Реферат по предмету "Менеджмент"


Организация как система. Законы организации

ОГЛАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Характеристика социальной организации 1.2 Хозяйственные организации 2 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ 2.1 Открытые и закрытые системы 2.2 Система управления организацией 3 ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются, функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе? Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов


между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей. Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.


1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В качестве примера организации как процесса можно привести процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.


Организация как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур. Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации. Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной


системы, через который преломляются интересы индивида и общества. Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы,


ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования. В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей. Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном


объекте. Независимо от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности: – определение и детализация целей; – определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей; – поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы; – координация, согласование различных


видов деятельности, порученных каждой группе; – обеспечение единства целей; – установление эффективного контроля. Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа. Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций.


Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения. Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы.


Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы. Горизонтальное разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется


для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать. Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования. В больших и сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг


их обязанностей и ответственности. Каждая организация имеет свою организационную структуру. Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами. Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных


управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организаций. Она устанавливает ответственность подразделений организаций


за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания. Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К таким свойствам относятся: целостность, эмерджентность, гомеостазис. Рассмотрим их более подробно. Создание целого осуществляется посредством интеграции, иначе говоря,


интеграция - это объединение частей в единое целое. Виталистическая теория дедукции или философской причинности предполагает следующие взаимоотношения целого и его частей: 1. Целое первично, а части вторичны. 2. Интеграция - это условие взаимосвязанности многих частей внутри одной. 3. Части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любую из них влияет на все остальные.


4. Каждая часть имеет свое определенное назначение с точки зрения той цели, на достижение которой направлена деятельность всего целого. 5. Природа частей и их функций определяется положением частей в целом, а их поведение регулируется взаимоотношениями целого и его частей. 6. Целое - это система, или комплекс, или конфигурация сил, и ведет оно себя как нечто единое, независимо от степени его сложности. 7. Все должно начинаться с целого, это предпосылка начала работы.


Затем должны быть выделены части и определены их взаимоотношения. Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает строго определенное место. Понятие целостности (связности, единства целого) неразрывно связано с понятием эмерджентности. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих


его элементов, хотя и зависят от них. С другой стороны, объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые. Так, например, из одних и тех же атомов могут образовываться различные материальные субстанции, одни и те же химические элементы, соединяясь между собой, формируют разные по физическим и химическим свойствам органические и неорганические вещества, и, наконец, из одних и тех же категорий специалистов образуются


производящие организации различного профиля. Происходит это вследствие различий во взаимодействии элементов, структурного и функционального построения целостных формирований и за счет других организационных факторов. Организация, будучи целостным, системным образованием, обладает, как отмечалось выше, свойством устойчивости, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Указанное явление носит название гомеостазиса.


Так, например, температура тела здорового человека под воздействием внешнего тепла (летом) или холода (зимой) сохраняет в течение определенного времени устойчивые значения в пределах 36-37° С, и происходит это вследствие физиологических процессов внутри организма как ответная реакция на внешние раздражители. Но организация, находящаяся в равновесии в процессе развития, постоянно утрачивает это качество и переживает новое состояние, называемое «кризис» (в нашем примере перегрев или переохлаждение


организма), а, преодолевая его, приходит к новому равновесию, но уже на другом уровне развития. Этот принцип подвижного равновесия находит свое подтверждение и в живых организмах, и в кибернетических системах, и на предприятиях, и в самых сложных организационных системах огромного размера, будь то государство, отрасль экономики, ведомства и т.п. Так через явление гомеостазиса и тектологический принцип подвижного равновесия мы приходим к управлению как объективно или субъективно реализуемому воздействию на систему


с целью перевода ее из одного устойчивого состояния в другое. 1.1. Характеристика социальной организации Теория организации рассматривает преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими,


политическими, медицинскими и др. На рис. 1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности. Рис. 1 - Виды социальных систем В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая


себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью;


для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, получение прибыли также является вторичной целью. Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности: – реализация потенциальных возможностей и способностей человека; –формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором; – сложность, динамизм и высокий уровень


неопределенности. 1.2. Хозяйственные организации К хозяйственным организациям относятся: - юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.; - неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально – трудовой деятельности и т. д. Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную,


общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальные принадлежат частным лицам – юридическим или физическим. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: 1. микро, 2. малые, 3. средние, 4. крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, назначение выпускаемой продукции и занимаемая доля в


соответствующем секторе рынка. Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам: - по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время её деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц, на один день; - по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д. Этот статус даёт возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок; - по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство; - по специализации


производства: специализированное и универсальное; -по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства. 2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое,


которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами.


Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную. Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы). Большие системы – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно


уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции. Система обладает рядом свойств. Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах. Базовые свойства систем сводятся к следующему: – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения); –


система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума); – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе. Помимо перечисленных свойств большие системы обладают


свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности. Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой большой системы; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них. Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших


систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата. Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения. Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 2). Рис. 2 - Схема функционирования системы


Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной. Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем,


решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты,


в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения


агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести


семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.


Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем. Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.


Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики. Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти. Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями


для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке. Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции. Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями


внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей. Жесткие системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме


небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы. Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.


Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности. 2.1. Открытые и закрытые системы Различаются системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия.


Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию.


Банки, активно взаимодействующие с окружающим миром, используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов. Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к нарастанию усложненности и дифференциации.


Иными словами, открытая система будет по мере своего роста стремиться к большей специализации своих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы или создавая новую суперсистему с более широкими границами. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются сырье и материалы, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.


Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт – это признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Существует граница, отделяющая систему от ее окружения.


Изменения в окружении влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 3 Рис. 3 - Внешняя среда организации Без границы не существует системы, и граница (или границы) определяют то, где начинаются и заканчиваются системы или подсистемы. Границы могут быть как физическими, так и иметь психологическое содержание через такие символы, как


названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для более углубленного понимания систем. Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из своего окружения. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений от принятого курса. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий часть выходной продукции


получить обратно в систему в виде информации или денег для модифицирования производства той же выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции. Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец,


решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя. 2.2. Система управления организацией Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и


коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации. Для системы управления организаций необходимо: – разработать миссию организаций; – распределить функции производства и управления; – распределить задания между работниками; – установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций; – приобрести или модернизировать технологию производства; – наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт; – организовать производство.


Осуществление перечисленных мероприятий требует создания системы управления, которая должна быть согласована с системой производства организации (рис. 4). Рис. 4 - Система управления организаций Система управления состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (рис. 5). Рис. 5 - Структура элементов системы управления организацией 3.


ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ. Закон – отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении, отражают количественные и качественные связи. Различают законы: всеобщие, частные и специфические; функционирования и развития. Закономерность является частью закона. Закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и механизм использования.


Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности. Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.


Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности. Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование


процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.


Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал. Персонал компании может меняться. Сокращение лишних единиц и объединение отделов внутри компании может


чередоваться с введением в штатное расписание новых должностей и выделением новых отделов из уже существующих. Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу.


Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать. Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями. Общая цель торговой организации – получение прибыли.


Эта цель едина для всех работников организации, но в то же время у каждого есть свои определенные задачи, способствующие достижению общей цели. Так, для менеджера по работе с клиентами одной из задач является привлечение наиболее крупных организаций для дальнейшего сотрудничества. Пятый закон организации — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.


К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности. Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из


конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации. Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. Все отношения в компании основаны на получение, обработке, передаче и хранение приказов, распоряжений


договоров. Они могут содержать данные в виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Часть этих данных может быть известна исполнителю, а часть - может быть новой, необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального уровня. Седьмой закон организации — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые


внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им. Наконец, восьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.


В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт. Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.


Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации В данной работе мы рассмотрели организацию как систему, их особенности, свойства, специфику. Также рассмотрели и изучили процессы протекающих в различных организациях, в том числе социальных.


Рассмотрение данных вопросов помогло нам глубже проникнуть в суть организационных явлений, процессов, отношений, понять их всеобщий и объективный характер, сформировать целостное, многоаспектное видения организации с позиций: предпринимателя, менеджера, исполнителя, конкурента; научиться применять навыки системного и комплексного подходов к решению практически значимых задач; проектировать организационные структуры; практически применять ведущие законы и принципы управления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Под. ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. «Экономика. Учебник» М. Проспект, 1999г. Туровец О.Г Родионова В.Н. «Теория организации: Учеб. пособие», М.: ИНФРА-М 2003г. Виханский О.С Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс:


Учебник - 2-е изд.» - М.: Фирма Гардарика. 1996г. Э.А.Смирнов «Основы теории организации», Москва, «Аудит», издательское объединение «Юнити», 1998 г. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.