Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения Пятигорский филиал Научный реферат На тему Теоретические аспекты современных проблем теории и практики управления РФ на современном этапе доцент, к.э.н. Володин Д.Н. Пятигорск 2007 Володин Дмитрий Николаевич Доцент, кандидат экономических наук
Теоретические аспекты современных проблем теории и практики управления РФ на современном этапе. 1. Основные проблемы теории управления Управление любой системой имеет в своей основе ряд базовых положений и фундаментальных принципов, понимая внутреннюю закономерность которых можно управлять этой системой. Очевидно, что, большинство подходов к управлению системами имеют в своей основе схожие принципы.
Незнание этих принципов, неумелое их применение на практике, или сознательное искажение, например в угоду идеологическим веяниям, может привести к трагическим последствиям. Как известно дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента, поэтому и в нашем кратком исследовании мы начнем анализ с самого главного на наш взгляд, а именно с основных законов и категорий, которые могут быть применены в управлении любой системой, будь то государство, общество, индивид и т.д
Следует сразу оговориться, что всеохватывающий анализ реальных проблем теории и практике управления занял бы многие сотни страниц, поэтому в рамках нашего исследования мы обозначим самое актуальное на наш взгляд, добившись тем самым действительно научного анализа исследуемой проблематики. Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных
условий для эффективной деятельности систем (организаций, государств, коллективов). Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны. Поведение сложных объектов управление строится на определенных принципах, внутренних процесса, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.
Принципы и сопутствующие им категории управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью (7, 12). Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее
воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Наукой наиболее беспристрастно изучающей (на наш взгляд) развитие и функционирование человека, природы, общества является диалектика, которую не стоит сводить лишь к марксовому материализму, хотя многие механизмы познания, предложенные еще в свое время Гегелем имеют высокое научное значение и сейчас т.к. позволяют с наибольшей точностью, по сравнению с другими концепциями познать реальное развитие окружающей
действительности и скорректировать девиантные отклонения, ведущие к разрушению системы. Как известно система — объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей, однако эти отличия не должны носит неразрешимый (антагонистический) характер. Если же противоречия становятся антагонистическими то система по определению склонна к самоуничтожению. Любую организацию можно назвать системой. Системы бывают открытыми и закрытыми.
Правда поправляя некоторых маститых докторов возьмем на себя смелость утверждать, что справедливее было бы делить системы на открытые и на условно закрытые, так как абсолютно закрытых систем не существует. Ведь даже такая система как «камень» взаимодействует с внешней средой посредством лептонных, кварковых, торсионных полей. Трудно даже представить, что будет с системой, если она вообще не будет взаимодействовать с внешней средой. Возможно, будет необратимое изменение пространственно – временного континуума, с базовым
изменением структуры самой системы. То есть камень уже не будет камнем. Ну а разговоры о том, что автомобиль это закрытая система (1, 5)– вообще не серьезен. Для своей работы он получает достаточно большое количество энергии: в виде топлива и в виде той энергии которую привнес в него человек, превратив его из кучи железной руды в постоянно работающий механизм. Т.е. вопрос правомерен лишь насколько автономна в той или иной может быть та или иная система.
Интересный вывод можно сделать уже сейчас. Степень условной закрытости системы, до определенного предела, обратно пропорциональна возможности влияния на окружающую реальность (после определенного предела, в действие вступают иные принципы развития системы - нелинейные). На первый взгляд вывод носит лишь теоретический характер, однако специалист по управлению легко сможет экстраполировать его в практическую плоскость. Например, перенося нашу теорию в разрез управленческой
деятельности мы увидим, что в действительности чем менее развит потенциал и соответственно механизм принятия/передачи энергии (обычно в виде информации) от управляющей системы к управляемой тем меньше возможности у субъекта управления влиять на объект. В социально-политической жизни это может проявляться в виде того, что административно – политическая элита государства, все более склонна к самоизоляции, посредством закрепления за собой и своими приемниками
(наследниками) ресурсов и благ, произведенных мета-системой (обществом). В результате подобная «изоляция» ведет к самым негативным последствиям в системе «социум». Бюрократизм, клановость, закрытость информационных потоков способствуют уменьшению возможности системы (государства) к самообновлению и динамичному развитию. Следует понять простую вещь: любая социально-элитарная система, без специальных мероприятий имеет тенденцию
к «заболеванию», т.е. к приобретению этих самых черт – бюрократизма, клановости, закрытости. Административно-политическая элита, как элемент мета-системы, объективно стремиться к самоизоляции, для закрепления статус-кво. Для избегания этого мета-системой должны быть выработаны механизмы коррекции деятельности управляющей системы (элиты). Ну а вообще как говорится: рыба начинает портиться с головы (народная мудрость). Однако, возвращаясь к нашему выводу, что степень условной закрытости системы, до
определенного предела, обратно пропорциональна возможности влияния на окружающую реальность следует сказать несколько слов как понимать «до определенного предела»? И здесь можно перейти к анализу понятия «энтропии», понимаемой как процесс обратный накоплению энергии (потенциалов) или другими словами распада. Именно накоплению! Лауреат Нобелевской премии мира за вклад в исследование фундаментальных проблем возникновения жизни
Манфред Эйген в соавторстве с Рутхильдом Винклером в книге «Игра жизни» (4, 285) впервые обозначил эту проблему: «Только постоянно используя приток свободной энергии, система может непрерывно обновляться и этим тормозить свое падение в состояние термодинамического равновесия, которое можно назвать состоянием смерти. Характерный для процессов жизни динамический порядок, может поддерживаться только за счет постоянной компенсации производства энтропии». Другими словами энтропия это размывание чего то в пространстве и
времени, в результате чего каждая точка системы в пространственно и временном отношении обладает одинаковым (равным) потенциалом. Однако и фундаментальные и структурные сдвиги могут осуществляться лишь при набирании критической массы энергии (вариант гегелевского перехода количества в качество) в определенных частях (элементах) системы. Как это выглядит на практике? Каким образом проявляется тенденция к энтропии общества?
Для начала определимся для себя, что общество следует рассматривать больше с информационной (ментальной, интеллектуальной и т.д.) точки зрения, а не как совокупность биологических индивидов, пускай даже и обладающих разумом. Ибо в противном случае теряется внутренняя струна рассуждений. До последнего момента времени, и будем надеяться в будущем человек мог изменять себя именно информационно, а не материально (физиологически). Изменив себя биологически, например с помощью генной инженерии человек
перестанет быть человеком, хотя возможно и сохранит фенотипичные черты человека. Другими словами человек меняет информационную надстройку (политическую, культурную и даже религиозную, хотя это можно представить как разновидность психогенной инженерии) часто идя на поводу красивых лозунгов. Как это выглядит на практике? Например, бездумная эксплуатация тезиса о том, что «равноправие это высшее достижение человека», или «управление на основе демократии – самое эффективное и гуманное» есть наиболее
яркий пример провоцирования энтропийных процессов в любой социосистеме. Это легко доказать. Власть как энергия способна к материальному воплощению только при определенной концентрации. Если каждый элемент системы (человек) будет обладать одинаковым значением показателя власти то власть не может набрать того критического (сингулярно-синергетического) значения, которое позволит ей материализоваться, так как никто никому не будет подчиняться.
Более того несостоятельность теорий о равноправии как главном тезисе демократического управления теорий доказана сегодня самой жизнью. И практические последствия демократии нынче тоже у всех на виду. Однако так же, как и 89 лет назад пытались те же политики коммунистического толка дезориентировать население и доказать, что корень бед в "искажениях" изначально верной марксистской идеи — пытаются и сегодня дезориентировать мета-систему тезисом об "истинной" демократии, обретя
которую, мы-де, — наконец, заживем припеваючи. Уже в определении демократии — мягко говоря ошибка. Слово это переводится на русский язык как "власть народа" или "народоправство", но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Рычаги государственной власти всегда в руках немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло — политика, профессия — беспощадная борьба за эту власть.
В РФ это появляется достаточно наглядно. Более того, вся человеческая история на всем своем протяжении не знала ни одного государства, где был бы на деле реализован принцип народоправства. Древняя Греция, Древний Рим — страны — родоначальницы демократии, ее классические представители — одновременно являлись классическими рабовладельческими государствами, относя сам термин "народ", "граждане" лишь к элитарному кругу людей, составлявшему ничтожный процент от общего населения страны.
"Демократия выражает доверие к силе количественной, — писал некогда Тихомиров. — Если в обществе не существует достаточно напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила, которая создает возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому". (6, 72). Иными словами, воплощение демократической идеи означает преимущественную власть количества
над качеством, власть невежественной, искусно управляемой из-за кулис толпы над многовековым народным идеалом — абсурдную ситуацию, в которой понятия Истины и справедливости, добра и зла пытаются определить арифметическим большинством голосов. Поэтому любая система взявшая за главный ориентир - демократию – самостоятельно подталкивает систему к деградации. Сначала это проявляется в психологическом аспекте – думай как хочешь и о чем хочешь, затем в социальном
– веди себя как хочешь и общайся со всеми как хочешь, затем в экономическом – обогащайся как хочешь и в конечном итоге будь кем вздумается. «Кем вздумается» определяется «выгодностью» в данных конкретный момент времени и личными потребностями, а не пониманием того, что только стабильность, последовательность и справедливость (а не выгодность) определяют возможность позитивных изменений в системе. Таким образом, одной из главных проблем современного управления выступает проблема нахождения антиэнтропийной
альтернативы управления. 2. Основные проблемы практики управления РФ Анализируя основные практические проблемы стоящие перед РФ следует отметить системный характер этих проблем и их взаимосвязь с системным кризисом охватившим все сферы деятельности в нашем государстве (производство, коммерция, управление и т.д.). Изучая научную литературу и обращаясь к открытым источникам можно сделать следующий вывод, наглядно
показывающий всю остроту проблем стоящих перед предпринимательством: все четче обозначается тенденции неадекватного отображения действительности и стимулирование процесса неверной интерпретации поступающей информации со стороны СМИ (средств массовой информации). Это говорит о том, что прослеживается заинтересованность органов государственной (преимущественно государственных служащих категории «А» - политические руководители) и муниципальных властей в недопущении освещения
реального положения вещей. Данная тенденция говорит о том, что наблюдается кризис качества управления, который выражается в том, что власть не хочет нести персональную ответственность за развитие/деградацию социально-экономической ситуации в регионах. Создается лишь видимость ответственности управленцев проявляющаяся в бесконечных семинарах, совещаниях, открытых заседаниях где громогласно объявляется что «несмотря на объективные трудности, стоящие перед нами, было достигнуто это, это и это».
Анализ же реальных экономических показателей говорит о необходимости срочной коррекции системы управления. Внимательно присмотревшись можно обнаружить, что одни чиновники сидят на одних совещаниях и критикуют/хвалят других чиновников, сидящих на других совещаниях. И это в лучшем случае. В большинстве ситуаций критика ведется по отношению к тому, что: «в целом макроэкономические показатели показывают соответствие заданных тенденций развития реальному положению вещей».
О том, что реальное положение вещей говорит о необходимости коренной смены экономических и политических ориентиров скромно умалчивается. А зря! Отдельные показатели экономического развития (инфляция, ставка процентов по кредитам, чрезвычайно низкая покупательная способность населения, правовая защита предпринимательства, цены на энергоресурсы, катастрофическое уменьшение численности населения и т.д.) нуждаются в серьезнейшей корректировки. Справедливости ради следует сказать, что в этой корректировки показатели экономического
развития нуждаются как минимум в течении последних 15 лет. Отсюда можно сделать вывод: основные проблемы стоящие перед системой власти в целом это отсутствие механизмов учета мнения ученых, предпринимателей, производителей и населения в деятельности главнейшего субъекта управленческой и экономической деятельности – государства. Одна фраза о том, что Россия должна взять на себя роль гаранта энергетической безопасности
Европы просто потрясает. И это говорит Главный чиновник страны! Т.е. залог развития экономики РФ не в освоении инновационных технологий, модернизации производства и качественном управлении, а в том чтобы окончательно превратиться в сырьевой придаток ряда западных стран. Кто-нибудь спросил ученых, население и предпринимателей: а хотите ли Вы выполнять роль гаранта этой самой безопасности Европы?
Но научную общественность не только не спрашивают. Сама постановка вопроса не признается. Но это как говорится проблема вообще. Есть и ряд частных проблем, а именно: 1)рост коррупции в большинстве органов государственной власти. Причем под коррупцией следует понимать не банальной мздоимство обнищавших сотрудников большинства государственных органов, а хорошо отлаженную систему поборов, продажи лицензий, разрешений, субсидий, земли, строений,
должностей и т.д. и т.п. с мощным «законным», силовым и информационным прикрытием. По всей видимости, нити жонглирования этой коррупционной ситуацией ведут очень высоко наверх. Проблема в том, что у нас сложилась весьма нехорошая черта: о коррупции мы или вообще не говорим (это как-то некрасиво) или только в прошедшем времени, хотя она процветает практически в каждом государственном учреждении. Неслучайно Президент РФ наконец-то вынес вопрос о ратификации конвенции по противодействию
коррупции на рассмотрение Государственной Думы РФ. 2)следующая проблема которая существенно тормозит развитие экономического базиса - это высокий уровень бюрократии, преступности, рэкета, мошенничества. Следует отметить, что процесс слияния криминальных структур с некоторыми органами власти, начавшийся на волне беззакония в девяностых – успешно завершен и теперь можно наблюдать умиляющую картину мирного сосуществования криминала и доблестных органов «право»порядка.
Даже неспециалисту можно навскидку привести множество примеров. Это и «налоговая работа» на региональных рынках, это и торговля золотом, долларами и «серыми» сотовыми телефонами бойко идущая на любом рынке региона, это и прямая возможность попасть в банальное рабство во многих регионах ЮФО (Южный Федеральный Округ), это и мирное совместное празднование высоких чиновников и лиц с крайне сомнительным прошлым в окружении девиц сомнительного поведения, это и роскошные «мерседесы»
и «лексусы» у наших слуг народа и т.д и т.п. Попытки многих честных сотрудников правоохранительных органов бороться с этими возмутительными фактами наталкиваются то на прямые запреты, то на мягкие увещевания типа того, что эх дескать законодательство у нас несовершенное, а так бы мы им… Другими словами проблема не в том, что милиционеры у нас плохие или чиновники у нас на генетическом уровне коррумпирована. Нет. У нас система управления и вектор развития этой системы нуждается в серьезной
модернизации, если не в коренной смене при реальном контроле общественности за деятельностью людей во власти. Очевидно, что пока у нас главным будет принцип «народ для государства», а не «государство для народа» ситуация никогда не измениться. 3)следующая проблема на которой можно остановиться это низкая покупательная способность населения, ведущая к принципиальной невозможности экономического роста. Напомним, что даже по мнению официальной статистики огромная часть населения
ЮФО находится за чертой бедности, а другая часть населения в черте бедности. При такой ситуации все разговоры о стабилизации социально-экономической обстановки выглядят жалкими ангажированными заклинаниями либерального толка, показывающими лишь степень манипулирования общественным мнением. Ситуация когда более половины населения страны от пенсионера до учителя в школе, от врача до военного, от преподавателя в колледже до водителя автобуса (не говоря уже о студенчестве) вынуждены
влачить существование на 3-5 долларов в день, показывает невозможность улучшения ситуации ни на основе кейнсианских теорий о сохранении так называемого макроэкономического равновесия, ни на основе либеральных доктрин о том, что только свободный рынок нас спасет, ни на основе «международных общечеловеческих ценностей». (7, 29) 4)нельзя обойти вниманием и проблему дифференциации населения по доходам. Ситуация когда 10% населения ЮФО вдруг стали обладать 50-80% всего народного богатства, а 90% населения
обладают 10-20 % (в зависимости от региона) говорит о взрывоопасной ситуации и возрождении феодализма и в прямом смысле крепостного права (без тени улыбки). Однако научные исследования в разрезе этих проблем практически не ведутся, а отдельные аналитики исследующие эту проблематику к СМИ и в органы государственной власти не допускаются. В лучшем случае они могут озвучивать свои выводы на научных конференциях.
И вообще раньше у нас академики становились директорами, а теперь директора становятся академиками. И, наконец, еще одной, но далеко не последней является проблема полного отсутствия желания у государства возрождать систему поддержки отечественного производителя базирующуюся в первую очередь на конкурсных госзакупках (главным образом сельхозпродукции и промышленных товаров) и обязательном индикативным планированием с персональной ответственностью за его выполнение.
А персональная ответственность является одним из важнейших факторов повышения эффективности управления (7, 68). В результате получается абсурдная ситуация: мясо курицы из Бразилии более выгодно покупать нашим коммерсантам и потребителям, чем мясо птицы отечественного фермера. И такая ситуация по целому ряду товаров и не только сельскохозяйственных. Заключение Завершая, хотелось бы отметить, что проблем в теории и практике управления в
РФ огромное количество. Но основные заключается не в том, что у нас предприниматели плохие, население плохое, рубль плохой, а в том, что система управления производством и перераспределением ресурсов и результатов производства весьма и весьма разбалансирована, почти полностью отсутствует реальный контроль за деятельность власти и напрочь задушен диалог власти и научной общественности. В результате этого Государственный Управленец стоящий на страже национальных интересов превращается
в бездушного чиновника-бюрократа, которому абсолютно безразлично что будет с его страной. Именно в этом видится основные проблемы. А разговоры о том, что главная проблема мешающая нашему развитию это нежелание или неумение вести предпринимательскую деятельность или что экономический рост отсутствует из за естественного хода демократических преобразований, или «у нас имеются отдельные проблемы с которыми мы успешно справляемся» – это разговоры дилетантов, пытающихся скрыть свою необразованность за маской
«научности» и «просвещенности». Иначе как глупостью нельзя назвать мнение некоторых журналистов-писателей о том, что необходимо в самую первую очередь внедрять в практику отечественных организаций передовой опыт зарубежных стран включая, полноценное развитие человеческих ресурсов, внедрение системы пожизненного найма (как в Японии - это дескать спасет ситуацию) и т.д. О каком развитии человеческих ресурсов может идти речь, если население страны уменьшается со скоростью 3-5
тысяч человек в день, рентабельных предприятий осталось не более 10% от уровня 1990 года, а армия беспризорных детей превысила все немыслимые пределы. Ну а о системе пожизненного найма могут говорить без улыбки и с явным удовольствием лишь крупные чиновники (хотя сама идея в стабильно развивающемся общества - правильна). Безусловно, дальнейшее изучение проблем стоящих перед управлением в России, полноценный анализ причин сложившейся критической ситуации позволит улучшить ситуацию.
Развитие таких управленческих концепций, которые реально отображают сложившиеся властные отношения и моделируют адекватные программы действий, способствующие всеобщему экономическому и духовному развитию – является актуальной и насущной задачей современных ученых – управленцев и науки управления в целом. Список литературы 1.Большаков А."Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "Питер",
Серия Краткий курс 2000 г. 2.Володин Д.Н. Основы менеджмента. Пятигорск, РМАТ, 2005 3.Егоршин А.П. "Управление персоналом", изд. Н.Новгород - НИМБ, 1999 г. 4.Манфред Эйген, Рутхильд Винклер «Игра жизни» М 1979 5.Тихомиров Н.А. Избранные труды М. 1978 6.Алексеев Э. //Основные проблемы предпринимательства
ЮФО. Сборник статей науч практической конференции. Пятигорск, РГТУ. 2006 7.Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994. 8.Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |