Министерство науки и образования Украины
Университет Экономики и Управления
Реферат
На тему:
"СИСТЕМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ УКРАИНЫ"
Выполнила:
студентка 422 группы
Валеева Дарья
Симферополь, 2009
С целью выравнивания временных колебаний ликвидности банковской системы, "тонкого" регулирования денежно - кредитного рынка Национальный банк ввел в практическую деятельность постоянно действующую линию рефинансирования, которая является гибким механизмом краткосрочной поддержки ликвидности банка.
Национальный банк как кредитор последней инстанции через линию рефинансирования может предоставлять кредиты только банкам - юридическим лицам, которые являются активными участниками денежного рынка, имеют репутацию кредитоспособного заемщика и является инициатором обращения к Национальному банку.
Кредит через линию рефинансирования, который предоставляется сроком на один рабочий день на условиях, определенных генеральным кредитным договором, называются "овернайт". Средства кредита перечисляются в день получения Национальным банком заявления от банка, а возвращаются банком до 13 часов следующего рабочего дня. Возвращение банком кредита "овернайт" осуществляется одновременно с процентной платой.
Национальный банк может предоставлять банкам кредиты "овернайт":
1. Под обеспечение государственными ценными бумагами.
2. Без обеспечения (бланковый).
Условием для предоставления банком заявления на получение кредита "овернайт" является составление генерального кредитного договора с Национальным банком об использовании банком линии рефинансирования. Сумма кредита, которая указывается в заявлении банка, не может превышать размер, установленный решением Правления Национального банка Украины на соответствующий период.
Банки могут подавать заявления к Национальному банку на получение кредита "овернайт" под обеспечение государственных ценных бумаг с условием, что они находятся в собственности банка - клиента депозитария государственных ценных бумаг Национального банка и не ограничены какими - либо обязательствами.
Генеральный кредитный договор о предоставлении Национальным банком через линию рефинансирования кредитов "овернайт" составляется банком с соответствующим территориальным управлением на определенный календарный год независимо от периодичности использования такого кредита и наличии обеспечения. Этот договор должен предусматривать также обязательное условие относительно бесспорного списания Национальным банком задолженности (суммы основного долга и процентов по использованию кредита) с корреспондентского счета банка в случае не возврата банком кредита и процентов за его использование им до 14.00 следующего после получения кредита рабочего дня.
Порядок предоставления Национальным банком кредита "овернайт".
В случае возникновения потребности быстрой поддержки ликвидности от Национального банка как кредитора последней инстанции через линию рефинансирования банк может в какой - либо рабочий день недели до 17.00 подать в Департамент монетарной политики Национального банка заявление на получение кредита "овернайт". Департамент монетарной политики Национального банка передает копию заявления в соответствующее территориальное управление Национального банка для проверки выполнения банком соответствующих условий.
Соответствующее территориальное управление Национального банка оперативно рассматривает возможность предоставления банку кредита "овернайт", изучает кредитоспособность банка, вероятность возврата кредита и с помощью электронной почты на протяжении дня до 17.30 в день обращения банка сообщает о своем решении Департаменту монетарной политики Национального банка. В случае частичного удовлетворения заявления Департамент монетарной политики сообщает банку - заемщику и соответствующему территориальному управлению Национального банка сумму предоставленного кредита. Департамент монетарной политики отсылает банку сообщение и на основании генерального кредитного договора и удовлетворенного заявления до 18.00 обеспечивает перевод банку средств по предоставленному кредиту.
Ответственность за возврат кредита "овернайт" и процентов за его использование возлагается на банк, а контроль над своевременным возвратом кредитов "овернайт" - на соответствующее территориальное управление Национального банка и Департамент монетарной политики. По факту нарушения банком срока возврата кредита, который предоставлен Национальным банком через линию рефинансирования и процентов за его использование, банк - нарушитель не допускается к использованию этой линии на протяжении 3 месяцев.
Таким образов, предоставление кредита "овернайт" Национальным банком Украины является действенным инструментом поддержания ликвидности, как отдельного коммерческого банка, так и всей банковской системы в целом.
Национальный банк может рассматривать вопрос о предоставлении стабилизационного кредита банку, который переведен в режим финансового оздоровления или который взял на себя долг банка, находящегося в режиме финансового оздоровления, при наличии его ходатайства и выводов соответствующего территориального управления Национального банка.
Стабилизационный кредит - это кредит Национального банка, который может предоставляться коммерческому банку для поддержания выполнения мероприятий финансового оздоровления и обеспечения его ликвидности на определенный Национальным банком срок.
Стабилизационный кредит может предоставляться банку только лишь с условием обеспечения его залога ликвидными активами банка - заемщика (после осуществления экспертной оценки их стоимости, которые находятся в собственности банка и не ограничены другими обязательствами) или гарантией и поручительств другого финансово - стабильного банка или финансового учреждения. Банк должен предоставить отчет об оценке (акт оценки) имущества, которое предоставляется под обеспечение стабилизационного кредита.
Порядок предоставления стабилизационного кредита.
Для получения стабилизационного кредита банк подает в территориальное управление НБУ ходатайство и утвержденную советом банка программу финансового оздоровления, которая отвечает требованиям нормативно - правовых актов Национального банка по вопросам регулирования деятельности банков в Украине.
После осуществления анализа финансового состояния банка и его программы финансового оздоровления территориальное управление НБУ посылает соответствующие предложения Генеральному департаменту банковского надзора. Генеральный департамент банковского надзора готовит предложения на рассмотрение Правления Национального банка относительно возможности предоставления банку, который находится в состоянии финансового оздоровления или взял на себя долг банка, который находится в состоянии финансового оздоровления, стабилизационного кредита.
Решение о предоставлении банку стабилизационного кредита принимается Правлением Национального банка на основании анализа и оценки программы финансового оздоровления, предложений Генерального департамента банковского надзора и юридического департамента Национального банка относительно юридической надежности предоставленного обеспечения.
В этом решении определяются:
1. Срок пользования кредитом.
2. Порядок его погашения.
3. Порядок уплаты процентов по использованию стабилизационного кредита.
В случае принятия Правлением Национального банка положительного решения о предоставлении стабилизационного кредита соответствующее территориальное управление проводит организационные мероприятия по заключению с банком договора о предоставлении кредита и соответствующего договора залога.
Договор о предоставлении стабилизационного кредита должен предусматривать:
1. Порядок предоставления и погашения кредита.
2. Сроки предоставления и погашения кредита.
3. Порядок уплаты процентов по использованию стабилизационного кредита;
4. Ответственность за несвоевременное погашение стабилизационного кредита и тому подобное.
Национальный банк предоставляет стабилизационный кредит за плату, которая не ниже, чем учетная ставка НБУ. В случае изменения учетной ставки Национального банка подлежит коррекции соответственно и процентная ставка по использованию стабилизационного кредита.
Стабилизационный кредит предоставляется банку сроком до трех лет, а если программа финансового оздоровления обеспечивает достаточные денежные потоки, то банку может предоставляться краткосрочный кредит сроком до одного года.
Таким образом, для проведения финансового оздоровления определенных коммерческих банков Национальный банк Украины предоставляет им стабилизационный кредит.
Национальный банк Украины может проводить с банками операции прямого или обратного Репо согласно с определенными требованиями и заключенными договорами на определенную сумму и срок.
Прямое Репо - это кредитная операция, которая базируется на двухстороннем соглашении между Национальным банком и банком о купле Национальным банком государственных ценных бумаг из портфеля банка или иностранной валюты (первая часть соглашения Репо) с последующим обязательством банка выкупить государственные ценные бумаги или иностранную валюту (вторая часть соглашения Репо) по обусловленной цене на обусловленную дату. Используются НБУ для повышения ликвидности коммерческих банков.
Обратное Репо - это депозитная операция, которая базируется на двухстороннем соглашении между Национальным банком и банком о продаже Национальным банком из своего портфеля государственных ценных бумаг с одновременным обязательством обратного их выкупа у банков по обусловленной в договоре цене и на обусловленную дату. Используются НБУ для снижения ликвидности коммерческих банков.
Национальный банк может осуществлять операции Репо путем:
1. Непосредственной договоренности с банком относительно купли (продажи) государственных ценных бумаг, иностранной валюты.
2. Проведение тендера заявок банков относительно участия в операциях Репо.
Операции Репо могут осуществляться лишь с теми государственными ценными бумагами, срок погашения которых не приходится на срок проведения операции Репо.
Национальный банк может осуществлять такие виды операций Репо, но не более чем на 30 календарных дней:
1. Открытое Репо - срок операции в договоре не определяется, каждая из сторон договора может требовать выполнение операции Репо в какое-либо время, но с обязательным сообщением за два рабочих дня на дату завершения действия этого договора. Процентные доходы (расходы) не является фиксированным и рассчитывается в зависимости от срока действия операции Репо.
2. Срочное Репо - срок операции четко определен. Процентный доходы (расходы) обусловлены и является фиксированным на время проведения этой операции.
В случае достижения согласия на проведение операции Репо между Национальным банком и банком заключается соответствующий договор, который должен содержать такие основные условия:
срок действия договора;
сумму купли (продажи) государственных ценных бумаг;
сумму, цифровой или литерный код иностранной валюты;
цену купли (продажи) государственных ценных бумаг или иностранной валюты по операции Репо;
цену обратной продажи (покупки) государственных ценных бумаг или иностранной валюты по операции Репо;
перечень и признаки государственных ценных бумаг по операции Репо;
обязательство продать государственные ценные бумаги или иностранную валюту с обратным выкупом должно корреспондироваться с обязательством выкупить эти государственные ценные бумаги или иностранную валюту с обратной продажей;
размер и порядок установления процентного дохода (расходов);
порядок передачи государственных ценных бумаг или иностранной валюты кредитору, в частности, в случае невыполнения заемщиком своих обязательств во время проведения операции Репо;
использование Национальным банком подавляющего и безусловного права удовлетворять свои требования списанием в бесспорном порядке задолженности с корреспондентского счета обязанной стороны в полном объеме в соответствии со ст.73 Закона Украины "О Национальном банке Украины" в случае несвоевременного выполнения банком обязательства относительно обратной купли государственных ценных бумаг или иностранной валюты;
другие существенные условия.
При проведении операций Репо следует рассмотреть понятие процентных доходов и расходов.
Процентный доход по операциям Репо - это доход, который получает покупатель государственных ценных бумаг или иностранной валюты (тот, кто предоставляет средства в национальной валюте), в случае осуществления операции Репо, который определяется как разница между ценой обратной продажи (выкупа) государственных ценных бумаг или иностранной валюты и ценой их покупки.
Процентные расходы - это расходы продавца государственных ценных бумаг или иностранной валюты (того, кто получает средства в национальной валюте) в случае осуществления операции Репо, которые определяются как разница между ценой обратной покупки государственных ценных бумаг или иностранной валюты и ценой их продажи.
В договоре о проведении операции Репо между Национальным банком и банком должно предусматриваться условие относительно перечисления средств по операции купли (продажи) или обратной продажи (купли) соответствующих государственных ценных бумаг с одновременной блокировкой или разблокировкой этих ценных бумаг на счетах в ценных бумагах.
Обязательство относительно выполнения второй части соглашения Репо у сторон договора возникает только при условии полного выполнения сторонами обязательств за первой частью соглашения Репо.
Порядок проведения операций прямого Репо.
Операции прямого Репо могут проводиться Национальным банком через тендер (только лишь с государственными ценными бумагами) или путем непосредственной договоренности с банком (с государственными ценными бумагами и иностранной валютой).
В случае проведения тендера относительно участия банков в операциях прямого Репо Национальный банк отбирает для удовольствия те заявки банков, которые являются самыми приемлемыми для Национального банка по объемам операций или ценовыми параметрами.
В случае проведения тендера относительно участия банков в операциях прямого Репо департамент монетарной политики посылает банкам сообщения о проведении тендера с указанием условий его проведения и срока операции Репо.
Банки подают в департамент монетарной политики с помощью средств программного обеспечения "АРМ Репо - тендер" заявления на участие в тендере, в которых предлагают свои условия относительно:
1) цены покупки (продажи) государственных ценных бумаг;
2) срока проведения операции Репо;
3) объема операции Репо;
4) количества и кода государственных ценных бумаг (иностранной валюты), которые предлагаются.
Если Национальный банк является покупателем государственных ценных бумаг, то заявления банков удовлетворяются в зависимости от потребности в поддержке их ликвидности. После рассмотрения заявлений банков департамент монетарной политики посылает банкам, которые по результатам тендера имеют право получить средства за купленные Национальным банком государственные ценные бумаги, сообщение - подтверждение о намерении заключить договор об осуществлении операций прямого Репо. Договор между Национальным банком и банком должен быть заключен не позже следующего рабочего дня после получения сообщения - подтверждения.
По операции прямого Репо с иностранной валютой Национальный банк получает иностранную валюту в размере, который равен сумме предоставленного кредита в национальной валюте, исчисляемого по официальному курсу гривны к иностранной валюте. При условии выполнения второй части операции прямого Репо с иностранной валютой Национальный банк возвращает банку иностранную валюту в размере, который перечислен банком в первой части операции прямого Репо, но после получении средств в национальной валюте (как погашение задолженности по кредиту и процентов за его использование).
Национальный банк при условии проведения операции прямого Репо после непосредственной договоренности с банком, ориентируясь на учетную ставку Национального банка, процентную ставку на межбанковском кредитном рынке, на доходность по государственным ценным бумагам, выбирает тех участников рынка, которые предлагают наивысший процентный доход, имеют в своем портфеле соответствующие государственные ценные бумаги или иностранную валюту, соглашаются на участие в операции прямого Репо на соответствующий срок.
Порядок проведения операций обратного Репо.
Национальный банк может проводить операции обратного Репо через тендер или путем непосредственной договоренности с банками только с государственными ценными бумагами. В случае проведения тендера относительно участия банков в операциях обратного Репо Национальный банк отбирает для удовольствия те заявления банков, которые являются более приемлемыми для Национального банка по объемам операции или ценовыми параметрами.
В случае проведения тендера относительно участия банков в операциях обратного Репо департамент монетарной политики посылает банкам сообщения о проведении тендера с указанием условий и срока осуществления операции обратного Репо. Банки подают в департамент монетарной политики с помощью средств программного обеспечения "АРМ Репо - тендер" заявления на участие в тендере, в которых предлагают свои условия относительно цепы покупки (продажи) государственных ценных бумаг, срока проведения операции Репо, объема операции Репо, количества и кода государственных ценных бумаг, которые предлагаются.
Если Национальный банк является продавцом государственных ценных бумаг, то заявления банков удовлетворяются, исходя из потребности изъятия соответствующего объема средств из обращения на определенный период. После рассмотрения заявлений банков департамент монетарной политики посылает банкам, которые по результатам тендера должны перечислить средства за проданные Национальным банком государственные ценные бумаги, сообщение - подтверждение относительно намерения заключить договор об осуществлении операций обратного Репо. Договор между Национальным банком и банком должен быть заключен не позже следующего рабочего дня после получения сообщения - подтверждения.
При условии проведения операции обратного Репо путем непосредственной договоренности с банками Национальный банк для определения цены продажи (покупки) государственных ценных бумаг ориентируется на учетную ставку Национального банка, процентные ставки по депозитам на межбанковском рынке, на доходность по государственным ценным бумагам.
Таким образом, операции Репо проводятся Национальным банком Украины путем покупки у коммерческих банков государственных ценных бумаг и иностранной валюты для предоставления им необходимых кредитных ресурсов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Загальнообов язкове державне соціальне страхування та методи його о |
Реферат | Кароль Йозеф (Иоанн Павел II) Войтыла |
Реферат | Falling Leaves Return To Their Roots Essay |
Реферат | Косуля |
Реферат | Мутация вирусов, характеристика мутагенов |
Реферат | Патогенные простейшие |
Реферат | Учение о внутренних органах |
Реферат | Традиционные систематические группы |
Реферат | Исполнение наказания Лишение свободы и арест |
Реферат | Хлоропласты |
Реферат | Малый бизнес характерные черты, преимущества |
Реферат | Мухоловка сіра в районі Кордівка |
Реферат | Боб Хоуп |
Реферат | Валентин Распутин |
Реферат | Дэвид Боуи |