Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Содержание. Введение Глава 1. Теоретическая часть. Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу. 1. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления дошкольников с природой 2. Значение экскурсий 3. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура Глава 2. Практическая часть. Конспекты экскурсий Заключение

Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л. Н. Толстой.) Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на

его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколе¬ния с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней. Одной из наибо¬лее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Глава 1. Теоретическая часть. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ. 1. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной сте¬пени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании

человека, — утверждал К. Д. Ушинский, — и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». ( 11; с.140) На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой решалась по-разному в зависимости от фило¬софских позиций того или иного автора. Так, во многих детских садах дореволюционной России, находящихся под влиянием бур¬жуазных систем

Ф. Фребеля, М. Монтессори, ознакомление детей с природой использовалось для формирования религиозно-мисти¬ческого мировоззрения. Русские революционеры-демократы: В. Г. Белинский, А. И. Гер¬цен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский под¬черкивали, что общение с природой в дошкольные годы и после¬дующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ материалистического мировоззрения,

единственно последовательного и прогрессивного. Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объек¬тами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать

взаимосвязь яв¬лений. Воспитательно-образовательное значение экскурсий неодно¬кратно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям « ширить свой горизонт путем наблюдения живой при¬роды, живых людей, их труда, их взаимоотношений». ( 5; с.196) Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основ¬ное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность

наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». ( 10; с. 41) И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла де¬тей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережи¬тое в игре, в изобразительной деятельности».(10; с.42) Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве,

способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспи¬тания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повтор¬ные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описатель¬ный рассказ об увиденном. Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают,

что на экскурсиях создаются бла¬гоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознаком¬ление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине. 2. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богат¬ством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она ли¬монного цвета, у дуба — коричневого, у ивы —зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше орга¬нов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок

в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экс¬курсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений пу¬тем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практи¬ческого характера. Таким образом осуществляется сенсорное раз¬витие, на основе которого возникают мыслительные процессы, во¬ображение, формируются эстетические чувства. Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников

ин¬терес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открыв¬шейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могу¬чий толчок для стремительного потока мысли» ( 8; с.139) Пытливость ре¬бенка, его любознательность проявляются в познавательных во¬просах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулиро¬вать их познавательную активность,

появление вопросов, стрем¬ление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, ка¬чества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержа¬тельной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рас¬суждать. Известно, что К. Д.

Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения. Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно

взаимодействуют чувства, по¬знание, творчество. Исследования педагогов и психоло¬гов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любо¬знательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюда¬тельность, обеспечивает более активное, прочное и

сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников склады¬ваются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней. На экскурсиях детей знакомят не только с приро¬дой, но и с результатами творческой деятельности человека, пре¬образующего окружающий мир. А это способствует развитию ува¬жения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою

Родину. Экскурсии в природу способствуют формированию нравствен¬ных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, инте¬ресная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благо¬творно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила пове¬дения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных

трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами дейст¬вий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для вос¬питания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (по¬мочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объ¬ектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собран¬ный материал. Умственное и нравственное воспитание осуществляется в не¬разрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разно¬образие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их

со¬четание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают со¬ответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реали¬зуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из централь¬ных — научить детей видеть и понимать красоту природы, на¬слаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Од¬нако качество эстетических восприятий во многом зависит от ру¬ководства этим процессом.

Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические пережива¬ния. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба. Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое

восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также эффек¬тивность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свой¬ства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли де¬тей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой прак¬тике с этой экскурсии в бор воспитатель, направляя наблюдения детей,

декламирует отрывок из стихотворения И. Бу¬нина «Детство». А ствол—гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше.

Это могут быть программные поэтические произве¬дения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Бла¬гининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»: Черемуха душистая С весною расцвела

И ветки золотистые, Что кудри, завила. Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если об¬ращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка,

уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, опре¬деляют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые ко¬рабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обоб¬щенное представление о красоте родного края:

«Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», — говорит ребенок 6 лет. Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности — игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зи¬мой», после

прогулки на луг (средняя группа) — предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы». В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю¬дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе, труде людей. Автор отме¬чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творче¬ство, способствуют тому, что понимание красоты природы

стано¬вится более осознанным и глубоким. Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе¬вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь¬ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам.

С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас¬тения, — не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила — не ломать ветки кустов и деревьев, не выры¬вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д. Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника),

заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен¬ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу. Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме¬сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы,

помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри¬ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела. Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее

средство для укрепления здоровья ребенка» . Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов. Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно

вли¬яют на формирование ценных физических качеств —выносливости. 1.3. Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна¬комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде¬ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во¬доем, ко второму — на сельскохозяйственные объекты:

на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед¬ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен¬ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель¬ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло¬дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот¬ных, и т. д. С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых,

но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской мест¬ности значительно легче выбрать объект для проведения экскур¬сий. Но и в условиях города следует искать все возможно¬сти для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством

дорог, улиц, площадей; ор¬ганизовывать выезды за город. Содержание экскурсий в природу определено программой вос¬питания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошколь¬ники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе под¬черкивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины

наблюдаемых явле¬ний, делать выводы. Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местно¬сти. Содержание знаний о природе, изложенное в программе вос¬питания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках.

Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, получен¬ных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зави¬симости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В дру¬гих случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными

явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обоб¬щение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками про¬буждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения.

Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, по¬этому живет на дне водоема. Значительное место отводится систематизации материала о се¬зонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетли¬вое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом на¬блюдений во всех возрастных

группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона ( длитель¬ность светового дня, температура воздуха, особенности облачно¬сти и осадков, и т. д). Наблюдения целесооб¬разно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего до¬школьного возраста могут установить связь между обилием сол¬нечного

света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые по¬гибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных усло¬виях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой тра¬вой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких пру¬тиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах. Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста,

некоторые не¬сложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они вы¬являют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспи¬татель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусе¬ницами, приносят ему пользу.

Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что му¬равьи являются санитарами леса. Экскурсия на луг помогает сформировать у старших дошколь¬ников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми.

Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих ме¬жду животным и растительным миром. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некото¬рые их связи с условиями существования. Результаты исследова¬ния С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвое¬ния старшими дошкольниками систематизированных знаний, отра¬жающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспо¬собительными признаками животных

(внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, зем¬новодными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благо¬даря которой осуществляется маскировка), характер выполняе¬мых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, по¬лет) или прекращение их (затаивание). Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются

к изменению условий пита¬ния, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и про¬гулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие пересе¬ляются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени),

третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех). Летом целесообразно организовать наблюдения за одуванчиками, календулой, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки. Представления о приспособлении насекомых к неблагоприятным условиям дети получают, наблюдая за муравейником: перед дождем муравьи закрывают его «двери».

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности. Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы под- готовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию

элементарных понятий (например, в средней группе их подводят к обобщению представлений об овощах, фруктах, хвойных деревьях, домашних животных). С целью развития наблюдательности, любознательности, инте¬реса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием

птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, кото¬рых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных но¬рах, на болотах, в камнях. В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в извест¬ное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью рас¬тения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение).

Зима, а, следовательно, и ее характерный признак — снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губи¬тельно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно по¬казать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники под¬водятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противо¬речат прошлым

представлениям: оказывается, что холод — одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный по¬кров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей. Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт де¬тей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов. Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении,

раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, разви¬тия, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле. Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспи¬тателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки прове¬дения, так как от этого зависит

их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот пе¬риод, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления. При разработке содержания экскурсий необхо¬димо исходить из программных требований и природного окруже¬ния. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний,

которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов:они должны обеспечить первоначальное яркое целостное вос-приятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении

происходят заметные и качественные сдвиги;постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними.»(4;с.18) На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается,

какие чувства, качества личности будут развиваться. При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д. Реализацию требований к планированию можно проиллюстри-ровать на примере осенней экскурсии в плодовый

сад (средняя группа): «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом»(3; с. 132) Результативность экскурсии во многом определяется тем, на-сколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап — подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа: — нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); — активизирующие,

требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения; — стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям. Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечи¬вающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения

вы знаете? У каких растений желтые (белые, си¬ние) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера? Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие фор¬мированию у них умственных действий.

Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом на¬блюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на пов-торной экскурсии в лес (средняя группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес

стал теперь, что в нем измени¬лось. Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им во¬прос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему? Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу вы¬полнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений,

которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для даль¬нейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике). При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следую¬щее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить.

Делать этого нельзя. За¬дача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не най¬дут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть. В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют

усвоенные зна¬ния. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (стар¬шая группа), после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию» (средняя группа). На сельскохозяйственных объектах организуются наблюдения трудовых операций, знакомство с материалами, инструментами, техникой и машинами. С детьми беседуют взрослые. Воспитатель заранее готовит такую беседу, определяет ее содержание.

Напри¬мер, на ферме доярка рассказывает о коровах и телятах, за ко¬торыми она ухаживает, о технике, облегчающей труд. Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение зна¬ний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения

с родной природой. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной при¬роде — значит растить ее верного друга, будущего

за¬ботливого хозяина богатств своей Родины. 2. Практическая часть. Конспект экскурсии на луг (подготовительная к школе группа). Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет

крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав. Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом. Смотрите, как луга благоухают,

Упитана дождем зеленая трава, И легкий ветерок с волной реки играет, И рожь златистая колышется едва… Прекрасен этот мир! Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя. Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких

же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о разнообразии и красоте луговых растений. Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на лугах повсюду, а в лесу только

на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света и солнца. Конспект экскурсии в лес (подготовительная к школе группа). Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления

о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери – белка, еж, лиса и др.; птицы – дятел, кукушка, синица; насекомые – муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах – лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе – охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу. Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть опушку.

Вспомнить, как называется «край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу. Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом,

определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц. После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи.

Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес – он растет долго, требует много труда и забот. Список использованной литературы 1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М 1980. 2.

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М 1982 3. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой М 1983. 4. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста М Просвещение,1985. 5. Крупская Н. К. Пед. соч. М 1980, т. 6. 6. Лучич М. В. Детям о природе М 1989. 7. Программа воспитания и обучения в детском саду./

Под ред. М. А. Васильевой М 2005. 8. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М 1979, т. 1. 9. Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М Просвещение, 1971. 10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М 1981. 11. Ушинский К. Д. Собр. соч. М 1948, т. 3.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания
Реферат Оцінки митної політики Російської імперії першої половини XIX ст. в українській історіографії 1920-1980-х pp.
Реферат Анализ и оценка организации учета труда и заработной платы и их аудит
Реферат Понятие административной юстиции
Реферат Понятия и признаки юридического лица 2
Реферат Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
Реферат Понятие юридического лица 3
Реферат Периодическая система элементов. Периоды, группы, подгруппы. Периодический закон и его обоснование
Реферат Понятие занятости населения
Реферат Понятие и признаки типологии права
Реферат Правовий статус приватного підприємства
Реферат Проблеми адміністративно-правового регулювання застосування спеціальних засобів адміністративного
Реферат Преступления в сфере безопасности производства
Реферат Проект разработки и принятия управленческого решения по эффективной организации маркетинговой
Реферат Правовий статус депутата