Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Факультет коммерции Кафедра Маркетинг и менеджмент Управление предприятием малого бизнеса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ По дисциплине
Основы менеджмента ЮУрГУ - 080507.2008. 06-238-1346.ПЗ КР Руководитель к.п.н, доцент Н.П. Цырикова 2008г. Автор работы студент группы КОМ- 345 В.С. Ноговицын 2008г. Работа защищена с оценкой цифрой, прописью 2008 г Челябинск 2008 РЕФЕРАТ Ноговицын В.С. Управление предприятием малого бизнеса. -
Челябинск ЮУрГУ, Ком-345, 2008. -50 с 2 табл библиографический список - 17 наим. Объектом исследования моей работы является малый бизнес в рыночной экономике России и за рубежом. Цель работы выявление преимуществ малых предприятий перед крупными и их роль в рыночной экономике. В работе рассмотрены виды малых предприятий и правовая основа их деятельности. В ней приведены методы управления малых предприятий в
России и за рубежом. Более подробно за рубежом рассмотрены методы управления малых предприятий в Японии, которые существенно отличаются от российских. В работе также освещена эффективность функционирования малого предприятия в России и за рубежом. Приведены сравнительные данные по численности малых предприятий в РФ и за рубежных странах. Рассмотрены также перспективы развития малого предпринимательства и поддержка,
которая оказывает государство малым предприятиям у нас и за границей. Содержание Введение 1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 2. Виды малых предприятий 3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 5.Перспективы развития
малого предпринимательства за рубежом 2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной экономике России 2.Правовая основа осуществления деятельности 3.Виды малых предприятий в России 4.Методы управления малым предприятием 5. Эффективность функционирования малого предприятия 42 2.6.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46 Заключение Литература Введение В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся
как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где
никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции,
которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных предприятий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства.
Целью работы является исследование экономической эффективности работы малых предприятий и ее повышение. Увеличение удельного веса малых предприятий в экономике России приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях не всегда нестабильного курса национальной валюты и непредсказуемого поведения доллара. Задачей работы является изучение специализированной литературы относящейся к предприятиям малого бизнеса.
Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике
России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. Задачами работы являются - изучение деятельности малых предприятий в России и за рубежом - ознакомление методов управления малым предприятием в России и за рубежом на примере Японии - сравнение российского опыта управления малыми предприятиями
за рубежом и в России - выявление перспектив развития малого бизнеса в России. 1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 1.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 2 , 3 Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно
повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе
производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка . Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых, небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной
пирамиды. Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях динамичное развитие малого бизнеса появление и развитие командных бригадных структур. Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры
управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата. В странах западной экономики этот процесс начался задолго до этого.
70-80 годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. В это время обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18 до 37 . В общем, в 70-80-е годы сначала наметилась, а затем
еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей
фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии,
США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах
Запада малые фирмы составляют 70-90 от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53 всего населения, Японию - с ее 71,7 и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В Индии число малых предприятий превышает 12 млн а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети
прироста новых рабочих мест. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10 новых технологий, остальные 90 внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка,
придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм , создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать.
Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия где-то 6 лет. В большинстве случаев около 90 фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний. В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются некомпетентность, несбалансированный опыт например, опытный инженер, но
неопытный коммерсант , нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении незначительные объемы продаж конкуренция слишком большие эксплуатационные расходы. Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний, говорит причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система
управления . Но все же несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво медленное
расширение деловой активности быстрое развитие малых предприятий и превращение в средние, а затем в крупные компании. По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии, 55 не планируют расширения, 35 - разрабатывают планы медленного устойчивого роста и только 10 - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
1.2. Виды малых предприятий 4 Роль малого бизнеса трудно переоценить эта та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80 предприятий - субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела,
получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности. Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут
быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий. В Западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное
в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм так называемый комитет Болтона в 1971 году малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений . Употребляется также функциональная классификация.
По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия. Однако, наиболее распространенным критерием является количество занятых работников на предприятии. 1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 1 , 5 , 6 , 7 Функционирование и методы управления малых предприятий американской и европейской
модели сходны с российскими. Мне показалось интересным отразить эту тему на примере Японского менеджмента, который существенно отличается от упомянутых выше. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.
Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству
стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью основным предметом управления в
Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки
Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления. 1 Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,
и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли. 2 Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает
производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
3 Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности,
и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения. 4 Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. 5 Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем, по мере их возникновения японцы
зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества. 6 Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими. 1.4. Эффективность функционирования малого предприятия 8 ,
9 Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или эффект масштаба . Основная причина отрицательной стороны эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся
в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Некоторые американские корпорации Дюпон , Дженерал моторс еще в 20-е годы осуществили децентрализацию
управления путем создания так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний
США может быть разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек. Таким образом, можно сделать вывод, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру отрасли. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом.
Однако, это не говорит о предпочтении крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. Наконец, развитие малого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь
старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры в США на малый бизнес приходится 34,9 чистого дохода, а в Японии 56,6 всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в
США и Японии. Здесь на долю 12,3 крупных предприятий и 34 занятых на них работников приходится только 52,6 национального дохода. Кроме того 2 3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок в год. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета.
Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.долларов,
15-процентный налог на первые 50 тыс.долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс.долларов. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 . 1.5. Перспективы развития малого предпринимательства 10 Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70 валового национального продукта.
Оно во многом определяет перспективы развития национальных экономик. Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96 от общего числа мелких фирм Великобритании 2,4 млн В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21 общего товарооборота,
в нем было занято 36 всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом. В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40 ВВП и Ѕ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий более 99 всех предприятий страны , которые производят до 50 ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2 3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях с численностью менее 20 человек число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных с численностью 21-100 работающих - лишь на 90 тыс. В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной
сферы составляли 99,1 , а численность занятых на них - 79,2 . На долю подобных фирм приходится 78 годовой выручки в розничной торговле и 62,1 - в оптовой торговле. Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных
капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50 всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили персональный
компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия. В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено
на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на
небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке.
Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш. Для крупных предприятий необходимы и выгодны емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка аккумулирование значительных финансовых средств дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое
принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг. Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать
свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса. Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.
Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные
ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети. Я хочу привести некоторые статистические данные, показывающие
уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах. Таблица 1 - уровень развития малого и среднего предпринимательства Страны Количество малых и средних предприятий тыс. Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей Занято на малых и средних предприятиях млн. чел. Доля малых и средних предприятий в общей численности
занятий Доля малых и средних предприятий в ВВП , оценочно Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53 Германия 2290 370 18,5 46 50-52 Италия 3920 680 16,8 73 57-60 Франция 1980 350 15,2 54 55-62 Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67 США 19300 742 70,2 54 50-52 Япония 6450 496 39,5 78 52-55 2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 2.1.
Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной экономике России 11 , 12 Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные и частные выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери налоговые льготы. В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях
рыночной экономики и не возможна в административной системе. Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто
небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные
общества, арендные предприятия, кооперативы все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии малые предприятия. Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия - численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота когда он будет установлен , необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия. Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации.
В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными
достоинствами это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки это дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо.
Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или группа граждан отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий. К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.
Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям. 2.2.Правовая основа осуществления деятельности В нашей стране органы законодательной и исполнительной власти уделяют большое внимание созданию правовой базы для успешного развития малых предприятий коммерческих
организаций и индивидуальных предпринимателей . Таким образом обеспечивается реализация установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Основным законодательным актом, регулирующим государственную поддержку небольших предприятий субъектов малого предпринимательства , является Федеральный закон
О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14 июня 1995 года 88-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями . Данный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Федеральный законно О государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии со статьей федерального закона О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций объединений , благотворительных
и иных фондов не превышает 25 доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 . При этом средняя численность работников на таких предприятиях за отчетный период не должна превышать установленных предельных уровней малые предприятия . Так, например, в промышленности, строительстве и на транспорте численность работников малых предприятий
не должна превышать 100 человек, в научно-технической сфере и сельском хозяйстве - 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек. В оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности средняя численность работников за отчетный период не должна превышать 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности многопрофильные , относятся к субъектам
малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется в соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ . Она должна определяться с учетом всех работников предприятия , в том числе работающих по договорам
гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Особое внимание следует обратить на то, что в случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом, Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.
Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50 , устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.
Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы заявление учредителя, устав предприятия, решение о создании предприятия или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и
свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным.
О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трех дневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-
правовую форму. Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Предприятия ликвидируются в случаях признания банкротом, принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,
признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.
Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Закон РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной частной собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи или группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц не менее 2-х может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью
но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут
отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. От учредителей зависит установить в уставе дополнительную субсидарную или какую-нибудь иную ответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия. Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое он обязался передать.
Такая ответственность может быть установлена в уставе для того, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их к сотрудничеству или по каким либо другим соображениям. 2.3. Виды малых предприятий 13 Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство
Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом Органы местного самоуправления Общественные объединения организации Иностранные юридические лица и различные иностранные организации с учетом действующего законодательства Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий. Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-
правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности Полное товарищество Товарищество на вере Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Производственный кооператив Акционерное общество Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее. В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие
организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности. Участники обществ и товариществ имеют право на получение информации о деятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну. Основное различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют
собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно - в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством. Другое существенное различие состоит в том, что участники обществ несут лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники товариществ - ограниченную ответственность по долгам в
пределах своего имущества это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере . Наконец, хозяйственное общество, в отличие от товарищества, может быть создано одним учредителем, который становится его единственным участником. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в ходе деятельности, принадлежит ему на правах собственности. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Законом может бать запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах или обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями участниками других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ и другими законами. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
не вправе выпускать акции. Полное товарищество. Каждый из участников товарищества, а их не может быть менее двух, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность от имени товарищества, т. е. таковая деятельность товарищества признается деятельностью самого полного товарищества. Именно поэтому фирменное название полного товарищества должно содержать имена. Как уже говорилось, участники полного товарищества несут полную ответственность по долгам товарищества.
Это означает, что при недостатке имущества при погашении долгов кредиторы имеют право требовать удовлетворения от любого из участников, всех вместе или каждого в отдельности. Причем товарищи несут ответственность в пределах всего своего личного имущества. Любые соглашения об ограничении или устранении ответственности участников полного товарищества являются незаконными. Подобная ответственность делает полное товарищество весьма привлекательным для кредиторов.
Отношения же между товарищами строятся прежде всего на взаимном доверии. Для управления деятельностью полного товарищества необходимо согласие всех участников. Участник полного товарищества может быть исключен из его состава не иначе, как по решению суда на основании единогласного решения остальных участников и только при наличии серьезных к тому оснований. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается
всеми участниками товарищества. Товарищество на вере коммандитное товарищество можно считать разновидностью полного товарищества, в котором допускается привлечение дополнительного капитала за счет посторонних лиц участников-вкладчиков или коммандитов . Эти лица участвуют в деятельности товарищества только путем внесения вкладов в уставной капитал и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Они устранены как от предпринимательской деятельности, так и от управления средствами.
К полным товарищам применяются все правила, действующих для участников полных товариществ. Единственным учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается только полными товарищами. Общество с ограниченной ответственностью. Такое название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости
внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. По этой причине законодательство устанавливает определенные требования к размеру их уставного капитала, так как именно он определяет тот минимальный размер имущества, который удовлетворяет интересам кредиторов. Согласно Положению о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденному
Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. 1482, минимальный размер уставного фонда составляет 100 МРОТ. Причем на момент государственной регистрации общества его уставной капитал должен быть оплачен не менее чем на 50 . Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается одним лицом, единственным учредительным документом является устав.
Общество с дополнительной ответственностью. Это - разновидность общества с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами. Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной
капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой акцией . По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций. Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции которых распространяются только среди заранее
определенного круга лиц, и открытые, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в соответствии с действующим законодательством составляет 1000 МРОТ. Единственным учредительным документом является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные
Законом РФ Об акционерных обществах . Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества. Производственные кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц - граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
но участвующих в деятельности кооператива прежде всего личностным трудом. Каждый член производственного кооператива имеет один голос в управлении его делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученная прибыль распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественного вклада. Именно поэтому в Гражданском Кодексе производственный кооператив охарактеризован как артель .
Членами кооператива могут стать юридические и физические лица, не участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы. Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе. Единственным учредительным документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива. Филиалы и представительства.
Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства. Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате. Следует отметить, что
Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица. 2.4.Управление малым предприятием 13 Наиболее часто встречающиеся организационно-правовые формы для малых предприятий России- Общества или Товарищества с ограниченной ответственностью. В этом случае общее не функциональное управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся
высшим органом предприятия - юридического лица. Вариант на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года возможны и другие варианты решения . Вариант для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор
предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом. С приглашенным директором заключается контракт трудовой договор . Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия, представляет его во всех организациях и перед всеми
лицами, распоряжается имуществом предприятия. Он уполномочен совершать сделки и заключать договоры, в том числе трудовые, выдавать доверенности, открывать счета в банках, утверждать структуру и штатное расписание предприятия, издавать приказы и указания. Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного
договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя учредителей . Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия вариант указать должность, назначение на которую производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия .
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское
и иное обязательное страхование. Руководство предприятия обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами. Руководство предприятия может заключать договора о приобретении необходимых предприятию ресурсов. Предприятие может реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в
любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке. Высший орган управления руководитель предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет чистая прибыль
поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Чаще всего директор осуществляет функциональное управление на малых предприятиях. Во многих случаях на российских малых предприятиях, директор иногда и собственник в одном лице является как руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все больше становится случаев, когда, руководители собственники малых предприятий понимают, что
для лучшего функционального управления целесообразно привлекать профессиональных менеджеров. Определимся, как можно охарактеризовать методы управления малым предприятием. Вообще, управление определяется как система принципов, методов, средств и форм, направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей. На малом предприятии добавляется еще и своя специфика, исходя из того, например, круг вопросов, охватываемых
руководителем весьма богат, или из того, что хочет руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они продуктивнее работали. Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризуют менеджера руководителя как специалиста по управлению. В этой связи различают менеджера руководителя по вкладу выполнение соответствующих функций и по результатам иногда такой подход называют управление по целям .
Различия подходов к управлению тех и других руководителей приведены в таблице 1. Таблица 2 - различие подходов к управлению Руководитель по результатам Руководитель по вкладам В своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего предприятия, так и внешнее. Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе Вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия
Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими Делегирует значительную долю другим, выступая хорошим тренером Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве игрока Принимает во внимание требования сложившейся ситуации Действует схематично даже в изменяющихся условиях Дает подчиненным возможность показать себя
Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи Поощряет подчиненных ставить перед собой высокие цели Заинтересован в основном только своей карьерой Способен отличить существенное от несущественного в смысле рационального использования времени Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени Стремится совершенствоваться в областях, которые ему мало известны
Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практической работе Прибегает к конструктивной критике деятельности организации Критикует методы работы Не боится риска и ответственности Боится риска и стремится действовать наверняка К сожалению в практике руководства российскими малыми предприятиями нередко имеет место случаи такие, что для осуществления текущего руководства деятельностью
предприятия учредителем ями директор менеджер предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить по знакомству . И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается удовлетворяющим многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу фирмы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для малого предприятия, так как малая
фирма должна быть, по определению, более гибкой что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды - тип руководителя по результатам. Мудрые владельцы российских малых предприятий к счастью автор встречал в своей работе таких немало, например, часто встречаются такие управляющие среди российских строительно-ремонтных организаций подбирают управленческий персонал для фирмы именно такого типа, и сами придерживаются такого типа руководства
при совмещении полномочий собственника и руководителя. Рассмотрим основные элементы управления по результатам. Сущность концепции - целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использование творческого потенциала трудового коллектива, современных методов и техник управления. Цели - это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении
длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочности. Стадии процесса управления планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование планы работы лиц, занимающих ключевые посты достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего неопределенность и динамичность предприятия и его окружения.
При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководства, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в дальнейшей работе. При управлении по результатам предполагается совершенствование структуры предприятия, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Само развитие выступает как процесс изменений, которыми
можно управлять. Таким образом, управление по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи управления.
И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера. 2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 14 , 15 В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека. Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности. Что же такое критерий и показатель эффективности управления? Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация
чего либо мерило суждения, оценки. Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо мерило суждения, оценки. Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов . Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления.
Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления. Общий критерий - экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием или организацией своей миссии при наименьших затратах. Группа более частных локальных критериев затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг затраты материальных ресурсов затраты финансовых ресурсов показатели использования основных производственных
фондов ускорение оборачиваемости оборотных средств сокращение срока окупаемости капиталовложений. Группа качественных критериев увеличение доли продукции высшей категории качества обеспечение экологической чистоты выпуск продукции, необходимой обществу улучшение условий труда и быта работников ресурсоэнергосбережение и др. Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг. Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей
экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе. Показатель эффективности - количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления. Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.
Кроме того, выделяют обобщающие показатели рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными экономический эффект и качественными показателями социальная эффективность , которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации
организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления. Предлагается следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов технические, организационные, социально-экономические. Технические мероприятия направлены на совершенствование технологий, оборудования, режимов переработки сырья, качества применяемых ресурсов. Организационные мероприятия направлены на совершенствование организации
учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов. Социально-экономические мероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации. Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления
миссии фирмы, ее общественную значимость. Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них повышение научно-технического уровня управления уровень интеграции процессов управления повышение квалификации менеджеров повышение уровня обоснованности принимаемых решений формирование организационной культуры управляемость системы удовлетворенность трудом завоевание общественного доверия усиление социальной ответственности организации экологические последствия.
Эффективность управления, как социально-экономическая категория это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам продолжительность влияния характер влияния степень формализации зависимость от масштаба влияния содержание форма влияния. Экономическую эффективность управления можно определить с
использованием основных показателей экономическая эффективность использования материальных ресурсов, производственных фондов, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же обобщающего и динамического показателей оценки эффективности. 1 Основными мероприятиями повышения экономической эффективности управления являются технические, организационные и социально-экономические. Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует
степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии организации. 2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 16 , 17 Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики в наших условиях он может стать во многих случаях лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий.
Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования консультационные услуги бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в
России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную
базу проводимых реформ. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус легких денег , быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания.
Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,
что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными.
Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг , но тем не менее занимающихся
торгово-посреднической деятельностью как основной. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия управляющих малыми предприятиями не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Одна из главных проблем - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Все это приводит к тому, что только часть управленцев на малых предприятиях оказываются не в состоянии приступить к своим прямым обязанностям - управлению реальным производством
продукции и услуг и управлению финансами, возникающими в связи с целевой деятельностью. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного
банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы.
Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна в некоторых случаях. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивало в России малое предпринимательство многочисленные налоги и поборы нередко оставляли предприятию лишь 5-10 полученной прибыли .
В данное время стали заметны подвижки в реформировании налогового законодательства. Это дает определенные шансы, как начинающим предпринимателям, так и уже действующим. Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освобождать малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.
Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. Еще одной проблемой для предпринимателей, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в
Российской Федерации. На федеральном уровне принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, участвующий в организации малого предприятия должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в коридорах власти , так и не получив добро на
дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. Заключение Малое предпринимательство занимает определенную нишу
в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор
экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах. Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.
Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного
населения. Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике в России привело к тому, что становление рыночных отношений в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям,
явно недостаточен. Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу жителей в России, меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится от 10-11 ВВП в России до 50-60 в развитых странах мира, где, кроме этого, малые предприятия являются основными создателями дополнительных рабочих мест.
В России на 1000 жителей приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах Европейского Сообщества - 45. Малое предпринимательство от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами перешло к этапу выживания. Усиливающаяся роль государства в регулировании рынка, особенно потребительского, еще более усложняет его положение. До настоящего времени принято более 160 законодательных актов по защите прав предпринимателей,
но существенного влияния на развитие малого бизнеса это не оказало. Для претворения больших задач, стоящих перед экономикой России, необходимо обеспечить эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями. В цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству.
Литература 1 Аоки М. Фирма в японской экономике Пер. с англ. СПб. Лениздат, 1995 2 Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики М, 2003. 3 Баженов Ю. К Баженов А. Ю. Малое предпринимательство М 1999 4 Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М. Знание, 1999 5 Вахрушев В. Принципы Японского управления Эти невероятные японцы.
М. Прогресс, 1992. 6 Вербицкий С. И. Япония на пороге 21 века. М. Наука, 2000 7 Вудкок М Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. Дело, 1999 8 Герчикова И.Н. Менеджмент. М. Изд. Юнити, 2000 9 Губарев В. Г. Основы экономики предпринимательства Ростов-на-Дону Феникс 2003 г. 10 Грибов В. Д Менеджер в малом бизнесе
М. Финансы и статистика, 2002 11 Джеральд Гринберг, Роберт Бейрон. Организационное поведение от теории к практике М. Вершина, 2004 12 Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М. Дело, 1996. 13 Академенко М.В. Как открыть свой малый бизнес НТ Пресс, 2008 14 Лапуста М.Г. Предпринимательство
Учебное пособие М. ИНФА-М, 2002 15 Муравьев А. И. И др. Малый бизнес экономика, организация, финансы М 1999 16 Орлов О. Малое предпринимательство в России развитие или стагнация? Вопросы экономики, 10, 2004 17 Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России Вопросы экономики, 4, 2003
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |