Название документа: Глобализация экономики и информационные системы 19 РЕФЕРАТ "Глобализация экономики и информационные системы" Введение Выбранная тема исследования в настоящее время является весьма актуальной в связи с тем, что весь цивилизованный мир все активнее погружается в процесс глобализации, в том числе - глобализации экономики. Общие представления о процессе глобализации возникли, в первую очередь, в связи с пониманием
постоянного увеличения различных взаимодействий и взаимосвязей в мире: это и международная кооперация в производственных процессах, разработка и внедрение научно-технических достижений, это интенсификация и информатизация деятельности во всех сферах, это и влияние отдельно взятых стран на экологию целых регионов мира. Перечисленные и другие процессы требуют от международного сообщества постоянного сотрудничества и даже формирования единой стратегии существования.
Многие проблемы и противоречия, а с другой стороны - эффективные из разрешения, породило формирование единого информационного пространства. Анализ общей картины этого процесса ведет нас к осознанию того, что происходит непрерывное формирование единого мира, единой социальной системы человечества на Земле, происходит переход от биполярного к монополярному миру, что и характеризуется в литературе термином глобализация. В настоящее время глобализация экономики - это одна из важнейших тенденций мирового развития.
Взаимозависимость региональных экономик необычайно возросла по сравнению с предыдущим процессом - интеграцией. Эта тенденция связана с неизбежным формированием нового информационно-экономического пространства, где отраслевая структура, широкий обмен технологиями и информацией, а также география размещения производительных сил определяются с учетом международной конъюнктуры, при этом экономические спады и подъемы приобретают планетарные масштабы. Все возрастающая глобализация экономических процессов выражается в резком и постоянном
увеличении темпов и масштаба передвижения капитала, опережающем темпе роста международной торговли по сравнению с динамикой ВВП, формированием и развитием круглосуточно работающих в реальном времени мировых финансовых рынков. За последние десятилетия информационные системы и технологии неизмеримо увеличили способность финансового капитала к достаточно быстрому перемещению (что включает, в том числе, способность к разрушению казавшихся устойчивыми экономических систем).
Таким образом, глобализация экономики - это сложный противоречивый процесс. С одной стороны, глобализация значительно упрощает хозяйственное взаимодействие между странами, создает хорошие условия для доступа различных государств к новейшим достижениям человечества, обеспечивает всемерную экономию ресурсов, стимулирует прогресс человечества. С другой стороны, глобализация несет с собой и негативные последствия, например, потерю своих ресурсов
и снижение уровня жизни в слаборазвитых странах, постепенное, но неуклонное разорение малого и среднего бизнеса и др. Поэтому среди задач, стоящих перед мировым сообществом - доступность плодов глобализации для наибольшего числа стран мира. Поскольку процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различные аспекты являются предметом изучения практически всех общественных дисциплин. В частности, экономисты акцентируют свое внимание на слиянии производственных цепочек, организаций
и рынков, при которых преобразуются экономические границы государств, становясь все более прозрачными. При этом в настоящее время особое значение приобретает информационный аспект экономической глобализации. 1. Человечество на пороге всеобщего информационного пространства Важнейшей тенденцией развития цивилизации в 21 веке, безусловно, будет мощнейший процесс все возрастающей глобализации общества, обусловленный, прежде всего, глобализацией всемирного информационного пространства,
которое в результате интенсивного развития и массового распространения новейших информационных средств и технологий стремительно преображается. Инновационные средства и технологии все более глубоко и широко проникают во все сферы жизнедеятельности человека, что коренным образом изменяет стандартный образ жизни и профессиональной деятельности людей в различных странах мира. В результате создаются принципиально новые, беспрецедентные в истории человечества возможности.
Вместе с тем ранее неизвестные человеку проблемы изменяют стереотипы поведения и образ жизни общества. По существу, буквально на наших глазах происходит глобальная информационная революция, результатом которой будет переход человечества на качественно новый уровень своего развития - к глобальному информационному обществу, всеобщему информационному пространству. Только изучение новейших информационных технологий может дать ответ на вопрос, к каким последствиям для человека может привести дальнейшее развитие этих
тенденций. Информационный аспект экономической глобализации включает: · Возникновение принципиально новых рынков транспортных, банковских, и страховых услуг, а также новых финансовых рынков, действующих круглосуточно и использующих новейшие информационные технологии, средства и инструменты; · появление новых субъектов международного взаимодействия - многонациональных корпораций, всемирной торговой организации, сети международных негосударственных организаций; · лавинообразное
распространение и быстрое устаревание информации. Анализ показывает: наиболее радикальные изменения, которые окажут решающее влияние на дальнейшую судьбу цивилизации, произойдут именно в информационной сфере. Ведь ее главной движущей силой является интеллект и образованность человека, его мировоззрение и система ценностей, которые в условиях экономической глобализации существенно развиваются. Поэтому сегодня можно смело утверждать, что человечество находится на переломном этапе своего развития,
на пороге своего рода гуманитарной революции, экономические и социальные последствия которой крайне необходимо заранее прогнозировать. 2. Основные тенденции становления глобального информационного пространства и их ожидаемые последствия Рассмотрим подробнее принципиально важные тенденции глобализации экономики, которые связаны с развитием новейших информационных и телекоммуникационных технологий и формированием глобального информационного пространства. Одна из таких тенденций, которая особенно заметно проявляет
себя в последние годы, заключается в глобализации индивидуального и особенно общественного сознания, что будет иметь важные последствия для дальнейшего развития человеческого общества. Выделим следующие наиболее важные факторы, содействующие глобализации информационного пространства в аспекте трансформации общественного сознания: 1. Развитие глобальных систем радиовещания и телевидения на основе спутниковых систем связи, покрывающих
всю поверхность земного шара. Практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием крупнейших мировых теле- и радиокомпаний в круглосуточном режиме (передаются важнейшие новости, сведения из области экономики, науки, образования и культуры). 2. Развитие глобальных информационно-телекоммуникационных систем и сетей. Сеть Интернет, к примеру, охватывает практически весь земной шар, между тем, количество пользователей в сети продолжает непрерывно расти. 3.
Развитие и стабилизация телефонной связи, особенно мобильной. Интеграция мобильной связи с компьютерными сетями и телекоммуникациями. Появление в результате принципиально новых интегрированных средств и технологий для информационных коммуникаций, обеспечивающих интеграцию функций мобильного телефона, сети Интернет, цифровой телевизионной и видеосвязи. Быстро развиваются и новейшие технологии интернет-телефонии
для передачи речевых и видео сообщений по сетевым информационным трактам Интернет. С переходом на цифровую элементную базу расширяются также и функции стандартного телевизионного приемника, обеспечивающего не только прием информации из компьютерных сетей, но также и передачу ответной цифровой информации от своих абонентов в эти компьютерные сети. Совместное действие вышеперечисленных факторов и создает новое глобальное информационное пространство.
В качестве гуманитарных последствий дальнейшего развития этих факторов отметим развитие у человека постоянного чувства «подключенности» к мировому информационному пространству. Теперь человек не чувствует себя одиноким; он быстро узнает обо всех событиях, происходящих в мире, и ощущает сопричастность к этим событиям. Благодаря развитию новейших информационных коммуникаций практически у каждого человека на планете появляется вполне реальная возможность если и не влиять на общественно
значимые события напрямую, то, по крайней мере, выражать свое мнение и отношение к этим событиям. Заметим, что феномен формирования глобального информационного пространства - это уже третий этап глобализации сознания в истории развития человечества. Первый этап глобализации сознания был связан с кругосветными путешествиями Магеллана и Колумба, в тот период человечество впервые осознало ограниченность нашей, казавшейся ранее бесконечной, планеты. Второй этап глобализации общественного сознания можно отнести
к первым полетам человека в космос, когда человечество начало понимать, какая маленькая и хрупкая наша планета, осознал необходимость ее беречь. И наконец, третий этап глобализации сознания мы наблюдаем сегодня, в процессе целенаправленного формирования глобального информационного пространства. На современном этапе происходит осознание взаимной информационной зависимости всего человечества, независимо от культурного развития, расовой, религиозной и политической принадлежности.
Еще одна важная гуманитарная тенденция проявляется во всемерном повышении уровня информационной коммуникабельности общества. Наиболее важными признаки проявления этой тенденции являются: · интенсификация информационных коммуникаций в обществе на базе развития обмена информацией как между отдельными людьми, так и между организациями, регионами, странами и континентами. · интенсификация и информатизация международных связей на базе широкого экономического, научного, культурного и образовательного сотрудничества. · всемерное
развитие международного разделения труда и занятости населения, особенно в информационной сфере. В качестве гуманитарных последствий развития указанных тенденций следует ожидать значительной активизации интеллектуальных ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран. Интересным и поучительным примером является Индия, выходящая на ведущие места в мире по разработке программного обеспечения для информационных технологий.
Объем разработок в области оффшорного программирования (программные продукты создаются по заданной спецификации зарубежной фирмы, а результаты отправляются по сети Интернет) в Индии измеряется миллиардами долларов. 3. Интеллектуализация общества и новый этап информатизации системы образования В интеллектуальной сфере глобального информационного общества и всеобщего информационного пространства
перед человеком открываются принципиально новые перспективы и возможности. Прежде всего, выделим повышение доступности качественного образования для широких слоев населения за счет следующих основных факторов. Первое и главное. Развитие дистанционных образовательных технологий на основе медиа-компьютерных и телекоммуникационных сетей и новых разработок дидактической мысли и особенно педагогической информатики.
Сегодня в мире уже действует целый ряд так называемых мегауниверситетов, в каждом из которых получают образование в разных формах более 100 тысяч студентов (без ограничения в геолокации и возрасте). Появляются такие университеты и в России (приближается к этому порогу Российский государственный социальный университет, общее число студентов которого уже превысило 80 тысяч). При этом только небольшая часть студентов обучаются собственно в головных вузах, а остальные - в филиалах
и представительствах университетов, расположенных в различных регионах мира. Второе. Формирование так называемых «виртуальных университетов» и системы «открытого образования» создает возможность одновременно учиться в нескольких учебных заведениях или на нескольких факультетах одного вуза, что позволяет на практике реализовать принципы личностно-ориентрированного и дифференцированного подходов к обучению. У обучающегося появляется реальная возможность выбрать свою собственную индивидуальную
образовательную траекторию. В настоящее время в ведущих вузах России создается сеть мультимедиа аудиторий, объединенных в единую мультисервисную интерактивную образовательную среду, которая позволяет осуществлять теоретическую и практическую подготовку студентов с использованием новейших информационных технологий, оперативно получать доступ к хранилищам учебных материалов (инженерный образовательный портал, сайты факультетов и кафедр, электронная библиотека и т.д.), проводить видеоконференции,
тестирование, а главное, предусматривается возможность удаленного доступа к уникальным лабораторным стендам и серверам со специализированным программным обеспечением. В результате развития этих новых возможностей следует ожидать значительного повышения общего уровня качества образования и профессиональной компетентности специалистов во всех отраслях экономики. Уже происходит беспрецедентное расширение системы высшего образования, результатом чего станет переход
человечества на качественно новый технологический уровень производства. Технологии 21 века будут настолько наукоемкими, что не только для разработки и создания, но также и для их эффективного внедрения и повсеместного использования потребуются высококвалифицированные специалисты абсолютно во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим наиболее технологически развитые страны мира (например,
Япония) планируют переход к системе всеобщего высшего образования. Главным итогом повышения доступности и качества высшего образования во всем мире становится всеобщее повышение уровня развития человеческого потенциала и, следовательно, интеллектуального капитала. Именно интеллектуальный капитал составляет в современном мире главенствующую долю в капитале крупных компаний и корпораций, а также в национальном богатстве каждого государства.
В результате исследований специалистов Программы развития при ООН было установлено, что в общей структуре богатства, которым сегодня располагает наша планета, две трети составляет именно интеллектуальный капитал и всего одна треть приходится на долю природных ресурсов и производственной инфраструктуры, вместе взятых. С экономической точки зрения над этим выводом стоит задуматься. Ведь именно человек является главным богатством любой страны.
Поэтому вложение средств именно в развитие личности - это сегодня самое экономически эффективное вложение капитала. Таким образом, новейшие информационные технологии являются на данный момент самым эффективным средством повышения интеллекта и развития творческих способностей личности. Мы находимся на переломном этапе развития цивилизации: человек создал средство для повышения своего интеллекта, позволяющее развивать творческие способности человека - память, логику, пространственное
мышление и творческое воображение. Поэтому новая интеллектуальная революция происходит в ментальной сфере общества. Ее основными результатами должны стать: · повышение интеллектуального капитала мирового сообщества как главного ресурса его дальнейшего развития и процветания; · создание экономических условий для практической реализации творческого потенциала каждой отдельной личности, который заложен в самой природе человека. Еще одним не менее важным гуманитарным следствием информационной глобализации общества
и всемерной интенсификации всех видов информационных коммуникаций должно стать принципиально значимое изменение научных представлений о пространстве и времени - фундаментальных категориях в науке вообще и в мировоззрении любого человека, в частности. Даже на сегодняшнем этапе современные информационные технологии (Интернет, электронная почта, всевозможные форумы, чаты, телеконференции, мобильная сотовая телефонная связь и т.д.) позволяют осуществлять и постоянно поддерживать оперативный обмен информацией
между любыми абонентами в разных странах мира (которые освоили и применяют эти технологии), покоряя огромные расстояния и стирая границы. С информационной точки зрения наш мир становится все более взаимосвязанным. По аналогии с математикой связность пространства как бы уменьшает его размерность; наше обыденное пространство «уменьшается» в объеме. В итоге расстояния уже не кажутся нам столь большими, как раньше. Этот фактор в меньшей степени разделяет людей друг от друга, что происходит благодаря возможности их
постоянного обмена информацией, общения. Понятие времени в новом информационном обществе также будет иметь несколько иное значение, чем ранее, поскольку изменяется психологическое восприятие времени, мироощущение становится более динамичным. В итоге произойдет значительное «уплотнение» социального времени в обществе, фактически в одном и том же временном интервале теперь будет происходить гораздо большее количество социально значимых событий. Указанный социально-психологический феномен будет иметь важные последствия
в развитии ментальной сферы информационного общества. Аналогичное и более привычное для нас явление наблюдается в индустриальном пространстве, в развитии транспортных коммуникаций. В свое время появление и широкое распространение в индустриальном обществе железнодорожного, автомобильного, а тем более авиационного транспорта не только изменило облик экономики, но и весь образ жизни людей, их мироощущение, прежде всего, в области представлений о пространстве
и времени. Развитие общественно доступных транспортных коммуникаций кардинальным образом изменило жизнь всего общества. Такое же изменение общества происходит на наших глазах под влиянием бурного развития информационных технологий, информационной сферы общества, которое становится все более и более взаимосвязанным. Наше отношение к окружающему миру в части восприятия его пространственно-временных измерений стремительно меняется. 4. Формирование новой информационной культуры общества и информационного образа жизни
Особо выделим такую тенденцию развития информационных технологий в современном мире как происходящее сегодня формирование новой информационной культуры общества. Определим информационную культуру общества как его способность формировать, систематизировать и использовать во всех сферах деятельности всевозможные виды информационных ресурсов, современные средства информатики и коммуникаций и информационные технологии в интересах обеспечения собственно жизнедеятельности и развития
общества. Необходимо отметить вклад в формирование информационной культуры всей системы образования. Ведь именно она дает человеку широкий кругозор, основы знаний по системообразующим наукам, формирует у людей новые информационные способности, умения и потребности, тягу к творчеству. Хотелось бы в то же время подчеркнуть, что современная информационная культура не сводится лишь к навыкам использования человеком вычислительной техники и телекоммуникационных систем в своей повседневной деятельности.
Это понятие значительно шире. Оно включает в себя способность и готовность (желание) людей воспринимать новую информацию, предполагая таким образом соответствующий уровень общего развития интеллекта, и владение основными языками международного общения, на которых представляются собственно информация, современные научные, экономические и другие знания, а также многое другое, в том числе коммуникативная культура, т.е. умение общаться с другими людьми. Еще одна важная тенденция современности проявляется в формировании
нового информационного образа жизни людей. Новое информационное пространство достаточно быстро формирует у людей новое мировоззрение, новые привычки, стереотипы поведения, новые культурные запросы и даже новые ценности. Человек быстро привыкает пользоваться теми благами и удобствами, которые нам дают нам информационные системы и технологии, отказаться от них представляется уже невозможно. И главное - не удобства в быту; новая информационная среда изменяет не только самого человека и его
стиль жизни, но профессиональную деятельность. Характерным примером является повсеместное сокращение транспортных коммуникаций и, соответственно, расходов с целью обмена информацией, в том числе, проведения совещаний, конференций. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют вполне успешно организовать совместную работу людей над общим проектом, даже если они проживают в разных городах или в различных странах, при этом сотрудники могут пользоваться информацией и технологиями, размещенными
в централизованной информационной системе и на ее региональных порталах. Сетевая экономика, сетевые распределенные коллективы - все это уже становится реальностью сегодня, и, безусловно, будет развиваться в будущем. Фактически общество идет к отмиранию такого консервативного атрибута любого предприятия или организации, как офис, офисное помещение становится ненужным, всю организацию жизнедеятельности компании можно осуществлять дистанционно из виртуального или даже мобильного офиса.
Современные информационные системы позволяют не только отказаться от рабочего стола (теперь у каждого сотрудника все документы размещены на рабочем столе его персонального, а то и переносного, компьютера), но и пользоваться виртуальными рабочими кабинетами, где за порядком следит не человек, а компьютер и информационная система. 5. Проблемы личности в информационном обществе Как и всякое развитие новейших технологий, глобализация экономики на основе информатизации общества
несет отдельно взятому человеку не только блага и удобства, но также и новые проблемы. Некоторые из них имеют глобальный характер и начинают проявлять себя уже сегодня. Одна из этих проблем - формирование и углубление информационного неравенства между людьми, странами и их регионами в новом информационном пространстве общества. Указанной проблеме было уделено повышенное внимание в
Окинавской хартии глобального информационного общества, которая была принята на одной из встреч руководителей стран «большой восьмерки». Подписавшие этот документ руководители объявили о своем намерении объединить усилия своих государств не только с целью построения глобального информационного общества, но и для борьбы с информационным неравенством. Проблема информационного неравенства является сегодня комплексной: глобальной экономической, геополитической и социальной, а также и культурологической.
Реальная возможность или невозможность использования солидных преимуществ, которые предоставляют человеку новые информационные системы и технологии, а также средства информатики, зависит, оказывается, не только и не столько от уровня развития экономики той или иной страны. В большой степени этот фактор зависит от уровня образованности и общей культуры данного общества и конкретной личности, ориентации человека на новое, информационное направление вектора развития современной
цивилизации. Приходится констатировать факт, что проблематика информационного неравенства сегодня еще только начинает привлекать к себе внимание экономических и политических сил и научной общественности, в ближайшие годы она будет только обостряться, для решения этой непростой задачи глобального масштаба будет необходимо принимать особые меры не только на национальном, но и на международном уровне. На сегодняшний день остро стоит также проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества.
Она приобретает новое содержание и включает в себя не только информационную и компьютерную преступность. Огромное зло несут средства и технологии воздействия на массовое сознание (манипуляция сознанием), которое может осуществляться как через средства массовой информации, так и через глобальные компьютерные сети, а также проблема разрушения традиционных национальных культур под воздействием глобализации общества. Еще одна опасность подстерегает мир на пути все большей технократизации общества, которая в последние
годы становится все более заметной. По многим прогнозам, уже в XXI в. в обществе будет доминировать технократия. Конечно, не плохо, когда к власти в стране приходят компетентные люди, которые не только имеют свой капитал, но и умеют сами работать, производить новую продукцию. Здесь важно другое - не потерять при этом гуманитарных ценностей общества, не допустить подмены этих ценностей технократическими. Дегуманизация общества, которая сегодня наблюдается практически повсеместно,
представляется в стратегическом плане крайне опасной. Свидетельство этому - не столь давние события в Нью-Йорке и Вашингтоне. Они должны заставить нас пересмотреть свое отношение к проблемам морали и нравственного воспитания людей. Ведь только нравственное воспитание может дать людям надежду на сравнительно спокойное будущее. Наш мир становится все более опасным, и высокие технологии эту опасность не только не снимают,
но и еще более усиливают. Здесь весьма уместно вспомнить слова Иммануила Канта: «Есть только две вещи, которым я не перестаю удивляться: звездное небо над головой и моральный закон во мне». Нравственный императив - вот что может служить реальной гарантией безопасного развития человечества. Важнейшие тенденции развития современного общества, связанные с процессом его глобализации, должны будут оказать самое серьезное и многоплановое воздействие на многие компоненты
гуманитарной сферы общества. Совокупность этих воздействий и будет составлять основное содержание того нового общецивилизационного феномена, который уже все отчетливее проявляет себя сегодня и который с достаточным основанием можно квалифицировать как новую гуманитарную революцию. Развитие этой революции следует ожидать в ближайшие десятилетия XXI в. Уже сегодня совершенно ясно, что эта революция приведет не только к радикальным переменам в сфере
образования, науки и культуры, но также во многом изменит и мировоззрение людей во всех странах мира, их отношение к природе, к себе, к другим людям. В середине XXI в. мы, вполне вероятно, будем жить уже совсем в другом мире. Процесс глобализации общества можно рассматривать как закономерную реакцию мировой цивилизации на новые угрозы для ее дальнейшего устойчивого развития. Сегодня здесь борются между собой две главные противоречивые
тенденции - повышение информационной взаимосвязанности различных частей мирового сообщества, что, безусловно, должно повысить его устойчивость как сложной самоорганизующейся системы, и другой тенденции - разрушения традиционных национальных культур под воздействием процесса глобализации. Последняя тенденция уменьшает культурное разнообразие мирового сообщества и поэтому должна рассматриваться как негативная. Она уменьшает устойчивость цивилизации по отношению к разрушительным воздействиям.
Какая из этих тенденций возобладает, покажет будущее. Однако в любом случае сегодня уже совершенно ясно, что главные проблемы будущего человечества будут решаться не в экономической или политической сферах, а в информационной сфере, которая и должна стать в ближайшие годы центром внимания в контексте проблем устойчивого развития цивилизации. Таким образом, развертывание глобальной информационно-технологической (информационно-телекоммуникационной)
революции - это переворот в средствах телекоммуникаций на базе микроэлектроники, кибернетики, спутниковых и цифровых систем связи, появление всемирной сети компьютерной связи «Интернет» (по своему историческому значению оно, как справедливо отмечают многие авторы, сопоставимо с изобретением книгопечатания). Глобальное распространение нынешнего, принципиально нового (оно глобально по самой своей научно-технической природе) по сравнению с предшествующими, поколения информационных технологий сделало возможным с помощью
Интернета в любой момент и в любой точке Земного шара совершить торговые, валютные и многие другие сделки. То, что принято называть «мировыми деньгами», приняло электронную форму движения. Это сделало их действительно всемирным средством обращения и платежа. Все это позволило обеспечить новый, качественно более высокий (глобальный) уровень «сцепления» национальных хозяйств и различных хозяйствующих субъектов в рамках глобальной экономики, придав процессу воспроизводства
действительно всемирный характер. Заключение Информационно-коммуникационная глобализация в настоящее время является наиболее показательным из мировых интеграционных процессов и включает в себя следующие процессы: - развитие коммуникационных возможностей и использование космического пространства для передачи информации; - появление и быстрый рост глобальных информационных систем и сетей; - компьютеризацию большинства процессов жизнедеятельности человечества. Основные тенденции мирового развития в
ХХI столетии: 1. Экономическая глобализация к настоящему времени имеет наиболее прорисованные черты, которые в основном сохранятся и в будущем: а) ведущая роль больших компаний; б) функционирование глобальных «виртуальных» рынков - финансового, валютного, фондового; в) создание и деятельность глобальных торгово-экономических объединений и союзов; г) перевод всех национальных и международных финансовых и валютных транзакций, а также страховых и торговых услуг в глобальную сеть.
2. Основными направлениями информационно-коммуникационной глобализации станут: а) развитие глобальных космических коммуникационных систем; б) развитие персональных систем связи и глобального позиционирования; в) создание глобальных систем управления бизнесом, производственными процессами и домашним хозяйством на базе информационно-коммуникационных комплексов; г) компьютеризация и роботизация все большего числа процессов жизнедеятельности человечества. Литература 1.
Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.п. Барановская; Под общ. ред. И.т. Трубилина М.:Финансы и статистика, 2001 416 с.: ил. 2. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко М.: ЮНИТИ,
2001 399 с. 3. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента М.:ГУВШЭ, 2000 г 688 с. 4. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом 2001 №3. 5. Волкова В.Н. Информационные системы: учебное пособие под ред. В.Н. Волковой, Б.И. Кузина СПбГТУ, 1998 г. 6. Градобитова
Л.Д Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях М.: АНКИЛ, 2002. 7. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление М.: Экономика, 1998. 8. Загашвили В.С. На пороге нового этапа экономической глобализации // МЭиМО 2009 №3. 9. Информационные системы и технологии в экономике: учебник / Барановская Т.П Лойко В.И Семенов М.И Трубилин И.Т.; под ред.
В.И. Лойко М.:Финансы и статистика, 2003 - 412 с.:ил. 10. Петров В.Н. Информационные системы, 2002 г. 11. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии / И.А. Стрелец. М.: Издательство «Экзамен», 2003 256 с. 12. Тютюнник А.В Шевелев А.С. Информационные технологии в банке -
М.:Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003 - 368 с. 13. Черенков А.П. Информационные системы для экономистов: учебное пособие, 2002 г. 14. Издательство «Бизнес и компьютер», периодические журналы «Банковские технологии», «Пластиковые карты» и др.: www.bizсоm.ru 15. Infоrmatiоn Eсоnоmy Repоrt 2007-2008 Sсienсe and Teсhnоlоgy fоr develоpment: the new paradigm оf
IСT UNСTAD, UN New Yоrk, Geneva, 2007. 16. «Making Glоbalizatiоn Gооd» edited by Jоhn H. Dunnung Оxfоrd University Press, 2003. 17. United Natiоns Pоverty and Develоpment Divisiоn. Eсоnоmiс and sосial survey оf Asia and the Paсifiс New Yоrk: The United Natiоns, 1999. 18.
Wоrld Investment Repоrt 2009, UN Transnatiоnal Соrpоratiоns, Agriсultural Prоduсtiоn and Develоpment UNСTAD, UN New Yоrk, Geneva, 2009. 19. Wоrld Investment Repоrt 2005, Transnatiоnal Соrpоratiоns and the Internatiоnalizatiоn оf R&D UNСTAD, UN New Yоrk, Geneva, 2005. 20. Wоrld eсоnоmiс оutlооk 2009 (Internatiоnal
Mоnetary Fund). 21. www.сitfоrum.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Лазерный свет |
Реферат | Что за прелесть эти сказки |
Реферат | Лазеры. Строение и применение |
Реферат | Анализ финансового состояния предпррятия |
Реферат | ЮЖНАЯ КОРЕЯ - ресурсы, экономика, география |
Реферат | Символика имен в пьесах Островского "Гроза", "Бесприданница" и "Лес" |
Реферат | Themes Displayed In To Kill A Mockingbird |
Реферат | Лидары и надиры в изучении атмосферы |
Реферат | Кручение |
Реферат | Фальсификация лекарственных средств |
Реферат | Компоненты электронной техники |
Реферат | Корпускулярно - волновой дуализм |
Реферат | Лазеры на иттрий-алюминиевом гранате |
Реферат | Організація обліку на торгівельному підприємстві |
Реферат | Лазеры и их применение 3 |