Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник письменной казахской литературы поэт Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично- го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи- ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что- бы обратиться к подлинным источникам света и знания. Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре- мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились
к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это- го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко содержательны, художественно совершенны, связаны с народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай к творческой работе поэта. Он писал: Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,
Талантливый поэт слагает речь в узор… Абай был знаком с деятелями русского освободительного движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си- бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом- ни писал он что главное – научиться русской науке . Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что- бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла- за.»
Таков был завет Абая. В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли- чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы- вало открытое недовольство богатого байства и привело к тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как политически неблагонадёжный. В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова «Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.
В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго поэт искал нужные слова, как исполнил перед слушателями вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи, как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные ученики поэта – и смятённые чувства влюблённой русской девушки стали песней, которая долго звучала на казахских
праздниках и соревнованиях акынов. В других эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён- ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи, образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас- тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю определить истинное назначение поэта. Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при- теснении слабого сильным и бедного
богатым общую при- чину- несправедливость существовавшего тогда социально- го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе. Джамбул Джабаев.(1846-1945) Народный казахский певец-акын Джамбул пел свои песни, аккомпанируя на народном инструменте - домбре. Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза. Знаменитый акын родился в Жетысу (Семиречье) у подножья горы
Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом. Отец будущего народного поэта был бедным скотоводом-кочевником. Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был известным домбристом (домбра - народный струнный инструмент). Джамбул очень любил слушать его песни и двенадцать
Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях, - вспоминает Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло- дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана. Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул решил жить самостоятельно. Во время «уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам и пел «жарапазан» (обрядовую песню).
Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну Суюнбаю, который, выступав песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые ты поёшь, выбраны очень удачно». Джамбул стал учеником Суюнбая. Акын, выезжая в аулы, брал с собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные учителем, затем он стал петь и свои собственные.
Он готовился к состязаниям с акынами. Для этого он изучал историю своей родины, сказания казахского героического эпоса, песни раздольной степи. И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе». Постепенно ширились слава Джамбула. Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его песен. «Так прожил
я до 55 лет рассказывает Джамбул. -…В 55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась палка. Вместо широкой степи - узкая постель». Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни. Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного шествия Красной Армии. Преображалась его родная степь. И вот престарелый певец, который, казалось, уже завершал
свой творческий и жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией твор- ческая молодость певца-акына нашла своё выражение в многочисленных ярких песнях и поэмах, посвящённых новой жизни в обновлённой казахской степи. Во всех твоих произведениях, больших и малых, Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети- стой и пёстрой, как убранство и быт народов
Азии, богатой сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече- ниями. Явления истории и культуры других народов Джамбул умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него становится «акыном», Калинин - «аксакалом» (т.е. «белобородым» - самым старшим), Горький тоже прибли- жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами краю о солнечном Горьком я песню пою». В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских
Людей и фашизмом. Стихи Джамбула, посланные им в Осажденный гитлеровцами Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были поддержкой для героических защитнеков города. Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё «Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую отомстить за него захватчикам.
Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г не дожив всего нескольких месяцев до своего столетия.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |