обучении родному языку отсутствие работы с текстом. Любое количество теоретических сведений будет лежать мертвым грузом,
если у ребят нет отношения к тексту как к живому воплощению системы языка, нет опыта наблюдения за текстом, за проявлением в нем всех сложных и разнообразных языковых закономерностей. Поэтому не стоит жалеть времени на контекстные игры, главный герой которых - текст, исследуемый или создаваемый ребятами. ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ Возраст любой, чем раньше начинать знакомство с игрой, тем лучше. Количество играющих тоже любое, игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, за кем он вступает.
Ведущий заранее готовит текст, который должен быть у всех играющих можно сделать ксерокопии или воспользоваться книгой, которая есть у всех - учебником, например . Ход игры. Играющие получают текст и в течение нескольких минут знакомятся с ним. Затем все по кругу начинают задавать любые вопросы по этому тексту. Повторять уже названные вопросы нельзя, снимаются с игры и однотипные варианты, то есть после вопроса
Какое первое слово в тексте уже нельзя спрашивать Какое второе слово в тексте? Тот, кто не сумел задать очередной вопрос, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. В ходе игры периодически возникают дискуссии о корректности того или иного вопроса. Например, можно ли спрашивать Чем отличается этот текст от рассказа Муму ? или Что сказал бы по поводу этого текста президент
США? Выработать критерии, по которым можно отличить вопросы по тексту от вопросов не по тексту , не так просто. Подобные дискуссии не стоит пресекать, важно только, чтобы спор велся аргументировано. Варианты. Возможен командный вариант игры, когда команды задают вопросы по очереди и побеждает команда, ответившая последней. Но лучше играть по командам изредка, например, во время игрового марафона, и использовать в этих случаях краткие тексты пословицы, афоризмы, четверостишия.
Командный вариант более веселый, азартный, но при этом многие ребята остаются в стороне. Возможны разнообразные ограничения, связанные с характером вопросов. Например, можно задавать только вопросы, предусматривающие ответ да или нет , могут быть запрещены вопросы по форме текста типа Какое первое предложение текста? или Есть ли в тексте словарные слова Цели. Игра дает очень полезный навык вычерпывания информации, практику
внимательного, вдумчивого восприятия текста. Развиваются и способность находить нестандартные ходы, изобретательность. Игра может быть полезна в практике обучения, так как текст, прошедший процедуру такого выспрашивания , запоминается практически дословно и навсегда, а главное - при этом дотошно выясняется содержание текста. Это будет особенно ценно для ребят, привыкших к поверхностному схватыванию материала. ПОДСКАЗКА Возраст и количество участников любые, время игры 15-20 минут.
Необходим ведущий. Ход игры. Одного или двоих игроков просят выйти из класса. Ведущий делает небольшое сообщение рассказывает о каком-либо животном, интересном историческом факте, случае из жизни известного человека и т. п. Затем возвращается игрок, который был за дверью. Его задача - воспроизвести рассказ ведущего как можно точнее, пользуясь подсказками остальных игроков. Варианты подсказок могут быть разными, например каждый может подсказать по одному слову или изобразить
подсказку пантомимой, рисунком. Способ, каким даются подсказки, обсуждается заранее. Получив подсказки, игрок воспроизводит рассказ, которого не слышал. Затем ведущий напоминает свой текст, и все вместе оценивают качество воспроизведения и, следовательно, качество подсказок. Важно, чтобы ребята поняли прямую связь между эффективностью подсказок и успешным пересказом. Варианты. После нескольких туров можно попробовать командный вариант игры.
В этом случае одна команда отправляет одного-двух играющих за дверь, а другая предлагает оставшимся игрокам рассказ для воспроизведения. Выигрывает та команда, игроки которой точнее перескажут сообщение. Для старших ребят игру можно усложнить, запретив использовать в качестве подсказки слова, употреблявшиеся в рассказе но о таком условии должен, конечно, знать тот игрок, который будет воспроизводить рассказ , или ограничив количество подсказок, время на подсказки и их обдумывание.
Существенно усложняет игру использование не сюжетного или описательного текста, а текста-рассуждения с аргументами, выводами, примерами. Цели. Игра развивает способность правильно интерпретировать полученную информацию, анализировать, связывать в единое целое отрывочные сведения. Те, кто подсказывают, имеют возможность ощутить значимость информации, научиться отбирать для подсказок наиболее точные слова, символы, учитывая при этом и подсказки других игроков.
Игра развивает и способность взаимопонимания, дает навык совместных сложно скоординированных действий. Со старшеклассниками можно иногда использовать игру при объяснении новой темы, только это должно быть всегда неожиданным для ребят. Такой общими усилиями подсказанный материал усваивается обычно очень хорошо и прочно. 2.8 ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ Языковыми можно назвать игры, которые не только развивают речь и интеллектуальные способности, но и построены на работе с единицами языка и его законами.
В этих играх равноценны и процесс игры, и обсуждение затронутых в ней языковых явлений. К языковым играм можно отнести лингвистические задачи, задания для лингвистических олимпиад. Языковые игры, по сути, моделируют ситуацию лингвистического исследования, обычно прагматически ориентированного подобрать название, придумать шифр . Такие игры требуют много времени, доброжелательной атмосферы в классе и предъявляют достаточно высокие требования к учителю.
Они производят впечатление на ребят, прежде всего тогда, когда с ними играет взрослый, увлеченный лингвистическими проблемами. В то же время эти игры не назовешь элитарными, предназначенными лишь избранным. Конечно, в них трудно играть слабо подготовленным ребятам, не имеющим четких знаний по предмету. Но с помощью этих игр если не предъявлять сразу непомерных требований можно быстро привести в рабочее состояние запущенный класс, пробудить у ребят интерес к языку, систематизировать сумбурные знания.
Даже если в результате языковых игр ребята поймут только то, что язык не сводится к правилам орфографии и пунктуации, что это сложное, интересное, не познаваемое до конца явление можно считать время и силы потраченными не зря. 2.9 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Своеобразная разновидность игр - творческие игровые задания, предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные условия. В этих играх не бывает победителей и проигравших, если получается хорошо, выигрывают все.
Но самый ценный результат таких игр в том, что исчезает свойственный многим детям страх перед сочинительством - в азарте общей работы, а часто и в условиях ограниченного времени не приходится хныкать А я не умею А у меня никогда не получается Попробовав раз и другой, все убеждаются, что могут, входят во вкус. Важно, чтобы ребята знали, что, кроме трудного серьезного сочинительства с раскрытием темы, логическим построением текста, сочинительства, которого требуют от них, например, на уроках литературы,
бывает и творчество легкое, игровое. И так сочинять, сочинять по-своему талантливо, неповторимо может каждый, если не убедит сам себя в обратном. Ведь известно, что люди, умеющие рисовать или музицировать просто так, для себя, легче справляются с душевными драмами, меньше скучают и живут более полной жизнью. А человек, который умеет сочинять, не только всегда найдет способ самовыражения, но и избавится от мучительной неспособности связать два слова, отравляющей жизнь очень и очень многим.
Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой - совершенно понятными. Их можно анализировать -Вы написали сочинение без единого прилагателъного, что можете сказать о своем тексте? При сочинении рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или все слова каждого последующего предложения начинаются на очередную букву алфавита, больше все го трудностей создают служебные слова
- почему? Са мый интересный рассказ,в котором 40 раз употребле ны слова с удвоенными согласными в корне, можно ис пользовать в качестве контрольного диктанта. СНЕЖНЫЙ КОМ Игра подойдет детям любого возраста. Количество участников по возможности не должно превышать 10-15 человек, класс можно разбить на группы. Игра проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Время игры от 5 минут и больше, Ведущий нужен младшим детям, старшие могут играть сами.
Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком Мальчик идет в кино Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры.
Побеждает тот, кто останется последним. Варианты. Эта игра совершенно по-разному воспринимается маленькими и старшими детьми. Младшие все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить, правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся синтаксически правильно связывать слова на первых порах за этим следит учитель, потом подключаются все
. Ребята постарше играют иначе, с ними играть труднее, но интереснее. Они любят составлять абсурдные фразы типа Синий откусанный стул с задушевным хохотом свисал с потолка , которые обретают неожиданный сюжет особое мастерство состоит в том, чтобы своим вставленным словом дать сюжету новый поворот. Можно усложнять игру и разными условиями не употреблять причастий, не использовать союзов, вставлять слова только на определенную букву и др.
Цели. Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами. Со старшеклассниками имеет смысл анализировать, менять и усложнять правила. Они с интересом обсуждают вопросы можно ли вставлять фразеологизм, ведь это несколько
слов? или все-таки одно? Можно ли вставить неполнозначный глагол, типа начал ? А если следующий игрок не захочет его дополнять и он странно повиснет ? Почему не учитываются служебные слова? Таких чисто лингвистических вопросов в ходе игры возникнет множество. РАССКАЗ ПО КРУГУ В эту игру с удовольствием играют и дошкольники, и взрослые. Время зависит от количества играющих. Желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый должен знать,
после кого он вступает. Ведущий нужен для дошкольников. Ход игры. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу, например Однажды. темным зимним вечером вся семья сидела за столом. Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование, и т. д. В зависимости от количества играющих можно пройти один или несколько кругов так, чтобы получился хотя
бы десяток фраз. Особенно азартно игроки пытаются своей фразой придать сюжету новый поворот или поставить в сложное положение следующего игрока. Долго раздумывать нельзя, для поддержания темпа можно считать до трех, пока игрок думает если он не начнет говорить, то выходит из игры. Если играют маленькие дети, ведущий может предупредить, что рассказ приближается к концу, иначе они увлекутся и вряд ли смогут плавно завершить его. Варианты.
Эту игру легко изменять и усложнять многими способами. Вот некоторые из них. Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму. Игроки должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате получается забавная пародия. За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки, фильма и сочинить по нему триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей.
Жанр может быть задан и более узко описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, текст трржествен-ной клятвы, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п. Другой вариант. Все игроки выбирают себе ключевые слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. После первого круга это становится особенно весело, потому что каждый старается подготовить своему соседу сюжет так, чтобы тому пришлось проявить больше изобретательности.
В качестве таких ключевых элементов подойдут рекламные штампы, литературные образы, поговорки, даже языковедческие термины. В сильной группе можно попробовать сочинять поэму. Для начала выбирайте простой ритм и парную рифму. В этом варианте игры не стоит пресекать подсказки и слишком жестко ограничивать время Если удастся создать хотя бы небольшое осмысленное стихотворение, всех можно поздравить!
Вариант для ребят постарше сочиняйте с конца. Первый игрок говорит И на этом все разошлись, второй Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет и т.д к началу рассказа. Очень помогает детям слишком серьезным, стремящимся все-все делать как надо . Интересно попробовать спародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь кстати . Для этого каждый игрок, кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь кстати
, зацепившись за любое слово в своей фразе, например И они в ужасе побежали прочь. Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт. Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато еам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки. Цели. Прежде всего, с помощью этой игры можно быстро повысить настроение, снять напряжение, усталость.
Игра развивает речевую изобретательность, учит не лезть за словом в карман, думать быстро. При этом важно, что высказывание каждого игрока связано с фразами остальных, и именно обыгрывание этой связи приносит успех. Это развивает умение внимательно слушать, естественно входить в общий сюжет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Повторение- мать учения - гласит народная мудрость. С этим нельзя не согласиться, особенно в проблемно-модельном обучении, ведь игра- это всегда повторение
жизни, причем повторение весьма и весьма полезное, как говорят, с элементами индивидуальной новизны, оригинальности и личной значимости. Истинное учение есть всегда повторение пути познания опыта в виде адекватной деятельности, и надо учить, играя, повторяя следы познания, а не зазубривая только конечные результаты познания виде готовых знаний, которые не имеют для нас такого важного значения, как для ученых, которые нашли и подарили нам эти знания . Таким образом, согласно древней пословице, учебная игра есть
творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях состязательности или соревнования с соперниками. Это и есть главный вывод из жизнеутверждающих формул игры. Цель моей курсовой работы, раскрыть значение использования игры на уроках русского языка в начальных классах была полностью реализована. Я показала это в теоретической и практической части.
Доказала, что игра способствует 1 прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков 2развитию познавательной активности младших школьников В своей курсовой работе я изучила психолого- педагогическую литературу, определила роль игры в процессе обучения русскому языку, дала научное обоснование игры, указала её роль на уроке. Преподавателям, необходимо включать в свои занятия игру и в качестве метода обучения, активизирующего познавательные процессы детей, и как средство адаптации ребенка к окружающему
миру. А для этого учителям необходимо в первую очередь знать сущность игры. Список использованной литературы. 1. Аникиева Н.П. Воспитание игрой - Новосибирск, 1994 г с. 5-26 2. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности- 1978 г с. 163-165 3. Выготский С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка -
Москва Просвещение, 1976 г с. 76 4. Журнал Учительская газета 30 10059 2005-07-05. с. 10-11 5. Минский Е.И. От игры к знаниям - Москва, 1987 г с. 80 6. Петрановская Л. Игры ни уроках русского языка Пособие для учителя М. МИРОС - МАИК Наука Интерпериодика , 2000 с. 10-122. 7. Пидкасистый П.И Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии
Москва, 1996г с. 269 8. http www.yspu.yar.ru Уроки русского языка в начальной школе Тема Гласная в ударных и безударных слогах Цели -закрепить умение проверять безударные гласные, правильно их писать - развивать навык грамотного письма, память, мышление - воспитывать аккуратность, самостоятельность. Ход урока I Организационный момент. II Проверка Д З. Учитель просит детей прочитать слова из домашнего упражнения, которые относятся к мебели временам
года продуктам питания. Далее дети в этих словах выделяют корень, ставят ударение, обозначают безударную гласную в корне слова. Учитель просит детей к данным словам подобрать проверочные III Минутка чистописания Дети прописывают букву ю и соединения ю юг юн юр юл VI Закрепление Работа с учебником, над орфограммой безударная гласная в корне . В словах диктуемых учителем дети находят безударную гласную и ищут проверочные слова.
Учитель просит детей письменно выполнить упражнение 159 выделяя орфограммы. Далее дети отгадывают загадку из 162, записывают ее в тетрадь, выделяют изученные орфограммы Для лучшего усвоения данной орфограммы учитель использует игру Забей гол Цель игры Закрепить и проверить знания детей при изучении безударной гласной в корне слова. Ход игры На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд.
У каждой команды набор мячей круг с написанной в нем гласной По сигналю члены команды забивают голы передвигать мячи к нужному слову . Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов. Подводится итог по игре V Итог. Учитель подводит итог урока выясняет что нового изучили. Дает общую характеристику работы класса. VI Домашнее задание.
Преподаватель записывает на доске домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению Урок русского языка в начальной школе. 4-й класс Цель актуализация знаний учащихся о глаголе. Задачи 1. Повторить основные признаки глагола 2. Развивать умение употреблять глаголы в речи 3. Воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного.
Девиз урока С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся . В течение всего урока заполняется карточка. Ход урока 1. Организационный момент. 2.Дети по указанию учителя открывают тетради, записывают число. Девиз урока слова С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся . Учитель выясняет понимание детей данной пословицы 3.
Минутка чистописания. Дети прописывают элементы букв. 4. Словарная работа. Преподаватель просит детей одним словам назвать и записать понятие, о котором идет речь в предложении. В зависимости от того какой частью речи выражены понятия учащиеся распределяют их в три столбика Работа с карточкой. Учитель просит соединить стрелками подходящие по смыслу слова. ДИАЛОГ ВЕСТИ ОБЛАКО НАПИСАТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ СОВЕРШАТЬ
ГАЗЕТА ЧИТАТЬ Учитель просит учащихся послушать вопросы и догадаться, о какой части речи пойдет разговор. 1 Что вы больше всего любите Люблю действовать! 2 Что вы больше всего не любите Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3 Что бы вы пожелали ребятам Чтобы русский все ребята На пятерку знали. На письме и в разговоре Нас употребляли.
Какой части речи предложили ответить на вопросы? Кто сможет определить тему урока? 5. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что на этом уроке дети должны вспомнить о роли глагола в предложении и речи. Опираясь на знания детей, учитель начинает изучение новой темы. Дети выполняют комментировано упр.120,на стр. 71. Пользуясь наглядностью РИСУНОК ИЗОБРАЖАЮЩИЙ УЧЕНИКА учитель задает ряд вопросов помогающих активизировать
знания детей по данной теме. Звучит музыка. 1-2 минуты ФИЗМИНУТКА Учитель просит детей закрыть глаза. Представить, что их окружает мир, в котором нет слов, выраженных глаголом. -Какой это мир? Ученики приводят примеры - Представьте мир полный глаголов. Что бы это был за мир? Примеры. Дети слушают отрывок из его стихотворения
Маяковского, состоящего из одних глаголов. Работа с карточками. Дети вставляют в предложения необходимые глаголы. Подчеркивают глаголы в рассказе Антона Павловича Чехова Мальчики . При помощи наводящих вопросов учащиеся делают вывод по изученной теме. Дети выполняют письменно упр 215, на странице 124.Учитель просит детей объяснить орфограммы, постановку
запятых, подчеркнуть основу предложений, указать часть речи, составить схемы предложений Игра Выбери! Задание распределить в три столбика слова 3 ряда - Цепочка КАРТОЧКИ В 1-ый-сущ Во 2-ой - прил В 3-ий - гл. Глоток, баловень, баловаться, мечтатель, мечтать, баловник, балованный, глотка, глотать, мечтательный, язык, языкастый, языковед. Преподаватель акцентирует внимание детей на то, что все эти слова являются
синонимами. Учитель просит детей выполнить звукобуквенный анализ слова язык Итог - Учитель выясняет, что нового узнали дети на уроке. Дает общую характеристику работы класса. Преподаватель записывает на доске домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению. Урок русского языка в начальной школе по теме Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу Цели Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши, ча,
ща,чу, щу Закреплять знания о многозначности слов. Развивать орфографическую зоркость, внимание обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету. Ход урока 1. Организационный момент.В начале урока учитель, опираясь на наглядности, сообщает условия игры сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям.
А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы И, А, У выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем, если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями, планирующими нашу работу на уроке.2. Сообщение темы урока.Учитель читает стихотворения- загадки при помощи которых дети вспоминают правильное
написание букв Ж, Ш, Ч, Щ. Учитель сообщает тему урока Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу . 3. Минутка чистописания. Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания. 4. Работа над новым материалом. Дети выполняют устное упражнение на распознавания звуков Ж , Ш , Ч , Ш . Учитель читает слова, детям нужно поднять руку, если они услышат в слове шипящий звук.
Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол. Учитель мотивирует школьников к работе на уроке, сообщая, что они уже прошли первую ступень. Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки . Дети ее читают сначала про себя, затем вслух хором. Задание детям Кто быстрее прочитает? Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите - с удивлением
с осуждением а сейчас произнесите с восторгом. Дети выделяют орфограмму в словарном слове ученик и записывают скороговорку в тетрадь по памяти. Повторение пройденного материала. Ученики выделяют шипящие звуки в словах этой скороговорки. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки . Учитель знакомит детей с исторически сложившимся правилом. Работа с учебником. Дети читают правила. После того как дети выполняют задания, учитель сообщает, что
они переходят на следующую 3-ю ступень. Учитель загадывает загадки, дети записывают в тетрадь, выделяя ЖИ и ШИ отгадку и найденные на слух слова на пройденное правило. не пушистый, ершистый, ёжик. К указанным учителем словам, дети подбирают синонимы и антонимы, записывают их, выделяя ЧА, ЩА. Выполнив это задание , учащиеся переходят на следующую ступень лестницы. Дети выполняют самостоятельно упражнения из учебника, с последующей проверкой.
Дети переходят на последнюю 5-ю ступень. Учитель открывает окна в домике с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, дети проговаривают правила. 5. Итог урока. Учитель подводит итог урока при помощи стихотворения. Нам прощаться настала пора Учебник закрыть нам пора С ним узнали мы много слов, И много всяких всячин,
И если ты запомнил их, Не зря урок наш был потрачен
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |