«Стратегический менеджмент» КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Крымский берег» предоставляет услуги детского оздоровительного комплекса «Ясная Поляна». В состав комплекса входят два детских оздоровительных лагеря на 900 мест. Территория лагеря радиофицирована, работает связь, имеются таксофоны. Жилые корпуса расположены недалеко от моря, функционируют три оборудованных, хорошо оснащенных плавсредствами
и катамаранами детских пляжа. Ежедневно работает дом детского творчества, объединяющий 10 кружков: мягкой игрушки, выжигания, выпиливания, лесной скульптуры, судомодельный, изделий из кожи, сувениров, фото, резьбы по дереву, флористики. Культурно-воспитательная работа проводится студентами ведущих педагогических ВУЗов Украины. Дети детского оздоровительного лагеря обеспечиваются полноценным 5-разовым питанием. Свежие овощи и фрукты на столах гостей бывают в течение всего сезона.
На территории комплекса работает детское кафе и бар, где всегда в ассортименте мороженое, прохладительные напитки и десерт. За оздоровлением детей установлен строгий медицинский контроль. Круглосуточно работают два медпункта. Охрана детей обеспечивается сотрудниками спецподразделения г. Севастополя. К перечислению услуг, входящих в стоимость путевки относятся: многочисленные праздники, дискотеки, вечера, встречи, соревнования, 2-3-х дневные походы на
ГРУ Бахрья, костры, развлечения, ярмарки, фестивали. Для детей проводятся платные увлекательные экскурсии по ЮБК, а также в г. Севастополь и Симферополь осуществляются за дополнительную плату. База отдыха принимает организованные группы детей в возрасте от 7 до 15 лет. Дети должны иметь справки о состоянии здоровья и эпидемокружении с отметкой о возможности пребывания
в детском оздоровительном лагере. 1. МИССИЯ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1) Миссия. Деятельностью ООО «Крымский берег» является предоставление услуг по организации детского и взрослого отдыха, профилактического лечения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Предприятие предлагает замечательный отдых на Южном берегу Крыма в одной из лучших здравниц возле Фороса. ООО «Крымский берег» готов предоставить услуги как отечественным,
так и зарубежным клиентам. Обслуживание производится на высоком уровне. Предприятие стремится максимально соответствовать требованиям современного рынка. Большое внимание уделяется мнению клиента и осуществлению деятельности, которая оправдает ожидания клиентов и позволит удовлетворить их потребности. 2) Цели. Цели стратегического уровня: ־ увеличение объемов реализации предоставляемых услуг до 500
путевок в месяц не в сезон, и до 1000 путовок в месяц в сезон к маю 2011 года; ־ снижение себестоимости услуг к концу 2011 года на 2.8%; ־ проведение Internet-переговоров с потенциальными клиентами, открытие собственного портала в режиме он-лайн, что позволит: бронировать номера в пансионате автоматически, получать детальные консультации от операторов, что уменьшит накладки; ־ улучшение качества предоставляемых услуг:
1) найм дополнительного технического персонала, что освободит старших менеджеров от рутинной работы – в феврале 2011 года; 2) обучение менеджеров всех уровней в сфере психологии и управления, обеспечивающее снижение коммуникативных проблем в туристической фирме, чаще всего являющихся главным источником межличностных конфликтов - начало 2011 года. 3) начало работы по новым направлениям деятельности туристической фирмы, что повысит мотивацию персонала, у которого открываются новые перспективы карьерного роста - в 1 квартале
января 2011 года. 4) найм внешнего консультанта, что обеспечит своевременную оценку открывающихся рыночных возможностей, направленных на лучшее удовлетворение растущих потребностей туристов и, как результат, увеличение дохода турфирмы к концу 2010 года. ־ повышение квалификации кадров, проводя тренинги и тестирование ежемесячно, начиная с 1 квартала 2011 года. Цели оперативного уровня: ־ разработка отделом маркетинга новых рекламных мероприятий, конкурсов
и лотерей, внедрение систем скидок или акций для школьников, студентов и ветеранов, скидки на праздники, семейные, групповые, детские скидки и специальные (для тех, кто владеет купоном на скидку, для клиентов, которые приводят в фирму нового клиента и скидки для сотрудников и их семей); ־ снижение административных расходов к концу 2011 года на 4,5%; ־ своевременность доставки клиентов, заключение договоров с новыми клиентами по предоставлению транспортных услуг (автобусы, маршрутное такси),
увеличить степень обслуживания клиентов к концу 2011 года на 20%. ־ участие в работе различных туристических выставок и ярмарок; ־ проведение ремонтных работ в жилых помещениях: достройка новых комплексов , монтаж устаревших; ־ проведение маркетинговых исследований в течение 2011 года: кабинетных и полевых (анкетирование, опрос, наблюдение) в городах Симферополь, Ялта, Евпатория, Саки, Севастополе для получения информации о - предпочтениях клиентов;
- ценовой политике конкурентов; - материальных и ресурсных ожиданиях потребителей; - использование метода связи с общественностью, при помощи выпуска видеофильма, цикла телевизионных передач об отдыхе в Крыму, непосредственно в пансионате “Ясная поляна”. Основная цель предприятия состоит в удовлетворении разумных, здоровых потребностей в соответствии с гуманными интересами общества. Предприятие постоянно занято поиском возможностей создания новых услуг,
полнее удовлетворяющих потребности клиентов и потребителей. Предприятие стремится быть готовым к систематическому внесению усовершенствований в соответствии с интересами покупателей. 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1) Факторы макро- и микросреды: Рис. 3.1 Факторы микросреды предприятия ООО “Крымский берег” 1)
Потребителями являются учебные учреждение, студенческие профилактории, рабочие организации, государственные организации, люди, приехавшие отдыхать в Крым, 2) Поставщики - это деловые фирмы или отдельные лица, обеспечивающие предприятие ООО “Крымский берег” и его конкурентов, материальными, трудовыми, производственными ресурсами необходимыми для эффективной работы организации. 3) Законы: - Статья 2. Законодательство Украины о туризме
Раздел II. Государственная политика и государственное регулирование в области туризма • Статья 3. Государственная политика в области туризма • Статья 4. Органы государственной исполнительной власти в области туризма • Статья 5. Объединения субъектов туристической деятельности • Статья 6. Совет представителей субъектов туристической деятельности •
Статья 7. Национальный совет по туризму • Статья 8. Государственный реестр субъектов туристической деятельности Раздел III. Огранизация экономической деятельности и финансирования области туризма. • Статья 9. Экономическая деятельности в области туризма • Статья 10. Доходы от туристической деятельности и отношения с бюджетом •
Статья 11. Источники финансирования туризма Раздел IV. Организация и предоставление туристических услуг. • Статья 12. Основания для начала и остановки деятельности, связанной с организацией и предоставлением туристических услуг • Статья 13. Лицензирование туристической деятельности • Статья 14. Субъекты лицензирования • Статья 15. Сертификация гостиничных услуг и услуг питания •
Статья 16. Туристическое путешествие и туристические услуги • Статья 17. Страхование туристов Раздел V. Порядок заключения договоров субъектами туристической деятельности, их права и обязанности. • Статья 18. Порядок заключения договоров • Статья 19. Основание для получения туристических услуг • Статья 20. Права и обязанности субъектов туристической деятельности
Раздел VI. Права и обязанности туристов. • Статья 21. Права туристов • Статья 22. Обязанности туристов • Статья 23. Правовое положение иностранных туристов • Статья 24. Права и обязанности граждан Украины, которые осуществляют туристические поездки зарубеж • Статья 25. Обязательство государства относительно иностранных туристов и граждан
Украины, которые осуществляют туристические путешествия зарубеж Раздел VII. Безопасность туристов. • Статья 26. Система обеспечения безопасности туристов • Статья 27. Обеспечение выполнения комплекса мероприятий по безопасности туристов • Статья 28. Специализированные службы обеспечения безопасности туристов Раздел VIII. Кадровое и научное обеспечение туризма. •
Статья 29. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров • Статья 30. Научный центр развития туризма Раздел IX. Международное сотрудничество в области развития туризма. • Статья 31. Участие в международных туристических организациях • Статья 32. Международная деятельность Государственного
Комитета Украины по туризму Раздел X. Ответственность за нарушение законодательства Украины о туризме. • Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства Украины о туризме • Основополагающие государственные стандарты в области туризма Вся туристическая индустрия полагается на четыре основных государственных стандарта: ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание /
Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», ГОСТ Р 50645–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Классификация гостиниц», ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг» и ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования». В них изложены обязательные требования к туристско-экскурсионному обслуживанию.
Каждый из стандартов имеет одинаковую структуру, и после изучения каждого из них можно вынести некоторые общие положения, которые являются очень важными и применимыми к каждой туристической организации: – безопасность туристов; – достоверность информации, предоставляемая клиентам; – регионы, предлагаемые туристическими фирмами для отдыха, должны быть экологически чистыми / безопасными для здоровья; – высокая профессиональная подготовка сотрудников туристических организаций. - №1824-VI от 21 января 2010 г. "
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения употребления и продажи пива и слабоалкогольных напитков". 4) Конкуренты: ЗАО “Крымтур” г.Симферополь, турфирма “Злата” г.Симферополь, турфирма “Оникс” г.Симферополь, ООО “Крымский санаторный курортный центр” г. Симферополь, турфирма “Скиф” г.Алушта и т. д. Рис.
3.2 Факторы макросреды предприятия ООО “Крымский берег” 3. политические (вмешательство либо невмешательство государства, политическая атмосфера в стране, законодательство и т.д.); Некоторые аспекты политической обстановки сильно сказываются на маркетинговых решениях и общем руководстве организацией. К ним можно отнести настроения администрации, законодательных органов в отношении предпринимательской деятельности. В демократическом обществе отношение к предпринимательской деятельности влияет на такие
действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма на работу, законодательство по защите потребителей, стандарт на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой. ־ экономические (экономическая обстановка в стране в общем, уровень достатка населения, конкуренты, возможности предоставления льгот, фонд, выделенный на
формирование государственных авиакомпаний и т.д.); Состояние экономики влияет на стоимость ресурсов, способность потребителей покупать определённые товары и услуги, а также на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Поэтому руководство предприятия (организации) должно уметь оценивать и прогнозировать влияние изменений состояния экономики. Причём следует учесть, что то или иное конкретное изменение может при одних и тех
же условиях иметь и отрицательное, и положительное воздействие на хозяйственную деятельность. - НТС - научно-техническая среда. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором, имеющим большое значение. Научные и технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребителя.
Очевидно, что организации имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Сегодня, для того, чтобы сохранить конкурентоспособность организации, вынуждены идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности. ־ экологические (природные особенности территории, погодные и экологические условия и т.д.); ־
Влияние данного макрофактора следует рассматривать с точки зрения многих глобальных проблем современности. К ним можно отнести дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения окружающей природной среды, решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и т.п. С учётом серьезности встающих перед человечеством проблем деятельность многих производителей находится под жёстким контролем различных общественных, государственных и других организаций,
целью деятельности которых является разработка различных законодательных и нормативных актов. Поэтому предпринимательская деятельность должна участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем и находить альтернативные и адекватные способы производства, снабжения, реализации и т.п. ־ социальные (мнения и предпочтения клиентов, внутренняя среда на предприятии в общем, взаимоотношения с начальством, психология в семьях сотрудников, культурный уровень населения и т.д.
). Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Мировоззрение людей формируется в результате рождения и воспитания в определённой социальной среде и определяет их отношение к самим себе, а также взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться особенности культурного уклада, такие как: стойкая
приверженность основным традиционным культурным ценностям; субкультуры в рамках единой культуры, т.е. группы людей с общими системами ценностей в результате общности их жизненного опыта и обстоятельств; временные изменения вторичных культурных ценностей под воздействием различных течений и моды. Социокультурные факторы формируют отношения людей к продукции или услугам, предлагаемым им различными производителями. Немалое воздействие они имеют на способы ведения своих дел организациями и на взаимодействия
людей в рабочей среде, их отношение к результатам своего труда и т.п. ־ Демография – наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга демографическая среда и её изучение представляет собой большой интерес, т.к. рынки состоят из людей. Влияние демографических факторов и их появление связано с общими глобальными мировыми тенденциями и демографической статистке. Например, мировой демографический рост народонаселения сопровождается и
ростом человеческих нужд, которые необходимо удовлетворить. Это означает рост рынков при условии достаточной покупательной способности или их сужение, если покупательная способность населения окажется недостаточной. Или, снижение рождаемости во многих развитых странах может привести к пересмотру многих стратегических задач фирмами, ориентировавших свою деятельность на данный сегмент 2) Факторы внутренней среды: Внутренняя среда – это часть общей среды , которая находится внутри
предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда анализируется последующим направлениям: Рис. 3.3 Факторы внутренней среды предприятия ООО “Крымский берег” Ресурсы – финансовая поддержка ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
Данное предприятие постоянно рассматривает возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала, для увеличения ресурсной базы. Отношение к налогам, гибкость структуры капитала, эффективный контроль над издержками, возможность их снижения, система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли, все это выполняется для стабильной работы предприятия. К основным средствам туристической фирмы ООО “Крымский берег” руководство фирмы относит:
1. Помещение туристической фирмы ООО “Крымский берег”. 2. Средства печатной рекламы. 3. Офисная мебель и техника. 4. Наружная реклама. 5. Транспортные средства. 6. Хозяйственный инвентарь и принадлежности. В туристической фирме ООО “Крымский берег”широкое распространение получили информационные технологии.
Применение информационных технологий ориентировано в первую очередь на автоматизацию профессионального труда конкретных специалистов. Решается эта задача за счет использования современных технических средств обработки, хранения и передачи информации. Они выбираются исходя из объема и сложности выполняемых на предприятии задач, уровня развития информационных технологий в данной сфере человеческой деятельности. Для обеспечения функционирования технических средств и решения с их помощью задач пользователя необходимо
соответствующе программное обеспечение. В фирме ООО “Крымский берег” используют такие компьютерные программы как: Microsoft World, Microsoft Excel, Microsoft Out look, Out look Express, Microsoft Power Point, Internet предназначены для работы с электронной почтой, эти программы можно использовать для чтения групп новостей или групп обсуждений. Работа групп новостей осуществляется через сервер новостей.
Эти программы включают в себя адресную книгу, которая содержит в себе широкие возможности управления контактными данными, включая в создание групп и папок для сортировки сообщений и размещении адресов электронной почты. Адресная книга обеспечивает доступ к каталогам Интернета. Каталоги Интернета упрощают процесс поиска обычных адресов электронной почты. В программе адресной книги уже настроен доступ к нескольким каталогам.
Структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей предприятия ООО “Крымский берег”. Структура основывается на делегировании полномочий, т. е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу с точки зрения организации как целого. Структура данного предприятия является функциональной структурой управления.
Рис. 3.4 Структура предприятия ООО “Крымский берег” Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации. Любая организация имеет разделение труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет
ее выполнить, то есть за специалистом. Персонал - это кадры предприятия (их потенциал, квалификация, подбор, обучение и продвижение, оценка результатов труда и стимулирование). К персоналу предприятия ООО “Крымский берег” относятся: Персонал туристической компании ООО “Крымский берег” отвечает следующим требованиям: 1. Знание основных документов Украинского законодательства в сфере туризма , потребительских и туристских
услуг. 2. Знание закона «Об основах туристической деятельности в Украине», закона Украины «О внесении изменений и дополнений в закон о защите прав потребителей» 3. Знание нормативных документов, определяемые требования к безопасности туристских маршрутов ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50681-94, ГОСТ Р 60690-94. 4. Знание иностранных языков в объеме, соответствием выполняемой работе.
5. Знание методов управления, основ педагогической деятельности и психологи личности, умение организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, а также готовность к кооперации с коллегами по работе. 6. Умение дать четкие, точные ответы на поставленные посетителем вопросы. 7. Владение информацией, необходимой для потребителя.
8. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, ездить в рекламно-информационные туры. 9. Знание должностных обязанностей. В общем виде организационную структуру турфирмы ООО “Крымский берег” можно определить как линейную и представить в виде следующей схемы рис. 3.4. Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью
самоуправления (относительная автономность). Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно когда выполняемые работы очень однотипны, а люди - не дифференцируются. В среднего и большого размера организациях линейное деление на части дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях и т. п.). Генеральный директор заключает договоры, знакомиться с новинками рынка, участвует в конференции, ведет
переговоры по делам турфирмы; является главным распорядителем финансовых средств; контролирует и координирует работу фирмы, контролирует все управленческие решения на всех уровнях организации, принимает решения о приеме на работу или увольнению сотрудников, разрабатывает программы совершенствования внутрипроизводственных отношений. Главный бухгалтер ведет всю денежную работу на предприятии, оформляет и отслеживает исполнение договоров, осуществляет все денежно-кассовые расчеты, ведет всю бухгалтерскую документацию и финансовую
отчетность. Менеджер по туризму заполняет заявки, оформляет путёвки, заключает договоры с клиентами, заключает агентские договоры с туроператорами. Менеджер по рекламе занимается распространением рекламной продукции, обновлением сайта организации и выяснением общественного мнения. Культура - структуризация работы каждого звена предприятия, разделение работы между сотрудниками и управляющими, при сведении воедино их интересов. Сотрудники турфирмы
ООО “Крымский берег” работают оперативно и точно. Оформление поездки каждого клиента осуществляется в максимально сжатые сроки. С помощью сайта все путешествующие могут найти полную информацию об отдыхе и городе, в который они направляются. ООО “Крымский берег” также оказывает юридические консультации путешественникам и туристическим фирмам режиме он-лайн на сайте. Туристическая организация ООО “Крымский берег” осуществляет внутренние проверки качества с целью выявления
соответствия деятельности в области качества запланированных мероприятий и определения эффективности функционирования системы качества. Также туристическая фирма ООО “Крымский берег” разрабатывает и поддерживает в рабочем состоянии процедуры определения потребностей и проведения обучения всего персонала, ответственного за работы, влияющие на качество. Персонал, ответственный за эту работу, имеет соответствующую квалификацию (подтвержденную аттестатом,
тестированием), знания и опыт, отвечающие установленным требованиям. Данные об обучении регистрируются. Этикет на сервисном предприятии – это нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения персонала с клиентами и коллегами по работе. В это понятие входит совокупность правил, связанных с умением держать себя при общении на территории организации, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью
и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения. Что касается этикета сотрудников фирмы ООО “Крымский берег” , то он основывается на следующих нравственных нормах: вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость - значит желать добра человеку; корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации; тактичность - чувство
меры, превысив которое, можно обидеть человека или не дать ему "сохранить лицо" в затруднительной ситуации; скромность - сдержанность в оценке своих достоинств и знаний; точность и обязательность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении; непринужденность (естественность, раскованность, но не фамильярность). Главные требования к одежде в турфирме ООО “Крымский берег” - опрятность, аккуратность, соответствие
назначению, месту, положению и возрасту человека, времени года. 4. SWOT - АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. высокая квалификация трудовых ресурсов 2. наращивание темпов агрессивного маркетинга 3. финансовое положение предприятия не требует антикризисного управления 4. известность качества собственных услуг 5. накоплен опыт учета продаж и создана база клиентов 6. стабильный спрос на предоставляемые услуги среди потенциальных клиентов 1. большое число конкурентов 2. незастрахованность
договоров 3. высокий уровень услуг, предоставляемых конкурентами 4. смена власти 5.спад экономики страны, в связи с нестабильным положением на мировом рынке 6. неблагоприятные изменения в темпах роста курса валют 7.снижения платежеспособности населения 8. экологические нарушения курортной зоны СИЛЬНЫЙ СТОРОНЫ УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ 1. недостаточная эффективная организация рыночных исследований 2. недостаточное финансирование маркетинга 3. значительное влияние фактора сезонности на
прибыль 4. отсутствие четкой стратегии 1. создание информационной сети в городах Украины 2. модернизация и разработка новых видов услуг в соответствии с новыми требованиями рынка услуг 3. расширение ассортимента предоставляемых услуг 4. обслуживание дополнительных групп потребителей 5. выход на новый рынок Вывод: самою большую угрозу для предприятия представляет большое количество конкурентов таких как: ЗАО “Крымтур” г.Симферополь, турфирма “Злата” г.
Симферополь, турфирма “Оникс” г.Симферополь, ООО “Крымский санаторный курортный центр” г. Симферополь, турфирма “Скиф” г.Алушта , но этот фактор смягчается тем, что собственные услуги предприятия хорошо известны в широком кругу потенциальных клиентов в Крыму, а именно Форос, Алушта, Ялта и т. д, а также предприятие за долгие годы функционирования создало себе положительный имидж. Качество реализуемых услуг соответствует международным стандартам, а, следовательно,
они способны конкурировать с услугами-аналогами. Предприятие уделяет значительное внимание рекламным мероприятиям: листовки, брошюры, Internet реклама, участие в туристических выставках и ярмарках: “Международная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм – 2010”, традиционная туристическая ярмарка "Горы.Лес.Море.2010" и т д. Но существующий объем рекламы не дает желаемой отдачи. Это обусловлено недостаточным финансированием маркетинга.
При выделении более значительных средств на маркетинг появится возможность проведения глубоких исследований рынка (потребностей клиентов, требований рынка и т.д.) и осуществления целенаправленной эффективной рекламной деятельности в достаточных объемах. Предприятие постоянно ищет новые возможности для более полного удовлетворения потребностей клиентов: новые услуги, улучшение качества предоставления старых услуг и т.д. 5. АНАЛИЗ ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
С ПОМОЩЬЮ БКГ - МАТРИЦЫ Виды услуг Объем реализации Доля рынка, 2010 г % 2007 2008 2009 2010 Предпр. Конкур. 1 Детские путевки 3100 3300 3300 3200 37 30 2 Взрослые путевки 270 310 350 409 20 17 3 Проживание в «КБ» 84 134 140 130 14 8 4 Аренда в «КБ» 48 72 78 84 10 9 5 Прочее в «КБ» 58 59 67 66 18 18 1. Расчет темпов роста рынка (РР):
2. Относительная доля рынка (ОДР): 3. Доля (в %) каждого вида услуг в общем объеме реализации предприятия в 2010 году: 4. Исходные данные для построения БКГ матрицы (см. рис 5.1): Пок-ль 1 2 3 4 5 Темпы роста рынка 0,97 1,17 0,93 1,08 0,99 Относительная доля рынка 1,23 1,18 1,75 1,1 1 Доля продукции в общем объеме реализации, % 82,3 10,5 3, 2,2 1,7 Из вышеприведенного рисунка видно, что все виды товаров располагаются в зоне «Звезды». «Звезда» - продукт,
который имеет значительную долю в растущем рынке. Данные товары обещают наибольшую прибыль и перспективы роста. На поддержание данных товаров затрачиваются большие средства, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда, затраты с течением времени уменьшаются. Товар “Детские путевки” - занимает значительную долю и приносит ощутимую прибыль.
Данный товар необходимо только поддерживать. Данный товар также располагается в зоне «Дойные коровы». Эта зона продуктов, имеющих большую долю в зрелом рынке. Потребность в расходах на сбыт меньше. Они – основной источник прибыли в портфеле, так как финансовые ресурсы требуются, как правило, лишь для сохранения, уже занятых позиций. Дойными коровами обычно становятся звезды. Уделить внимание необходимо товарам “Взрослые путевки” и
“Проживание в КБ”. Следует увеличить объемы их реализации, уберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций. Товары “Аренда в КБ” и “Прочее в КБ” следует контролировать и поддерживать. Задачи предприятия ООО “Крымский берег”: - предоставление качественного выполнения услуг в области туризма в Крыму; - организация оперативной и эффективной деятельности предприятия ООО “Крымский берег” - занятие лидирующих позиций среди конкурентов в
Крыму, а именно среди турфирм в г.Симферополь, г.Алушта, г.Севастополь, г.Евпатория и другие. - корректировка выполняемых задач на начальном этапе и контроль в процессе работы; - рассмотрение и закрепление полученных результатов. 6. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ На предприятии существует две главенствующие стратегии: 1) Стратегия конкуренции. Предпосылкой для завоевания сильных рыночных позиций являются возможности
снижения издержек с соответствующей оптимизацией ценовой политики. Важную роль играет степень доверия к торговому имиджу предприятия. Крайне необходимым является обеспечение высокого качества и разносторонности комплекса услуг. Также уделяется внимание анализу потребностей клиентов. Оценка степени соответствия предоставляемых услуг требованиям рынка:
1) определение совокупности критериев удовлетворения запросов потребителей услуг, проводится их ранжирование; выявляются пути повышения качества и расширения потребительских свойств и спектра возможностей услуг (информация на данном этапе должна собираться на основе спроса представительских групп потребителей); 2) анализ возможностей снижения издержек, определение целесообразности сферы взаимодействия с другими клиентами; 3) анализ эффективности сбытовой деятельности в сопоставлении с аналогичными показателями
деятельности конкурентов. 2) Так как задачей данной фирмы является увеличение доли рынка, то необходимой является наступательная стратегия развития. Учитывая тот факт, что, товар не является новым и на данном рынке существует определенное количество аналогов, а рост в отрасли не предвидится, то рекламную компанию необходимо сосредоточить на конкурентных преимуществах товара. Это прежде всего, качество, оригинальность или дизайн, дополнительные функции и репутация предприятия.
А так же использование передовых технологий. Качество, вкус и имидж фирмы - вот самые важные преимущества необходимые по отношению к конкурентам на платежеспособных рынках. На рынках с потребностями не подкрепленными платежеспособностью главным преимуществом является цена. 7. Рекомендации по выбору и реализации стратегий, необходимых для успешной деятельности предприятия Рекомендуемая стратегия - стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление
компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли — то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами,
которые ее определяют. Не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность является также существенной составляющей прибыльности отдельно взятой компании. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции — это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного прибыльнее,
чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли. Также необходимой является стратегия проникновения на рынок или завоевания рынка основана на установлении первоначально низкой цены с последующим ее повышением. Такая стратегия может быть использована для широкого распространения тур продукта. Стратегия проникновения на рынок, имеет своей целью максимально увеличить объем продаж и завоевать
значительную долю рынка. Чтобы охватить максимально возможную долю рыночного пространства, компания устанавливает минимальные цены, а затем сокращает издержки и постепенно еще снижает цену. Предполагается, что завоевание большой доли рынка позволит компании в определенной степени контролировать рынок, создавая необходимую базу для продвижения продукта и противодействуя появлению конкурентов. Сбытовой и коммуникационной стратегии. Для созда¬ния высококачественного туристского продукта и правиль¬ным
установлением цены на него, необходимо еще и соот¬ветствующим образом довести этот продукт до конечного по¬требителя — туристов, и обеспечить его доступность целе¬вому рынку. Для обеспечения эффективной реализации ту¬ристских услуг туристское предприятие должно проводить комплекс мероприятий, находящих свое выражение в фор¬мировании маркетинговой сбытовой стратегии. Роль сбыта в маркетинговой деятельности обусловле¬на следующими обстоятельствами: - в сфере сбыта окончательно
определяется резуль¬тат всех маркетинговых усилий предприятия; - приспосабливая сбытовую сеть к запросам потре¬бителей, создавая им максимальные удобства до, во вре¬мя и после приобретения, предприятие имеет значительно больше шансов для выигрыша в конкурентной борьбе; - именно во время сбыта наиболее эффективно про¬исходит выявление вкусов и предпочтений потребителей. Тот факт, что прибыль в конечном итоге реализуется в сфере сбыта, объясняет пристальное внимание, которое
уделяется каждой туристской фирмой организации и со¬вершенствованию своих сбытовых операций. В ходе разработки и реализации стратегии сбыта решаются вопросы о выборе каналов сбыта, посредников и приемлемой формы работы с ними. Сбытовая стратегия туристского предприятия разрабаты¬вается на основе принятой данным туристским предприяти¬ем общей стратегии маркетинга с учетом всех остальных ее компонентов (продукт, цена, коммуникации). Процесс разработки сбытовой стратегии по сути представ¬ляет определенную
последовательность действий (схема 7.1) Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети — первый и один из важ¬нейших этапов в разработке сбытовой стратегии. На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы: - Что продается и кому продается? - Где продается? - Каким образом продается? - Возможности и ограничения по расширению объе¬мов продаж.
Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети Постановка целей сбытовой стратегии Выбор каналов сбыта (распределения) и методов управления ими Анализ и контроль за функционированием сбытовой сети Схема 7.1 Постановка целей сбытовой стратегии. Получив отве¬ты на первом этапе и, определив таким образом исходные данные, туристское предприятие должно сформулировать основные цели и задачи сбытовой стратегии
предприятия, выражающиеся в его сбытовой политике. Основной целью сбытовой политики любого предприятия, а туристского в особенности, является доведение продукта до потребите¬ля в максимально удобной для него форме, в кратчайшие сроки и доступном месте. Выбор каналов сбыта (распределения) и методов управ¬ления ими — основной этап в разработке сбытовой страте¬гии туристского предприятия. Каналы распределения ту¬ристского предприятия определяются исходя
из целей и задач сбытовой политики предприятия, объемов сбыта и скорости обращения. Одним из важнейших элементов это¬го этапа является управляемость канала, большая гибкость и способность адаптироваться к требованиям потребите¬ля, а также возможность повышения эффективности его использования. Анализ и контроль за функционированием сбытовой сети, как и любой другой компонент общей стратегии маркетинга туристского предприятия, сбытовая стратегия предусматривает собой постоянный анализ и контроль
осуществляемых мероприятий с целью накопления инфор¬мации об эффективности действующей сбытовой сети, повышения этой эффективности, а также разработки кор¬ректирующих мероприятий в рамках сбытовой политики. Основными элементами функционирования сбытовой сети, подлежащими анализу, являются: объемы реализа¬ции, издержки на поддержание выбранных каналов рас¬пределения, скорость обращения, скорость и качество об¬служивания потребителей, соблюдение установленных стандартов и технологий обслуживания и др.
Библиографический список 1. 1. И.Л.Калюжный. «Инновационный менеджмент». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Письмо Минобразования Украины № 14/18.2-219 от 05.03.2001 г. 2. Курс лекций «Стратегия предприятия». 3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ,
1997. – 175 с. 4. Дэй Д. Стратегический маркетинг М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | Н.И. ЛАХМЕТКИНА.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |