Введение Казалось бы, что может быть более далёким от современной жизни России, чем религия Древнего Египта? Традиционно большинство людей нашей страны связаны, как правило, с христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом; немного знают о богах Древней Греции и Рима. А Египет-это уже экзотика, таинственный Восток. Однако сложилось так, что для россиян Египет всегда обладал особой привлекательностью.
Сейчас в связи с возрождением традиций духовной культуры часто обращаются к Египту. Причём не только как к родине древних мистерий и сокрытой глубинной мудрости. И в связи с описанным, очень хочется рассмотреть историю религии Древнего Египта, его религиозный пантеон, а в частности, самого верховного египетского божества, бога Солнца Ра. А для этого нам необходимо возвратиться в прошлое, по крайней мере, на несколько тысячелетий.
ГЛАВА 1 Бог Ра Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Неудивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога солнца – Ра. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне.
С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Как и многие другие солнечные божества, бог Ра воплощался в образе сокола (иногда также – огромного
кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Фетиш бога Ра – столб – обелиск «Бен – Бен» (он же фетиш Бену, в эпоху 5-й династии был сооружён храм Ра, в виде 4-х гранного обелиска). Во многих текстах Ра называют дневным солнцем. Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии.
Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя – производное от глагола «существовать». По – видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. Именно «зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее – Атум. Сам по себе солнечный диск именовался особо: Атон. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26 – 25 вв. до н.э.), происходившей из
Гелиополя («Солнцеград»), Ра стал главным богом пантеона, превратился в общеегипетского Владыку Вселенной, и его культ также приобрёл общеегипетский характер. Почитание бога Ра распостранилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего гелиопольского демурга Атума и отождествлённый с ним, (Ра – Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слёз), отцом богов, отцом царя, что отражено
в титуле фараона «са – ра», т.е. «сын Ра», и таким образом он признавался самим богом. В период Древнего Царства бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землёй и «заново рождалось» каждое утро.
Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем – богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие), была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу – солнцу в
интересах государства и в своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь, и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку. Ра был отождествлён с Гором (Ра – Гарахути), Амоном (Амон – Ра, остававшимся верховным богом и в период Нового
Царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др. С Ра связываются и многие другие божества. Тот – луна создан Ра, как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Но отождествление Ра с Гором всё же кажется немного странным, т.к. по генеалогии Гор является праправнуком Ра. По – видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или
иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого – то глубокого смысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царём
Египта, а позже – с младенцем Гором, сыном Исиды. В «Текстах пирамид» Ра выступает также как бог умершего царя. Позднее, в заупокойном культе он был оттеснён Осирисом, продолжая играть значительную роль в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днём совершают выход из гробницы, чтобы видеть Ра. Согласно мифу, сохраняя установленный порядок в мироздании,
Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око (о нём мы поговорим позже), освещая путь по небесному Нилу, и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака, где сражается со злыми силами, плывя по подземному Нилу, а утром вновь появляется на горизонте.
Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака. И хотя солнце иправно восходит каждое утро, египтяне всегда страшились: а вдруг Ра не доберётся до врат рассвета и утро не наступит. Ведь каждую ночь Ра приходилось выдерживать суровое испытание сражения. В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны.
Ра приветствует их и передаёт привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивавших сохраняют силу и благополучие (очевидный намёк жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстаёт перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно,урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, от лучистой солнечной энергии). Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным врагом – великим змеем
Апопом, владыкой подземного мира. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила, и лодка Месектет беспомощно садилась на мель. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзённый копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остаётся в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землёй. По другой версии, Ра перевоплощался в рыжего кота, вступал с
Апопом в жестокую борьбу, кусал его, рвал когтями до тех пор, пока поверженный змей не сдавался, не изрыгал воду и не открывал путь к вратам рассвета. И наступало утро следующего дня. Ра, не переставая освещать Египет своими лучами, время от времени воплощался в сокола, чтобы поближе рассмотреть, что делают люди. А иногда он с лодки пересаживался на небесную корову и путешествовал на её голове, держась руками за
её крутые рога. Поэтому древние художники изображали Ра по – разному, то в виде человеческой фигуры с головой сокола, увенчанной солнечным диском, то плывущим в лодке, то сидящим на голове коровы, а то и просто, в виде парящего в небе сокола. Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днём. Ему удаётся на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстаёт во всём блеске, низвергая
Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идёт о солнечных затмениях. О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещённые египтяне принимали всеръёз подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и тёмный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что
Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения. ГЛАВА 2 Сотворение мира и происхождение бога Ра Жрецы Иуну – Солнцеграда очень сильно почитали культ бога Ра, создав свою очень популярную версию сотворения мира, согласно которой
Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить И тогда воздвиг он земляной холм Бен – Бен. Дабы создать всё сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»). После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут. Имя Ра присоединили к именам Атума и Хепри в эпоху
Древнего Царства. Хотя «Тексты пирамид» и свидетельствуют о слиянии образов этих трёх богов, Атум и Ра ещё в первом тысячелетии до н.э. почитались также раздельно, и каждый из них имел свои храмы (по моему личному мнению история сотворения мира, трактуемая древними египтянами, чем-то схожа с появлением в христианстве Отца, Сына и Святого Духа). Впрочем такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесённого на первом холме птицей «Великий
Гоготун». По другой – Ра появился из первозданного цветка лотоса – Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине 3-го тысячелетия до н.э а позже распостранилась, и теперь, уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым телёнком, рождённым Космической Коровой (Нут). Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько
тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса – розового, как восходящее Солнце. Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины. Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам 20-го века, согласно которым синтез органических молекул,
определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Ещё более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере. Конечно, всё это не означает, будто египетские жрецы три – четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений.
Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или в далёкой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской? В данном случае для нас главное – подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Таким образом, на основе изложенного, я хотел бы сделать вывод о том, что версии происхождении бога Ра и сотворения мира имеют некоторые переплетения с другими религиями, а также с научными гипотезами. . ГЛАВА 3 Мифы о боге Ра, Око Ра Подобно тому, как в египетской мифологии не существовало единой концепции
сотворения мира, и имелись различные её версии, распостраняемые разными религиозными центрами, так и вопрос о власти богов над миром освещён в легендах с большим количеством разночтений. Согласно гелиопольской версии, царём богов и людей был бог Ра. Но его царствование не протекало безмятежно, боги и люди доставляли ему немало забот. И те, и другие были часто недовольны его действиями, и тогда вспыхивали волнения.
Описание одного из таких мятежей сохранилось в «Мифе о крылатом солнечном диске», высеченном на стене птолемеевского храма Хора в городе Эдфу. В такой форме он был создан при Птолемее – Цезарионе, сыне знаменитой Клеопатры и Юлия Цезаря. Но, несомненно, существовали более ранние тексты, послужившие его основой. Многое в этом мифе навеяно подлинными событиями египетской истории, реальной жизнью.
Так же как исторические записи, миф начинается с точной даты: «363-й год (правления) царя Верхнего и Нижнего Египта Ра – Харахте. Далее речь идёт о том, как этот бог вместе со своим войском отправился в Ну- бию. К сожалению, в тексте не объяснено, какие причины привели его туда. Не только боги или демоны были недовольны правлением божественного владыки. Люди также возроптали на своего повелителя, когда он стал стареть. «Был же его величество, жизнь, здоровье,
сила, стар: кости его стали серебром, члены его – золотом, волосы – ляпись – лазурью». («Миф об истреблении людей», записанный на стенах гробниц фараонов 18-й, 19-й и 20-й династий, и известный как «Книга коровы»). Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей). В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слёз. (Мысль не только оригинальная, но и
странная; не следует ли понимать её так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?). Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождествляется с фараоном, а недовольные им люди – с населением страны. С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое
Солнце способствует росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол – Сехмет, сделав её своим Солнечным Оком. Но согласно мифу, дочь ослушалась своего отца, и доставила Ра очень много волнений. Другой миф, записанный во 2-3-м веках и дошедший до нас в «Лейденском папирусе»
рассказывает о новых беспокойствах, которые Хатол – Сехмет причинила своему отцу. Этот папирус, написанный демотическим письмом, представляет собой версию более раннего текста или же литературную обработку устной легенды. Он известен сейчас, как «Миф о Солнечном Оке». Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по – разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное
(Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи. Наиболее распостранённый космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через
Нил, как бы повторяя путь Солнца. Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту– богу мудрости, счёта и письма.(Возможно, это было связано с тем,что астрономические знания приобретались в ходе ночных наблюдений жрецов за звёздами). ГЛАВА 4 Политическое значение культа Ра Гелиопольская версия сотворения мира и
Великая девятка гелиопольских богов приобрели большое значение во всём Египте. Здесь, несомненно, сыграли роль и причины политического характера: начиная с 5-й династии, цари официально именовали себя сыновьями Ра, и культ этого бога, поддерживаемый правителями страны, возобладал над другими, приобретя как бы государственное значение. Храмы Ра начали строить не только в Гелиополе, но и в других местах.
Лучше всех сохранился храм, воздвигнутый в Абу – Сире фараоном Ниусерра 5-й династии. Главным его элементом являлся грандиозный обелиск из известняка, установленный на высоком постаменте. Возможно, он был копией более раннего храма, находившегося в Гелиополе. И другими царями этой династии подобные храмы строились, но не сохранились. Таким образом, единственно доподлинно нам известным очагом культа
Ра в эпоху Древнего Царства является храм в Абу – Сире. Культ Ра, сопряжённый с культом фараона, имел серьёзное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвящённых. Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических
расчётов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звёздам. ГЛАВА 5 Изменение культа бога Ра С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения.
Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чём повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким – либо местным богом – покровителем. Когда в эпоху Среднего Царства фараоны 12-й династии (около 1990 – 1780 гг. до н.э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в
Себек – Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек – крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Ещё более странно, что в то же время существовал и божественный Амон – Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род. Как мы знаем.к подобным несуразицам египтяне относились философски,
не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности. В периоды разбора и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжения чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность. Так произошло в переходный период 1640 – 1550 гг. до н.э.
Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватил гикосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания. И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно – философских революций в истории человечества. После того, как усилиями Тутмоса 3-го, славной женщины – фараона Хатшепсут, Египет обрёл независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных,
многоликих Ра, соединённых вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца. Что касается людей, созданных Ра «из собственного глаза», то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства является не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистически иногда называют «сном
Бога», то почему бы населяющих его людей не назвать его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает. Боги – атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в «Тимее» и «Критии») к классу земноводных существ («дети Посейдона»). Однако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий
их мир, было вполне под силу и богу, и его симбиотическому органу – Оку. Заключение Почти каждому египетскому богу пантеона было посвящено какое - нибудь животное, каждое имело индивидуальные формы и собственные эмблемы и атрибуты. Боги Египта, будь они в виде мужчин, женщин или мифических полулюдей, внесли свою лепту в создание мира, и, в свою очередь составляли ясную картину развития древнеегипетской мифологии, религии, культуры.
Они, счастливые и несчастные, преступники и жертвы, мудрые и несправедливые, составили мифы и легенды, объясняющие нам основные явления природы. Почитание египтянами солнечного бога Ра на протяжении многих веков придало египетской культуре религиозность, добавило много познаний мира и явлений природы, также положительную роль культ Ра сыграл в развитии древнеегипетской цивилизации. Древние египтяне были очень умными людьми. Некоторые их изобретения человечеством используется и в
наши дни. Но, к сожалению, всему есть начало, всему есть и конец. Человек стал наследником погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, большая их часть была утеряна, и человек не сумел удержать в себе эти знания. Литература 1. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах).
С.А.Токарев М.: «Совет- ская энциклопедия», 1982. – т .2. К – Я. – 720 с. с илл. 2. Мифология Древнего Египта. Перевод с польского Э.Я.Гессен; Перевод и ре- дактирование древнеегипетских текстов О. И. Павловой; комментарии О.И.Павловой и Н.А.Померанцевой. – М.: Искусство, 1983. – 223 с ил. 3. Я познаю мир: Религии:
Энцикл./Авт. – сост. О.А.Могила, С.В.Чумаков; Ху- дожн. В.Н.Родин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 569,(7) с.: ил. 4. Баландин Р.К. 100 великих богов. – М.: Вече, 2004. – 432 с. («100 великих).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |