АНАЛІЗ ЛІРИЧНОГО ТВОРУ А.І. ЖУКОВСЬКОГО «ТЕОН І ЕСХІН» Жуковский Василий Андреевич (1783 — 1852). Русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской Академии Наук. Начав как сентименталист ("Сельское кладбище", 1802), стал одним из создателей русского романтизма. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики
(баллады "Людмила", 1808, "Светлана", 1808 — 1812). Перевел "Одиссею" Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Литературная критика. «Теон и Эсхин» относится к такому жанру, как элегия. ЭЛЕГИЯ — стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бо́льшая часть русской поэзии настроена 1112на элегический
лад, — по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей поэзии есть превосходные стихотворения иного, не-элегического рода. Первоначально, в древне-греческой поэзии Э. обозначала определенную форму стихотворения, именно двустишие: гекзаметр-пентаметр. Имея общий характер лирического размышления, Элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной
у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов Э. — Каллимах. У римлян Э. стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возрасло значение любовных Э. Знаменитые римские авторы Э. — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили
Фет, Батюшков и др.). Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Э. стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. Это именно под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 г. и вызвавшей многочисленные подражания и переводы, едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой Э определяют, как наступление в литературе сентиментализма,
сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было возвращением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний. К элегиям причисляют и «Теон и Эсхин», его же (это, вернее, элегия-баллада). Любовно-философская лирика. Проводящим мотивом произведения является то, что главный герой находится в дороге: Эсхин возвращается к пенатам своим. (“Теон и
Эсхин”) Каждое слово автора - значимо и “оттеночно”. Может быть, поэтому Эсхин не посмотрел, но “вперил” взгляд, а лицо его “скорбно и мрачно”, взор же друга— “прискорбен, но ясен”.) Возникает новый мотив — мотив двух миров, грань между которыми обозначена смертью, тоже своеобразным путешествием. Сей гроб — затворенная к счастью дверь. (“Теон и Эсхин”) Почти все герои баллад Жуковского мечтают “о милом, о свете другом”.
Это во многом объясняет их порыв странствовать, искать нечто подобное. Их родина для них не родина, а лишь временное место пребывания. Их родина — это загробный мир. Такое разделение Вселенной на миг и вечность противопоставляет возможность чувств в обоих мирах. Получается, что мотив иного мира раскрывается с помощью других. Таким образом, два мира проверяются возможностью любви.
По Жуковскому, любовь на земле есть слабый отблеск небесной. Настоящая же любовь возможна лишь после смерти (это еще одна причина такого страстного желания приблизить этот час). “младость” Эсхина “улетает”, погибает невеста Теона Жуковский проверяет своих героев способностью подвига одной души во имя другой. Только так могут они заслужить право “попасть” в горний мир.
Сама земная жизнь воспринимается, как испытание. И только “вера” и “надежда” способны спасти героев. Возникает новый мотив — “надежды”, “разочарования и возмездия”. Поэтому, столь различны судьбы Теона и Эсхина. “Надежда” лишь некогда озаряла жизнь Эсхина, старик же и вовсе отказывается верить в двоемирие, находя всему лишь материальное объяснение (“все спокойно в ночной тишине”). Он забывает главный обет “надежды”:
Погибшее нам возвратится! Жуковский оставляет своим героям право выбора, они вольны сами творить свою судьбу; борьба добра и зла всегда происходит лишь в их душе. Получается, что Бог не наказывает их, но, напротив, исполняет их волю, не судьба, но они властны над ней. Композиция: 1)Путешествие Эсхина. (Эсхин возвращался к пенатам своим, К брегам благовонным Алфея. Он долго по свету за счастьем бродил -
Но счастье, как тень, убегало.) 2)Поиск друга, Теона. (Жилища Теонова ищет Эсхин.) 3)Встреча Теона и Эсхина. (Вдруг видит Эсхина и вмиг узнает Сопутника юныя жизни.) 4)Откровения Теона о грусти и жизни. (потеря любимой, символ гроба) 5)Вывод, сделанный героем, о смысле бытия. (О! верь мне, прекрасна вселенна. Все небо нам дало, мой друг, с бытием:
Все в жизни к великому средство; И горесть и радость - все к цели одной: Хвала жизнедавцу Зевесу!") Образ лирического героя. Мысли и чувства в этой элегии раскрываются со стороны Теона, когда тот обращается к Эсхину. Это - чувства несравнимой грусти по поводу потери любимой, размышления о смерти, о смысле бытия. Но также, здесь в параллели следует образ
Надежды. Как некий символ. Благодаря таким стилистическим средствам, как эпитеты: «благовонные брега», «тихоструйный Алфей», «цветущие брега», «улетевшая младость»…; олицетворение: «цвет жизни был сорван; увяла душа»; автор передаёт всеобщее настроение, фоновую окраску происходящего. Синонимический ряд :»жилище Теонаво» - «смиренная хижина», «Теон» - «сопутник юныя жизни»; противопоставления: «блистающим радостью взором глядел на Эсхина Теон, взлгяд был прискорбен, но ясен», «надежда - лукавый
предатель» также передаёт обстановку встречи двух друзей. Кроме стилистических троп, не последнюю роль играет символика. В данном произведении встречаются символы: Надежда, гроб, бытие, смерть, счастье. Каждый из которых раскрывается в той или иной степени, благодаря словам и представлению Теона (см.откровения Теона Эсхину при встрече). Что же касается стихотворения, то это – 4-хстопный амфибрахий,
рифма – женская, открытая, (АВАВ) – перекрёстная. Художественной ценностью произведения является раскрытие вопроса о двоемирии, сущности бытия. Цель баллады-элегии – показать человеческую душу в обоих мирах (“земной” и “заземной”).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |