Орловский Государственный Университет Реферат на тему Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики Составил студент 203 группы юридического факультета Колесников Александр Орел, 1999 г. Содержание Понятие о гомилетике, как о науке 3 Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики 3
Гомилетика в христианских православных школах 6 Афоризмы митрополита Филарета 7 Список использованной литературы 10 Понятие о гомилетике, как о науке Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни 1 огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется 2 абсолютное знание предмета 3 доступность материала, насыщенность
тропами и фигурами риторики 4 высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру 5 тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению. Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики Главное качество Гомилета опытность духовная, благоразумие, усердие, молитва Свт. Филарет Значение деятельности святителя Филарета в истории
Российской церкви невозможно переоценить и это касается всех без исключения проявлений его многогранной личности. Но особое место в его жизни и деятельности занимала проповедь Слова Божьего. Дар проповедника - один из первых, отмеченных наставниками будущего святителя, проявил себя уже в самые ранние его годы. Проповедь молодого учителя греческого и еврейского языков Василия Дроздова, едва оставившего ученическую скамью, была опубликована отдельным изданием.
Это была честь, которой удостаивались не все иерархи. К сожалению, святитель, считавший проповедь одним из важнейших пастырских служений, не оставил полной, систематической, законченной теории гомилетики. В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета т.1 мы находим подробный конспект по гомилетике, которую он называл Theologia Homiletica, то есть богословие собеседовательное - написанный им в обобщение своего
опыта и как назидание преподавателям духовных училищ, которые ему постоянно приходилось инспектировать. Гомилетику святитель определяет, как наставление употреблять слово Божие в научениях для назидания церкви. И эта идея о необходимости назидания церкви, народа Божьего была центральной в жизни святителя и проявлялась многогранно в его заботе о переводе Библии на русский язык, в написании Пространного катехизиса, в преподавательской деятельности и, конечно,
в проповеди. Хотелось бы особое внимание обратить на такую черту проповеднического таланта святителя, как пастырская мудрость, которая не давала ему, блестяще владевшему словом, поддаваться всякого рода ораторским искушениям и прелестям, не давала ему отрываться от требований жизни, но быть чутким к духовному состоянию паствы. Но при этом святитель никогда не угождал чьим-то вкусам и мнениям. Единственное, что может быть материалом проповеди, согласно
Филарету - это догматы или вера православная и строгое нравственное учение. Известно, что митрополит не одобрял мелочных тем, а так называемые популярные проповеди, а тем более нападки в церковной прессе которыми очень грешат наши современные православные газеты назывались им несветлою стороной духовной литературы. И как бы предвидя современное состояние нашей духовной прессы он писал обличительная и спорная литература не должна забывать, апостольского наставления аще друг друга
угрызаете и снедаете, блюдите же да не друг от друга исстреблени будете . Очень современно звучат и слова святителя Филарета о том, что желающие христианского наставления не находят, где получить оное. Равнодушные к нему не привлекаются и не возбуждаются Грубое же незнание ведет к грубым порокам. Хотя в его время проповедь была в явном пренебрежении и даже в начале 60-х годов XIX века считалась иными анахроизмом
См. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г митрополит Филарет считал ее важной частью богослужения. В 1865 году в письме к викарию еп. можайскому Савве он замечает Если время не благоприятствует протяженному слову и краткое может принести пользу. Народ наш еще не довольно настроен к напряженному и продолжительному вниманию краткое, близкое к разумению
их сердцу слово он берет и, не роняя, уносит. Поэтому такое большое значение придавал святитель научению проповеди Упражнение воспитанников духовных училищ в сочинении слов церковных, для снискания в сем навыка, должно быть продолжаемо через все время учения богословского. Очень интересны и некоторые советы святителя Филарета, даваемые им в рецензиях на проповеди. Например, в отношении проповеди политического содержания он писал
Безопаснее, надежнее и сообразнее с долгом проповедника работать на своем поле и говорить о вере и нравственности . В письме священнику, увлекшемуся обличениями святитель писал учить в обличать нужно без точного указания на лица, ибо те, которые приметят, что им наносятся удар, сомнительно, вразумятся ли, или только прогневаются. От неумеренности в обличениях может родиться в сердцах слушателей раздражительность, которая закладывает ухо сердца их. Во время холеры святитель наставлял надлежит касаться сего предмета таким образом, что
не приводить опасностию в упадок духа народа, но побуждать, дабы молитвою и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога Многие современники и исследователи наследия митрополита Филарета отмечали остроту его слова. В связи с этим интересен пример его отзыва на проповедь диакона, сказавшего такую фразу многие лежат на мху беспечности и остаются на кочках лености. На что митрополит наложил такую резолюцию Подтвердить диакону, чтобы он не лежал более на мху беспечности
и на кочках лености а сочиняя проповеди заблаговременно, предоставлял их цензору, дабы находящийся в них мох и кочки можно было выдрать сохою здравой критики. О даре же собеседовательного богословия самого святителя можно судить по изданным еще при его жизни пяти томам слов и речей, а также по многим другим изданиям, как правило, посвященным его отмеченным особой благодатью проповедям. Думаю, что в отношении языка святителя
Филарета более бы подошло не слово красота, но роскошь, как выражение его надутилитарности, превыспренности. Подобно тому, как прекрасны и в то же время не утилитарны священнические облачения, как превышает функциональность или полезность красота храмов. И поэтому неизмерима наша благодарность его современникам, в том числе из представителей духовенства, оценившим и с любовью сохранившим для нас его слово. Гомилетика в христианских православных школах Гомилетика изучается в церковных школах.
Вот, например, краткое описание дисциплины Гомилетика в одной из Московских православно-христианских школ 1. Введение в учение о проповеди, часть 1. Изучение методов и принципов экзегетической подготовки к проповеди, системы размышления над полученным материалом. 1 час. 2. Введение в учение о проповеди, часть 2. Изучение методов и принципов составления концепции проповеди.
Начальные навыки написания конспектов. 1 час. 3. Учение о проповеди и методах изложения, часть 1. Данный курс состоит из двух частей теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на тексты Ветхого Завета. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на тексты из Ветхого Завета. 4. Учение о проповеди и методах изложения, часть 2.
Данный курс состоит из двух частей теоретической и практической. Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения объяснительной проповеди. Практический курс состоит из прослушивания и анализа объяснительных проповедей студентов. 2 зачетных часа. 5. Учение о проповеди и методах изложения, часть 3. Данный курс состоит из двух частей теоретической и практической.
Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди, в основании которой находятся притчи и аллегории. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на тексты, в которых находятся притчи. 2 зачетных часа. 6. Учение о проповеди и методах изложения, часть 4. Данный курс состоит из двух частей теоретической и практической.
Теоретический курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на разные случаи жизни, связанные с церковными праздниками, похоронами, брачными наставлениями. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов. 2 зачетных часа. 7. Риторика. Изучение основ ораторского искусства. Развития способностей самовыражения. 1 час. 8. Логика.
Изучение терминологии и законов логического мышления. 1 час. Как вы можете убедиться, на основы риторики и логики уделяется минимум времени 2 часа, тогда как на изучение гомилетики предполагается гораздо больше времени. Афоризмы митрополита Филарета Входить в спор всегда - нежелательно, и особенно, когда неправый может наговорить более правого, не боясь быть остановлен, и надеясь в случае нужды, бранью и насмешкою убить
соперника, которого не может ранить доказательством Наши изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, чем внешние враги Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие - моя ошибка, а лишнее подозрение - обида ближнему Приходит на мысль предложить Вашему размышлению слово Господне аще гонят вы во граде, бегайте в другой. Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда
гонят а когда еще не гонят, надобно стоять и несмотря на прекословия, свидетельствовать об истине Господь не говорит уходите, когда вам трудно нет, будьте там, где поставлены, делайте порученное вам до последней возможности только тогда, когда гонят, не сражайтеся, а отходите Надобно, чтобы обращение созревало под действием слова силы и духа тогда оно надежно, а не тогда, когда более рукою плоти совершается Окладами на иконах никогда не пленяюсь.
Представляют богатство, а живость изображения закрывают Радуюсь с вами о восстановлении после бед имеется в виду пожар 1812 года нашего внешнего благосостояния, радуюсь о новом возрождении храма Будем и духовный в нас храм Божий созидать подвигами благочестия, возобновлять исправлением жития, украшать добродетелями, освящать верою и молитвою и общением таинств да даст Бог и сему храму
Своему благодать и славу Никто не мнит видеть разделения в том, в церкви вашей слышатся некии особенные звуки слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов Где притом есть уже единство веры во священные догматы и таинства там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет.
Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого Книги и зрелища наполнены преступлениями и ужасами, как темницы и места казней. Скажите, пожалуйте, неужели сие-то и есть дорога и естественный ход к совершенству человечества Мгла покрывает умы. В одних видишь неожиданное, в других не видишь ожидаемое И подлинно, по сему рассуждению богатых духом собственно нет между человеками но что всего хуже, есть
богатящиеся, но нищие, выдающие себя за богатых Алчущия исполни благ, а богатящиеся отпусти тщи Благо человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие небесного ангельского служения, охраняя их и руководствуя со стороны видимого мира, подобно как ангелы охраняют их со стороны мира невидимого Список использованной литературы 1. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет,
Париж, 1894 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |