МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №60 Факультет «Повар - кондитер» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Способы отделки» Студента 3 курса факультета «Повар - кондитер» Курганинск 2004 План Введение 1.Рисование. 1.Цель и задачи рисования 2.Рисование плоских предметов геометрической
формы 2.Лепка. 1.Основы лепки 2.Инструменты и материалы для лепки 3.Лепка растительного орнамента Заключение Литература Введение Декоративно-художественное оформление (украшение поверхности) таких кондитерских изделий, как торты и пирожные, требуют определенных знаний и практических умений в области изобразительной грамоты. Навыки грамотного рисования и лепки нужны кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление.
Целенаправленной систематической работой в изучении курса «Специальное рисование и лепка», который преподается в профессиональных учебных заведениях, готовящих кондитеров по выработке тортов и пирожных, можно воспитать у учащихся потребность именно в таком творческом труде. 1.Рисование. 2.Цель и задачи рисования Важнейшее условия успешного обучения рисованию – систематическое и последовательное изучение следующих основ изобразительной грамоты: перспективы, линейно-конструктивного
построения формы предмета на плоскости, законов светотени, цветоделения и композиции. В наше время изобразительные навыки практически необходимы представителям многих профессий, как способы познания мира, как графическое выражение мысли и т.п. Педагог, например, имеющий навык рисования, значительно быстрее и, главное, доходчиво донесет до учащихся свою мысль в виде изображения мелом на доске. Идея инженера, воплощенная в сделанном им самим наброске
карандашом хотя бы на клочке бумаги, становится зафиксированной формой будущей конструкции или сооружения в их первоначальном виде. Естествоиспытатель, натуралист просто не могут обойтись без изобразительной грамоты, хотя и не являются художниками. Изобразительными навыками должен овладеть и будущий кондитер по выработке тортов и пирожных. Его предстоящая трудовая деятельность связана с умением украсить поверхность изделия композицией, выражающей название изделия или посвященной какому-либо событию (праздник, юбилей,
торжество и т.п.), нанести растительный орнамент, изобразить фигурки животных и т.д. Кондитер, овладевший навыками практического рисования, сумеет более профессионально и эффективно оформить поверхность торта. Он разрабатывает композицию украшения изделия как определенную конечную организацию всей формы продукта, и такая способность связана с изобразительными навыками. Зрительно можно вообразить предмет или явление таким, каким рисующий видит его в данный момент, а также
таким, каким видел когда-то в прошлом или мог увидеть. Средства рисунка позволяют сочинить фантастические образы, представить необычные явления. Такая гибкость форм выражения и сочинения, видимых объектов делает рисование основой развития творческого воображения и фантазии, необходимых будущим кондитерам. В процессе практического изучения предмета «Специальное рисование» у учащихся совершенствуется зрительная
память и зрительные представления, развиваются творческие способности. В каждом новом упражнении рисующий оттачивает технику работы карандашом или красками, что усиливает интерес к предмету, желание работать больше. Курс рисования в подготовке кондитеров своей основной целью ставит приобретение учащимся профессиональных знаний, умений и навыков, овладение ведущим элементом любого изображения – композицией на основе образного мышления.
Уроки рисования способствуют формированию эстетического отношения к миру прекрасного. Ценность занятий изобразительной деятельностью еще и в том, что они развивают зрительную память. В задачи предмета «Специальное рисование» для подготовки кондитеров входят: а) изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие законы выполнения рисунков; б) развитие пространственного мышления; в) усвоение законов композиции, техники рисунка и последовательности его выполнения; г) ознакомление
с понятием формы предмета и основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветных отношений. 2.Рисование плоских предметов геометрической формы. Начальные упражнения по рисованию. В любом рисунке каждое прикосновение карандаша к бумаге уже несет определенный смысл, связанный с тем, что здесь в качестве элемента изображения выступает что-либо характерное, имеющее конкретные очертания, что-то напоминающее зрителю.
У профессионального художника в этом элементе изображения сразу видны геометрическая правильность очертаний, разумное сочетание штрихов и линий. Он этому научился, работая в студенческие годы упорно, настойчиво и терпеливо над всеми заданиями, даже если они ему иногда казались скучными и неинтересными, шел к профессиональному мастерству трудно, овладевая необходимыми теоретическими знаниями и умениями. Первые практические упражнения, направленные на освоение техники рисования, следует начать с проведения
от руки прямых линий и делением их на четное и нечетное число равных частей. Однако начинающему рисовать провести прямую линию от руки нелегко. Происходит это и от неуверенности, и от привычного использования в таких случаях линейки. Неуклюжие следы карандаша на бумаге разочаровывают учащегося, ему хочется взять линейку. Этого делать не следует. Учиться рисовать – значит постепенно обретать знания, умения, навыки, уверенность
в себе, твердость руки, все более умело держащей карандаш. Итак, все линии в рисунках проводят от руки. Первое упражнение – проведение прямых линий в горизонтальном направлении. Прежде чем провести первую прямую, нужно освоить движение руки слева направо, обязательно с карандашом. Такая «гимнастика» движений руки, правильно держащей карандаш, помогает рисующему обрести легкость и свободу и в нужный момент начать проведение прямых, одновременно следя за горизонтальной
кромкой листа бумаги, как за ориентиром параллельности проводимых линий. Вскоре каждая новая прямая становится все более точной и четкой, и учащийся начинает замечать, что его постепенно оставляют скованность и напряженность. Большую пользу рисующему в этих первоначальных упражнениях приносит приколотый к планшету лист бумаги, который должен быть неподвижным, что развивает двигательную координацию руки, глазомер и чувство пропорции.
Вредная привычка вращать бумагу при выполнении рисунка тормозит процесс обучения рисованию. При неподвижности бумаги начинающий рисовать постоянно видит горизонтальные и вертикальные кромки листа, строго параллельные краям планшета, а это способствует собранности и «корректирует» глаз при построении вертикальных и горизонтальных направлений формы предмета. В процессе проведения прямых линий полезно работать обеими руками, выполняя задание одновременно двумя
карандашами и в разных направлениях. Такое занятие раскрепощает рисующего, а результаты работы придают уверенность в своих силах. Второе упражнение – проведение прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями. Эти упражнения направлены на дальнейшее развитие глазомера и чувства пропорций. Одна из основных задач изучения основ изобразительной грамоты – соблюдение пропорциональных отношений. Чувство пропорций развивается при делении прямых линий на равные отрезки.
Сначала линию делят пополам, затем на четыре равные части, на восемь и более четных частей. Труднее делить прямую на нечетное число равных частей. При выполнении этого упражнения следует учитывать, что деление прямых линий на равные части требует большой активности и дисциплины учащихся. 2.Лепка. 2.1.Основы лепки. Одно из древнейших искусств на нашей планете – изобразительное – складывается из следующих видов –
живописи, графики и скульптуре. Два первых вида все свои изображения связывают исключительно с плоскостью, а вот третий – скульптура – выглядит в своих изобразительных формах реально объемной, то есть служит частью объективно существующего пространства. При создании скульптурного изображения художник использует различные пластичные материалы. В техники скульптуры (от лат. sculpere – вырезать, высекать) автор удаляет лишние части материала – лепит, вырезает, высекает и т.п.
Если, например, живописец в картине использует пропорциональные натуре оттенки цвета, то скульптор придает художественному образу убедительность и целостность через объемность формы. Итак, главная особенность скульптуры – объемно-пластическая, трехмерная форма. Объем в скульптуре то же, что цвет в живописи или тоновое пятно в графике. Профессиональный скульптор, как и живописец, и график это художественно одаренный человек, способный
решать задачи образного воплощения задуманной творческой идеи. Он обладает высокоразвитым чувством глубины формы и целостным ее восприятием (умением видеть общее, целое). Материалы для создания скульптуры – глина, пластилин, воск, дерево, мрамор, гранит, известняк, песчаник, бронза, чугун, нержавеющая сталь и др. – обладают различными свойствами, позволяющими в работе с ними добиваться разных художественно выразительных возможностей.
Мягкая, податливая глина, например, создает в объеме любые детальные подробности, а такой твердый минерал, как гранит поддается только для передачи форм обобщенных без какой-либо детализации. 2.2.Инструмнеты и материалы для лепки. Любые лепные работы выполняют пальцами и ладонями: скатывают бесформенную массу пластилина или глины, сплющивают, сдавливают, оттягивают, заглаживают объемную форму и т.п. При мелкой и аккуратной отделке поверхности изображаемого предмета используют специальные инструменты
– деревянные стеки и пластмассовые лопаточки. Стеки и лопаточки нужны для срезания лишних пластов глины или пластилина, заравнивания поверхностей, выполнения углублений, работы в местах изгиба формы, нанесения фактуры и т.д. Работающему с пластичным материалом следует иметь небольшую по размеру дощечку из фанеры средней толщины. Она служит подставкой и позволяет соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. Чтобы пластилин не прилипал к дощечке, ее предварительно покрывают олифой.
В работе над изготовлением макетов тортов понадобятся в качестве каркасов плотные картонные коробки разных форм и размеров. Мягкий пластичный материал – пластилин – это искусственная масса, приготовляемая из глины, воска, сала, не засыхающая, позволяющая лепить из нее небольшие по размерам фигуры. Вылепленные из пластилина фигуры не изменяют своей формы, не растрескиваются, как фигуры из глины, которую в работе постоянно нужно поддерживать во влажном состоянии.
Главное достоинство пластилина, в отличие от всех других мягких скульптурных материалов – его постоянная пригодность к употреблению. Достаточно немного помять пластилин пальцами, чтобы он размяк и стал подвижным, очень гибким. Кроме того, ценно в этом материале то, что он не прилипает к рукам. Промышленность выпускает пластилин в виде разноцветных брусков. Если для работы нужна одноцветная масса, все бруски смешивают (однотонный пластилин обеспечивает целостное
восприятие вылепленной формы). В лепке фруктов, овощей, наоборот, незаменим цветной пластилин, особенно приближающийся по тону к тому или иному дару природы. 2.3.Лепка растительного орнамента. Приступая к работе с пластилином, для создания объемных изображений, следует ознакомиться с таким понятием, как рельеф. Ранее уже упоминалось о том, что скульптурные произведения рассматривают со всех точек зрения (это
так называемая круглая скульптура), а также видят их в непосредственной связи с плоскостью (рельеф). Рельеф в скульптуре существует с древнейших времен и до наших дней. Великое творение древне древнегреческой рельефной скульптуре - горельефной фриз Пергамского алтаря, изображающий битву богов с гигантами. Рельеф (от итал. relef – выпуклость, выступ) имеет ряд условностей, вытекающих из существа объемного
изображения предметов в сокращенном виде. Эта особенность происходит из-за бинокулярного несовершенства нашего зрения (бинокулярное зрение – обычное зрение двумя глазами) мы отлично видим на расстоянии и даже определяем размеры по горизонтали и вертикали, а вот третье измерение – в глубину – воспринимаем с искажением действительных размеров и очертаний. Происхождение и существование рельефа стало возможным из-за этой особенности зрения людей. Различают два вида рельефов – барельеф и горельеф.
Рельеф, в котором выпуклое изображение почти уплощенно, т.е. едва выступает из плоскости, называется барельефом. Высокий рельеф носит название горельефа. Здесь изображение часто полностью выступает из плоскости, становящейся для него фоном. Первым упражнением в лепке следует избрать работу с натуры по изображению растительного орнамента. Скульптурное изображение орнамента, как правило, рельефное.
Лепные орнаментальные украшения снаружи и внутри зданий в виде геометрических растительных элементов, предметов быта, различной атрибутики и т.д. были широко распространены в прошлые века. Встречаются такие украшения и в современных сооружениях. Орнаментальными композициями декорированы, например, многие станции московского метрополитена. Для первого упражнения целесообразно использовать гипсовую модель простого и понятного по форме, немного
выступающего над плоской поверхностью квадратной плиты, стилизованного трилистника. Трилистник представляет собой симметричную форму, имеющую вид широкого черешка с двумя боковыми, круглыми листьями и одним центральным, возвышающимся над ними. Как рисовать, так и лепить с натуры вовсе не означает работать «по поводу натуры». Работа с натуры предполагает постоянное изучение изобретаемого предмета на протяжении всего времени
ее выполнении и всегда оказывается лучшим способом осознанного овладения изобразительными навыками. Перед работой с пластилином делают карандашный эскиз на бумаге трилистника примерно в четверть размера натурной модели. Эскиз нужен для разметки на нем линейной сетки, которая позволит более точно перенести очертания орнамента непосредственно на пластилин. После этого на подставку из фанеры накладывают кусок однотонного пластилина и бутылкой до толщины не более 1 см с ровной поверхностью.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы «лепешка» была по возможности ближе к квадратной форме с размером стороны не менее 15 см. Стекой подрезают стороны для придания плите правильной квадратной формы. Высчитав размеры клетки для плиты, наносят стекой, пользуясь линейкой, сетку и уже окончательно уточняют форму квадратной поверхности. Затем, воспользовавшись карандашным эскизом, острым концом стеки делают рисунок на пластилиновой плите. Имея сетку, рисунок орнамента сделать легче и точнее.
Из размягченного пластилина отделяют небольшие кусочки и рукой сплющивают их. Придерживаясь границ формы прорисованного трилистника, накладывают сплющенные кусочки материала на поверхность плиты, наращивая таким образом объем. Постепенно модель рельефного орнамента в пластилине приобретает в общих чертах форму натуры. Когда можно убедиться в достаточной определенности объема, стекой конкретизируют отдельные участки рельефного изображения и окончательно уточняют форму трилистника.
По завершении этого этапа работы, пальцем заглаживают поверхности, обобщая рельеф. На следующем занятии работа с натуры усложняется лепкой барельефа либо ветки винограда с листьями и кистью, либо дубовой ветки с желудями. Здесь учащимся приходится решать несколько иные задачи по сравнению с выполнением первого рельефа. Листья того или иного растения имеют разную длину и толщину, и по-разному выступают над поверхностью из-за характерных изгибов и очертаний, и эти размерные отношения определяются
на глаз. Но, тем не менее, в этих упражнениях необходимо попытаться добиться и точности, и передачи существенных признаков натуры, и даже проявить творческие устремления. На примере первых упражнений в лепке рельефного орнамента проходит усвоение как закономерностей восприятия особенностей рельефа, так и принципов изображения. Заключение Изучение изобразительной грамоты и композиции – сложный познавательный процесс, важнейшее
место в котором занимает эмоционально-активное и творческое отношение обучаемых к явлениям окружающей действительности. Композиция декоративной отделки поверхности кондитерских изделий означает организацию внешней формы пирожного или торта. Красочное оформление высококалорийного продукта становится результатом творческого подхода кондитера к своему труду. Безусловно, что только практическая деятельность учащегося, помноженная на целенаправленность, саморазвитие при изучении основ изобразительного грамоты, воспитывает
точный глаз и чувство красоты. Будущим кондитерам в период обучения следует постоянно помнить, что быть творческим человеком - это, прежде всего, уметь размышлять и находиться на уровне передовых идей своего времени. Литература 1.«Рисование и лепка для кондитеров» - Москва, 1998 г. А.Ф. Шембель
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |