Министерство образования и науки РФ Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Дефектологический факультет Кафедра специальной (коррекционной) педагогики Курсовая работа Влияние семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста Оглавление Введение… 3 ГЛАВА I. Теоретические основы исследования влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста 1.1 Особенности развития речи дошкольников… 5 1.2
Влияние семейного общения на развитие речи дошкольника ………… 1.3 Проблема общения ребенка и взрослого в трудах учёных… 16 ГЛАВА II. Исследование влияния семьи на развитие речи ребенка 2.1 Организация и методы исследования…2.2 Анализ полученных результатов… 25 ГЛАВА III. Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста… 29
Заключение….33 Библиографический список… 35 Приложение 1. Серия заданий для оценки уровня развития связной речи….37 ВВЕДЕНИЕ Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания
активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически
и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.[15]
Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик. Цель работы заключается в исследовании влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Гипотеза: предполагается, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях. Объект исследования - процесс развития речи ребенка старшего дошкольного
возраста. Предмет изучения - влияние семейного общения на развитие речи ребенка. Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи: 1.Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; 2.Исследовать влияние семейного общения в полных и неполных семьях на развитие речи ребенка дошкольного возраста; 3.Разработать методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста 1.1Особенности развития речи старших дошкольников Для того чтобы оценить речь, дать правильный ответ на вопрос: «Как развивалась речь?», вовремя заметить те или иные нарушения речи, нужно четко представлять каждый этап речевого развития. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение
первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.
Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения. На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного
характера. Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик: крики
– возникают самостоятельно – с рождения до 2-х месяцев; гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – с 2 до 5-7 месяцев; лепет – его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев); слова – переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев; словосочетания – после усвоения двухсложных и трехсложных слов – с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев; предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6
месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет – «почему? когда?» связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках – с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет. [2] Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками
словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В соответствии с задачами исследования остановимся более подробно на особенностях развития речи старших дошкольников. Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич,
М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников: Звуковая культура речи. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой уже для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический
слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах,
дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах. Хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие). Могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
Грамматический строй речи. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. Дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать
причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс. Появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Лексическая сторона речи. Прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов
(по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Они способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. Старшие дошкольники уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить
частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи старших дошкольников является активное освоение разных типов текстов
(описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. [17] Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи. В дошкольном детстве, естественно не заканчивается для ребенка процесс овладения речью.
Да и речь ребёнка в целом, конечно, не всегда бывает интересной; содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, умение выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни. Таким образом, приведенные выше данные могут использоваться как условный эталон возрастной нормы детской речи. Основное назначение условного эталона – соотнести состояние речи,
выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить стадию развития детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка. 1.2 Влияние семейного общения на развитие речи ребенка Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах
своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно
перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении. [9] Чем же характеризуется состояние современной семьи? Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестужев-Лада,
А.В. Мудрик, И.С. Кон, Т.А. Маркова и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции: - изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом
предыдущего поколения; - изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти; - семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей. [13]
И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. В психологической литературе описан случай, когда мать, уходя на работу, запирала ребенка на весь день одного в доме. В другом случае ребенок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем - ребенка «подбрасывали» соседке, которая в основном заботилась лишь о том, чтобы как следует
его накормить да вовремя забрать у него из рук то иголку, но ножницы, то какой-нибудь еще опасный предмет. Но особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны. В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе - усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих
домашних дел и т. п. Обычно им удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Эти причины - сами по себе вполне реальны: все устают после трудового дня, после очередей в магазинах, после уборки, стирки и других дел по дому. Однако важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться
времени. К.В.Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей». [1] Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка
в такой семье. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленного звереныша. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребенка, является неполноценность общения
(качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу. Интеллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Качество общения напрямую зависит от образованности родителей.
«Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми на разных языках. У первых речь беднее, предложения суше, грамматически не всегда правильны, преобладают формы настоящего времени. С ее помощью трудно передавать сложные чувства, мысли, объяснять ребенку причины явлений и поступков. Это так называемая речь с ограниченным кодом. Чем образованнее мать, тем шире она использует сложные языковые конструкции, распространенные предложения
в разных временах. Это речь со сложным кодом. Такая мать если ей нужно утихомирить ребенка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как на языке с ограниченным кодом это звучит как: «Замолчи!» Кроме того, если в доме нет книг, если ребенок не видит кого-либо из членов семьи читающими, если при нем взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием
вещей и перемыванием «костей» соседям - значит, в семь низок общий интеллектуальный уровень, и уже в силу этого трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребенком. Словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаясь с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. Помимо бедности словарного запаса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная
обедненность: ребенок не знает многие возможностей слова, с которыми его развитые сверстники практически хорошо знакомы употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления
чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко - ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах их смешную сторону. И, между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Смех, как справедливо указывал В. А. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения,
с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью. Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х
часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.
Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит
общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора. Как целесообразно строить семейное общение, чтобы оно благоприятно влияло на уровень развития речи детей, посвящена третья глава данной работы. 1.3 Проблема общения ребенка и взрослого в трудах учёных
Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами создали предпосылки для комплексного подхода к решению задачи речевого развития дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Запорожец, М.И Лисина, А.Г. Рузская, Л.В.Щерба, А.А. Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов, К.Д.
Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин). В исследованиях, проведённых в лаборатории развития речи, выделяется три основных направления разработки проблемы развития речи дошкольников: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное
(формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). [16] Психолог и лингвист Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи зависит от понимания главного психологического механизма развития речи: речь ребёнка развивается на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения. Общение со взрослыми решающим образом определяет направление и темпы развития речи ребёнка.
Психологи определяют общение, как процесс последовательных, взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе, которого происходит обмен информацией, её интерпретация, а также взаимное восприятии, понимание, и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются различные противоречия. [9] Действия, которые составляют процесс общения, могут быть самыми разнообразными.
Общение происходит и тогда, когда родители разговаривают с ребёнком, рассказывают ему что-нибудь или поют песенку (словесно – вербальные действия) и тогда когда просто обнимают его или поглаживают по голове (невербальные, физические действия). Каждый момент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним. Согласно позиции Л.С.Выготского мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития.
Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включён в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. [6] Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения с взрослым. Только близкий взрослый может быть для ребенка носителем культуры, и только он может передать её ребенку. М.И. Лисина, опираясь на концепцию Л.С.
Выготского, стала основателем оригинальной и самоценной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка с взрослым. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи, в детских домах. Дети в домах ребенка обеспечены всем необходимым для выживания (нормальным питанием, медицинским обслуживанием, одеждой и игрушками, обучающими занятиями и т.д.).
Однако дефицит индивидуально-адресованного, эмоционального общения со взрослым существенно тормозит и деформирует психическое развитие детей. Как показали работы М.И. Лисиной, «добавка» такого общения оказывает существенное влияние на разные аспекты психического развития детей: на их познавательную активность, на овладение предметными действиями, на развитие речи, на отношение ребенка к взрослому и т.д. [10]. М.И.
Лисиной также тщательно и всесторонние изучались условия речевого развития ребенка, а также влияние общения со взрослым на сроки и особенности появления активной речи. Эти исследования показали, что условия возникновения речи у детей обеспечиваются: эмоциональным компонентом с взрослым на первом году жизни (А.Г. Рузская); совместной деятельностью ребенка и взрослого (М.А. Слагина); насыщением смышленой речью и «голосовым» взаимодействием ребенка с взрослым (В.
В. Ветрова) Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование влияния общения на психическое развитие ребенка. Опираясь на концепцию Л.С. Выготского, она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные
возможности. Следует отметить, что в рамках дошкольного детства, от рождения до семи лет были выделены четыре формы общения детей со взрослыми: ситуативно - личностное (от 2 мес. до 6 мес.); ситуативно - деловое (от 6 мес. до 3 лет); внеситуативно - познавательное (от 3 лет до 5 лет); внеситуативно – личностное (от 5 лет до 7 лет). [14] Смена форм общения связана в основном с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого
в первом полугодии жизни ребёнка, к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего дошкольного возраста, к потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Заметим, что это лишь усреднённая возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребёнка. Отклонения от неё на год не должны внушать опасений.
Как отмечает Л.Н.Галигузова, на практике достаточно часто наблюдаются значительные отклонения от указанных сроков. Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется общение на личностные темы. А в некоторых случаях у детей 4-5 лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенцев. Однако если до 6 лет интересы ребёнка ограничиваются предметными действиями и играми,
а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения. [7] Таким образом, анализ научных исследований по проблеме общения ребенка и взрослого показал, что: 1.в психологической, педагогической и лингвистической науках этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями; 2.общепризнано, что общение ребёнка со взрослым определяет психическое развитие детей и, в частности, речевое развитие.
ГЛАВА II. Исследование влияния семьи на развитие речи ребенка дошкольного возраста. 2.1 Методы исследования и полученные результаты Исследование проводилось в ДОУ № 149 г. Ярославля. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 лет в количестве 10 человек. В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа с воспитателями группы, наблюдение, методика О.С.Ушаковой, позволяющая оценить уровень развития связной речи детей.
На основе беседы с воспитателями группы были получены данные о составе семей и особенностях семейного воспитания испытуемых (результаты см. таблица 1). Развитие связной речи (методика О.С.Ушаковой см. Приложение 1) оценивалось по критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания: 1. Содержательность (В повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий).
Если ребёнок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идёт перечисление признаков – 1 балл. 2. Композиция высказывания: наличие трёх структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл. Таблица 1. Состав семьи и особенности семейного воспитания испытуемых №
Имя ребёнка Состав семьи Особенности семейного общения (оценка воспитателя группы) 1. Даниил Семья полная Родители с ребёнком не занимаются, общение недостаточно корректное, речевая среда небогатая. 2. Карина Семья полная Мама занимается с девочкой, готовит к школе. Папа много работает. В семье дружелюбная атмосфера. 3. Дарья Д. Семья полная Семья благополучная. Родители занимаются с ребёнком.
Общение в семье доброжелательное, атмосфера тёплая. 4. Роман Семья полная Большее внимание уделяется младшему брату. Общение сводится к указаниям. Основное внимание родители уделяют трудовому воспитанию ребёнка. 5. Полина Семья полная Папа пьющий. Мама работает на двух работах. Родители девочкой не занимаются, не заинтересованы в её развитии.
Общение сводится к минимуму. 6. Дарья М. Семья полная: мама и отчим Мама не работает, и всё своё время посвящает дочери. Общение с ребёнком корректное. Занимаются подготовкой к школе – читают и считают. 7. Анна Семья полная Родители инвалиды по зрению и в силу своего недуга не могут в полной мере заниматься с девочкой. Ребёнок педагогически запущен. 8. Павел
Семья неполная Мама много работает. Ребёнок проводит много времени с бабушкой. Мальчика любят и балуют. К школе не готовят. 9. Никита Семья неполная Воспитанием ребёнка мама занимается в свободное от работы время. В семье доброжелательная атмосфера, но мальчику уделяется недостаточно внимания. 10. Алексей Семья неполная Ребёнка воспитывает только мама, однако времени на это не хватает из-за
занятости на работе Мальчик гиперактивный. Готовят к школе. 3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл. 4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла;
неумение связывать между собой предложения – 1 балл. 5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном
темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл. [17, 18] Оценка выполнения всех заданий производилась путём подсчёт общего количества баллов (результаты см. в таблице 2). Таблица 2. Уровень развития связной речи испытуемых (в баллах) Таблица 3. Процентное соотношение качеств связного высказывания у детей из полных и неполных семей качества связного высказывания. структура семьи дети из полных семей дети из неполных семей содержательность 67
% 77 % композиция высказывания 76 % 77 % грамматическая правильность 76 % 67 % разнообразные способы связи между предложениями 71 % 77 % разнообразие лексических средств 71 % 67 % звуковое оформление высказывания 81 % 67 % общее развитие связной речи 74% 72% 2.2Анализ полученных результатов По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, наше исследование приобретает особую актуальность. Влияет ли воспитание ребенка в неполной семье на развитие связной речи ребенка? Обсудим полученные результаты в последовательности их представления. Как видно из таблицы 1 в исследовании принимали участие дети, проживающие и воспитывающиеся в семьях разной структуры. Можно выделить: 1)детей, воспитывающихся в полных семьях (7 человек);
2)детей, воспитывающихся в неполных семьях (3 человека). Анализируя особенности семейного общения, мы выявили как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на уровень развития речи детей. Так, воспитателями были отмечены следующие положительные факторы: - «общение в семье доброжелательное»; - «общение с ребёнком корректное»; - «родители с ребёнком занимаются» - «семья благополучная». Однако отрицательных факторов воспитатели отметили значительно больше: - «родители
ребёнком не занимаются»; - «речевая среда небогатая»; - «общение сводится к указаниям»; - «общение сводится к минимуму»; - «общение недостаточно корректное» - «ребёнку уделяется недостаточное внимание из-за занятости на работе»; - «родители не заинтересованы в развитии ребёнка» и т.д. Таким образом, на наш взгляд, можно выделить: семьи, в которых общение в основном положительно влияет на развитие речи детей. Наблюдения показывают, что родители в таких семьях с удовольствием общаются
с ребёнком, внимательно выслушивают всё, что он говорит, активно включаются в разговор и всем своим поведение выражают уважение к ребёнку. В таких семьях часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая, смотрит родителям в глаза и воспринимает их невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с родителями, но и другими взрослыми. В нашем исследовании это следующие дети из полных семей:
Дарья М Карина, Дарья Д. Уровень развития связной речи у девочек высокий (по 18 баллов). семьи, где наряду с положительными факторами присутствуют те или иные отрицательные факторы, влияющие на развитие речи детей. Так, в семье Павла (уровень развития связной речи - 12 баллов) недостаток общения с матерью компенсируется общением с бабушкой, с которой ребёнок проводит много времени. У Алексея (уровень развития связной речи -
15 баллов) мать, несмотря на занятость, все-таки находит время, чтобы готовить ребёнка к школе. Однако дефицит общения с матерью приводит к тому, что, стараясь привлечь её внимание любыми способами, мальчику приходится форсировать тон повествования, сопровождать его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, что является одной из причин его гиперактивности. семьи, где общение оказывает в основном неблагоприятное влияние на уровень развития речи детей. Так, в семье
Полины (уровень развития связной речи - 10 баллов) отец злоупотребляет алкоголем, девочка с 7 до 19 часов проводит время в детском саду. У Анны (уровень развития связной речи - 8 баллов) – родители инвалиды по зрению и не могут в полной мере заниматься девочкой, ребёнок педагогически запущен. В семье Романа большее внимание уделяется младшему брату (уровень развития связной речи - 9 баллов), общение сводится к указаниям. В семье Даниила (уровень развития связной речи 12 баллов)
общение недостаточно корректное, речевая среда небогатая. Несмотря на это мальчик достиг хорошего уровня развития связной речи. В связи с этим заметим, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого
уровня. Таким образом, прослеживается прямая зависимость между количеством и качеством общения взрослых со своим ребёнком и уровнем развития его связной речи. Безусловно, мать, воспитывающая ребёнка одна, вынуждена много работать, и может заниматься ребёнком только в свободное от работы время. Однако количественный и качественный анализ результатов обследования развития связной речи детей из полных и неполных семей (таблицы 2, 3) дал возможность сделать следующий
вывод: структура семьи не оказывает существенного влияния на развитие речи детей (в полных семьях общий уровень развития связной речи составил 74 %, в неполных 72 %). Таким образом, гипотеза о том, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях не подтвердилась в силу некоторых причин: 1.в неполных семьях дефицит общения с матерью, как правило, компенсируется общением с другими близкими
родственниками; 2.мать, воспитывающая ребёнка одна, успевает, и зарабатывать деньги, и заниматься ребёнком (например, готовить его к школе); 3.общение с детьми в некоторых полных семьях сведено к минимуму; 4.малая выборка детей. Данное исследование позволяет заключить, что решающее влияние на развитие речи детей оказывает количество и качество их общения в семье. Однако мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно
как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитанию супругов как родителей. Глава III. Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста Чтобы у ребенка нормально шло общее развитие речи, необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию. От раздувания конфликтов в семье.
От семейного алкоголизма. От дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в поле, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития. Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в
смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые - не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.) которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание.
Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком
простым и главное говорить медленно, ясно и громко. Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-6 лет тоны и звуки ребёнок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, чётко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен
и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребёнку. [2] В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения (то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести - семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать
солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» - это значит, ребенок исследует мир. Ответы на вопросы – прекрасная возможность укрепить авторитет «Всезнающего» и самого умного. Важно что бы ответ взрослого не был намеренно ложным или же чтобы ребенок не получил ответ: «Какие дурацкие вопросы!». Иногда не удается ответить так, чтобы ребенку было понятно.
В этих случаях стоит сослаться на какое – нибудь сходное явление, которое ему уже известно. [8] Далее. Необходимо особенно внимательно относиться к периодам длительной болезни у ребенка. Помнить, что на время такой болезни развитие заметно притормаживается (а иногда даже наблюдаются случаи регресса) и по выходе из болезни ребенок нуждается в повышенном внимании старших, чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп. Наконец, следует помнить, что если отставание в развитии речи сделалось
совершившимся фактом, то оно вполне преодолимо. Первое, что должны сделать родители, заподозривши
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |