ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ И ЕГОВЛИЯНИЕ НА ПЕРЕДОВУЮ МЫСЛЬ ЭПОХИДля многих поколений русскихчитателей имя Радищева окру жено ореолом мученичества за написание Путешествия из Петер бурга в Москву автор был приговорен к смертной казни,заменен ной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемни ки натроне восстановили
Радищева в правах, однако он не изме нил своих взглядов и,не найдя к ним сочувствия со стороны влас тей, в 1802 году покончил с собой.Для русской революционной ин теллигенции XIX века он стал легендарной фигурой,в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии социальныхпроблем российского общества конца XVIII века. После революции 1917 годадоморощенные литературоведы-марксисты увидели в
Ра дищеве даже зачинателясоциализма в России и первого русского материалиста, однако в этих более чемсмелых суждениях они явно шли по стопам В. И. Ленина, который поставил Радищева первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувствонациональной гордости . Чтобы заново вернуть Радищева современному русскомучитателю, требуется снять с его имени слой за слоем идеологическую и прочуюшелуху и попытаться беспри страстно оценить его философские взгляды,литературное
и поэти ческое творчество.Хотя Радищев писал стихи, поэмы,а также сочинил философ ский трактат О человеке, его смертности и бессмертии ,в памяти потомков он остался всего лишь автором Путешествия из Петер бурга вМоскву . Это сочинение получило весьма нелестную харак теристику у А. С.Пушкина, который написал, что оно причина его несчастья и славы, есть оченьпосредственное произведение, не гово ря даже о варварском слоге , У Пушкина,который по праву счита ется создателем русского литературного
языка, были достаточновеские основания для столь сурового приговора. Однако вспомним, что Пушкинсоздавал этот новый язык, безжалостно разрушая ста рый, который был,несомненно, громоздким, корявым, чересчур ар хаичным, зато вполнесоответствовал внутреннему строю пусть варварской , но самобытной русскойдуши, тогда как язык Пуш кина был достоянием довольно узкого круга дерзкой ивольнодум ной молодежи, воспитанной в европейском духе и зачастую с трудомизъяснявшейся на родном варварском наречии.
Можно ли безого ворочноутверждать, что легкость, гладкость, гибкость, плавная те кучесть и изяществоязыка Пушкина свидетельство его несо мненного достоинства по сравнению сязыком Державина, Карамзи на и Радищева? Быть может, правы те, кто считаютстиль Пушкина легковесным, а мысль, выраженную в характерной для него свобод ной,раскованной форме, плоской и упрощенной? Безусловно нет, однако в оправданиеРадищева с его варварским слогом приведем два отрывка
из его стихотворения Ода к другу моему Летит, мой друг, крылатый век,В бездонну вечность все валится.Уж день сей, час и миг протек,И вспять ничто не возвратится никогда.Краса и молодость увяли,Покрылись белизной власы,Где ныне сладостны часы,Что дух и тело чаровали завсегда?Таков всему на свете рок Не вечно на кусту прельщаетМастистый розовый цветок,
И солнце днем лишь просияет, но не в ночь.Мольбы напрасно мы возводим Да прелесть юных добрых летКалечна старость не женет!Нигде от едкой не уходим смерти прочь Однако, если вернуться к Путешествию из Петербурга в Мос кву , то вопиющие недостатки книгидействительно бросаются в глаза. Повесть представляет собой собраниеразрозненных фрагмен тов, связанных между собой лишь названиями
городов идеревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющейнесправедливости помещиков, которые не считают своих крестьян за людей,перемежаются довольно сомнительными соображениями по поводу некоторых правилличной гигиены. Так, например, смышленые крестьянские девушки в отличие отразвращенных светских дам понимают, что чистить зубы вредно и отвратитель нои не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками .
Такие по выражению Достоевского обрывки и кончики мыслей соседствуют с вольнымипереводами из француз ских просветителей. Кроме того, Радищев включил в повестьсвою оду Вольность и Слово о Ломоносове Радищев,желая привлечь публику к своему сочинению, взял за образец модную в то времяповесть Лоренса Стерна Сентименталь ное путешествие по Франции и Италии ,оригинальность которой состоит в том, что
Стерн изящно и остроумно дурачилпростодуш ного читателя, развлекая его пустячными рассуждениями о разно родныхи ничем не связанных между собой предметах. Поражает и трогает наивностьРадищева, который хотел скрыть за модной и привлекательной по его мнению формой всем известные идеи французских просветителей о равенстве, выразив ихвысокопарным стилем Возопил я наконец сице человек родился в мир равен совсем другим . Увы, повесть Радищева вышла в свет в 1790 году, после
Великойфранцузской революции, и попала, что называется, под горячую руку императрицы.Ознакомившись с ней, она почему-то решила, что сочинитель сей книги наполнен изаражен французскими заблуждениями, всячески ищет умалить почтение к влас ти .Она и положила начало мифу о Радищеве, сказав о нем бун товщик хужеПугачева . Не здесь ли начало того рокового процес са, в результате которогорусская литература сделалась в конце концов служанкой революции и сталонеприличным говорить
о чисто художественных достоинствах произведений, авторыкоторых принадлежали к передовой интеллигенции? Достаточно вспом нить хотя быбездарный роман Чернышевского Что делать ко торый, по выражению Ленина, глубоко перепахал не одно поко ление русских революционеров! Как бы то нибыло, Радищев дол жен заново отвоевать себе место в отечественной словесностиесли не как автор слабых в художественном отношении путевых заме ток, то какталантливый поэт, гуманист, философ.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |