ОГЛАВЛЕНИЕ Введение §1. Теоретико-методологические подходы к организации трудового распорядка на государственной гражданской службе в РФ. 1. Понятие служебной дисциплины. 2. Внутренний трудовой распорядок организации и дисциплина труда §2. Саратовской области в органах власти.
1. Правительства Саратовской области в органах власти 2.2 Совершенствование организации трудового распорядка на примере представительства Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти Заключение Список используемой литературы Введение
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция – основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном
уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного
аппарата не отличалась от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года «перестройка», когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона «О государственной службе». Появляется ряд научных статей, посвященный этой теме , идет активное
обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы как таковой. Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы. Главная функция государственной службы, и в этом ее суть - служить обществу, обеспечивать устойчивую
связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественными институтами, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые
являются определяющими для народного самосознания. Поэтому, государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество на практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры,
образования. Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации
сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других. Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное функционирование Представительства Губернатора Саратовской области, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.
Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затрудняет развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современными требованиями. Как показала практика, в любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также порядок их взаимодействия.
Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на каждом рабочем месте. Необходимость решения этих проблем и определила выбор темы данного исследования. Объектом исследования являются правовые и дисциплинарные отношения, складывающиеся в сфере государственной службы на примере Представительства Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти.
Предметом исследования являются проблемы служебной дисциплины в рамках данного структурного подразделения. Цель дипломной работы – исследование проблемы регулирования государственной гражданской службы в Саратовской области на примере представительства Губернатора Саратовской области в органах власти в области служебной дисциплины, а также выявление возможностей повышения эффективности деятельности государственной службы.
Для этого в исследовании ставятся и решаются следующие задачи: 1. проанализировать нормативно-правовые основы деятельности государственной службы РФ и Саратовской области в отдельности; 2. рассмотреть правовое положение государственной службы в Саратовской области; 3. выявить состояние служебной дисциплины на примере Представительства Губернатора Саратовской области и
Правительства области в органах власти; 4. определить причину возникновения отклонений в служебной дисциплине и предложить пути решения возникших проблем; 5. выявить проблемы формирования государственных структур, уровень профессионализма государственных служащих, должностных требований, системы повышения квалификации в системе органов исполнительной власти Саратовской области. Глава 1. Теоретико-методологические подходы к организации трудового распорядка на государственной гражданской
службе в РФ. Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Представитель нанимателя в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа,
регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Примерное положение о служебном распорядке органа исполнительной власти Саратовской области разработано в целях укрепления служебной дисциплины, улучшения условий прохождения
гражданской службы, рационального использования служебного времени . Служебный распорядок регламентирует продолжительность служебного времени, начало, и окончание служебного времени, время отдыха, время перерыва для отдыха и питания, выходные и нерабочие праздничные дни. Основные вопросы прохождения государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и осуществления служебной деятельности (порядок приема на гражданскую службу и увольнения со службы, права и обязанности
представителя нанимателя и государственных гражданских служащих области (далее - гражданские служащие), поощрения и дисциплинарные взыскания) регламентируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Саратовской области "О государственной гражданской службе Саратовской области", трудовым законодательством
Российской Федерации. Служебный распорядок конкретного органа исполнительной власти области разрабатывается на основе Примерного положения с учетом мнения выборного профсоюзного органа (если он создан в органе исполнительной власти) и утверждается представителем нанимателя. Гражданина, впервые поступающего на гражданскую службу в орган исполнительной власти Саратовской области, либо гражданского служащего в случае перевода на иную должность, обязаны ознакомить
под роспись со служебным распорядком, с должностным регламентом, другими нормативными актами, условиями оплаты труда, а также разъяснить права и обязанности. При увольнении с гражданской службы работник подписывает обходной лист, который сдает в отдел бухгалтерского учета. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя, выходные дни
- суббота и воскресенье. Служебным распорядком органа исполнительной власти области может устанавливаться иное начало и окончание служебного времени, а также время перерыва для отдыха и питания. Так, например, в период с 1 июня до 1 октября возможно установление начала служебного времени с 8.00 часов, перерыва для отдыха и питания с 12.15 до 13.00 часов, окончания служебного времени в 17.00 часов, а накануне выходных дней - в 15.45 часов. В день, предшествующий нерабочему праздничному дню, продолжительность
служебного времени уменьшается на один час. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного служебный день. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям гражданских служащих устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.
Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком органа исполнительной власти области и служебным контрактом. Перечень должностей гражданской службы с ненормированным служебным днем и количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливаются в соответствии с приложением к Примерному положению о служебном распорядке органа исполнительной власти области.
В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего, исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. 1.1. Понятие служебной дисциплины. Словосочетание "дисциплина труда" в общественном сознании прочно связано с такими уже ушедшими в прошлое категориями, как "социалистическое соревнование", "борьба за качество продукции"
и т.д. Однако требования к выполнению персоналом своих обязанностей в последние годы по сравнению с периодом социализма, пожалуй, стали более жесткими. Работникам нередко вменяется в обязанность уже не только четкое выполнение трудовых обязанностей и указаний начальства в рабочее время, но и неукоснительное следование корпоративным правилам. Иначе говоря, понятие дисциплины труда постепенно выходит из жестких правовых рамок, а традиционные
правила внутреннего распорядка во многих организациях заменяются соответствующими положениями уставов или кодексами корпоративной этики. Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый 21.12.2001 г. (с послед. измен. 30.06.2006 г.), безусловно, является необходимым нормативным правовым актом, оказавшим положительное влияние на регулирование трудовых и иных производных от них отношений.
Однако следует отметить, что, несмотря на необходимость и полезность данного нормативного правового акта, он все-таки не лишен ряда недостатков. Остановимся на некоторых как положительных, так и проблемных моментах в правовом регулировании внутреннего трудового распорядка организации и трудовой дисциплины. Условием любого коллективного труда независимо от отрасли экономики, правовой формы организации и социально-экономических отношений общества, в которых он протекает, является трудовая дисциплина.
В современной России произошел переход к обществу свободного предпринимательства, что неизбежно повлекло за собой существенное изменение содержания дисциплины труда и мотивов ее укрепления. Согласно ч. 1 ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
В научной литературе под дисциплиной труда, как правило, понимается порядок взаимоотношений участников производственного процесса в конкретной организации, который обеспечивается властью работодателя. Согласно ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Н.Г. Александров подчеркивал, что именно трудовая дисциплина является основным отличительным признаком трудового правоотношения. "Обязанность блюсти дисциплину труда есть одна из обязанностей в ряду
других обязанностей трудящегося как субъекта трудового правоотношения. Она обнимает все эти обязанности, как, например, обязанность соблюдать установленную продолжительность рабочего дня, выполнять указания администрации и т.д.". При этом надо иметь в виду: работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ч. 2 ст. 189 ТК РФ). В содержании дисциплины труда выделяют две стороны - объективную
и субъективную. Под объективной стороной понимается определенный порядок, без которого не может существовать организация. Этот порядок в определенной части регулируется нормами трудового права и формируется как особая специфическая часть правопорядка, приспособленная к условиям производства и действующая в пределах данной организации в виде внутреннего трудового распорядка. Субъективную сторону составляют выполнение обязанностей и осуществление прав каждым участником трудового
правоотношения. Совершение работником дисциплинарного проступка, осуществление дисциплинарного правомочия работодателем и обязанность нарушителя трудовой дисциплины претерпеть ущерб (дисциплинарная ответственность) также относятся к субъективной стороне дисциплины труда. Дисциплину труда и внутренний трудовой распорядок нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Без обеспечения надлежащего порядка труда отсутствует дисциплина труда и нарушается сам процесс коллективного
труда. Поэтому требования внутреннего трудового распорядка обязательны для всех лиц, состоящих в трудовых отношениях, т.е. работников и работодателей. Внутренний трудовой распорядок обязателен в равной степени и для штатных, и для нештатных работников, для совместителей и для тех, кто занят неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Сущность внутреннего трудового распорядка в том и состоит, чтобы обеспечить необходимую организацию труда независимо от условий его применения, подчинить деятельность людей в процессе
труда неукоснительному соблюдению установленного порядка труда. В соответствии с ч. 3 ст. 189 ТК РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора,
режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ч. 4 ст. 189). В статье 190 ТК РФ установлен порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка организации. Частью 1 статьи предусмотрено, что правила внутреннего трудового распорядка организации, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
При этом под организацией в ст. 20 ТК РФ понимается юридическое лицо, что, в общем-то, верно. Но если следовать законам формальной логики, получается, что порядок принятия правил внутреннего трудового распорядка, которые бы распространялись на работников, работающих у работодателей - физических лиц, законодательством не урегулирован. Согласно части 2 ст. 190 Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного
органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Согласно части 3 ст. 190 правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. В случае если правила внутреннего трудового распорядка организации являются приложением к коллективному договору, они являются составной его частью. Отсюда следует, что порядок разработки проекта правил будет
аналогичен порядку разработки проекта коллективного договора, так как собственно в ходе разработки последнего и будут разрабатываться правила внутреннего трудового распорядка организации. Изменения и дополнения, в которых в ходе применения правил может возникнуть необходимость, также производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для заключения коллективного договора (ст. 44). Если правила внутреннего трудового распорядка не являются приложением к коллективному договору
и принимаются в качестве самостоятельного нормативного акта, они утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 190). В случае если представителем интересов работников является профсоюзный орган, то правила принимаются с учетом порядка, установленного ст. 372 ТК РФ. Работодатель перед принятием решения направляет проект правил внутреннего трудового распорядка организации, содержащего нормы трудового права, и обоснование
по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Затем выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту правил в письменной форме. Если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом указанного нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель
может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять правила внутреннего трудового распорядка, которые могут быть обжалованы в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать
процедуру коллективного трудового спора. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения. Таков порядок учета мнения выборного профсоюзного органа организации при принятии правил внутреннего трудового распорядка организации, если интересы работников
представляет выборный профсоюзный орган. Необходимо определить положение руководителя в кругу субъектов дисциплины труда. Анализируя легальное определение дисциплины труда, закрепленное ст. 189 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что под дисциплиной труда в организации понимается правомерное поведение участников трудовых правоотношений. С субъективной стороны дисциплина труда означает подчинение требованиям правопорядка в организации, выражающееся в четком и сознательном выполнении обязанностей
и осуществлении правомочий каждым работником данной организации. Это определение не является полным, т.к. в нем фигурируют только работники организации. Обязанность соблюдения дисциплины труда устанавливается трудовым законодательством в качестве одной из основных обязанностей работника (ст. 21 ТК РФ). Однако, несмотря на то, что в перечне основных прав и обязанностей работодателя, закрепленном ст.
22 ТК РФ, соблюдение трудовой дисциплины в качестве обязанности работодателя прямо не указано, оно, безусловно, подразумевается. Это подтверждается закрепленной в указанной статье обязанностью работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, т.е. аналогичной обязанности подчиняться требованиям правопорядка в организации, что и определяет понятие дисциплины труда.
Работник является субъектом дисциплины труда. Однако субъектом дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности может быть только работник организации, что подтверждается ст. 192 ТК РФ, определяющей дисциплинарный проступок как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Поэтому нельзя согласиться с существующим мнением некоторых российских юристов о том, что трудовое
законодательство предусматривает дисциплинарную ответственность не только работников, но и работодателя. Тем не менее, анализ международного опыта правового регулирования дисциплины труда позволяет судить о хорошей проработанности и эффективном применении в наиболее развитых в гражданско-правовом отношении странах норм дисциплинарной ответственности работодателей за нарушение ими определенных положений социально-трудового законодательства. Специалистами в области международных трудовых отношений даже отмечается
тот факт, что, в отличие от российского трудового законодательства, в трудовых кодексах многих европейских стран количество норм, регламентирующих дисциплинарную ответственность работодателя, превалирует над числом норм, посвященных ответственности рядовых работников организации. Например, при наличии подробно разработанных французским законодательством обязанностей работодателя по организации трудового процесса (и ответственности за неисполнение этих обязанностей, в том числе
и дисциплинарной) в Трудовом кодексе Франции почти полностью отсутствуют нормы об ответственности наемных работников . 1.2. Внутренний трудовой распорядок организации и дисциплина труда Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе
РФ», другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии
с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; 2) дата начала исполнения должностных обязанностей; 3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; 4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; 5) права и обязанности представителя нанимателя; 6) условия профессиональной служебной деятельности,
компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; 7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа); 8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия: 1) испытание при поступлении на гражданскую службу; 2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну,
и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений; 3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета; 4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами. 5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. 6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим
Федеральным законом и другими федеральными законами. 7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении
служебного контракта предъявляет представителю нанимателя: 1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда
служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 8) документ об образовании; 9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными
актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы. Проблемы поддержания служебной дисциплины. В ряде органов государственной службы принять говорить о соблюдении служебной дисциплины. Служебная дисциплина имеет общие черты с другими видами государственной дисциплины, но обнаруживает
определенную специфику. Такая служебная дисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушений со стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в профессиональном коллективе. Начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе выполнения требований законов,
приказов и распоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга, чести и профессионального достоинства. Практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины невозможно без психологических особенностей их работников и профессиональных коллективов. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, темперамента, способностей работника. Своеобразно преломляясь и взаимодействуя друг с другом, элементы
структуры личности работника образуют у него такое свойство, как дисциплинированность. На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и т.д. Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика должны также учитывать особенности профессионального
общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника. Для определения степени развития у государственных служащих такого качества, как дисциплинированность, используют следующие критерии: • уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе; • усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей; • результаты деятельности
(успехи и недостатки); • общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев; • характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания. К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности, относятся: • деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным
задачам; • коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения; • мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника; • мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной оценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач; • мотивы избегания возможного наказания
за нарушение дисциплины. У государственных служащих необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется, во- первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядка служебных взаимоотношений, выражении недовольства, во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению
должностных обязанностей, в-третьих, в побуждении к самочинным действиям. Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных и неформальных отношений. В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и
т.д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе. Исследования показывают, что уровень дисциплины профессионального коллектива связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную и мотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.
Глава 2. Организация трудового распорядка в представительстве Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти 2.1. Проблемы организации служебного распорядка представительства Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти Для написания практической части дипломного проекта я руководствовалась знаниями и материалом, полученными
в ходе прохождения преддипломной практики в представительстве Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти. Служебный распорядок регламентирует продолжительность служебного времени, начало, и окончание служебного времени, время отдыха, время перерыва для отдыха и питания, выходные и праздничные нерабочие дни. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов
в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя, выходные дни - суббота и воскресенье. Служебное время устанавливается с 9 до 18 часов, перерыв для отдыха и питания - с 13 до 14 часов. Служебным распорядком органа исполнительной власти области может устанавливаться иное начало и окончание служебного времени, а также время перерыва для отдыха и питания. Так, например, в период с 1 июня до 1 октября возможно установление начала служебного времени с 8.00
часов, перерыва для отдыха и питания с 12.15 до 13.00 часов, окончания служебного времени в 17.00 часов, а накануне выходных дней - в 15.45 часов. В день, предшествующий нерабочему праздничному дню, продолжительность служебного времени уменьшается на один час. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного служебный день . Основные вопросы прохождения государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и осуществления
служебной деятельности (порядок приема на гражданскую службу и увольнения со службы, права и обязанности представителя нанимателя и государственных гражданских служащих области (далее - гражданские служащие), поощрения и дисциплинарные взыскания) регламентируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , Законом Саратовской области "
О государственной гражданской службе Саратовской области" , трудовым законодательством Российской Федерации. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего в Представительстве Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти (далее Представительство Губернатора) составляет 40 часов в неделю.
Для гражданского служащего Представительства Губернатора установлена пятидневная служебная неделя, выходные дни - суббота и воскресенье. Служебное время устанавливается с 9 до 18 часов, перерыв для отдыха и питания - с 13 до 14 часов. Служебный распорядок Представительства Губернатора области доведен до сведения гражданских служащих под роспись. Служебный распорядок вывешен в отделе на видном месте.
Нарушение служебного распорядка является нарушением служебной дисциплины и может повлечь за собой применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством. На практике это не имело место. В зависимости от занимаемой должности устанавливается перечень должностей с ненормированным рабочем днем и рекомендуемое количество дней дополнительного отпуска. Так у Первого заместителя руководителя аппарата Губернатора области – руководителя
Представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти О.К. Павловой и заместителя руководителя аппарата Губернатора Р.В. Ярового - количество дополнительных дней отпуска составляет 6. В исполнительном органе власти Правительства Саратовской области разработаны «Типовые правила внутреннего трудового распорядка органа исполнительной власти Саратовской области» от 04.06.2003 г. № 111 (в редакции
Постановления Губернатора Саратовской области от 19.07. 2005 года № 203). Исходя из этих правил следует: - Гражданин, поступающий на работу, должен обладать соответствующими навыками или соответствовать установленным законодательством квалификационным требованиям для обеспечения выполнения им трудовых функций. - Гражданин реализует право на труд путем заключения трудового договора. Все сведения, предъявляемые при поступлении на государственную гражданскую службу, подлежат обязательной
проверке. - Прием на работу оформляется приказом соответствующего руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ о приеме на работу объявляется под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника ему выдается заверенная копия указанного приказа. - При заключении трудового договора работнику может быть установлено испытание в целях проверки его соответствия
поручаемой работе на срок до 6 месяцев в соответствии с законодательством. - В случае если результат испытания окажется неудовлетворительным, работник подлежит увольнению как не выдержавший испытательного срока. Работник предупреждается об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него
подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив соответствующего руководителя в письменной форме за три дня. - Прекращение трудового договора может иметь место только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Работники имеют право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом соответствующего руководителя в письменной форме за две недели.
Правительство Саратовской области имеет свой регламент . Данный Регламент разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области "
О Правительстве Саратовской области", иными правовыми актами органов государственной власти и устанавливает основные правила организации деятельности Правительства Саратовской области по реализации его полномочий. Представительство губернатора Саратовской области и правительства Саратовской области в органах власти осуществляет сою профессиональную деятельность наряду со всем Правительством Саратовской области в соответствии с этим регламентом.
2.2. Совершенствование организации трудового распорядка на примере представительства Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти Для получения полной и достоверной информации в представительстве губернатора Саратовской области мной было проведено интервью с первым заместителем руководителя представительства губернатора Саратовской области и правительства Саратовской области в органах власти
Р.В. Яровым. В ходе интервью были получены ответы на следующие вопросы: 1. Существуют ли нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль за деятельностью государственных служащих? 2. Каким образом вы контролируете работу Ваших подчиненных? 3. Какие критерии оценки деятельности государственных служащих (на основе чего оцениваете)? 4. Существуют ли сложности в оценке деятельности государственных служащих?
5. Какие мероприятия предпринимаются для укрепления дисциплины в рамках данной структуры? 6. Часто ли бывают нарушения служебной дисциплины? 7. С какими обстоятельствами связаны нарушения дисциплины? 8. Какие санкции применяются к нарушителям служебной дисциплины? 9. Сказывается ли нарушение дисциплины одного государственного служащего на результаты деятельности
всего представительства Губернатора? 10. Ваши предложения и рекомендации по поводу повышения уровня дисциплины в представительстве Губернатора. 11. Влияет ли организация рабочего времени на нарушение дисциплины государственного служащего? Из полученных ответов можно сделать следующий вывод: Текущая оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих представляет собой комплексную одномоментную оценку сотрудников органов государственной власти по уровню эффективности
выполнения должностных обязанностей, функций и степени достижения определенных результатов. Поддержание служебной дисциплины в представительстве Губернатора не вызывает особых проблем, т.к. в данной структуре осуществляют свою профессиональную деятельность люди, имеющие высшее образование и четко представляющие себе свои права и обязанности, а также манеру своего поведения в данном органе, как в рабочее время, так и во время отдыха.
Внутренним нормативным документом установлен режим работы и обеденный перерыв представительства. Нарушений в нарушении данного режима сотрудниками представительства губернатора не наблюдалось никогда. Работа подчиненных оценивается по результатам их деятельности, успеваемости, т.е. соответствуют ли намеченный план работы представительства губернатора на начало недели и в конце недели подводятся итоги уже проделанной работы. Здесь и происходит анализ сделанного в соответствии с намеченными целями, проводится
проверка всех отчетов по проделанной работе, выставляется отчет о проделанной работе на сайте Правительства Саратовской области. Все отчеты на конец недели предоставляются постоянному представителю Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти О.К. Павловой . Оперативная оценка при условии четко разработанной системы критериев предоставляет возможность для объективного (формализованного), наименее затратного и систематичного сбора данных о результатах
деятельности государственных служащих. Данный вид оценки результатов деятельности способствует более успешному планированию деятельности и стимулированию сотрудников, поскольку выявление успешного достижения результатов позволяет предоставлять рекомендации о вознаграждении. Прежде чем внедрять любую программу оценки сотрудников на государственной службе в определенном подразделении, необходимо определить уровень развития подразделения в целом, системы его руководства, корпоративную
культуру, необходимость и основные цели оценки. Очень важно, чтобы сама оценка органично вписывалась в общую систему управления персоналом предприятия и, повторюсь, чтобы все осознавали ее значение. Затем совершенно необходимо определить набор критериев оценки, систему должностных требований или компетенций (описание того, что позволит человеку выполнить свою либо какую-то другую работу или справиться с особым заданием в некоторых ситуациях), после чего подобрать соответствующие методы оценки.
Кроме того, важно создать набор источников, на которых базируется оценка, – это могут быть характеристики, резюме, планы, нормативные документы и т. д. Далее необходимо определить субъекты оценки и привлекаемых экспертов-оценщиков. Обязательным мероприятием для внедрения программы оценки является подготовка нормативных документов, регламентирующих процесс оценки. Сопутствующими мероприятиями также можно считать подготовку и обучение экспертов и работу, направленную на преодоление сопротивления тех, кто будет оценивать, и
кого будут оценивать, внедрению процесса оценки. Цель аттестации государственного служащего - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, однако возможность ее проведения в текущей практике на государственной службе ограничивается большими промежуточными интервалами. Такая периодичность формальной оценки деятельности не позволяет определить индивидуальный вклад государственного служащего в достижение целей и реализацию стратегических
планов ведомства или департамента на определенный период, а также не предоставляет возможность корректировки процесса достижения результатов на промежуточном этапе. В представительстве губернатора это происходит намного легче, т.к. штат сотрудников составляет 6 человек и не составляет большого труда определить вклад каждого работника в достижение поставленных задач. Также оценка результативности деятельности государственных служащих проводится с целью мониторинга
процесса достижения поставленных результатов и осуществления своевременной корректировки этого процесса либо поощрения за достижение успешных результатов. Оперативная оценка предоставляет возможность приведения в соответствие целей работы структурного подразделения с индивидуальными задачами сотрудников. Каждый руководитель должен помнить, что оценка деятельности подчиненного - обязательная составляющая его управленческой деятельности.
Сотрудники за отличные результаты своей деятельности за отчетный период получают материальные вознаграждения. Как известно материальное благополучие является одним из самых распространенных мотивов, для стремления работать лучше (осуществлять профессиональную деятельность) и соответственно по результатам работы получать дополнительные вознаграждения. Оценка дает руководителю следующие возможности: 1. В плане управления процессами - создать возможность для улучшения системы планирования и распределения
обязанностей; - повышать эффективность использования ресурсов; - разрабатывать механизмы регулярного отслеживания результатов и своевременной корректировки процесса достижения результата; - составлять и корректировать планы развития организации с учетом имеющихся человеческих ресурсов. 2. В плане управления человеческими ресурсами - установить конструктивные рабочие отношения с починенными; - сообщать подчиненному о своих ожиданиях; - информировать подчиненных о том, как оценивается их деятельность;
- вносить корректировки, если деятельность не устраивает; - выяснить причины неудовлетворительной работой; - отметить достоинства и достижения; - мотивировать подчиненного; - наметить план развития починенного и его карьерные перспективы; - узнать работу подчиненного «изнутри». - найти пути повышения эффективности работы подчиненного и организации в целом; - своевременно предотвратить развитие конфликтных ситуаций; - получить обратную связь и лучше понять ситуацию в коллективе; - корректировать собственное поведение.
3. Оперативная оценка для сотрудника дает следующие возможности: - понять свой профессиональный и должностной уровня и их взаимосвязь; - ощутить себя полноправным членом коллектив; - мотивировать сотрудника как за счет определения его роли в выполнении задач представительства, так и посредством объективной системы поощрения; - понять свои сильные и слабые стороны и возможности преодоления последних; - получить открытую и прозрачную оценку деятельности сотрудник на основе заранее согласованных критериев; - возможность
обсудить с руководителем все неясные и спорные вопросы, наметить пути профессионального роста. Регулярно работники проходят аттестацию, по результатам которой присваивается классный чин, увеличивается размер оплаты труда, что опять служит поводом к показанию на практике своих знаний. С помощью аттестации обеспечивается в конечном итоге формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов представительства
Губернатора, Правительства в целом. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации в свете новейшего законодательства. Говоря о сущности правового регулирования аттестации служащих, следует подчеркнуть, что одним из главных ее назначений является создание благоприятных условий для правильного решения следующих вопросов: сохранение содержания трудового правоотношения в прежнем виде; изменение содержания трудового правоотношения вследствие предстоящей корректировки трудовой функции работника; прекращение
трудового правоотношения. Сохранение прежнего содержания трудового правоотношения означает, что аттестационная комиссия констатирует факт соответствия аттестуемого служащего требованиям выполняемой им по трудовому договору работы. Изменение содержания трудового правоотношения имеет место тогда, когда аттестационная комиссия констатировала один из двух юридических фактов: а) уровень профессиональной подготовки служащего и иные его данные (в зависимости от занимаемой должности) таковы, что позволяют перевести его в установленном
порядке на более высокую должность; б) вследствие каких-либо упущений в работе, недобросовестности и иным причинам работник не надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, что дает основание для смещения его на низшую должность. Сложности в оценке деятельности государственных служащих в представительстве Губернатора не возникают. На практике в целом по Правительству Саратовской области они имеют место, но предпосылкой к сложностям в оценке являются следующие ошибки:
• разные стандарты для работников, выполняющих одинаковую работу; • сходство убеждений и взглядов как фактор, влияющий на оперативную оценку; • предубеждение лица, проводящего оперативную оценку; • оценка не в целом, а по одной из характеристик; • изменение стандартов в ходе проведения оперативной оценки; • придание большего значения поведению работника в период, непосредственно предшествующий оценке, по сравнению с поведением в течении всего оцениваемого периода; • использование узкого диапазона оценок;
• стремление завысить оценку; • сравнение работников друг с другом, а не со стандартами деятельности. В процессе осуществления профессиональной деятельности одним из характерных признаков поддержания служебной дисциплины, является контроль за деятельностью государственных служащих. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (п.5 ст.
14 федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.) . Среди способов практической организации контроля за законностью деятельности государственных служащих можно назвать, во-первых, те, которые являются внутриаппаратными, например, личные действия государственного служащего и его начальника: отчеты, представление декларации о доходах и т.д и, во-вторых, те, которые требуют институционального закрепления, это вся система правоохранительных и правообеспечивающих органов: следствие, суды, тюрьмы.
В случае совершения проступка (дисциплинарного например), то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, руководитель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В первую очередь руководитель должен потребовать у подчиненного объяснение в письменной форме. В случае отказа подчиненного дать такое объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ подчиненного от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но
не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Заключение Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. Было принять Положение о федеральной государственной службе. Оно закрепило основные принципы государственной службы, перечень государственных должностей, обязанности и права государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Тем самым официально было положено начало реформированию государственной службы
в РФ, а также кодификации значительной по объему части российского административного права, нормы которой адресованы как служащим государственного аппарата, так и всем гражданам, вступающим в отношения с этим аппаратом. В своем социально-политическом качестве государственная служба возникла с появлением самого государства. Процессы разделения труда и усложнения социальной и политической структуры общества, с неизбежностью приводят к соответствующему оформлению социально-правового механизма государственного
управления, в деятельности которого и осуществляются функции государства. Именно как социально-правовой институт управления мы и рассматривали функционирование государственной службы. В результате проведенного анализа правовой модели служебной дисциплины на государственной гражданской службе можно сделать ряд выводов, практическая реализация которых позволит улучшить функциональные характеристики государственной службы, придать ей направленность и добиться должной эффективности.
На региональном уровне необходимо усилить нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной службы и прежде всего в сфере социальной защиты государственных служащих, приведения трудового законодательства в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность государственной службы России. Существует острая потребность в нормативных правовых актах, развивающих и конкретизирующих базовый закон о государственной службе. Дело в том, что нарушен один из ключевых принципов правотворчества,
гласящий: законодательные акты, предусмотренные в базовом законе, должны разрабатываться и приниматься вместе с ним. Поскольку на деле ни один закон принят не был, действие рамочного закона в значительной мере оказалось парализовано. В связи с этим следовало бы незамедлительно приступить к подготовке законов о дисциплинарной ответственности госслужащих, об их денежном содержании, о присвоении им квалификационных разрядов, о пенсиях государственных служащих, о должностном лице и административной процедуре (об общих
правилах взаимодействия государственных служащих с гражданами) и т.д. Современный подход к государственному управлению на уровне субъекта Федерации на первое место ставит кадровую и информационную политику. Необходимо выделить два ее основополагающих принципа: • эффективность и системность критериев отбора и оценки специалистов; • ориентированность системы подготовки кадров на развитие и планирование карьеры.
• В таком субъекте Федерации, как Саратовская область, современная кадровая политика должна быть деятельностно ориентированной на конечный практический результат. Список литературы Нормативно – правовая литература 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. 2. Трудовой Кодекс РФ от 21.12.2001 г.( с изм. 11.07.2006 г.). 3. ФЗ «О государственной гражданской службе
РФ» № 79 ФЗ от 27.07. 2004 г. в редакции от 02.02.2006 г. 4. Закон Саратовской области «О государственной гражданской службе Саратовской области» от 02.02.2005 г. с изм. От 01.02.2006 г. 5. Постановление Правительства Саратовской области « О представительстве Губернатора Саратовской области и
Правительства Саратовской области в органах власти» от 25.05.2005 г. № 143 – П. 6. Постановление от 19 июля 2005 г. N 203 «Об утверждении примерного положения о служебном распорядке органа исполнительной власти Саратовской области» (в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от 07.11.2006 N 193) 7. Постановление от 4 июня 2003 г. N 111 «Об утверждении типовых правил внутреннего трудового
распорядка органа исполнительной власти Саратовской области» (в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от 19.07.2005 N 203). 8. Положение о государственной службе СЗ РФ. 2003, № 245. Ст.3358. 9. Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления» от 09.10.2000 г. № 1617. – Собрание актов
Президента и Правительства РФ. – 2000 г № 41. Ст. 3924. Монографическая литература 10. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М.: Наука, 2004. 11. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М 2002 г. С. 125. 12. Атаманчук Г.В. Обеспечение региональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 2003. 13. Атаманчук Г.
В. Государственная служба как сфера управления. М.: Наука, 2005. 14. Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в РФ. М.: Издательство МГУ, 2005. 15. М.Э. Дзарасов, кандидат юрид. наук, «Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка организации и дисциплины труда».2003 г. 16. Манохин В.И. Концепция закона о государственной службе.
М 2003. 17. Пашков А.С. Трудовое право России. Учебник. СПб 2003 г. 18. Полетаев Ю.Н. Трудовой распорядок в организации и ответственность за его нарушение по новому Трудовому кодексу РФ // Трудовое право. 2002. N 3 (25). С. 64. 19. Старилов Ю.Н. Чиновники России на пути к профессионализму. – Российская юстиция. 2005, № 9. 20. Старилов Ю.Н. Государственная служба в
РФ. – «Государство и право». 2004, № 10. 21. Шерегов С.А. Производственная дисциплина и трудовой распорядок в странах с развитой рыночной экономикой // Трудовое право. 2002. N 1 (23). С. 39.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |