Содержание Введение. 2 Краткая история. 4 Правила и процедура проведения ЕГЭ в 2011 году. 6 Регистрация на участие в ЕГЭ. 6 Пропуск на ЕГЭ 7 Пункт проведения ЕГЭ (ППЭ) 7 Действия участников на ЕГЭ 7 Во время экзамена 9 По окончании экзамена 10 Общественные наблюдатели 10 Структура содержания КИМов.
12 Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий 13 Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности 15 Время выполнения работы и система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом 15 Анализ результатов ЕГЭ 2010г. 17 Характеристика КИМов по физике 2010г. 17 Характеристика состава участников ЕГЭ по физике 2010 г.
18 Основные результаты выполнения экзаменационной работы по физике 18 Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике 20 Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике выпускниками с различным уровнем подготовки 20 Рекомендации по подготовке к экзамену 23 Заключение. 27 Список литературы 29 Введение. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый
в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (так называемые сертификаты), где указаны полученные баллы по предметам.
С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам, физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике. В соответствии с положениями ЕГЭ учащийся за строго ограниченное время должен выполнить максимальное
число заданий. Для этого он должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, уметь распределить общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика надо подготовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и консультации. Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике.
Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, следует привести эти знания в определенную систему, то есть систематизировать теоретический материал. Это удобно проводить с опорой на таблицы – системы знаний, которые объединяют базовые элементы физических знаний по той или иной теме. Актуальность. ЕГЭ по физике, второй экзамен по массовости среди предметов по выбору. Ежегодно обновляется содержание КИМ по физике: меняется количество заданий, структура
КИМа, корректируется сложность заданий в различных частях работы и пр. Видоизменяются проверяемые умения, используются задания с ранее не встречавшимися формами представления условия, вводятся новые типы заданий. Физика, как одна из основных интеллектообразующих дисциплин естественнонаучного блока находится в настоящее время под пристальным вниманием президента РФ Медведева Д.А Общество осознает, что ключевой фигурой страны на стадии ее модернизации должен стать
не менеджер и экономист, а все таки инженер. Только инженер, вооруженный современными естественнонаучными и техническими знаниями является основным проводником научно-технического прогресса. В основе фундаментального образования инженера значительное место занимает физика. Без ее глубокого изучения инженеру практически невозможно работать в новых областях техники и технологии. Цель разработки — анализирование структуры содержания
ЕГЭ по физике. Задачи: 1. Анализировать информационный источник по теме разработки; 2. Рассмотреть краткую историю; 3. Охарактеризовать правила и процедуры проведения ЕГЭ по физике; структуру содержания КИМов; 4. Проанализировать ЕГЭ 2010г. 5. Разработка по подготовке к ЕГЭ по физике. Объект и Предмет: ЕГЭ по физики и структура содержания
ЕГЭ по физики 2011г. Краткая история. ЕГЭ – этой аббревиатурой учителя начали пугать школьников, начиная с недавнего времени. Зря стали пугать или нет – сложно сказать. Впервые о Едином Государственном Экзамене заговорили в 2001 году, когда он был проведен в качестве эксперимента. Эксперимент удался, а в 2008 году единый экзамен сдало уже более миллиона школьников и выпускников прошлых лет. Начиная с 2009 года, ЕГЭ стал общеобязательным для школ и вузов.
Без него не будет иной возможности поступления в вуз, колледж или училище. Основная суть ЕГЭ – совмещение воедино итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ со вступительными экзаменами в университеты, институты, профессионально-технические училища и др. Вместе с выпускниками школ сдавать ЕГЭ могут выпускники, закончившие школу или учреждения среднего профессионального образования ранее. Основная цель введения
ЕГЭ – стандартизация системы сдачи выпускных и вступительных экзаменов. При поступлении в вуз уравниваются возможности всех абитуриентов, что позволяет снизить коррупцию в вузах и искусственное завышение оценок в школах, ведь оценки по тестам будут выставляться бесстрастно и не предвзято. [1] В 30-х годах прошлого века по всей стране создана сеть педагогических лабораторий, которые, в частности, занимались вопросами тестовых технологий.
В середине 30-х лаборатории были закрыты, технологии были переданы забвению, и «тестирование» как метод проверки знаний долгие годы оставалось под запретом. В этом – одна из причин того, что наше Российское образование не во всем соответствует международным стандартам. Все страны мира придумали национальный тест по окончанию школы. Впервые он появился еще в 1968 году во Франции, когда произошла великая французская образовательная
революция. Тестирование тут же подхватили в США, Германии, Англии. В Испании ввели национальный тест после падения деспотического режима, в Южной Корее – 10 лет назад. Подключились Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Тайвань. Единый Государственный Экзамен проводится, начиная с 2001 года.
Организатором ЕГЭ является Рособрнадзор. Одним из родоначальников системы тестирования в РФ является Владимир Хлебников. Хлебников Владимир Алексеевич занимался апробацией ЕГЭ с момента его внедрения в 2001 г. по 2006 г. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам.
В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом
самостоятельно. Единый государственный экзамен призван оценивать подготовку выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью государственной итоговой аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. [2] Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике педагогам, организующим подготовку учащихся к ЕГЭ по физике в рамках предмета или элективных курсов, на которых учащиеся обучаются решению и оформлению
задач высокого уровня сложности, необходимо владеть: - информацией об изменениях в контрольно-измерительных материалах экзамена, - способами оформления качественных и расчетных задач, - способом оценивания заданий по заданным критериям. Только опираясь на комплексный подход можно получить высокий результат на экзамене ЕГЭ. Необходимо использовать кодификатор ЕГЭ при подготовке к экзамену, решать задания разного уровня сложности, внимательно изучать основные разделы и главные темы, указанные в кодификаторе.
Кодификатор составляется с целью разработке КИМов ЕГЭ на его основе, представляет собой - полный набор школьной программы, тщательно классифицированный по разделам. Изучение кодификатора ЕГЭ должно проходить на 2-х уровнях[4]: • стандартизированные темы - знания предмета, что называется по книжке. Основные законы и формулы, правила, а также умение решать односложные задания; • особые темы, для реализации различных творческих заданий, где все знания необходимо
использовать в комплексе. Цель ЕГЭ по физике - проверить знания по всем разделам предмета. Важнейшими стимулами при введении ЕГЭ по физике[3]. 1) необходимость унификации требований к уровню знаний учащихся; 2) возможность последующего использования результатов ЕГЭ в качестве основного критерия при поступлении абитуриентов в вуз.
Правила и процедура проведения ЕГЭ в 2011 году. Для достижения максимальной объективности оценивания знаний участника проведение ЕГЭ требует строгого соблюдения процедуры экзамена, правила которой едины для ЕГЭ по всем предметам. ЕГЭ начинается в 10:00 по местному времени. Регистрация на участие в ЕГЭ. Для участия в ЕГЭ необходимо подать заявление с перечнем конкретных предметов, которые предполагается сдавать. Не позднее 31 декабря 2010 года орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, обязан на своем сайте и в средствах массовой информации объявить список мест регистрации на сдачу ЕГЭ. Не позднее 1 марта подают заявление на участие в ЕГЭ в основные сроки (май-июнь) и досрочно (апрель) • выпускники текущего года, в том числе имеющие право участвовать в ЕГЭ досрочно, а также обучающиеся в образовательных учреждениях
НПО и СПО – в администрацию своего образовательного учреждения • выпускники прошлых лет и выпускники образовательных учреждений НПО и СПО – в места регистрации на ЕГЭ, объявленные в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации С 20 июня по 05 июля подают заявление на участие в дополнительные сроки (июль) • имеющие право участвовать в дополнительные сроки
ЕГЭ – в места регистрации на ЕГЭ, установленные организационно-территориальной схемой субъекта Российской Федерации, как по месту жительства, так и в любом регионе Российской Федерации В период приемной компании абитуриенты, не имеющие результатов ЕГЭ (в том случае если они имеют право сдавать ЕГЭ), могут получить информацию о месте подачи заявления на ЕГЭ, а также о сроках, месте и порядке проведения экзаменов в приемной комиссии ссуза/вуза, в который
планируют поступать. [5] Пропуск на ЕГЭ Участники ЕГЭ в основные сроки получают пропуск (см. Приложение 1.) до 10 мая у администрации своего образовательного учреждения или в месте регистрации на ЕГЭ. Участники ЕГЭ в дополнительные сроки получают пропуск с 20 июня по 05 июля в месте регистрации на ЕГЭ. В пропуске на ЕГЭ указывается: • предметы ЕГЭ • адреса пунктов проведения экзамена (далее – ППЭ) • даты и время начала экзаменов • коды образовательного учреждения и
ППЭ • иная информация Пункт проведения ЕГЭ (ППЭ) ЕГЭ проводится в специальных пунктах проведения экзамена (ППЭ). ППЭ, как правило, размещаются в образовательных учреждениях или в других зданиях, отвечающих соответствующим требованиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, определяют количество и места расположения ППЭ и распределение между ними участников ЕГЭ. Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия
в сфере образования, обеспечивают доставку участников ЕГЭ к ППЭ. Информацию о порядке прибытия в ППЭ участники ЕГЭ получают при получении пропуска. В ППЭ нужно приходить с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность, и пропуском (см. Приложение 1.) на сдачу ЕГЭ. Как правило, в ППЭ выпускников сопровождают уполномоченные представители от образовательного учреждения,
в котором они обучаются.[6] Действия участников на ЕГЭ Во время рассадки в аудитории: • в сопровождении организатора пройти в аудиторию, взяв с собой только паспорт, пропуск, ручку и разрешенные для использования на экзамене по предмету дополнительное оборудование, оставив лишние вещи в аудитории в специально выделенном для этого месте • занять место, указанное организатором Меняться местами без мотивированного указания организаторов запрещено.
До сведения участников ЕГЭ доводится, что всё приносимое оборудование передается организатору в аудитории для просмотра. В случае несоответствия принесенного экзаменующимся оборудования требованиям организатор имеет право не выдавать это оборудование, а возвратить его только после завершения экзамена. При раздаче комплектов экзаменационных материалов: • внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории (как заполнять бланки, сколько продолжается экзамен, как подавать апелляции,
где и когда можно ознакомиться с результатами ЕГЭ и т.п.) • обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами • получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты с вложенными в них экзаменационными заданиями (КИМ), бланком регистрации, бланками ответов № 1 и № 2 • получить от организаторов черновики • вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты • проверить количество бланков
ЕГЭ и КИМ в индивидуальном комплекте и отсутствие в них полиграфических дефектов В случаях обнаружения в индивидуальном комплекте лишних (или недостающих) бланков ЕГЭ и КИМ, а также наличия в них полиграфических дефектов участники ЕГЭ должны незамедлительно сообщить об этом организаторам, которые обязаны полностью заменить индивидуальный пакет с дефектными материалами. При заполнении бланков регистрации: • прослушать инструктаж организаторов
по заполнению области регистрации бланков ЕГЭ и по порядку работы с экзаменационными материалами • под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2 После того, как все находящиеся в аудитории участники ЕГЭ заполнили регистрационные поля бланков, официально объявляется о начале экзамена.[5] Время начала и окончания экзамена фиксируется на доске.
Время ЕГЭ по физика 240мин (4 часа). Во время экзамена Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении одного из организаторов или дежурных по этажу, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному организатору по аудитории, который ставит в бланке регистрации метку "Факт выхода из аудитории". Разрешается пользоваться на
ЕГЭ по физике – линейкой и непрограммируемым калькулятором. Калькуляторы должны обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg). Калькуляторы не должны предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется
на экзамене. Калькуляторы не должны предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Их коммуникационные возможности не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками. Все остальное, что не входит в данный перечень, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе: • мобильные телефоны или иные средства связи • любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства, кроме тех, которые утверждены
Рособрнадзором в качестве дополнительных устройств и материалов, используемых по отдельным предметам Также запрещаются: • разговоры • вставания с мест • пересаживания • обмен любыми материалами и предметами • хождение по ППЭ во время экзамена без сопровождения При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории
с указанием причины удаления. На бланках и в пропуске проставляется метка о факте удаления с экзамена. Экзаменационная работа такого участника ЕГЭ направляется на проверку вместе с экзаменационными работами остальных участников ЕГЭ данной аудитории. По окончании экзамена • сдать бланк регистрации, бланки ответов № 1 и № 2, в том числе дополнительный бланк ответов № 2, черновик и КИМы, при этом организаторы в аудитории ставят в бланке ответов № 2 (в том числе на его оборотной стороне)
и в дополнительном бланке ответов № 2 прочерк «Z» на полях бланка, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными; • при сдаче материалов предъявить организаторам свой пропуск, на котором ответственный организатор в аудитории фиксирует количество данных бланков, ставит свою подпись, а также печать учреждения, в котором проводится ЕГЭ, либо штамп «Бланки ЕГЭ сданы» (печать или штамп может также ставиться на выходе из
ППЭ) • по указанию организаторов покинуть аудиторию и ППЭ Участники ЕГЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут сдать ее организаторам, не дожидаясь, времени окончания экзамена, но не позднее, чем за 15 минут до его официального завершения. Если участник ЕГЭ по объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он может досрочно удалиться с экзамена. Общественные наблюдатели
В целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации привлекаются общественные наблюдатели из числа: • представителей органов государственной власти • членов общественных объединений и организаций • членов родительских комитетов общеобразовательных учреждений • членов попечительских советов образовательных учреждений • работников образовательных учреждений • работников средств массовой информации Все эти лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей
в ППЭ, в которых сдают экзамен их родственники. Также работник, член родительского комитета или член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет. Общественный наблюдатель имеет право направить в ГЭК (ФЭК) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях при организации и проведении экзамена в
ППЭ, в котором он присутствовал.[6] Структура содержания КИМов. За все время проведения экзамена, то есть за период 2001-2007гг. экзамен претерпевал различные изменения. В 2001 и 2002 году предлагались задания с выбором ответа (Тип А), к которым прилагались по 4 варианта ответа. Участник ЕГЭ должен был выбрать верный из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать
верный ответ. Далее предлагались задания с коротким конструируемым ответом (Тип В), ответ на которые должен быть сформулирован и записан в виде числа. Очевидно, что угадать верный ответ практически не возможно. Задания в свободной форме (Тип С) предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа.
При проведении Единого Государственного Экзамена в 2003, 2004 годах структура экзамена была изменена. Задания с выбором ответа (Тип А) - 30 задач, вместо 35, но более усложненных. Задания (Тип В) – 5 задач. Задания (Тип С) – 5 задач. То есть в итоге, в сумме 40 заданий. При проведении ЕГЭ 2006 году, проведены также некоторые изменения.
Заданий (Тип А) – 30 задач. Задания (Тип В) – 4 задачи. Задания (Тип С) – 6 задач. Таким образом уменьшено количество задание типа В, но увеличено количество зданий типа С. В целом получается 40 заданий. В 2007 году в целом сохранена структура контрольно-измерительных материалов 2006 года. То есть 30 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом,
6 заданий с развернутым ответом. В 2011 году Министерство образования РФ одобрило некоторые изменения проектировщиков КИМов, и ЕГЭ по физике 2011 года предстал в чуть измененном виде. По сравнению с 2010 годом число заданий в ЕГЭ по физике уменьшено до 35, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1). Экзаменационная работа состоит из трех частей: задания категории
А, категорий В и С. Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Часть 3 состоит из 6 задач (С1–С6), для которых требуется дать развернутые решения.[7] Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы[8]
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий При разработке содержания контрольных измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе кодификатора. В Приложении 2 приведен обобщенный план экзаменационной работы. Эквивалентность вариантов экзаменационной работы обеспечивается одинаковой средней сложностью различных
вариантов КИМ, а также распределением заданий по видам деятельности и тематическим наполнением в соответствии с кодификатором 2011г. В экзаменационной работе контролируются знания и умения из следующих разделов (тем) курса физики: 1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны). 2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика). 3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная
индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО). 4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра). Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам (темам).
Задания части 3 (задания С2–С6) проверяют, как правило, комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики. Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса физики в зависимости от формы заданий Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных во втором разделе кодификатора. В таблице 3 приведено распределение заданий по видам умений
и способам действий в зависимости от формы заданий.[9] Таблица 3. Распределение заданий по видам и способам действий в зависимости от формы заданий Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности В экзаменационной работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня включены в первую часть работы (20 заданий с выбором ответа) и во вторую часть
(2 задания с кратким ответом). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня распределены между всеми тремя частями работы: 5 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-
либо из тем школьного курса физики. Пять заданий части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трех разделов физики, т. е. высокого уровня подготовки. Включение в третью часть работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.
В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности.[10] Время выполнения работы и система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом Для выполнения заданий ЕГЭ по физике в 2011 году отводится 240 минут (4 часа). На решение каждой категории дается примерное время. На категорию А отводят от двух до четырех минут, на
В – от четырех до шести минут, а на каждое задание категории С выделено от 14 до 22 минут. Считаются результаты ЕГЭ по физике 2011 следующим образом: • каждый правильный ответ в задании категории А – 1 балл; • если в задании категории В указаны верно все элементы ответа – 2 балла; • если в задании категории В присутствует одна ошибка – 1 балл; • если в задании категории
В больше одной ошибки – 0 баллов; • задания категории С оцениваются от нуля до трех баллов. По сравнению с 2010 годом, результаты ЕГЭ по физике 2011 года немного изменились и теперь первичный максимальный балл равен 51. Уменьшено общее число заданий с 36 до 35 за счет изменения структуры второй части работы. Здесь представлены только 4 задания на соответствие.
В связи с этим максимальный первичный балл стал равен 51 баллу. Сокращено число заданий, проверяющих решение задач. В целом на каждый вариант приходится 10 расчетных задач повышенного и высокого уровня сложности. На экзамене каждый ученик может использовать непрограммируемый калькулятор и линейку[11]. Анализ результатов ЕГЭ 2010г. Характеристика контрольных измерительных материалов по физике 2010 г.
Контрольные измерительные материалы по физике в 2010 г. по содержанию и структуре в точности соответствовали материалам 2009 г. Экзаменационная работа состояла из 36 заданий, различающихся формой представления и уровнем сложности. В первую часть работы было включено 25 заданий с выбором одного ответа, вторая часть содержала 5 заданий с кратким ответом, при этом задания В1 и В2 представляли собой задания на установление соответствия, а задания
В3-В5 – расчетные задачи с кратким ответом в виде числа. Третья часть включала 6 заданий с развернутым ответом, среди которых 1 качественная задача и 5 расчетных задач. Каждый вариант содержал 10-11 заданий по механике, 7-9 заданий по молекулярной физике, 11-13 заданий по электродинамике и 6-7 заданий по квантовой физике. Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы -
50 баллов. Общее время выполнения работы составляло 210 минут. На основе первичных баллов, выставленных за выполнение всех заданий экзаменационной работы, осуществлялся перевод в тестовые баллы по 100-балльной шкале. В связи с новыми нормативными положениями в 2009 г. были установлены требования к первичному баллу, соответствующему минимальной границе, подтверждающей освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике.
Так как экзаменационная работа в целом ориентирована на стандарт профильного уровня, то содержанию стандарта базового уровня в каждом варианте отвечало лишь шестнадцать заданий с выбором ответа. Исходя из общепринятых норм, минимальное число правильно выполненных заданий должно быть не менее половины от общего числа заданий, соответствующих базовому стандарту. Минимальная граница ЕГЭ по физике 2010 г. была установлена на уровне 34 тестовых баллов, что соответствует 8
первичным баллам (50% от заданий базового уровня, отвечающих содержанию стандарта базового уровня, 16% от максимального первичного балла). Для проведения экзамена в 2010 г. было подготовлено семь серий параллельных вариантов, созданных по разным планам. Серии вариантов различались контролируемыми элементами содержания и видами деятельности для одной и той же линии заданий, но в целом все они имели примерно одинаковый средний уровень сложности и соответствовали
обобщенному плану.[12] Статистика показывает, что треть сдававших в 2010 году не успели даже приступить к части С.(заданий много времени мало) Характеристика состава участников ЕГЭ по физике 2010 г. В 2010 г. в ЕГЭ по физике принимало участие 194 339 выпускников из всех регионов страны, что составляет порядка 23% от общего числа выпускников. В 2009 г. число участников составило 205 379 человек.
Некоторое снижение числа участников экзамена в 2010 г. объясняется, вероятно, демографической ситуацией. Три четверти участников экзамена — юноши и лишь четверть — девушки. Около 25% экзаменуемых — сельские жители, порядка 25% — выпускники школ крупных 3 городов с населением более 680 тыс. человек. Такое распределение участников экзамена по населенным пунктам сохраняется из года в год. Около 95% тестируемых закончили общеобразовательные школы, остальные общеобразовательные
учреждения других типов (вечерние школы, школы-интернаты, кадетские школы и т.п.).[13] Основные результаты выполнения экзаменационной работы по физике Результаты ЕГЭ по физике 2010 г. оказались в целом на уровне прошлого года. Средний первичный балл составил 19,6 баллов (в 2009 г. — 19,4 балла). По различным регионам средний первичный балл варьировался от 8,9 до 28,2 баллов.
В таблице 4 приведены итоги ЕГЭ по физике 2010 г. по тестовым баллам, а на рис. 1 приведено распределение тестируемых по первичным баллам. [13] Таблица 4. Распределение участников ЕГЭ 2010 г. по полученным тестовым баллам Интервал тестовых баллов 1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100 Процент участников 00,1 00,2 11,5 17,6 31,8 29,2 13,9 44,6 00,8 00,2
Рис.1. Распределение участников экзамена по полученным первичным баллам График распределения участников ЕГЭ по физике в соответствии с набранными ими баллами иллюстрирует, что большинство сдающих получают невысокие и средние отметки, а высоких баллов удается достичь очень немногим. В такой ситуации для поступления в технические вузы на не самые престижные специальности будет достаточно набрать балл около среднего. [14] Не преодолели минимальную границу
ЕГЭ по физике 6,4% от общего числа тестируемых, в 2009 г. — 6,2%. Число тестируемых, набравших максимально возможный балл, немного уменьшилось в процентном отношении и составило 108 человек или 0,06% от общего числа сдающих (в 2009 г. —189 человек, 0,09%).[13] Наибольшее число выпускников, получивших 100 баллов в г. Москве — 18 человек, в Пермском крае — 8 человек, в республике
Башкортостан — 7 человек, в г. Санкт-Петербурге и в Чувашской республике — по 5 человек. В процентном отношении к общему числу участников экзамена в регионе больше всего 100-балльников в Пермском крае – 0,28%[13] Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике Задания КИМ охватывали практически все содержательные элементы, включенные в кодификатор
ЕГЭ по физике. Остановимся на результатах выполнения отдельных линий заданий, характеризующих овладение выпускниками следующими видами деятельности: • понимание смысла физических явлений, моделей, величин, законов и постулатов; • освоение методологических умений; • решение задач по физике. Содержательный элемент, проверяемый определенной линией заданий, можно считать усвоенным, если средний процент выполнения превышает 65% для заданий с выбором ответа и 50% для заданий с кратким и развернутым
ответом. [13] В каждом варианте КИМ часть заданий базового уровня с выбором ответа или с кратким ответом проверяла усвоение различных физических явлений и процессов. При этом небольшая часть заданий была ориентирована на узнавание явлений или условий их протеканий, а большинство заданий — на объяснение явлений и анализ физических процессов на основании имеющихся теоретических знаний. К сожалению, как и в 2009 г здесь продемонстрированы результаты ниже, чем для
заданий на понимание смысла физических формул и законов. Усвоение содержательных элементов можно отметить лишь для трех линий заданий: взаимодействие заряженных тел, построение изображения в плоском зеркале и сравнение спектров разреженных газов. [13] Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике выпускниками с различным уровнем подготовки Для анализа результатов экзамена, как и в 2009 г участники
ЕГЭ по физике были разделены на пять групп с минимальным, низким, удовлетворительным, хорошим и отличным уровнями подготовки. Минимальный уровень выполнения экзаменационной работы характеризует результаты тех выпускников, которые получили минимальное число баллов ЕГЭ. Низкий уровень характеризует результаты выпускников, которые получили балл, ниже которого находятся примерно 25% экзаменуемых. Удовлетворительный уровень фиксирует уровень, разделяющий экзаменуемых на
две равные части. Хороший уровень соответствует границе, выше которой находятся результаты примерно 25% наиболее подготовленных экзаменуемых. Отличный уровень фиксирует уровень, выше которого находятся результаты 10% наиболее подготовленных экзаменуемых. [13] Рис. 2. Результаты выполнения одного из вариантов На рисунке 2. показаны результаты выполнения заданий разных частей одного из экзаменационных вариантов выпускниками с различным уровнем подготовки.[13]
Общие цифры ЕГЭ по физике[14] Минимальный балл ЕГЭ 2009 32 Минимальный балл ЕГЭ 2010 34 Средний балл 2010 51,32 Количество сдававших 213186 Не сдали ЕГЭ 2010, % 5 Количество стобалльников 114 % сдававших, не приступивших к части С 32,32 Время проведения экзамена 210 Рекомендации по подготовке к экзамену
Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности.
Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения стандарта базового уровня и составляет не менее половины заданий, соответствующих данному стандарту. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить
степень подготовленности учащегося к продолжению образования в высшей школе.[9] Каждый учитель заинтересован в успешной сдаче ЕГЭ его учащимися. А главной составляющей успеха является подготовка к экзамену, которая включает в себя кропотливый труд учителя и учащихся. При отсутствии любой из этих составляющих не будет должного результата. В ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на формировании общих приемов выполнения заданий.
Каждый раздел физики повторяется по следующим этапам: 1. «Систематизация теоретического материала». Учителю, я считаю, лучше сделать это в виде опорного конспекта, который включает в себя основной теоретический материал данного раздела, который необходим для выполнения экзаменационных заданий (например, Приложение 3). 2. «Решение задач базового уровня». 3. « Решение задач повышенного уровня части
А». 4. «Решение задач повышенного уровня части В».(несколько заданий приведены ниже Приложение 4.) 5. «Решение задач части С». 6. «Решение вариантов ЕГЭ». К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru ) перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ. Это контрольный этап, который позволяет оценить готовность ученика к экзамену и выработать индивидуальную
стратегию выполнения заданий на экзамене. Сейчас достаточно много литературы и электронных материалов для подготовки к ЕГЭ. Задача учителя подобрать задания и организовать самостоятельную работу учащихся так, чтобы от учителя требовались лишь консультации и контроль готовности учащихся. Список рекомендуемых источников: 1. Готовимся к ЕГЭ. 2011. Физика. Москалев А.Н Никулова Г.А. (2011, 320с.) 2.
ЕГЭ 2011. Физика. Тематические тестовые задания ФИПИ. Николаев В.И Шипилин А.М. (2011, 168с.) 3. ЕГЭ 2011. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Орлов В.А Демидова М.Ю. и др. (2011, 256с.) 4. ЕГЭ 2010. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Николаев
В.И Шипилин А.М. (2010, 128с.) 5. Физика. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010. Монастырский Л.М Богатин А.С. (2009, 304с.) 6. ЕГЭ. Физика. Универсальный справочник. Бальва О.П Фадеева А.А. (2010, 352с.) 7. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Вишнякова Е.А Макаров
В.А. и др. (2010, 368с.) 8. http://www.examen.ru/ 9. http://fizika.egepedia.ru/doku.php/главн ая 10. http://www.egesha.ru/ 11. http://www.alleng.ru/edu/phys3.htm 12. http://www.fipi.ru/ 13. http://www.ege.edu.ru/ 14. http://www.egetestonline.ru/otvetiege.ht ml Ни для кого не секрет, что в последнее время появилось много сайтов, продающих якобы достоверные ответы на ЕГЭ к реальным вариантам, которые будут на экзамене.
В последнее время в Интернете появилось множество сомнительных предложений купить "задания и ответы ЕГЭ". Однако такая информация недостоверна, она не имеет никакого отношения к официальным информационным ресурсам единого государственного экзамена, хотя ее создатели прибегают ко всякого рода уловкам, пытаясь придать законность своим услугам. Современные технологии проведения ЕГЭ исключает возможность заранее получить ответы на экзаменационные задания.
На всех этапах подготовки и проведения ЕГЭ жестко соблюдаются условия информационной безопасности. В управлениях образования найти и прорешать варианты экзамена заранее невозможно, ответы к ЕГЭ есть, но доступ к ним у очень ограниченного числа лиц, причем эти данные находятся под защитой и являются конфиденциальной и секретной информацией! Поэтому организаторы сайтов, подобных Анти-ЕГЭ не могут дать никаких гарантий в достоверности своей
информации. Если предлагается купить ответы – это мошенничество с целью получения денег, а если даются ответы бесплатно - недоброжелатели желают, провала экзамена. Примерные варианты тестов ЕГЭ публикуются лишь на официальном сайте поддержки ЕГЭ или издаются по лицензии Минобразования. Всё остальное – «это способы выкачивания денег», причем незаконные. Каждый индивидуальный комплект участника
ЕГЭ, состоящий из бланков ответов и контрольного измерительного материала – индивидуален. Специальные пакеты с экзаменационными материалами доставляются в пункты проведения ЕГЭ непосредственно в день экзамена. Специальные запечатанные индивидуальные пакеты с заданиями вскрываются в присутствии выпускников и организаторов экзамена. По свидетельству Рособнадзора, любые предлагаемые в
Интернете "ответы к заданиям ЕГЭ" являются профанацией и попыткой мошенников заработать деньги за счет наивности и доверчивости выпускников, абитуриентов и их родителей.[15] «Черный список» сайтов, торгующих несуществующим товаром: 1. ANTIEGE.COM http://www.antiege.com/ 2. E-G-E.RU http://www.e-g-e.ru/ 3. EKZAMENY.NET http://ekzameny.net/ 4. http://ege-net.ucoz.net/ 5. http://www.testege11.ru/ 6. Yashi.ru http://yashi.ru/ 7.
Блог для абитуриентов и выпускников http://blog.ctege.org/ 8. Готов к ЕГЭ http://www.gotovkege.ru/ 9. ЕГЭ http://zakruti.com/blog/2009-02-18-7 10. ЕГЭ www.sch880.ru/p52aa1.html 11. Как купить достоверные ответы по ЕГЭ http://www.e-g-e.net/ 12. На экзамен.ру http://www.naexamen.ru/ege/ 13. Он-лайн тесты для всех http://www.testland.ru/ 14.
Ответы на ЕГЭ http://ege-plus.ru/ 15. Подготовительные курсы по ЕГЭ университета Натальи Нестеровой http://www.v-vuz.ru/ 16. Портал ЕГЭ http://4ege.ru/ 17. Смелые идут на ЕГЭ http://www.brave-on-ege.ru/ 18. Тесты онлайн. Сайт Мигунова Владимира Олеговича, Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/ 19. Физика для сдающих ЕГЭ http://www.fizikaege.ru/ 20.
Школы в Интернет http://schools.techno.ru/ege/ Заключение. ЕГЭ, как эксперимент, был введен в российскую практику уже несколько лет назад, а сегодня является делом совершенно привычным и ординарным. Тем не менее, слухи и споры о нем не утихают и по сей день. У ЕГЭ есть как приверженцы, так и ненавистники. Первые приводят аргументы, что сдавать тесты легко, результаты могут засчитаться за вступительные экзамены в
ВУЗ, а также исключается фактор субъективизма, так как проверка полностью автоматизирована. Противники доказывают, что в практике ЕГЭ присутствует мошенничество и подтасовка результатов. Комиссия при Министерстве образования, которая ведает делами ЕГЭ, старается сделать все, чтобы разубедить противников такого подхода. На проведение экзаменов привлекается большое количество независимых экспертов, чтобы вероятность подтасовки
и несправедливости была сведена к минимуму. При этом недавно объявили, что возможность подачи апелляции у выпускников есть только в течение двух дней со дня объявления результатов экзамена. С введением в практику школ ЕГЭ усилилось олимпиадное движение в России. А это не может не радовать, для развития школьников это очень полезно. В 2011 году по сравнению с 2010-м в ЕГЭ по физике уменьшено общее число заданий с 36 до 35 за счет
изменения структуры второй части работы. Здесь представлены только 4 задания на соответствие (в данной разработке прилагаются несколько заданий из части В). В связи с этим максимальный первичный балл стал равен 51 баллу. Сокращено число заданий, проверяющих решение задач. В целом на каждый вариант приходится 10 расчетных задач повышенного и высокого уровня сложности.
Статистика показывает, что треть сдававших в 2010 году не успели даже приступить к части С. Поэтому в 2011г время выполнения работы увеличено до 240 минут. ЕГЭ решает главную свою задачу - даёт объективную оценку уровня знаний выпускников. Основной его недостаток - состоит в том, что такой тип экзамена мешает вузам набирать незаурядных студентов. Таким образом, наряду с итоговой аттестацией многие вузы намерены проводить дополнительные экзамены
по профилирующим предметам. Конечно, такой вид экзамена не выявляет в полной мере качества образования, потому что его форма тестовая, она не позволяет оценить уровень знаний и эрудицию учащегося, т.е. на ЕГЭ по физике методом тыка можно дать определенное количество правильных ответов, а это вполне может потянуть на «тройку». Тестовые материалы несовершенны: попадаются задания, в которых вопрос сформулирован некорректно, в формулировках допускается двусмысленное толкование.
Таким образом, если учащийся мыслит нестандартно, он вполне может провалиться на ЕГЭ. Талантливые школьники, с незаурядным интеллектом остаются в проигрыше. Один из важнейших плюсов ЕГЭ – это то, что абитуриенты из маленьких городов получают реальную возможность поступать в лучшие вузы страны. С введением ЕГЭ уменьшается коррупция при поступлении в вузы. Поступление в вуз становится легче и физически, и психологически, потому что абитуриенту нужно сдавать
экзамены не два раза, а всего лишь один. ЕГЭ хорош тем, что школьник остается с работой один на один. Можно отложить одно задание и взяться за другое, можно показать себя в открытой части С. Для некоторых это легче, чем сдавать экзамен устно, но некоторым все-таки намного проще сдавать экзамен «живому» экзаменатору. Сдав ЕГЭ можно просто отослать результаты в несколько вузов и ждать решения комиссии. Список литературы: 1. http://ege09.ru/articles/article.php?id= 15 2. http://www.menedger23.ru/eg_info.
php 3. http://fiz.1september.ru/2003/40/no40_1. htm 4. http://www.omgpu.ru/structure/f-physics/ download/articles-2005.pdf 5. http://www1.ege.edu.ru/rules-procedures 6. http://cultura45.ru/index.php?option=com _content&view=article&id=75& Itemid=117 7. http://school30chel.ucoz.ru/11.doc 8. http://www.ucheba.ru/ege-article/8543.ht ml 9. http://fizika.egepedia.ru/doku.php/2011/ спецификация 10. http://www.ctege.org/content/view/1463/3 9/ 11. http://ege09.ru/fizika.php 12. http://rcentr.tgl.ru/02_activity/analiz_
EGE/fizika.shtml 13. http://www.urokdoma.ru/files/FI_11_2010. pdf 14. http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-fizi ke 15. http://kp.ru/daily/24273/469485/   Приложение 1. ПРОПУСК   Приложение 2. Обобщенный план экзаменационной работы ЕГЭ 2011г. по физике. Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А– задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом,
С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал оценивания – 60%–90%), П – повышенный (40% – 60%), В – высокий (менее 40%) Всего заданий – 35, из них по типу заданий А – 25, В – 4, С – 6; По уровню сложности : Б – 22, П – 8,
В – 5. Максимальный первичный балл за работу – 51. Общее время выполнения работы – 240мин. Приложение 3. Приложение 4. 1. Установить соответствие между физическими величинами и единицами их измерений. Физическая величина Единица физической величины А. время. Б. путь. В. скорость. Г. длина. 1. м. 2. м/с. 3. с.
А Б В Г 3 1 2 1 2. Какая из названных ниже физических величин является скалярной или векторной, установить соответствие? А) Импульс. Б) Энергия. 1. скалярной 2. векторной 3. скалярной и векторной 4. ни А), ни Б) А Б 2 1 3. Установить соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения. Физическая величина Прибор А. температура. Б. объём жидкости. В. длина. Г. время. 1. мензурка. 2. часы. 3. термометр.
4. линейка. А Б В Г 3 1 4 2 4. Установить соответствие между физическими явлениями и приборами. Явления Прибор А. сравнение длин с другой длиной, принятой за единицу длины. Б. сравнение времени с другим временем, принятым за единицу времени. В. сравнение массы с другой массой, принятой за единицу массы. Г. вода кипит. 1. весы. 2. линейка. 3. часы. 4. термометр.
А Б В Г 2 3 1 4 5. Какое выражение соответствует определению физических величин? Физические величины Выражения А) кинетической энергии тела Б) импульса тела 1. m*a 2. m*v 3. F*t 4. mΔv 5. mv2/2 А Б 5 2 6. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел и закону сохранения механической энергии?
ФизическиеЗаконы Выражения А) закону сохранения импульса Б) закону сохранения энергии 1.Еk1+Еp1= Еk2+ Еp2. 2. FΔt = mv2–mv1 3. А= mgh2–mgh1 4. р= mv. 5. m1v1+m2v2 = m1v1+m2v2 А Б 5 1 7. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии? потенциальная энергия Выражения А) сжатой пружины закону Б) поднятого над
Землей 1. mv2/2 2. mgh 3. kx2/2 4. kx2 5. mv2 А Б 3 2 8. Как изменится потенциальная энергия упругодеформированного тела при …? А) при увеличении его деформации в 2 раза Б) при уменьшении его деформации в 2 раза 1.Не изменится 2. Уменьшится в 2 раза 3. Увеличится в 2 раза 4. Уменьшится в 4 раза 5. Увеличится в 4 раза А Б 5 4 9. В каких единицах измеряют
Физические величины в Международной системе? Физическая величина Единица физической величины А) импульс Б) энергию 1. кг 2. 1 Н 3. 1 кг*м/с 4. 1 Дж 5. 1 Вт. А Б 3 4 10. Мяч движется со скоростью v. На мяч действует сила F так, как показано на рисунке. Какая из стрелок (А–Г) соответствует направлению импульса р мяча?
А) Б). 1. А 2. Б 3. В 4. Г . А Б 1 3 11. Установить соответствие между физическими величинами и единицами их измерений. Физическая величина Единица физической величины А. масса тела. Б. вес тела. В. сила тяжести. Г. удлинение тела. 1. Н. 2. кг. 3. м. А Б В Г 2 1 1 3 12.Установить соответствие между названием физической величины и формулой, по которой её можно определить. Название величины
Формула А. плотность. Б. объём. В. сила упругости Г. сила тяжести. 1: m•g. 2: m/ρ. 3: m/v. 4: к•Δℓ. А Б В Г 3 2 4 1 13.Установить соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения. Физическая величина Прибор А. сила тяжести. Б. удлинение тела. В. вес тела. Г. температура. 1. линейка. 2. динамометр.
3. термометр. А Б В Г 2 1 2 3 14. Установите соответствие между физ. величинами и формулами, по которым эти величины определяются. Физ величины формулами А) удельная теплота плавления Б) количество теплоты, необходимое при нагревании вещества в агрегатном состоянии В) количество теплоты, необходимое для плавления вещества при температуре плавления 1) 2) 3) c m (t2-t1) 4) 5) А Б В 2 3 4 15. Установить соответствие. Тепловые явления
А) теплопроводность Б) излучение В) конвекция 1 измерение темпер тела больного ртутным градусником 2 высушивание белья, подвешенного над радиатором. 3. выжигание отверстия в бумаге с помощью лупы в солнечный день А Б В 1 3 2 16.Установить соответствие между названием физической величины и формулой, по которой её можно определить. Название величины Формула А. давление жидкости на дно сосуда. Б. выигрыш в силе. В. давление. Г. сила тяжести. 1: m•g.
2: ρ•g•h. 3: F2/F1. 4: F/ s. А Б В Г 2 3 4 1 17.Установить соответствие между физическими явлениями и приборами. Явления, закон Прибор А. сравнение любой силы с силой упругости пружины. за единицу длины. Б. Закон Паскаля. В. закон сообщающихся сосудов. Г. атмосферное давление. 1. гидравлическая машина. 2. барометр-анероид. 3. динамометр. 4. лейка. А Б
В Г 3 1 4 2 18. Что происходит с внутренней энергией газа при: Единицы давления А) изотермическом сжатии а Б) адиабатном расширении 1. остается неизменной 2. Возрастает 3. уменьшается 4. среди перечисленных нет правильного А Б 1 3 19.Какой процесс был осуществлен? А). Количество теплоты , переданное газом окружающим телам, равно работе, совершаемой над газом. Б) Тепло, сообщенное газу, полностью перешло во внутреннюю энергию
газа 1. Изотермический 2. Изохорический 3. Изобарический 4. Адиабатический А Б 4 2 20.Установить соответствие между названием физической величины и формулой, по которой её можно определить. Название величины Формула А. сила Архимеда. Б. давление В. вес тела в жидкости. Г. сила тяжести. 1: m•g. 2: m•g – mж•g. 3: ρж•g•vт.
4: F/ s. А Б В Г 3 4 2 1 21.Установить соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения. Физическая величина Прибор А. сила тяжести. Б. плотность жидкости. В. атмосферное давление. Г. давление, не равное атмосферному. 1. барометр-анероид. 2. динамометр. 3. ареометр. 4. манометр. А Б В Г 2 3 1 4 22. Определить какие участки графика соответствуют процессам
А) изобарному расширению газа Б) изохорному увеличению давления газа В) изохорному уменьшению давления газа 1. А-В 2. В-С 3. С-Д 4. Д-А А Б В 1 4 2 23. Определить число молекул, которое содержится (NA – число Авогадро) А) в 36г водяного пара Б) в двух граммах молекулярного водорода В) в 16г молекулярного кислорода 1. 2 NA 2. NA 3. NA /2 4. 4
NA А Б В 1 2 3
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |