План Введение 3 Глава I. Социально-экономическая сущность и функции налогов 1. Сущность налога 2. Функции налогов 3. Классификация налогов 11 Глава II. Принципы построения налогового механизма в РФ 20 Глава III. Повышение роли налогов в формировании финансовых ресурсов государства 24 Заключение 28 Список литературы30 ие роли налогов в формировании вании
Введение Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства, справедливо подчеркивал К. Маркс Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308 Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основной источник доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития общества от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить процесс сбора налогов возлагался на город или общину. На втором этапе XVI начало XIX вв. государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи
которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение
иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие
производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Целью данной работы является раскрытие социально-экономической сущности налога. Для этого, по моему мнению, необходимо решить следующие задачи рассмотреть понятие и роль налогов в
формировании финансов государства, выделить элементы налога, выделить функции и классификацию налогов, а также привести основные принципы построения налогового механизма. Глава I. Социально-экономическая сущность и функции налогов. 1. Сущность налога Налоги и налогообложение Учеб. пособие Перов А.В Толкушин А.В. М. Юрайт-Издат, 2004. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе
государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве
каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба. В отдельных определениях налога указывается, что налоги это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов платежи, взимаемые в установленном законом порядке сильно ограничивает
значение термина налог. В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера. В других определениях можно встретить указание на то, что налоги это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие налог.
Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Налоги один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные федеральные
и региональные бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций. В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной
в процессе производства трудом, капиталом, природными ресурсами. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов физических и юридических лиц по поводу формирования государственных финансов.
Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. Элементы налога. Финансы, деньги, кредит Учебник Под ред. О.В. Соколовой. М. Юристъ, 2000. 784 с. Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокупности определенных взаимодействующих составляющих его элементов. Выделяют следующие десять основных элементов налога.
Налоговая норма общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным государственным органом. Зачастую налоговая норма представлена налоговым законом. Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения.
Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентные ставки налога означают взимание в форме налога определенной доли стоимости объекта обложения.
Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приоритетов национальной фискальной
политики. В налоговых системах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных объектов, освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада налогового платежа за расчетный период, налоговые кредиты отсрочка взимания платежа. Налоговый оклад это подлежащая взиманию сумма налога.
Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источникам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции
работ, услуг, финансовый результат деятельности, чистая прибыль. 1.2. Функции налога. Налоги и налогообложение Учебник Д.Г. Черник и др. М. ИНФРА М, 2001. Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории
как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. М. Омега Л, 2003. 296 с Выделяют три основные функции налогов 1Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления.
Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90. 2Экономическая
функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического
роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики. Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.
Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности. Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования.
Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные вне бюджетные фонды с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения
и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся земельный налог плата за пользование водными объектами плата за загрязнение окружающей природной среды отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 3Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным зеркалом экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии
на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов
РФ государственных внебюджетных фондов. 1.3. Классификация налогов Налоги и налоговое право Учебное пособие Под ред. А.В. Брызгалина. М. Аналитика Пресс, 1997 Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации разделения на виды на определнной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Попытки классификации налогов известны с самого начала формирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом 1 налоги с дохода от земли 2 налоги с доходов от капитала 3 налоги с самих капиталов Некоторые разделяют налоги 1. На обыкновенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые.
3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28 Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов 1 по способу взимания налогов 2 по субъекту-
налогоплательщику 3 по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги 4 по порядку введения налога 5 по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж 6 по целевой направленности введения налога. 1. По способу взимания налогов Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.
Т.е. к прямым относят подоходно-поимущественные налоги те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом.
Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси Учебник для вузов. М. Издательство БЕК, 2001 Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине
XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее Например, в 1868 г. в работе К.Г. Pay Основные начала финансовой науки отмечалось, что деление податей на реальные и личные устарело. Первые соображаются с имущественными, вторые с личными отношениями Т. II. СПб 1868. С. 312 Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается. Реальные прямые налоги налоги на имущество, т.е ими облагается предполагаемый средний доход, получаемый
от того или иного объекта налогообложения налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др Личные прямые налоги подоходные налоги, т.е. уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные иначе адвалорные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др Косвенные налоги фактически налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того,
что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси Учебник для вузов. М. Издательство БЕК, 2001 Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров акцизы на отдельные группы и виды товаров, косвенные
универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа налог на добавленную стоимость, фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства налог с оборота в бывшем СССР, а также таможенные пошлины. Основное отличие между прямыми и косвенными налогами по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика,
то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей в основном в составе цены. Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ленин даже называл такие налоги налогами на бедных Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262 Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров. 2. По субъекту-налогоплательщику В соответствии с данным основанием можно выделить следующие
виды налогов. Налоги с физических лиц подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др Налоги с предприятий и организаций налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний и др
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др 3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Налоговый кодекс РФ - М. Омега Л. 2004. 492 с. Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит
и имеет право изменять и конкретизировать федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы. Федеральные общегосударственные налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных общегосударственных налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных
уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие налог на добавленную стоимость акцизы налог на доходы физических лиц подоходный налог единый социальный налог налог на прибыль организаций налог на добычу полезных ископаемых налог на операции с ценными бумагами государственная пошлина таможенные пошлины плата за недропользование плата за пользование водными объектами плата за загрязнение окружающей природной среды плата за пользование
объектами животного мира сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация федеральные лицензионные сборы платежи в дорожные фонды налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения налог на игорный бизнес иные федеральные налоги и сборы. Региональные налоги налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги налог на имущество предприятий плата за
лесопользование плата за пользование водными объектами сбор на нужды образовательных учреждений налог с продаж транспортный налог плата за выбросы вредных веществ лицензионные сборы иные налоги и сборы субъектов Федерации. Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.
К таковым, в частности, относятся налог на имущество физических лиц курортный сбор налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы плата за землю плата за выбросы вредных веществ регистрационный сбор за занятие предпринимательской деятельностью налог на рекламу сбор за право торговли целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники сбор с владельцев собак лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей сбор за выдачу ордера на квартиру сбор за парковку автотранспорта сбор за право использования местной символики сбор за участие в бегах на ипподромах сбор за выигрыш на бегах сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме сбор со сделок, совершаемых на бирже сбор за право проведения кино- и телесъемок сбор за уборку территорий населенных пунктов сбор за открытие игорного бизнеса иные местные налоги и сборы.
4. По порядку введения налога По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные. Общеобязательные налога устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной
области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду ст. 20 Закона, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью ст.
21 Закона. Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления.
К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными. 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. Регулирующие разноуровневые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога налог на прибыль с предприятий
и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации. 6. По целевой направленности введения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М. Финстатинформ, 1996. С. 23 Абстрактные общие налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда
как целевые специальные налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд внебюджетный или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные контингентированные, репартиционные и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные долевые, квотативные налоги исходят из возможности плательщика заплатить
налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество земельные, со строений, с транспортных средств и т.д налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление акцизы, НДС, налог с продаж. По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период.
К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств. Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы таможенная пошлина государственная
пошлина налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте местные сборы курортный сбор регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью Основы налогового права Учебно-методическое пособие Под ред. С. Пепеляева. М. Инвест Фонд, 1995. С. 36 38
В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов все виды подоходных налогов, акцизы,
НДС и т. д Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114 Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и
Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций и налоги на валовый выпуск или валовые затраты налог на добавленную стоимость, налог с оборота Аткинсон Э. Б Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М. Аспект Пресс,
1995. С. 178 Глава II. Принципы построения налогового механизма в РФ Налоги и налогообложение Учеб. пособие Перов А.В Толкушин А.В. М. Юрайт-Издат, 2004 Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство
для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. Таким образом, налоговая система РФ отвечает следующим принципам налоговое законодательство должно быть стабильно взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться
между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика принцип равенство налогоплательщиков перед законом издержки по сбору налогов должны быть минимальны нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности доступность и открытость информации по налогообложению соблюдение налоговой тайны.
Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов. Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться отменяться до того срока, который первоначально был установлен законодателем.
Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны или территории к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства. Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах,
где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового
права. Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д а также не допустить разного
уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений.
В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором. Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие 1 каждый используемый
термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом 2 количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным 3 законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу 4 тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования 5 при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст. Один из важнейших принципов построения налоговых систем принцип равенства
налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации,
которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам. Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого
имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду
с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции. Т.е. налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических
требований налогового законодательства. Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков.
Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства.
В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них. Глава III. Повышение роли налогов в формировании финансовых ресурсов государства Финансовые ресурсы образуются в процессе производства материальных ценностей, т.е. когда создается новая
стоимость и возникает ВВП и национальный доход. Этот процесс образования финансовых ресурсов характеризуется движением товаров и денег. Финансовые ресурсы, хотя и взаимосвязаны с финансовыми отношениями, но финансами не являются. Между ними есть качественные отличия. Общее 1. И те, и другие тесно связаны с процессом производства независимо от форм формирования. 2. И те, и другие основываются на товарно-денежных отношениях.
3. И те, и другие участвуют в распределении и перераспределении стоимости ВВП и национального дохода. Главное отличие Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, т.е. они не раскрывают внутреннее содержание финансов. Финансовые ресурсы не выполняют тех функций, которые присущи финансовым отношениям. Финансовые ресурсы можно исчислить количественно, финансовые отношения подсчитать нельзя.
Количественный подсчет выражается в сводном финансовом балансе национального хозяйства. Сводный национальный баланс включает доходы и расходы. В доходы включается прибыль, которая создается в обществе, амортизационные отчисления, налоговые и неналоговые доходы, отчисления во внебюджетные фонды и средства бюджетных целевых фондов. В расходы включаются расходы предприятий, которые осуществляются за счет собственных ресурсов предприятия,
затраты на инвестиции государственных и частных предприятий, дотации и субсидии, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расходы на оборону, управление, на внешнеэкономическую деятельность и расходы на обслуживание государственного долга. Государственные финансовые ресурсы меняются в объеме в зависимости от роста ВВП. На темпы роста финансовых ресурсов влияют следующие факторы 1.
Структура национального дохода, или соотношения фонда накопления и фонда потребления. Повышение доли фонда накопления в национальном доходе обуславливает быстрый рост финансовых ресурсов. 2. Отраслевая структура национального хозяйства общества и, прежде всего, структура промышленности. Более быстрый рост легкой и пищевой промышленности вызывает быстрый рост финансовых ресурсов. 3. Интенсификация производства. Она приводит к росту прибыли, что приводит к росту
ВВП, а от этого зависят финансовые ресурсы. 4. Стабильность денежного обращения. Отсутствие инфляции стимулирует рост ВВП и соответственно финансовых ресурсов. Состав государственных финансовых ресурсов 1. Собственные средства - это доходы от госпредприятий, от внешней экономической деятельности и от приватизации. 2. Средства, мобилизованные на рынке - это эмиссия государственных ценных бумаг, эмиссия денег и государственный
кредит. 3. Средства, которые поступают в результате перераспределения - это налоги. Рассмотрим объмы и удельный вес составляющих финансовых ресурсов Российской Федерации в общем объме финансовых ресурсов по годам табл. составлена из данных 1. Ф.З. от 19 июня 2001г. 80 ФЗ Об исполнении федерального бюджета за 1999г 2. Ф.З. от 23 апреля 2002г. 39 ФЗ Об исполнении федерального бюджета за 2000г 3.
Ф.З. от 07.июня 2003г. 67 ФЗ Об исполнении федерального бюджета за 2001г 4. Ф.З. от 08.05.2004г. 35 ФЗ Об исполнении федерального бюджета за 2002г 5. Ф.З. от 24.12.2002г. 176 ФЗ О федеральном бюджете на 2003г. с изм. и доп. от 23.06.03 7.07.03 11.11.03. 10.11.04. 6. Ф.З. от 23 декабря 2003г. 186 ФЗ О федеральном бюджете на 2004г. с изм. и доп. от 29.06.04 28.07.04 20.08.04 10.11.04. Таблица. млн. рублей Денежные ресурсы РФ1999 г.2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.
Уд. вес, в Уд. вес, в Уд. вес, в Уд. вес, в Уд. вес, в Уд. вес, в 1.Доходы от госпредприятий, от внешней экономической деятельности и приватизации Эмиссия ценных бумаг Эмиссия денег и госкредит 2. Налоги включая ЕСН 3.Общий объем финансовых ресурсов 43825,9 509696,8 615531,9 7,12 82,81 100 65956,0 964782,1 1132082,6 5,83 85,22 100 108617,0 1460398,4 1593978,1 6,81 91,62 100 147018,0 2035598,1 2204728,3 6,67 92,33 100 162206,7 2377892,3 2562606,9 6,33 92,79 100 193771,7 3051188,9 3273844,6 5,92 93,2 100 - планируемые поступления Из таблицы видно, что налоговая составляющая финансовых ресурсов ежегодно
растт как по абсолютной величине, так и е удельный вес в финансовых ресурсах государства. Налоговая составляющая выросла с 509696,8 млн. рублей в 1999 году до 2035598,1 млн. рублей в 2002 году, то есть почти в 4 раза. В то же время другие две составляющие финансовых ресурсов вместе только в 3,35 раза и доля их в общем объме финансовых ресурсов снизилась с 7,12 в 1999 году до 6,67 в 2002 году. В 2003 и 2004 годах планируется и ожидается дальнейший рост налоговых поступлений, что приведт к возрастанию
удельного веса налогов в общем объме финансовых ресурсов в 2004 году до 93,2. Такой рост налогов объясняется ростом ВВП России, ростом объема заработной платы, снижением ежегодных темпов инфляции. Рост ВВП определялся в 2000- 2002 гг. ростом добычи нефти и газа и других сырьевых ресурсов, увеличением промышленного производства. Однако последнее не стало преобладающим фактором до сих пор. Решение правительством задачи, поставленной президентом
России В.В. Путиным, по подъему экономики России как промышленности, так и сельского хозяйства, увеличению ВВП страны к 2008 году в 2 раза и снижению ежегодных темпов инфляции в стране до 3 еще больше повысят роль налогов в формировании финансовых ресурсов Российского государства. Заключение. Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному
процветанию. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что платить налоги и умереть должен каждый. Данный принцип заложен и в российском законодательстве
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 57 Конституции РФ Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые
принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов,
так как они составляют более 80 доходной части федерального бюджета. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход хозяйствующие субъекты, владельцы капитала. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы
государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой, по поводу формирования государственных финансов. Список литературы 1. Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308. 2. Налоги и налогообложение Учебник Д.Г. Черник и др.
М. ИНФРА М, 2001. 3. Налоги и налогообложение Учеб. пособие Перов А.В Толкушин А.В. М. Юрайт-Издат, 2004. 4. Налоги и налоговое право Учебное пособие Под ред. А.В. Брызгалина. М. Аналитика Пресс, 1997. 5. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28. 6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в
Росси Учебник для вузов. М. Издательство БЕК, 2001. 7. К.Г. Pay Основные начала финансовой науки. Т. II. СПб 1868. С. 312. 8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262. 9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М. Финстатинформ, 1996. С. 23. 10. Основы налогового права
Учебно-методическое пособие Под ред. С. Пепеляева. М. Инвест Фонд, 1995. С. 36 38. 11. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114. 12. Аткинсон Э. Б Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М. Аспект Пресс,
1995. С. 178. 13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. М. Омега Л, 2003. 296 с. 14. Финансы, деньги, кредит Учебник Под ред. О.В. Соколовой. М. Юристъ, 2000. 784 с. 15. Налоговый кодекс РФ - М. Омега Л. 2004. 492 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |