РЕФЕРАТ По предмету История великих стран и цивилизаций ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ИСЛАМ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕСтр. 00. ИСЛАМ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕСтр. 0. Аравия до исламаСтр. 0. Ханифы и мухаммедСтр. 0. Учение мухаммедаСтр.
0. Мухаммед в Медине. ХиджраСтр. 0. Первые выборные халифыСтр. 0 0.0. Али и шиитыСтр. 0. Омейяды и суннизмСтр. 0. Арабские завоевания Стр. 0. Халифат аббасидовСтр. 00. Сельджуки и османская империяСтр. 00ЗАКЛЮЧЕНИЕСтр. 00 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСтр. 00ВВЕДЕНИЕ Тема данного реферата ислам возникновение и распространение, исследование
относится к возникновению и развитию мировых религий. Мной будет применяться метод исследования заключающийся в изучении материала темы. Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами Исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в
России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. Численность населения, исповедующего ислам, насчитывает примерно 00 миллионов человек. Сегодня большая часть последователей ислама в России проживает на Северном Кавказе, Урале, Поволжье. В Москве основу мусульманской общины составляют татары.
Первые сведения о них в столице содержатся в документах XVI века, где говорится о Татарской слободе, располагавшейся в Замоскворечье. Мусульмане России принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая часть представители суннизма. Среди мусульман есть последователи различных религиозных школ мазбахов. Как известно, с середины VII века начинается обращение в ислам народов
Закавказья и Средней Азии. В XIII веке ислам становится господствующей религией Золотой Орды. В XVII веках ислам проникает к чеченцам, ингушам, адыгейцам, черкесам, абазинам, кабардинцам, затем к осетинам, балкарцам и карачаевцам. Восточные славяне столкнулись с исламом не позднее начала XI века. В рассказе о выборе князем Владимиром веры среди других упоминается и мусульманство. Ближайшей мусульманской державой для Руси была Волжская
Булгария. Очень важной в плане становления русского отношения к исламу является время подчинения Руси Золотой Орде золотоордынское иго. Именно в это время формируется стереотип Руси негативное отношение к бусурманам последователям ислама. С завоевания Казани в состав Русского государства вошли подданные, враждебно настроенные к завоевателям. Это определило политику государственной власти по отношению к представителям другой веры.
Петр 0 проводил насильственную христианизацию населения Поволжья. Но эта политика не дала заметных результатов. В годы Советской власти отношение к верующим - мусульманам не отличалось по своей сути от отношения к другим вероисповеданиям. Именно в этом свете появляется особый интерес к теме становления одной из мировых религий ислама. 0. ИСЛАМ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ 0.0.
Аравия до ислама Ислам араб буквально покорность, предание себя воле божьей, одна из наиболее распространнных религий мира. Е последователи мусульмане составляют большую часть от 00 до 00 населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, государств Аравийского полуострова, Турции, Ирана, Афганистана,
Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значительную часть от 00 до 00 населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, около половины населения Ливана и Албании, около 00 населения Эфиопии, около 00 населения Либерии, Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Танзании, около 00 населения Индии. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей
Аравии. Доисламские арабы - один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев - Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В первые века нашей эры арабы - земледельцы и кочевники-
бедуины - уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана. Небольшие протогосударства южной Аравии Йемен,
Мекка, Ятриб и др. в IV-VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами,
драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы торговцы и ремесленники, и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.
В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 000 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии
серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской
Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ.
Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества. Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе будущая Медина, и в городах Йемена. Источник их известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство.
Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V-VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами христианами резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль
христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами Византией, Египтом, Аксумом, а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы. Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и
проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства манихейство-маздакизм. Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала или
просто присоединение к одной из перечисленных систем могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе. Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении.
Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия. 0.0. Ханифы и мухаммед В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов - пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их проповедей неясны.
Однако известно, что предлагавшийся ими новый Бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской Троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах ал или эл - общесемитский корень понятия бог. Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога, однако до поры до времени проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого
вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было как-то проявиться. Успех выпал на долю Мухаммеда - человека, вошедшего в историю ислама в качестве его великого и главного пророка. Мухаммед выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле ислам, мусульмане - от слова покорность. За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплоченной и хорошо
организованной общины правоверных, жаждавших активной деятельности во имя Аллаха и новой религии. Мухаммед родился в 000 г. в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Рано осиротев, он вначале пас скот своего дяди Абуталиба, а затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торговые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов
и религий. Вскоре Мухаммед женился на Хадидже и, несмотря на разницу лет вдова была на 00-00 лет старше, брак их был счастливым. За 00 лет совместной жизни Хадиджа родила нескольких детей, но только любимая дочь пророка, Фатима пережила отца и оставила потомство. После смерти Хадиджи у пророка было много жен, включая и малолетних пример пророка в этом смысле - норма ислама и
по сей день, но ни одна из них, насколько известно, не оставила ему наследников. После женитьбы на Хадидже Мухаммед вскоре забросил торговлю видимо, этому содействовали изменившиеся обстоятельства, о чем уже упоминалось и целиком ушел в религиозные поиски. Его стали посещать видения, он начал слышать божественные голоса. Примерно с 000 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.
1.3. Учение мухаммеда Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим - будь то полулегендарные Зороастр, Будда, Лао-цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций - в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимость личности и проповеди Мухаммеда в ином именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий
то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы. Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Он выступил за признание единого Бога, в чем-то родственного иудейскому и христианскому, хотя в то
же время явно имевшего отношение и к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Авраам был даже совмещен при этом с владыкой Каабы в качестве праотца арабов. Всех евреев и христиан Мухаммед не только охотно приглашал включиться в общину правоверных, но и считал
как бы своими духовными братьями. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан - Иерусалиму. Только после того, как евреи стали открыто высмеивать теологические и догматические ошибки малограмотного Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.
Создав культ единого Бога Аллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных -закят вначале примерно 0,0 общей стоимости имущества. Из Библии Мухаммед заимствовал идею Страшного суда, представление о рае населенном гуриями и аде, о сатане шайтане, бесах джиннах и многое другое. Не чужд
Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма по крайней мере, на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений обмериваний со стороны богатых купцов. Под стать пророку были и первые его последователи, среди которых оказались Хадиджа, сын Абуталиба Али - двоюродный брат Мухаммеда, женившийся на Фатиме, купец Абу-Бекр, Омар и некоторые другие, менее известные деятели раннего ислама.
Все они уверовали в божественность пророка, поддерживали его и ориентировались на связи с иудеями и христианами. 1.4. Мухаммед в Медине. Хиджра Число последователей Мухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления ее сторонников.
Смерть Хадиджи и Абуталиба который хотя и не стал мусульманином, но поддерживал племянника лишила Мухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 000 г. пророк вместе со своими немногочисленными еще последователями отправился в соседнюю Медину так стал называться Ятриб после переселения туда Мухаммеда, соперничавшую с Меккой. Враждебные курейшитам мединцы охотно приняли Мухаммеда его мать была родом из Ятриба, а наличие в
Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными к принятию его учения. Вскоре после прибытия Мухаммеда в Медину чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 00-й год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры по-арабски - хиджра. Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания
в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил различия между его учением и доктринами христиан и иудеев, что вполне естественно культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни многоженство, подчиненное положение женщины, и на сферу права четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа, и даже на характер пищевых запретов
не пить вина и т. п. Все это вместе взятое позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная
Аравия. Где убеждением, а где и силой последователи Мухаммеда добивались своего. Дольше всего держалась Мекка, хотя мусульманские отряды, воодушевленные идеей джихада войны за веру, грабили ее караваны и наносили ей один чувствительный удар за другим. Наиболее дальновидные из числа курейшитов стали переходить на сторону пророка. Дни независимой Мекки были сочтены, и в 000 г.
Мухаммед торжественно вступил в этот город. Теперь уже курейшиты не только приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняли видные места среди ближайших последователей пророка. Мекка была официально объявлена священной столицей ислама. И хотя Мухаммед не стал жить в ней, а возвратился в Медину, в 000 г. он совершил специальное паломничество хадж в
Мекку. В том же году он умер и был похоронен в Медине. После его смерти в Аравии некоторые кочевые племена пытались восстать против новых порядков, но безуспешно. Преемники Мухаммеда быстро и решительно пресекли внутренние смуты и основную свою энергию направили на распространение ислама вширь, на завоевания. 0.0. Первые выборные халифы Мухаммед сделал главное, в чем нуждались в начале
VII в. арабы он объединил их, дал им сплачивавшее их в единое целое учение и указал тот путь, по которому следовало направить нерастраченный после упадка торговли запас сил и энергии. Путь этот был теперь ясен правоверные должны обратить неверных, поставить всех под знамя великого учения святого пророка. Этот путь соответствовал и нормам ислама, и стремлениям к наживе и военной добыче, которая уже при Мухаммеде стала едва ли не первым по важности источником доходов мусульманской общины
четыре пятых ее распределялось между воинами, а одна пятая шла пророку и предназначалась, по крайней мере, вначале, для нужд бедных и одиноких. Смерть пророка поставила вопрос о том, кто теперь возглавит мусульман. При этом речь шла не столько о духовном, религиозном главе, сколько о главе сложившегося к этому времени большого заново созданного государства с его все увеличивавшимися территорией и населением, с усложнявшейся системой формирующейся администрации.
В рамках арабской исламской общины обе верховные должности, духовная и светская, в этих условиях естественно слились в одном лице, которое под наименованием халифа заместителя пророка и должно было возглавить правоверных. Хотя ближе других к пророку был его кузен и зять Али, отец двух любимых внуков пророка, Хасана и Хусейна сыновей Фатимы, первым халифом избрали не его, а Абу-Бекра, старейшего сподвижника
Мухаммеда. Абу-Бекр правил недолго 000-000, но успел немало при нем были урегулированы внутренние смуты в Аравии и дан старт знаменитым арабским завоеваниям походы на Сирию и занятую сасанидским Ираном Месопотамию. После смерти Абу-Бекра вторым халифом стал Омар, которого избрал своим преемником Абу-Бекр. За десять лет власти 000-000 Омар добился огромных успехов.
Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, он не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулся дальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории собственно Ирана. Активно действуя против Византии, арабские полководцы завоевали Сирию и Палестину и дошли до стен Константинополя. В 000 г. к Халифату был присоединен и
Египет. В 000 г. Омар был убит рабом-иранцем. Халифом стал Осман - тоже мухаджир участник хиджры, т. е. ближайший сподвижник пророка, принадлежавший к богатому мекканскому курейшитскому роду Омейядов. Сам Осман был бесцветной личностью, но продолжавшиеся при нем арабские завоевания имели успех. К Халифату были присоединены Армения и Малая Азия, ряд североафриканских территорий
Ливия - вплоть до Карфагена, едва откупившегося от подошедших к его стенам арабов. При Османе на передний план стали выдвигаться Омейяды, постепенно прибравшие к рукам все доходные должности, что вызвало недовольство многих, чувствовавших себя обойденными. Это были главным образом сторонники Али, получившие наименование шиитов шиа- группа, партия, секта. 0.0. Али и шииты Шииты считали, что не Осман, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен
был занять место халифа. Выдвижение Омейядов послужило толчком для усиления их активности. Пропаганда шиитов, утверждавших, что халифы должны быть из рода пророка, привлекала многих, недовольных возвышением Омейядов. В их числе оказались не только арабы, но и принявшие ислам жители более отдаленных стран, например Ирана. Шиитов поддерживали и многие племена арабских кочевников-бедуинов. Дело кончилось тем, что в 000 г. толпы шиитов, собравшиеся в
Медине под видом паломников из Египта, Месопотамии и других районов Халифата, ворвались во дворец Османа и убили его. Халифом был провозглашен Али. Новый халиф перенес столицу из Медины в Куфу Месопотамия и сместил всех назначенных Османом наместников различных районов обширного Арабского халифата. Лишь один из наместников - Муавия из рода Омейядов - отказался подчиниться
Али и фактически оторвал возглавляемую им Сирию от Халифата. Муавия стал готовиться к войне с Али, а его приверженцы, опираясь на Коран, выступили против идеи шиитов о праве на власть лишь потомков Али. Перевес сил был явно на стороне Али. Но в решающий момент сражения с войсками Муавии Али заколебался и согласился на решение спора о праве на власть третейским судом.
Это было ошибкой, которой воспользовались противники Али и шиитов. С одной стороны, нерешительностью Али были недовольны сторонники твердой политики, разочаровавшиеся в новом халифе и переставшие его поддерживать с другой - в самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман, склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать по воле Аллаха и народа. Эта группа стала именоваться хариджитами вышедшими.
Хариджиты избрали своего халифа, и поэтому именно против них, своих бывших сторонников, Али вынужден был обратить главный удар. Борьба с хариджитами заняла ряд лет и сильно ослабила позиции Али, который так и не успел решить в свою пользу спор с Муавией. В 000 г. Али пал от кинжала хариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии
Омейядов, правившей Халифатом до 000 г. 0.0. Омейяды и суннизм Вместе с Омейядами, перенесшими столицу в богато отстроенный Дамаск с величественными мечетями, господствующим течением в исламе стал противопоставленный шиизму суннизм. Сунна - это священное предание, состоящее из рассказов хадисов о жизни и деятельности пророка, о его изречениях и т. п. Сложившаяся на протяжении первых двух веков ислама, вобравшая в себя немало
исторического материала и еще больше легендарных преувеличений, шеститомная Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану. Все признававшие святость Сунны стали именоваться суннитами. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую
очередь шиизм, были в явной или скрытой оппозиции. Особенно ярко проявилось это после того, как Муавия, вновь восстановивший единство арабо-исламского мира, выступил против заговорщиков-шиитов. Вначале, сразу же после смерти Али, старший сын покойного Хасан уступил Муавии престол, выговорив себе за это некоторые привилегии. Нейтрализовав таким образом шиитов, Муавия со всей силой обрушился на поднявших восстание хариджитов.
Подавив восстание и заставив признать свою власть, Муавия еще при жизни назначил своим преемником сына, положив таким образом начало практике престолонаследия халифов. Однако после смерти Муавии был организован заговор шиитов, во главе которых стал второй сын Али и Фатимы - Хусейн. В битве с войсками халифа Хусейн погиб. Восстание шиитов было подавлено, но в лице захороненного в
Кербеле совр. Ирак Хусейна шииты получили очень важного для них святого мученика, имя которого и память о котором с тех пор стали лозунгом и знаменем шиитов в их борьбе с ненавистными им суннитами. После гибели Хусейна между шиитами и суннитами разрыв увеличился и стал пропастью представители обоих направлений в исламе стали непримиримыми соперниками и очень часто - ожесточенными врагами. 0.0. Арабские завоевания Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного
движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен Константинополя. Была завоевана часть Грузии, совершались набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к Халифату почти всю Среднюю Азию, достигнув рубежей
Индии и Китая. В северной Африке к Халифату были присоединены Ливия, затем Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье 000 г. их победоносное продвижение было остановлено. Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, что и позволило
Халифату просуществовать немало веков. Этой основой был ислам. Дело в том, что завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.
В условиях Халифата, в рамках которого религия была слита с политической администрацией и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, на передний план вышла исламизация. Наместники пророка, халифы, считали своим долгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом в мусульманство их население. Как достигалась основная цель - распространение ислама В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен - в
Месопотамии, Сирии, Палестине, исламизация практически свелась к арабизации. Местное население с помощью ислама было сравнительно легко ассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и основным этническим признакам. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной
Африке - с той лишь разницей, что местное население здесь особенно в долине Нила не было семитским. Тем не менее, процесс постепенной ассимиляции египтян, ливийцев берберов и остальной части местных народов привел к тому же результату, т. е. к арабизации, к ассимиляции местного населения арабами почти без остатка, к замещению местных языков и культур арабским языком и исламской арабской культурой. Иначе обстояло дело с теми народами и районами, где арабов было немного в
Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, не говоря уже об Испании. Здесь кроме Испании, где процесс исламизации был ограниченным исламизация шла не столько путем арабизации, сколько за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае, вначале позже они были пересмотрены либо отменены, сыграли очень существенную роль. Вся земля в Халифате была объявлена государственной собственностью, причем от имени
государства ею распоряжался халиф, а на местах - его наместники в завоеванных районах, эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам за исключением выморочных, шедших в казну и распределявшихся между новыми владельцами на правах икта, т. е. условного должностного владения. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр - одну десятую часть дохода, а все остальные - харадж,
размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать джизию. Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной 0,0 против 0 для остальных. Результаты такого рода экономической политики были очевидны мощные экономические рычаги создавали безотказный стимул для исламизации покоренных арабами народов, так что этот процесс почти не отставал от быстрого темпа завоеваний и расширения границ Халифата. Принятие же ислама завоеванными, народами, в том числе
и странами высокой и древней культуры Египет, Иран, влекло за собой резкое изменение исторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории Халифата. В одних случаях это сопровождалось арабизацией Египет, Месопотамия, в других - нет Иран, но повсюду то, что противоречило догматам ислама, не вписывалось
в его строгие предписания, постепенно отходило на задний план либо вовсе забывалось. Ислам же во всех районах Арабского халифата выходил на передний план, и именно его нормы определяли дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов. 0.0. Халифат аббасидов Власть Омейядов пала в 000 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 000 г. в Мерве и распространившегося в
Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов потомки лишившихся власти омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат, к власти пришли халифы из нового рода - Аббасидов. Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией
суннизм и перенесли столицу в Багдад. Аббасиды не вели активной внешней политики - за долгие века их господства к Халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и еще ряд незначительных по размеру территорий. Основной их целью было сохранить то, что уже завоевано. А сделать это было нелегко. Наместники-эмиры с течением времени все более обособлялись в управляемых
ими странах и стремились превратиться в наследственных правителей. В Египте, Марокко, Ливии, Иране, в Средней Азии в течение IX-X вв. возникли фактически самостоятельные эмираты с наследственной властью. К середине Х в. под властью халифа остался лишь один Ирак, причем в самом Багдаде власть из рук халифов перешла к гвардейским военачальникам.
Халифы превратились лишь в духовных руководителей, пап ислама имя очередного халифа по-прежнему обязательно произносилось во время главной молитвы по пятницам всеми правоверными, его изображение обозначали на монетах. Халиф также обладал правом инвеституры - только после его формального утверждения наследник того или иного эмира получал право на место своего предшественника. В 000 г. Багдад был захвачен западноиранским шахиншахом - шиитом из рода
Бундов, после чего халиф окончательно лишился политической власти. Эта власть была частично восстановлена лишь после захвата Багдада в 0000 г. турками-сельджуками. 0.00. Сельджуки и османская империя В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали
Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов, монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта.
Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат. В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское турецкое государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине
XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.
Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию захват Константинополя в 0000 г. сопровождался варварскими разрушениями, завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный
Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась
значительная часть Причерноморья. Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об
Индии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мной проделана работа по изучению вопросов развития и становления мировой религии ислама. В заключении, по итогам работы, можно сделать следующие выводы. Любая из мировых религий обладает рядом функций Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в роли все объясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в ее самой ранней и примитивной модификации
была призвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы. Веря в богов и духов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил, в чье всемогущество он искренне верил. Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией - интегрирующей.
Социальная значимость ее особенно важна. Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, сложившихся под ее влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции. На ранних этапах развития общества это наиболее наглядно проявляло себя в феномене этноцентризма любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считала
именно свою систему норм эталоном, отклонение от которого в рамках данной общности считалось недопустимым, а в других общностях - достойным осуждения. Интегрирующая функция религии особенно важна, даже жизненно необходима в тех нередких случаях, когда этническое либо религиозное меньшинство длительно существует в этически и религиозно чуждой, а то и враждебной ему среде. В таких случаях обычно складываются устойчивые этноконфессиональные общности общины, в рамках которых
именно религия оказывается структурообразующим стержнем коллектива сикхи, друзы, мусульмане во внутристенном Китае, христиане в Ливане, индуисты тамилы в Шри-Ланке, евреи диаспоры и др Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. Раз возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям
либо создает заново соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т. д. В этой функции религия вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней верховный идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику. Строгость и общеобязательность этого контроля бывают различны и, в принципе, со временем, по мере развития общества, имеют тенденцию к уменьшению. Однако уменьшение такого рода действует далеко не автоматически,
как это видно на примере ислама в наши дни. Словом, жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции религии исключительна. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением современной науки, высокого образовательного ценза, выхода на передний план социальных либо национальных движений, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей, особенно на Востоке. Следует подчеркнуть, что все эти функции присутствуют
в исламе и закладывались веками тщательно соблюдались основы религиозной морали, в свою очередь восходящие к общечеловеческим принципам этики, к понятиям о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб.пособие для вузов - М. Кн.домУниверситет, 0000 000 с. 2. Зубов А.Б.История религий - Кн.0 Доисторические и внеисторические религии.
Курс лекций - М. Планета детей, 0000 000 с ил. 3. Копылов В.А.География населения. Учеб.пособие. Моск.пед.ун-т - М 0000 000 с. 4. Малерб, Мишель Религии человечества - М СПб Рудомино,Университетская книга, 0000 000 с. 5. Типсина А.Н. Буряковский А.Л.История религии. Лекции,прочитанные в
Санкт-Петербургском университетеУчеб.пособие для вузов. Науч.ред. А.Н.Типсина - СПб. Лань, 0000 000 с. 6. Элиаде, Мирча Кулиано, Ион Словарь религий обрядов и верований. При участии Г.С.Винер - М. Рудомино,Университетская книга, 0000 000 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |