Оглавление Введение Глава 1. Основные понятия в менеджменте как науки управления людьми 1. Принципы управления 1. Понятие принципов управления 2.Общие принципы управления 2. Уровни управления персоналом и основные типы организационных структур 1. Уровни управления персоналом 2. Основные типы организационных структур 3. Функции управления 1. Сущность и содержание функций управления
Глава 2. Основы управления персоналом и личный вклад руководителя 1. Управление персоналом (людьми) 1. Цели и функции управления персоналом 2. Планирование потребности в трудовых ресурсах 3. Методы поиска персонала 4. Способы оценки персонала и прием на работу 5. Повышение квалификации персонала 2. Руководство в организации
Заключение Список используемых источников РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу студента курса, группа №_ДГ-605 по дисциплине Теория управления Вопросы оценки: 1. Соответствие темы работы заданию теме (соответствует, не соответствует) ненужное вычеркнуть 2. Обоснование актуальности работы 3. Соответствие содержания работы выбранной теме: (соответствует, не соответствует) 4. Правильность и качество выполнения графиков, рисунков, таблиц и т.п 5.
Правильность определения цели работы 6. Наличие и логичность выводов в главах и заключении 7. Самостоятельность в работе 8. Соответствие оформления работы методическим указаниям 9. Правильность оформления ссылок на перечень используемых источников 10. Правильность оформления перечня используемых источников Примечание: 1. Оценка за работу выставляется по пятибалльной системе как среднее арифметическое из суммы
всех полученных оценок. 2. При получении неудовлетворительных оценок по пунктам 1, 3, 8 работа оценивается неудовлетворительно и возвращается на доработку. 3. При несвоевременной сдаче контрольной работы руководителю общая оценка снижается на 1 балл. 4. Работа должна быть представлена руководителю для рецензирования не позднее чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Руководитель работы Чистяков
Владимир Николаевич « » 200_7_г. Введение Теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Причем само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фредерик У. Тейлор,¹ по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний – Луис Брандейс в 1910 г.
Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». Позднее Лютер Гьюлик, теоретик в области управления 30-40-х годов, заявляет, что управление становится наукой, потому как оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории и потому, что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения
определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». Вполне очевидно, что эволюция теории и практики управления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом. Управление- это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходим для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека,
с помощью которого он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть ¹Приложение (таблица№1) направленно на успех и выживание. В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление, и объект- тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой исскуства является такая организация, при которой у объекта управления
создается ощущение, что ни кто им не управляет. Если субъект управления управляет собственными действиями, т. е. субъект и объект объединяться в едином лице, то в этом случае имеет место частные управления, называемые самоуправлением. Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируют различные отношения между людьми. Управление является реальным, если имеются с одной стороны потребность и возможность субъекта управления
управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управлять управленческие команды. Управления может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, которая является ограниченной частью любой организации (называется системой управления). Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики
менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи: 1.Выявить основные задачи науки управления и рассмотреть структуры управления организацией, которые тесно связаны с функциями управления, с процессами управления и распределение полномочий между управляющими персоналом (людьми). 2.Расмотреть работу руководителя. Глава 1. Основные понятия в менеджменте как науки управления людьми 1.Принцыпы управления 1.Понятие
принципов управления Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом операется на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов.
Изучение и овладевание этими закономерностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшение экономической инфраструктуры и подъема экономики страны. Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления-человека также строиться на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственной морали. Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития,
обобщающий опыт цивилизации. При смене социально политической формации, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются, и совершенствуется методы, формы, техника и сами принципы управления. Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом – официальным (производством, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей,
объеденная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный, и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуя на роль панацей на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, придуманных
специалистами – профессионалами рекомендаций. Принципы управления определяют закономерности форматирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формирует мотивацию поведения его членов, учитывая особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. 1.1.2.Общие принципы управления Принципы управления, правила, нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности в ходе решения задач стоящих перед фирмой, предприятием: - определение целей и
задач управления; - разработка конкретных мероприятий по их достижению; - разделение задач на отдельные виды работ; - координация взаимодействий различных подразделений внутри организации; - формирование эрархической структуры; - оптимизация принятия решений; - мотивация, стимулирование эффективной работы. 1.2.Уровни управления персоналом и основные типы организационных структур 1.2.1. Уровни управления персоналом По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого
они должны непосредственно принимать задания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т. е. организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственностей. В результате такого разделение труда образуются уровни управления. Условно говоря, в компании существует иерархия управления (т.е. структура), состоящая из высшего, среднего
и низшего звеньев (рис 2.1). Управляющий высшего звена Президент Вице-президент Ректор университета Среднего звена Гл. бухгалтер Гл. инженер Директор предприятия Низшего звена Начальник цеха Мастер Руководитель отд. Маркетинга Рис.2.1. «Иерархия управления.» Управляющие высшего звена – представители высшего уровня управленческой
иерархии, обладающие наибольшей властью и ответственность в организации. Управление среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления, которые служат связующим элементом между высшим и непосредственным управлением, претворяя в жизнь задачи, поставленные на высшим уровне управления, и координируя работу менеджеров низшего звена. Управление низшего звена - представители низшего уровня иерархии, чья власть и ответственность сводиться
к узкому кругу задач в деятельности организации; называется также менеджерами-контролерами. 1.2.2.Основные типы организационных структур Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функцианирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяет также как форма разделение кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных
задач и достижением намеченных целей. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, специалисты, выполняющие определенные обязанности. Различают два направления специализации элементов ОСУ:1-в зависимости от состава структурных подразделений организации;2-исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления. В структуре управления организаций различаются линейные и функциональные
отношения. Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненным. Функциональные отношения – это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Отношение управленческого аппарата Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий, Должности обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов (например,
помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы по поручению начальника управления, выражая волю и желания последнего; в этом случае помощник осуществляет полномочия, которым обладает начальник управления). Преимущество: это хороший метод обучения и подготовки будущих руководителей. Недостаток: помощники руководителей зачастую превышают свои полномочия. Литеральные отношения могут быть двух категорий: коллегиальные (отношение между служащими одного отдела,
подчиненными одному начальнику) и параллельные (отношения которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и мнениями между служащими, занимающими одинаковое положения в организации). Анализ взаимоотношения между различными должностями, постами показывает, что существует пять типов организационных структур. 1.Линейная организация управления. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально
нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия-прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшим (рис 2.2.). Рис.2.2. «Линейные отношения.» Преимущество линейной организации - ответственность, установление обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину.
Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации. Недостатки - негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственность, что может привести к стрессу и плохому управлению.
2.Функцианальная организация представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. п. В этом случае указания поступают от компетентных специалистов, групп специалистов (рис.2.3).Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в Рис.2.3. «Функциональная структура управления.» какой очередности их выполнять.
В чистом виде эта система используется редко. 3.Линейно-функциональное построение организации - наиболее распространенный подход. В данном случае линейное управление подкрепляется специалистами вспомогательными службам (рис.2.4). Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. Среди недостатков линейно - функционального построения - разногласие между линейными и функциональными служащими.
Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие разногласия могут выразиться в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям. Рис.2.4. « Линейно-функциональная структура управления.» 4.Матричная система построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом.
Она характерна тем, что исполнитель может иметь двух или более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно - функцианальную схему. 5.Построение организации с использованием комиссий.
Управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий, что имеет место сегодня в системе больничного обслуживания. Очень часто комиссия имеет нижестоящею организацию, через которую и осуществляется управление.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |