Реферат по предмету "Управление"


Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

Федеральное агентство по образованию РФ Государственная полярная академия Кафедра: «Менеджмента организации» РЕФЕРАТ по дисциплине: «Исследование систем управления» на тему: «Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.» Выполнила: студентка 4 курса 332 группы, Кекеева Н.Н. Проверил: проф. Бобрышев А.М. Санкт -

Петербург СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 2. КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ… 8 4.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ… 5. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА… 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 15 ПРИЛОЖЕНИЯ… 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 17 ВВЕДЕНИЕ В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания

этих проблем. Социологические исследования бывают разнообразными – наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя. Весьма широко используется в исследовании систем управления и метод экспериментирования. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ? Первый этап — теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и предмет, экспе­риментальные задачи и гипотезы исследования. При определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, ос­новные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса. Второй этап - разработка программы проведения эксперимен­та,

т.е. документа, в котором разработаны все процедуры экспе­римента - от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка мето­дики исследования и построение плана создания эксперименталь­ной ситуации. В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение дан­ного эксперимента - обоснование целесообразности и возможно­сти нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п.

Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительнос­ти, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно долж­ны быть точно указаны все ответственные организаторы экспери­мента и распределены роли между ними. Третий этап - реализация программы эксперимента. Важней­шим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Эксперимен­тальная ситуация по своей структуре характеризуется: условиями эксперимента, вербальными

и предметными факторами - раздра­жителями, инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых. В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры заверше­ния и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, проме­жуточного и конечного состояний значимых процессов в экспериментальном и контрольном объектах. Четвертый этап - анализ и оценка результатов.

Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих резуль­татов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относитель­но дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение пер­воначального проекта новшества, масштаб применения, ожидае­мый эффект.

2. КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА? Современная практика в разных областях социальной жизни, особенно в управлении народным хозяйством, показывает, что сегодня самая актуальная задача - разработка способов получе­ния достоверного результата в процессе проведения эксперимен­та. Получение достоверных результатов во многом зависит от «чи­стоты» постановки эксперимента.

Проведение эксперимента тре­бует известного ограждения опытного объекта от воздействия сре­ды, в частности лишения искусственных льгот в снабжении или финансировании предприятия (организации), а также тщательного отбора контрольных объектов. Они могут быть трех типов: 1) пред­приятие, однотипное опытному (по отрасли, продукции, регио­ну, объему), переводится на новые условия работы без всяких улучшений в его экономической и организационной среде;

2) по­добное же предприятие ставится в льготные условия эксперимента без внедрения на нем испытываемого новшества; 3)на одном и том же предприятии замеряются исходное и послеэкспериментальное состояния. Во всех случаях сравнение результатов позволяет оценить эффективность эксперимента. Еще одно общенаучное требование, которое необходимо учи­тывать при проведении социального эксперимента, относится к его организации. В естественных науках хорошо известно иска­жающее воздействие аппарата

исследования на его объект и сре­ду. В социологических исследованиях также фиксировались подобные эффекты, это имеет прямое отношение к получению «чистоты результатов». Обычно в теории и методике социального эксперимента про­блема сводилась лишь к преодолению психологического барьера, причем преимущественно в малых группах. Считалось, например, что условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении: осознание участника­ми эксперимента

«исключительности» своего положения может стать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной пе­ременной и исказить результаты. Создание экспериментальной ситуации при проведении соци­ально-экономического эксперимента требует тщательного «огора­живания» объекта от его окружения. Часто это означает предо­ставление прямых льгот, чтобы испытываемая идея получила воз­можность проявиться. Конечно, за этим следует прирост основных показателей работы предприятия.

Но это означает и необходи­мость по окончании эксперимента отделить реальный результат от инспирированного льготами посредством введения в методику эксперимента соответствующей зависимой контролируемой пере­менной. Она может быть обозначена, например, как реактивность экспериментального объекта и измеряться по двум параметрам: психологическая реакция и побочный прирост. Тогда «очищение» результата будет программироваться еще в начале эксперимента.

Что же касается самого воздействия экспериментального аппара­та на объект, то остаточные сдвиги в нем будут ощущаться всегда - и тогда, когда нововведение оценено как несостоятельное, и даже в том случае, если оно осуществлено и подлежит распростране­нию. Ведь льготные условия по определению не могут стать несовместимыми. Частичному решению этой проблемы способству­ют математизация, моделирование основных составляющих соци­ально-

экономического эксперимента и внедрение нововведения. Еще одно важное требование при организации социально-экономического эксперимента - необходимость отличать его от эксперимента естественнонаучного. Социально-экономический эксперимент затрагивает интересы людей, нередко сопровождается серьезными изменениями веками сложившихся форм их деятель­ности, устоявшихся привычек, норм и уклада жизни. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Эксперимент - это опытное исследование воздействия заданно­го фактора (или нескольких факторов) на процесс функционирования изучаемого объекта. Эксперимент пришел в социальные науки из естествознания, где он примерно с XVII века использовался в качестве ведущего способа про­верки научных теорий. Если в естествознании экспериментальный ме­тод с давних пор используется как один из ведущих методов,

то в со­циологии этот метод до сих пор не получил должного признания. Методология экспериментального анализа общественных явлений и процессов была предложена в XIX веке английским философом Джо­ном Стюартом Миллем в работе «Система логики» (1843). Хотя сам ученый отрицал продуктивность социальных экспериментов из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, но им были определены два основных правила: «правило согласия» и «правило различия», которые

могут быть использованы при проверке рабочих гипотез экспериментальным методом. Суть «правила согласия» состоит в том, что если в одном ряду Р есть следствие событий А, В, С, а в другом ряду Р есть следствие со­бытий К, М, С, то причиной Р должно быть С. Для проверки рабочих гипотез в обратном порядке используется «правило различия», соглас­но которому событие «не-С» должно повлечь за собой «не-

Р». Напри­мер, по рабочей гипотезе предполагается, что изменения в оплате тру­да (С) должно привести к повышению производительности труда (Р). В двух разных по составу и характеру труда бригадах вводится новая система оплаты труда. Если в обеих бригадах после введения новой системы оплаты труда производительность повысилась, следователь­но, рабочая гипотеза, в соответствии с «правилом согласия», верна. Проверка этого заключения возможна на третьей (контрольной) бри­гаде, которая работала в условиях прежней

системы оплаты труда. Со­гласно «правилу различия» Милля в этой бригаде не должно происхо­дить повышения производительности труда. Основоположники социологии как науки О. Конт, Э. Дюркгейм и М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода при изучении социальных явлений и процессов. Лишь в 30-е годы XX века были предприняты первые шаги по использованию эк­спериментального

метода при проведении эмпирических социологи­ческих исследований. В настоящее время социологи признают важность экспериментального метода, который позволяет не только соби­рать необходимую социологическую информацию, но и помогает вы­являть социальные проблемы и осуществлять за ними контроль, спо­собствует предупреждению принятия ошибочных управленческих ре­шений. Социологический эксперимент - это способ получения социологической информации об изменениях в функционировании

изучаемого процесса или явления в результате целенаправленного воздействия специальных факторов. Социологический эксперимент позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, связанные с управлением экономическими и политичес­кими процессами, например: приводит ли к росту производительности труда повышение его оплаты, какой из видов политической рекламы ока­зывает наибольшее воздействие на явку избирателей на выборы. В боль­шинстве случаев социологический эксперимент является единственным способом, с помощью

которого можно проверить результаты проведен­ного исследования, имеющие прямой выход на практику управления со­циально - экономическими и политическими процессами. Социологический эксперимент относится к числу самых трудоем­ких методов сбора первичной социологической информации и провер­ки выводов и практических рекомендаций социологических исследо­ваний. Особенность социологического эксперимента состоит в его пред­назначении, а не в методике получения

социологической информации. В процессе проведения эксперимента могут быть использованы лю­бые из методов сбора первичной социологической информации (ана­лиз документов, наблюдение, опросы). Основное предназначение социологического эксперимента при управлении социально-экономическими и политическими процессами — проверка выводов и апробация практических рекомендаций исследо­ваний. Специфика социологического эксперимента состоит в том, что посредством его изучается процесс деятельности

людей в специально заданных условиях их функционирования. От того, как участники экс­перимента субъективно будут воспринимать заданные условия, во многом зависят его результаты. Отличительная черта социологическо­го эксперимента как метода получения информации состоит, во-пер­вых, в предварительном определении причинно-следственных связей между его участниками; во-вторых, в необходимости использования системного и комплексного подходов; в-третьих, в значительной про­должительности

его проведения. Организация и проведение эксперимента требует больших затрат и соответственно подготовленных кадров социологов. Для проведения эксперимента требуется разработка особой программы его проведения. При проведении эксперимента исследователю предоставляется сво­бода выбора экспериментальных групп. Однако он обязан придержи­ваться определенных критериев выбора в соответствии с задачами проводимого эксперимента. Социологический эксперимент проводит­ся не на генеральной совокупности, а на репрезентативной

стратифи­кационной или квотной выборочной совокупности. Если эксперимен­тальная группа достаточно большая по количеству участников и раз­нородная по составу, тогда целесообразно ограничиться вероятностной выборкой. Социологический эксперимент целесообразно проводить в относительно однородных условиях на небольших группах обследуе­мых. Как показывает практика, наиболее результативными оказывают­ся эксперименты в

малых социальных группах. 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ По объекту исследования различают отраслевые эксперименты (промышленность, здраво охранение, образование) и социально-группо­вые (молодежь, студенты, рабочие, пенсионеры). По функциям эксперимент может быть познавательным, когда ставится задача проверить выводы исследования, и прагматическим, когда необходимо убедиться в потенциальной эффективности прак­тических рекомендаций.

Эксперимент, который направлен на провер­ку одной гипотезы (вывода, рекомендации), является целевым, а если он направлен на проверку нескольких гипотез (выводов, рекоменда­ций) — комплексным. По характеру проведения эксперимент может быть полевым, ког­да он проводится в естественных условиях функционирования респон­дентов, и лабораторным, когда его проводят в специально заданных условиях, а также одноразовым и многоразовым, открытым и скры­тым.

Более достоверную и надежную информацию, как правило, дает полевой многоразовый и скрытый эксперимент, так как в нем меньше проявляется субъективизм со стороны респондентов. Лабораторный эксперимент целесообразно использовать для проверки рабочих гипо­тез, полевой — для проверки практических рекомендаций. По способу экспериментирования различают натурный и мыс­ленный эксперименты. Натурный эксперимент проводится непосред­ственно над реально существующем объектом исследования.

Мыслен­ный эксперимент предполагает построение модели изучаемого объекта и экспериментирование с информацией о нем. Натурный экспери­мент может быть контролируемым и неконтролируемым. При проведении эксперимента необходимо учитывать, что на его результаты могут влиять кроме специальных факторов другие внешние и внутренние факторы. К сожалению, ни в одном эксперименте не удается полностью контролировать все условия, поэтому всегда оста­ются какие-либо неучтенные факторы.

При неконтролируемом экспе­рименте не учитываются побочные факторы, которые могут позитив­но или негативно влиять на исследуемый процесс. Например, в экспе­риментальных бригадах на повышение производительности труда позитивно может влиять умелая организаторская деятельность брига­дира, а негативно — простои из-за снабжения. Чтобы убедиться в пра­вильности выдвинутой рабочей гипотезы, необходимо провести серию повторных экспериментов. 5. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Основная задача эксперимента состоит в выяснении степени воздействия условного фактора на изменение характеристик изучаемого объекта, а также определения причин, которые вызывали эти изменения. При подготовке эксперимента исследователь должен определить те характеристики экспериментального объекта, которые должны изменять­ся под воздействием условных факторов. Характеристики эксперимен­тального объекта, изменения которых будут изучаться, обозначаются как факторные.

Те же характеристики, которые не должны изменяться под воздействием условных факторов, обозначаются как нейтральные. Сре­ди нейтральных характеристик различают переменные, которые могут изменяться под действием не имеющих отношения к эксперименту фак­торов, и постоянные, которые остаются неизменными в процессе про­ведения эксперимента. Исследователь должен предусмотреть, чтобы на факторные характеристики не оказывали воздействия посторонние фак­торы. Для проведения эксперимента исследователь обязан иметь

доста­точно глубокие знания об объекте экспериментирования. При последовательной технике проведения эксперимента срав­ниваются изменения характеристик изучаемого объекта через опреде­ленные периоды времени (неделя, декада, месяц, квартал, год). При параллельной технике проведения эксперимента сравнива­ются изменения характеристик изучаемого объекта под действием спе­циального фактора с изменениями характеристик контрольного объек­та, на который действие

специального фактора не распространялось. В качестве примера может служить модель проведения параллель­ного эксперимента по изучению социально-экономической эффектив­ности системы оплаты труда с применением коэффициента трудового участия (КТУ). Для сравнения выбираются два подразделения, при­мерно одинаковые по своим социально-экономическим и технологи­ческим характеристикам. В экспериментальном подразделении вводится оплата труда с применением КТУ, а в контрольном — остается пре­жняя система оплаты.

В процессе эксперимента сравнивают измене­ния социально-экономических характеристик (выполнение норм выра­ботки, нарушение трудовой дисциплины, активность участия в производственном процессе, характер инновационной деятельности и т. д.). Если в экспериментальном подразделении социально-экономические характеристики оказываются выше, чем в контрольном подразделе­нии, то это позволяет сделать вывод о более высокой эффективности системы оплаты труда с применением

КТУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эксперимент может быть модельным и реальным. Первый проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном

варианте. ЛИТЕРАТУРА 1.Глотов М.Б. Социологические исследования экологических и политических процессов. СПб 2005. 2.Коротков Э.М. Исследование систем управления. М 2003. 3.Мыльник , Титаренко. Системы управления. 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.