Содержание Введение 1. Логистика приемки и отгрузки товара 2. Логистическая система приемки и отгрузки товара ОАО Пивоваренная компания "Балтика" 2.1 Логистическая система ОАО Пивоваренная компания "Балтика" 2.2 Логистика приемки и отгрузки товара на ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
Заключение Список литературы Введение Торгово-технологический процесс на предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применения методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, на оптовых предприятиях должно постоянно вестись строгое наблюдение за правильностью выполнения логистической системы, а именно от начала приемки товара до отгрузки данного товара потребителям. Отдел логистики обязан обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров и отгрузку этого товара конечному потребителю. На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с
товарами до предложения их покупателям. Логистика технологии и организации приемки и отгрузки товаров оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания потребителей. 1. Логистика приемки и отгрузки товара Логистика приемки и отгрузки товара представляет собой логистический процесс правильности организации по приемке товара на склад предприятия и по отгрузке товара конечному потребителю. Логистический процесс заключается в отслеживании всей логистической цепи начиная от приемки
и заканчивая отгрузкой товара. Логистика приемки товара. Под логистикой приемки товара понимается логистическая цепочка правильности проведения проверки товара в соответствии с качеством, количеством и комплектности товара его характеристикой и техническими условиями, указанными в договоре. Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставляют на склад.
Обобщенный перечень процедур или логистических цепочек по приемке товаров на склад, например, компании-дистрибьютора выглядит следующим образом: въезд транспортного средства на территорию склада; контроль наличия товаросопроводительной документации; определение ворот разгрузки; подача транспортного средства к рампе под разгрузку; подъезд транспортного средства к месту разгрузки; наружный осмотр транспортного средства и фиксирование неисправностей, при необходимости фотосъемка; открывание дверей транспортного
средства; подача необходимого подъемно-транспортного средства; визуальный осмотр поступившего товара (каждой грузовой единицы); подача необходимой тары и укладка в нее товара (при необходимости); взятие грузовой единицы транспортным средством и вывоз его на рампу; приемка поступившего груза по числу грузовых мест в соответствии с сопроводительными документами; сверка и оформление сопроводительных документов; оформление актов приемки с указанием порчи или недостачи груза, если таковые имеются; передача необходимых
документов поставщику и подтверждение получения груза в базе данных; транспортировка груза в зону приемки для окончательной приемки и подготовки товаров к размещению на хранение. Нормативно-правовое регулирование приемки. Долгое время в нашей стране приемка осуществлялась на основании двух инструкций Госарбитража СССР № П-6 и № П-7, принятых еще в середине 60-х годов прошлого века. Многие компании в своей деятельности до сих пор руководствуются этими нормативно-правовыми актами,
хотя их обязательное применение отменено. Таким образом, если стороны не сослались в договоре на упомянутые инструкции или не зафиксировали условия приемки продукции в договоре, все вопросы по обнаруженным расхождениям либо не разрешаются вообще, либо решаются на основе личной договоренности представителей компаний. Проверка сопроводительной документации. По прибытии транспортных средств на склад в первую очередь проверяется наличие сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, технический
паспорт, сертификат соответствия ГОСТу, удостоверение о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (отправитель, получатель, количество, ассортимент, упаковка и т.д.), зафиксированным в договоре поставки. Отсутствие какого-либо из этих документов не должно приостанавливать приемку товара. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товара, а в акте приемки указывают, какие документы отсутствуют. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки.
Перед непосредственной разгрузкой транспортного средства кладовщик, ответственный за приемку, проверяет наличие на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, сохранность пломб, оттиски на них, состояние самого транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения нарушений, а также отсутствия или неисправности пломб составляется акт об осмотре состояния транспортных средств либо делается отметка в товаротранспортной накладной.
В некоторых компаниях практикуется фото - или видеосъемка транспортных средств и груза. Такая наглядная информация может существенно облегчить процесс согласования результатов приемки с поставщиком или транспортной компанией. Разгрузка транспортных средств. Товар, как правило, разгружают с применением различных технических средств. Однако практика показывает, что зачастую товары на склад поступают коробами, или, как говорят работники
склада, навалом. Погрузочно-разгрузочные работы при таком способе транспортировки занимают значительное время, однако, поскольку вместимость транспортных средств при этом используется максимально эффективно, предприятия часто отказываются от паллетных отправок. Чтобы разгрузить товары, к примеру, вилочным погрузчиком, короба (упаковки) укладывают на поддоны. Уже на этом этапе можно сформировать грузовые единицы согласно определенным нормам укладки.
На этапе регистрации нового товара в базе данных склада, помимо прочих характеристик, определяется, какое количество упаковок может быть уложено на поддон таким образом, чтобы вместимость ячеек склада использовалась оптимально. При разгрузке этого товара коробами (упаковками) проводится укладка на поддоны в соответствии с установленными нормами. Данная информация может быть включена в задание на приемку товара или передана кладовщику в виде отдельного документа.
Использование такого подхода позволяет снизить время на пересчет товара, исключить ошибки при определении количества принимаемого товара, упростить работу с грузом на всех последующих складских операциях. Предварительная приемка - проверка количества и внешнего вида упаковки поступившего товара. Зачастую так называемая первичная приемка, которая заключается в пересчете грузовых мест и осмотре внешнего вида упаковки, проводится одновременно с разгрузкой товаров.
После завершения разгрузки кладовщик, ответственный за приемку, в большинстве случаев уже располагает достаточной информацией для оформления товаросопроводительных документов. При обнаружении недостачи либо некондиционного товара составляют акт о приемке продукции, в котором указывают номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего/некондиционного товара, его общую стоимость, предполагаемые причины повреждений, лиц, участвующих в приемке, их подписи и дату
составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, ей предоставляют право дополнительно зафиксировать в нем свое мнение. После обнаружения недостачи/повреждений груза и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки. Приемку возвратов от клиентов, как правило, выполняют по такому же алгоритму, как и при приемке. Отличие заключается в том, что оприходование и размещение товара на складе рекомендуется проводить только после его идентификации специалистом по браку.
После приемки такого товара осуществляется один из следующих видов его обработки: доработка. В случае возможного исправления нарушения качества товара может быть проведен его ремонт, переупаковка, перефасовка и т.п. в зависимости от вида товара; возврат поставщику или замена поставщиком; утилизация и списание. Окончательная приемка - проверка количества товара с вскрытием грузовых мест, а также приемка продукции по качеству. В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции
может осуществляться в два этапа. Окончательный пересчет товаров и приемка по качеству может проводиться уже после оформления товаросопроводительной документации и выезда транспортного средства со склада. Окончательная приемка груза по количеству и качеству ведется, как правило, в зоне приемки склада. Приемка по количеству выполняется по массе нетто или по числу товарных единиц в каждом тарном месте. Поступивший товар можно проверить с помощью полной или частичной выборки, результаты которой распространяются
на всю партию. Решение о размере выборки или о возможности приемки товара только по грузовым местам принимается на основании нормативной документации, условий договора с поставщиками, а также оценки надежности и качества обслуживания каждого поставщика. Логистика отгрузки товара. Под логистикой отгрузки товара понимается логистическая цепочка правильности проведения отгрузки товара потребителю в соответствии с качеством, количеством и комплектности товара его характеристикой и техническими
условиями, указанными в договоре. Логистическая цепочка отгрузки товара потребителю: При организации отгрузки товаров со склада осуществляются следующие операции: 1. Занесение данных об ожидаемом прибытии ТС (транспортное средство) на склад в График загрузки ТС; 2. Проверка возможности загрузки заказанного товара в предоставляемое ТС; 3. Проверка наличия заказанного товара на складе по
БД (база данных); 4. Размещение заказа в зоне отгрузки ко времени, указанному в заявке клиента (время подачи ТС для загрузки). 5. Проверка правильности подбора заказа по документам (заявка на подбор), фактическому наличию и с помощью ТСД: по артикулу; по наименованию; по количеству. 6. Регистрация прибывшего ТС в журнале нахождения ТС на складе: регистрационный номер ТС; дата и время прибытия;
Ф. И.О. водителя; дата и время постановки под загрузку; дата и время окончания загрузки; дата и время убытия ТС со склада (после окончания оформления документов). 7. Проверка документов водителя/экспедитора и правильности оформления доверенности от клиента на получение товара со склада. 8. Проверка целостности тента и кузова ТС. 9. Предъявление товара водителю/экспедитору для его приемки в зоне отгрузки.
10. Загрузка товаров в автомобиль в присутствии принимающего лица. 11. Пломбирование ТС в присутствии водителя/экспедитора с указанием номера пломбы в Акте МХ-3 и в ТТН (товарно-транспортная накладная). 12. Оформление расходной накладной и Акта МХ-3 кладовщиком. 13. Проверка правильности оформления расходной накладной и
Акта МХ-3 диспетчером и оформление ТТН. 14. Выдача указанных документов водителю/экспедитору, включая пакет дополнительных документов по заявке клиента. 15. Внесение данных об отгрузке заказа клиента в БД. 16. Передача информации о загрузке и отправке ТС клиенту. Погрузочно-разгрузочные работы действительно один из важнейших этапов в общей логистической цепочке.
И во многом именно от опыта и качества работы логистического оператора, который отвечает за товар компании-клиента, зависит, в какое время и в каком состоянии будет получен груз. Сам процесс отгрузки товара описан в редакционном материале более чем подробно. Могу сказать, что в наших технологических процессах, если и есть отличия, то очень незначительные. И действительно - во время отгрузки выявляются слабые места всей складской системы.
А поскольку процесс отгрузки сопровождается передачей материальной ответственности, постольку в договоре с клиентом необходимо четко прописывать всю процедуру, включая и перечень действий, которые клиент вправе производить на пандусе. Если договором предусмотрена возможность вскрытия коробок и проверки каждой штучной упаковки, то, с одной стороны, существенно увеличивается время отгрузки, а значит, возрастают издержки на простой транспорта. Но с другой стороны, уменьшается риск недостачи.
Задача логистического оператора как раз и состоит в том, чтобы одновременно и выполнить все пожелания клиента, и точно соблюсти график отгрузки. Как правило, график составляется и согласовывается с каждым конкретным клиентом. Так, некоторые фирмы производят до обеда только отгрузку, а после обеда - только приемку. Есть еще несколько моментов, описанных в статье, которые на практике выглядят несколько иначе. Действительно, при загрузке с помощью погрузчика работы ведет один человек, но актуально это лишь для
товара, отгружаемого на паллетах. Если же товар штучный, то количество складских рабочих, занятых в этой операции, увеличивается до трех-четырех человек. Кроме того, проверить комплектность коробок можно либо перед загрузкой, либо в процессе загрузки, но никак не после, поскольку коробки стоят очень плотно. Не менее важно постоянно следить за исполнением всех процедур процесса отгрузки.
В частности, на некоторых наших терминалах существует система мониторинга эффективности операций и соблюдения правил, вводится система контрольной отгрузки товара, с определенной периодичностью ведется видеозапись всего процесса отгрузки. За счет введения такого контроля мы всегда можем оперативно отследить и узнать, какие из процессов или действий сотрудников требуют усовершенствования. Полученные данные ложатся в основу курса обучения складского персонала.
Клиенты также могут их получить по первому требованию. Более того, мы предоставляем своим клиентам возможность самостоятельно провести аудит, поскольку их стандарты в некоторых случаях оказываются выше не только наших, но и требований Международной сертификационной комиссии. В случае проектирования собственного железнодорожного склада необходимо обратить внимание на высоту рампы от головки рельса.
2. Логистическая система приемки и отгрузки товара ОАО Пивоваренная компания "Балтика" 2.1 Логистическая система ОАО Пивоваренная компания "Балтика" "Балтика" создала уникальную систему логистики, позволяющую оперативно доставлять в любую точку России любую единицу из более чем 200 SKU, которые включает в себя портфель брэндов компании.
Осенью прошлого года компания начала проект по усовершенствованию бизнес-процессов и созданию лучшей в отрасли системы логистики, рассчитанный на несколько лет. Была проведена масштабная реорганизация дирекции по логистике, унифицированы логистические структуры на заводах компании, запущен проект по управлению собственным железнодорожным парком. Во многом высокой степени дистрибуции позволяет добиваться разработанная четкая система планирования
цепочки поставок. Более того, логисты "Балтики" используют систему приема заказов от дистрибьюторов через интернет. Таким образом, запросы обрабатываются в рекордно короткие сроки. В процессе доставки продукции участвуют 32 сбытовых подразделения и 62 представительства компании. Для оптимального достижения цели - доставлять оперативно в любую точку страны качественное свежее пиво - "Балтика" стала развивать собственный парк крытых вагонов, оборудованных по специальным
технологиям. В конце 2001 года "Балтика" закупила у "Алтайвагона" первые 700 вагонов, оснащенных специальной термоизоляцией, которая позволяет поддерживать внутри них температуру на уровне 5-12%. В мае 2007 года было закуплено еще 100 крытых вагонов у "Армавирского завода тяжелого машиностроения". Железнодорожный парк компании на данный момент насчитывает 1600 универсальных крытых вагонов (по их
количеству "Балтика" занимает второе место в России после ОАО "РЖД"), а также 200 единиц арендованного подвижного состава. Железнодорожный транспорт служит одним из основных средств перевозки готовой продукции "Балтики" на средние и дальние расстояния, однако от иных видов транспорта и, в частности, от услуг автоперевозчиков компания пока не отказывается"
Информация взята из интервью директора по логистике ПК «Балтика» Алексея Скатина, http://logist.ru/publication/dnews.pl?ac tion=news&id=298, «У «Балтики» уникальная система логистики». Если учесть, что "рыночная стоимость универсального крытого вагона производства Армавирского завода составляет от 60 до 70 тыс. евро то получается, что пивная компания вложила более 9 млн. долларов в пополнение своего железнодорожного парка" http://www.expert.ru/articles/2007/05/22
/pivo-rjd/, «Пивной шлагбаум», 22 мая 2007 г Таким образом, основой системы логистики компании стали собственные автомобильный и железнодорожный парки, "30 обеспеченных транспортом складов по всей стране, в том числе мощный логистический центр площадью 10 тыс. кв. м в Новосибирске"http://corporate.balti ka.ru/m/1404/gramotnaya_logistika_i_prod umannaya_marketingowaya_poli.html, «Грамотная логистика и продуманная маркетинговая политика привели к росту». "
Привлекательность региональных рынков не отрицают и в "Балтике". По словам заместителя директора по корпоративным связям ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" (компания имеет склад в Новосибирске) Алексея Кедрина, "то, что мы одними из первых решили развивать свое производство в регионах (например, три года назад были построены заводы в
Самаре и Хабаровске), позволило нам получить заметное преимущество перед конкурентами. Так, благодаря работе складского комплекса, построенного в Новосибирске в 2003 году, рост продаж по Сибири только за первый год составил 60%" Данные с http://www.pivnoe-delo.com/index.php?id= 6067, Россия. «В 2006 году Heineken приведет в Сибирь все свои бренды». .
Также стоит отметить, что год назад "Балтика" усовершенствовала систему кросс-брюинга6 http://2b.finam.ru/news/onenews06B51/def ault.asp, «Воронежский пивзавод приблизил «Балтику», Коммерсант-Воронеж, 18.12.2006. К тому времени компания уже разливала на всех своих предприятиях "Балтику" и "Арсенальное" и начала готовить аналогичный проект по "Невскому" и "Ярпиву". Летом 2006 года компания начала разливать "
Балтику" и "Арсенальное" на пяти своих российских заводах, ранее входивших в "Вену", "Пикру" и "Ярпиво", рассказал вице-президент по операционной деятельности "Балтики" Александр Дедегкаев. Запущенный в августе брэнд "Большая кружка" производится на трех площадках - в Туле, Челябинске и Красноярске, а лицензионная марка
Carlsberg - на ростовском и тульском заводах компании. Также была запущена аналогичная программа и по брэндам других российских предприятий BBH. В Ростове и Туле уже началось производство брэнда Tuborg, который ранее выпускался исключительно на петербургском заводе "Вена". За счёт такого перекрестного производства
ПК "Балтика" предполагала сэкономить на логистике и увеличить продажи этих марок в регионах, отмечали эксперты. Топ-менеджер крупной дистрибьюторской компании считает, что кросс-брюинг "Невского" и "Ярпива" увеличит продажи марок на 10-15%. По данным "Бизнес Аналитики", на марки "Невское" и "Ярпиво" в январе-октябре 2006 года приходится по 2,6 и 3,5% рынка соответственно.
Также было отмечено, что сокращение логистического плеча на 300 км позволит "Балтике" ежегодно экономить минимум 500 млн. рублей. Гендиректор логистической компании Relogix Александр Гутекулов оценил экономию "Балтики" в 800 млн. рублей в год. "Кроме того, продукция компании теперь будет лучше представлена в дальних регионах, ведь из-за больших
расстояний на полках могут отсутствовать некоторые брэнды" http://2b.finam.ru/news/onenews06B51/def ault.asp, «Воронежский пивзавод приблизил «Балтику», Коммерсант-Воронеж, 18.12.2006 подчеркнул господин Гутекулов. Директор по продажам пивобезалкогольной продукции компании "Мегаполис" (крупнейший дистрибутор "Балтики")
Вячеслав Султанов заверил, что проблем с доставкой нет и сейчас, потому что на региональных складах хранится не менее месячного запаса продукции. "Но когда компания будет производить больше марок в регионах, мы сможем более гибко реагировать на предпочтения потребителей" http://2b.finam.ru/news/onenews06B51/def ault.asp, «Воронежский пивзавод приблизил «Балтику», Коммерсант-Воронеж, 18.12.2006 признал господин
Султанов. Кросс-брюинг уже оценили конкуренты "Балтики". SUN Interbrew разливает федеральные марки "Клинское" и "Сибирская корона" на всех российских заводах, кроме Курского и Новочебоксарского, а марку "Толстяк" - на всех заводах, кроме площадки в Новочебоксарске. Heineken разливает брэнд "Охота" на четырех заводах, "
Бочкарев" - на трех, ПИТ - на четырех. Как пояснили представитель SUN Interbrew Алексей Шавенцов и директор по связям с общественностью российского Heineken Анна Мелешина, кросс-брюинг позволяет экономить на логистике, эластичнее реагировать на спрос в конкретном регионе и увеличивать объем продаж марок в целом "Уровень дистрибуции продукции компании "Балтика" -
98% (то есть продукция фирмы представлена почти во всех магазинах страны). Этого показателя в основном удалось добиться благодаря развитой системе логистики, которая включает в себя около 500 единиц грузовой техники, 28 современных складских терминалов, в том числе 18 региональных (из них 7 - это склады класса А), 10 складов при заводах. Стоит отметить, что открытие нового седьмого в России складского терминала класса "
А" компании "Балтика" состоялось в Иркутске в то время как балтийские терминалы уже работают в Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Лермонтове (Кавказские Минеральные Воды), Нижнем Новгороде и Воронеже. Надо заметить, "Балтика" на 95% обеспечена собственными складами и организует работу на них самостоятельно. Именно такую собственную складскую систему, не зависящую от колебаний спроса на данном рынке и других
внешних факторов, компания считает своим конкурентным преимуществом" Информация взята из интервью директора по логистике ПК «Балтика» Алексея Скатина, http://logist.ru/publication/dnews.pl?ac tion=news&id=298, «У «Балтики» уникальная система логистики». Любое предприятие должно зарабатывать деньги в результате продажи продуктов своей деятельности, а потом вкладывать (инвестировать) полученные деньги в производство новых товаров
(услуг). При этом нормально работающее предприятие должно получать прибыль от своей деятельности. Этот постоянно повторяющийся процесс получил название - "цикл движения денежных средств". Цикл движения денежных средств сопровождает логистический цикл движения товаров (услуг). Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен
критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в (табл.1). Таблица 1. Пример расчета рейтинга поставщика Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса критерия на оценку Надежность поставки 0,30 7 2,1 2.
Цена 0,25 6 1,5 3. Качество товара 0,15 8 1,2 4. Условия платежа 0,15 4 0,6 5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7 6. Финансовое состояние поставщика 0,5 4 0,2 Итого 1,00 6,3 Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг ля разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Приведем пример принятия решения по выбору поставщика.
Представим себе, что имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке.
Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км. Таблица 2. Расчет совокупных расходов связанных с поставкой товаров. Наименование показателя Фирма А Фирма В Транспортные расходы 0,5уде/км х 500км= =250уде 0,7уде/км х 300км=
=210уде Расходы на разгрузочные работы 6уде/час х 0,5час= =3уде 6уде/час х 10час= =60уде Всего расходов 253 уде 270 уде Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде. Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным,
чем поставка с фирмы А (табл.2). Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку. 2.2 Логистика приемки и отгрузки товара на ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Что такое логистическая система движения товара на складе? Это матрица статусов обработки товара в информационной системе.
Каждому статусу соответствует определенный процесс на складе. На данном предприятии слова "статус" и "виртуальный склад" - синонимы. Например, статусу, или виртуальному складу, 30 соответствует приемка товара, а статусу, или виртуальному складу, 110 - загрузка товара клиенту. Статус 0 - это сбор информации о предстоящих продажах компании и заказе продукции у поставщика. Логистическая система статусов движения товара
ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" на складе представлена в таблице 1. Опишем каждый статус в соответствии с тем, как он отражается в информационной системе, какова его функция и кто им должен управлять. Таблица 1. Статусы движения товара на складе Статус Действие Отражение статуса в базе данных Исполнители Информация Результат 0 Заказ товара Заказ товара у поставщика
Отдел закупок Генеральный директор, менеджеры по продажам Заказ товара 10 Приход товара в место разгрузки Приход транспортного средства в место разгрузки Склад Отдел логистики Приход товара 20 Разгрузка товара Разгрузка и прием товара по местам Склад Отдел логистики Разгрузка товара 30 Прием товара Прием товара по количеству и качеству
Склад Отдел логистики Прием товара 40 Расстановка товара по местам Расстановка товара по местам адресного хранения и вывод товара в продажу Склад Отдел продаж Ввод товарав продажу 50 Составление заказа в соответствии с полученной от покупателя информацией Получение заявки на набор товара на складе Отдел продаж Склад Заявка принята отделом продаж 60
Резерв После составления заявки от покупателей товар перебрасывается в резерв Отдел продаж . Товар зарезервирован 70 Передача заявки в набор и сбор товара Заявка на сбор товара отдана в набор и осу- ществляется сбор товара по сборочным счетам Отдел продаж, склад Склад Товар собран 75 Обнаружение недостачи товара на местах хранения При отсутствии товара на складе он перебрасывается на склад 75 для проведения детального расследования
Склад . Устранение причины отсутствия товара 80 Проверка товара Осуществляется проверка товара по количеству и качеству Склад . Заказ проверен 90 Консолидация товара После проверки товар консолидируется в отделе доставки или экспедиции Отдел экспедиции . Заказ готов к отгрузке 100 Создание ТТН Отделом экспедиции создаются ТТН Отдел экспедиции
Менеджеры по продажам ТТН созданы и заказ готов к отгрузке 110 Отгрузка товара Заказы распре деляются по маршрутам и отгружаются в транспортные средства Отдел экспедиции . Товар отправлен покупателю 120 Доставка заказа Осуществле-ние доставки заказа покупа- телям и его подтверждение Отдел экспедиции . Товар доставлен покупателю 0 Заказ товара
Заказ товара у поставщика Отдел закупок Менеджеры по продажам Заказ товара у поставщика для обеспечения потребностей компании Рассмотрим всю логистическую цепочку подробно, начиная от приемки товара и заканчивая отгрузкой товара потребителю. Статусы обработки товара: Статус 0 "Заказ товара". Склад движения товара 0 предназначен для сбора информации о предстоящих продажах
компании и заказах товара у поставщиков. В этом статусе указывается количество заказанного товара и приблизительное время его прихода. На данном этапе в базе данных на складе 0 хранятся сведения о заказанном товаре и времени его прихода. Пользователи: 1) генеральный директор - отслеживает график поставок, финансовые потоки, целесообразность заказа товара; 2) менеджеры по продажам - имеют информацию о будущих приходах товара, количестве поставляемого товара и дате ожидаемого прихода; планируют продажи данного товара
на будущий период и сообщают покупателям о дефицитном товаре; 3) заведующий складом - осуществляет контроль будущих приходов и в зависимости от дат этих приходов распределяет штатный состав склада по дням прихода товара, а также подготавливает место под ожидаемый товар. Статус 10 "Приход товара на склад". Это функции прихода транспортных средств на склад, передачи
ТТН в отделы логистики или на склад - товар пришел, но еще не разгружен. Сообщение о приходе товара от поставщика передается в отдел логистики. Пользователи: 1) сотрудники отдела логистики - осуществляют контроль прихода поставки на склад; 2) сотрудники склада (кладовщики) - осуществляют контроль полученных от водителей документов. Статус 20 "Товар разгружен, но не принят".
Товар разгружается с транспортных средств. В отсутствие свободных приемосдатчиков его складируют на временные места хранения и принимают на ответственное хранение. Затем его просчитывают по местам. Пользователи: сотрудники отдела логистики, которые осуществляют временный контроль по разгрузке транспортных средств, формируют отчет об оплате транспортных услуг. Статус 30 "Приемка товара". Разгруженный товар раскладывают по наименованиям на паллеты и
принимают по количеству и качеству. При обнаружении несоответствий составляется акт. После приема товара со склада 30 накладная перемещается на склад 40. Когда накладная проведена, подтверждается факт приема товара у поставщика. Статус 40 "Расстановка товара по местам хранения". После приемки товара начинается его расстановка по местам адресного хранения с учетом принципов
АВС-анализа и горячих и холодных зон. Затем в базу данных вводят сведения о местах хранения товара. В свободную продажу товар выпускается путем перемещения накладной со склада 40 на склад 50. Статус 50 "Заявка от клиента". Склад 50 - это склад свободной продажи товара покупателям. На нем бронирование товара под покупателя отсутствует. Отделом продаж создается заказ на обслуживание клиента.
Для резервирования товара под клиента заявка перемещается на склад 60, для осуществления набора товара покупателю - на склад 70. Статус 60 "Резерв". Если клиенту необходимо время для оплаты заказа, товар резервируется. Статус 70 "Набор товара". Менеджеры отдела продаж проверяют правильность оформления заявки на обслуживание клиентов и передают их в набор на склад.
После проведения перемещения со склада 50 или 70 внесение исправлений и дополнений в накладные невозможно. Доступ к накладным в наборе могут иметь только сотрудники склада. Статус 75 "Обнаружение недостачи". Если во время сборки обнаруживается, что товар на складе отсутствует, в базе данных он перемещается со склада 70 на склад 75. Делается это во избежание продажи несуществующего товара покупателям.
По факту необнаружения товара на складе проводится расследование. Найденный товар перемещается со склада 75 на склад 50. Статус 80 "Проверка товара". После сборки товара заказ перемещается в зону контроля, то есть в базе данных - со склада 70 на склад 80. Товар проверяют и упаковывают, создают места отгрузки, паллетоместа. В базе данных места прикрепляются к накладной. Статус 90 "
Консолидация товара". После проверки заказа товар консолидируется в отделе экспедиции. В базе заказ перемещается со склада 80 на склад 90, где ему присваивается место временного хранения до осуществления отгрузки покупателю. Статус 100 "Создание ТТН". Когда товар размещен в отделе экспедиции и расставлен по маршрутам, создаются ТТН. Товар готов к отгрузке. Статус 110 "Отгрузка товара".
Отгрузка товара покупателям со склада 100 означает, что заказ перемещается на склад 110. Товар загружен и отправлен покупателю. Статус 120 "Товар получен покупателем". При получении товара покупателем со склада 110 заказ перемещается на склад 120. Склад подтверждает получение заказа (товара) покупателем. В базе данных товар списан. Большое значение при введении системы статусов движения товара имеет сохранность
материальных ценностей (МЦ). При передаче МЦ из одного отдела в другой очень легко выявить зону, где происходит воровство. Например, было принято 100 единиц товара, в один из отделов хранения передано 100 единиц товара. По правилам оборота товар должен быть отгружен в количестве 100 единиц. Если этого не произошло, значит в зоне хранения происходит воровство, что можно доказать с помощью системы статусов (рис.2). Рисунок 1. Взаимодействие статусов движения товара в логистике приемки и отгрузки
товара на ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Рисунок 2. Контроль Материальных Ценностей в логистической системе приемки и отгрузки товара ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Заключение В данной курсовой работе были подробно рассмотрены такие понятия как логистика приемки и логистика отгрузки товара. Логистика приемки и товара на склад и отгрузки товара конечному потребителю
должна осуществляться в соответствии со строго установленными логистическими цепочками, а также правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки и отгрузки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах,
технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки и отгрузки товаров. Также логистика приемки и отгрузки товара была рассмотрена и на практике во второй части курсовой работы на примере ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". Был прослежен полностью логистический процесс, начиная от приемки товара на предприятии и заканчивая отгрузкой товара розничным предприятиям.
Список литературы 1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина М.: ИНФРА-М, 2008 368 с. 2. Дегтяpенко В. H. Основы логистики и маpкетинга Ростов н/Д: Экспеpтное Бюpо; М.: Гаpдаpика, 2006 117, [2] с. 3. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие /СПИ
Саратов, 2002 83 с. 4. Залманова М.Е Новиков О.А Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие по курсу "Логистика" для студентов спец.0608/СГТУ Саратов, 2005 74 с. 5. Информация взята из интервью директора по логистике ПК "Балтика" Алексея Скатина, "Балтики" уникальная система логистики". http:
//logist.ru/publication/dnews. pl? action=news&id=298, 6. Костоглодов Д.Д Хаpисова Л.М. Распpеделительная логистика/ [Ред. Иванникова И. А.] [М.]: Экспеpт. бюpо, 2007 127 с.: ил табл. 7. Леншин И.А Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях М.: Машиностроение, 2006. 8. По материалам "
Балтики" уникальная система логистики" http://logist.ru/publication/dnews. pl? action=news&id=298, 9. Практикум по логистике: Учеб. Пособие / Под ред. Б.А. Аникина М.: ИНФРА-М, 2007 276 с. 10. Родников А. H. Логистика: Теpминол. слов. / [Ред.: З.А. Басыpова, Г.Л. Гуpтова] М.: Экономика, 2005 249, [1] с.
11. Рублинецкий В.И. Логистика: Учеб. пособие/ Хаpьк. гуманит. ин-т. "Hаp. укp. акад. "; [Ред. Шпилевой О. И.] Х 2006 71с. 12. Семененко А.И. Пpедпpинимательская логистика Спб.: Политехника, 2007 342с. 13. Современный экономический словарь. Электронный вариант. http://slovari. yandex.ru.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |