ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 0 . ИСЛАМ ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ 4 0 .0 . Ритуальное омовение 4 0 .0 . Рождение ребенка в мусульманской семье 7 0 .0 .0 . Первый вдох - первое слово 7 0 .0 .0 . Сладость первых мгновений 8 0 .0 .0 . Волосы - на вес золота 8 0 .0 .0 . В день воскресения вы будете созваны вашими именами 9 0 .0 .0 .
Вознеси благодарность господу 10 0 .0 .0 . Обрезание - знак покорности аллаху 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящей контрольной работы - ислам традиционная обрядность в исламской культуре. Мной будет применяться метод исследования заключающийся в изучении материала темы. Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств - под палящим ближневосточным солнцем возникло
в разные времена три религии - иудаизм христианство и ислам. Все три вероисповедания очень тесно переплетены все три прославляют единого Бога называемого в исламе Аллахом во всех трех общим праотцом считается один и тот же человек - мусульмане называют его Ибрахим в славянском переводе Библии его имя звучит как Авраам поэтому все три религии называются авраамическими - исламские общины имеют значительное влияние
в нашей стране в России а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ Поволжье Урал часть центра. Численность населения исповедующего ислам насчитывает примерно 0 0 миллионов человек. Слово ислам в переводе с арабского означает покорность и основное содержание этой
религии можно пожалуй свести к двум положениям нет бога кроме Единого Господа и Мухаммад - пророк Его. На Коране и хадисах основан шариат - исламский закон. В мусульманстве не существует священничества подобного христианскому. Главой мечети выбирают одного из прихожан уважаемого всей общиной изучившего Коран и хадисы разбирающегося в мусульманском праве.
Такого человека называют имамом. Имам назначаемый в мечеть для произнесения хутбы - проповеди называется имамом-хатыбом. Несмотря на обилие в исламе различных течений главными из которых являются суннизм и шиизм среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей объединенных общей верой традициями начальной историей и интересами в современном мире и вера эта реализуется в том числе в обрядовых действиях Один из основных обрядов суннат обрезание.
Мальчиков в семилетнем возрасте подвергали этой операции. Этот обряд символизирует взросление ребенка переход его в новое взрослое состояние. Вытерпеть боль дело чести мальчика. После обрезания мальчика более не возвращают на женскую половину и приобщают к мужчинам семьи. Обрезание сопровождается праздником той на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.
Важные семейные обряды в жизни мусульманина свадьба рождение ребенка особенно сына. И наконец последний из серии обрядов сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни похороны. Умершего мусульманина хоронят в день смерти при участии духовных лиц читающих заупокойные молитвы из Корана. Тело кладут в могилу завернутым в саван без гроба головой к Мекке. Кроме этих важных обрядов существуют и многие другие в том числе вызванные к жизни нормами адата.
Например обычай выплаты калыма за невесту деньгами или отработкой в хозяйстве будущего тестя. Именно в этом свете появляется особый интерес к культурным и обрядовых традиций ислама. 0 . ИСЛАМ ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ 0 .0 . Ритуальное омовение В исламе существует очень сложная специфически восточная обрядность связанная с религиозными отправлениями и праздниками. Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из
главных атрибутов ислама без которых нельзя себе представить эту религию. Обряды и праздники ислама соблюдаются по особому мусульманскому календарю. В шариате до мельчайших подробностей разработаны правила и ритуал совершения молитвы поста погребения паломничества. Шариат узаконил и обряд обрезания несмотря на то что об этом ритуале ничего не говорится в Коране. Знание мусульманских обрядов и праздников дает ключ к пониманию многих обычаев и традиций
народов исповедующих ислам к психологии верующих мусульман. Обряды ислама являются неотъемлемой и очень важной частью быта и сознания верующих. Обряду мусульманской молитвы предшествует обязательное ритуальное омовение без которого молитва считается недействительной. Шариат требует совершать омовение в следующих случаях 0 в связи с молитвой 0 во время паломничества обхода вокруг Каабы 0 если человек дал клятву совершить омовение 0 в случае обета телом
коснуться Корана и 0 ритуальное омовение совершается над ними если Коран или лист из Корана или бумага на которой написаны имя Бога или Пророка Мухаммеда или имена шиитских имамов у шиитов упали в грязное место. Если Коран переведен с арабского на другой язык и напечатан не арабской графикой шариат допускает прикосновение к такому Корану без совершения обряда омовения. Это доказывает что лишь
Коран на арабском языке и напечатанный арабской графикой считается Священным. Обязательное ритуальное омовение шариат устанавливает также 0 после полового сношения 0 после менструации 0 после родов 0 после прикосновения к трупу 0 омовения трупа 0 омовения при даче клятвы и обета. Шариат требует от верующих строгого соблюдения правил ритуального омовения. Оно осуществляется двумя способами водой и песком.
Омовение водой бывает нескольких видов полное погружение в воду купание в реке или бане для удовольствия и мытья не считается омовением погружение в воду рук и лица так называемое иртимаси омовение путем смачивания водой определенных частей тела. Условия ритуального омовения водой по шариату следующие. Вода которая предназначена для омовения должна быть чистой и не украденной. Запрещается использовать для омовения воду которая содержится в золотой или серебряной посуде.
Прежде чем приступить к омовению шариат требует совершить туалет если в этом есть нужда. Если человек после омовения помочился то он может совершать молитву только после вторичного омовения. Если у верующего во время молитвы возникло сомнение в том правильно ли он совершил омовение молитва его считается недействительной и он должен прервать ее. Шариат установил строгий порядок совершения омовения нарушение которого делает этот ритуал недействительным.
Порядок омовения всего тела таков. Сперва моют голову и шею затем правый и левый бока тела и т.д. При этом без погружения всего тела в воду сначала моют руки и лицо затем смачивают лоб и ноги поглаживают их мокрой рукой причем лицо смачивают ото лба вниз к концу подбородка что же касается ног то сперва поглаживают пальцы а затем ступню. Омовение без снятия обуви и чулок недействительно. Однако последнее возможно в случае сильного мороза или опасности что могут украсть обувь или что насекомые
могут ужалить открытую ногу. Ритуальное омовение сопровождается чтением определенных молитв различных для каждой части тела что очень осложняет исполнение обряда и требует от верующего знания всех этих молитв. Например перед началом омовения человек обратив свой взор в воду должен сказать Во имя Бога клянусь Богу который сделал воду чистой и не сделал грязной прежде чем начать мыть руки О Бог прими меня в число кающихся и в число очищенных когда полощут рот
О Бог будь моим свидетелем в день встречи с Тобой. Приучи мой язык к поминанию Тебя когда входит в ноздри О Бог не запрещай мне райские ветры прими меня в число тех кто чувствует запах райского ветра его духа и красоты когда моет лицо О Бог сделай мое лицо белым когда моет правую руку О Бог представь мне книгу мою справа и вечность в раю слева при мытье левой руки
Бог мой не передавай мне Книгу мою со стороны Севера и за спиной и не сделай ее связанной с моей шеей. Прибегаю к Тебе от огня ада когда мокрой рукой поглаживает голову О Бог не откажи мне в твоей милости благословении прими мое покаяние а ноги О Бог укрепи мои ноги когда путь становится скользким сделай мое стремление угодным Тебе. О обладатель богатства и щедрости. Шариат требует вовремя начать омовение чтобы успеть к молитве.
Омовение считается недействительным если омытые лицо и руки успевают высохнуть до омовения ног. Части тела которые подлежат омовению следует мыть по порядку так чтобы все были мокрыми. Шариат устанавливает особые правила ритуального омовения для людей имеющих телесные повреждения и раны. Такое омовение называется джабрие вынужденное. Так если человек имеет на руке рану которой может повредить вода во время омовения он должен снять повязку и помыть вокруг раны.
Если и этого сделать нельзя шариат требует чтобы повязка была заменена после чего мокрой рукой надо поглаживать ее поверхность или же совершить омовение песком. Ритуальное омовение песком - очень древняя традиция жителей пустыни где не всегда можно достать воду. Омовение песком называется таййом. Здесь мы имеем дело также с древней народной медициной. Накаленный горячий песок имеет свойство убивать микробов и очень удобен для удаления пятен с одежды
и всякой грязи. Для омовения такого рода используют песок землю глину и т.д. Шариат допускает также омовение алебастром известью но только не калеными. 0 .0 . Рождение ребенка в мусульманской семье Какое слово первым слышит любой мусульманский младенец Что такое азан Чем руководствуются мусульмане при выборе имени ребенку Можно смело утверждать что из немусульман на эти простейшие для приверженцев ислама вопросы ответят
считанные единицы. А между тем по разным оценкам в России от 0 -0 0 до 0 0-0 0 млн. мусульман. Причинами столь большого разброса статистических данных предоставим заниматься социологам и религиоведам но ведь даже по самым скромным подсчетам число российских мусульман сопоставимо с населением скажем Финляндии Появление на свет каждого нового человека мусульмане считают великим даром
Аллаха одним из наиболее значительных событий в жизни семьи. В шариате оговорены положения регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка. 0 .0 .0 . Первый вдох - первое слово Первым словом которое слышит мусульманский младенец бывает слово Бог. Как только малыш рождается в его уши проговаривают слова восхваления
Всевышнего в правое ухо - так называемый азан призыв к молитве а в левое - икамат т.е. второй призыв к молитве. Как правило это делает отец. Этот обряд полон глубокого смысла. Согласно исламу Сатана враг людей с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека дабы совратить его с пути истинного. Поэтому очень важно чтобы призыв к Богу коснулся слуха младенца раньше чем зов Сатаны.
Слова веры в Бога и верности Ему будут сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле. 0 .0 .0 . Сладость первых мгновений После того как младенец услышал божественные слова шариат рекомендует помазать ему губы и полость рта финиковой массой. Делается это следующим образом. Кто-то как правило мать младенца тщательно прожевывает финик после чего берет пальцем небольшую его часть и кладет в рот новорожденному.
Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта малыша так чтобы сладкая масса распределилась по всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт. Все эти действия сопровождаются чтением заздравных молитв и добрыми пожеланиями ребенку. Считается что подобный массаж полости рта укрепляет мышцы участвующие в сосании и способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди. Согласно преданию первый раз эту процедуру проделал сам
Пророк Мухаммад над новорожденным сыном одного из своих последователей. 0 .0 .0 . Волосы - на вес золота Через семь дней после рождения ребенка по завету Пророка желательно побрить ему голову и раздать нищим и страждущим серебро или золото вес которого равен весу сбритых волос или денежную сумму соответствующую этому количеству драгоценного металла. Что делают если на голове только что родившегося малыша вовсе нет волос
Просто раздают милостыню причем обычно весьма и весьма щедрую тем кто в ней нуждается. 0 .0 .0 . В день воскресения вы будете созваны вашими именами Выбор имени необычайно важен для мусульманина. Относительно срока наречения имени существуют некоторые разногласия. Одни настаивают на том что имя дается ребенку на седьмой день после рождения. Другие утверждают что имя может даваться и в день рождения ребенка.
Важен не столько день сколько отношение к этому серьезнейшему в жизни человека событию. Известны например такие слова Пророка Поистине в день Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами. Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков и ангелов. Вполне естественно что особым почетом пользуется имя первого не по времени а по значению
из пророков Мухаммада. Говорят что дом где есть имя Мухаммад наделяется особым уделом. Есть и другие рекомендации по наречению имени. Человек на которого возложена ответственность за ребенка должен позаботиться в том числе и о том чтобы ему не дали имени задевающего его достоинство имени которое может оказаться поводом для насмехательств. Рассказывают что сам Пророк изменял неблагозвучные имена.
Так например девушке по имени Асия непокорная строптивая он дал новое имя - Джамиля красивая. К предпочтительным мужским именам помимо имен пророков и ангелов относятся имена в которых присутствует корень абд раб в сочетании с одним из девяноста девяти имен Всевышнего Абдулла раб Господа Абдуррахман раб Милостивого и др. Однако мусульманин - раб одного только Бога поэтому недопустимыми считаются такие например имена как
Абдул-Мухаммад раб Мухаммада - ведь при всем благоговении перед Пророком нельзя быть Его рабом. Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи Пророка Фатима Хадиджа Зайнаб и т.д. 0 .0 .0 . Вознеси благодарность господу Согласно шариату в знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно если есть на то материальная возможность на седьмой день после его рождения принести в жертву барана.
При рождении девочки надо заколоть одного барана а если родился мальчик в жертву приносится один или два барана - в зависимости от материального положения отца. В современных условиях крупного города принести в жертву животное не так-то легко. Но выход есть мусульмане ездят в пригороды где разводят овец и осуществляют обряд жертвоприношения там а домой привозят мясо жертвенного животного. Обычай этот люди далекие от ислама могут счесть экзотическим
а то и варварским. Однако речь не идет о том что жертва нужна Господу - Всевышний по определению Его сущности не нуждается в какой бы то ни было жертве. В жертвах нуждается не Бог - она нужна людям Ни мясо ни кровь их жертвенных животных не дойдут до Бога но доходит до Него богобоязненность ваша - говорится в Коране. 0 .0 .0 . Обрезание - знак покорности аллаху
Усечение крайней плоти или обрезание - обычай очень древний и присущий не только исламу. Мусульмане совершают над мальчиками этот обряд в знак того что родители сами полностью покорившись Аллаху предают Его воле и свое дитя. Обрезание совершается человеком имеющим медицинское образование и религиозно грамотным в этом вопросе. Обрезание может проводиться как на дому с выездом врача так и в любой больнице где работает хирург. Относительно сроков обрезания единого мнения нет.
Большинство специалистов в области исламского права считают что обрезание лучше всего совершать в тот же день что и бритье волос младенца т.е. на седьмой день после рождения. В некоторых странах например в Турции обрезание по традиции совершается над 0 -0 0-летними мальчиками. И уж во всяком случае обряд обрезания должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия. В понимании мусульман способность иметь детей - величайшая
Божия благодать а в брак вступают не только и не столько для удовлетворения на законных основаниях своих плотских потребностей сколько для того чтобы родить и вырастить достойных детей. Основное бремя - столь же почетное сколь и ответственное - воспитания детей ложится конечно на мать. Мусульмане говорят Мужчина - глава своей семьи и в Судный день ему предстоит держать ответ за то что возложено на него.
Женщина - глава в доме мужа своего и в Судный день ей предстоит держать ответ за то что возложено на нее. Поэтому муж и жена в мусульманстве - не повелитель и раба их отношения строятся на взаимном уважении и заботе о благе семьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мной проделана работа по изучению вопросов традиционная обрядность в исламской культуре. В заключении по итогам работы можно сделать следующие выводы. Большинство татар традиционно исповедует ислам в форме суннизма.
Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют ураза рамазан и курбан-байрам. Из домосульманских верований сохранялись культ предков культ животных тотемизм вера в духов - хозяев явлений природы жилищ усадеб астрально-мифологич. представления вера в духов-идолов покровителей семьи общины личных покровителей. Браки заключались через сватовство добровольный уход и насильственное умыкание невесты. Основными этапами первой формы брака остальные формы брака в советский период исчезли были
сватовство кыс сурату сговор о калыме и приданом совет о проведении свадьбы кингаш собственно свадьба туй приветствие женихом родителей невесты салом перевоз молодой в дом мужа куч визит новобрачных в дом родителей молодой турген. Как правило невесту для сына подыскивали сами родители существовали ограничения на браки с родственниками - такие браки считались возможными только в третьем поколении. Мусульмане строго следуют обряду обрезания. Обряд обрезания крайней плоти широко практиковался у арабов
как и у других семитских и кочевых народов а также у древних египтян как часть обряда инициации т.е. вступления юноши во взрослую жизнь задолго до принятия Ислама. Коран не упоминает о необходимости совершения этого обряда. Из этого следует что он был настолько общепринятым обычаем что о нем не нужно было особо и говорить. После распространения Ислама в период массового перехода язычников в мусульманство обрезание стало
рассматриваться как символ введения нового человека в мусульманскую общину. Постепенно этот обряд получил обоснование в шариате. Обрезание - это большой пышно отмечаемый семейный праздник. Ему предшествует проверка знания основных молитв. Мальчику внушают что он становится мужчиной и должен быть храбрым и сильным не бояться боли.
Его стригут купают наряжают в красивый костюм через плечо ему вешают ленту с надписью машааллах это угодно Аллаху. На церемонию приглашается много гостей - родственников соседей друзей и знакомых. Они сопровождают мальчика превращая нелегкую для него процедуру в праздник. Дальнейшее изучение темы обрядов в исламе может быть продолжено на основании списка литературы расположенного в конце работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб.пособие для вузов - М. Кн.дом Университет 0 0 0 0 0 0 0 с. 2. Копылов В.А.География населения. Учеб.пособие. Моск.пед.ун-т - М. 0 0 0 0 0 0 0 с. 3. Максуд Рукайя Ислам. Пер.с англ.В.Новикова - М. ГРАНД Фаир-Пресс 0 0 0 0 0 00 с. 4.
Малерб Мишель Религии человечества - М. СПб Рудомино Университетская книга 0 0 0 0 0 0 0 с. 5. Типсина А.Н. Буряковский А.Л.История религии. Лекции прочитанные в Санкт-Петербургском университетеУчеб.пособие для вузов. Науч.ред. А.Н.Типсина - СПб. Лань 0 0 0 0 0 0 0 с.
6. Элиаде Мирча Кулиано Ион Словарь религий обрядов и верований. При участии Г.С.Винер - М. Рудомино Университетская книга 0 0 0 0 0 0 0 с. 7. Энциклопедия обрядов и обычаев - СПб. Респекс 0 0 0 0 0 0 0 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |