Содержание 1. Введение 2. Основная часть 2.1 Физическое и психическое здоровье менеджера 2.2 Содержание факторов ЗОЖ 2.3 Стресс в професионалиной деятельности менеджера 2.4 Профессиональное долголетие менеджера 2.5 Практические рекомендации по поддержанию физического здоровья 3. Заключение Список используемой литературы Приложения Введение. Профессия менеджера неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка в желающих
попробовать в ней свои силы. По рейтинговым оценкам западных социологов, она, как правило, входит в десятку наиболее престижных профессий в современном мире. Однако путь к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими затратами. Значение специалиста, достигшего в этой области профессиональных высот, трудно переоценить.
Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится менеджер,— чтобы последний как можно полнее и дольше воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним задач. По социально-психологическим характеристикам профессиональная деятельность менеджера связана с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда и многими другими особенностями, характерными
для деятельности менеджера в современных условиях. Чрезвычайно высокие требования к менеджеру приближает его профессиональную деятельность к экстремальной. Это связано со специфическими особенностями сложной и многогранной деятельности, отличающейся высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью (С.А.Романова). В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека,
а здоровье является одним из важнейших объективных условий эффективной профессиональной деятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость менеджера. Психическая устойчивость, способность продуктивно работать в любых условиях, в том числе и в экстремальных, тесно связана с негативными последствиями для психического и физического здоровья человека. Высокий уровень психической устойчивости является залогом сохранения,
развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Целью данной работы является выявление основных факторов профессионального долголетия менеджера. Проблема сохранения здоровья менеджеров особенно актуально звучала в психолого-акмеологических исследованиях, проводившихся в последнее время, (А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, О.И.Жданов, М.Ф.Секач, и др.), где было выявлено, что установки на здоровый образ
жизни руководителей расходятся с реальными действиями, с реальным отношением к здоровью. Подобное положение дел требует детального изучения различных аспектов проблемы адекватного отношения к здоровью, определение моделей отношения к здоровью, основных механизмов, блокирующих реализацию адекватного отношения к здоровью и разработки алгоритма и технологий сохранения, развития и укрепления здоровья отдельного человека и общества в целом. Сейчас накопилось большое количество научных разработок о человеке,
его биологической, психологической, социальной сущности, однако разрозненность таких исследований не позволяет создавать комплексные системы донозологической диагностики, прогноза, профилактики и управления состоянием организма, направленным на повышение психической устойчивости, чтобы сохранить свою целостность и укрепить здоровье. Вокруг проблемы «деятельность - личность - состояние» объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этой проблеме и предлагающие различные пути
ее решения. Задачей данной работы является изучить многообразие факторов, которые могут оказывать влияние на профессиональное долголетие менеджера, установить самые главные их них, сформировать рекомендации для поддержания здоровья менеджера. Основная часть. Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, имеющих непосредственное отношение к теме, остановимся на раскрытии основополагающих для нее понятий: понятии здоровья и критериях его оценки.
Что же собой представляет понятие "здоровье"? Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека- это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [6].
Сущность здоровья. С позиций системного подхода человек трактуется как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. Сущность здоровья на организменном (биологическом) уровне заключается в динамическом равновесии
функций всех внутренних органов и их адекватном реагировании на влияние окружающей среды. Соответственно, нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь. В основе обеспечения нормальной жизнедеятельности организма лежит гомеостатический механизм, смысл которого заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов.
Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, в основе работы гомеостатического механизма заложен принцип саморегуляции. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши современные представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще далеки от желаемой ясности
и в целом не могут быть признаны удовлетворительными. Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, по мнению крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более
устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность. Психическое здоровье. В проблеме психического здоровья вопрос о критериях его оценки является ключевым. Но при всей его важности он пока в должной мере явно не изучен. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в медицине удовлетворительное решение, то в отношении психического здоровья об этом говорить преждевременно.
Такое положение дел обусловлено прежде всего сложнейшей организацией психического мира человека. Ясно одно — что каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического здоровья. Наряду с очевидным разбросом мнений относительно самих критериев психического здоровья просматривается и определенная повторяемость в выборе некоторых из этих критериев, что можно воспринимать как свидетельство
их особой значимости. Однако известные попытки выделить перечни критериев психического здоровья лишены какого-либо квалификационного признака, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся ниже представить распределение наиболее часто упоминаемых критериев психического здоровья в соответствии со структурными составляющими личности. Психически здоровая личность - это прежде всего гармоничная, консолидированная, уравновешенная личность.
Для ее направленности характерны духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость); ориентация на саморазвитие. Ее способность к самоуправлению обеспечена выраженностью таких характеристик, как целеустремленность, воля, энергичность, активность, самоконтроль, адекватная самооценка. Ее психические процессы отвечают следующим требованиям: максимальное приближение субъективных
образов, отображаемым объектам действительности; адекватное восприятие самого себя; способность концентрировать внимание на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации;. критичность мышления; креативность; знание себя; дисциплина ума. В сфере психических состояний доминируют: эмоциональная устойчивость (самообладание);
зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; сохранность привычного самочувствия. Наконец, применительно к данной личности можно говорить о проявлении таких свойств, как оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, уверенность в себе, ответственность, обязательность, неленивость,
независимость, доброжелательность, самоуважение и др. [4]. Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности, замечает Б. Ф. Ломов, вне системы общественных отношений, в которые эта личность включена, просто не существуют. Иначе говоря, человек выступает на этом уровне прежде всего как существо общественное, и, соответственно,
здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье на этом уровне испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общения с родственниками и друзьями, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Рассматривая личность как биосоциальный организм,
А. Ф. Лазурский подчеркивал в качестве одной из важнейших ее сторон отношение к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Он придавал отношениям особую роль в достижении душевной гармонии личности. Деформации отношений сознания в целом неизбежно ведут к дезинтеграции личности, если даже при этом особенности психических процессов остались в норме.
Личность может деградировать или измениться, если изменятся ее отношения к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволяет личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. В число критериев психического здоровья на социальном уровне можно было бы включить следующие: &
#61607; адекватное восприятие (отражение) социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно-полезное дело; культура потребления; альтруизм; эмпатия, ответственность перед другими; бескорыстие; демократизм в поведении и др. Физическое и психическое здоровье менеджера.
Проблема физического и психического здоровья, профессионального долголетия ярко заявляет о себе применительно к деятельности менеджера, на которого возлагаются функция управления и ответственность за успешную работу вверенного ему коллектива, организации. Значение хорошего здоровья и гигиенического образа жизни для делового человека понималось уже в начале формирования менеджмента, поскольку такая деятельность требует постоянных энергетических затрат и нередко сопряжена с волнением и переутомлением.
Современные менеджеры обязаны с первого взгляда угадывать свой шанс на рынке, но нередко плохо различают своих детей, они должны держать под контролем любые ситуации, однако почти каждый второй из них подвержен ежедневному стрессу, они претендуют на то, чтобы управлять эффективно своими организациями, хотя почти 90% из них вынуждены доделывать свою работу дома.1 Один из крупных французских бизнесменов, управляющий международной промышленной компанией, на вопрос журналиста о том, каков распорядок его рабочего дня,
поведал следующее: “Встаю в 5.30, делаю зарядку и обязательно проплываю в бассейне 300 метров. Затем в 7 утра приступаю непосредственно к работе: принимаю сводки своих управляющих из-за рубежа, просматриваю прессу. В течение дня провожу совещания, встречаюсь с представителями других фирм и компаний. Примерно 250-270 дней в году не бываю дома, так как большой бизнес требует множества поездок. Надо знать своих потенциальных покупателей, их запросы, изучать рынок.
Когда нахожусь дома, то мой рабочий день заканчивается в 22.00. Как и у всех настоящих бизнесменов, у меня не бывает выходных, а тем более отпусков”.2 Признавая, что современный менеджер вынужден трудиться по 12-14 часов в сутки и что время его стоит очень дорого, тем не менее один из крупнейших американских авторитетов в этой области Якокка Ли предостерегает руководителей от работы “на износ” и последствий пренебрежения своими семьями
ради дела. Менеджер, может быть, как никто другой (принимая во внимание особенности его профессии) должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности. Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессонница, склероз и невроз — таковы наиболее типичные профессиональные недуги менеджеров. Пока в обеспечении здоровья менеджера доминирует традиционный подход.
В его рабочем расписании предусматривается время для занятий оздоровительными видами физкультуры, среди которых предпочтение отдается бегу, плаванию, теннису. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивидуальных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепления здоровья, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия — постоянности и регулярности занятий [3].
В группе студентов-менеджеров были проведены следующие тесты: «Подвержены ли вы стрессу?», «Здоровы ли вы душевно?», «Здоровы ли вы физически?». Результаты данных тестов показали, что 70% группы в высшей степени подвержены стрессу, 85% страдают от сомнений и неудовлетворенности жизнью и 85% стоило бы больше заниматься физическими упражнениями. Из этих результатов следует, что угроза здоровью этих людей весьма велика. Психология здоровья. В решении практических задач по обеспечению физического и психического
здоровья менеджеров призвано сыграть большую роль достаточно новое и стремительно развивающееся в последнее время научное направление — психология здоровья. Одно из отправных положений этой области знания связано с отношением человека к собственному здоровью. Здоровье должно стать ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. Нужна прочная установка на долгую здоровую жизнь. Однако чаще всего о здоровье начинают заботиться, когда его начинает не хватать.
Проблема в том, что, будучи здоровым, человек обычно не думает о своем здоровье, не дорожит им. Особенно молодые люди относятся к проблеме здоровья как чему-то достаточно абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Другая проблема заключается в том, что люди стараются не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку эффект от затраченных усилий не сразу может быть заметен. Чаще всего он отстрочен во времени. Социологические опросы показывают, что в группах, озабоченных своим
здоровьем, 85% ничего не предпринимают, те же, кто хотя бы что-то предпринимает, делают это от случая к случаю или крайне редко. Проведенные исследования позволяют судить и о характерных мотивах обращения людей к занятиям оздоровительными системами. Это могут быть уже проявившиеся болезненные симптомы (плохое самочувствие, частые боли, излишний вес и др.); неудовлетворенность своим психическим состоянием (повышенная раздражительность, неуравновешенность, депрессия, тревожность, усталость и т.д.); неудовлетворенность
межличностными отношениями; утрата уверенности в себе и завтрашнем дне; деформация самооценки. Примечательно, что при этом идея самосовершенствования, желание в принципе научиться управлять собой и своей психикой занимает людей меньше всего. Таким образом, пока доминирует обращение внимания на здоровье по факту его нарушения. Еще одно очень важное положение психологии здоровья заключается в том, что человек должен сам уметь управлять своим психическим здоровьем.
К обеспечению здоровья менеджера это положение и его развитие тоже имеет самое непосредственное отношение. Самоуправление психическим здоровьем предполагает не только осознание необходимости постоянно за него бороться, но и уверенность в своих возможностях на этом пути, знание себя. Последнее означает, что человек должен уметь “расшифровать” свое психическое состояние и оказывать на него, если потребуется, необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические
особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей. Управление своим психическим здоровьем предполагает и тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Следует учить человека активной, осознанной, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия психической
саморегуляции, овладению ее техникой и приемами самовоздействия как неотъемлемого компонента культуры поведения. Ориентация на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к тем или иным специалистам врачебного профиля делает человека пассивным, зависимым в решении собственных психологических проблем. Иначе говоря, человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распорядиться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой
и держать ее под контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных коллизий, которые встречаются на его жизненном пути. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические тренинги. Распространенность духовных ценностей (дзэн-буддизм, йога и др.) в деловой этике и в принципе роль духовного начала в обучении управлению — это явления, характерные пока только для
Японии. Метод “дзэн”, позволяющий активизировать резервы человеческой психики, все шире практикуется в этой стране для стимулирования творческой энергии менеджеров. Уже сегодня в Японии ведется целенаправленная работа по подготовке менеджеров XXI в. И одно из основных требований к ним — выносливость, крепкое здоровье [4]. Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая
силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов. Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: "человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни". Образ жизни- это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни-
это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство жилища. Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни!
Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, какого Ваше материальное благополучие социологическая- какого качество Вашей жизни социально-экономическая- каков Ваш уклад жизни социально-психологическая- каков стиль Вашей жизни. Итак, перейдем и определению здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно характеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в
первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, в формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и укладка жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными
привычками, гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Т.о под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Активность, проявленная прежде всего индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды) и на показателях общественного здоровья. Наиболее благоприятной ночами для оздоровления нации является государственной политикой. Болезнь- нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или опухологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды
(физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д. "Стиль жизни"- тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Например, "аристократический", "спартанский" стиль жизни. Стиль жизни характеризует индивидуальность. Например, отдельные социальные группы молодежи (стиляги, диссиденты или современные хиппи, панки, металлисты)
на определенном этапе своего возраста вели свой стиль жизни. Долголетие- достижение человеком возраста, значительно превышающего среднюю продолжительность жизни. Возраст свыше 90 лет и старше оценивается как долгожитель. По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов,
ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливаящих здоровье населения, К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся: • экология- 20-25% • наследственность- 20% • здравоохранение- 10%. Итак, попытаемся рассмотреть, вернее оценить, каков удельный вес ОЖ, значимого для здоровья, т.е. попытаемся оценить факторы положительного влияния на здоровье человека
и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью (см. рис. 2). Если характеризовать ЗОЖ, то в нем выделено восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятны воздействия (влияния на здоровье). Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья. Противоположная позицию характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением
отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма. Содержание факторов ЗОЖ. Режим труда и отдыха. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха- одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категории людей, чей труд связан
с различными видами деятельности. Влияют ли индивидуальные особенности организма или социальные факторы на режим труда и отдыха? Безусловно. Не учитывать данные факторы нельзя, но основные положения его должны соблюдаться. К ним относятся простые, но необходимые требования: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время рациональное чередование работы и отдыха регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы занятия целенаправленной двигательной нагрузкой, не менее 6
часов в неделю пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время. Эти простые постулаты способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы. Гигиена сна. Сон- эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен
спать длительное время. Это- физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток.
Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические же недосыпания способствуют так называемой сшибке- появлению неврозов, ухудшения функциональных и снижению защитных сил организма. Гигиеной сна предусматривается отход и подъем в одно и то же время, с незначительным размахом во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуждающей организм за 1,5-2 часа до сна.
Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего. Гигиенические основы и разновидности питания. "Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить". Сократ. Пища необходима человеку для выполнения трудовой деятельности, поддержания температуры тела
и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности тканей. Подбор пищевых продуктов основывается на том, что поступление в организм пищи должно быть с достаточным количеством жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды. Считается, что суточная норма белка в среднем составляет 100 гр жира- 80-90 гр углеводов- 350-400 гр. Важным принципом рационального питания является сбалансированность
приема основных пищевых веществ. Соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять соответственно 15-30-55% суточной калорийности потребляемой пищи. Рекомендации П. Брэгга и Г. Шелтона по приему пищи: начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов, съедайте за день хотя бы одну крупную порцию свежих овощей употребляйте орехи, как главный источник белков употребляйте жиры в умеренном количестве избегайте
животных продуктов. Итак, подведем краткий итог. В каждом доме, семье знания законов питания, режима труда и отдыха должны приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа- это один из китов фундамента здоровья человека. Здоровый образ жизни - основа долголетия. Здоровье человека прямо оказывает влияние на продолжительность жизни. Общеизвестный факт: долгожители, как правило, не страдают не только врожденными, он и приобретенными
в течение всей жизни заболеваниями. Всеми признается, что закономерно наступающие в течение жизни биологические процессы и изменения ведут и старения организма. Римский врач Гален утверждал, что старость не болезнь, в особое состояние между здоровьем и болезнью. Гиппократ, "отец медицины", имел все основания дать совет, как сохранить здоровье и продлить свою жизнь. Сам великий мыслитель прожил 92 года, тогда как средняя продолжительность жизни в его время
исчислялась в тридцать- тридцать пять лет. Наука, изучающая вопросы старения, носит название геронтология. В поле ее зрения- изучение сущности старения, причин, ускоряющих развитие данного процесса, в также поиск средств борьбы (профилактики) преждевременного старения. Старость (старение)- закономерный биологический процесс, когда пройден этап зрелости с "вершиной", если хотите, психологического восприятия и оценки всего происходящего, с наличием всех накопленных
знаний, умений и навыков (включая интеллектуальные способности). При этом наступает угасание жизненных функции организма [6]. Стресс в профессиональной деятельности менеджера. Можно сказать, что стресс в профессиональной деятельности менеджера — одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, — стрессоры
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Викладання іноземної мови |
Реферат | Брахманизм (Укр.) |
Реферат | Вивчення творчості С. Жадана в школі |
Реферат | Народная Республика Бангладеш |
Реферат | ГАЗ в годы Великой Отечественной войны (english) |
Реферат | Ветеринарно-санітарна експертиза яєць |
Реферат | Дарвин Чарлз |
Реферат | Діагностика та методи терапії аутизму |
Реферат | «Что за прелесть эти сказки!» |
Реферат | Ирландцы и Америка (english) |
Реферат | The Ones Who Walk Away From Om |
Реферат | Creon Vs. Antigone In The Burial Of |
Реферат | Интернет - опасное место для игр (english) |
Реферат | Народы Ямайки |
Реферат | Карл Фрідріх Гаусс (Укр.) |