1.Что в пророческих книгах называется "Днем Господним"? 2.Какими образами пользуются пророки для изображения призвания язычников в Церковь? 3.В связи с чем произнес пророк Исайя пророчество об Эммануиле? 4.Почему через пророка Иеремию Бог повелевает иудеям подчиниться Вавилону, если в книге пророка Исайи он уподобляется диаволу?
5. Назовите главную тему книги «Послание Иеремии». 6.Кто из пророков предсказывает разрушение Иерусалима? Дайте ссылки. 7.Какие причины падения Иерусалима названы в книге пророка Иезекииля? 8.С кем пророк Иезекииль сравнивает царя Тирского? 9.У каких пророков содержится откровение о том, что каждый несет наказание за свои грехи,
а не за грехи предков? Каким образом это выражено? 10.Перечислите видения пророка Даниила. 11.У кого из пророков и почему звучит тема отвержения законных праздников? 12.Приведите краткий план темы книги пророка Амоса. 13.За что будет осужден Эдом, согласно книге пророка Авдия? 14.В чем смысл брака пророка Осии с Гомерью?
15.Почему пророка Захарию называют "серповидцем"? 1.Что в пророческих книгах называется "Днем Господним"? Амос говорит, что пришедший "день Господень", которого они ждут как Божьего дара, для нечестивых будет днем наказания (Ам. 5:18). Выражение "день Господень" лишь только у поздних пророков:
Исаии, Иеремии, Софонии, Иоиля приобретает эсхатологическое и мессианское значение, которых во времена Амоса еще не было, хотя само выражение "день Господень" впервые встречается у пророка Амоса. У Иоиля "день Господень" или "день благословения" (Иоил. 3:1-5) - это указание сошествия Святого Духа на Троицу. Это читается во время Троичной службы. У Софонии это главная тема: день
Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство, в которое попадут только кроткие и смиренные (Соф. 2:3). Эта тема раскрывается во всех трех главах книги. У Исаии в День Господень поразится все гордое и высокомерное (Ис. 2:12) и истребятся грешники (Ис. 13:9). Иеремия в своем плаче называет не иначе как
День гнева Господня (Иер. 2:21-22). 2.Какими образами пользуются пророки для изображения призвания язычников в Церковь? Пророки использовали самые многообразные литературные формы для выражения идей своей проповеди: в речах пророков встречаются лирические отрывки, прозаические повествования, прямая, приточная или аллегорическая речь, различные формы увещаний, резкая критика и обличения, пословицы, псалмы, изложенные в стихотворной форме, песни любви, сатира, элегии (плачевные песни) и др.
Одним из самых убедительных способов передачи откровения были символические действия, совершаемые пророками. Обратив, таким образом, на себя внимание, пророк часто сразу же объяснял смысл символического действия. Особенно часто использовал символические действия для проповеди пророк Иеремия (Иер.3:16-17), здесь идет речь об отмене ветхозаветных постановлений, символом которых является ковчег, и призвании в Церковь язычников. Мессианское пророчество 2-й главы пророка
Исаии неразрывно связано с христологическими откровениями 7, 9, и 11 глав книги Исаии. В 1-4 стихах данной главы содержится пророчество о Церкви Христовой под образом явления и возвышения "горы Господней", к которой соберутся все языческие народы (ст.2-3), и о всеобщем мире в мессианские времена (ст. 4). Под "горою Господней" в буквальном смысле разумеется г.
Сион, точнее г. Мориа, на которой стоял Иерусалимский храм; под "холмами" - капища и священные рощи язычников, которые обычно находились на возвышенных местах. Возвышение горы Господней над холмами символизирует возвышение (победу) истинного богопознания над ложным языческим. В духовном смысле "гора Господня" и стоящий на ней "Иерусалимский храм" здесь, как и во многих других местах
Библии, означает Церковь Христову. Поэтому, собрание всех языческих народов на гору Господню, в Иерусалимский храм (см. ст. 3) символизирует вступление их в христианскую Церковь, которая, по смыслу данного откровения и параллельных мест (Зах. 8, 22; Иез. 40-48 гл.) будет иметь универсальный характер и распространится среди всех народов. Рассмотренный отдел Ис. 2, 1-3 читается в качестве паремии в праздник
Вознесения Господня, так как по разуму Церкви, откровение о славе горы Сионской имеет отношение к славе соседней горы Елеонской, с которой Господь Иисус Христос вознесся на небо. В 35-й главе «О пустыне жаждующей» Исаия дает основание относить это предсказание к спасению и язычников, которые примут участие в благах мессианского царства. «О кротком Отроке Господнем» (Ис.
42:1-9) говориться и о распространение среди языческих народов нового закона, на который они будут уповать, несомненно, мессианская черта этого пророчества(ст.4) Нельзя не упомянуть и о красочной 1-й главе пророка Иезекииля, Церковь находит в этом видении еще мессианское значение. Так, "Сидящий на престоле" Подобный Человеку - это
Сын Божий; колесница же знаменует Божию Матерь, которая в церковных песнопениях называется "колесницею Солнца умного", "огнеобразною колесницею Слова". Четыре различных лика херувимов образы 4-х евангелистов; Лицо человека - символ ев. Матфея, начинающего Евангелие с родословия Иисуса Христа как человека; 2 - лицо Льва - образ ев.
Марка, Евангелие которого много говорит о чудесах Спасителя, Его могуществе, как Царе Вселенной. 3 - лицо тельца - символ ев. Луки - особенно отмечающего значение жертвенного подвига Иисуса Христа; 4 - лицо орла - образ ев. Иоанна, который более всех евангелистов говорит о Божестве Иисуса Христа и парит, подобно орлу, в самых высоких сферах богословия.
Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу. В мессианских чертах пророчеств Софонии говориться, что спасение будет простираться на всю вселенную (Соф. 3:9-10); будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3:11-13); совершится, когда Господь воцарится "посреди народа" (3:15).
Дать языческим народам "чистые уста" значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога. У Захарии в 8-й главе (18-23) мессианское место, ибо указывает на будущее вступление в Церковь Христову многих языческих народов. 3.В связи с чем произнес пророк Исайя пророчество об Эммануиле? В самом пророчестве Исаии содержится предсказание о воплощении
Сына Божия в роде Давида от Пресвятой Девы Марии. Для православного христианина в этом не может быть никакого сомнения, так как это пророчество в таком именно смысле истолковало в Евангелии от Матфея, (Мт. 18:25) сравнить (Лк. 1:26-38). Евангелист, рассказав о сверхестественном зачатии от Святого Духа и рождении Младенца Христа Девой Марией, далее поясняет словами архангела
Гавриила, что все это совершилось во исполнение пророчества Исаии и приводит текст пророчества (Ис. 7:14). Имя Эммануил в буквальном переводе означает "с нами Бог". В отношении к Иисусу Христу оно является, конечно, не собственным (такого имени Господь Иисус Христос никогда не носил), а символическим.
Оно прикровенно указывает на тайну теснейшего ипостасного соединения во Христе божественного и человеческого естества. Боговоплощение несет в себе две тайны: бессеменное зачатие и рождение и соединение во Младенце Божества с человечеством. Это событие вполне согласуется с предложением Ахазу просить знамения "в глубине и в высоте". Св. Василий Великий говорит по этому поводу: "
Пророчество речением: во глубине означает землю и воспринятую от нее плоть; а речением - в высоте - пренебесное Слово Того, Кто превыше всякого начальства и власти. Кто в начале бе у Отца и есть Бог Слово". С этим согласен и св. Кирилл Александрийский. 4.Почему через пророка Иеремию Бог повелевает иудеям подчиниться Вавилону, если в книге пророка
Исайи он уподобляется диаволу? Исаия уподобляет падение Вавилона, за гордость и распутство, в том, что он погряз во грехах – падению сатаны (Ис. 14:11-15). Святитель Василий Великий говорит: «Вот еще часть плача о князе Вавилонском и о делах его. После того, как спадший «с неба денница» сказал в сердце своем: «На небо взыду, буду подобен Вышнему»; в доказательство того, сколько далек от уподобления
Святому осквернивший себя всякою нечистотою и убийствами, уподобляется он одежде, которая по природе своей, сделана на украшение человеку, но поелику омочена в крови, не может быть взята человеком в употребление. Из сего видно, что лукавый не по устройству своему имеет в себе нечистоту, но потому что обагрил себя кровью, погубив землю Господню и чрез грех убив людей»[Цитата по: Иерей Геенадий Егоров. Курс лекций по Втхому Завету].
А Пророк Иеремия придает значение послушанию Господу (Иер. 7:21-23) Следовательно, основанием для пребывания в Завете является послушание Богу. А волю Его надо исполнять так и тогда, как и когда Он этого хочет. Господь требует отказа от стереотипов мышления и «благочестия» ради того, чтобы из-под них оказалась вера, которая есть основание Нового Завета – «и
Я буду вашим Богом». 5.Назовите главную тему книги «Послание Иеремии»? Послание отправлено к евреям, переселенным в Вавилон Навуходоносором, и содержит в своих 72 стихах предостережение против почитания языческих идолов и утверждение, что идолы не боги, а мертвая материя. Чтобы нагляднее показать бессилие идолов, далее автор прибегает к сравнениям (55-72).
Идолы слабее царей, бесполезнее домашнего сосуда, утвари, двери и т.п. Могущественнее идола солнце, луна, звезды, даже дикие звери, потому что последние в состоянии помочь себе. Идола можно сравнить только с огородным пугалом или разлагающимся трупом. Они подвержены тлению и позору вместе со своими украшениями и одеждами. «Итак, заключает автор, лучше человек праведный, не имеющий идолов; ибо он – далеко от позора» (ст.
72). 6.Кто из пророков предсказывает разрушение Иерусалима? Дайте ссылки. Пророк Иезекииль делает исторический экскурс, вспоминая жизнь Израиля в Египте и исход и странствие по пустыне. Он говорит о том, что, поскольку Израиль отступил от Бога, снова оказался как бы в Египте, для того, чтобы он очистился, для того, чтобы он оказался снова пригодным для Бога, ему будет устроено новое странствие в пустыне.
Только странствие не в пустыне физической, а странствие в пустыне идолопоклоннических народов. Те, кто этот путь пройдет, очищенными снова вернутся и будут служить Господу. Но сейчас, в данный момент Иерусалим уже обречен, Иерусалим уже приговорен к истреблению, меч уже извлечен из ножен, он уже наточен, очищен и вложен в руку царя вавилонского (Иез. 22:18-22). Предсказание о разрушении
Иерусалима, которое произошло при императоре Тите в 70 году, через 35 лет после распятия Иисуса Христа, это пророчество «о семидесяти седминах» пророка Даниила (Дан. 9:22-27). Это пророчество о времени пришествия Христова. Под седминами традиционно всегда понималось семилетие, поскольку на семилетних циклах было основано летоисчисление по закону, еще субботние годы, юбилейные годы, потому что когда о седминах (дней)
говорит Даниил, то он это указывает, что дней. Таким образом, семьдесят седмин, это 490 лет, указ о восстановлении Иерусалима был дан уже во времена Неемии Артаксерксом, в седьмой год правления последнего. По разным оценкам это или 458-57 годы до Р.Х или 453. Всего 69 седмин, т.е. 483 года до того времени, как явится Христос. Как мы помним из Евангелия, Христос крестился примерно в 15 год
Тиберия Кесаря. Это, если это считать с начало его самостоятельного правления 29 год, а если считать с того времени, как он был соправителем Августа, то 27 год по Р.Х Посчитав, мы увидим, что пророчество достаточно точно сбылось. 7.Какие причины падения Иерусалима названы в книге пророка Иезекииля? Пророку в видении было показано и предсказано о тайном идолопоклонстве в
Иерусалимском храме старейшин иудейских, 9-я гл. повествует о наказании идолопоклонников. Видение, бывшее Иезекиилю убедило его в том, что мера наказания, предстоящего Иерусалиму, соответствует степени его теперешних грехов. Главы 14-я и 18-я учат о личной ответственности за грехи. Так пророк становится провестником личной ответственности.
Спасение человека или его гибель зависит не от его предков и близких. Бог смотрит, прежде всего, на личное сердечное расположение человека (Иез.18:20). 8.С кем пророк Иезекииль сравнивает царя Тирского? Отдельная глава посвящена царю Тирскому, и здесь слова против царя Тирского, конечно, тоже очень знаменательны (Иез.28, 1-19).
В смысле историческом, речь может идти о Тирском царе Хираме, современнике Давида, при этом раю уподобляется Иерусалим. Но некоторые черты этого образа позволяют вслед за прп. Ефремом Сирином сказать, что «в духовном таинственном смысле слова сии могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с
Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией». 9.У каких пророков содержится откровение о том, что каждый несет наказание за свои грехи, а не за грехи предков? Каким образом это выражено? У Иеремии в притче «о кислом винограде и оскомине» (Иер. 31:29-30) уже появляется представление об индивидуальном возмездии, переходящее в великое пророчество
о «Новом Завете» (Иер. 31:31). Осуждая грех, и говоря о Божией каре за грехи, пророки (начиная с Амоса) говорят об особой, счастливой участи избранных праведников, именуемых «остатком». В «остаток» входят все, кто при жизни избежал греха, и непосредственно те, кто удостоится дожить до эры великого счастья (Ис. 11:6-15). Исаия в 6-й главе, исповедует и свою греховность, но очищается от нее одним из
Серафимов. У пророка Иезекииля интерес представляют 14-я и перекликающаяся с ней 18-я главы. Человек не только свободен от грехов отца, но даже может освободиться от своих собственных беззаконий, если он покается и исправится (Иез. 18:21-23). В откровении «о седьми седьминах» пророка Даниила: «обетшает согрешение и скончается грех» (Дан. 9:24) По толкованию православных экзегетов, в этих выражениях
Откровения предвозвещается избавление от власти первородного греха и прощение личных грехов каждого через искупительные страдация и смерть Иисуса Христа и дарованные Им благодатные средства спасения: евангельское учение и таинства Церкви. 10.Перечислите видения пророка Даниила. Пророческие видения пророка Даниила о судьбе израильского народа и ближайших языческих царств от времени плена до пришествия
Мессии описываются во второй части книги главы с 7 по 12. Всего 4 видения, 1-е видение четырех зверей, обозначающих 4 языческих царства (7 гл.); 2 видение – овна и козла – еще о двух царствах (8 гл.); 3 – видение архангела Гавриила, сопровождающееся откровением о семидесяти седминах (9 гл.); 4 видение – о судьбе еврейского народа в связи с историей языческих государств (10-12 гл.).
11.У кого из пророков и почему звучит тема отвержения законных праздников? Основная тема книги пророка Амоса – возвещение суда десятиколенному израильскому царству за его нечестие. Эта тема раскрывается в обличительных речах и в видениях пророка. Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно борется с нарушениями нравственного закона и преступлениями против социальной справедливости.
Далее Амос разоблачает религиозный формализм и лицемерие израильтян (Ам.4:4-5). Он обличает их упорство в грехах и говорит, что на разные наказания Божии (голод, засуху, неурожай, гусениц, морскую язву, меч и разрушения) они отвечали упорной нераскаянностью (Ам.4:6-11). По причине нечестия Господь отвергает их лицемерные жертвы, религиозные праздники и песни. Еще во время 40-летнего путешествия в пустыни Израиль стал идолопоклонником и потерял искренность
– говорит Господь через пророка (Ам. 5:21- 25). 12.Приведите краткий план темы книги пророка Амоса. Тема: возвещение суда 10-коленному царству. Содержание: обличение язычников, обличение Израиля, 5 видений (о каре Израилю). После описания кары — обетование о спасении остатка и о восстановленни падшей скинии Давидовой) 1 часть (гл. 1-2). Содержит обличительнее речи, направленное сначала против
соседних языческих народов, а потом против Иудеи и Израиля. Здесь, в первой части, содержится первое предсказание Амоса с падении северного царства, что позже многократно повторяется (Ам. 2:13-16). 2 часть (гл. 3-6) Содержит обличительные речи, относящиеся исключительно к Израильскому царству. По причине нечестия Господь отвергает их лицемерные жертвы, религиозные праздники
и песни. В 6-й гл. излагаются угрозы беспечным и алчным богачам, проводящим жизнь в роскоши, неге и самомнении(Ам.6:14). 3 часть (гл. 7-9) содержит описание пяти символических видений, продолжающих главную тему книги – обличение Израиля. видение саранчи, опустошающей поля (Ам. 7:1-3); огня уничтожающего, т.е. засухи (Ам. 7:4-6); видение Господа в виде мужа с отвесом в руке (Ам. 7:7-9); в 4-м видении (Ам.
8:1-3) под образом корзины, наполненной плодами, выражена идея исполнения меры беззаконий Израиля, который, подобно спелым плодам, созрел для наказания; В 5-м видении (9, 1-3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить (Вефильский) храм, в котором собрался народ для идолослужения. За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения благочестивого «остатка».
Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой (Ам. 9:11-12). 13.За что будет осужден Эдом, согласно книге пророка Авдия? Книга пророка Авдия является самой малой из всех ветхозаветных книг – имеет всего 21 стих и содержит описание «видения об Едоме». В 10-14 стт. пророк обличает идумеев за проявление вражды к родственным им иудеям (Исав или Едом – родоначальник идумеев, был братом
Иакова) во время взятия Иерусалима врагами. При этом идумеи не только высказывали свое злорадство («расширяли рот в день бедствия»), но и помогали врагам: грабили и убивали своих братьев, устраивали засады, пойманных выдавали неприятелю. 14.В чем смысл брака пророка Осии с Гомерью? По повелению Божию Осия взял себе в жены блудницу (Гомерь, дочь Давлаима), и она родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена:
1-й сын – «Изреель», дочь – «Ло-руха-ма» («Недомилованная»), 2-й сын – «Ло-Амми» («Не Мой народ»). Эти символические имена указывают на измену Израиля своему Богу и на грядущее за это наказание – отвержение и плен. Но потом Господь помилует вразумленный бедствием народ, и он снова станет народом Божиим (Ос. 1:10-11). Таким образом, брак Осии с Гомерью есть символ отношений между
Богом и Его народом. За то, что Израиль изменил Богу как жена своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами, он будет наказан. Но после раскаяния Господь снова примет его в союз с Собой (Ос. 2:19-28). 15.Почему пророка Захарию называют "серповидцем"? 5 глава начинается с видения летящего свитка: “И опять поднял я глаза мои и увидел: вот, летит свиток”. Нужно заметить, что свиток и серп по-еврейски пишутся практически одинаково, и у 70-ти толковников
в этом месте стоит как раз слово серп, и также это переведено на славянский язык, что он увидел серп летящий исписанный с двух сторон проклятиями на воров и клятвопреступников. Видение символически изображает кару Божию за нарушение заповедей. (Кара – серп; 3ахария Серповидец) (Зах.5:1-4). Вот по видению этого летящего свитка или серпа, пророк Захария и назван Серповидцем. Т.е. здесь, конечно, можно прочитывать и то и другое слово, т.е. как свиток,
где написано проклятие, и как серп, которым будет совершено истребление греха. Литература: 1.Лопухин А. П Толковая Библия или комментарий на все книги священного Писания Ветхого и Нового Завета, Стокгольм, 1987, репринт СПб 1911-1913. 2.Иоанн Златоуст, Избранные творения, М.: Издательский отдел Московского Патриархата, репринт:
СПб. Духовная Академия, 1898, т. 2, Беседы на книгу Бытия. 3.Сергий (Соколов) арх Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для 3-го класса Православной Духовной Семинарии, Сергиев Посад, 1995. 4.Никифор архим Библейская энциклопедия, М.: Св. Троице-Сергиева Лавра,
1990, репринт: М.: типография Снегиревой, 1891. 5.Христианство. Энциклопедический словарь, ред. Аверинцев С. С Мешков А. Н Попов Ю. Н М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1993. 6.Иерей Геннадий Егоров. Курс Лекций по священному писанию Ветхого Завета. Часть вторая.
Учительные и пророческие книги.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |