: «Разрешение конфликтов в трудовых коллективах» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ История создания, цели, задачи предприятия Характеристика основных направлений деятельности Организационная структура управления предприятием Характеристика персонала предприятия Организация оплаты труда 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Анализ имущественного положения Анализ финансового положения Анализ финансовой устойчивости предприятия Анализ ликвидности предприятия Анализ текущей деятельности Анализ основных технико-экономических показателей Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути его улучшения 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВАХ КОЛЛЕКТИВАХ Возникновение конфликтов в трудовых коллективах Типы конфликтов в организациях и их последствия Этапы управления конфликтами в организации Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях Анализ работы по управлению конфликтами на предприятии Мероприятия по разрешению конфликтов в трудовых коллективах
Пути разрешения конфликтов в трудовых коллективах ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения
нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Работающие в организации люди различны между собой.
Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников.
Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций. В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен.
Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети.
Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах». Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя
совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их. Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать
пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи: 1. рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии; 2. дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования: 3. выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
4. разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта; 5. рассчитать экономический эффект от введения новой должности. Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление конфликтами на предприятии. Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские
и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению конфликтами на предприятии. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. История создания, цели, задачи предприятия Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. По структуре предприятие имеет в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленнее имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. ООО ЧОП «Полад» является коммерческой организацией и создано в соответствии со ст.87 – 94 ГК РФ. История создания ООО ЧОП «Охранное Агентство «Полад»» началась с создания ООО ЧОП «Охранное Агентство «Медведь»», которое в свою очередь было организованно 26 ноября 1998 года на основе учредительного договора между участниками предприятия:
Пичугина Андрея Анатольевича и Багаутдинова Дамира Амировича. Предприятие ООО ЧОП «Охранное Агентство «Медведь»» располагалось по адресу: г. Ижевск ул. Песочная 2/1. В результате выхода одного из учредителей из договора в 2003 году по личным мотивам, образовалось ООО ЧОП «Полад». В 2003 году Багаутдинов Дамир Амирович открывает новое предприятие
ООО ЧОП «Охранное Агентство «Полад»», так же созданного на основе учредительного договора совместно с Сироткиным Юрием Алексеевичем. Предприятие было создано и возглавляется бывшими офицерами МВД, имеющими огромный опыт оперативной работы. Правильная финансовая политика, наличие опыта работы руководства в структуре МВД, постоянные занятия с персоналом охраны по физической и теоретической подготовке, забота о техническом обеспечении, применение самых новых технологий позволяют предприятию успешно работать
на протяжении более 5 лет. ООО ЧОП «Полад» предоставляет услуги охраны десяткам ведущих предприятий и организаций г. Ижевска и УР. По количественным параметрам ООО ЧОП «Полад» является малым предприятием (малый бизнес), т. к. общество не превышает 100 человек. Предприятие действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим Законом об обществах с ограниченной ответственностью, другими нормами действующего
законодательства, а так же в соответствии с Уставом общества. Общество является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, свои счета в банковских учреждениях, фирменный знак, печать и штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. Общество является экономически самостоятельным. Оно самостоятельно определяет направление своей деятельности,
объём и структуру предоставления услуг, осуществляет его планирование и организацию. Учредительными документами ООО ЧОП «охранное агентство «Полад»» являются Устав и учредительный договор. Уставный капитал общества образован за счет вкладов двух учредителей. Имущество ООО ЧОП «Полад» образуется из долевых взносов его участников (уставной капитал), продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности, полученных доходов, а так же иного
имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством. Вкладом участника предприятия могут являться здания, сооружения и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, оборудованием и сооружениями, а так же имущественные права, денежные средства. Стоимость вносимого имущества определяется совместным решением участников ООО ЧОП «Полад». ООО ЧОП «охранное агентство «Полад»» имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества. [2]
Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может
быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.[2] Заказчиками являются муниципальные предприятия и администрация г. Ижевска, Администрации Октябрьского, Устиновского, Индустриального, Первомайского районов, подразделения "Удмуртэнерго" и коммерческие фирмы, медицинские и образовательные учреждения, крупнейшие торговые
центры города и небольшие торговые предприятия. На услуги по охране ООО ЧОП «Полад» имеет соответствующую лицензию, выданную МВД УР, а также все необходимые документы на работу с оружием. Задачи ООО ЧОП «Полад» вытекают из основных направлений деятельности предприятия. 1.2. Характеристика основных направлений деятельности
Основными направлениями деятельности ООО ЧОП «охранное агентство «Полад»» являются: -защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; -консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, осуществляются предприятием
только при наличии специального разрешения (лицензии). Под защитой жизни и здоровья граждан следует понимать охрану жизни и здоровья лиц, с которыми заключен договор о личной защите жизни и здоровья. При заключении данного договора охранное предприятие организует охрану жизни и здоровья лица, путем предоставления личной охраны. Данное направление деятельности так же может осуществляться на бездоговорной основе в случаях предусмотренных
законодательством РФ. Охрана имущества осуществляется только на договорной основе и подразумевает: 1. установку сигнализаций различных типов; 2. обслуживание и контроль сигнализаций; 3. охрана зданий, помещений сотрудниками предприятия; 4. работы по укреплению помещений. Объекты, передаваемые под охрану, должны отвечать следующим требованиям: а) На территории объекта с наступлением темного времени суток должно работать дежурное освещение. б)
территория объектов должна быть огорожена прочным забором. в) Стены, крыши, потолки, чердачные и слуховые окна, люки и двери помещений, в которых могут находиться товарно-материальные ценности, должны находиться в исправном состоянии. г) Объекты должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения и средствами связи. При этом охрана обязана: а) организовать и обеспечить физическую охрану объекта недвижимости и принятых
под охрану материальных ценностей от расхищения и пресекать проникновения посторонних лиц на охраняемый объект; б) осуществлять на объекте режим, установленный администрацией клиента, контролировать ввоз и вывоз (внос и вынос) товарно-материальных ценностей на территорию и с территории охраняемого объекта; в) совместно с клиентом осуществлять мероприятия по внедрению технических средств охраны; г) обеспечить соблюдение установленных правил пожарной безопасности на постах силами работников охраны во время несения
ими охраны, а в случаях обнаружения на охраняемых объектах пожара, немедленно сообщить об этом в пожарную часть и принять меры к ликвидации пожара. Охрана несет материальную ответственность за ущерб: а) причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенными посредством взлома на охраняемых объектах помещений, запоров, окон и ограждений в результате не обеспечения надлежащей охраны или вследствие не выполнения охраной установленного на охраняемом объекте порядка при условии соблюдения клиентом требований и условий
настоящего договора; б) причиненный пожарами (или в силу других причин) по вине работников, осуществляющих охрану объекта. в) нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в т.ч. путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, в результате не обеспечения надлежащей охраны или вследствие не выполнения охраной установленного на охраняемом объекте порядка при условии соблюдения клиентом требований и условий настоящего договора. - Факты кражи и уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами,
проникшими на охраняемый объект, либо вследствие пожара или в силу других причин по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются органами дознания, следствия или судом. - О факте нарушения целостности охраняемых помещений или причинения ущерба, повреждения имущества охранники сообщают в дежурную часть милиции и клиенту. - Возмещение клиенту причиненного по вине охраны ущерба производится по представлению клиентом постановления органов дознания, следствия или приговора суда,
установившего факт кражи, а также, факт уничтожения или повреждения имущества по вине работников охраны. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами и расчетом стоимости похищенных, уничтоженных или поврежденных товарно-материальных ценностей, составленными с участием охраны и сверенными с бухгалтерскими данными. - В случае задержания или обнаружения охраной виновных в краже или уничтожении товарно-материальных ценностей, имущественный ущерб взыскивается с них клиентом. -
При возмещении клиенту похищенных товарно-материальных ценностей присутствие представителя охраны является обязательным. - Охрана освобождается от ответственности когда она докажет отсутствие своей вины. В частности охрана не несет ответственности: а) за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями, авариями и другими непредвиденными обстоятельствами, предупредить или предотвратить которые было невозможно; б) за оставленное в охраняемом помещении личное имущество работников клиента; в) в случае уничтожения
или повреждения имущества посторонними лицами, не проникшими на объект путем поджога или другими способами (забрасывание зажигательных средств и т.д.). - Претензии о возмещении материального ущерба предоставляются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ. Могут выполняться и другие работы в зависимости от характеристик и ценности охраняемого имущества. Консультирование граждан осуществляется на договорной основе и заключается в разъяснении гражданам
правомерных способов защиты и случаев мнимой самообороны. Охрана общественного порядка поддерживается сотрудниками на местах несения службы и при проведении массовых мероприятий по предварительной договоренности с МВД УР. Из основных направлений деятельности, которые отражены в учредительном договоре, можно сделать вывод, что основной целью предприятия является предоставление услуг по охране жизни, здоровья, имущества
граждан, а так же по поддержанию общественного порядка при проведении массовых мероприятий. 1.3.структура управления предприятием; Управление – это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а так же на участие в них людей, осуществляемое целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты. В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый.
Тех, кто управляет – управляющих, принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами, предметами управления. Управление ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий. Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление
управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающиеся этими объектами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы
сформулировать и достичь целей организации. Структура управления ООО ЧОП «Охранное Агентство «Полад»» приведена на рисунке 1.1. (Приложение 1). Для достижения более эффективного руководства деятельностью ООО ЧОП «Полад» и в соответствии с Уставом устанавливаются следующее распределение обязанностей по руководству структурными подразделениями предприятия и порядок рассмотрения вопросов между должностными лицами общества.
Так как ООО ЧОП «Полад» является малым предприятием, то осуществление функций предприятия закреплено за отдельными лицами. Управленческую функцию предприятия выполняет генеральный директор. То есть, осуществляет общее руководство деятельностью предприятия, организацию исполнения законов РФ, Указов президента РФ, постановлений правительства РФ и Удмуртской республики, взаимодействие с исполнительными органами власти
Удмуртской республики и органами самоуправления г. Ижевска по организационным вопросам деятельности ООО ЧОП «Полад». Решает вопросы по взаимодействию с Федеральным управлением по налогам и сборам. Генеральный директор руководит деятельностью исполнительного директора, заместителя директора по кадрам, главного бухгалтера. Решение планово-экономических и финансовых вопросов осуществляет исполнительный
директор. В его компетенцию входит решение вопросов оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты работников, вопросов, связанных с совершенствованием организации труда и управлением производством, а так же, руководит деятельностью бухгалтерии. Осуществляет руководство хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, решение вопросов материально-технического обеспечения, организацию работ по хозяйственному обслуживанию. В обязанности входит и взаимодействие с
Министерством внутренних дел УР. Заместитель директора по кадрам занимается подбором и оценкой персонала. Следит за организацией работы, а так же организует работу, связанную с повышением квалификации, ведет учет личного состава работников, производит оформление, заполнение, учет и хранение трудовых книжек, оформляет документы, необходимые для назначения пенсии работникам, ведет учет отпусков, учет нарушений трудовой и служебной дисциплины. Экономическую функцию предприятия осуществляет экономист.
Он выполняет следующие задачи: 1. Участвует в составлении перспективных планов экономического и социального развития, готовит сводные таблицы к производственно – финансовому плану по оказанию и себестоимости услуг; 2. Способствует внедрению прогрессивных форм организации труда; 3. Участвует в обработке бухгалтерских первичных и сводных документов, составлении производственных отчетов; 4. Обеспечение ведения архива и сохранности документов;
5. Разрабатывает и представляет на утверждение должностные обязанности всех подчиненных; 6. Участвует в составлении годового отчета, заполняет таблицы экономического паспорта предприятия. За систему бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность организации, начисление заработной платы работникам предприятия, осуществление контроля за выполнением договоров, а так же за расчет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия отвечает бухгалтерия.
Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, в подчинении которого находится бухгалтер. Главный бухгалтер следит за финансовым потоком на предприятии, создании системы финансовой информации, работой бухгалтерии. Охранники и стажеры-охранники работают по основным направлениям предприятия. Поддержание чистоты и порядка в помещении ООО ЧОП «Полад» обеспечивает уборщица. 1.4. Характеристика персонала. В настоящее время на предприятии работают 84 человека.
Классификация охранного персонала имеет конкретные характеризующие её показатели. Одним из показателей квалификации ООО ЧОП «Полад» служит удельный вес работников, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности, в общей численности персонала. В ООО ЧОП «Охранное агентство «Полад»» большая часть персонала имеет высшее или средне-специальное образование и лишь 10 % (8 человек) из них без образования.
В основном, все кто имеет лицензию, имеющие высшее образование окончили Ижевский филиал Нижегородской Академии МВД РФ (в прошлом Ижевский филиал Юридического института МВД РФ). На объектах охраны проходят стажировку 24 человека. Классификация персонала по должности: а) генеральный директор -1 человек; б) исполнительный директор – 1 человек; в) заместитель директора по кадрам – 1 человек; г) экономист – 1 человек; д) главный бухгалтер
– 1 человек; е) бухгалтер – 1 человек; ж) охранники – 54 человека; з) стажёры-охранники – 24 человека. Показатели квалификации персонала представлены на рисунке 1. Рис. 1. Показатели квалификации персонала В процессе изучения деятельности предприятия было установлено, что возрастает потребность в квалифицированных кадрах, в связи с чем, повышаются требования к уровню образования при приёме на работу. А так же на предприятии наблюдается высокий уровень текучести кадров.
Так, например, в декабре 2007 года уволилось 5 человек по собственному желанию и в начале января 2008 года уволилось 4 человека. Что указывает на неблагоприятную обстановку в коллективе. Всего в год уволилось 25 человек. Коэффициент текучести кадров в год составляет 0,3. Тоесть, отношение числа уволившихся работников к общей численности персонала (25 : 84) = 0,3. Высокий уровень текучести кадров ограничивает возможности предприятия при заключении договоров
с теми клиентами, которые ставят условие лояльности охранников. 1.5. организация оплаты труда В настоящее время предприятиям (прежде всего внебюджетной формы) представлены широкие возможности для самостоятельного регулирования вопросов организации труда работников и его оплаты. Однако необходимо помнить, что законодательством установлены предельные нормы в отношении ряда существенных условий труда: продолжительности рабочего времени и времени отдыха, минимального размера оплаты труда,
льгот и компенсаций для определенных категорий работников и другое. Организация оплаты труда, непосредственно, на предприятии состоит из следующих основных элементов: - формирование фонда оплаты труда; - нормирование труда; - установление тарифной системы; - определение формы и системы заработной платы. [3] Большое значение для функционирования предприятия уделяется роли предпринимателя. Он сталкивается в своей деятельности с тем, что любой фактор, вовлекаемый в производства,
должен быть оплачен. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил работника, с другой стороны работник не должен чувствовать себя ущемленным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии. Однако, предпринимателей ограничивает ряд факторов внешнего характера: - установленные государством размеры налогов от уровня заработной платы; - требования профсоюзных комитетов; - условия договора между
нанимателем и коллективом работающих. При организации оплаты труда предприниматель должен: 1) определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия; 2) разработать систему окладов для служащих, специалистов, управленческого персонала. В распоряжении предпринимателя имеются широкие возможности в выборе тех или иных форм или систем заработной платы, а также при определении премиальных доплат и поощрений.
Но искусство руководителя заключается в том, чтобы из арсенала средств выбрать те из них, которые соответствуют предприятию и тому персоналу, который набран на это предприятие. В ООО ЧОП «Полад» действует тарифная система оплаты труда. Тарифная система – совокупность нормативов, на основании которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости: а) от сложности выполняемой работы; б) условий труда
(в том числе отклоняющихся от нормальных); в) природно-климатических условий, в которых выполняется работа; г) интенсивности труда (совмещение профессий, руководство бригадой и т.п.); д) характера труда. Сущность тарифной системы заключается в том, что заработную плату работника сверх тарифа (оклада или ставки) за фактически отработанное время включается премия за конкретные достижения в работе по заранее установленным показателям. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий
включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с учетом тарифных коэффициентов. Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Сборник, в котором содержатся сгруппированные по производствам и видам работ подробные характеристики основных видов работ (профессий, должностей) с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника, называется тарифно-квалификационным справочником.
Для правильной организации оплаты труда при любой ее форме и системе необходимо учитывать уровень квалификации рабочего, степень сложности, точности, ответственности той работы, которую он выполняет.[3] В ЧОП «Полад» при начислении заработной платы используют повременно-премиальную форму тарифной оплаты труда. Ее основная характеристика: заработная плата, начисленная за фактически отработанное время (месяц, квартал), дополняется процентной надбавкой (месячной или квартальной премией).
Повременно-премиальная оплата труда определяется месячным окладом либо умножением тарифной ставки на фактически отработанное время и премией при достижении работником хороших результатов. При начислении заработной платы используют такие документы, как: 1) тарифная ставка (оклад), установленная работнику; 2) табель учета рабочего времени за расчетный месяц;
3) положение об оплате труда (положение о премировании). При расчете заработной платы в ЧОП «Полад» учитывают должностной оклад (тарифная ставка) и премию, предусмотренную в договоре. Премиальные выплаты составляют до 35% от оклада работников.[3] Рассмотрим пример расчета заработной платы охранника. Для примера возьмем расчет заработной платы за февраль 2008 года.
Пример 1. Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25% оклада работника при условии выполнения месячного плана. Работнику установлен оклад 10 000 рублей. Работник отработал в расчетном месяце все дни по графику. Расчет заработной платы Работнику начислено: - Заработной платы - 10 000 рублей; - премии – 2500 рублей (10 000 рублей * 25%).
Сумма заработной платы за месяц составила 12 500 рублей (10 000 + 2500 рублей). Пример 2. Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25% суммы заработной платы, начисленной работнику за отработанный месяц, с учетом доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Работнику установлен оклад 10 000 рублей. в расчетном месяце работник отработал 15 рабочих дней (из 20), а также дважды привлекался к работе в выходные дни.
Расчет заработной платы. Работнику начислено: - заработной платы – 7500 рублей (10 000 рублей / 20 дней * 15 дней); - оплаты за работу в выходные дни (в двойном размере) – 2000 рублей (10 000 рублей / 20 дней * 2 * 2 дня); - премии – 2375 рублей ((7500 рублей + 2000 рублей) * 25%). Сумма заработной платы за месяц составила 11 875 рублей (7500 + 2000 рублей + 2375 рублей). Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных
условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (ст. 154 ТК РФ). Продолжительность работы в ночное время сокращается на один час без последующей отработки (ст. 96 ТК РФ). Ночное время – с 22 часов до 6 часов. Работодатель обязан оплатить в повышенном размере каждый час работы в ночное время, независимо от режима работы работника (сменный или иной, например,
«сутки через трое», «день через день» и др.) Пример 3. Работник охраны работает по графику сутки (с 8.00 до 8.00 следующего дня) через трое. Каждые 4 часа и 25 минут работнику предоставляется перерыв для питания и отдыха продолжительностью 30 минут; всего 4 перерыва: с 12.25 до 12.55; с 17.20 до 17.50; с 22.15 до 22.45; с 03.10 до 03.40. На ночное время приходится 7 часов (время перерывов для питания и отдыха в рабочее время не включается).
В соответствии с коллективным договором за работу в ночное время работникам охраны производится доплата в размере 35% от тарифной ставки. Часовая тарифная ставка работника составляет 85 рублей . Определяется размер оплаты труда за одну смену: а) оплата за отработанное время 22 рабочих часа: 85 рублей * 22 часа = 1870 рублей; б) доплата за работу в ночное время: 85 рублей * 35% * 7 часов = 208руюлей 25 копеек; в) заработная плата работника за смену:
1870 рублей + 208 рублей 25 копеек = 2087 рублей 25 копеек. Размер оплаты труда за месяц: 2087 рублей 25 копеек * 7 суток = 14 610 рублей 75 копеек. 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Анализ имущественного положения Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.
В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Необходимость и целесообразность вертикального анализа в том, что переход к относительным показателям
позволяет не только проводить сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, но и в определенной степени сглаживать негативное влияние инфляционных процессов. Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия, который
в более упорядоченном виде удобно проводить по следующей форме (см. табл. 1): Таблица 1. Агрегированный баланс предприятия АКТИВ ПАССИВ 1. Имущество 1. Источники имущества 1.1. Иммобилизованные активы 1.1. Собственный капитал 1.2. Мобильные, оборотные активы 1.2. Заемный капитал 1.2.1. Запасы и затраты 1.2.1. Долгосрочные обязательства 1.2.2.
Дебиторская задолженность 1.2.2. Краткосрочные кредиты и займы 1.2.3. Денежные средства и ценные Бумаги 1.2.3. Кредиторская задолженность В таблицах 2 и 3 представлено структурное представление (вертикальный анализ) агрегированного баланса ООО ЧОП «охранное агентство Полад» за 2006 и 2007 годы. Таблица 2. Вертикальный анализ агрегированного баланса за 2006 год
Актив На начало 2006 г. На конец 2006г. Отклонение Баланса руб. % руб. % руб. % 1 2 3 4 5 6 7 1. Имущество 230989 100,0 457931 100,0 226942 0,0 1.1.Иммобилизованные Активы 43858 19,0 58619 12,8 14761 -6,2 1.2. Оборотные активы 43098 18,7 264320 57,7 221222 39 1.2.1. Запасы и затраты 6002 2,6 24349 5,3 18347 2,7 1.2.2. Дебиторская Задолженность 8811 3,8 31277 6,8 22466 3,0 1.2.3Денежные средства 28285 12,2 208694 45,6 180409 33,4 1.3.
Убытки 144033 62,4 134992 29,5 - 9041 -32,9 Пассив баланса 2 3 4 5 6 7 1.Источники имущества 230989 100,0 457931 100,0 226942 0,0 1.1. Собственный Капитал 74759 32,4 74759 16,3 0 -16,1 1.2. Заемный капитал 156230 67,6 383172 83,7 226942 16,1 1.2.1. Долгосрочные обязательства 0 - 0 - 0 - 1.2.2. Краткосрочные кредиты и займы 0 - 0 - 0 - 1.2.3. Кредиторская Задолженность 121230 52,5 348172 76,0 226942 23,5 1.2.4.
Прочие пассивы 35000 15,2 35000 7,6 0 -7,6 Из данных, полученных в таблице 2, видно, что за 2006 год структура актива баланса предприятия улучшилась. Увеличилось имущество баланса, что было обусловлено ростом всех статей актива баланса, исключая убытки, которые снизились в абсолютном отношении и стали иметь меньший удельный вес в валюте баланса. Это положительные изменения, свидетельствующие об улучшающемся финансовом положении предприятия. Значительный рост в удельном весе имеют денежные средства - наиболее
ликвидная часть имущества предприятия. Дебиторская задолженность значительно возросла, увеличилась ее доля в структуре имущества предприятия. Удельный вес запасов и затрат - средств, необходимых для производства, возрос более чем в два раза. Наибольший рост в удельном весе имеют оборотные активы. Это также служит положительным показателем и свидетельствует о том, что предприятие вкладывает свои ресурсы в наиболее ликвидные активы (иммобилизованные активы (т. е. основные и прочие внеоборотные средства)
возросли незначительно. Возможно, именно этим и объясняется погашение в течение года части убытков прошлых лет и уменьшение их доли в общей структуре баланса. Соотношение собственного и заемного капиталов говорит об автономии предприятия в условиях рыночных связей, о его финансовой устойчивости. Собственный капитал на начало 2006 года в два раза меньше заемного капитала, а на конец 2006 года структура пассивов изменилась - заемный капитал вырос, а собственный
остался на прежнем месте. Поэтому автономия предприятия снизилась, а доля собственного капитала в структуре баланса уменьшилась почти вдвое. Это свидетельствует, с одной стороны, о зависимости предприятия от кредиторов (покупателей, перечисляющих авансовые платежи и др.). Данное предприятие в 2006 году не имело долгосрочных и краткосрочных займов. Кредиторская задолженность - статья баланса, которая имеет наибольший удельный вес.
Ее значение возросло. Это свидетельствует о том, что заказчики перечисляют в счет авансов за работы и услуги денежные средства в большом количестве. С одной стороны, это положительный момент, так как предприятие для выполнения своих работ пользуется заемными средствами, увеличивая возможности собственного производства и снижая необходимость дополнительных собственных капиталовложений. Но также это свидетельствует о том, что предприятие достаточно сильно зависит от своих клиентов.
Ведь деньги, вложенные в производство и оказание услуг, из средств заказчика, при не подписании заказчиком акта сдачи - приемки работ (т. е. принятия этих работ), эти деньги должны быть возвращены заказчику (т. к. работы не выполнены). В этом случае предприятие теряет деньги, которые оно бы получило в качестве прибыли, и теряет денежные средства, затраченные на производство данной продукции.[5 c. 246-253] Проанализируем статьи годового баланса за 2007 год и сравним их с показателями 2006 года.
Таблица 3. Вертикальный анализ агрегированного баланса за 2007 год Актив На начало 2007г. На конец 2007 г. Изменение Баланса руб. % руб. % руб. % 1. Имущество 457931 100,0 443540 100,0 -14391 0,0 1.1.Иммобилизованые Активы 58619 12,8 57169 12,9 -1450 0,1 1.2.Оборотные активы 264320 57,7 243775 55,0 -20545 -2,7 1.2.1.Запасы и затраты 24349 5,3 33863 7,6 9514 2,3 1.2.2.Дебиторская
Задолженность 31277 6,8 104771 23,6 73494 16,8 1.2.3.Денежные Средства 208694 45,6 105081 23,7 -103613 -21,9 1.3. Убытки 134992 29,5 142655 32,2 7663 2,7 Пассив баланса 1. Источники Имущества 457931 100,0 443540 100,0 -14391 0,0 1.1. Собственный Капитал 74759 16,3 74759 16,9 0 0,6 1.2.
Заемный капитал 383172 83,7 368781 83,1 -14391 -0,6 1.2.1. Долгосрочные Обязательства 0 - 0 - 0 - 1.2.2. Краткосрочные кредиты и займы 0 - 0 - 0 - 1.2.3. Кредиторская задолженность 348172 76,0 333665 75,2 -14507 -0,8 1.2.4. Прочие пассивы 35000 7,6 35117 7,9 117 0,3 В 2007 году по сравнению с 2006 годом произошли изменения в имущественном положении предприятия. Из данных, полученных в таблице 3 , видно, что за 2007 год структура
баланса предприятия ухудшилась. Уменьшилось имущество баланса, что явилось следствием снижения, как иммобилизованных активов, так и оборотных активов. Причем оборотные активы снизились на большее процентное соотношение, чем основные средства и прочие иммобилизованные активы. Снижение оборотных активов обусловлено снижением свободных денежных средств предприятия - то есть средств на расчетном, валютном счете и в кассе предприятия, то есть наиболее ликвидной
части средств предприятия. Произошел отток денежных средств. Вместе с тем показатель по статье “ Запасы и затраты” вырос, что свидетельствует об увеличении производственных запасов. Удельный вес дебиторской задолженности также вырос, причем более чем в три раза. Необходимо проанализировать данную задолженность, так как она представляет собой денежные средства, причитающиеся предприятию, и которые на данный период находятся у других организаций.
Данная статья может служить резервом увеличения статьи “ Денежные средства “ и может повлиять в будущем на снижение статьи “ Убытки “. Процентная доля собственного капитала в 2007 году увеличилась не намного, но процентная доля заемного капитала немного снизилась. Однако превышение доли заемного капитала над собственным осталось значительным. В 2007 году предприятие также не пользовалось займами.
Кредиторская задолженность по-прежнему имеет большой удельный вес, хотя ее значение и снизилось по сравнению с 2006 годом. Данный факт говорит о том, что задолженность предприятия отдельным категориям кредиторов (в данном случае - работникам, органам социального страхования и обеспечения и задолженность перед бюджетом), понизилась. Но если рассмотреть статьи баланса более детально, видно, что сумма полученных авансов напротив возросла по сравнению с 2006 годом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что имущественное положение предприятия ухудшилось - в 2007 году выросла статья “ Убытки “, произошли негативные изменения, как в статьях актива, так и пассива баланса. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). В таблицах 4 и 5 представлен горизонтальный анализ агрегированного баланса
ООО ЧОП «охранное агентство Полад» за 2006 и 2007 годы. Таблица 4. Горизонтальный анализ агрегированного баланса за 2006 год Актив баланса Начало 2006 г. Конец 2006 г. Абсолютные отклонения Относительные отклонения 1. Имущество 230989 457931 226942 198,25 1.1. Иммобилизованные активы 43858 58619 14761 133,66 1.2.
Оборотные активы 43098 264320 221222 613,30 1.2.1.Запасы и затраты 6002 24349 18347 405,68 1.2.2.Дебиторская задолженность 8811 31277 22466 354,98 1.2.3.Денежные средства 28285 208694 180409 737,83 1.3. Убытки 144033 134992 -9041 93,72 Пассив баланса 1. Источники имущества 230989 457931 226942 198,25 1.1. Собственный капитал 74759 74759 0 100,00 1.2. Заемный капитал 156230 383172 226942 245,26 1.2.1.Долгосрочные
обязательства 0 0 0 - 1.2.2.Краткосрочные кредиты и займы 0 0 0 - 1.2.3Кредиторская задолженность 121230 348172 226942 287,20 1.2.4.Прочие пассивы 35000 35000 0 100,00 Данные, полученные при вертикальном анализе, только подтверждаются горизонтальным анализом, с небольшими различиями. Имущество баланса увеличилось почти в два раза, что является положительным моментом. Наибольший темп роста имеют денежные средства - наиболее ликвидная часть имущества предприятия.
Дебиторская задолженность возросла в 3,5 раза. Запасы и затраты - средства, необходимые для производства, увеличились в 4 раза. На втором месте по темпу роста находятся оборотные активы, что также является положительной тенденцией, возможно, это и явилось причиной снижения статьи “ Убытки “. Собственный капитал не изменился, а заемный капитал увеличился почти в 2,5 раза, что говорит о низкой автономии предприятия. Наибольший удельный вес имеет кредиторская задолженность, причем на
конец 2006 года ее значение возросло. Статья “ Прочие пассивы “ не изменилась. Рассмотрим горизонтальный анализ агрегированного баланса предприятия за 2007 год. Из данных, полученных в таблице 5 (см. ниже), видно, что структура баланса в целом ухудшилась. Имущество баланса уменьшилось, что повлекло за собой снижение темпов роста, как иммобилизованных активов, так и оборотных средств. Доля денежных средств сократилась вдвое.
Но производственные запасы возросли. Дебиторская задолженность увеличилась более чем в 3 раза, это говорит о том, что данная статья может служить резервом увеличения статьи “ Денежные средства “ и может повлиять в будущем на снижение статьи “ Убытки “. Собственный капитал не увеличился, но заемный капитал, пусть незначительно, но уменьшился. Темп роста кредиторской задолженности в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, снизился, то есть задолженность
предприятия отдельным категориям кредиторов, уменьшилась. Таблица 5. Горизонтальный анализ агрегированного баланса за 2007 год Актив баланса Начало 2007 г. Конец 2007 г. Абсолютные отклонения Относительные отклонения 1. Имущество 457931 443540 -14391 96,86 1.1. Иммобилизованные Активы 58619 57169 -1450 97,53 1.2.
Оборотные активы 264320 243775 -20545 92,23 1.2.1. Запасы и затраты 24349 33863 9514 139,07 1.2.2. Дебиторская задолженность 31277 104771 73494 334,98 1.2.3. Денежные средства 208694 105081 -103613 50,35 1.3. Убытки 134992 142655 7663 105,68 Пассив баланса 1. Источники имущества 457931 443540 -14391 96,86 1.1.
Собственный капитал 74759 74759 0 100,00 1.2. Заемный капитал 383172 368781 -14391 96,24 1.2.1. Долгосрочные Обязательства 0 0 0 - 1.2.2.Краткосрочные кредиты и займы 0 0 0 - 1.2.3. Кредиторская задолженность 348172 333665 -14507 95,83 1.2.4. Прочие пассивы 35000 35117 117 100,33 Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Тем не менее, эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Вертикальный и горизонтальный анализы взаимодополняют друг друга. Для получения общей оценки динамики финансового состояния за отчетный период производится сопоставление изменения итога баланса с изменениями финансовых результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, например с изменением выручки от реализации продукции, информация о которой содержится в форме № 2 годовой отчетности. Сопоставление осуществляется путем сравнения коэффициентов
KN и KB, которые показывают прирост соответственно выручки от реализации продукции и среднего значения итога баланса за отчетный период.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |