Реферат по предмету "Международные отношения"


Внешнеэкономические связи и валютный курс

Название документа: Внешнеэкономические связи и валютный курс 13 Контрольная работа по дисциплине «Мировая экономика» Студентки 4 курса Группы 4ЭУП-05 Валигура Т.В. Череповец, 2009 Содержание 1. Общая характеристика Япония 1.2 Внешнеэкономические связи Японии 2. Валюта и валютный курс 2.1


Валютный курс: определение, классификация, способы установления 2.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса 2.3 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю Литература 1. Хонсю, Сикоку и Кюсю и многочисленных примыкающих к ним мелких островах.


Территория - 372,2 тыс. км2. По численности населения (свыше 127млн. чел.) Япония входит в первую десятку стран мира. Объём ВВП Японии составляет примерно 3,5 трлн долл на душу населения ежегодно приходится 28 тыс. долл. В структуре ВВП удельный вес сферы услуг занимает 62%, промышленности и строительства - 36%, сельского хозяйства, лесной промышленности и рыболовства -


2%. Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2 % ВВП), вся промышленность и энергетика работают практически на привозном сырьё, широко развита атомная энергетика: здесь насчитывается 51 ядерный энергоблок. На Японию приходится 7,2% мирового ВВП. По объёму золотовалютных резервов Япония занимает второе место в мире после Китая (более 220 млрд долл.).


Общая сумма зарубежных активов Японии составляет свыше 1трлн долл. Япония является самым крупным в мире инвестором: на её долю приходится примерно 40% мирового ссудного капитала. В основном это инвестиции в облигации, ценные бумаги США и государств ЕС. Характерной чертой последнего времени является резкое увеличение объёма прямых инвестиций. В среднем они составляют 15,5 млрд. в год.


Япония с середины 1980-х гг. была самым крупным кредитором мира, выйдя на первое место по объёму льготной экономической помощи развивающимся странам в рамках официальной помощи развитию (ОПР). По промежуточному плану оказания помощи развивающимся странам объём ассигнований составлял примерно 11 млрд долл. В конце 1990-х гг. япония переместилась по размерам ОПР на второе место, уступив позиции США. По расходам на


НИОКР Япония также занимает второе место в мире. Они составляют более 3% ВВП и достигают 4/5 американского уровня. Отличительной особенностью Японии является то, что основное бремя расходов на НИОКР лежит на частном секторе, а государство финансирует лишь 19,4% всех расходов, в то время как в США-46,8%. На японское патентное управление приходится более 40% всех зарегистрированных в мире патентов.


В Японии расположен Университет ООН, который готовит управленческие кадры для многих стран мира. Качественный рост японской экономики в последнее десятилетие обеспечивается за счёт: l крупных структурных сдвигов и становления инновационной модели экономического роста при последовательном увеличении доли наукоёмких отраслей промышленности; l обновления производственной базы (применение ресурсо - и энергосберегающих технологий); l развития электроники и её внедрения во все производственные процессы; l революционных


перемен в коммуникационных системах и пере хода к модели информационного общества. На темпы роста экономики Японии оказывают влияние следующие факторы: 1) социальная структура. Основное количество рабочих мест приходится на малые и средние фирмы; 2)Вертикальный интеграция фирм. В Японии большое распространение получили кейрэцу - объединения крупных компаний с малыми и средними фирмами, основанные на производственных связях.


Производственная вертикальная интеграция привела к созданию финансовых групп, которые заняли в хозяйстве страны господствующие позиции; 3) национальные традиции и особенности рабочей силы. В стране практикуется принцип пожизненного найма. Трудовые отношения в Японии строятся на принципе “фирма - наш общий дом”. Доказано, что служащий получает удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный


характер и отличается разнообразием, поэтому практически не используется конвейерное производство; 4) единство государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. В Японии широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается система планов экономического и социальн6ого развития. Основные цели и задачи общегосударственного развития воплощаются в содержании внутрикорпоративных


планов, которые носят директивный характер. Система общегосударственных планов складывается из пяти составляющих: плана экономического и социального развития; плана развития и использования земель; плана рационального размещения производительных сил; отраслевых планов; целевых общегосударственных программ и регионального планирования; 5. процентные ставки и валютный контроль. Комитет по политике Банка Японии устанавливает депозитные и ссудные ставки в пределах минимума.


Депозитный процент по каждому виду вклада, краткосрочный процент и вся система процентных ставок следуют за движением официальной учётной ставки. Либерализация японского рынка сопровождается созданием “фильтра”, основанного на нравственно-религиозных нормах, зависящих от социально-культурной среды. Он допускает в Японию наиболее “качественный” иностранный капитал и наиболее “качественные” товары, которые не подрывают позиции национального капитала, а наоборот, стимулируют его.


Эластичность японской экономики проявляется в том, что она быстро и без существенных потерь может переходить от роста за счёт внешнего спроса к росту за счёт внутреннего спроса. В ВВП Японии сохраняется тенденция сокращения доли продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки и других отраслей. Высокими темпами развиваются электроника и сфера услуг.


Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, видеомагнитофонов, промышленных роботов - основное направление капиталовложений японских предпринимателей. Целью инвестиционной политики Японии является не расширение производства, а его модернизация и интенсификация. Инвестиции в основной капитал составляют примерно 19% ВВП. Характерная черта сельскохозяйственного производства


Японии - низкая для развитых стран производительность труда и высокая себестоимость продукции. Малые размеры хозяйств (средняя площадь земельных угодий - 1,4 га) делают невозможным применение в широких масштабах интенсивных технологий. В результате идёт постоянное снижение самообеспеченности страны продуктами питания (с 75% в 1990г. До 40% в 2002г). Основная зерновая культура - рис (8,6 млн т), на неё приходится более 50% площади


посевов. Роль животноводства в последнее десятилетие значительного возросла, особенно быстро развивает свиноводство и бройлерное птицеводство. Традиционно развито рыболовство. По улову рыбы Япония занимает второе место в мире после Китая. Среднегодовой объём улова рыбы составляет в последние годы 6,5 млн т (в 1988 г примерно 13 млн т). Снижение объёмов улова произошло по причине ужесточения условий международного регулирования этой


отрасли, неблагоприятного состояния ресурсов, растущей конкуренции. Япония остаётся крупнейшим импортером продукции сельского хозяйства, особенно зерна и кормов. Для японской экономики 1998 г. Был достаточно сложным: страны АТР переживали глубокий финансовый кризис. В это время в Японии значительно снизились темпы прироста ВВП (-0,8%).


Частные производственные капиталовложения сократились на 11,7%. Портфель заказов в машиностроении снизился на 19%, в строительно-подрядных компаниях - 11,9%. Уровень безработицы к началу 1999г. Составлял 4,6% активного населения. Реальная заработная плата уменьшилась на 2%. Объём экспорта Японии сократился на 2,3. Отличительной особенностью кризиса являлось снижение уровня внутренних цен.


В 1998 г. Отмечен рекордный уровень банкротств (почти 19 тыс.) и необычайно высокий объём задолженности (120 млрд долл.), что явилось следствием банкротства кредитных учреждений, в том числе двух крупнейших банков - Банка долгосрочного кредита и Японского кредитного банка. Основные макроэкономические показатели Японии приведены в табл.1. Таблица 1 Основные экономические показатели Японии (% к предыдущему году)


Показатели 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Среднегодовые темпы прироста ВВП -0,8 1,9 1,7 -0,6 1,2 0,4 2,7 2,0 Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции -5,1 -3,7 5,6 -7,4 -1,5 3,3 5,5 3,0 Индекс потребительских цен -1,9 -1,1 -0,7 -0,7 -0,9 -0,3 -0,2 -0,4 Безработица (% от активного населения) 4,6 4,5 4,7 5,0 5,4 5,2 4,7 4,5


Источник: Вопросы статистики 2003 №4 С.87-88; данные агентства «Рейтер» и статистического управления ЕС, МВФ - www. Imf.org. За период 1998-2002гг. Экономика Японии отличалась нестабильностью. Несмотря на антикризисную политику, не удалось стабилизировать темпы экономического роста. Рост ВВП страны в 2003 г. cоставлял всего 0,4%. В 2003 г. впервые за четыре года сократилось число банкротств японский компаний.


Потребительские цены в 2003г. Несколько стабилизировались и перестали снижаться. По прогнозам МВФ, темпы прироста ВВП в 2006г. Будут на уровне 2%, а дефляция уменьшится до 0,1%. За годы кризиса падение темпов роста ВВП явилось следствием уменьшения капиталовложений в экономику. Если в 1990г. Инвестиции составляли 11,5% валового основного капитала корпораций, тог в 2002г. Этот показатель снизился до 6,5%, 10-12% внутренних сбережений вывозится из страны.


Тем не менее в 2005г. Уровень сбережений составил 26-27% национального дохода (один из самых высоких показателей в мире), ВВП на душу населения - 36,5 тыс. долл. Примером активной экономической политики Японии служит провозглашённый в 2002г. Стратегический курс на повышение роли интеллектуальной собственности в предпринимательской среде. С конца ХIХ в. до настоящего времени развитие японской экономики можно рассматривать как переход от


централизованной военно-командной системы через модель “догоняющего развития” с высокой степенью государственного вмешательства и традиционного регулирования к системе, опирающейся на частную инициативу, рыночный механизм и либеральную экономическую политику. 1.2 Внешнеэкономические связи Японии Основу внешней торговли Японии составляет продукция обрабатывающей промышленности. Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется


Министерством внешней торговли и промышленности, главными функциями которого являются поддержание объёмов закупок сырьевых и топливных ресурсов; содействие структурной перестройке промышленных отраслей и их рациональному размещению; помощь малому и среднему предпринимательству; защита прав интеллектуальной собственности. Министерство готовит аналитические, статистические и прогнозные материалы для определения главных направлений развития внешнеэкономических связей


Японии. За весь послевоенный период физический объём экспорта Японии увеличился в 70 раз. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счёт высокого качества, новейших технологий, кадровой политики и авторитета фирм. Один из методов конкурентной борьбы японских фирм - быстрая смена моделей товаров. В 2005г. Япония находилась на четвертом месте после


Германии, США и Китая по величине экспорта. Однако она занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения - станков с ЧПУ, судов, бытовой электроники, электронных компонентов и промышленных роботов, второе место по объёму выпуска химической продукции и производству автомобилей (примерно 10 млн шт в год). Объём внешней торговли примерно равен 10% мирового товарооборота. Сальдо торгового баланса - положительное. Экспорт превышает импорт более чем на 100 млрд долл.


На долю Японии приходится от 20 до 40% мирового рынка автомобилей. В структуре экспорта Японии в 2004 г. На продукцию общего машиностроения - 4,6%, сталь - 2,6%. Главными импортёрами японских товаров остаются США (30,5), страны НИС (24%), страны АСУФР (17%), страны ЕС (16%), страны СНГ и ЦВЕ(0,6%). В импорте Японии приоритетными являются продукция машиностроения (22,8%),


промышленное сырьё и топливо (13,9%), продовольствие (6,9), одежда (5,2%). Япония занимает ведущее место в мире по экспорту прямых капиталовложений. Восемь японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира (“Хиачи”, “Тойота”, “Сони” и др.). Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Рынком приложения капитала


Японии являются страны АТР, Западной Европы и США. У Японии самые большие в мире зарубежные активы (в 2004г. они составляли 4,18 трлн. долл.) и золотовалютные резервы (844,5 млрд. долл.). Объём накопленных в Японии ПИИ составлял 55 млрд долл. Максимальный приток ПИИ приходился на 2000 г. И составлял 28 млрд. долл. Близость культуры, языка, традиций, углубление процессов глобализации геополитические


изменения в мире делают экономические связи Японии со странами АТР наиболее эффективными: свыше 50% японского экспорта товаров и более 30% инвестиций приходится на страны АТР. Специфической чертой японской экономической политики в отношении развивающихся стран является предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, определение свободных ниш. Отношения со странами Центральной и Восточной Европы (Чехия,


Венгрия и др.) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, Китая и стран Юго-Восточной Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них. Российско-японское отношения определяются следующими факорами: l В Японии не меняется традиционное восприятие России как европейского, а не азиатского государства.


Поэтому Россия остаётся за пределами азиатской политики Японии. Проекты и программы, которые Япония разрабатывает или собирается реализовать в рамках, рассчитанных на Азию, часто не касается сотрудничества с Россией. Исключением является идея зоны экономического сотрудничества вокруг Японского моря (российский Дальний Восток - прибрежные префектуры


Японии. Проекты и программы, которые Япония разрабатывает или собирается реализовать в рамках, рассчитанных на Азию, часто не касается сотрудничества с Россией. Исключением является идея зоны экономического сотрудничества вокруг Японского моря (российский Дальний Восток - прибрежные префектуры Японии - северо-восточные провинции Китая - Южная Корея -


КНДР - Монголия). В настоящее время Япония проявляет особый интерес к реализации проектов по освоению и разработке месторождений полезных ископаемых в Восточной и Западной Сибири; l Внимание сторон постепенно смещается к решению чисто практических проблем экономического сотрудничества: между Россией и Японией ведутся переговоры о сотрудничестве в различных отраслях, в том числе о разработке трёх крупных проектов - добыча на шельфе


Сахалина, освоение лесных ресурсов Сибири, прокладка линии связи между Москвой и Хабаровском. Япония дала согласие на присоединение России к ВТО на саммите АТЭС в 2004г несмотря на территориальные разногласия. Объём торговли между Россией и Японией в 2004 г. Достиг 8,8 млрд долл. (в 2002 г 3,3 млрд долл.). Удельный вес России в торговом обороте Японии составляет 0,8 -


0,9%, а Япония в торговом обороте России - 3%. столь низкий объём внешнеторгового оборота между Россией и Японией не соответствует статусу стран-соседей. Для сравнения товарооборот Японии и Китая составляет 133 млрд долл Южной Кореи и Японии - 60 млрд долл. Потенциал российско-японского сотрудничества в области внешней торговли эксперты оценивают в 100 млрд долл. Товарная структура российского экспорта в


Японию на 37% состоит из поставок цветных и драгоценных металлов, 27 - морепродуктов, 11 - лесоматериалов, угля - 13, нефти и нефтепродуктов - 20%. Япония экспортирует в Россию транспортные средства, дорожно-строительную технику, металлообрабатывающее оборудование, электробытовые товары и средства связи. В 2004г. Были улучшены условия внешнеторгового страхования, в результате чего российские банки и компании


получили от японских банков кредиты на закупку японской техники и телекоммуникационного оборудования на сумму свыше 80 млн. долл. Японские капиталовложения в Россию не превышают 1,3 % общей величины ПИИ в России, что не соответствует экономическому потенциалу обеих стран. По данным Росстата, общий объём накопленных в России японских инвестиций в 2005 г. оценивался в 727,1 млн долл в том числе прямых -


139,8 млн долл. Доля России в японском экспорте ПИИ составляет 0,1%. Для решения инвестиционного вакуума в апреле 2005 г. Была создана российско-японская организация содействия торговле и инвестициям (РЯОСТИ). Реализуются новые инвестиционные проекты в сфере машиностроения (строительство автомобильного завода фирмы “Тайота” в Санкт-Петербурге), угольной промышленности и атомной энергетики (проект


ИТЭ). В сентябре 2005 г. “Газпром” заключил соглашение с “Mitsui O.S.K. Lines и Itochu Corporation” о сотрудничестве по транспортировке 15 млн т сжиженного природного газа (СПГ) со Штокмановского месторождения, что эквивалентно 10% мировой торговли СПГ. Согласно договорённости японские корпорации должны будут построить для российской стороны порядка десяти газональных танкеров. Планируется участие японской компании “Itochu” в поставках глубоководных


труб для строительства морского участка североевропейского газопровода. 2. Валюта и валютный курс Валюта это денежная единица страны (в России рубль, в США доллар и т.д.) и её тип (золото, серебро, бумага). А также это бумажные деньги, монеты, векселя, чеки, используемые в международных расчётах (иностр. В.) Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах


другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц. 2.1 Валютный курс: определение, классификация, способы установления Валютный курс - это обменное соотношение между двумя валютами, например 100 иен за 1 доллар


США или 16 рублей РФ за 1 доллар США. Гипотетически существуют пять систем валютных курсов: · Свободное («чистое») плавание; · Управляемое плавание; · Фиксированные курсы; · Целевые зоны; · Гибридная система валютных курсов. Так, в системе свободного плавания валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный форексный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников


как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна. В системе управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения. Примером системы фиксированных курсов является Бреттон -


Вудская валютная система 1944-1971 гг. Система целевых зон развивает идею фиксированных валютных курсов. Ее примером является фиксация российского рубля к доллару США в коридоре 5,6-6,2 рубля за 1 доллар США (в докризисные времена). Кроме того, к этому типу можно отнести режим функционирования курсов валют стран-участниц Европейской валютной системы. Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная


валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное плавание валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов курсов валют различных стран, действующих в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ. Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам: Таблица 2 Классификация видов валютного курса. КРИТЕРИЙ


ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА 1. Способ фиксации Плавающий Фиксированный Смешанный 2. Способ расчета Паритетный Фактический 3. Вид сделок Срочных сделок Спот-сделок Своп-сделок 4. Способ установления Официальный Неофициальный 5. Отношение к паритету покупательной способности валют Завышенный Заниженный Паритетный 6. Отношение к участникам сделки


Курс покупки Курс продажи Средний курс 7. По учету инфляции Реальный Номинальный 8. По способу продажи Курс наличной продажи Курс безналичной продажи Оптовый курс обмена валют Банкнотный Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса. Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух


стран, взятых в соответствующей валюте. Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы: это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен. Кроме реального валютного курса, рассчитанного на базе отношения цен, можно использовать этот же показатель,


но с другой базой. Например, приняв за нее отношение стоимости рабочей силы в двух странах. Курс национальной валюты может изменяться неодинаково по отношению к различным валютам во времени. Так, по отношению к сильным валютам он может падать, а по отношению к слабым - подниматься. Именно поэтому для определения динамики курса валюты в целом рассчитывают индекс валютного курса. При его исчислении каждая валюта получает свой вес в зависимости от доли приходящихся на нее внешнеэкономических


сделок данной страны. Сумма всех весов составляет единицу (100%). Курсы валют умножаются на их веса, далее суммируются все полученные величины и берется их среднее значение. В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие».


Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные государства, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом. Чем выше курс иностранной валюты, тем меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной валюты, тем больше спрос на нее. Размер предложения иностранной валюты определяется спросом резидентов иностранного


государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве. Так, чем выше курс иностранной валюты по отношению к отечественной, тем меньшее количество национальных субъектов валютного рынка готово предложить отечественную в обмен на иностранную и наоборот,


чем ниже курс национальной валюты по отношению к иностранной, тем большее количество субъектов национального рынка готово приобрести иностранную валюту. 2.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы - покупательной способности валют - под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - стоимостью,


ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса). К структурным факторам относятся: · Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;


· Состояние платежного баланса страны; · Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции; · Разница %-х ставок в различных странах; · Государственное регулирование валютного курса; · Степень открытости экономики. Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся: · Деятельность валютных рынков; · Спекулятивные валютные операции; ·


Кризисы, войны, стихийные бедствия; · Прогнозы; · Цикличность деловой активности в стране. Рассмотрим подробнее механизм влияния некоторых факторов на величину валютного курса. 2.3 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической


ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом. Используя валютный курс, предприниматель сравнивает собственные издержки производства с ценами мирового рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных предприятий и страны в целом. На основе курсового соотношения валют, с учетом удельного веса данной страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное влияние на соотношение


экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий. Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран. В целом обесценение национальной валюты предоставляет возможность экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая премию при обмене


вырученной подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную и имеют возможность продавать товары по ценам ниже среднемировых, что ведет к их обогащению за счет материальных потерь своей страны. Экспортеры увеличивают свои прибыли путем массового вывоза товаров. Но одновременно снижение курса национальной валюты удорожает импорт, так как для получения этой же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены, что стимулирует рост цен в стране,


сокращение ввоза товаров и потребления или развитие национального производства товаров взамен импортных. Снижение валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте стран пребывания. Эти прибыли реинвестируются или используются для закупки товаров по внутренним ценам и последующего


их экспорта. При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот, расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.


Многие страны манипулируют валютными курсами для решения своих задач как в области экономического развития, так и в области защиты от валютного риска. Манипулирование включает в себя целый ряд мероприятий - от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использования тарифов и лицензий до механизма интервенций. Завышенный курс национальной валюты - это официальный курс, установленный на уровне выше паритетного курса. В свою очередь, заниженный валютный курс - это официальный курс, установленный


ниже паритетного. Разрыв внешнего и внутреннего обесценения валюты, т.е. динамики его курса и покупательной способности, имеет важное значение для внешней торговли. Если внутреннее инфляционное обесценение денег опережает снижение курса валюты, то при прочих равных условиях поощряется импорт товаров в целях их продажи на внутреннем рынке по высоким ценам. Если внешнее обесценение валюты обгоняет внутреннее, вызываемое инфляцией, то возникают условия для


валютного демпинга - массового экспорта товаров по ценам ниже среднемировых, связанного с отставанием падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса, в целях вытеснения конкурентов на внешних рынках. Для валютного демпинга характерно следующее: · экспортер, покупая товары на внутреннем рынке по ценам, повысившимся под влиянием инфляции, продает их на внешнем рынке на более устойчивую валюту по ценам ниже среднемировых; · источником снижения экспортных цен служит курсовая разница, возникающая


при обмене вырученной более устойчивой иностранной валюты на обесцененную национальную; · вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхприбыли экспортеров. Демпинговая цена может быть ниже цены производства или себестоимости. Однако экспортерам невыгодна слишком заниженная цена, т.к. может возникнуть конкуренция с национальными товарами в результате их реэкспорта иностранными контрагентами.


Валютный демпинг, будучи разновидностью товарного демпинга, отличается от него, хотя их объединяет общая черта - экспорт товаров по низким ценам. Но если при товарном демпинге разница между внутренними и экспортными ценами погашается главным образом за счет государственного бюджета, то при валютном - за счет экспортной премии (курсовой разницы). Валютный демпинг впервые стал практиковаться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Его непосредственной предпосылкой являлась неравномерность


развития мирового валютного кризиса. Великобритания, Германия, Япония, США использовали снижение курса своих валют для бросового экспорта товаров. Валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию. В стране, осуществляющей валютный демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень трудящихся снижается вследствие роста внутренних цен.


В стране, являющейся объектом демпинга, затрудняется развитие отраслей экономики, не выдерживающих конкуренции с дешевыми иностранными товарами, усиливается безработица. В 1967 г. на конференции Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят международный Антидемпинговый кодекс, предусматривающий специальные санкции при применении демпинга, включая валютный. Иногда устанавливаются разные режимы валютных курсов для различных участников валютного рынка в зависимости


от проводимых операций: коммерческих или финансовых. Часто по коммерческим операциям применяется официальный валютный курс, а по операциям, связанным с движением капитала рыночный. Курс по коммерческим операциям обычно является заниженным. Вначале для стран, искусственно занизивших курс собственной валюты, наблюдается оживление экономики, вызванное повышением конкурентоспособности экспорта.


Однако далее нарастают ограничения внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения ресурсов, большая часть национального дохода направляется в сферу производства за счет уменьшения в нем доли потребления, что приводит к повышению уровня потребительских цен в стране, за счет которого происходит ухудшение уровня жизни трудящихся. Негативное влияние на изменение пропорций народного хозяйства может оказать и искусственное поддержание постоянного валютного курса, уровень которого значительно расходится с паритетным,


приводя к закреплению однобокой ориентации в развитии отдельных отраслей экономики. Таким образом, изменения курса валют влияют на перераспределение между странами части совокупного общественного продукта, которая реализуется на внешних рынках. В условиях плавающих валютных курсов усиливается воздействие курсовых соотношений на ценообразование и инфляционный процесс. В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений на движение капиталов, особенно


краткосрочных, что сказывается на валютно-экономическом положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы.


Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций в МЭО. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного курса занимают видное место в экономической науке. Литература 1)Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира:-


Москва «Финансы и статистика» 2007 238с. 2)Миклашевская Н.А. Холопова А.В. Международная экономика.:- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008 368с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Art In The Bible Essay Research Paper
Реферат A Response To Susan Willis Essay Research
Реферат Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества
Реферат Закушняк, Александр Яковлевич
Реферат Нравственное развитие школьников как педагогическая проблема
Реферат Посттравматическая стриктура уретры. История болезни
Реферат Проблема выживания человека в условиях автономного существования и в экстремальных условиях
Реферат An Essay About The Scarlet Letter Finding
Реферат Транспортная задача. Венгерский метод
Реферат Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека
Реферат Ревизия аудит расчетных операций
Реферат Испытание материалов на прочность при ударе
Реферат Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте
Реферат Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Реферат Строение атома 2