Реферат по предмету "Литература"


Трагизм судьбы поэтов “серебряного века” . Трагедия страны

План 1. Главные художественные достижения в поэзии на рубеже ХIХ и ХХ вв. 2. М. И. Цветаева 3. А. А. Ахматова 4. Н. С. Гумилев 5. С. А. Есенин 6. В. В. Маяковский 7. О. Э. Мандельштам Поэты “серебряного века” творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода,


часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия. Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему


продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. В конце 19 века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века — с начала 1890-х гг. до октября 1917 г. — радикально обновились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.


Не менее интенсивно развивалась и литература. Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени отличался далеко не мирным характером общекультурной и внутри-литературной жизни, стремительной — по меркам 19 века — сменой этнических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приёмов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь — после пушкинской эпохи — вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны.


Позднее эта поэзия получила название “поэтического ренессанса” , или “серебряного века” . Главные художественные достижения в поэзии на рубеже 19 и 20 вв. были связаны с деятельностью художников модернистических течений — символизма, акмеизма и футуризма. Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято


выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. Е. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.) . В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) , В. И. Иванов и др.) . “Вторую волну” символизма называют “младшим символизмом” . “Старших” и “младших”


символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание


которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Символ был главным средством поэтического выражения тайных смыслов, созерцаемых художников. Акмеизм Акмеизм (от греческого akme — высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму.


Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистических теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение — “Цех поэтов” . Руководителем “Цеха” стали Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Из широкого круга участников “Цеха” выделялась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов:


Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, и В. И. Нарбут. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого мира. Акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописное четкость образов, точная композиция, отточенность деталей. В стихах акмеистов эстетезировались хрупкие грани вещей, утверждалось “домашняя” атмосфера любования


“милыми мелочами” . Акмеистическая программа ненадолго сплотила самых значительных поэтов этого течения. К началу первой мировой воины рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошел своим путем. Футуризм Футуризм (от латинского futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г когда вышел в свет первый футуристический сборник “Садок судей” (его авторами были Д. Д. Бурлюк,


В. В. Хлебников и В. В. Каменский) . Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Важное следствие футуристических экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного воспитания. Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня


пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого. Нелегкие судьбы были у талантливых, интеллигентных, образованных людей, которые занимались наукой и искусством нашей страны. М. А. Цветаева, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам — все эти поэты имели очень тяжелую судьбу полную потерь и лишений.


Цветаева Марина Ивановна (1892—1941) Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец её, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени


А. С. Пушкина) . Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.


В шестнадцать лет Марина Цветаева самостоятельно осуществила поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо французской литературы. Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общекультурных интересов. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и


по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910) , включавшей в основном все то, что писалось на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Одним из первых на “Вечерний альбом” откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: “Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого” . Ещё более решительно приветствовал появление цветаевской


книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже счел необходимым посетить Цветаеву у нее дома. Непринужденная и содержательная беседа о поэзии положило начало их дружбе — несмотря на большую разницу в возрасте. За “Вечерним альбомом” последовали еще два сборника: “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг” (1913) , изданные при содействии друга юности


Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году. Две последующие ее дореволюционные книги по сути своей продолжают и развивают мотивы камерной лирики. И вместе с тем в них уже заложены основы будущего умения искусно пользоваться широкой эмоциональной гаммой родной стихотворной речи. Это была несомненная заявка на поэтическую зрелость. Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла.


Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себе: “Признай, минуй, отвергни Революцию — все равно она уже в тебе — и извечно… Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, — нет” . Но пришла она к этому сознанию непросто. Продолжая жить в литературе и для литературы, Цветаева писала много, с увлечением.


Стихи ее в ту пору звучали жизнеутверждающе, мажорно. Только в самые трудные минуты могли вырваться у нее такие слова: “Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!” В эти годы Государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму-сказку “Царь-Девица” (1922) . В мае 1922 года ей было разрешено выехать за границу к мужу,


Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Парижского университета. В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Удалось опубликовать книги “Стихи к Блоку” , “Разлука” (обе в 1922) , “Психея. Романтики” , “Ремесло” (обе в1923) , поэму сказку “Молодец” (1924) .


Вскоре отношение Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (“Стихи к сыну” , “Родина” , “Тоска по родине” , “Давно…” , “Челюскинцы” и др.) . Последний прижизненный сборник стихов — “После России. 1922-1925” — вышел в Париже в 1928 году. В одну из самых тяжких для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: “…Мой читатель остается в


Росси, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое — тамошнее!” Начало второй мировой войны она встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой — “Стихи к Чехии” (1938 — 1939) , связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанной ненависти к фашизму. Летом 1939 года, после семнадцати лет эмиграционной жизни, получив советское гражданство,


Марина Цветаева вернулась на родную землю. Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться переводами, она готовит новую книгу стихов. В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31августа 1941годаю.


Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизбежную связь большого искреннего таланта с судьбой России. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых


записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви — в различных оттенках этого своенравного чувства, — надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное.


Она — поэт русского национального начала. Творчество периода эмиграции проникнуто чувством гнева, призрения, убийственной иронией, с которой она клеймит весь эмигрантский мир. В зависимости от этого стилистический характер поэтической речи. Прямая наследница традиционного мелодического и даже распевного строя, Цветаева решительно отказывается от всякой мелодики, предпочитая ей сжатость нервной, как бы стихийно


рождающейся речи, лишь условно подчиненной разбивке на строфы. Поразительной силой сарказма пронизаны ее ода “Хвала богатым” , “Ода пешему ходу” и многие другие стихи военно-обличительного характера. Есть и произведения и личного, лирического плана, но и в них проступает тот же яростный протест против мещанско-буржуазного благополучия. Даже рассказ о собственной судьбе оборачивается горьким, а порой и гневным упреком сытым, самодовольным


хозяевам жизни. Так в небольшом цикле “Заводские” , так в триптихе “Поэт” , в поэме “Заставы” и во многом другом. Особое место в наследие Цветаевой занимают ее поэмы. В сущности, горячий, резкий монолог, то в замедлениях, то в ускорениях стремительного ритма. Известно её пристрастие к стихотворной драматургии. Интерес к театру, драматургии привел Цветаеву к создании трагедии “Ариадна” (1924) и “Ферда” (1927)


, написанным по мотивам античного мифа. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство её поэтической речи было естественным воплощением в слове метущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного


дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века. Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись! Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, — Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь— могила, Что я появлюсь, грозя Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже, И кудри мои вились Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, — Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли И пусть тебя не смущает


Мой голос из-под земли. 3 мая 1913 Ахматова Анна Андреевна (1889 –1966) Настоящая фамилия Горенко. После того как в 1905 году семья родителей распалась, мать с детьми переехала в Евпаторию, оттуда в Киев. Там Ахматова окончила гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. В 1910 году вышла замуж за Н. С. Гумилева. Вместе с ним была в 1910 и 1911году в


Париже, в 1912 году в Италии. В 1012 году родился единственный сын — Л. Н. Гумилев, известный историк и этнограф. По воспоминаниям Ахматовой, первые стихи она написала еще в 11 лет, но они не сохранились. Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале “Сириус” , издававшемся Н. С. Гумилевым, но затем последовал перерыв до 1911 года.


Тогда Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием “Вечер” . Здесь начинают проявляться черты, на многие годы определившие ее творческую репутацию. “Вечер” имел значительный успех, но подлинная известность пришла к поэтессе после выхода в свет сборника стихов “Чётки” (1914) . Несмотря на неблагоприятную ситуацию (через несколько месяцев началась война) , “Четки” приобрели


большую популярность. В ранней поэзии Ахматова отчетливо прослеживается как отталкивание от многих особенностей творчества, выработанных символизмом, так продолжение тех традиций, которые сделали символизм наиболее заметным поэтическим течением начала 20 века. Стихи Ахматовой избегают экзотичности и романтической “всеобщности” в описании примет действительности, заменяя их предельной конкретностью описаний, теснейшим образом связанных с повседневной жизнью.


Чувствуя связь поэзии Ахматовой с поэтическими принципами крупнейших поэтов русского символизма, особенно Блока, что было подчеркнуто поэтессой в дарственной надписи на сборнике “Четки” , поднесенному Блоку: От тебя приходила ко мне тревога И уменье писать стихи. Принадлежа к числу поэтов-акмеистов и развивая многие принципы акмеизма в своих стихах, Ахматова в то же время тяготится дисциплиной, царящих в их рядах.


Но при этом внутренние принципы поэзии Ахматовой все более стремятся к заложенному в акмеизме тяготенью реализовать имеющие в слове возможности расширить историко-культурное богатство. Третий сборник стихов Ахматовой “Белая стая” (1917) отличается расширением тематического репертуара поэтессы. В этой книге заметное место стали занимать темы, касающиеся только не только личные переживания, но и теснейшим способом связанные с событиями войны и приближающейся революции.


В стихотворениях происходит решительное изменение поэтической манеры Ахматовой, на смену интонациям обычного разговора приходят интонации одические, пророческие, что влечет и смену в стиховом плане. Вместе с тем поэзия времени “Белой стаи” все больше и больше насыщается цитатами из лирики пушкинской поры. Это позволяет выделить в творчестве Ахматовой особый “пушкинский слой” , который со временем становится все более насыщенным.


В поэзии Ахматовой находим отклики и на события современности, особенно политические. Особое место среди этих откликов занимают стихи, написанные вскоре после Октябрьской революции. В стихотворении “Когда в тоске самоубийства…” (1917) , которое в поздней редакции начинается строкой “Мне голос был. Он звал утешно…” , открыто говорится о неприятии поэтессой революционных событий, но одновременно с этим — о невозможности оставить


Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний. В 1918 — 1923 годах поэзия Ахматовой пользовалась большим успехом, ее стихи многократно переиздавались, но в середине 20-х годов началось многолетнее молчание, длившееся до середины 30-х годов. Стихи, написанные Ахматовой между 1917 и 1941 годами, наглядно показывают, что не сразу, не вдруг ее лирическая муза освоилась с новой действительностью, начала звучать в унисон с чувствами, которыми жил


в бурную первую часть века своей послеоктябрьской эпохи. Лирика Ахматовой безраздельно принадлежит своей эпохе, вобрала ее в себя. Время щедро одарило ее счастьем и горем, восторженным вниманием поклонников ее таланта и несправедливо суровыми обвиненьями во враждебности ее музы народу, радостью дружбы и чувством горестного одиночества. В 1935 году был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич


Гумилёв. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды — в 1935,1938 и 1949 годах) . Вместе со всем народом переживала поэтесса трагедию сталинских репрессий. И когда одна из женщин, стоявших рядом с ней, спросила шепотом: “А это вы множите описать?” , Ахматова ответила: “Могу” . Так рождались стихотворения, вместе составившие “Реквием” . Цикл “Реквием” не существует в поэзии поэтессы изолированно.


Мир поэзии Ахматовой — мир трагедий. Мотивы беды, трагедии в ранней поэзии воплощаются как мотивы личные. Любить Родину для Ахматовой совсем не просто: именно на родной земле приходилось ей испытывать ни с чем не сравнимые муки. Можно только поражаться тому, что гонимая, обливаемая потоками клеветы, испытывающая ужас беззащитности перед обрушившимся на нее горем, Ахматова не бросила ни единого упрека Отчизне. Важнейшим рубежом на творческом пути


Ахматовой стал 1941 год — начало Великой Отечественной войны. Война застала Ахматову в Ленинграде, который к осени стал фронтовым городом, и поэтесса, как и все ленинградцы, пронесла сквозь 900 дней блокады невиданные в истории человечества мужество и стойкость. Любовь к России спасла поэтессу в 1917 году от соблазна уехать за границу, в эмиграцию. Любовь к родной земле, любовь, укрепленная опытом и мудростью прожитых трудных лет, ввела русскую поэтессу


Анну Ахматову в круг русских советских поэтов. Говоря о стихах Ахматовой, написанных в военные годы, отмечая и выделяя их гражданский и патриотический пафос, было бы неправильно умолчать о том, что в эти же годы и месяцы нередко, как отзвуки прошлого, прорывались стихи, продиктованные отчаянием и острым ощущением трагического одиночества. Но тот прорыв в большой мир народной жизни, выражением которого была патриотическая лирики


Ахматовой 1941-1945 годов, не прошел бесследно в ее творческой биографии. Как закономерное продолжение патриотической лирики военных лет прозвучали в иное, мирное время написанные в 50-х годы стихи “Говорят дети” , “Песня мира” , “Приморский парк Победы” . Одновременно с поэзией Ахматова занималась переводами мировой поэтической классики, народной поэзии, стихов современных поэтов. Как итог сложно прожитой жизни звучат заключительные строки автобиографии,


написанные Ахматовой в предисловии к изданному в 1961 году сборнику стихов: “Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных” . Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу,


И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу, Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни,


Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912 Гумилев Николай Степанович (1886 –1921) Гумилев Николай родился в 1886 году в Кронштадте, в семье морского врача. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в


Царское Село. Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано, а первые в печати его стихотворение появилось в газете “Тифлисский листок” в Тифлисе, где семья поселилась в 1900 году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в 7 класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И. Ф. Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика.


Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. В конце 1903 года он познакомился с гимназисткой А. А. Горенко, будущей Анной Ахматовой. Чувство к ней во многом определило женские образы первого сборника стихов “Путь конкистодоров” (1905) , где был создан определяющий для поэзии Гумилева образ одинокого завоевателя, противопоставившего тусклой действительности свой мир.


В 1906 году, окончив гимназию, поэт уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне, изучает французскую литературу, живопись, театр. В 1908 году выходит второй сборник, “Романтические цветы” , посвященный А. А. Горенко. В. Я. Брюсов отметил, несмотря на ученический характер книги, несомненно возросшее мастерство поэта. В мае 1908 года Гумилев возвращается в Россию, начинает выступать как критик в газете “Речь”


. Интересом к Востоку вызвана двухмесячная поездка осенью 1908 года в Египет. Тогда же он поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1909 году переводится на историко-филологический факультет. Публикует стихи рассказы, критические заметки. В рубрике “Письма о русской поэзии” , которую он вел постоянно, Гумилев высказывал мнения почти обо всех значительных поэтических сборниках, вышедших в 1909


— 1916 годах, причем большинство его прогнозов о развитии индивидуальностей оказались точными. В декабре 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию. Вернувшись в Петербург, издает сборник стихов “Жемчуга” (1910) , который приносит ему широкую известность. Разгоревшаяся полемика вокруг символизма выявили глубокий кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникло новое литературное течение — акмеизм, созданное


Н. Гумилевым и С. Городецким. Акмеисты противопоставляли себя не только символистам, но и футуристам. Первым акмеистическим произведением Гумилева считали поэму “Блудный сын” , написанную в 1911 году и включенную в вышедшую через год первую “акмеистическую” книгу стихов “Чужое небо” (1912) . Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны.


Редкие для прапорщика награды — два солдатских “Георгия” — служит лучшим подтверждением боевых подвигов. Его не зря называли поэтом-воином. Он изнутри видел и сознавал ужас войны, показал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, царским началом и в поэзии, и в жизни. В конце 1915 года выходит сборник “Колчан” , свидетельствующий, как и драматическая сказка “Дитя


Аллаха” (1917) , и драматическая поэма “Гондола” (1917) , об усилении в творчестве Гумилева повествовательного начала. В “Колчане” же начинает рождаться новая для Гумилева тема — “о России” . Октябрьская революция застала Гумилева за границей. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника” . В мае 1918 года он вернулся в


Петроград. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилев был привлечен М. Горьким к работе в издательстве “Всемирная литература” , преподавал в литературных студиях, читал лекции в институтах. В 1919 году издает сборник стихов “Костер” , который считался одним из самых прекрасных и волнующих. В 1921 году выходит книга “Огненный столп” , посвященный второй жене Гумилева — А. Н. Энгельгард. Жизнь Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. “Преступление”


Гумилева заключалось в том, что он “не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался” . Никаких других материалов, которые изобличали бы Гумилева в антисоветском заговоре, нет. Мотивы поведения Гумилева зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг,


с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти “с доносом” . Свою жизнь Гумилев построил как приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов. В своем последнем Гумилев сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги.


Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым — одним из лучших русских поэтов начала 20 века. Когда из темной бездны жизни Мой гордый дух летел, прозрев,


Звучал на похоронной тризне Печально-сладостный напев. И в звуках этого напева, На мраморный склоняясь гроб, Лобзали горестные девы Мои уста и бледный лоб. И я из светлого эфира, Припомнив радости свои, Опять вернулся в грани мира На зов тоскующей любви. И я раскинулся цветами, Прозрачным блеском звонких струй,


Чтоб ароматными устами Земным вернуть их поцелуй. Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-клепевской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912) , который он пытался опубликовать в


Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игоревн” , поэзию Лермонтова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказали влияние


Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские


образы, христианские мотивы. В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые” , хотя и “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта-самородка” , помог ему, познакомил с писателями и издателями. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. В начале 1916года выходит первая книга “Радуница” , в которую входят стихи, написанные


Есениным в 1910-1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво. Основой есенинского мировоззрения является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.


В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная” , смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные” . В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь — “царевною сонную” , к “веселой вере” , которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереби…” (1916) поэт как будто предсказывает революцию — “преображение”


России “через муки и крест” и гражданскую войну. Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление о всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из законов мира Есенина — это всеобщий метаморфоз (что позже привело поэта к имажинистам) . Люди, животные, растения, стихи и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу.


Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих) , ее язык обнаруживает немало областей, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень” . В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви,


окрашенные в чувственные тона, — “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916) , “Запели тесаные дроги” (1016) . Но уже отчетливей проступают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” . Меняется герой есенинской лирики — он то “нежный отрок” , “смиренный инок” , то “грешник” , “бродяга и вор” , “разбойник с кистенем” и т.д. Эта же двойственность определяет и образ “нежно хулигана” в стихах


Есенина периода “Москвы кабацкой” (1924) . События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” . Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник “Голубень” , вобравший в себя стихи 1916 –1917 годов.


Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918) , “Сельский часослов” (1918) . В 1919 году “Ключи Марии” , в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цель. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 — 1919 годах. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ.


Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918) . Оно развивается в двух планах: береза — девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке.


Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Берёзка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога ” , "Песни, песни, о чем вы кричите? ", "Я покину. родимый дом ", "Закружилась листва золотая " и т.д.


Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922—1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу ” , “Отговорила роща золотая ” , “Мы теперь уходим понемногу ” и др.) .” Не жалею” не зову, не плачу ) — (1922) — одна из вершин есенинской поэзии, Это стихотворение проникну то лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует “земными” образами,


выписанными ярко и сочно Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIХ века (“о моя утраченная свежесть” ) и типично есенинское народно-человеческое “буйство глаз и половодье чувств” Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира (“белых яблонь дым” , “страна березового ситца” , “весенней гулкой ранью” ) — образ мифологический, символический — образ розового коня.


Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого. Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой" во всем многообразии ее оттенков.


Это и является высшим идеалом поэта. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня — это” Русь уходящая” . 06 этом свидетельствует его поэма “Сорокоуст” (1920) , сборники стихотворений” Трерядница” (1920) , “Исповедь хулигана” (1921) , "Стихи скандалиста" (1923) ,” Москва кабацкая” (1924) , “Русь Советская” (1925) “Страна Советская" (1925) , "


Персидские мотивы" (1925) . Поэма "Анна Снегина" (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной. Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русы” . Я последний поэт деревни,


Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть.


Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! (1920) Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930) Владимир


Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдаде, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки. События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи,


знакомился с социал-демократической литературой. После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал Пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев. Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство.


В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя, который мучительно и напряженно стремится познать самого себя (“Ночь", “Утро", "А вы могли бы? ", "От усталости", "Кофта фата") . В стихотворениях "Нате! ", "


Вам! ", "Ничего не понимаю", "Вот как я сделался собакой" реальное историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть “чужим” в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики. В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным драматургическим вариантом ранней лирики — трагедией “Владимир Маяковский” . Б.


Пастернак писал: “Трагедия называлась “Владимир Маяковский” . Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания” . Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма “Облако в штанах” (первоначальное название “Тринадцатый апостол” ) . В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного


существующим строем, которое поднимается на борьбу. В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает сатирические гимны (“Гимн судье” ,” Гимн здоровью” , “Гимн обеду” , “Гимн взятке” , “Гимн критику” ) . В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы “Война и мир” , “Человек” . Предчувствие грядущих революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении


этих предсказаний. Маяковский предугадал в “Войне и мире” моральный образ будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме “Человек” автор продолжает эту тему. Человек свободный, “настоящий” приходит на Землю, но она, “окаянная” , оковывает его, противопоставляя “океаны любви” , “золото ворот денег” . Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира.


Маяковский восторженно противопоставлял Октябрьскую революцию: “Моя революция” , и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период. Он стремился дать “…героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи” . Он пишет стихи, славящие строительство коммунизма, советского человека, социалистическую Родину. В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского — важная часть его творческого наследия.


В 1918 году поэт пишет “Мистерию-буфф” , в 1921 — “150 000 000” , в 1923-1924 гг. — “IV Интернационал” . В В. И. Ленине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему поэму “Владимир Ильич Ленин” (1924) . Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах “Клоп” (1928) и “Баня” (1929) , персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра. В 1925 году поэт отправляется в


Америку. Это была его шестая заграничная поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925-1926 годах: “Товарищу Нетте — пароходу и человеку” , “Блэк энд уайт” , “Стихи о советском паспорте” , “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", “Бродвей” и другие. В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму “Хорошо” , которая стола одним из


крупнейших завоеваний социалистического реализма. Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо” (1925) . Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке “Во весь голос” (1930) . Было написано лишь вступление. “Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу” , — так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно


насыщенную, яркую жизнь. “Жизнь прекрасна и удивительна!” — таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще “очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг” . Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность


потомкам. Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и говорил. РАДОВАТЬСЯ РАНО Будущее ищем. Исходили версты торцов. А сами расселились кладбищем, придавлены плитами дворцов.


Белогвардейца найдете— и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай! Сеете смерть во вражьем стане. Не попадись, капитала наймиты. А царь Александр на площади Восстаний стоит? Туда динамиты! Выстроили пушки по опушке, глухи к белогвардейской ласке.


А почему не атакован Пушкин? А прочие генералы классики? Старье охраняем искусства именем. Или зуб революций ступился о короны? Скорее! Дым развейте над Зимним— фабрики макаронной! Попалили денек-другой из ружей и думаем — старому нос утрем. Это что! Пиджак сменить снаружи — мало, товарищи!


Выворачивайтесь нутром! (1918) Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938) Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе” . Никогда и ни в чем не изменяя своему призванию, поэт вместе с тем позиции пророка, жреца


предпочитал позицию живущего вместе с людьми, создающего насущно необходимое людям. Наградой ему были гонения, нищета, наконец, гибель. Но оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые, остались жить — и теперь входят в наше сознание как высокие образцы достоинства, силы человеческого гения. Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в


Варшаве в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для поэта Петербург: здесь вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище, затем учился на романо-германском отделении филологического факультета университета. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, печататься и в 1913 году выпустил первую свою книгу “Каменный” . Покинув вскоре город на Неве, Мандельштам еще будет возвращаться сюда, “в город, знакомый до слёз,


до прожилок, до детских припухших желез” — но всякий раз возвращаться ненадолго. Впрочем, встречи со “столицей северной” , “Петрополем прозрачным” , где “каналов узкие пеналы подо льдом еще черней” , будут частыми — в стихах, порождённых и чувством кровной причастности своей судьбы судьбе родного города, и Преклонением перед его красотой, и ощущением значительности его роли в истории не только России, но — мира. Пробовать свои силы в поэзии


Мандельштам начал, очевидно, в 1907—1908 годах, впервые его стихи были опубликованы в августовской книжке журнала “Аполлон” в 1910 году. Пройдёт совсем немного времени, и поэзия станет смыслом и содержанием его жизни. Это был человек открытый, радостно идущий навстречу людям, не умевший ловчить, притворяться, а тем более лгать. Никогда он не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту свободу: благополучие не было для него условием творчества.


Несчастий он не искал, но и за счастьем не гнался. “Почему ты вбила себе в голову, что обязательно должна быть счастливой?” — говорил он, отвечая на упреки жены. Он искренне пытался вписаться в новую жизнь, вслушиваться в голос будущей вокруг жизни, но постепенно ощущал ее противодействие себе. Не раз оказывался он на грани гибели. Так было, когда в 1919 году, спасаясь от голода, поэт уехал из


Москвы; дважды по нелепым обвинениям Мандельштама арестовывали белые, и только благодаря счастливым обстоятельствам ему удалось спастись. Он не стал изворачиваться и в 1934 году, арестованный по обвинению в авторстве стихов, где были сказаны неслыханно резкие слова в адрес Сталина, не подумал хитрить, тем самым подписав себе смертный приговор. Едва ли сыскать в истории русской литературы поэта, судьба которого была бы столь же трагична, как


судьба Мандельштама. Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года вернулся в Москву, но не прошло и года, как он был вторично арестован по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в дальневосточный лагерь, где вскоре погиб. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года. В памяти тех, кто знал Мандельштама, он остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг


и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. В этом убеждают и его стихи, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о времени и человеке, трагическими метаниями в предчувствии настигающей его гибели. Они всегда глубоко человечны, одаривают читателя радостью встречи с истинным — высоким и прекрасным! — искусством: Уходят вдаль людских голов бугры, Я уменьшаюсь там — меня уж не заметят,


Но в книгах ласковых и в играх детворы Воскресну я сказать, что солнце светит. ВЕК Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь-строительница хлыщет Горлом из земных вещей, Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней. Тварь, покуда жизнь хватает, Донести хребет должна,


И невидимым играет Позвоночником волна. Словно нежный хрящ, ребенка, Век младенческий земли. Снова в жертву, как ягненка, Темя жизни принесли. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать. Это век волну колышет Человеческой тоской, И в траве гадюка дышит Мерой века золотой.


И ещё набухнут почки, Брызнет зелени побег, Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный жалкий век! И с бессмысленной улыбкой Вспять глядишь, жесток и слаб, Словно зверь, когда-то гибкий, На следы своих же лап. Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей И горящей рыбой мещет В берег теплый хрящ морей.


И с высокой сетки птичьей, От лазурных влажных глыб Льется, льется безразличье На смертельный твой ушиб. 1922 Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен смести все. Но при грохоте оружия — Русско-японской, Первой мировой, других войн — музы не молчат. Я вижу, я слышу, я чувствую, как бьются раскаленные сердца поэтов, чьи стихи ворвались ныне в нашу


жизнь. Ворвались — и едва ли забудутся. “Серебряный век” — это время ярких метафор, неустанных поисков глубинного смысла слов, звуков, фраз. “Серебряный век” … Удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития русского стиха. Возвращение романтизма? Очевидно, в какой то мере и так. В целом же — зарождение нового поколение стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину,


многие погибли под жерновами гражданской войны и сталинского безумия. Но права была Цветаева, воскликнувшая: Моим стихам, как драгоценным винам, — Настанет свой черед! И он настал. Многие сейчас все пристальнее смотрят на эти страницы, открывая для себя великие истины, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. Мне радостно, что я среди этих многих.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.