Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание толерантности подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А.НЕКРАСОВА» КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛ

ЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнила: студентка 5 курса Физико-математического факультета специальности «Информатика с доп .спец. математика» Лебедева Марина Александровна Научный руководитель: к.п.н доцент Уварова Л.Р. 2013 Содержание Введение 1. Толерантность как феномен педагогической теории. 2. Воспитание толерантности. 1. Принципы, нормы и правила успешного воспитания

2. Воспитание толерантности детей в учебном процессе. 3. Приемы воспитания толерантности 21 Заключение 24 Список литературы: 26 Приложения. 27 Тестирование для учащихся «Проявляешь ли ты толерантность?» 27 (по материалам газеты «ДОГ») 27 Тестирование для родителей «Толерантность по отношению к детям» 28 Введение Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно

Он учится находить любовь в этом мире. Дорис Лоу Ноулт. Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагоги

ке возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важ

но, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возр

астных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во вне учебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Цель курсовой работы: Изучить наиболее эффективные методы и приемы воспита

ния толерантности у подростков. Объект исследования: Процесс воспитания подростков. Предмет исследования: Методы и приемы воспитания толерантности подростков Задачи исследования: 1) Изучить современные подходы к воспитанию толерантности подростков в психолого-педагогической литературе. 2) Определить особенности воспитания толерантности во временном детском коллективе. 3) Выявить эффективные пути и средства воспитания толерантности в подростковом коллектив.

Методы исследования: • Изучение научной психолого-педагогической литературы. • Теоретический анализ. • Сравнение. • Наблюдение. • Изучение и обобщение психолого-педагогического опыта. 1. Толерантность как феномен педагогической теории. Понятие «толерантность» получило широкое распространение в конце 90-х годов XX столетия. Значение слова «толерантность» (от латинского tolerantia – терпение) связывается с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку осущес

твить для него свободу мысли и действия (Словарь по этике, 1985). Категория «терпимость-толерантность» прошла длительный путь становления, постоянно обогащая свое содержание. Толерантность в современной трактовке рассматривается как позиция человека, уважающего другого человека, это признание равенства, уважение к многомерности и многообразию человеческой культуры (Н.Н. Федотова, 2004). Толерантность в данном случае предусматривает диалогичность мышления «Я - Другой

». Термин «толерантность» стал наиболее употребляем в XX веке. Обращение к данной проблеме связано с событиями последних десятилетий. В результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Попытке решения этой мировой проблемы в настоящее время отдано роли моральной проблемы, социокультурного феномена. Толерантность не является самоцелью, она есть механизм, средство гуманного сосуществования в мире (П.К. Гречко, 2005). В Декларации принципов толерантности, подписанн

ой 16 ноября 1995 года в Париже, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». По мнению Д.А.Леонтьева, «Толерантность – это форма отношения к иному, отличающемуся, к разнообразному, к тому, что не совпадает как с моими индивидуальными особенностями, так и с привычными мне формами культуры» (Д.А. Леонтьев, 2009). Сущность толерантности – требование уважать права других, быть т

акими, каковы они есть, не допускать причинения им вреда (Б.Э.Риэрдон, 2001.). В более широком значении толерантность трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития». (А. Г. Асмолов, 2000). Несмотря на огромное количество определений данного понятия, наибо

лее объемным и многогранным является, на наш взгляд, следующее: «Толерантность – характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» (Г.Л. Бардиер, 2005). Данное понимание феномена толерантности можно считать интегральным, так как оно описывает не только сод

ержательную сторону понятия, но и дает характеристику индивидульно-психологических особенностей толерантной личности. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Оно означает, что каждый в праве придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, реч

и, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве н

еотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содействовать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники терпимости, выступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми, а также между этническими, социальными, культур

ными, религиозными группами и нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Анализ содержательной стороны толерантности позволяет выделить ее основные характеристики [10]: 1. Толерантная позиция характерна для сильной, зрелой личности или культуры,

имеющей опору в самой себе и не видящей угрозу для себя в том, что другие люди, социальные группы или культуры придерживаются иных взглядов и ценностей; слабую личность или культуру это обстоятельство пугает, из чего и вырастает интолерантное отношение. 2. Главное для содержательной характеристики толерантного отношения – не то, что оно связано с любовью, дружбой, уважением и принятием, а то, что оно исключает ненависть, вражду, презрение и отвержение. 3. Развитие толерантности, как в возрастном, так и в индивидуа

льном аспектах, представляет собой непрерывный и целостный процесс, в ходе которого развиваются и синтезируются в единое целое содержательные компоненты толерантности. Уровень развития каждого из компонентов определяет общий уровень развития толерантности и вносит вклад в своеобразие их итоговой целостности. 4. При формировании толерантности акцент должен ставиться на формировании социальной направленности формирующейся личности. Необходимо ориентировать личность на поиски возможностей самореализации в рамках социальной

деятельности, активное взаимодействие с социальным окружением в направлении развития конструктивных отношений. 5. Одним из основных условий формирования толерантности у личности является эмоциональное восприятие окружающей действительности. В коллективном творчестве, где цель может быть достигнута только благодаря совместным усилиям, осознание важности участия другого человека, его вклада в общую работу происходит через осознание своих эмоций и понимание переживаний партнеров по группе.

Непосредственное переживание человеком толерантных отношений приводит к формированию у него соответствующих толерантности личностных образований. 6. Личностное измерение толерантности включает в себя, прежде всего, ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают: ценность уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека, равноправие людей по отношению к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Личност

ное начало по отношению ко всем другим компонентам можно рассматривать как «системообразующий фактор», который предопределяет и интегрирует действие всех иных «периферийных» психологических составляющих толерантности. Это позволяет различать толерантность как преходящее состояние и как устойчивую личностную позицию. 7. Толерантность состоит в осознании и принятии человеком сложности, многомерности жизненной реальности и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительнос

ти, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Толерантность в когнитивном «измерении» ярче всего проявляется именно в ситуациях противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. – и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. 8. Толерантность в эмоциональном измерении проявляется, прежде всего, в способности к эмпатии. Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной

и безопасной атмосферы общения, таким образом, снижает напряженность и возможность обострения отношений, конфронтации и соперничества. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники, даже при различиях во взглядах, имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга.

Кроме того, само пребывание человека в состоянии эмоционального контакта с другими, «практика» эмпатии способствует развитию у него более тонкой чувствительности к нюансам внутренней жизни, что позволит увидеть и понять ее глубину, многомерность, неоднозначность. 9. Поведенческое измерение толерантности составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и спо

собностей, среди которых можно выделить: • способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения ( Я-высказывания и т.п. коммуникативные техники); • готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо о степени расхождения с их собственными взглядами); • способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, дос

тигать компромисс и консенсус); • толерантное поведение в напряженных ситуациях (при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок). Таким образом, вопрос толерантности, несмотря на всю свою многогранность, требует наибольшего изучения именно с педагогической стороны, поскольку является вопросом воспитания и становления личности, которое зависит непосредственно от педагога. Далее мы рассмотрим сущность воспитания толерантности, а также какими способами и методами можно воспользоваться в педагогическом процессе. 2. Воспитание

толерантности. 2.1. Принципы, нормы и правила успешного воспитания Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насил

ия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Ряд «золотых»правил воспитания для родителей [14]: 1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное 2. напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности: • терпение, • умение владеть собой, • доверие, • чуткость, • способность к сопереживанию, • снисходительность, • расположение к другим, • чувство юмора, • терпимость к различиям, • доброжелательность, • гуманизм, • любознательность, • умение слушать, • несклонность осуждать других, • альтруизм.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким

, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Итак, давайте рассмотрим, как могут быть взаимосвязаны процесс обучения и воспитание толерантности. 2.2. Воспитание толерантности детей в учебном процессе.

Воспитание толерантного сознания может эффективно осуществляться в рамках поликультурного образовательного пространства, что характерно для образовательной системы современной России. На данном этапе, когда пространство объединяется и взаимопроникновение культур неизбежно, важно понимать, чем является культура твоего этноса, а что каждый перенимает друг от друга. Понимание, что есть твой этнос, твоя культура, позволяет ребенку не потерять свою идентичность и сохранить

ценности, которые несет в себе новая культура. Важная роль в этом процессе отводится учителю – организатору учебного процесса. Гуманизация воспитания и образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия, о роли педагога в учебном процессе и роли учащихся – не как пассивных наблюдателей, как активно участвующих субъектов деятельности. Эти изменения предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к многообразию мнени

й, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, принятие себя и других, ответственность, гуманизм. Именно от педагогических усилий и личностных качеств формируемое у учащихся качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым, гуманным, уважительно относиться к чувствам других – позиция, норма жизни[4]. Организованный таким образом учебный процесс меняет смысл отношения «учитель-ученик». В центр таких отношений

выходит гуманно-личностная педагогика, в основу которой положены следующие принципы: • обучение и воспитание детей в коллективе; • связь воспитания с жизнью и практикой; • принцип эстетизации жизни ребенка; • принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативности и самостоятельности у учащихся; • принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; • принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны в его личности; • принцип увлечения перспективами учащихся, созда

ния ситуации ожидания завтрашней радости[13]. Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей. В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка. Правильное понимание ими толерантности предполагает приложение определенных усилий, создания ситуаций, способствующих проявлению

у ребенка сдержанности, уступчивости, терпимости. Проектируя и реализуя образовательный и воспитательный процессы важно учитывать общую закономерность: воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а та, в свою очередь, – становлению толерантной личности[1]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью ко

ммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе

. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений учащихся, учителю самому нужно понять важность процесса толерантных отношений. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства. Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, кот

орый любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком. Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценива

ния знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения. А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер ре

шаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки. Напряженными для педагога могут быть ситуации: 1) Взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требован

ий. 2) Взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме пед. нагрузки. 3) Взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями [14]. В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс. А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости н

еобходимо развивать толерантную культуру педагога. Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических разл

ичий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность

, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится. Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне д

иалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое соблюдение дистанции с учащимися (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не должно ассоци

ироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека. Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик?

Ведь ошибки могут совершать все. И у невыученного урока тоже могут быть свои причины, мало ли их у подростка? И еще большей любви и уважения заслуживает ученик, который, получив снисхождение, выучил, подготовил урок на следующий день, проявил уважение и к себе, и к учителю. Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает не уважающий других не получит уважения к себе кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением

ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе. Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников. Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не стоит забывать, что даже учителям всегда есть чему учиться. Таким образом, можно сказать, что вопрос толерантности в обучении необходимо начать рассматривать с самого корня проблемы – профессионально-педаг

огической толерантности учителя. Учитель, так или иначе, становится примером для учеников, и требовать от них доброжелательного отношения педагог может лишь в том случае, если сам является непосредственным примером подобного поведения. 2.3. Методы и приёмы воспитания толерантности Методы воспитания толерантности это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют следующие методы воспитания толерантности[1

2](Схема 1). В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либ

о социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. Схема 1. Методы формирования толерантных установок. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если

педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит

цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активно¬сти в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспи

тания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. В сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самоо

ценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задай. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравствен

ность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Метод дилемм заключается в совместном

обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по сле¬дующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при усл

овии, что каждая дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть, по возможности, простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполнен¬ные нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуац

иях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Приемы воспитания толерантности Бобинова С.В. разделяет приемы воспитания толерантности на несколько групп. Можно выделить следующие три группы приемов [6]: Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе: • Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в проц

ессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. • Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. • Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты. • Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не все

гда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером». • Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. • Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются прав

ила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. • Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся. Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие прие

мы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком. • Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. • Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. • Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая

вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. • Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. • Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое зав

ершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. • Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу. • Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). • Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенну

ю тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). • Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию. Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответс

твующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Заключение

Итак, рассмотрена проблема воспитания толерантности у подростков. В первой главе рассмотрено множество понятий толерантности. Не смотря на такое многообразие мнений по данному вопросу, в общем и целом понятие толерантности достаточно четко едино – это умение проявлять терпимость и уважение к окружающим, независимо от их личностных качеств. Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Совреме

нное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формировани

я толерантного сознания как стабильной личностной характеристики. При анализе литературы были изучены различные условия развития толерантности:  Воспитание толерантности в семье.  Воспитание толерантности в сфере образования и воспитания.  Воспитание толерантности в средствах массовой информации. Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться при посещении подростками тренинговых занятий, где каждый

подросток может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. Так же можно сделать вывод, что, требуя толерантного отношения от учащихся, учитель, в первую очередь, должен быть сам толерантен с ними. Во второй главе рассмотрены методы и приемы воспитания толерантности у уч

ащихся. На их основе могут быть составлены как классные часы для общего культурного развития, так и небольшие тренинги, игровые занятия и прочее. К тому же мы можем сказать, что занятия на данную тему должны быть проведены не только с учениками, но и с родителями. Целью работы было изучение методов и приемов воспитания толерантности для детей подросткового возраста. Можно считать, что поставленная цель достигнута, а также отчасти закреплена практически.

По данной теме был проведен классный час у 8 «А» класса гимназии №28. В ходе классного часа мы рассмотрели понятие толерантности, попытались объяснить данное определение своими словами на основе притчи о прощении и терпении, выяснили, какими качествами должен обладать толерантный человек и в заключении каждый нарисовал себе памятку о качествах характера, которых ему не хватает, чтобы назвать себя толерантным. Список литературы: 1. Абакумова И.В Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании

// Вопросы психологии. – 2003 № 3. 2. Алексеева Е.В Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе СПб.: СПбАППО, 2003. 3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. 4. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в политкультурном об

разовательном пространстве // Начальная школа. – 2006 № 6. 5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности СПб.: Изд-во С Петербургского университета, 2005. 6. Бобинова С.В. «Приемы воспитания толерантности», Имидж №5 2005г. 7. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).

— М.: Смысл, 1999. 8. Гречко П.К. О границах толерантности // Свободная мысль - XXI 2005 № 10.). 9. Клёнова Н.В. Как воспитать толерантность? // Дополнительное образование и воспитание. – 2006 № 3. 10. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009 № 5. 11. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру! – М.: Бонфи, 2001. 12. Рожкова М.И. Байбородова Л.В Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Яро

славль, 2003. 13. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996 14. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гуссейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1985. 15. Стольная Ю.В «Толерантная культура педагога». 16. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки 2004 № 4. Приложения. Тестирование для учащихся «Проявляешь ли ты толерантность?» (по материалам газеты «

ДОГ») Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным. 1. Для того, чтобы не было войны а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда! б) Нужно понимать, почему они происходят. 2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность а) Это тебя не интересует. б) Ты хочешь узнать об этих героях. 3. Ты противостоишь насилию а) Насилием. б)

Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ. 4. Один товарищ тебя предал а) Ты мстишь ему. б) Ты пытаешься объясниться с ним. 5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны а) Ты об этом услышал и забыл. б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность. 6. Ты не согласен с кем-то а) Ты не даешь ему говорить. б) Ты все-таки слушаешь его. 7. В классе ты уже ответил а) Тебе хочется отвечать е

ще. б) Ты предоставляешь возможность другим ответить. 8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами. б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами. Теперь подсчитайте, сколько ответов под буквой «б» у вас получилось. Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарн

ым, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается. Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью. Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым!

Давай, приложи еще немного усилий. Тестирование для родителей «Толерантность по отношению к детям» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один. 1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы: а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола; в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все. 2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы: а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы: а) начнете его ругать, кричать; б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор. 4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки: а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков; б) пытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой: а) не выяснив причины, начинаете ругать; б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет; в) накажете. Теперь подсчитайте, каких ответов у вас больше. Под каждой буквой прочтите мнение о себе. А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности. Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося

научить его отвечать за себя и свои поступки. В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.