МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ФАКУЛЬТЕТ МЭМФиС. Курсовая работа по стратегическому менеджменту на тему: Функции управления и факторы реализации стратегии. Выполнил: ст. гр. 04-ПМ-01 Никишкин С. А. Принял: Профессор Диамбеков Б.Б. Москва 2007 г. Оглавление.
1)Введение….стр. 3. 2)Сущность стратегического менеджмента. Модель и методология… стр. 6. 3)Задачи планирования деятельности фирмы. стр. 11. 4)Организационные условия… стр. 15. 5)Особенности планирования… стр. 17. 6)Показатели эффективности производства… стр. 18. 7)Планирование потребностей в трудовых ресурсах, занятости работников… стр.
20. 8) Планирование роста производительности труда стр. 22 9)Планирование оплаты труда…. стр. 23. 10)Конкуренция как один из инструментов стратегического планирования… стр. 25. 11)Обеспечение максимальной рентабельности и специфические цели… стр. 26. 12)Заключение… стр. 29. Введение. Практика управления так же стара, как и организация. Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким, сложным, а сами организации
становились все более сильными и более устойчивыми. У нас была плановая экономика, и она из зарубежного опыта принимала только организационную сторону управления – структуру, распределение функций, контроль, организационное моделирования, определенный аспект информационного обеспечение управления. Знать менеджмент в полном комплекте его проблем и признаков потребовалось только тогда, когда экономические реформы в нашей стране получили направленность на развитие
рыночных механизмов управления. Именно в это время и вошло в обиход понятие менеджмента как типа управления, преимущественно опирающегося на рыночные механизмы. Изучение и обобщение истории, теории, методологии и практики менеджмента позволяет констатировать, что термин менеджмент используется для выражения различных вариантов управления хозяйства, и оно предполагает конкретизацию: о каком хозяйстве идет речь. Иначе говоря, менеджмент является такой же общей теоретической
категорией, как производство, цена и т.п. В целом ситуация в России позволяет сказать, что оформляется философия управления, разрабатывается его новая структура. Если общество и рынок будут способны осуществить принцип «минимакс», т.е. обеспечить минимальные потери при максимально неблагоприятных для деятельности предприятия условиях, то в России появятся предпосылки для развития менеджмента.
Для специалиста сферы финансирования необходимо знать как основы самого менеджмента, так и специфику управления. В современных условиях перехода к рынку проблема эффективного планирования производственно-коммерческой деятельности фирмы представляется сложной без наличия правильно построенного аппарата управления и высококвалифицированных кадров. Целью данной курсовой работы является рассмотрение модели управления деятельностью предприятия, основы менеджмента, проанализировать проблемы и недостатки, существующие
на данное время. В условиях перехода к рыночной экономике становится необходимым изменение системы взглядов на управление развитием предприятия в нестабильной и труднопрогнозируемой внешней среде. Концепция стратегического управления, составляющая современную управленческую философию, основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается при этом прежде всего как «открытая система», главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри фирмы, а вне ее,
т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению. Можно сформулировать главные критерии эффективности системы управления: – сумеет ли фирма распознать угрозы для ее существования; – будет ли устойчива к воздействию внешней среды; – не упустит ли возможности, возникающие в ее среде; – сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Несколько лет назад появилась новая наука «Операционный менеджмент», которая рассматривает любой процесс
управления с точки зрения операций. В своей книге «Операционный менеджмент» Лес Гэлловэй говорит о том, что «операции представляют собой любую производительную деятельность, как собственно производство, так и любую другую, связанную с созидательным процессом. Операционный менеджмент призван обеспечить эффективное и рациональное ведение этой деятельности. Поэтому всех менеджеров можно считать операционными менеджерами, поскольку они должны так руководить
своими подразделениями, чтобы те работали эффективно и рационально, вне зависимости от своей функции. Что еще важнее, операции – это основа основ любого производственного или обслуживающего предприятия, и если операционная функция будет выполняться неэффективно, то и вся организация в целом не сможет добиться успеха.» В связи с этим дадим определение операционной функции, предложенное А. С. Курочкиным: Действия, в результате которых производятся товары и оказываются услуги, имеют общее
название – «операционная функция» При этом, если операционная функция не имеет четких и достижимых целей, то она, как и организация в целом, в скором времени начнет вырождаться, а значит, не сможет противостоять конкуренции. Таким образом, эффективность процесса управления организацией, рассматриваемого как совокупность действий, целиком и полностью зависит от операционной стратегии. Значительный вклад в развитие методологии стратегического управления внесли
И. Ансофф, Р. Акофф, У. Кинг, Д. Клеланд, Т. Коно, П. Друкер, Х. Минцберг, М. Портер. В своих трудах они акцентировали внимание на выборе направления развития фирмы, считая главным приоритетом высшего менеджмента ответы на вопросы: в каком бизнесе находится фирма и в каком бизнесе она должна быть? Знание основ стратегического управления, стратегий развития конкурентных преимуществ фирм в рамках корпоративных стратегий, а также механизмов реализации выбранной стратегии
– одно из необходимых условий успешной работы менеджмента любой организации. К сожалению, понятие «операционной стратегии» в литературе почти не встречается, что, с другой стороны, предоставляет нам широкое поле для самостоятельной деятельности. Сущность стратегического менеджмента. Модель и методология. Понятия стратегического планирования и стратегического менеджмента.
Одной из функций менеджмента является планирование. По мере продвижения по служебной лестнице снизу вверх планирование трансформируется из оперативного в стратегическое. Стратегическое планирование – одна из прерогатив высшего менеджмента. Как только принят стратегический план, менеджеры среднего звена выполняют его посредством оперативных планов. Стратегическое планирование предполагает следующее: - пытается ответить на фундаментальный вопрос:
Где мы хотим быть через год, два, три и т.д - требует разработки видения – какими мы видим себя в будущем? - позволяет смотреть на общую картину с точки зрения долгосрочной перспективы, в то время как оперативные планы представляют определенную тактику выполнения стратегического плана год от года. Стратегическое планирование – это процесс, во время которого организация отвечает на вопросы: - Для чего мы существуем? - Какие основные цели организации? -
Какие ресурсы необходимы для успешного развития? - Кто будет нашими потребителями? Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую ситуацию, что в свою очередь позволяет планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становиться основой успеха. А так как скорость изменений растет, роль стратегического планирования усиливается.
Фактически, успешные компании устанавливают непрерывный процесс стратегического планирования. Некоторые организации имеют в своем распоряжении интуитивных мыслителей, которые «подготавливают» компанию к будущему за счет попытки его симуляции. С другой стороны, стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Существуют следующие ограничения: - Стратегическое планирование не является путем принятия будущих решений.
Невозможно предсказать будущее. Стратегия предоставляет общее направление движения, основываясь на наших предположениях. - Стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен – меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д. Стратегическое планирование – это динамичный процесс, восприимчивый к переменам. -
Стратегическое планирование не должно заменять хороших интуитивных суждений. Если организации повезло, и в ней работают хорошие интуитивные мыслители, необходимо быть осторожным с применением формального стратегического планирования. - Стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных с организацией. Оно призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией.
Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и, таким образом увеличивает шансы успешного применения. К данным ограничениям необходимо добавить ряд проблем, возникновение перед организацией при разработке стратегических планов: - Сложность стратегического планирования, требующего изменения типа мышления. Стратегическое планирование должно быть созидательным процессом, использующим новые идеи.
Многие люди не готовы к такому типу принятия решений. При разработке стратегии может измениться или увеличиться круг обязанностей отдельных работников, к чему они также могут быть не готовы. - Стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени, вовлечения новых людей, не говоря о времени на исследования, перераспределение ресурсов, изменения в организации. Все это может утопить организацию, особенно при недостатке ресурсов. -
Стратегические планы могут быть плохими. Неверные предположения, чересчур оптимистичные прогнозы и другие неудачные решения могут привести к неэффективному стратегическому плану, который, в свою очередь, может привести к серьезным проблемам в организации. - Невозможность применения. Если высший менеджмент не поддержит стратегический план, то применение становиться невозможным, а весь процесс – пустой тратой времени и ресурсов.
Дополнительно может возникнуть внутренне сопротивление стратегическому планированию. Люди отказываются от стратегического планирования по разным причинам: «не имеет смысла», «нет времени», «не понимаю, зачем мы это делаем». По словам Роберта Х. Хэйса раньше, при высокой предсказуемого окружающего мира, «стратегическое планирование было скорее картой, служившей для выбора путей, ведущих к той или иной цели, чем компасом, призванным помочь найти
правильный ориентир в сложных ситуациях». Современная же стратегия зиждется на предприимчивости большинства, и стратегическое мышление получает в организации все более широкую поддержку, поскольку опыт показывает его более высокую эффективность в условиях быстрых перемен. Многие авторы используют термин «стратегический менеджмент» вместо «стратегическое планирование», умышленно делая акцент на предпринимательском подходе, предпочитая его традиционному технократическому.
Таким образом, стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.
Представим основные шаги данной модели. | Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных элементов. Рассмотрим методологические основания исследований этих элементов в области стратегического менеджмента. Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.
Сбор информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем. Эмпирические исследования.
Стратегический менеджмент — высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процессов, так и разработки «глобальных» стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. вподтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной
фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии. Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент нашего
времени ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации,
так и приоритеты корпораций. Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента — это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений. Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся
на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать «правильно» — т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт «харизмы», умения творчески решать
проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на предпринимательских взглядах. Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений. Стратегические альтернативы.
Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов — одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям. Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих
наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования. Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии. Осуществление стратегии и контроль.
Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений. Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать сопоставление
стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической
основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства
«мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент. Задачи планирования деятельности фирмы. Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а так же уметь точно рассчитать эффективность
использования имеющихся средств в процессе роботы своей фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей: - повышение контролируемой
доли рынка. - предвидение требований потребителя. - выпуск продукции более высокого качества. - обеспечение согласованных сроков поставок. - установление уровня цен с учетом условий конкуренции. - поддержание репутации фирмы у потребителей. Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования
любой фирмы сводятся к следующему: 1. Планирование роста прибыли. 2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение. 3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж. 4. Улучшение социальной политики фирмы. Состояние конкуренции на рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами 1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. 5. Экономические возможности и торговые способности покупателей. Давление на противников зависит от того, является ли фирма-инициатор доминантной фирмой,
с ощутимым рыночным влиянием, посредственной фирмой, или действия могут быть спрогнозированы на время, фирмой испытывающей финансовые затруднения, чьи стратегии основаны на отчаянных попытках. Движущие силы, способные влиять на рыночные условия и интенсивность действия сил конкуренции: - Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса. - Изменения в составе покупателей и способах использования продукта. -
Обновление продукта. - Инновация. - Маркетинговые инновации. - Вход или выход крупных фирм. - Рассеивание технических и технологических достижений. - Изменения в издержках и эффективности. - Появление покупательски дифференцированного выбора товаров вместо товаров массового потребления (или набора). - Изменения в государственной политике и регулировании.
- Уменьшение неопределенности и риска. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы: 1. Увеличение числа конкурирующих фирм. 2. Медленный рост спроса на продукцию. 3. Возможность фирм использовать понижение цен или другие методы увеличения продаж. 4. Недостаточная дифференцированность товаров. 5. Увеличение размеров отдачи от стратегических маневров.
6. Уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции. 7. Увеличение различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, ресурсов и так далее. 8. Поглощение фирм и внедрение новых сильных конкурентов. Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды является: - Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за
ее пределами. - Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей. - Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы. - Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства.
- Способность к выдвижению конкурентносных идей. - Способность к реализации этих идей. - Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил. - Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования. -
Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии. - Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала. - Способность осуществлять изменения архитектурно планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил. - Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для
захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка. - Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах. - Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы. - Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы
технологического и социального развития фирмы. Цели должны быть: 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. 2. Ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными). 3. Достижимыми. 4. Взаимоподдерживающими (непротиворечивыми). Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли
как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого. Цели фирмы: 1. Общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом: а) отражают концепцию фирмы; б) разработаны на длительную перспективу; в) определяют основные направления программ развития фирмы; г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;
д) ранжирование целей по принципу приоритетности. 2. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли). Другие специфические цели (подцели): - по маркетингу (уровень продаж, диверсификация,
система распределения, объем сбыта); - научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); - производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения). Организационные условия. Информационно-коммуникативные условия – возможности получения необходимой
информации работниками, формальные и неформальные связи между ними, формы общения, используемые средства связи Т.о видно, что диапазон современных условий труда более значителен и разнообразен, чем это было в конце 20-тых - начале 30-тых при проведении Э. Мэя и эго коллегами своих экспериментов. Многочисленные эксперименты диагнозы, диагнозы, обусловленные научным изучением потребностей, позволили отечественным и зарубежным специалистам установить существенные взаимосвязи или законы в триаде «человек
работающий – условие труда - результаты». К ним относятся: Закон компенсации; закон времени (периода) терпения; закон уровня результата; закон компенсации: чем хуже состояние условий труда, тем выше ожидания работников от системы материального стимулирования, которое в долгосрочном и краткосрочном периодах может компенсировать отрицательные параметры условий. Во многих странах, в .т .ч. и в России применительно к производству с вредными физическими условиями
труда, законодательно закреплены материальные и официальные компенсации их работникам. Но, к сожалению, они не адекватны тому, что отдал или отдает человек конкретной системе. В данном случае речь идет о правовой оценке и правовых основах компенсации. Но современных спектр условий труда значительно шире и больше и не ограничивается только физическими характеристиками. Прежде всего, на личностном восприятии гаммы условий, использования личностных критериев
их оценки, а также восприятие того, что взамен дает предприятие данному работнику. И вот здесь как бы включается социально – психологический закон времени и возможного терпения: конкретный работник не увольняется до тех пор, пока лично его устраивает имеющееся соотношении между благоприятными и неблагоприятными факторами условий труда. При нарушении соотношения в пользу неблагоприятных факторов его мотивация снижается, и он стремится найти другое место работы.
В этой связи одним из основных признаков современного менеджмента является взаимосвязанное обеспечение необходимых результатов (Р) как за счет управления условиями труда (УУТ), так и управления персоналом (УП). По сути формула Р = УУТ + УП показывает весьма важные составляющие результативного кадрового менеджмента. Величайшее достижение Мэйо и его коллег в процессе хоторнских экспериментов заключалось в том, что они открыли социально – психологический закон обеспечения результатов: улучшение условий труда усиливает
мотивацию работников и за счет этого – достижение необходимых результатов .По оценкам журнала «Управление персоналом», основанным на анализе разнообразных средств мотивации, используемых на московских предприятиях разных форм собственности, и представляемых студентами, получающими высшее образование без отрыва от производства, примерно от шестидесяти до восьмидесяти процентов мотивов и антимотивов относится к разнообразным условиям труда , а остальные – к мотивам и антимотивам, имеющим
денежную форму. Не обладая никакими предварительными оценками по мотивации студентов – работников, объединенных в учебные группы, мы демонстрировали на них и с их помощью три положения: Какие они разные по личной мотивации в процессе работы: Какие они одинаковые по общему набору мотивационных средств и их систематизированным группам. Типичные и оригинальные «мотивационные» недоработки менеджмента по месту их работы
Таким образом, практика управления персоналом в конце 20 века имеет дело со следующей закономерностью: каждый человек обладает своим мотивационным полем и если мотивационное поле системы менеджмента меньше суммы мотивационных полей работников данной системы, то он становится неэффективным, с точки зрения достижения необходимых результатов. Этот вывод подтвердила практика консультирования в области эффективного менеджмента на предприятиях. Если их руководство считает, что оно хорошо знает мотивацию своих починенных,
то невольно возникает сомнение: «А так ли это на самом деле?». И, как правило, более или менее углубленная диагностика мотивации показывает расхождение между «мы знаем мотивацию» и тем, какая она есть на самом деле. В этой разнице необходимо так же учитывать динамику системы мотивации, которая происходит в рамках ее статистических характеристик применительно к отдельному человеку, группам и коллективу в целом.
Т.о Российский кадровый менеджмент входит в21 век с тяжелым грузом различных проблем. И ключевая из них – оценка и оплата честного, производительного и качественного труда. Богатство народа, государства создаются именно таким трудом. Если в будущей России удастся решить эту проблему, то страна может стать конкурентоспособной державой. Если сработает пессимистический сценарий, то последствия будут самые нежелательными для государства.
Особенности планирования. Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические
методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат. В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным. Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались
бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий. Так как наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных. Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности,
которые менее всего поддаются формализации. К числу этих процессов относятся стратегическое планирование и прогнозирование. Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда: 1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям.
2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и так далее. 3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий. 4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров. 5. Социальное прогнозирование - исследует вопросы, связанные с отношением людей
к тем или иным общественным явлениям. Перечислить существующие методы планирования. Выбрать лучший. Показатели эффективности производства. Эффективность - ключевой критерий при принятии решения о производстве. Слово "эффективность" означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Основным показателем эффективности производства является
прибыльность. При расчетах рентабельности и решении финансовых вопросов необходимо точно трактовать понятие "прибыль". Если вернуться к счету прибылей и убытков, то по нему легко заметить, что есть существенная разница между валовой и чистой прибылями: валовая прибыль представляет собой текущие доходы до уплаты налогов, чистая - после их уплаты, то есть это те средства, которыми
компания может располагать в полной мере и по своему усмотрению. План сбыта. Перед лицом постоянно возрастающей конкуренции рентабельное увеличение объема продаж становится главным желанием всякого производителя. Реклама призвана ознакомить с товаром, удержать завоеванные им позиции. Вместе с тем она требует все более значительных затрат.
Отсюда возникает необходимость в изыскании других средств эффективного и быстрого продвижения товара на плановой основе. План маркетинга содержит стратегию коммунальной деятельности по сбыту товара и распределение затрат на рекламу, стимулирование продаж и реализацию. Планы рекламы разрабатываются вместе с планом сбыта, при этом учитываются результаты исследований рынка и меры, принимаемые конкурентами.
Поскольку почти никогда нельзя точно определить прямой эффект рекламы в сбыте продукции, предприятия располагают определенной свободой маневрирования при использовании рекламных средств. Вместе с тем используются следующие методы определения рекламного бюджета: 1. Определение процента с оборота; 2. Оценка средств, израсходованных конкурентами;
3. Оценка собственных запланированных рекламных средств. Обычно первым и третьим методами определяется общая сумма рекламных средств, а вторым - ее распределение. Планы составляются с учетом резервов. План рекламных мероприятий включает в себя: 1.Планы проведения текущих рекламных мероприятий: - по рекламным средствам; - по времени
проведения отдельных мероприятий; 2. Планы участия в выставках и экспозициях; 3. Заключительный общий план рекламных мероприятий, включающий в себя резерв; 4. отдельные планы проведения специальных рекламных кампаний. Чтобы сохранить, а затем улучшить достигнутый уровень сбыта, паралельно с рекламными мероприятиями необходимо одновременно планировать принятие мер по поддержанию и
улучшению имиджа (престижа) предприятия. В его основу кладутся полученные данные и прогноз сбыта на перспективу. Сбыт планируется по месяцам и неделям. Если не проявляются тенденции к перераспределению, то можно воспользоваться в качестве основы временным распределением сбыта в прошлом. При этом годовое количество принимается за 100%, а месячные обороты рассчитываются
как части годового оборота. Этот годовой план оказывает влияние на план производства, ибо процесс производства протекает, как правило, параллельно сбыту. Для лучшего контроля план сбыта составляется на основе тех же методов, что и статистика сбыта. Планирование потребностей в трудовых ресурсах, занятости работников. В основу деятельности любой фирмы входит планирование оптимальной занятости работников.
В связи с текучестью кадров на предприятии число работников не является величиной постоянной. Это необходимо учитывать при расчете динамики производственных ресурсов. Основные показатели, характеризующие наличие персонала на предприятии: 1. Списочное число персонала (все трудящиеся предприятия, имеющие трудовую книжку и принятые на временную работу, связанную с процессом производства).
2. Явочное число - число лиц, явившихся на рабочее место. 3. Фактически работающие - рабочие, приступившие к работе, независимо от продолжительности рабочего дня. Сводные характеристики, характеризующие персонал: 1) среднее списочное число - среднее число рабочих, числящихся на предприятии за отчетный период по спискам 2) Среднеявочное число - среднее число рабочих, явившихся на предприятие
в отчетном периоде. 3) Среднее число фактически работающих - характеризует число человек, фактически работающих в отчетном периоде. В зависимости от уровня квалификации персонал делится на следующие группы: - неквалифицированные - выполняют работу, не требующую знаний; - малоквалифицированные - выполняют работу, не требующую знаний но требует навыков; - квалифицированные - рабочие прошедшие специальную
подготовку; - высококвалифицированные - рабочие, обладающие знаниями и длительным опытом. Состав промышленности - производственных рабочих рассматривается с точки зрения их профессии, специальности и квалификации. Профессия - комплекс навыков и знаний для выполнения определенных работ, который приобретен благодаря специальному обучению или длительной практике.
Специальность - узкий вид деятельности в пределах профессии. Квалификация - степень подготовки рабочего к выполнению определенной работы в пределах данной специальности. Для рабочих квалификация оценивается тарифными разрядами, которые присваиваются в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Динамика рабочих - изучается при помощи показателей ее оборота.
Оборот бывает: внутренний - перевод рабочих в группу служащих и на оборот; внешний - увольнение за пределы предприятия либо прием на работу со стороны; необходимый - прием и увольнения рабочих, вызванные социально-экономической необходимостью. излишний - увольнение рабочих по причине текучести. Оборот делятся на: - оборот по приему - число принятых работников; - оборот по выбытию
- число уволенный работников; - общий оборот число принятых плюс число уволенных работников; Рабочее время: Существуют фонды рабочего времени: 1) календарный фонд - характеризует все время, которым располагает предприятие в отчетном периоде: 2) Табельный фонд характеризует время, в течение которого должно работать предприятие в соответствии со своим режимом работы.
3) Максимально возможный фонд времени 4) Время неявок (согласно законодательству) характеризует время, в течение которого должны работать рабочие в отчетном периоде согласно КЗОТу. 5) Фактически отработанное время. Отдел статистики и планирования рабочей силы производят анализ изложенных выше показателей, на основе которых и производится оптимизационное планирование потребности в трудовых
ресурсах. Кадровые ресурсы фирмы делятся на: 1) работников, определяющих цели производственной системы. 2) работников, разрабатывающих средства достижения целей производственной системы (продукцию, технологию, конструкторскую и другую нормативную документацию и т.п.). 3) работников, непосредственно создающих средства достижения целей производственной
системы. 4) работников, обслуживающих процесс создания средств достижения целей производственной системы. Планирование роста производительности труда. Каждая фирма рассчитывающая на продолжительный успех в бизнесе должна иметь специалистов, умеющих правильно спланировать не только потребность в трудовых ресурсах и их динамику, на и рост производительности труда. Для этого проводится расчет сметы показателей
производительности и их статистики. Вообще, производительностью труда называется способность работников производить определенное количество продукции в единицу времени ил количество времени (период), который необходимо затратить на выпуск единицы продукции. Увеличение производительности труда способствует. дополнительному выпуску продукции без дополнительных капитальных вложений; снижению себестоимости продукции; увеличению
прибыли и повышению рентабельности. Показатели производительности труда Прямой (выработка) характеризует количество выпускаемой продукции в единицу времени. Обратных (трудоемкость) характеризует количество времени, затраченного на единицу продукции. Производительность труда определенная в расчете на одного рабочего или на всех работников. Уровень производительности труда можно рассчитать на один отработанный
человекочас, на один отработанный человекодень или одни отработанный человекомесяц. Уровень производительности труда, выражается в стоимостном выражении, является универсальным для всех цехов и предприятий отрасли, так как дает возможность определить производительность труда по всем видам продукции одновременно. Расчет производительности труда в стоимостном выражении определяется исходя из объемов
товарной продукции в сопоставимых ценах. Динамика производительности труда - изучается при помощи индексов производительности туда. Индексы: - Натуральные; - Трудоемкости; - Стоимостные. Выработка одного рабочего промышленно производственного персонала зависит от: часовой выработки; продолжительности рабочего дня; числа рабочих дней;
доли рабочих в общей численности персонала. Далее эти показатели обрабатываются сотрудниками планового отдела. Вообще, рост производительности труда является важным показателем повышения эффективности производства. Планирование оплаты труда. Каждый предприниматель сталкивается с проблемой трудовых ресурсов, а следовательно
и организации оплаты труда, которая предполагает: - определение форм и систем оплаты труда работников предприятия; - разработку системы должностных окладов служащих и специалистов; - выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия; - обоснование показателей и системы программирования сотрудников. Система денежного вознаграждения должна отвечать следующим требованиям:
1) создавать у работника чувство удовлетворенности и защищенности, 2) включать действенные факторы стимулирования и мотивации, 3) предусматривать систему наград и вознаграждений. Статистика оплаты труда Заработная плата - основной стимул деятельности предприятия, а следовательно и роста производительности труда и объемов производства.
Темпы роста заработной платы должны опережать темпы роста производительности труда. Общий фонд заработной платы подразделяется на фонды оплаты труда отдельных работников. Различают: - часовой фонд; - дневной фонд; - фонд за отчетный период. В часовой фонд заработной платы входит плата за фактически отработанное время. Прямая оплата за час плюс доплата за часы ночной работы плюс доплаты за обучение учеников
плюс за бригадирство плюс количественные и качественные поощрения. Дневной фонд состоит из денежных сумм за отработанные человекодни - часовой фонд заработной платы плюс издержки за простой оборудования не по вине рабочего плюс оплата труда учеников плюс сверхурочные. Месячных фонд заработной платы состоит из заработной платы всех категорий рабочих плюс отпуска плюс больничные плюс целодневные простои не по вине рабочих.
В состав фонда оплаты труда включаются премии и единовременные вознаграждения из фонда материального поощрения. Планирование оплаты труда состоит в следующем: 1. Оплата труда работника складывается из следующих частей. а) должностного оклада (одинакового для всех работников, занимающих одинаковые должности). б) надбавки , зависящие от выслуги лет (одинакового для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии).
в)надбавки, зависящие от эффективности функционирования предприятия, обеспечиваемой отделам, где работает данный работник (разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник в обеспечении прибыли предприятия). г) надбавки, зависящие от конкретного вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия (персонально для каждого работника в зависимости от личной инициативы в обеспечении достижения
целей предприятия. 2. Должностной оклад определяется на основе аттестации работника и присвоения ему тарифного разряда, предусмотренного восемнадцати разрядной тарифной сеткой для работников бюджетных организаций. Должностной оклад периодически индексируется с учетом темпов инфляции на величину, устанавливаемую государственными нормативными актами.
3. Надбавка за выслугу лет устанавливается предприятием в соответствие с нормативными актами в зависимости от числа лет работы на данном предприятии. При отсутствии нормативных актов, величина надбавки устанавливается руководством, исходя из финансовых возможностей предприятия. Устанавливается в процентах к должностному окладу.
4. Надбавка за эффективность функционирования предприятия определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки) в зависимости от эффективности функционирования предприятия, Определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет.
5. Надбавка за конкретный вклад работника в достижение целей предприятия устанавливается персонально каждому работнику по представлению руководителя и утверждается ежеквартально руководством предприятия на прошедший квартал (по результатам деятельности работника в этом квартале). Конкуренция как один из инструментов стратегического планирования. Конкуренция - борьба между участниками рынка (конкурентами) за более выгодные условия
производства и сбыта товаров (или покупки ресурсов), осуществляемая в различных формах и различными способами, преимущественно экономическими, в целях получения наибольшей прибыли. Конкурентная борьба, при умелом ее использование, является важным инструментом стратегического планирования фирмы. Оградить себя от конкуренции других фирм, предприятие может, разработав свою уникальную технологию планирования материальных ресурсов,
производства и сбыта. Поиск технологии состоит в выборе более доступного, дешевого и качественного сырья, нежели сырье используемое другими фирмами. Технологию вообще можно трактовать как метод решения задач предприятия, способ ведения предпринимательской деятельности. Как найти технологию, которая в наибольшей степени будет отвечать целям предприятия, сфере его деятельности, накопленному опыту, да еще
при этом и будет отличать данное предприятие от всех других предприятий? В таком случае помогают собственные разработки (НИОКР) или самостоятельные усовершенствования. Если же фирма сама не способна разработать уникальную технологию применения сырья и его закупки, можно обратиться к рынку технологий. Приобретая технологию, фирма ее патентует.
Владелец патента имеет монопольное право на использование технологического процесса. Аналогичная ситуация и с сырьевыми ресурсами. На конкурентном рынке ресурсов основной целью фирмы является применение редких технологий, позволяющих успешно использовать сырье, не пользующееся спросом у других фирм. Если такой подход невозможен, фирма на конкурентном рынке ресурсов должна пытаться
достичь преимущества перед поставщиками, путем обеспечения такой репутации фирмы как стабильность, долговременность и надежность. Если фирма не задерживает выплаты за сырье, то она обеспечит себя достаточным количеством надежных поставщиков. Обеспечение максимальной рентабельности и специфические цели. При имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень
и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов; Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы,
что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов. Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях: Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли.
Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по-разному: собственный капитал за вычетом обязательств; собственные средства плюс долгосрочных долг; основные средства за вычетом амортизации.
В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления; Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях
(по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов; Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост прибыли; “вживание” филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами). На современном этапе развития возрастающее значение приобретает
совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию. Заключение. В России наблюдается следующая картина В левой части систематизированного полотна находится так называемый
примитивный кадровый менеджмент. В его середине – сочетание примитивного и профессионального. Правую часть занимают высоко профессиональные системы управления персоналом. Что же характерно для них? Анализ показал, что параметрами всех этих систем являются следующие: Уровень используемых систем и технологий; Подготовка кадровых работников кадровых служб; Поле выполняемых функций относительно персонала; Практически используемая система стимулирования на
предприятии, в организации; Подготовка руководителей по «человековедческой дисциплине». Черты примитивного кадрового менеджмента Если использовать любую количественную систему оценок, то по всем пяти параметрам – 1, 2,3,4,5 – он имеет самые низкие баллы. Ручная информационная система по кадрам и временноемкие процедуры получение необходимой информации; Работники кадрового подразделения не имеют специальной подготовки, им не предоставляются возможности
для повышения квалификации; Крайне ограниченное поле выполняемых функций в процессе управления персоналом; Весьма слабая подготовка руководителей по человековедческим дисциплинам – социальной психологии, управлении персоналом, деловому общению, технике речи и др. Главной причиной основным источником примитивизма в управлению людьми неизменны – низкий или недостаточный уровень профессионализма руководителей. Исследования одного из основателей школы «Человеческих отношений»
Элтона Мэйо на прядильной фабрике в Филадельфии показало значимость улучшение условий труда и их рассмотрения как важного источника повышения эффективности производства, что и было доказано в последствии, экспериментально в ходе т. н. хотторнских экспериментов. К концу 20 века понятие «условие пруда» отражает весьма многообразный спектр жизнедеятельности «человека работающего»: Материальные условия (Материальная база производства и управления); Первым объективно необходимым этапом построения бизнес – модели предприятия начала 21
века является реструктуризация ныне действующего предприятия и диверсикация его деятельности. Успех любого предприятия в начале 21 века почти полностью зависит от того, выберут ли покупатели его продукцию или отдадут предпочтение конкурентам и их продукции. Реструктуризация обычно осуществляется за счет внутренних ресурсов предприятия. Цели, объем, характер и временные рамки осуществление реструктуризации должны быть тщательно спланированы
по этапам: «Целеустремление», «Моделирование и выбор эффективной структуры», «Программа и характер управления предприятием» «Финансовая поддержка», «Кадровое обеспечение» и «Информационное обеспечение». Современное осуществление обоснованной реконструктуризации способствует приток средств извне в виде прямых инвестиций денежных средств, интеллектуальных вкладов, поддержки властных структур, что дает предприятию существенные преимущества и в конкурентной борьбе и ускоряет процессы формирования и реализации
бизнес - модели в полном объеме. Система управления деятельностью предприятия является базой построения системы эффективного менеджмента на каждом конкретном направлении деятельности предприятия. В центре внимания системы эффективного менеджмента должны быть следующие структурные блоки предприятия: Производственный блок Производственная инфраструктура Рыночная инфраструктура Научно-технический потенциал и интеллектуальная промышленная собственность.
Инвестиционный блок Кадровый блок Управленческий блок «Высший пилотаж» в управлении фирмой заключается в умении точно определить момент, когда следует начать диверсификацию производства и «зачать» новый жизненный цикл. Если это удается, то гребни волн успеха приближаются друг к другу (уменьшится зона «5») и успех бизнеса фирмы во времени может быть сколь угодно продолжителен. Построение бизнес - модели предприятия 21 века будет успешно реализовано, а необходимые изменения в
функционировании предприятия будут осуществлены в том и только в том случае, если все ключевые работники будут хотеть этого и самоопределятся на функции, касающиеся осуществления проекта. Иначе может быть получен совсем не тот результат, на который рассчитывали. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний
и практического опыта работы в новых условиях. Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем.
Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы.
Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения,
то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции. Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).
Также замечено новое явление - взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок.
Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров. Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного
развития.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |