Реферат по предмету "Русская литература"


Униженные и Оскорблённые в одноимённом романе Ф.М. Достоевского

Тема: «Униженные и оскорблённые в одноимённом романе Ф.М. Достоевского» План работы: 1. Вступление. Почему я выбрала именно эту тему. 2. «Униженные и оскорблённые» в современном мире. 3. Мир богатых и подлых людей и их роль в произведении. 4. Мир униженных и оскорблённых в романе. 5. Важность и глубина проблемы на примере судьбы ребёнка.


6. Вывод. 7. Список используемой литературы. "Униженные и оскорблённые" в одноимённом романе Достоевского. А гениальный всплеск похож на бред, В рожденье смерть проглядывает косо. А мы все ставим каверзный ответ. И не находим нужного вопроса. (В. Высоцкий) Почему я выбрала именно эту тему? О достоинствах произведений


Достоевского можно говорить бесконечно. Его произведения - это целый мир! Он и пророк, он и та лакмусовая бумажка, показывающая все пороки общества его времени, да и нашего, в принципе. Однозначно читать его произведения невозможно. Писатель ставит глобальнейшие проблемы нравственности в своих произведениях, отличающихся от остальных произведений русских классиков. Особенность литературного стиля


Ф.М. Достоевского состоит в том, что писал он в исключительно новом романном жанре, который создал сам. Его творчество не поддаётся никаким правилам, не укладывается ни в какие рамки. Творчество и особенный литературный язык Достоевского нельзя сравнить ни с каким другим великим писателем, невозможно подчинить ни к одной из литературных схем или образцов. Во времена Достоевского, в середине 19 века, в обществе образовались две исторические тенденции - либеральная


и демократическая. Что же касается литературы, писатели так же разделились на две группы: писатели либерального направления, подвергавшие критике господствующие классы и писатели демократического лагеря, разоблачавшие тёмные стороны реальности. Достоевский же не относился ни к первым, ни ко вторым. С одной стороны он протестовал против человеческого унижения, угнетения. С другой стороны - проповедовал смирение и веру в примирение противоречий.


Какого же значение его романа "Униженные и оскорблённые"? Почему именно этот роман показался достойным для его анализа? Фёдор Михайлович Достоевский, имея очень чуткое сердце и широкую душу, очень болезненно, близко к сердцу отзывался на страдания обделённый, униженных и оскорблённый людей, одни из которых люто ненавидели всё буржуазное общество, а другие искали спасение в религии, вере и в любви к людям.


И та, и другая сторона нашла отражение в творчестве Достоевского, в частности в романе "Униженные и оскорблённые". Автор без прикрас показывает нам жизнь простых людей, их житейские проблемы, чувства и страдания. Немало времени уделено и описанию петербургского пейзажа, природы, которую Достоевский искусно сливает с действием картины и самими героями.


Помимо всего этого, этот роман привлекает меня тем, что заставляет о многом задуматься, погрузиться в философские мысли, подумать о жизни. А так же призывает к гуманности, человечности и воспитывает в человеке благородство, которого так не хватает в современном мире. Роман "Униженные и оскорблённые" поражает меня глубиною мыслей автора , проникновенностью и пониманием всей сложности человеческой души. В его книгах я нашла что-то такое, чего в других нет


и что мне очень-очень близко, что это, я пока ещё не поняла, да и надеюсь, что не пойму, ведь это меня, наверное, и привлекает в его книгах. «Униженные и оскорблённые» в современном мире. Времена Достоевского давно ушли, а проблема осталась. Просто унижение приобрело немного другую специфику, чем в то время. Мне кажутся унизительными некоторые телевизионные программы, направленные на полную деградацию человеческой


личности. Но я не думаю, что зрители таких передач считают себя «униженными и оскорблёнными». Ведь телевидение делает зрелище унижения привычным, как когда-то в средневековье привычной была на городских площадях публичная казнь. Ладно с ним, с телевидением. Процедуре унижение люди подвергаются на каждом шагу. Например, устраиваясь на работу, человеку нередко приходится сознательно подвергаться унижению, чтобы


получить заветное место. Кого-то оскорбляет дресс-код, кого-то маленькая зарплата… Кому-то кажется унизительным поперек сказанное слово, а другим низкое социальное положение в обществе. Люди расплачиваются унижением за каждый жизненный поворот, за каждую мелочь комфорта. Просто одни закрывают на это глаза и идут дальше, а другие воспринимают в штыки. В сословном обществе прошлого унижение в чистом виде, как это было в раннее время.


Давно миновала пора высшего света и правил чести, взамен пришло разнообразие ситуаций, личные и глубоко спрятанные мотивы для обиды. Кроме того, тема унижения становится личной, ни к кому не имеющей отношения. Как правило, человек действует втихомолку, испытывая унижение. Уходит или терпит. Говорит: «Это еще ничего» или: «Так жить нельзя». Отмалчивается или выступает. К сожалению, как и в старые времена, так и в современности, униженный


человек почти всегда воспринимает ситуацию унижения как нормальную, убеждая себя в том, чтобы не обращать внимания, бывает хуже, так живут сейчас все и т.д. Человек скрепя сердце начинает терпеть. Если так живут все, значит, в унижении нет ничего особенного? Да это и не унижение это вовсе, пустяки, «бывает и хуже». Мир богатых и подлых людей и их роль в произведении.


В романе «Униженные и оскорблённые» Достоевский противопоставил 2 различные социальные сферы, 2 совершенно противоположных друг другу мира. Мир бедных, обречённых на страдания людей, и мир богатых, подлых и корыстных, готовых на любые аморальные поступки ради собственной выгоды. Ко второму обществу как раз и относится один из главных героев произведения – князь Пётр Александрович Валковский. Его портрет передан в деталях и прокомментирован автором: «Правильный


овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором ещё не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза…» Так описаны объективные детали портрета. Но дальше мы узнаём, что лицо князя «не производило приятного впечатления», а выражение его лица было «как будто не своё, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное».


И особенность была в том, что «лучи его Взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые». Достоевский имел особенность искусно стирать границу между внешней характеристикой портрета и внутреннем миром героя, переводя описание внешности уже в психологическую характеристику, благодаря чему раскрывал главные качества героя. Князь Валковский воплощает в себе всё зло капиталистического мира.


Ему чуждо чувство сострадания, сопереживания. Князь Валковский самый настоящий подлец и эгоист, скрывающийся за маской обольстителя. Он живёт по правилу: «Люби только себя!» Безжалостно использует людей для достижения своих корыстных целей. Во многих эпизодах произведения меня возмущал тот факт, как дружелюбно и обольстительно князь обращался с теми людьми, которых люто ненавидел. В качестве примера можно привести эпизод, когда


Иван Петрович неожиданно встретился с Петром Александровичем возле двери Наташи. В тот миг было очевидно, как неприятна эта встреча была для князя, но он не стал показывать свои истинные чувства, а повёл себя очень лицемерно: «Первый злобный и ненавистный взгляд его на меня сделался вдруг приветливым и весёлым, и он с какою-то необыкновенною радостью протянул мне обе руки». Такая фальш и отвратительное лицемерие просто поразительно: каким же низким должен быть человек, намеренно


скрывая свои пороки за маской доброжелательности, чтобы понравится людям во что бы то ни стало. Фальш в поведении князя Валковского ещё не самое ужасное. То, как он манипулирует людьми, использует их в своих целях, не может оставить равнодушным. Я была глубоко поражена двумя историями о князе. Одна из них гласит, что будучи еще молодым он женился на перезрелой дочери купца-откупщика, ради того, чтобы воспользоваться ее состоянием, и когда было «дело


в шляпе» уморил ее, а сына Алешу «подкинул» на воспитание в дом богатого и влиятельного родственника. Вторая же история не сильно отличается от предыдущей: после удачной аферы с первой женой, он обольстил дочь преуспевающего заводчика Смита, которая ради князя украла у своего отца деньги и ценные бумаги. Смит разорился, а несчастную женщину, которая к тому же была беременна, князь Валковский выгнал на улицу, после того, как взять с неё было нечего.


Эти безнравственные, аморальные поступки ещё раз доказывают, что князю чуждо чувство любви, жалости, ему не нужны люди, он может их только использовать, не испытывая при этом даже угрызений совести. Ему не нужен был родной сын до того момента, пока он не увидел в нём очередной путь к богатству, пока не придумал, как можно использовать сына в своих целях – женить на богатой девушке. Чтобы достигнуть своей цели или удовлетворить мимолетную прихоть, каприз, князь


Валковский готов шагать по трупам. Жизнь для него — коммерческая сделка, единственное, что он ценит в жизни — деньги. Валковский жаждет «золотых дождей», счастье дня него исключительно в миллионах. С точки зрения великого критика Добролюбова - это только «сплошное безобразие, собрание злодейских и цинических черт», да еще и «с любовью обрисованное». Он не видит в князе Валковском лица. Он спрашивает: «Как и что сделало князя таким, как он есть?


Что его занимает и волнует серьезно? Чего он боится и чему, наконец, верит? А если ничему не верит, если у него душа совсем вынута, то каким образом и при каких посредствах произошел этот любопытный процесс?» Князь Валковский, книжный и выдуманный герой, по мнению Добролюбова и А.А.Григорьева, не так уж литературен, как принято считать. Создавая тип циничного и сладострастного аристократа в мещанстве,


Достоевский, возможно, использовал разнообразный и пестрый исторический, литературный, биографический материал, радикально его переработав и преобразив. Р. Г. Назиров выдвинул предположение, согласно которому реальным историческим прототипом Валковского послужил князь П. М. Волконский, устроитель сердечных дел императора Николая I. Интересная гипотеза, которую так же трудно опровергнуть, как и подтвердить конкретными фактами.


Реконструировать работу Достоевского над образом Валковского, к сожалению, трудно — почти не сохранилось черновых набросков к роману, поэтому приходится ограничиваться гипотезами, которые, разумеется, не исключают ошибок. Мир униженных и оскорблённых в романе. Антиподом к образу князя Валконского Ф.М. Достоевский представил читателю не одного, а сразу несколько героев романа, провёл две параллельные сюжетные линии: первая – история семьи


Ихменовых, вторая – трагическая судьба семьи Смитов. Мир бедных людей, униженных и оскорблённых, в корне отличается от мира подлых аристократов, к которым относится Валконский. Эти люди не жаждут наживы, власти, не стремятся разбогатеть на чужом горе. Им не чужды простые человеческие чувства. Внимание к близким и родным, забота о детях и стариках, чувства любви, преданности и переживания – все эти качества свойственны людям из мира бедных.


В качестве примера можно привести родителей Наташи Ихменовой: Николай Сергеевич и Анна Андреевна. Не отличаясь ни большими доходами, ни больших познаний в сфере бизнеса, они ведут тихий и мирный образ жизни до того момента, пока дорогу им не перешёл Валковский. Имея большое доброе сердце и чуткую душу, они даже и представить себе не могли, на какую подлость способен человек, которым они так восторгались!


А в ситуации с их дочерью Наташей, которая покинула семью из-за любви к сыну князя Валковского, они так и не смогли дать благословления на их брак. Отец Наташи был поистине унижен и оскорблён. Этого доброго и доверчивого человека, приютившего у себя в доме Алёшу и установивший порядок в разорённом имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве и изгоняет Ихменева, как только тот становится не нужен.


Меня очень поразил эпизод, в котором Николай Сергеевич прилюдно кричал о ненависти к Наташе, говорил, что у него больше нет дочери, всячески отрицал возможность простить её.… А по ночам плакал по ней и целовал портреты дочери. Это показывает, как Ихменеву приходилось скрывать свои чувства на людях и только наедине с собой давать волю эмоциям. Не меньше страданий испытывает и мать


Наташи, которой приходилось терпеть не только уход дочери, но гневные порывы мужа. Персонаж Анны Андреевны вызывает только положительные эмоции. В каждом эпизоде она раскрывается, как спокойная, мудрая и чуткая мать и жена. Больше всего мне запомнился момент, когда после исповеди Нелли – девочки-сироты, Анна Ихменева прижала её к сердцу и воскликнула: «Я, я буду тебе мать теперь,


Нелли, а ты моё дитя! Да, Нелли, уйдём, бросим их всех, жестоких и злых!< > Пойдём, Нелли, пойдём отсюда, пойдём » Ни разу до этого момента Анна Андреевна не была в таком состоянии, никто даже и представить не мог, что она могла быть так взволнована. Для меня этот эпизод стал кульминационным. Именно в данной сцене Ихменовы обнажили свои чувства, выпустили наружу то, что копилось внутри.


И Николай Сергеевич не мог совладать с чувствами, растрогался и решил простить Наташу. И в тот момент безутешные родители поняли, что у них нет ничего и никого дороже, чем их родная дочь, и они были готовы простить её что угодно, лишь бы сохранить ту самую родственную связь, которую не удалось сохранить Нелли. И, конечно же, говоря об униженных и оскорблённых в этом романе, нельзя не упомянуть рассказчика, от лица которого ведётся роман,


Ивана Петровича. Добролюбов писал про него: «…рассказчик, который по сущности дела должен бы быть действующим лицом, является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий. К нему приходит отец Наташи сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к нему обращается Алеша высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится


Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь везет его к Борелю и даже напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван


Петрович все слушает и все записывает. Вот и все его участие в романе». Иван Петрович безумно любит Наташу. Его любовь доходит до такой степени, что он готов уступить свою возлюбленную другому, ради её счастья. Он терпеливо выслушивает Наташу, её любовные переживания к другому.…И, тем не менее, он желает ей счастья, пусть даже и не с ним… Важность и глубина проблемы на примере судьбы ребёнка.


Автор не случайно вписывает в сюжетную линию историю девочки-сироты Нелли. Представляя читателю образ несчастной девочки, оставшейся одной на белом свете, но при этом имеющей отца, того самого князя Валковского, которому она совсем не нужна, Достоевский показывает нам в каких страданиях приходится существовать ни в чём не виноватому ребёнку. Кроме этого, трагическая история Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны


с их обитателями, жизнь городского социального «дна», где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. Автор, характеризуя персонажа Нелли, обращает наше внимание на особенные черты девочки: «Особенно поражал ее взгляд: в нем сверкал ум, а вместе с тем и какая-то инквизиторская недоверчивость и даже подозрительность». Главных героев романа (Ивана Петровича, старика


Ихменева) объединяет особенный, присущий «униженным и оскорбленным» эгоизм страдания. В максимальной степени и в самой открытой форме он свойствен Нелли. По мнению Ивана Петровича, Нелли «как бы нарочно старалась растравлять свою рану этой таинственностью, этой недоверчивостью ко всем нам; точно она наслаждалась сама своей болью, этим эгоизмом страдания, если так можно выразить. Это растравление боли и это наслаждение ею было мне понятно: это наслаждение


многих обиженных и оскорбленных, пригнетенных Судьбою и сознающих в себе ее несправедливость» . Эгоизм страдания — явление частое, широко распространенное, хорошо знакомо Ивану Петровичу и другим героям романа. В поступках Нелли эгоизм страдания облечен в уникальную форму, резко бросается в глаза. Это может объясняться и подростковым возрастом, и тяжестью перенесенных унижений, и гордыми свойствами


натуры замкнувшейся и ожесточившейся: «Это был характер странный, неровный и пылкий, но подавлявший в себе свои порывы; симпатичный, но замыкавшийся в гордость и недоступность». У Нелли своя философия жизни — немудреная и гордая, отчаянная и бунтарская: «Пусть погубит, пусть мучает < .> не я первая; другие и лучше меня, да мучаются. Это мне нищая на улице говорила. Я бедная и хочу быть бедной».


Судя по всему, ей нравилось её положение, она наслаждалась им. Добролюбов писал: «Характер Нелли - тот же, что характер Кати в "Неточке", только обстановка их различна. Есть тип человека, от болезненного развития самолюбия и подозрительности доходящего до чрезвычайных уродств и даже до помешательства…» Она готова собирать милостыню, жить где придётся…


Но не готова была принять предложение Ихменова жить у них, так как считала его злым человеком, раз он не смог простить собственную дочь. А виной несчастной судьбы девочки стал жестокий аристократ, князь Валковский, который обманул и бросил её мать. На примере несчастной судьбы девочки ещё сильнее ощущается проблема унижения и раскрывает пороки социального дна города. Вывод. Что Ф.М. Достоевский хотел показать, доказать, открыть глаза людям в своём романе «Униженные


и оскорблённые»? Герои романа: эгоистичная, неблагодарная дочь, жестокосердый отец, «мелодраматический злодей» князь Валковский, «идиотик» Алеша, бесхарактерный и дряблый Ваня (виновник общей беды) — все они в представлении критика какие-то «небывалые люди», редко встречающиеся в жизни. Григорьев увидел в «Униженных и оскорбленных» стремление «высокодаровитого автора» «Двойника» преодолеть болезненное и напряженное направление «сентиментального натурализма» и сказать новое, «разумное


и глубокосимпатичное слово». Несколько позднее Григорьев упрекнул автора «Униженных и оскорбленных» в книжности и фельетонизме. Так, в частности, критик писал H. H. Страхову: «Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского? Что за безобразие и фальшь — беседа с князем в ресторане (князь — это просто книжка!). Что за детство, т. е. детское сочинение, княжна Катя и


Алеша! Сколько резонерства в Наташе и какая глубина создания Нелли! Вообще что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни!». Позднее, в ответ на этот отзыв Достоевский написал: В этом письме Григорьева, очевидно, говорится о романе моем „Униженные и оскорбленные“ < > Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я и один только я.


Так я писал и всю мою жизнь, так написал всё, что издано мною, кроме повести „Бедные люди“ и некоторых глаз из „Мертвого дома“ < > Совершенно сознаюсь, что в моем романе выставлено много кукол, а не людей, что в нем ходячие книжки, а не лица, принявшие художественную форму (на что требовалось действительно время и выноска идей в уме и в душе). В то время как я писал, я, разумеется, в жару работы, этого не сознавал, а только разве предчувствовал. Но вот что я знал наверно, начиная тогда писать:


1) что хоть роман и не удастся, но в нем будет поэзия, 2) что будет два-три места горячих и сильных, 3) что два наиболее серьезных характера будут изображены совершенно верно и даже художественно < > Вышло произведение дикое, но в нем есть с полсотни страниц, которыми я горжусь. Произведение это обратило, впрочем, на себя некоторое внимание публики». Ф.М. Достоевский в своём произведении выложил душу, открыл глаза людям на происходящее в то время.


Он показал боль и сострадания людей, их протест против вероломства и жестокости. Также автор призывает к гуманизму и сочувствию к людям. Описывая быт и жизнь бедных людей, Достоевский показал обществу, чего нужно не допускать, ведь не хочется верить, что это является нормальным состоянием. Прочитав этот роман, каждый сам для себя должен сделать выводы, узнать что-то новое и усвоить некоторые уроки жизни.


Список используемой литературы. Литература, критика, статьи: 1. Ф.М. Достоевский, «Униженные и оскорблённые». Изд. Москва «Советская Россия» 1984г. 2. Туниманов В.А. Петербургский роман 3. Н.Ф. Буданова: комментарии Ф.М. Достоевский 4. Добролюбов Н.А. «Забитые люди»


Сайты в Интернете: 1. http://ru.wikipedia.org/ 2. http://www.roman.by/r-8526.html



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые течения в изобразительном искусстве начала ХХ века
Реферат Http://vetkaivi ru/main/school?id=91
Реферат Моделирование в процессах принятия управленческих решений
Реферат Свойства экосистем
Реферат Деятельность нефтекамского завода железобетонных изделий ООО трест Башнефтепромстрой
Реферат Домашний компьютер. Какой выбрать?
Реферат Октябрьская революция 1917 года 2
Реферат Общие принципы лечения переломов и вывихов
Реферат Притчи Господа нашего Иисуса Христа
Реферат Соединения изолируемые перегонкой с водяным паром кетоны - ацетон
Реферат Рублев и Византия
Реферат Прогнозирование, анализ и оценка чрезвычайных ситуаций
Реферат Теоретические основы фундаментальной естественнонаучной подготовки студентов технического вуза
Реферат A Change In Direction At Continental Airlines
Реферат Александр Мень История религии (том 2)