Tema Христианскаямораль. План. 1. Источники раннего христианства.2. Особенности христианской морали.3. Христианские заповеди.4. Христианство и гуманизм.5. Христианский критерий нравственности. Списокиспользуемой литературы 1. К.Каутский. Происхождение христианства М. 1990г.2. С.Д.Сказкин. Настольная книга атеиста М.
1978г. X ристианство, бесспорно, представляет одно из самыхвеличественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувствоудивления , когда мы изучаем историю христианской церкви она насчитывает ужедва тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странахболее могущественная чем, чем государственная власть. Вот почему все, что такили иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретаетгромадное практическое значение.
Религиозная моральпредставляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этическихнорм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения.Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественноепроисхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность инеизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.Нормынравственности могут быть различными в разных религиозных системах.
Этообъясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разныхнародов, на разных этапах общественного развития.В качествесоставной части религии, религиозная мораль преодолевается по мере преодолениярелигиозный предрассудков, по мере утверждения новых нравственных принципов инорм в условиях справедливого социального строя, свободного от эксплуатации иклассового неравенства людей.Особенности христианской морали.Христианскаямораль находит свое выражение в своеобразных представлениях
и понятиях онравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм например, заповедях , в специфических религиозно-нравственных чувствах христианская любовь совесть и т.п. и некоторых волевых качествах верующегочеловека терпение, покорность и пр а также в системах нравственногобогословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляютхристианское нравственное сознание.Главнойособенностью христианской как и вообще всякой религиозной морали является то,что ее основные
положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения.Так как богооткровенные догматы христианского вероучения считаютсянеизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании,также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждомновом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиознойморали, которая и в изменившихся социально-исторических условиях несет грузнравственных предрассудков, унаследованных
от прошедших времен. С1 Другой особенностью христианской морали,вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней естьтакие нравственные наставления, которые невозможно найти в системахнерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе,о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и другие положения,находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. Чтокасается положений христианства, общих с другими системами морали, то ониполучили в нем значительное
изменение под влиянием религиозно-фантастическихпредставлений.В самом сжатомвиде христианскую мораль можно определить как систему нравственныхпредставлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесносвязанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия естьфантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют надними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаютсяреальные межчеловеческие отношения
в измененном религиозной фантазией виде.Нормы морали и христианские заповеди.Христианскаямораль включает в себя некоторую совокупность норм правил , призванныхрегулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, вобществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские заповедиблаженства и другие новозаветные нравственные наставления. В своейсовокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобреннымцерковью
кодексом христианской морали.Христианство -идеология, по-своему отражающая явления социальной жизни. Естественно, чтосоздавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторыепростые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования кповедению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветномдесятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их втексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещение убийства сородича илисоплеменника, запрещение браков
внутри племени, возникли еще в недрахродоплеменного строя.При ближайшемрассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в глаза, что онидалеко не исчерпывают всех возможных моральных предписаний, имеющихобщечеловеческое значение. Можно добавить, например, такие элементарныетребования к поведению личности не ленись, уважай знание, мудрость, неоскорбляй, уважай человеческое достоинство других, люби родину - и другиеистины, самоочевидность
которых признается большинством людей.Первые четырезаповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственногоотношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписаниядревнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истинная нравственность - эточеловечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы,товарищества, взаимопомощи людей.Непосредственноеотношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветногодекалога.
В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческогообщежития требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства,разврата, воровства, клеветы, зависти.Христиане считаютсвою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианскиепроповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва возлюби ближнего своего, как самого себя .Действительно, внекоторых новозаветных книгах содержаться изречения, призывающие
кчеловечности, любви, взаимному прощению обид. Подобные проповеди любви ивсепрощения определялись особыми условиями существования раннехристианскихобщин. С одной стороны, они выражали необходимость крепить солидарность членовобщин в условиях гонений и преследований со стороны властей. С другой стороны,призыв прощать врагов и не противиться насилию явился результатом осознанияхристианскими общинниками своего бессилия в сопротивлении притеснителями.
Миссию отмщения за свои страдания ранние христиане возлагали на Бога, ониверили, что суд Божий будет скоро, не пройдет род сей, как все сие свершится ,обещал им евангельский Христос. Поэтому готовность прощать врагов сочеталась виз сознании с чувством злорадного превосходства над притеснителями Итак, есливраг твой голоден, накорми его если жаждет, напой его ибо делая сие, тысоберешь ему на голову горящие уголья Римл 12,20 . Таким образом, жертваморально торжествовала над палачом, хотя
торжество это было иллюзорным. Впричудливой форме любви и прощения врагам угнетенный достигал некоегосамоутверждения, несмотря на внешние унижения и страдания.Отвлеченныйхристианский альтруизм универсален, он распространяется на всех без исключения,независимо от достоинства человека.Через устную ипечатную проповедь, через эмоционально насыщенную обрядность, приуроченную кважнейшим событиям жизни верующего, кодекс христианской морали верующегооказывает воздействие на нравственное
сознание человека, а через последнее- наего практическую мораль. Это кодекс дает верующему идеал праведной с точкизрения христианства жизни, который накладывает отпечаток на все поведениечеловека, его привычки, быт.В основаниивсякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерийнравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерийразличения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении.
Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной душидля вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Богвложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный нравственный закон .Христианин чувствует присутствие божественного нравственного закона , емудостаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы бытьнравственным.Моральный кодексхристианства создавался столетиями, в
разных социально-исторических условиях.Вследствие этого в нем можно обнаружить самые различные идеологическиенапластования, отражавшие нравственные представления разных общественныхклассов и групп верующих. Этим определяется крайняя противоречивостьхристианского нравственного сознания и практической морали христиан. С1
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |