Реферат по предмету "Педагогика"


Взгляды российских просветителей на проблему образования в России

Министерство образования Российской Федерации Архангельский государственный технический университет Кафедра психологии и педагогики Реферат по истории педагогики на тему Взгляды российских просветителей на проблему образования в России Выполнил студент СФ II-10 Ершов И.С. Проверил Мосягина С.Ю. Архангельск 2003 Введение 18 век переломные годы в истории отечественной школы и педагогической

мысли. Россия пережила реформы образования и воспитания, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества, складыванием режима абсолютизма, созданием новой армии и т.д. Существенно переменился умственный настрой общества. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось

в усиленном внимании к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Периодом наивысшего развития школьного дела в России оказалось царствование Екатерины II 1762-1796. Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Русские политики, ученые, педагоги принимали участие в обсуждении вопросов воспитания в рамках общеевропейского

движения Просвещения. В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики с соблюдением собственных традиций. Выдающимся деятелем этого времени был Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Он считал, что цель просвещения - научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами.

Развивать нужно не только разум, но и ум, направленный на творчество. Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Для дворян создавались особые военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах. Также они получали широкое общее образование и светское воспитание. Для детей духовенства организуются духовные школы, для солдатских детей - гарнизонные школы.

В 1755 организовал Московский университет в составе трех факультетов юридический, философский, медицинский. При университете открыл две гимназии одна для дворян, другая для разных чинов кроме крепостных. В гимназии изучали латинский, русский, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты, языком преподавания был русский. Для более полного усвоения материала Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения,

выполнение различных заданий для самостоятельной работы. Раз в полгода для старших школьников проводились различные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами он считал посильность, развивающая обучение. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах исследовательских интересов.

В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпохи просматривается 2 этапа на первом заметно влияние французской, а на втором влияние немецкой педагогической мысли. В 1763 году Екатерина назначает своим главным советником по вопросам образования И.И. Бецкого. Поскольку Иван Иванович Бецкой 1704 - 1795 родился в Стокгольме и учился в Копенгагене, он был хорошо знаком с идеями европейских деятелей

по вопросам образования. Он разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания людей новой породы в закрытых учебных заведения сословного типа, т.к. семья, по его мнению, ничего хорошего не могла дать в воспитании детей. В документе Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества и труде Краткое наставление Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание идеальных дворян.

В воспитании он видел корень всему злу и добру оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание домостроительства. Образование без воспитания лишь вредит. Оптимальная форма организации воспитания и образования - закрытое воспитательное учреждение, куда принимаются дети от 5 - 6 до 18 - 20 лет. На протяжении всего обучения дети должны быть изолированы от окружающей среды, даже

родственников. Таким образом, предполагалось воспитывать Новых отцов и матерей, а те в свою очередь должны воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности. Каждое учебное заведение имело свой устав, общим было отсутствие телесных наказаний и индивидуальный подход, но отсутствие специалистов свело на нет все благие намерения Бецкого. Его методика вести детей играя и с приятностью не вела к должной образованности,

его теория на практике оказалось несостоятельной. Успешной была только деятельность воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившее начало женскому образованию в России. Оно состояло из двух половин Николаевской, для потомственных дворян, и Александровской для мелкопоместных. При нем было училище для малолетних девушек - мещанское отделение, где готовили учительниц. В течение 12 лет родители не могли забрать дочь домой.

Содержание обучения включало в себя русский, иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихосложение, музицирование, рисование. Задача воспитателей заключалось в приучении воспитанниц к чтению французских романов - это должно побуждать любовь к труду, как источнику добра, воспитывать сострадание к бедным. К его педагогической мысли присоединилась и мысль политическая создать в России третье сословие, класс торговцев и предпринимателей.

Для этого сословия Бецкой учредил при шляхетском корпусе и Академии художеств воспитательные мещанские училища. Воспитанники их, как и питомцы воспитательных домов и коммерческого училища, отличившиеся успехами, получали различные гражданские права. Из этих выпускников вышла целая плеяда талантов, прославивших Россию. Еще одним российским просветителем был Николай

Иванович Новиков 1744-1818. Он призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания. Цель воспитания Новиков видел в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам.

Он настаивал на широком и разностороннем умственном образовании, исследовал проблему человека и его нравственного формирования и считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству была центральной в его воспитательной программе. Полагая, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, он критиковал дворянское воспитание домашнее воспитание, обучение

и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни - это не воспитание. Свою педагогическую позицию Новиков изложил в трактате О воспитании и наставлении детей. Он разделял воспитание на три части 1. физическое достижение телесного здоровья 2. нравственное, без которого человек не может быть счастлив, быть гражданином 3. образование разума для выполнения своих обязанностей. Важную роль он отводил семейному образованию.

Александр Николаевич Радищев, подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Он требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным для дворян и крестьян. Литература 1. Д.И. Латышина. История педагогики. Воспитание и образование в

России X начало XX века Учебное пособие. М. Издательский дом Форум, 1998. 554с. 2. А.Н. Джуринский. История педагогики. Учебное пособие 3. Internet



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.