КУРСОВАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОВ   ВВЕДЕНИЕ Современная смена парадигмы образования позволила психологии занять особое место в этой системе, так как именно с помощью психологического знания возможно развитие общества не только за счет научно-технического прогресса, но и за счет его гуманизации, за счет формирования у обучаемых способности к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веры в себя и
свои профессиональные способности влиять на это будущее. Подобная тенденция в образовании, в целом, предъявляет к психологии особые требования по разработке программ, что связано опять-таки с системой образования и, в частности, высшего психологического, которое должно обеспечить подготовку специалистов, способных эффективно участвовать в реализации приоритетных программ . Наблюдения показывают, что реформы организационно-управленческого и содержательного характера
в системе образования Армении в области психологии находятся на стадии разработок и апробации. Не оправдывает себя увеличение количества вузов, осуществляющих обучение по ряду психологических специализаций, так как нет единых стандартов, программ, разработанных курсов по соответствующим специализациям. Не издается на армянском языке мировая психологическая литература, а имеющаяся в наличии, чаще всего, является субъективной интерпретацией причудливо объединенной информации, почерпнутой из различных иностранных
источников в “произвольной” авторской интерпретации. Сегодня, наряду с позитивным отношением людей к психологии, приходится сталкиваться и с негативными проявлениями, выражающимися в недоверии, скептицизме со стороны населения, что в определенной степени можно объяснить: недостаточной сформированностью образа психологии как науки; хаотичностью работы со СМИ; бесконтрольностью работы практических психологов; недостаточной активности ученых в плане популяризации
научных достижений и практических разработок и т.п. По-видимому не имеет смысла продолжать описание факторов, обеспечивающих развитие негативных тенденций в обществе по отношению к психологии, скорее стоит задуматься о задействовании тех рычагов, с помощью которых возможны реорганизация, реабилитация и успешная «социализация» психологии в обществе. Суть проблемы – в качестве психологического знания, доносимого до общественного сознания, обеспечение
же качества, по крайней мере на начальном этапе, связано со степенью налаженности системы, которая зависит от согласованности работы как внутренних, так и внешних резервов психологического знания по принципу «обратной связи». Экстраполяционная направленность рассмотрения проблемы кризиса психологической науки на уровне общества, предполагает изучение внутренних резервов в перспективе их выхода на международный уровень, когда те или иные достижения в области психологии, как например, разработка новых подходов,
методик или техник; выдвижение оригинальных научных идей и теоретических концепций в различных областях отечественной психологии становятся достоянием всего психологического сообщества. профессиональный образование психолог   ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, особенно реформы в системе образования, так или иначе способствует, чтоб все вовлеченные в этот процесс
организации ставили и решали очень важные, ответственные и серьезные задачи глобального улучшения всех ступеней учебного процесса, а в конечном итоге профессиональной подготовки будущих специалистов. Сложная связь между содержанием профессионального образования и содержанием деятельности специалиста постоянно находится в центре внимания ученых, так как именно она определяет логику современных теоретических подходов и практических решений к поиску путей повышения качества профессиональной подготовки на различных
этапах образования: высшего (бакалавриат, магистратура) и поствысшего(аспирантура, докторантура). Очевиден тот факт, что организация и предоставление образовательных услуг предполагает их востребованность как в соответствии реальным запросам данного общества, так и на уровне отдельной личности. При рассмотрении состояния психологического знания в системе образования в Армении, можно наблюдать тенденцию его широкомасштабного распространения в в системе высшего образования.
Это связано прежде всего со сменой парадигмы образования, предусматривающей формирование нравственности и духовности личности, развития уровня культуры человека, его понимания, мудрости, что в конечном счете способствует гуманизации общества. Смена парадигмы образования позволила психологии занять особое место в системе образования, так как именно с помощью психологического знания возможно развитие общества не только за счет научно-технического прогресса, но и за счет его гуманизации, за счет «формирования у
обучаемых способности к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веры в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее»(3). Подобная тенденция в образовании, в целом, предъявляет к психологии особые требования по разработке программ, посредством которых возможно осуществление гуманизации общества, что связано опять-таки с системой образования, в частности, высшего психологического, которое способно обеспечить подготовку
специалистов, способных успешно участвовать в разработке и реализации подобных программ для различных специализаций. Особое место занимает вопрос, связанный с категорией «отношения» рядовых членов общества к психологической науке, вообще, и к психологической помощи, в частности. Для освещения этой проблемы следует рассмотреть позитивные тенденции, имеющие место как в нашем обществе, так и в других странах(1,5). Так, результатом позитивных проявлений отношения людей к психологии можно
считать увеличение «спроса» на нее: отмечается высокий темп развития психологической практики, возрастает число психологических центров с психотерапевтической и консультационной направленностью, увеличивается численность специалистов в области психологии, расширяется система подготовки психологических кадров, и наконец, психологическая наука внедряется в различные сферы жизни человека и социума. Наряду с позитивным отношением людей к психологии, приходится сталкиваться и с негативными проявлениями,
выражающимися в недоверии, скептицизме со стороны населения, что в определенной степени проявляется в следующем: недостаточной сформированностью образа психологии как науки; хаотичностью и противоречивостью освещения данных проблем в СМИ; бесконтрольностью работы практических психологов; количественными и качественными аспектами работы ученых в плане организации и проведения встреч с массами для популяризации научных достижений и практических разработок современной психологии и т.п.
По-видимому не имеет смысла продолжать описание факторов, обеспечивающих развитие негативных тенденций в обществе по отношению к психологии, скорее стоит задуматься о задействовании тех рычагов, с помощью которых возможны реорганизация, реабилитация и успешная «социализация» психологии в обществе. Суть проблемы – в качестве психологического знания, доносимого до общественного сознания, обеспечение же качества, по крайней мере на начальном этапе, связано со степенью налаженности системы, которая зависит
от согласованности работы как внутренних, так и внешних резервов психологического знания по принципу “обратной связи”. “Экстраполяционная” направленность рассмотрения проблемы на уровне общества, предполагает изучение внутренних резервов в перспективе их выхода на международный уровень, когда те или иные достижения в области психологии, как например, разработка новых методов, методик или техник; выдвижение оригинальных научных идей и теоретических разработок в различных областях психологии и др становятся достоянием всего
психологического сообщества. В ракурсе исследуемой проблемы следует обратить внимание на структурные изменения, которые произошли и в системе высшего психологического образования резко возросло количество студентов, обучающихся по различным психологическим специальностям, в основном, за счет открытия специализированных программ, особенно в коммерческих вузах. Рост популярности психологии как науки привел к тому, что вузы стали готовить сотни практикующих специалистов-психологов, не имеющих соответствующего базового образования.
Так называемая адаптированная для Востока “болонская свобода” предполагает трехступенчатое образование с широким спектром специализаций, но не предусматривает строгих критериев профессионального отбора как студентов, так и самих преподавателей. Параллельно появилось увеличилось число изданий, периодики и телепередач по психологическим проблемам, где различные специалисты имеют возможность давать психологические советы по разным вопросам, требующим серьезных знаний по психологии, научно-исследовательской практики
и наличия опыта работы. Именно на эту “нишу” должны быть ориентированы качество реформ образования и деятельность профессорско-преподавательского состава передовых вузов страны. На первый взгляд подобные изменения в организационно-структурном плане и с позиций статистики указывают на более позитивные сдвиги, чем на кризисное состояние в науке. Однако, если рассматривать организационно-структурные изменения, произошедшие в области психологии
можно выявить ряд нюансов, проясняющих реальную картину обсуждаемой проблемы. Так при рассмотрении ситуации на уровне общества мы выбрали “интраполяционную” направленность изучения проблемы, когда делается попытка выявления основных структурно-организационных единиц, играющих существенную роль в становлении психологического знания внутри страны. С этой точки зрения необходимо выделить и рассмотреть следующие факторы: состояние психологической
науки в нашей стране; состояние психологического знания в системе национального образования; и, наконец, состояние общественного сознания на предмет психологии. В данном контексте особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров по психологии. Реформы организационно-управленческого и содержательного характера в области психологического образования требуют досконального анализа и перманентного пересмотра.
Здесь наблюдается ряд негативных тенденций, которые нельзя игнорировать. Выделим основные из них: увеличение количества вузов, осуществляющих обучение по ряду психологических специальностей без соответствующего кадрового потенциала; отсутствие единых стандартов, программ, курсов по соответствующим специализациям; недостаточность фундаментальной психологической литературы на армянском языке и т.п. В научной сфере так же наблюдаются определенный круг проблем, причем они проявляются не
столько в организационно-структурных изменениях в вузах и исследовательских подразделениях, сколько в условиях “не контролируемой” свободы. Любая организованная система подразумевает наличие как вертикальных, так и горизонтальных связей, которые практически отсутствуют в армянском “психологическом мире”. Практика показала, что при выборе научно-исследовательской проблематики или внедрении научного компонента образовательного предмета, как правило, наблюдается следующая ситуация: “сам себе режиссер”, “вариться
в собственном сок” или как минимум - “кто вправе контролировать мою компетентность?”, что стало нормой для отечественных образовательных и научных центров. Обозначенная ситуация прежде всего связана с проблемой контроля качества психологического знания через оценку научно-исследовательских кадров, преподавательского состава, аспирантов, соискателей. Реформы организационно-управленческого и содержательного характера в системе образования в
Армении в области психологии оставляют желать лучшего. Не оправдывает себя увеличение количества вузов, осуществляющих обучение по ряду психологических специальностей. Не существует единых стандартов, программ, разработанных курсов по соответствующим специализациям в области психологии. Не издается на армянском языке мировая психологическая литература, а имеющаяся в наличии, чаще всего, является субъективной интерпретацией причудливо объединенной информации, почерпнутой
из различных иностранных источников в произвольном авторском переводе. Наконец специфическая этнокультурная тенденция в отношении высшего образования, которое рассматривается как один из основных атрибутов успешности, престижности, ценности, и потому – является обязательным в родительской программе по обеспечению будущего своих детей с одной стороны, и всеобщая коммерциализация вузовского образования с другой, приводит к тому, что в вузах учатся студенты, не прошедшие через должную
профориентацию и отбор, и не соответствующие по уровню своего интеллектуального развития требованиям, предъявляемым к студентам для успешного овладения данной профессией. Результатом подобной ситуации становится тотальное снижение качества высшего образования, которое находится в стадии перманентной реорганизации и отсутствия четких критериев контроля её качества. На наш взгляд это прежде всего связано с проблемой аттестации преподавательского состава, проводящаяся
в вузах на основании еще не прижившейся и не налаженной системы оценок преподавателя со стороны студентов, и по результатам научной деятельности преподавателя. Как уже указывалось, наиболее объективным фактором оценки научной деятельности является авторская публикация, например, в форме научной статьи, учебного или методического пособия, монографии. В данном контексте существенно выделить вопросы связанные с личностью преподавателя психологии, о которых
ведутся дискуссии в различных психологических изданиях(1). Отмечается, что только высоко – нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности студентов; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать другим своих взглядов, не стараться их (хотя бы и невольно) воспитать по своему образу и подобию, а способствовать развитию таких психологических конструктов, обеспечивающих возникновение
и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений молодого психолога. Нам кажется, что вопросы, связанные с современными проблемами психологической науки на уровне личности, лучше оставить “без комментариев”, уповая на то, что каждый психолог знаком с этическим кодексом и осознает, что “назначение (человека) выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели” (6). Это указывает на то, что у каждого психолога должен иметься важный “огран” профессиональной жизнедеятельности
– совесть(по В.Франклу), и тогда все встанет на свои места(4). Пересмотр подхода к квалификационным качествам специалистов, которые преподают психологию всегда своевременен. Здесь, на мой взгляд, не достаточно только соответствующего высшего образования, а иногда даже, и ученой степени. Общеизвестно, что одно из первых правил как школы, так и вуза это педагогические и коммуникативные способности, а в целом, профессиональное мастерство преподавателя.
Также для преподавателя-психолога обязательным компонентом является наличие опыта исследовательской и практической работы(2). Каждый психолог, который ответственен за тот или иной учебный курс, обязан помнить, что преподавание теоретических и прикладных дисциплин предполагает обязательное применение таких психолого-педагогических приемов и правил, как: а) использование набора логических операций(сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение); б) внедрение приемов вызывающих интерес к занятиям(яркие примеры,
факты, установки, стимулирующий материал, компьютерные и электронные формы презентаций и.т.п.); г) создание объективных учебных трудностей; д) проведение лабораторных занятий с полноценным аппаратурным оснащением, и наконец е) эмоциональная окраска учебного процесса – существенный фактор возникновения и поддержания интереса у студентов. Ну и конечно, кроме лекционных и семинарских методов обучения психологии обязательным атрибутом современной методики являются тренинги.
Популярный ныне термин “тренинг” должен не просто преподносить прикладные знания или психотехники, а именно, закреплять и формировать навыки и умения будущего психолога. Естественно, что при всем этом мы отдаем должное индивидуальному стилю проведения занятий и внедрению современных и инновационных педагогических методик. Одним из возможных объяснений сложившейся ситуации может быть наличие объективно существующего, но
недостаточно теоретически осмысленного противоречия, без устранения которого ситуация может оставаться пока неразрешимой. Суть этого противоречия заключается в расхождении, несоответствии между содержанием деятельности, требованиями государственного стандарта и реальной профессиональной подготовкой специалистов в период обучения в вузе. Исследовательское разрешение проблемы заключается в том, чтобы найти пути и способы устранения данного противоречия. Анализ позволяет выявить их отличительные признаки как по
целям, так и по содержанию. Наш опыт указывает на то, академическая парадигма образования является более традиционной для обучения в бакалавриате, так как ее цель заключается в формировании у студентов понимания и усвоения теоретических знаний, а так же должна обеспечивать подготовку психолога-исследователя. Однако, при такой системе подготовки формируются преимущественно познавательные умения и навыки. При обучении же в магистратуре должна преобладать практическая парадигма, ориентирована на прикладную
деятельность специалиста и, соответственно, на подготовку практического психолога, обладающего прикладными умениями и навыками, и (безусловно)одновременно готового к дальнейшей научно-исследовательской работе. Проектирование образовательной среды вуза, основанной на реализации этих условий, возможно при рассмотрении её как системы, упорядоченного множества взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов.
В системном рассмотрении мы воспринимаем объект не как сумму частей, а как нечто целостное; не изолируем исследуемые объекты и не смотрим на них как на автономные единицы, а изучаем прежде всего взаимоотношения и взаимодействия разных компонентов целого объекта и его отношения с окружающей средой с целью найти способ упорядочения, принцип установления иерархии упомянутых отношений, определить основные закономерности данного объекта. Применение системного подхода при проектировании образовательной среды позволяет оптимизировать
эту среду, максимально использовать сильные стороны и взаимно компенсировать недостатки всех её компонентов; интеграция элементов среды исключает потери на выполнение различными элементами дублирующих функций, в результате чего эффективность образовательной среды будет значительно выше суммарной эффективности всех её компонентов. Эффективное решение многочисленных вопросов в сфере психологического образования зависит от становления научных сообществ, которые будут действовать на основе профессиональной этики,
тех общепринятых критериев, которые определяют профессиональную культуру психологов. Поэтому, на наш взгляд, повышение уровня профессиональной компетенции и ответственности за использование научного знания (будь то исследование, преподавание, консультирование, терапия или публичные выступления) — одна из важнейших задач сегодняшней психологии. А эти задачи может решать только высокопрофессиональное сообщество (без “национальных перекосов”). Как нам кажется, речь идет не столько о «дискредитации» идеи
рациональности как таковой, сколько о первичности «индивидуального и массового сознания» в любом научном исследовании, а сознание не может выступать в качестве истинного критерия рациональности, так как ему свойственны и иррациональные формы интерпретации событий и явлений. На наш взгляд, при выборе исследовательской стратегии и формы публичного представления результатов исследования или научных идей следует придерживаться доказательного варианта, который даже с точки зрения
приверженца современной анархистской теории П. Фейерабенда «вполне допустим, так как …тот, кто уповает на логическую доказательность, не сомневается в том, что изобретения Разума дают гораздо более значительные результаты, чем необузданная игра наших страстей».   ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проведенный анализ выдвигает на первый план множество вопросов, которые необходимо поэтапно решать: подготовка и перевод учебников и методических пособий; внедрение современных методов
обучения; координация межкафедральной и внутриуниверситетской деятельности; разработка профориентационной работы, подготовки, селекции и переподготовки преподавательского резерва; профессиональное сотрудничество с зарубежными университетами, активизация, а так же стимулирование исследовательской и практической работы. Это свидетельствует о том, что сегодня возрастает ответственность за учебный процесс по подготовке психологов, который соответствовал бы международным нормам и был бы направлен на интеграцию в европейскую
образовательную систему. В данной статье опущены не менее важные вопросы, связанные с разработкой критериев оценки знаний, квалификационными требованиями, переходом на кредитную систему обучения и т.п которые являются темой отдельного рассмотрения и анализа. Современная жизнь и практика подсказывают необходимость обращения к более конкретным задачам, например, к проблемам мотивации обучения, личностного роста преподавателей и студентов, грамотного управления человеческими ресурсами и.т.п .
А в данной науке ощущается большая потребность в добротных предметных, а не отвлеченных, теориях, в хороших конкретных, в том числе экспериментальных, исследованиях, что в конечном итоге позволит сохранить целостность профессионального триединства: теории – эксперимента – практики.   Список литературы 1. Аванесян Г.М Папоян В.Р. Особенности обеспечения непрерывного профессионального образования в контексте болонского процесса Сборник статей.межд. научной конф.”Основные проблемы послевузовского
и непрерывного образо-вания” Ахавнадзор, Ер.: 2010, с.86-89 2. Кольцова В.А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки./ Психологический журнал, т.28, N 2, 2007. с.5-18 3. Солсо Р.Л Джонсон Х.Х Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. 4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание
развития человека / 3-е изд -М.: Смысл: Изд. ц. «Академия», 2007. 5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ.и нем. М.:Прогресс, 1990. 6. Тодд Дж Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс,
2001. 7. Психология и вселенная/www.zovu.ru/psy. 8. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. 9. Фейерабенд П. Против метода. Очерки анархической теории познания. М.: АСТ, 2007 10. Смит Н. Психология. Современные системы /
Пер.с англ - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007. 11. David W. Martin Doing.Psychology Experiments. Wadsworth, 5-th edition, 2003. Размещено на Allbest.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |