Характер,конфликт и особенности сценического действия в драме Гроза Островский в своем творчествене раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким егопроизведением, посвященным этой теме, является драма Гроза , написанная в 1859году. Гроза - без сомнения, самое решительное произведение Островского,взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самыхтрагических последствий
- писал Добролюбов. Среди раздолья русской природы,на крутом берегу Волги раскинулся город Калинов. А за Волгой виднеются селения,поля, леса. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! - восхищаетсяКулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть счастливой. Однакоэто не так. Идет борьба новых сил, молодого поколения с отжившими общественнымипорядками и их
защитниками. Молодое поколение в пьесе представляют Катерина,Варвара, Кудряш, Тихон. Каждый из них по-своему противостоит темному царству ,основными представителями которого являются Кабаниха и Дикой. В основекомпозиции Грозы лежит любовная драма. Завязка действия начинается спризнания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса.
ЛюбовьКатерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувствавходят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с детства. Поэтомуона считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Еестрадания усиливаются еще и тем, что она правдивый и искренний человек обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу . Чувство Катерины ни вком не вызывает самочувствия, одна
Варвара жалеет ее и старается ей помочь.Однако Варвара предлагает Катерине помощь, которая противоестественна дляКатерины и только усиливает ее страдания. Варвара, воспитанная в семьеКабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможностьпротивостоять гнету матери. Варвара живет по принципу делай, что хочешь,только бы шито да крыто было . По этому же принципу живет ее возлюбленныйКудряш, работающий у
Дикого. В образе Дикого показана грубая сила самодурства. РечьДикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях,улучшающих жизнь. Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится илизависит от него материально. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам,Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит от него. Дикой жаден.Смысл его жизни - приобретать и увеличивать свое богатство.
Для этого он небрезгует никакими средствами. Имея тысячи, он чувствует свою силу и наглотребует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого, несмотря навсю его воинственность, есть черты комичного. Кабаниха же самая зловещая фигурав городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные нарелигиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она поедом ест , точит,как ржа железо . Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха -выразитель идей и принципов темного царства .
Она понимает, что одни деньгивласти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, ктоденег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность ксопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однакоих не устраивают патриархальные порядки в доме. Варвара говорит А что заохота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски
Она тайно встречается с Кудряшом ипредлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но онарешает Будь, что будет, а я Бориса увижу! Однако она не может долго скрыватьсвою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубину еестраданий, нравственное величие, решительность и силу воли. Она говорит Борису Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда .
Но публичноепокаяние не приносит ей облегчения. Катерина остается совершенно одна, ейнеоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошным мучениемза совершенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. В такомсостоянии Катерина могла опереться только на любимого человека. Но Борис не могбыть такой опорой. Материально зависимый от
Дикого, он подчиняется его воле иуезжает в торговую слободу Кяхту. Что же осталось Катерине? Куда теперь? Домойидти Опять жить спрашивает она себя Нет, нет, не надо, нехорошо! Илюди мне противны, и дом мне противен, и стены противны Умереть бы теперь Единственный выход, который она находит броситься в
Волгу. Испытав свободу иподлинное счастье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи. Противэтого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру внеравной борьбе она не имела сил.Гибель Катерины - стихийныйвызов темному царству . Именно в непримиримости и решительности протестаКатерины Добролюбов увидел шаткость и близкий конец самодурства .
Бегут вдругие края Кудряш и Варвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться Добролюбов воспринимал гибель Катерины не только как горькую , но и отрадную в ней он увидел протест, доведенный до конца, провозглашенный ипод домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |