Управление инновациями на предприятии Выполнила Студентка гр. 3А20 Безшлях К.Д. Проверил доцент Гвоздев Н.И. Томск 2008 Содержание ЧАСТЬ I. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4 Введение 4 Глава 1. Понятие инновации 1.1 Инновации 2. Инновационный процесс 3. Классификация инноваций 8
Глава 2. Управление инновационным процессом 1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 4. Фильтрация идей 5. Проверка концепции и экономический анализ 6. Разработка и испытание нового продукта 17 2.7.
Пробный маркетинг 8. Коммерческая реализация. 20 Глава 3. Оценка инновационных проектов 1. Общая экономическая эффективность инноваций 2. Методы оценки инновационных проектов 3. Экспертиза инновационных проектов 35 Глава 4. Инновации в современной России 1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 2. Пути выхода из кризисной ситуации 49 Заключение 53
Список литературы 55 ЧАСТЬ II. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 56 Проект флористического салона «Liebe» 1. Организационная система ООО «Liebe». 2. Внешняя среда организации. 3. Миссия и стратегические цели. 4. Ресурсы. 5. Бизнес-процессы преобразования. 6. Продукция.
7. Тактические цели организации. 8. Контроль результативности. 9. Контроль производительности. 10. Оперативные цели организации. 11. Организация и мотивация. 64 Организационная структура ООО «Liebe» 65 ЧАСТЬ I. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Введение В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального
на¬учно-технического прогресса в реальный, воплощаю¬щийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследо¬ваний НТП. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация
и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России. Глава 1. Понятие инновации 1.1
Инновации Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами на ее сущность.[1] В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры
выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.
В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения,
а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений: 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа). 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 4. Изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения. 5. Появление новых рынков сбыта. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
1.2. Инновационный процесс Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического
применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения
которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.[1] Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса.
Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии
и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.[1] Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу; в) приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП). 1.3. Классификация инноваций Для успешного управления инновационной деятельно¬стью необходимо тщательное
изучение инноваций. Преж¬де всего, необходимо уметь отличать инновации от несу¬щественных видоизменений в продуктах и технологиче¬ских процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизмен¬ными конструктивное исполнение и не оказывающих дос¬таточно заметного влияния на параметры, свойства, стои¬мость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения
производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продук¬тов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличе¬ния доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологиче¬ским параметрам, а также с рыночных позиций. С уче¬том этого строится классификация инноваций.[1] 1. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые инновации,
они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. процессные инновации означают новые методы организации произ¬водства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организацион¬ных структур в составе предприятия (фирмы). 2. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; но¬вые для отрасли в стране; новые для данного предпри¬ятия (группы
предприятий). 3. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации на выходе предприятия (изделия, ус¬луги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). 4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые);
улучшающие; модификационные (частные). 5. В Научно-исследовательском институте системных ис¬следований (РНИИСИ) разработана расширенная класси¬фикация инноваций с учетом сфер деятель¬ности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области
управления. Глава 2. Управление инновационным процессом 2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка На рис. 4 приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР). Рис. 4. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы [1]. Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит
в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на
рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм. Таким образом, при проведении НИОКР следует учесть: маркетинговые характеристики рынка; конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении; конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия
основных конкурентов; социально-экономическую и политическую обстановку в государстве. 2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок Этот процесс включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет
на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис. 5 [1]. 2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров.
Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успеш¬ной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись. Анализируя информационные потоки, стимулировавшие воз¬никновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягива¬ния спросом".
В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерче¬скую) информацию: первая содержит сведения о существующих техно¬логических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягива¬ние спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источ¬ником нововведений являются рыночные факторы.
Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориен¬тируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, свет¬лое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками. Существующие в данный момент научно технические плен и возможности
(гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофо¬ны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка метал¬лов), порождающие затем лавинообразный
процесс усовершенствова¬ний и модификаций. Важным источником инноваций может быть деятельность кон¬курентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправ¬ной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разрабо¬ток являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий. Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия.
Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к от¬крытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в це¬лой отрасли. В последние десятилетия все более важными источниками идей стали проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходи¬мость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств. Очень большой интерес представляют методы поиска идей.
В настоящее время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается. 2.4. Фильтрация идей После того как фирма выделила идеи потенциальных товаров, она должна провести их фильтрацию, чтобы исключить из рассмотрения неподходящие. Как правило, такая фильтрация производится на первичной стадии с помощью балльных оценок идей по соответствующим фильтрующим перечням, где содержатся критерии оценок идей, их веса и пределы балльных оценок.
Пример перечня таких критериев приводится ниже.[1] Критерии фильтрации 1. Общие критерии. 1) Потенциальная прибыль. 2) Существующая конкуренция. 3) Потенциальная конкуренция. 4) Размер рынка. 5) Уровень инвестиций. 6) Возможность патентования. 7) Степень риска. 2. Маркетинговые критерии. 1) Соответствие маркетинговым возможностям.
2) Воздействие на существующую продукцию. 3) Привлекательность для существующих потребительских рынков. 4) Потенциальная длительность жизненного цикла продукции. 5) Воздействие на образ фирмы. 6) Устойчивость к сезонным воздействиям. 3. Производственные критерии. 1) Соответствие производственным возможностям. 2) Время до начала коммерческой реализации. 3) Простота производства.
4) Доступность трудовых и материальных ресурсов. 5) Возможность производства по конкурентоспособным ценам. 2.5. Проверка концепции и экономический анализ Фирма должна иметь обратную связь с потребителями по поводу своих идей и продукции. Проверить концепцию - значит представить потребителю предлагаемый товар и оценить его отношение к нему и намерение сделать такую покупку.
Потребителю представляется письменная или устная информация, и его просят ответить на следующие вопросы [1]: • легко ли понять идею? • видны ли четкие преимущества данной продукции по сравнению с имеющимися на рынке товарами? • какова оценка степени достоверности представленной информации? • имеется ли намерение купить этот товар? • произойдет ли замена у потребителя имеющихся изделий новым товаром? • удовлетворяет ли новый товар потребность потребителя? • какие можно предложить улучшения в характеристиках товара?
• какова предполагаемая частота покупок? • кто конкретно будет пользователем товара? Экономический анализ оставшихся идей продукции гораздо больше детализован, чем этап фильтрации. Это связано с тем, что следующий этап - дорогая и длительная разработка продукции. Поэтому действенное использование экономического анализа необходимо, чтобы вовремя устранить малоэффективные варианты.[1] Экономический анализ должен включать: • прогнозы спроса (соотношение объемов сбыта и цен,
потенциальный кратко- и долгосрочный сбыт, сезонность, показатели повторных и замещающих покупок, интенсивность каналов сбыта), • прогнозы издержек (общие и относительные издержки, использование существующих мощностей и ресурсов, соотношение начальных и текущих расходов, оценки расходов на сырье и прочих издержек, экономия на масштабе производства, издержки в каналах сбыта, уровень достижения окупаемости), • оценку конкуренции (кратко- и долгосрочные показатели положения на рынке конкурентов и компании, вероятные стратегии конкурентов
в ответ на новую продукцию фирмы), • оценку требуемых инвестиций (в НИОКР, испытания, продвижение, подготовку производства, распределение и сбыт), • оценку прибыльности (период покрытия первоначальных расходов, кратко- и долгосрочная общая и относительная прибыль, контроль над ценами, скорость возврата инвестиций и доход от них, риск). 2.6. Разработка и испытание нового продукта Концепция продукта и разработанный продукт - совершенно
разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР и подготовку производства. Однако все ранее изложенное свидетельствует, что инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы. Это иллюстрируется рис. 6. Рис. 6. Инновация как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления.[1] После разработки нового работоспособного продукта необходимы
инвестиции в собственно производство. Чтобы снизить риск, необходимы соответствующие испытания продукта, в том числе и потенциальными потребителями. В идеале процесс тестирования не должен ограничиваться определением выходных параметров. Для того, чтобы окупились затраты на разработку и производство продукта, он должен сохранять свое преимущество на рынке для повторных покупок в течение определенного времени. Следует проверить ремонтопригодность и удобство сервиса изделия, а также его надежность при длительной
работе. Реализм - драгоценная черта бизнеса по разработке продуктов. Считается, что разработчику важны четыре оценки: испытание, первое повторение, привыкание, частота покупок. 2.7. Пробный маркетинг Это идеальное средство для оценки продукта, продвижения и распределения в небольших масштабах. Области проведения пробного маркетинга могут быть различными [1]: Телевизионный ареал. В этом случае проводятся комплексные кампании с использованием телевизионных коммерческих
каналов и каналов распределения; Испытуемый город; Локальная область (например, ближайшие к супермаркету кварталы); Испытуемые учреждения (для промышленного маркетинга). При проведении пробного маркетинга должны быть получены ответы на следующие вопросы [1]: • какой рынок исследуется (где он, это испытуемый город или телевизионный ареал, какая область наиболее подходит для
оценки специфических характеристик)? • что именно исследуется? • как долго продолжаются исследования? • что является критерием успеха? Решение о том, как долго продолжать работу или оканчивать ее при пробном маркетинге (т.е. остановиться на полученных результатах или продолжить работу, стремясь их уточнить, уменьшить риск) является, наверное, главным. В то же время такой пробный маркетинг может быть использован для испытаний специфических элементов маркетингового комплекса (версий продукта, особенностей его продвижения,
окружающей среды, каналов распределения и цены и т.д.). В этом случае могут быть использованы еще меньшие объемы пробного маркетинга. Пробный маркетинг дает дополнительную информацию в преддверии выпуска и может повысить его надежность. Следует отметить, что даже на этой поздней стадии половина товаров не проходит по критерию годности для национального выпуска. Однако все способы пробного маркетинга имеют определенные недостатки [1]:
• отрывочность (даже очень большой пробный маркетинг не может полностью представить национальный рынок); • недостаточная эффективность (во многих случаях главная часть инвестиций делается еще до начала пробного маркетинга); • предостережения конкурентам; • высокая стоимость. 2.8. Коммерческая реализация Этот этап является серьезным испытанием для инновационного менеджмента. Коммерческая реализация нового товара включает в себя его полномасштабное производство и комплексное
маркетинговое обес¬печение, часто требует больших затрат и быстрого принятия решений. Среди факторов, которые должны рассматриваться на этом этапе, — скорость признания потребителями, скорость признания каналами сбы¬та, интенсивность распределения (через сколько торговых точек), про¬изводственные возможности, структура продвижения, цены, конкуренция, срок достижения прибыльности и стоимость коммерче¬ской реализации. Предприятию необходимо решить, когда, где, кому и как пред¬ложить свой новый товар на рынке.
Частично ответы на эти вопросы были получены на предыдущих этапах. Первое решение — о своевременности выпуска нового товара на рынок. К моменту завершения работы над товаром на рынке может сложиться ситуация, когда предприятию предпочтительнее отложить на время новинку и подождать более удачной конъюнктуры. Следующий важный вопрос — где выпускать товар на рынок: в одном регионе или в нескольких, в общенациональном
масштабе или в международном. У многих предприятий нет ни средств, ни возможно¬стей, ни уверенности в своих силах, позволяющих выходить с новинка¬ми сразу на общенациональный рынок. За рубежом обычной является следующая практика. Большинство фирм устанавливают временной график последовательного освоения рынков. В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-компанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов.
Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого. Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения (например, автомобильные корпорации) нередко выпускают свои но¬вые модели сразу на общенациональный рынок. Решение о том, кому адресовать свою продукцию, какие из последовательно осваиваемых рынков потребителей являются наиболее выгодными, куда направить основные усилия по стимулированию сбы¬та, фирмы, скорее
всего, принимают по результатам пробного марке¬тинга. В идеале для товаров широкого потребления первостепенные сегменты рынка должны обладать следующими характеристиками [1]: — состоять из ранних последователей (покупателей, быстро ре¬агирующих на новинку); — эти ранние последователи должны быть активными потреби¬телями; — они должны быть лидерами мнений и благоприятно отзывать¬ся о товарах; — они должны быть доступны для охвата при небольших затра¬тах.
Не менее важен вопрос и о том, каким образом вывозить новые товары на рынки. Обычно зарубежные фирмы разрабатывают план дей¬ствий для последовательного вывоза новинки на рынки, составляет сме¬ты для различных элементов комплекса маркетинга и прочих мероприятий отдельно для каждого рынка. Глава 3. Оценка инновационных проектов 3.1. Общая экономическая эффективность инноваций Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов
и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (рис. 7) [1]: 1. Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
2. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов. 3. Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. 3.2. Методы оценки инновационных проектов Существует несколько методов оценки инвестиционных проектов
(рис.9). Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями. Рис. 7: Методы оценки инвестиционных проектов [3]. 1. Срок окупаемости инвестиций [6]. Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет
получаемого дохода (чистых денежных поступлений). При равномерном распределении денежных поступлений по годам: Срок окупаемости (n) = Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций. В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течение которого:
Pk > I, где Pk - чистый денежный доход в год k, обусловленный инвестициями. Рассчитывается как сумма годовой амортизации в k-й год и годовой чистой прибыли за k-й год; I - величина инвестиций. Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Однако он имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой
суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам. Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций. Однако в целом ряде случаев применение этого простейшего метода является целесообразным. Например, при высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия
проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций. 2. Коэффициент эффективности инвестиций [6]. Другим достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается путем деления среднегодовой прибыли
на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два. Если по истечении срока анализируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, т.е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена: = Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно
сравнить с коэффициентом эффективности всего капитала предприятия, который можно рассчитать на основе данных баланса по формуле: = К преимуществам данного метода относится простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю. Недостатки метода обусловлены тем, что он не учитывает временной составляющей прибыли. Так, например, не проводится различия между проектами с одинаковой среднегодовой, но в действительности
изменяющейся по годам величиной прибыли, а также между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет. 3. Дисконтирование денежных потоков [6]. В определенной степени недостатки двух первых методов уменьшают методы, основанные на принципах дисконтирования денежных потоков. В мировой практике существует несколько подобных методов, однако их суть сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой приведенных (дисконтированных) будущих поступлений.
Инвестиции I в течение ряда лет n приносят определенный годовой доход, соответственно Р1, Р2 Pn. Но, как известно, одна и та же денежная сумма имеет разную ценность в будущем и настоящем - на финансовых рынках любые деньги, как правило, завтра дешевле, чем сегодня. Доходы, разнесенные по разным периодам времени, необходимо упорядочить, привести к единой сегодняшней временной оценке, поскольку величина инвестиций также имеет сегодняшнюю оценку.
Предприятию целесообразно сравнить величину инвестиций не просто с будущими доходами, а с накопленной величиной дисконтированных, приведенных к оценке сегодняшнего дня, будущих доходов. Основные принципы оценки денежных потоков с поправкой на время состоят в следующем: • Будущая стоимость определенного количества сегодняшних денежных средств, приносящих процент i на протяжении n периодов, рассчитывается по формуле Будущая стоимость = * (1 + i) * 5n
Настоящая стоимость - сегодняшняя стоимость будущих платежей, получение которых возможно при определенной ставке процента i в течение n периодов, определяется соответственно по формуле Настоящая стоимость = Используя формулы, связывающие настоящую и будущую стоимость денежных средств, можно получить формулу для определения дисконтированной (приведенной к настоящему, или актуализированной) будущей стоимости денежных поступлений, генерируемых в разные годы рассматриваемыми инвестициями: где
Рk и Рk годовой доход и приведенный (дисконтированный) годовой доход, приносимый инвестициями в k-й год, r – желаемый ежегодный процент, по которому возвращаются средства. 4. Чистая текущая стоимость [6]. Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей: n P' = k=1
Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект): Достаточно очевидно, что если чистая текущая стоимость положительна (величина больше 0), то инвестиционный проект следует принять, если отрицательна, проект следует отвергнуть. В том случае, если чистая текущая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни
как убыточный, необходимо использование других методов сравнения. При сравнении нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому проекту, который характеризуется высокой чистой текущей стоимостью. Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, прибегают к помощи специальных статистических таблиц, в которых приведены значения сложных процентов, дисконтирующих
множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т.п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования. 6. Рентабельность инвестиций [6]. Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на действительные трудности его расчета, является более предпочтительным, нежели применение метода оценки срока окупаемости и эффективности инвестиций, поскольку учитывает временные составляющие денежных потоков.
Применение этого метода позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные показатели (чистую текущую стоимость), но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций: Рентабельность инвестиций = Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы - отвергнуть. Рентабельность инвестиций как относительный показатель чрезвычайно удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения чистой
текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. выборе нескольких различных вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих максимальную чистую текущую стоимость. Использование метода чистой текущей стоимости инвестиций позволяет также учитывать при прогнозных расчетах фактор инфляции и фактор риска, в разной степени присущий разным проектам. Очевидно, что учет этих факторов приведет к соответствующему увеличению желаемого процента, по которому
возвращаются инвестиции, а следовательно, и коэффициента дисконтирования. 7. Метод перечня критериев [6]. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже
если возникнут трудности с первоначальной оценкой. Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации долгосрочных планов.
Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других. Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются: А. Цели организации, стратегия, политика и ценности. 1. Совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом. 2. Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта).
3. Соответствие проекта отношению организации к риску. 4. Соответствие проекта отношению организации к нововведениям. 5. Соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект). 6. Соответствие проекта потенциалу роста организации. 7. Устойчивость положения организации. 8. Степень диверсификации организации (т.е. количество отраслей,
не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения. 9. Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации. 10. Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации. Б.
Финансовые критерии. 1. Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно). 2. Потенциальный годовой размер прибыли. 3. Ожидаемая норма чистой прибыли. 4. Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации. 5. Стартовые затраты на осуществление проекта. 6.
Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов. 7. Наличие финансов в нужные моменты времени. 8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств. 9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях. I0.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта. 11. Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов
роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться). 12. Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат. 13. Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот). 14. Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек,
не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых). 15. Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов). В. Научно-технические критерии (для проектов
НИОКР). 1. Вероятность технического успеха. 2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей). 3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов). 4. Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта. 5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации. 6. Стоимость и время разработки. 7. Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой
генерируемой технологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |