Реферат География распространения буддизма Панов Василий. 10 б. Волгоградская область, город Камышин СШ 14. Буддизм означает нечто большее, чем просто название религии. В Индии, где он получил распространение, это совокупность религиозных форм - от простейших обрядовых и политеистических до философско-мистических, монотеистических.
Более того - это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая всю сумму жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд. Это своего рода итог, суммирующий долгую и сложную историю религиозной жизни и исканий народов Индостана. Буддизм возник в Индии в 6-5 веках до н.э. в противовес кастовому брахманизму. Индия была охвачена в то время философскими исканиями.
Не брахманские касты не хотели больше оставаться за пределами поисков истины. Основатели двух новых религий - джайнизма и буддизма- были выходцами не из брахманских каст. Обе религии отрицали кастовый строй и во главу угла ставили избавление каждого человека от страданий посредством его собственных усилий. Они признавали перерождение и карму. Закон кармы - закон воздаяния и возмездия, ибо своим поведением каждый предрешает свою судьбу в последующем
воплощении. Но на первое место в них выдвигалось этическое учение о праведном пути жизни. Одним из основателей буддизма стал сын князя из племени шакья Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, известный миру под именем Будды, что в переводе с санскрита означает Просветленный. Будда создает множество буддийских центров, храмов и монастырей.
Они были первыми, самыми древними храма- ми Индии. Но в самой Индии буддизм глобального распространения не получил. В мировую религию он превратился за ее пре- делами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде и других странах. Отторжение буддизма от национальной культуры
Индии произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру индийского общества, основывавшегося на отвергаемой буддизмом традиции. Из учения самого Будды наиболее адекватной была самая ранняя форма - хинаяна, в переводе означающая узкий путь к спасению. Буддизм в этом его виде противопоста- вил брахманизму не какой-то новый исходный
принцип религии, а воспринял из его вероучения как идею сансары - гибельной цепи перерождений, так и учение о законе кар- мы мысль о том, что последующее воплощение зависит от поведения человека в предыдущем существовании. Даже идеал избавления, освобождения в обеих религиях почти адекватен человек стремится к безличному бытию, угасанию личности в нирване, из которой уже нет возврата к новому рождению. Различие религий в новом взгляде буддизма на мир.
Буддизм религия избавления от страданий. Понятие страдание это не просто боль и несчастье, это религиозная кате- гория. Она познается из религиозного понятия той истины, что земное существование есть индивидуальное бытие, заключающееся в оформленное существование, являющееся преходящим и несущественным. Буддизм предлагает теорию относительно сути этой индивидуальной действительности учение о дхарме, которое утверждает, что все явле- ния воспринимаемого нами мира, включая наше
Я это не какие-то постоянные и покоящиеся сущности, а текуче изменчивое столкновение факторов существования, следствие волнения дхарм частиц мироздания, своего рода мо- над духовного начала. Движущей силой индивидуальных образований является жизненная воля танха. Весь совокупный мир явлений подчинен закону становления, зависимости одного от другого. Из этой бесконечной цепи взаимопреобразований выпадает одно - единственное состояние нирвана, успокоившееся
бытие. Мир, как его видел Будда, является бесконечным числом отдельных мимолетных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живо- го, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Это и есть нирвана, то есть уничтожение, растворение индивида в универсальном целом. Это состояние называется состоянием Будды. Ближе всего стоят к этой цели монахи.
Буддизм в своей первоначальной форме хинаяны был учением монахов и для монахов. Буддийскими общинами, в строгом смысле этого слова, были общины монахов. Со временем они стали создавать монастыри, превратившиеся в главную и единственную форму организации буддистов. Монастыри служили центрами распространения буддизма, здесь писались священные тексты сутры. В это же время монастыри начинают активно заниматься торговлей, проникая далеко за границы
Индии. Глубже всего учение Будды укореняется в Китае. Ко второму веку н.э. на огромной территории Индии и Китая достигает рассвета новая форма Буддизма махаяна широкий путь к спасению. Она отличается от хинаяны близостью к обычной религии и доступностью всему населению этих стран. Она не довольствуется функцией внутреннего просветления небольшого круга людей.
Она делает понятие нирваны более доступным обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру сансары. Было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. В буддизме появляется новая фигура бодисатва, святой подвижник, достигший ступени спасения, но остающийся с людьми, чтобы облегчить их страдания, повести по пути спасения.
С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой Шакья-Муни появились и многие другие Будды, они приобрели имена, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа. Возникла практика поклонения их изображениям, главным образом скульптурным. Во многих странах Востока сохранились до наших дней высеченные в скальных породах фигуры будд и бодисатв,
изображения различных сцен из их жизни. Самыми крупными скальными фигурами Будды были два изваяния высотой около 150 мет- ров на территории нынешнего Афганистана, уничтоженные толибами в ходе военных действий в 2002 году. В махаяне появляется представление об аде и рае, была разработана теория космогонии, изображавшая множество небес, на ко- которых размещался божественный пантеон.
Особенно широко эта теория распространилась в Китае. Впоследствии культ Неба вытеснил другие верховные божества, император стал сыном Неба, страна стала именоваться Поднебесной, культ Неба возвеличили в прерогативу государственной политики. На огромной территории нынешней Индии, Китая, современного Пакистана и т.д. Будда из учителя мудрости превратился в
Бога-спасителя, вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению. Фигура Будды становится культовой. Изготовленные из ценных пород дерева, слоновой кости, драгоценных металлов, украшенные драгоценными камнями, фигурки Будды становятся основным предметом торговли монастырей. Ценность буддизма состоит в том, что он отвергал кастовый строй всем кастам был открыт доступ в буддийские
общины. Согласно буддизму, человек постепенно и медлен- но созревает для познания, просветления и спасения. Для достигших многого на пути очищения буддизм создает монашеские ордена общины мужские и женские, для живущих в миру мирские сообщества семья и государство. В седьмом веке н.э. в Китае возникает чань-буддизм, именуемый ныне дзэн-буддизмом. Для этого течения буддизма характерны китайская трезвость и рационализм не пытаться достичь нирваны
или стать Буддой, а увидеть и понять истину, которая вокруг тебя в красоте природы, в радости труда, в умении жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Это учение оказало огромное влияние на развитие японской культуры. Сильной стороной буддизма в Японии стала та часть учения Будды, которая характеризуется как атеистическая. Согласно этому понятию, надеяться человек дол- жен
не на богов, а на самого себя никто не спасет и не изба- вит его от страданий сансары, если он сам этого не добьется праведным образом жизни. Главное в японском буддизме этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил. В буддизме в целом большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, так как это лишь множит зло.
Нельзя защищать других от насилия, наказывать даже за убийство. Непротивление злу абсолютное правило. Не противясь злу, нужно уклоняться от участия в нем. Вот почему, чтобы воплотить в жизнь философию буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика в Тибете в ламаизме. Тибетский далай-лама является символом и высшей ценностью в глазах ла- маистов и
буддистов в разных странах мира. Ламаизм сложился в позднем Средневековье седьмом-пятнадцатом веках, оказав сильное влияние на буддизм государств Юго-Восточной Азии, где шло постоянное возведение мощных буддийских городов-храмов. Основываясь на синтезе разных направлений буддизма, ламаизм впитал в себя и влияние тантризма, который ввел в обиход мандалу своеобразную графическую диаграмму
Вселенной, насыщенную магическими знаками и символами. Но самое важное в тант- ризме его мистико-магическая основа, выявляющаяся в медитации и в магических обрядах. Ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. Это учение в двадцатом веке проникло и обогатило культуру стран Западной Европы. Индо-буддийская религиозная традиция обусловила характерные черты той цивилизации,
в недрах которой она получила развитие преимущественное внимание к религиозно-мотивированному индивидуальному поведению, социально-политическая индифферентность, относительная слабость политических институтов в сочетании с устойчивой иерархией социального неравенства и стабильностью социальной структуры, религиозная терпимость. Опыт свидетельствует, что восточные цивилизации, испытавшие натиск капиталистического Запада, сумели сохранить этнические традиции и в значительной степени продолжают опираться на них в
попытках вписаться в современный мир. Использованная литература ь Религия. История и современность. Издательское объединение Юнити. ь Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. ь Библейская энциклопедия. ь Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |