Реферат по предмету "Педагогика"


Внешкольные учреждения в первые годы советской власти

Внешкольные учреждения в первые годы советской власти Выполнила студентка 4 курса гр. 4050 Гончарова Мария Проверил преподаватель кафедры СиОКД Кочетова Л.М. Новосибирск-2007 Оглавление Культурно-просветительная работа в СССР. 2 Внешкольные учреждения. 3 Детское творчество.

5 Станция юных техников. 12 Станция юных натуралистов. 12 Театры детские. 13 Детско-юношеские спортивные школы. 14 Детская экскурсионно-туристская станция. 15 Детская библиотека. 16 Дворцы и дома пионеров и школьников. 17 Авиамоделизм. 19 Культурно-просветительная работа в СССР. Культурно-просветительная работа в

СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. Культурно-просветительская работа является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Под термином «культурно-просветительская работа» понимают направленную деятельность клубных учреждений,

массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает культурно-просветительская работа в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием культурно-просветительская работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека. Становление и развитие культурно-просветительской работы как самостоятельной области идеологической

деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы культурно-просветительской работы определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал культурно-просветительскую работу как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции

Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики культурно-просветительских работ внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти

Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 — Главполитпросветом. В дальнейшем по мере роста и совершенствования культурно-просветительских работ, создания многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства культурно-просветительских работ соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п.

С 1945 руководство культурно-просветительскими работами передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик. Культурно-просветительская работа в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание,

нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы культурно-просветительских работ постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются

народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в культурно-просветительской работе занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма — народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых библиотек, 553 профессиональных театра,

1173 музея, 157,1 тыс. киноустановок. Подготовка кадров культурно-просветительных работников ведётся в институтах культуры, высших профсоюзных школах, культурно-просветительных училищах, библиотечных техникумах. В ряде педагогических, медицинских и др. вузов в 60-е гг. созданы факультеты общественных профессий, готовящие общественных руководителей культурно-просветительских работ параллельно с основной специальностью. Для разработки теории и методики культурно-просветительских работ в 1969 в

Москве образован Научно-исследовательский институт культуры министерства культуры РСФСР. Во всех союзных и автономных республиках, в краях и областях действуют методические кабинеты культурно-просветительной работы, дома народного творчества и дома художественной самодеятельности. Внешкольные учреждения. В СССР государственные и общественные организационные и инструктивно-методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают

в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Различают внешкольные учреждения общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма дворцы и дома пионеров и школьников, детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и др и специализированные- станции юных техников, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции, детско-юношеские

спортивные школы, детские железные дороги и пароходства, автотрассы, клубы юных автомобилистов, юных моряков, пионерские лагеря и др. К внешкольным учреждениям в широком смысле относят также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей. Внешкольные учреждения находятся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флотов, а также профсоюзов, комитетов по физкультуре и спорту и др. Работают под руководством ведомственных организаций и комитетов комсомола.

В СССР первые внешкольные учреждения были организованы в 1918 (Биологическая станция юных любителей природы в Москве, Художественная школа для детей трудящихся в Ленинграде), с 1923 стали создаваться дома пионеров. В 1935 в Харькове открылся первый дворец пионеров, в Тбилиси - первая детская железная дорога, в Одессе - детская игротека.

В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников,

4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей. Внешкольные учреждения функционируют круглогодично. Ведут работу: организационно-массовую - слёты, праздники, лектории, кинофестивали, конкурсы, смотры, встречи, выставки, игры и т.д.; инструктивно методическую - с пионерским и комсомольским активом, пионерами-

инструкторами, старшими и отрядными пионервожатыми, педагогами, руководителями различных кружков и клубов и др.; обобщают и распространяют лучший опыт внешкольной работы с детьми; учебную - различные кружки, клубы, общества, ансамбли песни и танца, театры, оркестры и т.д. По содержанию внешкольная работа разнообразна: общественно-политическая - отряды красных следопытов, музеи краеведения, боевой и трудовой славы, истории комсомола и пионерской организации, клубы интернациональной

дружбы, агитбригады и т.д.; образовательная - кружки, клубы, научные общества учащихся, выставки детского творчества и т.д.; общественно полезная - помощь стройкам, колхозам и совхозам, озеленение посёлков и городов, ученические производственные бригады, трудовые десанты, выполнение заданий музеев, научно-исследовательских учреждений и др.; физкультурно-спортивная - спортивные и туристские клубы, секции, общества, спартакиады, военно-спортивные игры, пионерское четырёхборье, соревнования на приз газеты

"Пионерская правда"; художественно-творческая - изостудии, оркестры, ансамбли и хореографические коллективы, кукольные театры, музыкальные клубы, олимпиады, смотры и фестивали и т.д. Внешкольная работа организуется как на базе самих внешкольных учреждений так и за их пределами: по месту жительства, в детских парках, в пионерских лагерях и т.д. Работа во внешкольных учреждениях строится на основе примерных программ, утверждаемых министерствами

просвещения (народного образования). Детское творчество. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество в социалистических условиях помогает решать одну из главных задач воспитания и образования

- развить творческий потенциал будущих строителей коммунистического общества. Детское творчество даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Техническое детское творчество, одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного

уровня образования. Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с промышленным и сельскохозяйственным производством, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое детское творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов. Осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий в школе и во внешкольных учреждениях (станции юных техников, дворцы и дома пионеров и школьников, клубы

юных техников и др.), а также на уроках труда и других предметов. В процессе технического детского творчества наиболее чётко выделяются 4 основных этапа: постановка технической задачи, сбор и изучение нужной информации, поиски конкретного решения задачи, материальное осуществление творческого замысла. Первичной и наиболее массовой формой организации технического детского творчества является технический кружок. Профиль технических кружков, характер и содержание работы в

них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и материально-технической базой. В младшем школьном возрасте дети ещё не имеют устойчивых технических интересов, у них наиболее чётко проявляется интерес к машинам вообще, который реализуется в кружках общетехнического моделирования (простейшие модели и макеты самолётов, кораблей, автомобилей, ракет, с использованием картона, дерева, различных полуфабрикатов и готовых деталей). В среднем школьном возрасте дети увлекаются радиолюбительством

и различными видами спортивно-технического моделизма. У учащихся старших классов преобладает интерес к реальному проектированию, экспериментам учебно-производственного характера, рационализации производства, моделированию. При поддержке специалистов производства и учёных старшеклассники способны выполнять серьёзные творческие работы рационализаторского и исследовательского характера.

В плане спортивно-техническом преобладает конструирование и постройка микролитражных автомобилей, микромотороллеров, катеров, аэросаней и др. В сельских школах создаётся малая сельскохозяйственная техника для учебно-опытных участков (микротракторы, мотоплуги, культиваторы и т. п.). Организация массового технического детского творчества в СССР относится к началу 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей

Воздушного флота была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического детского творчества. В 1926 в Москве открылась первая детская техническая станция - специализированный инструктивно-методический и консультационный центр технического детского творчества.

В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во многих городах страны. В 1938 советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941 - на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении сельскохозяйственных

машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х - начале 50-х гг. в техническом детском творчестве уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации сельского хозяйства. В конце 50-х - начале 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа учащихся по созданию новых приборов и моделей, различных технических устройств (модели и приборы

по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с х. машины, электронные приборы и т.п.). Слёты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, совершенствования учебных пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением.

Для конца 60-х гг. характерно появление новых организационных форм технического детского творчества: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технического любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технического творчества молодёжи (СТТМ), составной частью которых является техническое детское творчество Лучшие работы в области технического

Детское творчество ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Выставки работ технического Детское творчество проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в техническом детском творчестве получила тема космоса, особенно ракетный моделизм.

В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской области. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоделистов-школьников. Основные советские журналы по техническому Детское творчество: "Моделист-конструктор" (с 1966), "Юный техник" (с 1956). В СССР техническое детское творчество является своеобразной школой на пути к творческому труду в производстве,

технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, учёные. Техническое детское творчество успешно развивается в ряде зарубежных стран. В ГДР созданы государственно-общественные системы развития технического детского творчества, направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творческому труду в разных областях техники и науки, участие в работе творческих коллективов взрослых.

Предпочтение отдаётся изучению электронной техники, автоматики, технической кибернетики, машино- и станкостроения. В Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии в техническом детском творчестве преобладает моделизм, которым занимаются в клубах и др. учреждениях союзов молодёжи, профсоюзов, предприятий, спортивно-технических и др. организаций, а также в учреждениях системы просвещения. Основная направленность технического

Детское творчество - спортивно-техническая. Во всех социалистических странах издаются журналы по моделизму и техническому любительству. Техническое детское творчество развито в ряде капиталистических стран (например, Великобритании, США, Франции, Финляндии, Швейцарии); оно осуществляется преимущественно индивидуально, в меньшей степени в любительских клубах и обществах различных профилей; носит обычно спортивно-техническую направленность. Издаётся большое число журналов по различным видам моделизма и технического любительства.

Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе её рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Детское творчество в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса детей, их

художественному образованию. В раннем возрасте отличительной особенностью художественного детского творчества является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художественное детское творчество исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций социалистической педагогики художественное детское творчество - по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае высокой одарённости.

Но и одарённые дети нуждаются в серьёзном руководстве (и даже более, чем рядовые). Проблема педагогического руководства - основная научная практическая проблема развития художественного детского творчества. В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального искусства и художественного детского творчества, возрастных особенностей, взаимовлияния учителя и ученика, усвоения художественных навыков и традиций и самостоятельного отражения жизни.

Между различными видами художественного детского творчества существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития - о изменяющейся с возрастом расположенности ребёнка к различным видам художественного творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к танцевально-драматической, изобразительной, литературной и музыкальной деятельности и изменении восприятия.

Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца 19 в. привлекли внимание учёных. В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками.

Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем. На буржуазные педагогические теории оказывают влияние формалистические художественные течения, идеалистические взгляды на историю и духовное развитие человека (биогенетическая теория, психоанализ 3. Фрейда, архетипы К. Юнга и т.п.). В 20-е гг. 20 в. австрийский педагог ф.

Чижек выдвинул идею свободы и неприкосновенности детского художественного выражения в рисунке, приведшую его последователей к попыткам полного устранения учебных моментов, педоцентризму и "педагогическому невмешательству". В 30-50-е гг. буржуазные теории Детское творчество приобрели философско-психологический уклон (В. Лоунфельд - США, Г. Рид - Великобритания, С. Френе -

Франция). Получила распространение и теория естественного развёртывания художественной потенции (Г. Бритш - Швейцария). Наиболее влиятельной была американская школа. В 60-е гг. наметился возврат к реалистическим тенденциям в теории и практике руководства изобразительным детским творчеством. Одновременно получил хождение узкий практицизм, ориентация на воспитание пассивного "культурного потребителя" художественных ценностей.

В СССР сложилась государственная система художественного воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых советских теоретиков художественного детского творчества был А. В. Бакушинский. Советское художественное воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетической теорией и практикой "педагогического невмешательства" перешло к систематическому

накоплению фактов о развитии детского творчества в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистического изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным детским творчеством подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты многих стран активно изучают теорию изобразительного детского творчества, разработанную в СССР Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским,

В. И. Киреенко. Элементы литературного детского творчества проявляются у ребёнка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - литературное детское творчество является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирическими и эпическими элементами в детском творчестве, более того, трудно отделить литературное творчество от др. видов художественной

деятельности: ребёнок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом. С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия.

Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества - школьном сочинении. Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, литературных кружках и др. Детское творчество в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. С большим вниманием относились к музыкальному

Детское творчество выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б.в. Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы музыкального детского творчества широко исследовались Институтом дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.

Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться так называемая релятивная система музыкального обучения, в которой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе национальных музыкальных традиций выдающимся венгерским композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в том числе СССР) применительно к своим национальным музыкальным традициям.

В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма. В исполнительских видах художественной деятельности детей (в театральных, хореографических, хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, музыкального произведения,

читаемого текста. В начале 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании детей и развитии художественного детского творчества в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художественного воспитания, специальные научно-методические учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам искусства, коллективы детской художественной самодеятельности. В 1952 дома художественного воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центральный

дом художественного воспитания в Москве в 1946 преобразован в Институт АПН РСФСР, ныне Научно-исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР). Изучение детского творчества сосредоточено в научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, художественного - в

НИИ художественного воспитания. Станция юных техников. В СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр работы по технике со школьниками. Станции юных техников находятся в системе министерств просвещения, работают под руководством органов народного образования и комсомола. Первая станция юных техников открылась в 1926 в Москве.

В конце 20-х гг. станции юных техников (детские технические станции) были созданы во многих городах. В 1975 действовало 899 станции юных техников, в том числе центральные (союзных республик), республиканские (автономных республик), краевые, областные, городские. Станции юных техников организуют работу по развитию технического детского творчества и профессиональной ориентации учащихся, общественно полезный труд, проводят смотры, выставки работ, соревнования по техническим

видам спорта, семинары и консультации, разрабатывают методические материалы для педагогов и комсомольско-пионерского актива. При станциях юных техников действуют различные кружки, клубы, конструкторские бюро, юношеские организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и др во время каникул — лагеря юных техников. Лучшие станции юных техников отмечаются медалями и дипломами ВДНХ и всесоюзного смотра научно-технического творчества молодёжи, участвуют в международных выставках.

Станция юных натуралистов. В СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр юннатской работы со школьниками. Станции юных натуралистов находятся в системе министерств просвещения, работают под руководством органов народного образования и комсомола. Первая станция юных натуралистов — станция юных любителей природы — основана в 1918 в Москве. С начала 30-х гг. станции юных натуралистов создаются во многих городах.

В 1975 действовало свыше 500 станции юных натуралистов, в том числе центральные (союзных республик), республиканские (автономных республик), краевые, областные и городские. Станции юных натуралистов организуют деятельность школьников по изучению и охране природы, опытническую работу по биологии, общественно полезный сельско-хозяйственный труд (ученические производственные бригады, школьные лесничества), проводят смотры работ и слёты юннатов, традиционные массовые праздники (День

леса, Праздник урожая и т.п.), семинары, практикумы, консультации по вопросам юннатской работы для педагогов и комсомольско-пионерского актива. При станции юных натуралистов действуют различные кружки, во время летних каникул — лагеря юннатов. Ежегодно лучшие станции юных натуралистов отмечаются медалями и дипломами ВДНХ. Театры детские. Самодеятельные детские театральные коллективы, одна из форм детского творчества. Создаются в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях с целью формирования и удовлетворения

художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования. Основу репертуара театров детских составляют произведения детской литературы, отвечающие возрастным возможностям и психологическим особенностям юных исполнителей. В работе театров детских используются принципы профессионального искусства, в том числе системы К. С. Станиславского. Спектакли часто носят синтетический характер, сочетая сценическое действие и слово

с музыкой, танцами, пантомимой. Истоки театров детских — в так называемом школьном театре, возникшем в духовных школах Западной Европы в 13—15 вв. Зарождение театра, сочетавшего образовательные функции с задачами идеологического воспитания детей, в школах России в 17— начала 18 вв. связано с именами С. Полоцкого и Ф. Прокоповича; попытки определить специфику театров детских сделаны во 2-й половине 18 в.

А. Т. Болотов (1738—1833), по-видимому, был автором первых русских пьес для детского исполнения. Пьесы для детей впервые в России начал печатать в своих журналах и сборниках Н. И. Новиков. Важнейшие проблемы театров детских (его связь с профессиональным искусством, роль педагога, требования к репертуару и т. д.) затрагивали многие педагоги 19 — начала 20 вв. — Н. И. Пирогов, В. П. Острогорский. А. Ф. Бунаков. С.

Т. Шацкий, Н. Н. Бахтин и др. В СССР проблемы театров детских разрабатывает НИИ художественного воспитания АПН СССР; театры детские наибольшее развитие получили во дворцах и домах пионеров и школьников. Детско-юношеские спортивные школы. ДЮСШ в СССР, внешкольные специальные спортивные учреждения, основной задачей которых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных спортсменов, а также общественного физкультурного

актива для ведения массовой работы по физической культуре и спорту в школе и пионерской организации. Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта). ДЮСШ создаются в системе министерств просвещения (народного образования) союзных республик, Министерства путей сообщения СССР, добровольных спортивных обществ и ведомств и действуют на основе утверждённого типового положения. По формам, организации и задачам

ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Приём в школы производится по рекомендации общеобразовательных школ и на основе отбора детей и подростков, имеющих соответствующую физическую подготовку. В соответствии с особенностями отдельных видов спорта возраст детей и подростков, принимаемых в школы, от 8 до 14 лет. Как правило, в школах организуют группы: подготовительная,

2-го и 1-го юношеских спортивных разрядов, 2-го и 1-го спортивных разрядов взрослых, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Срок обучения в группе — 1—2 года. Для каждого года обучения установлены нормативы по общей и специальной физической подготовке и уровню спортивных достижений учащихся. В 1971 в СССР было 3813 ДЮСШ (около 1,3 млн. учащихся), в том числе 2434 школы (около 1 млн. учащихся) в системе органов народного

образования, 1245 (340 тыс. учащихся) — в системе добровольных спортивных обществ. Детская экскурсионно-туристская станция. Внешкольное учреждение, являющееся организационным и инструктивно-методическим центром экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Работает под руководством органов народного образования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионерской организации, советами по туризму. Первое советское учреждение по экскурсионно-туристской

работе с детьми — Бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР — было создано в Москве в 1918 и затем преобразовано в Центральную опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса, на основе которой в 1932 открылась первая Центральная детская экскурсионно-туристская станция.

За годы Советской власти детские экскурсионно-туристские станции были созданы во всех республиках, в большинстве краёв, областей страны. В 1971 в СССР функционировало 169 детских экскурсионно-туристских станций. На детских экскурсионно-туристских станциях и при их содействии в школах создаются кружки, клубы и общества туристов, краеведов, путешественников, прокатные базы и пункты туристского снаряжения и др. Значительное место в работе детских экскурсионно-туристских станций занимают походы и экспедиции

по заданию различных организаций, учреждений, предприятий и др. (изучение природных богатств края, участие в исторических и археологических изысканиях). Детская экскурсионно-туристская станция разрабатывают вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы. Детская библиотека. В СССР, внешкольное учреждение, работа которого направлена на коммунистическое воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание

культуры чтения. Читателями детских библиотек являются в основном учащиеся 1—8-х классов (7—14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды детских библиотек, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические

издания для руководителей детского чтения. Детские библиотеки обслуживают читателей дифференцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе детских библиотек используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

Первые детские библиотеки в России начали создаваться во 2-й половине 19 в. на средства педагогических и культурно-просветитительских обществ, частных лиц (библиотека в Кронштадте для детей моряков, библиотека Бередниковой в Москве, Детская библиотека в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.). После победы Октябрьской революции повсеместно начали создаваться самостоятельные

детские библиотеки как библиотеки социалистического типа. Одним из инициаторов организации детских библиотек была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек. За годы Советской власти сеть детских библиотек непрерывно росла. На 1 января 1971 в СССР насчитывалось 6498 детских библиотек.

Кроме того, детей обслуживают школьные библиотеки и детские отделения массовых библиотек для взрослых, которым детская библиотека оказывают методическую помощь. Республиканские и областные детские библиотеки выпускают рекомендательные библиографические указатели для детей и руководителей детского чтения, методическую литературу, ведут информационную и справочно-библиографическую работу. Всесоюзным центром методической помощи детским библиотекам является

Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Дворцы и дома пионеров и школьников. Внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно-методическими центрами массовой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися; решают вместе со школой, пионерской и комсомольской организациями задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Подразделяются на районные, городские, областные, краевые, республиканские; работают под руководством соответствующих органов народного образования, советов пионерской организации и комитетов комсомола. Первые дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923—24 в Москве. В 30-е гг. Дворцы и дома пионеров и школьников организованы в Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны.

В 1971 в СССР работало свыше 3,5 тыс. дворцов и домов пионеров и школьников. Кружки, секции, клубы и другие детские творческие коллективы создаются и работают в дворцах и домах пионеров и школьников с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного хозяйства данного района, города, села и др. Учебно-воспитательная работа (политико-массовая, культурно-просветительная, в области технического

и художественного творчества, туристско-краеведческая, экскурсионная, юннатская, военно-спортивная) направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие творческих способностей подростков, на профессиональную ориентацию детей, на развитие самодеятельности и общественной активности школьников. Кружковая работа строится по примерным программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублирует школьные программы.

Каждый кружок, клуб, секция и др. коллектив (учебная мастерская, лаборатория, ансамбль, оркестр, хор, детский театр) дворцов и домов пионеров и школьников является методической лабораторией для аналогичных детских объединений в школах, в школьных учреждениях по месту жительства пионеров, в лагерях и др. Один из основных принципов кружковой работы в дворцах и домах пионеров и школьников — «Научился сам — научи товарища». Дворцы и дома пионеров и школьников организуют и проводят пионерские праздники, слёты,

конференции, смотры, конкурсы, выставки детского творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы и лагеря. Дворцы и дома пионеров и школьников оказывают методическую помощь в совершенствовании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной работы пионерскому и комсомольскому активу, педагогам, работникам внешкольных учреждений, а также общественникам, организующим досуг детей по месту жительства.

С этой целью дворцы и дома пионеров и школьников совместно с институтами усовершенствования учителей, советами пионерской организации и комитетами комсомола организуют семинары, клубы, университеты актива, лагерные сборы, методические объединения для педагогов и родителей по различным направлениям учебно-воспитательной работы, подготавливают методическую литературу и др. За успешную работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения

Московский, Ленинградский и Тбилисский дворцы пионеров и школьников награждены орденами Трудового Красного Знамени. Вначале дворцы и дома пионеров и школьников размещались главным образом в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах (Дворец пионеров в бывшем Аничковом дворце в Ленинграде, 1937, архитектор А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский). В начавшемся с середине 1930-х гг. строительстве новых зданий для дворцов

и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Лишь с конца 1950-х гг. на основе использования современной строительной техники, конструкций и материалов появились новаторские образцы этого типа зданий, объёмно-планировочное решение и внешний облик которых наиболее полно соответствует социальному назначению дворцов и домов пионеров и школьников (крупнейший в СССР, построенный на средства комсомола Дворец пионеров и школьников на

Ленинских горах в Москве, 1959—63; Дворец пионеров в Киеве, 1965). Структура современных дворцов и домов пионеров и школьников, малоэтажных в силу специфики работы с детьми, слагается из отдельных функциональных зон и групп помещений в соответствии с характером проводимой работы (политико-массовой, юннатской, в области технического и художественного творчества и др.). Наличие разнообразных по назначению и оборудованию помещений определяет сложную, расчленённую

форму многих зданий дворцов и домов пионеров и школьников, с обособлением каждой функции в самостоятельный объём. В зданиях дворцов и домов пионеров и школьников коридорного типа различные помещения располагаются вдоль коридора, окружающего, как правило, внутренний дворик. Большая роль во дворцах и домах пионеров и школьников принадлежит синтезу искусств. Единое целое с композицией здания дворцов и домов пионеров и школьников образует планировка прилегающего

участка с площадью парадов, игровыми и спортивными площадками и др. сооружениями. Авиамоделизм. Конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том числе и ракет, в технических или спортивных целях. Технический авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется большое прикладное значение авиамоделизму.

Ещё в 1754 М. В. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей - "аэродромическую машинку", прообраз вертолётавиамоделизм В 1876-77 авиамоделист Ф. Можайский создавал модели самолёта и демонстрировал их полёты. На моделях он изучал основы полёта, исследовал поведение отдельных элементов конструкции, на основании чего построен первый в мире самолёт. Применение авиамоделей помогло

Н. Е. Жуковскому открыть законы движения тел в воздушной среде. Он первый организовал соревнования летающих моделей 2 января 1910 в Москве, на которых лучшая модель пролетела 170 м. Современный авиамоделизм - важное вспомогательное средство для конструирования самолётов. Без снятия аэродинамических, прочностных и других характеристик путём продувок модели-копии будущего самолёта в аэродинамической трубе немыслима постройка первого опытного

образца самолётавиамоделизм Спортивный авиамоделизм - один из самых массовых технических видов спортавиамоделизм В СССР в первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 приняло участие около 500 чел. Начало спортивному авиамоделизму в СССР было положено "Неделей Красного воздушного флота" летом 1923.

Первые кружки авиамоделизма были созданы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Оренбурге и некоторых городах Северного Кавказавиамоделизм Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. Большой размах авиамоделизм получил после принятия ВЛКСМ в 1931 шефства над воздушным флотом. Первоначально создавались свободнолетающие модели самолётов

самых различных размеров и геометрических форм. Двигателем служил жгут из резиновых нитей, и модель называлась резиномоторной. Затем появились поршневые микродвигатели внутреннего сгорания с объёмом цилиндра от 1 до 10 см, а позднее реактивные. Непрерывное совершенствование техники моделирования позволило создать модели со скоростью полёта до 100 км/ч, продолжительностью несколько часов, дальностью сотни км от места старта и высотой несколько тыс. м. После Великой Отечественной войны приобрёл популярность кордовый

авиамоделизм. Корд - стальная нить толщиной 0,3-0,4 мм - одним концом присоединяется к рулевому управлению модели, другим - к рукоятке, которую спортсмен берёт в руку. Управляемая с помощью корда при полёте вокруг спортсмена модель совершает различные фигуры обычного и высшего пилотажа. Авиамоделисты сами создают и постоянно совершенствуют модели для спортивных соревнований. В СССР приняты 9 основных классов спортивных моделей, по которым ежегодно проводятся соревнования и

лично-командные первенства: свободнолетающие - планёр; самолёт с резиновым мотором; самолёт с поршневым двигателем; радиоуправляемый самолёт или планёр с поршневым двигателем; кордовые - скоростная, гоночная, пилотажная, "воздушного боя", модель - копия самолётавиамоделизм На международных соревнованиях по авиамоделизму советские спортсмены выступают в 6-7 из 12 классов. В 1949 ими завоёваны все 4 мировых (абсолютных) рекордавиамоделизм

К 1968 советским авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Международной авиационной федерацией (ФАИ). Спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось свыше 200 тыс. чел. АВИАМОДЕЛИЗМ в СССР организует Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) в тесном

сотрудничестве с ВЛКСМ и органами народного образования. В школах, дворцах и домах пионеров, авиаспортивных клубах ДОСААФ и др. действуют авиамодельные лаборатории и кружки. Руководство авиамодельным спортом осуществляют Центральный спортивный клуб авиационого моделизма ДОСААФ СССР и Федерация авиамодельного спорта СССР.

С 1950 ДОСААФ издаёт журнал "Крылья Родины", а с января 1966 - научно-технический журнал "Моделист-конструктор".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.