Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

С Пупышев Алексей Валерьевич alexpgmx.net В рамках проекта Работай головой КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ 1. Вниманием называется процесс избирательного сосредото- чения сознания на предметах и явлениях

внешнего мира, дейс- твиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки,

Это обеспечивает ясность и отчетливость отражении действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. 1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное преднамеренное, непроизвольное непреднамеренное и пос- лепроизвольное. Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явлевия внешней среды природной и социальной, в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и

поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма 2 - Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ- ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, дру- гими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой. Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется раз- личной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном вниманни сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменя- ющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учи- тель рассказывает о создании С Пушкиным поэмы Медный всадник . В данном случае за- дача школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был творческий путь великого поэта и сколь выразительной получи- лась у него картина замыслов

Петра о создании новой столицы России - будущего Петербурга. Здесь внимание их включено в восприятие речи учителя. Затем учитель вызывает одного из учеников и предлагает прочесть из поэмы отрывок На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн . Перед учеником стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая ее вслух.

Здесь внимание включено в процесс выразительного чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной сторо- ны, на точности передачи слов текста, с другой - на эмоцио- нальной передаче их смысла. Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обуче- ния технике движения на уроках физической культуры, из уро- ков по другим предметам. В них отчетливо выступает организу- ющая и регулирующая роль произвольного внимания. Оно возни- кает и сохраняется легко в силу интереса, вызываемого самой деятельностью, высокой

художественностью ее предмета 3 - Произвольное внимание нередко требует проявления воле- вых усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс труда. Он писал Кроме напряжения тех органов, которыми вы- полняется труд, в течение всего времени труда необходима це- лесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необ- ходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнении, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом

как игрой физических и интеллек- туальных сил. В таких случаях человеку приходится преодоле- вать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосре- доточить внимание и взяться за работу. В жизни они встреча- ются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произ- вольное сосредоточение сознания на процессах обучения, тру- да, тренировочных

занятий обусловлено в основном целями, за- дачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохра- нению внимания. Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без предварительно поставленной цели - как реакция на сильный звук скажем, сигнал сирены Скорой помощи , яркий свет например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме, новизну предмета

новая марка автомобиля, новая форма маски вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина. Предметом непроизвольного внимания становится любой нео- жиданый раздражитель например, гимнаст, впервые неожиданно для зрителей и участников соревнований закончивший комбина- цию тройным сальто после больших оборотов на перекладине. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот 4 - кий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета,

даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положи- тельными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др, Так может приковать внимание учащихся преподаватель, инте- ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ- ально, с целью достижения положительного результата деятель- ности, в данном случае урока. Следовательно, внимание являетсся не только фактором, огранизующим психическую деятельность, но и само

может регу- лироваться извне, в частности в педагогическом процессе. П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сос- редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает на- растающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах- маты. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу, полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко- торые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-

ние. Кончилось тем, что он вышел из комнаты дело было в гостинице, попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него возникло устойчивое послепроизвольное внимание. Все три вида внимания - это динамичные процессы, свя- занные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на - 5 - какое-то время становится преобладающим.

1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Свойствами внимания называются особенности его проявле- ния. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, пе- реключение и распределение внимания. Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю- дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек. воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они смогли запомнить.

Оказалось, что у взрослых в среднем объем внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше. 3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс- ловые связи например, объединяя буквы в слова. К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе- еся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, пе- реживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание

человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле- тов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе- ред самым началом упражнения. Устойчивость внимания - способность длительно быть сос- редоточенным на определенном предмете или на

одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или - 6 - процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от це- лого ряда причин значимости дела, интереса к нему, подго- товленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте. П е р е к л ю ч е н и е внимания выражается в произ- вольном, сознательном перемещении его с одного

предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках од- ной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации.

Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности. Не следует смешивать переключение внимания с о т в л е ч е - и и е м, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратков- ременных колебаниях внимания.

Они особенно заметны при сос- редоточении на раздражителях пороговой силы скажем, на ти- кании наручных часов - оно слышится то более, то менее от- четливо. Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии конкурирующих изображений рис. 4 Если поставить задачу смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся мгновения 7 -

Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, сниже- ние интереса к работе, утомление особенно при ее монотонном характере и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др. Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благода- ря которому возможно выполнение двух или более действий ви- дов деятельности одновременно, но только в том случае, ког- да одни действия привычны

для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизи- рованно. Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказы- вать показывать содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - од- но из основных педагогических умений. Эта способность воспи- тывается главным образом в процессе накопления опыта в опре- деленном виде деятельности.

Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно например, при ра- боте с микроскопом необходима только концентрация внимания на фоне его устойчивости, либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на иг- ре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.

Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с боль- шей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько де 8 - сятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в игре. 1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ Физиологические механизмы внимания очень сложны.

К ним относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом что такое . Он служит основой непроизвольного внимания и возникает при действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в ме- ханизмах внимания является образование в коре больших полу- шарий головного мозга очагов оптимального возбуждения по И. П. Павлову и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты от глагола доминировать, т. е. господствовать.

А. А. Ух- томским же введено понятие р а б о ч е й д о м и н а н т ы. Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги доминирующих возбуждений не ограничиваются какими-то изоли- рованными пунктами, а образуют сложные системы возбужденных зон к о н с т е лл я ц и и созвездия, которые служат физи- ологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также значения в механизмах внимания особенно произвольного вто- росигнальных влияний,

а также взаимодействия коры и подкор- ковых образований. Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека, при котором он не может сосредоточить внимание на определенном предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, дейс- твиях и др. Причинами рассеянности могут быть глубокое не- гативное переживание потрясение, болезнь и др. Рассеян- ность бывает кажущейся человек не замечает окружающего, не отвечает на обращения к нему, что-

то забывает. На самом деле это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих - 9 - мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внима- ния. 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД- РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими психическими процессами, протекающими у подростков на уроках физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно связано

с наблюдением. Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого восприятия для спортсменов являются они сами и их противни- ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от особенностей предмета наблюдения другими свойствами сосре- доточенностью, распределенностью, переключаемостыо.

Система- тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев- нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят- ся свойствами личности спортсмена н а б л юд а т е л ь н о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью называется умение подмечать малозаметные признаки или осо- бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания их сущности. Внимательность, как избирательная направлен- ность сознания

на предмет наблюдения, неотделимая сторона наблюдательности. Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга 10 - дывания их тактических замыслов и реализации собственных тактических действий. Например, в специальном исследовании, проведенном на борцах, установлена важность создания на ос- нове

наблюдения образа противника. В структуру образа входят знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности борца, о его физических качествах силе, быстроте, выносли- вости, ловкости, об эмоционально-волевых особенностях со- ревновательном на строении, смелости, решительности, настой- чивости, упорстве и др. В оценке перечисленных характерис- тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква- лификация оценивающего борца.

Составленный на основе наблю- дения образ противника сопоставляется с представлением спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический план действия в предстоящей схватке с данным противником. Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати- ческие признаки поза, дистанция, характер захватов и др динамические сила, скорость, темп и ритм действий, маневри- рование по ковру

и др функциональные характер дыхания, своевременность реакций, мимика и др. и результативные ак- тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений и др На основании такой текущей информации в тактические действия вносятся коррекции по ходу схватки. В другом исследовании изучались различные признаки об- манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и в момент выполнения

действия. В первом случае они ориентиру- ются на дистанцию она при подготовке финтов больше, чем при подготовке истинных действий, на характер стойки боксера - 11 - открытая-закрытая и на выражение лица например, один из боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови. Данная информация позволяет корректировать тактические дейс- твия уже в каждом боевом эпизоде. Таковы назначение и роль наблюдательности и вниматель- ности и в других видах спорта, особенно

в спортивных играх, где необходимо еще заботиться о согласованности собственных действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внима- тельность теснейшим образом связаны с антиципацией и такти- ческим мышлением спортсменов. 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В физическом воспитании и спорте, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной.

Однако в условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова- ний формы проявления и функционирования внимания не одинако- вы. В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю- щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль- ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина- ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре- нер или

сам спортсмен, и определяется направленность созна- ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи- тель ставит перед группой старших школьников задачу совер- шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и направленность сознания занимающихся на восприятие собствен 12 - ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель ставит новую задачу овладеть координацией движений в фазе

полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че- ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель, выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой попытке другую, свою, задачу они были сосредоточены на выполнении отталкивания, которое им не удавалось. Эти факты не только определяют значение задачи в нап- равленности и проявлении внимания.

Они говорят о том, что, поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми. В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз- нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз- можно более высокого спортивного результата. Особенность же проявления внимания зависит от специфических для каждого ви- да спорта условий деятельности. Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор- та - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них чужие выстрелы должны служить фактором, от- рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус- ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак- тор.

Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда, оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям 13 - Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус- ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв- ление всех свойств внимания. Прежде всего это относится к полной сосредоточенности на процессе игры в целом.

Внимание футболистов динамично. Игра требует его распределения, при котором в сознании отра- жаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема, варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наг- лядно действенного мышления при решении тактических задач. Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью контроля и саморегуляции собственных действий, поступков, самочувствия. Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-

те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус- ловия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию 14 - ЛИТЕРАТУРА 1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц М.1984. 2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского А.В М. 1987. 3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.

4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.